Разработка новых информационных технологий — одно из важнейших направлений деятельности Microsoft. Microsoft инвестирует в эту область 9 миллиардов долларов в год, больше, чем любая другая компания в исследования и разработки.
Стив джобс и билл гейтс
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СТИВА ДЖОБСА И БИЛЛА ГЕЙТСА НА ОСНОВЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И СИТУАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ
Данная статья посвящена рассмотрению поведенческого и ситуационного подходов к лидерству через анализ стилей руководства двух американских предпринимателей, Стива Джобса и Билла Гейтса, и делает вывод, что эти лидеры имеют как различия, так и сходства в своих методах руководства. Цель данной статьи — изложить принципы предпринимательского лидерства, основанные на успешном опыте предыдущих поколений.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СТИВА ДЖОБСА И БИЛЛА ГЕЙТСА НА ОСНОВЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И СИТУАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ
Аннотация Данная статья посвящена исследованию поведенческого и ситуационного подходов к лидерству через анализ стилей лидерства двух американских интрапренеров — Стива Джобса и Билла Гейтса — и делает вывод, что оба лидера имеют как сходства, так и различия в своих методах лидерства. Цель данной статьи — установить некоторые принципы лидерства, основанные на успешном опыте предыдущих поколений.
Библиографическая ссылка на статью: Домрачева Е.С. Сравнительный анализ стилей управления Стива Джобса и Билла Гейтса на основе поведенческих и ситуационных теорий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3897 (accessed 05.10.2022).
Введение
В стремительно развивающемся 21 веке наибольший интерес для наблюдателей представляют компании, занимающиеся разработкой и продвижением информационных технологий. Две американские компании, Microsoft и Apple, были и остаются лидерами в этой области. Анализ стилей управления этих компаний должен стать своего рода руководством для предпринимателей, которые хотят добиться успеха в своем бизнесе. В данной статье будут рассмотрены методы и тактика Стива Джобса и Билла Гейтса, проведен сравнительный анализ для определения их преимуществ и недостатков. По мнению автора, лучшим способом проведения такого рода исследований является поведенческая и ситуационная теория лидерства. Преимущества этих подходов заключаются в разнообразии методов и теорий, в их смысловой ценности и содержании.
Поведенческий подход в теории лидерства
Поведенческий подход основан на предположении, что на эффективность лидера влияет тактика, которую он выбирает для общения с подчиненными. Таким образом, поведенческий подход основан на изучении методов и приемов управления, присущих стилю руководства конкретного лидера.
Наиболее известные поведенческие теории: теория лидерства К. Левина, матрица управления Д. Мутана и Р. Блейка, теория x и y Д. МакГрегора, модель лидерства Р. Лайкерта, Э. Флейшмана и Е. Харрис и др.
Δ. Теория x и y МакГрегора
Одной из наиболее известных моделей поведенческого лидерства является теория «x» и «y» Дугласа МакГрегора. Американский социальный психолог выдвинул 2 теории поведения человека в управлении.
Согласно теории «х», «из-за добровольности работников (или по другим причинам) менеджер постоянно контролирует их действия»[7]. В этой системе у работников нет свободы выбора. Амбиции сотрудников не раскрываются, потому что руководитель не доверяет им в силу сложившихся обстоятельств. Согласно этой теории, люди нуждаются в принуждении и мотивации со стороны лидера.
Теория лидерства К.Левина
Согласно теории лидерства К. Левина, существует три стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер обладает всей полнотой власти и не делегирует никаких полномочий подчиненным.
Демократический стиль основан на распределении задач и обязанностей между всеми сотрудниками.
Либеральный стиль — стиль, при котором лидер минимально вовлечен в деятельность команды, а команда свободна в принятии решений.
На основании представленных выше доказательств автор статьи пришел к выводу, что основатель Microsoft принадлежит к демократическому стилю управления.
Гейтс утверждает: «Моя работа заключается, прежде всего, в определении стратегии и направления деятельности команды. Из этого активного процесса я должен выбрать то, что наиболее важно, и убедиться, что это дойдет до пользователя»[2]. По мнению экспертов, Билл создал удивительную команду разработчиков. У них есть чувство сплоченности и ненасытное стремление к работе.
Согласно журналу Fortune, секрет Гейтса в том, что он легко находит поддержку для своей команды. Он способен «разделить со своей командой желание изменить мир вычислительной техники». Команда Microsoft чувствует себя более приверженной этой цели, чем другие компании, потому что ее возглавляют руководители, которые работают в той же команде»[3].
Еще один момент — Билл всегда старается поддерживать контакт со своими сотрудниками, между ними нет никаких договоров и формальностей. Сотрудники в разных областях могут общаться со своими коллегами по электронной почте, включая самого Билла:
«Наша система электронной почты, в которой нет субординации, гарантирует, что любой, кому необходимо знать о проблеме, будет проинформирован о ней в течение сорока восьми часов»[3]. Билл считает, что «деловая переписка через Интернет — лучший способ быть в курсе самых важных событий в компании»[6]. По словам сотрудников компании, сам Гейтс известен тем, что оперативно реагирует на новости.
Генеральный директор Apple отличался авторитарным стилем управления. По словам бывших сотрудников, Джобс был очень «дотошным и скрупулезным микроменеджером»[4], который контролировал деятельность всех отделов и управлял рабочим процессом от начала до конца. Стив лично курировал все маркетинговые вопросы, рассматривал все детали сделок, заключенных компанией, и лично проводил встречи с рекламными агентствами. Будучи нарциссическим руководителем («переоценивающим свою значимость, достижения и таланты, ожидающим признания своего превосходства без обоснования своих качеств или достижений», считающим себя «чем-то особенным, уникальным, что может быть понято и принято только экспертами, влиятельными людьми или общественными институтами»[9]), Джобс также был склонен приписывать себе заслуги команды: «В Apple ни один сотрудник никогда не думал о публичном признании. Даже самые высокопоставленные менеджеры должны были обуздать свою гордость и отступить в тень перед величием Стива Джобса»[4].
Генеральный директор компании предпочитал следовать только своим собственным правилам. Это касалось как сотрудников, так и партнеров Apple. Джобс не искал расположения окружающих, вся его деятельность была направлена исключительно на достижение целей. Для этого он часто использовал тактику запугивания сотрудников на всех уровнях. При наборе новых сотрудников он часто использовал методы провокации и тестирования личности, чтобы проверить силы кандидата.
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона
Модель Врума-Йеттона фокусируется на анализе методов и способов принятия решений конкретными лидерами. При ситуационном подходе выбор метода принятия решений напрямую зависит от ситуации.
Врум и Йеттон выделяют пять способов принятия решений:
- Первый режим характеризуется односторонним принятием решений на основе имеющихся данных.
- Второй метод основан на взаимодействии руководителя с подчиненными для получения информации, необходимой для решения проблемы. Сотрудники могут быть не проинформированы о проблеме, хотя они непосредственно вовлечены в процесс.
- Третий метод характеризуется тем, что в процессе принятия решения менеджер консультируется с той частью команды, с которой непосредственно связана проблема. На основе полученных идей и предложений он принимает окончательное решение (это решение не обязательно должно совпадать с мнением рабочей группы).
- Четвертый метод отличается от третьего тем, что при принятии решений лидер интересуется мнением всего коллектива, а не только его части. Как и в третьем методе, руководитель самостоятельно принимает окончательное решение (это решение не обязательно должно совпадать с мнением трудового коллектива).
- Пятый метод является наиболее демократичным по отношению к группе рабочих, поскольку заключается в совместном обсуждении возникшей проблемы между лидером и рабочими. Окончательное решение — это своего рода консенсус между мнениями руководителя и его подчиненных.
Давайте рассмотрим эту модель на примере компании Apple. В своих решениях Стив Джобс руководствовался собственным мнением, а не мнением подчиненных, но в компании часто проводились совещания с руководителями отделов. Руководители отделов также провели аналогичные встречи со своими подчиненными. Эти встречи использовались для разработки новых идей и обсуждения стратегий. В ходе обсуждения лидер часто предлагал новые идеи, которые затем обсуждались и постепенно воплощались в жизнь. Иногда Стив отличался тем, что обращался со своими подчиненными особенно сурово:
«Возражения были допустимы и даже желательны, и Джобс иногда излучал уважение к своему оппоненту. Но вы также должны были быть готовы к тому, что вы можете упасть и откусить голову своему противнику»[1] Джобс не только уважал своего противника, но и был готов к тому, что он может упасть и откусить голову своему противнику.
Что касается основателя Microsoft, то в Microsoft, как и в Apple во времена Стива, ни одно решение не может быть принято без консультации с главой компании. По мнению Гейтса, встречи не всегда должны проводиться со всей дружной группой сотрудников, а только с «самыми важными лицами, принимающими решения»[2]: «Всем остальным лучше заняться своими непосредственными задачами прямо сейчас. Если в комнате больше трех или четырех лиц, принимающих решения, вы можете быть уверены, что перераспределение лиц, принимающих решения, является основной частью проблемы»[2].
Таким образом, несмотря на существенные различия в стиле управления, для обоих лидеров характерен третий тип принятия решений, выявленный Врумом и Йеттоном, независимо от ситуации.