«Только благодаря бортпроводникам я выжил», — рассказал Би-би-си пассажир Дмитрий Хлебушкин: «Девушки стояли в помещении, где был газ, где было темно, где была самая высокая температура, и они вытаскивали оттуда людей и помогали им спуститься по трапам.
В Шереметьево погиб 41 пассажир рейса «Москва – Мурманск». Что известно на данный момент
5 мая в аэропорту Шереметьево во время аварийной посадки загорелся самолет SSJ-100, направлявшийся из Москвы в Мурманск. На борту самолета находилось 78 человек, 41 из которых погиб, по данным Следственного комитета России. Правмир сообщает, что известно на данный момент об этом инциденте.
Пассажирский самолет SSJ-100 с бортовым номером RA-89098 рейса SU-1492 вылетел из Москвы в Мурманск в 18:02. На борту находилось 78 человек.
Основная версия заключается в том, что в самолет ударила молния. Посадка удалась только со второй попытки после 28 минут полета, сообщает РИА Новости. Во время жесткой посадки у самолета сломались стойки и загорелись двигатели. Хвост самолета полностью вспыхнул.
Экипаж эвакуировал пассажиров по надувному трапу. Это заняло 55 секунд. Правило для чрезвычайной ситуации — 90 секунд. Спасательная команда и парамедики прибыли на место происшествия через две минуты после приземления самолета, в 18:32.
Погибли один член экипажа и 40 пассажиров, в том числе двое детей. Тридцать семь человек выжили, сообщили в следственном комитете. Пострадавшие находятся на лечении в больницах Москвы и подмосковных Химок с различной степенью тяжести.
Следственный комитет России возбудил по факту катастрофы уголовное дело по статье 263 УК РФ «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Международная комиссия гражданской авиации также проводит собственное расследование.
Родственники и друзья пассажиров самолета могут позвонить по круглосуточному телефону МЧС России для получения психологической поддержки и информации: 8-800-775-17-17.
Авиакатастрофа стала самой серьезной в России с 11 февраля 2018 года, когда самолет «Саратовских авиалиний» разбился через четыре минуты после взлета из Домодедово. Тогда погиб семьдесят один человек.
Аварийная посадка
Самолет SSJ-100 вылетел из Москвы в Мурманск в 18:02, сообщает пресс-служба Саратова. Вскоре после взлета экипаж сообщил о неисправности и решил вернуться на аэродром взлета. Только со второй попытки, в 6.30 вечера, самолету удалось приземлиться.
Во время посадки, согласно первоначальной информации от аварийных служб, самолет дважды упал на взлетно-посадочную полосу, а затем загорелся. По данным пресс-службы Аэрофлота, возгорание началось с двигателей самолета.
Основная версия — в самолет ударила молния, сообщили ТАСС в спасательных службах. Информацию о молнии подтвердил один из членов экипажа. Дмитрий Хлебушкин, пассажир рейса Москва-Мурманск, согласен с ним.
«Я думаю, что молния ударила в самолет. По крайней мере, я видел вспышку, похожую на нее. Пожар начался после приземления», — сказал он, сообщает РИА Новости.
Пилот суперджета решил приземлиться в Шереметьево после того, как отказала радиосвязь с землей. Он сообщил о потере радиосвязи и некоторое время поддерживал контакт с авиадиспетчерами по аварийному каналу, но затем и это стало невозможным, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник.
Самолету пришлось садиться в ручном режиме из-за отказа электронных систем. SSJ-100 имел полные топливные баки. Без связи с авиадиспетчерами было опасно маневрировать над Москвой и дозаправляться.
По данным Интерфакса, самолет трижды ударился о взлетно-посадочную полосу, из баков вытекло топливо и вспыхнуло пламя, охватившее заднюю часть фюзеляжа. Пожар был настолько сильным, что полностью уничтожил хвостовую часть самолета, сообщает ТАСС.
Пассажиры эвакуировались из самолета по надувным трапам. Эвакуация заняла 55 секунд по сравнению с 90 секундами. Из 78 человек 37 были спасены.
Спасательная команда и парамедики прибыли на место происшествия всего через две минуты после приземления самолета, в 6:32 вечера.
Данные о погибших
В результате крушения SSJ-100 в Шереметьево погиб 41 человек, сообщила Елена Марковская, пресс-секретарь Московского межрегионального следственного управления Следственного комитета России на транспорте. На борту находились 40 пассажиров и один член экипажа.
Стюардесса, 22-летний Максим Моисеев, погиб, сообщают Вести. Он до последнего момента помогал спасать людей из горящего самолета. Ему помогали его коллеги Татьяна Касаткина и Ксения Фогель. Им удалось выжить, как и двум пилотам. В общей сложности 37 человек выжили.
Около 20 родственников погибших пассажиров оставались в Шереметьево до утра. Им помогали психологи из МЧС и Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Щербского.
Еще восемь членов семей жертв авиакатастрофы находятся в Мурманске, где создан оперативный центр. Они также получают там психологическую поддержку, сказала журналистам министр здравоохранения России Вероника Скворцова.
Во время посадки, согласно первоначальной информации от аварийных служб, самолет дважды упал на взлетно-посадочную полосу, а затем загорелся. По данным пресс-службы Аэрофлота, возгорание началось с двигателей самолета.
«Нужно по-другому немножко пилотировать»
Рейс Москва-Мурманск вылетел из Шереметьево по расписанию около 18:00 5 мая 2019 года. Несмотря на хорошие погодные условия в районе аэропорта, самолет, находясь на высоте около трех километров, столкнулся с грозой, в результате чего в него несколько раз ударила молния. Такие инциденты довольно распространены и обычно не приводят к серьезным неисправностям, но в случае с SSJ 100 они привели к временной потере связи, отказу некоторых электронных систем и переходу в режим прямого управления.
Из-за этих неисправностей пилоты решили вернуться в аэропорт и объявили о намерении совершить посадку, используя резервный канал связи. Они были вынуждены приземлиться в ручном режиме и с превышением допустимого посадочного веса — из-за неиспользованного топлива — но самолет оставался управляемым.
Согласно предварительному отчету Межгосударственной авиационной комиссии (МАК), на первом этапе посадка прошла без существенных отклонений, но после выхода на глиссаду (оптимальная траектория полета самолета, снижающегося непосредственно перед посадкой) самолет отклонился от нормальных значений скорости и тангажа и коснулся земли со значительной перегрузкой. Он поднялся на два метра над взлетно-посадочной полосой и снова приземлился, на этот раз g-нагрузка была значительно выше допустимой. В результате основные балки шасси были серьезно повреждены. После очередного контакта с землей стойки отказали, самолет продолжал лететь фюзеляжем и крыльями по взлетной полосе, а хвостовая часть загорелась.
«Сначала казалось, что после удара молнии с самолетом ничего страшного не произошло», — говорит Валерий Постников, исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий. Был ли самолет цел? Все было хорошо. Работали ли двигатели? Так и есть. На борту не было признаков пожара? Нет. Поэтому, что заставило пилота развернуться и запросить посадку на взлетном аэродроме, лично мне не совсем понятно. Объективных причин для такого поспешного решения не было. Приземление при перегрузке, я хотел бы подчеркнуть, было не большим и не смертельным. Но вы должны понимать, что приземляетесь с немного большим весом, чем разрешено, и вам придется по-другому управлять, по-другому толкать машину, по-другому реагировать на возможные перегрузки….. Этому учат в школе, понимаете? Вы должны понимать аэродинамику автомобиля и управлять им соответствующим образом, чего вы, конечно, не могли сделать. Затем самолет ударился хвостом о бетон и загорелся. Все, что за этим последовало, — это развитие катастрофической ситуации.
Что заставило пилота развернуться и запросить посадку на взлетном аэродроме, лично мне не совсем понятно.
Пожарная бригада прибыла на взлетно-посадочную полосу через две минуты после посадки, когда большая часть самолета уже горела. Из 73 пассажиров и пяти членов экипажа выжили только 37. Все, кто находился в задней части самолета, погибли.
«Ситуация вообще не решена»
Эксперты указали на ошибку пилотов в первые дни после катастрофы в Шереметьево. Эти выводы были сделаны не только на основе многочисленных видеозаписей посадки SSJ 100, но и на основе расшифровки бортовых самописцев, которые неплохо сохранились. Информация из них легла в основу предварительного отчета CIC, опубликованного в июне.
Следственная комиссия возбудила уголовное дело в отношении капитана Дениса Евдокимова, которое было приостановлено. Пилот отрицает выдвинутые против него обвинения: по его словам, при посадке самолет не соблюдал кнопку управления полетом и «летал из стороны в сторону».
Защиту нескольких жертв аварии взяла на себя юридическая фирма «Трунов, Айвар и партнеры», адвокаты которой также не согласны с выводами следствия.
В беседе с «ТД» Игорь Трунов, глава юридической фирмы, говорит: «Ситуация с SuperJet вообще не прояснилась с точки зрения вины и виновности, дело пилота не выдерживает критики — виновные там, конечно, совершенно другие. Это наше мнение, и мы докажем его в суде.
По словам Трунова, его университет уже подготовил документы для начала судебного разбирательства в европейских судах, особенно во Франции, стране, поставляющей компоненты для суперджета. Однако из-за пандемии адвокаты пока не могут подавать документы в европейские суды.
«Не было никаких оснований»
На первом этапе адвокаты потерпевших и пилота также подали иски против руководства аэропорта Шереметьево. В частности, аэропорт критиковали за медленное прибытие пожарных машин. Однако после расшифровки бортовых самописцев выяснилось, что код 7700, сигнализирующий об аварийном состоянии самолета, был установлен незадолго до контакта с землей, а посадка до этого прошла нормально, без каких-либо специальных мер.
«Если бы пилот сообщил, что в самолете отказало что-то критическое, то на земле должны были отреагировать по-другому, диспетчер посадки должен был обеспечить выезд пожарных служб, спасательных служб. Ничего этого не произошло по той простой причине, что для этого не было причин», — говорит Постников. «Козловую посадку» (посадку путем катапультирования самолета, см. ТД) можно выполнить практически на любом самолете. В данном случае нет никакой связи между типом самолета — я хотел бы отметить, что это сертифицированный самолет — и самой аварией.
Несмотря на выводы экспертов и следователей, катастрофа SSJ 100 нанесла серьезный ущерб репутации российской авиационной отрасли — об этом, в частности, заявила Ассоциация авиакомпаний России в мае 2019 г. Организация призвала Министерство транспорта пересмотреть типовой проект самолета в части сертификационных требований в области защиты от статического электричества, прочности топливных мешков в крыле самолета, защиты пассажиров от внешнего огня и подготовки летного и кабинного экипажа. Объединенная авиастроительная корпорация рассматривала эту инициативу как давление на комитет, расследующий катастрофу.
Само расследование было завершено в начале декабря 2019 года. Следственный комитет пришел к выводу, что ответственность за крушение несет пилот самолета Денис Евдокимов. Его обвинили в нарушении правил авиационной безопасности и эксплуатации, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц, а также причинение тяжкого вреда (статья 263 часть 3 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Адвокат пилота, Наталья Митусова, потребовала вернуть дело на доследование, заявив, что следствие не рассмотрело ни одной версии причины крушения, кроме ошибки пилота.
«Вопрос технического состояния самолета после удара молнии и влияния на работу систем самолета очевидного разрушения конструкции шасси с последующей утечкой и воспламенением топлива не расследовался», — сказала Митусова. — В материалах дела нет доказательств или свидетельств того, что стойки шасси соответствовали стандартам летной годности, а отсутствие в материалах дела расследования причин повреждения систем и оборудования самолета делает обвинение наших обвиняемых бездоказательным и преждевременным».
20 апреля 2020 года Генеральная прокуратура РФ утвердила обвинительное заключение по делу, после чего документы были направлены в Химкинский городской суд Московской области для рассмотрения по существу.
Однако в беседе с «ТД» адвокат потерпевших Игорь Трунов отметил, что вопрос о выплатах еще не решен и что выплаченная компенсация «не соответствует международным стандартам».
Между небом и огнем: что привело к авиакатастрофе в Шереметьево
Эксплуатация самолета Sukhoi Superjet 100 может быть приостановлена, если выяснится, что причиной катастрофы самолета «Аэрофлота» в Шереметьево стала техническая неисправность. Такая возможность рассматривается Министерством транспорта и Росавиацией, сообщили «Известиям» источники в авиационной отрасли. Росавиация считает, что сначала необходимо установить причины аварии. На борту сгоревшего судна находилось 78 человек. По данным следствия, к вечеру воскресенья сообщалось о 41 погибшем и 37 выживших. Среди неофициальных версий крушения — неисправность электрооборудования и возможный удар молнии в самолет, сообщили «Известиям» источники.
По данным пресс-службы Шереметьево, рейс Аэрофлота SU-1492 вылетел из Москвы в Мурманск в 18:02 по московскому времени в воскресенье. На борту самолета находились 73 пассажира и пять членов экипажа. После взлета пилоты подали сигнал бедствия и решили вернуться в Шереметьево. Самолет был вынужден совершить аварийную посадку в 18:30, после чего начался пожар, сообщает пресс-служба Шереметьево.
Очевидец рассказал «Известиям», что сразу после аварийной посадки из горящего самолета поднимался черный дым.
— Я думал, что это какое-то шоу — я понятия не имел о самолете», — сказал он.
Сотрудник аэропорта Шереметьево, ставший свидетелем инцидента, рассказал «Известиям» другую версию событий. По ее словам, самолет приземлился не с первого раза.
— Он снова взлетел, чтобы сбросить топливо (во избежание пожара). Когда он снова взлетел, траектория его полета пересеклась с самолетом авиакомпании «Северный ветер», поэтому суперджет «Аэрофлота» взлетел почти вертикально», — вспоминает она.
По словам представителя аэропорта, «самолет сильно разрушился и ударился о землю шасси, пробив топливный отсек».
По данным пресс-службы Шереметьево, спасательная группа и медицинский персонал прибыли на место происшествия в 18.32. По данным Аэрофлота, эвакуация людей заняла 55 секунд против 90 секунд.
— Я хотел бы поблагодарить бортпроводников. Только благодаря им я выжил. Они вывели людей из отсеков, где было темно, где был газ и самая высокая температура, и помогли им покинуть судно», — рассказал Дмитрий Хлебушкин, один из пассажиров сгоревшего судна.
В Терминале B для пассажиров SU-1492 и их родственников была организована отдельная комната для персонала. Там работают психологи и врачи из МЧС.
По последней информации Следственного комитета РФ, из 78 пассажиров 37 выжили, а 41 погиб.
Некоторые из выживших проходят лечение в Национальном медицинском исследовательском центре хирургии имени Вишнева. Некоторые из пострадавших проходят лечение в Национальном медицинском исследовательском центре хирургии имени Вишневского Минздрава России, сказал Амиран Ревишвили, директор центра. Все они находятся в тяжелом состоянии в ожоговом центре. Завтра утром в шесть или семь часов можно будет сказать что-то более точное, сказал он.
Среди пострадавших — Владимир Евменко, мэр Североморска (закрытый город в Мурманской области), который отравился угарным газом.
Основные версии
Источники в авиационной отрасли сообщили газете «Известия», что эксплуатация самолета Sukhoi Superjet 100 может быть приостановлена, если выяснится, что причиной пожара стала неисправность самолета. Однако в Федеральном авиационном управлении газете «Известия» заявили, что пока рано говорить о приостановке полетов, так как сначала необходимо выяснить причины аварии.
По неофициальной информации, рассматриваются различные версии происшествия. Среди них — удар молнии в двигатель самолета и техническая неисправность.
— Юрий Сытник, уважаемый российский пилот и бывший летный директор Внуковских авиалиний, сказал газете «Известия»: «Вероятно, произошло повреждение двигателя или пожар. Поскольку все электронные системы отказали, пилоты не смогли посадить самолет: Они приземлились со слишком большим весом, и экипаж не был готов к такой ситуации.
В то же время, по словам Юрия Сытника, для данного типа самолета не предусмотрено аварийное снижение. Причиной крушения могла стать техническая неисправность, также связанная с двигателем SSJ-100, добавил эксперт.
Источник в авиации сообщил газете «Известия», что это была неисправность в электрических системах самолета.
— Во время захода на посадку неисправность не позволила механизму крыла полностью освободиться», — сказал он, объясняя, почему была превышена посадочная скорость. Самолет «сорвался в занос». Он перепрыгнул через взлетную полосу. При последующем столкновении с взлетно-посадочной полосой стойки сломались, а двигатели раскрутились, вызвав пожар.
Однако, по мнению летчика-испытателя Олега Смирнова, причиной падения SSJ-100 в Шереметьево мог стать электрический разряд от молнии. Пилот самолета сообщил об этом, и погодные условия подтвердили это, сказал он. По словам эксперта, при молниеносной эвакуации сначала отключается электроника и радио.
— Тогда самолет должен обязательно переработать определенное количество топлива, так как система посадки самолета не рассчитана на посадку с полным топливным баком. В данном случае, видимо, из-за ошибки электроники, пилоты были вынуждены нарушить это правило и совершить аварийную посадку», — добавил Олег Смирнов.
Окончательные выводы о причинах катастрофы следственная комиссия сделает только после расшифровки бортовых самописцев и допроса членов экипажа. Ему предстоит установить причины возвращения самолета в Шереметьево и возгорания после посадки.
Самолет трудной судьбы
Sukhoi Superjet 100 — первый постсоветский гражданский самолет российского производства, способный перевозить 98 пассажиров на расстояние до 4 600 км. Поставки начались в 2011 году, и с тех пор было произведено около 180 самолетов этого типа. В разработке самолета активно участвовали иностранные компании и поставщики. Крупнейшим партнером была французская Safran Group, чьи двигатели SaM146 были произведены на совместном российско-французском предприятии.
Заказчиками и эксплуатантами SSJ-100 являются в основном российские авиакомпании, крупнейшей из которых является «Аэрофлот». Маркетинг самолета на зарубежных рынках был сложным. В ноябре 2018 года бельгийская авиакомпания Brussels Airlines заявила, что отказывается от российских самолетов из-за постоянных поломок. А в начале этого года об этом же объявила ирландская авиакомпания CityJet.
Эксперты связывают проблемы SSJ-100 с отсутствием широкой сети сервисных центров, а также с проблемами в системах кондиционирования и управления самолета. В 2012 году на долю этого типа самолетов пришлось около 40% всех отказов только в «Аэрофлоте». В отчете компании по безопасности полетов также указывалось на недостатки в изготовлении шасси. Осенью 2018 года сообщалось о проблемах в «горячей части» двигателей SaM146.
Частые поломки SSJ-100 и длительные поставки запасных частей привели к тому, что самолет проводит много времени на земле и проигрывает иностранным конкурентам. Например, в 2017 году средняя продолжительность полета SSJ-100 составляла 3,3 часа в день по сравнению с примерно 10 часами для Airbus 320/321 и Boeing 737.
Согласно открытым источникам, в настоящее время «Аэрофлот» (50 из 150 заказанных самолетов), «Ямал» (15 из 25 заказанных самолетов) и «Газпром авиа» (10 самолетов в эксплуатации) используют Superjet, «Азимут» (восемь самолетов), «ИрАэро» (восемь самолетов), «Якутия» (пять самолетов), «РусДжет» (один самолет), «ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» (два самолета) и МЧС России (два из восьми заказанных самолетов).
Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховых компаний, сообщил газете «Известия», что семьи погибших получат компенсацию в размере 2,025 миллиона рублей, а пострадавшие — в зависимости от вида полученных травм — до 2 миллионов рублей. По его словам, страховая компания, застраховавшая рейс, выплатит деньги.
Ранее сообщалось, что страховые компании «Альфастрахование» и «Согаз» застрахуют авиапарк «Аэрофлота» и трех его дочерних компаний «Победа», «Россия» и «Аврора» на $11,3 млрд. В парках компаний будут находиться самолеты Airbus, Boeing, Bombardier и Sukhoi SuperJet. По сообщениям, программа каско защищает 252 самолета общей стоимостью 11,3 миллиарда долларов.
По данным ГСС, самолет с серийным номером 95135 был построен в августе 2017 года. Он был обслужен в начале апреля 2019 года. После жесткой посадки самолет сгорел дотла.
Сюжет подготовили Ирина Цырулева, Анна Ивушкина, Александр Волобуев, Дмитрий Гринкевич, Елена Лория, Алексей Рамм.
Межгосударственная авиационная комиссия также расследует причины аварии. Ее возглавил эксперт Леонид Каширский, который расследовал крушение турецкого грузового самолета Boeing-747 в аэропорту «Манас» в Бишкеке 16 января 2017 года. В то время погибло 39 человек и 19 были госпитализированы.
Ошибка пилотирования vs порыв ветра
На момент принятия решения о возвращении (в 18:25) самолет развил скорость 650 километров в час и находился на высоте 3 600 метров, поэтому ожидалось, что он взлетит через несколько минут. Через пять минут (в 18:30) самолет совершил аварийную посадку и дважды подпрыгнул (т.е. трижды ударился о покрытие взлетно-посадочной полосы). Причиной таких посадок обычно является грубая ошибка пилота или, в редких случаях, внезапное изменение (порыв или падение скорости) встречного ветра. Гусиная лапка», как правило, всегда неожиданна для пилота, что в данном случае усугубило ситуацию.
Обычно пилоту приходится совершать второй заход после первоначального удара о взлетно-посадочную полосу, но здесь экипаж Superjet посадил галопирующий самолет вопреки всему, о чем ясно свидетельствует видеозапись посадки (24 часа спустя появилась информация о том, что самолет приземлился со значительным — более 1 км — превышением взлетно-посадочной полосы и со скоростью 30 км/ч). Финальная посадка во время «go-around» обычно выполняется при небольшой перегрузке, но в этот раз она была катастрофической.
Течь топлива и пожар
Камеры наблюдения аэропорта показывают, что конечный отскок был очень большим, на высоте около 15-20 метров, и что последующая вертикальная скорость конечного захода на посадку во много раз превышала максимальный предел посадочного веса, составляющий 360 футов в минуту (около 1,83 м/с). Конструкция основных стоек шасси суперджета типична для большинства пассажирских самолетов — они опираются на крыло, в основании которого находится топливный бак. При сильном ударе крыло было значительно пробито стойками, что нарушило герметичность полных топливных баков. Произошла крупная утечка топлива, достигшая двигателей, и отказали основные стойки шасси, в результате чего самолет «сел» на двигатели, что привело к сильному искрению от трения двигателей о бетонную поверхность взлетно-посадочной полосы. За самолетом следовало огромное облако горящего парафина. Почти сразу же загорелась вся задняя часть фюзеляжа и оба крыла, а на видео, снятом пассажиром, отчетливо видно, что горит не только нижняя часть, но и верхняя часть правого крыла, что говорит о том, что крыло (верхняя часть) было пробито шасси. В такой ситуации у летчиков в хвосте было мало шансов выжить.
Отметим, что удар при посадке был настолько мощным, что разрушил бы и поджег любой самолет, будь то суперджет, Boeing или Airbus. Почему пилоты пытались во что бы то ни стало посадить самолет вместо того, чтобы попытаться сделать второй заход? Это и предстоит выяснить следствию.
Во время посадки передняя нога шасси была сохранена, чтобы самолет оставался управляемым в начале «пробега» (иначе могло быть хуже). По мере снижения скорости самолет начал скользить влево и в конце концов покинул взлетно-посадочную полосу, повернув влево. В какой-то степени это помогло предотвратить застревание самолета в цементе среди бассейна горящего парафина, что позволило открыть два носовых выхода и открыть две надувные взлетно-посадочные полосы. В противном случае не было бы никакой возможности сбежать.
Эвакуация и гибель пассажиров
В течение 55 секунд 37 из 78 человек, находившихся на борту горящего самолета, были эвакуированы. Экипаж оставался на борту до последнего момента, а пилоты были последними выжившими, кто покинул самолет. Эвакуацией пассажиров занимались бортпроводники Татьяна Касаткина, Ксения Фогель и Максим Моисеев. Девушки, которые находились в передней части самолета у выходов, помогали пассажирам покинуть самолет. Максим, оставшийся в хвосте, не смог открыть задние выходы и погиб, спасая пассажиров ценой собственной жизни. Почти все, кто сидел после 12-го ряда, умерли.
Самолеты горят быстро, очень быстро. По словам выживших, стекла иллюминаторов начали плавиться от высокой температуры еще до того, как самолет остановился, и салон сразу же наполнился дымом. Помимо высокой температуры, дым и угарный газ, выделяемые при горении, также были факторами, ограничивающими время спасения. Последних выживших тащили по полу пассажирского салона к выходам и без сознания закатывали в надувные проходы, где их подхватывали и тащили другие…..
В современном воздушном транспорте существует четкий временной лимит в 90 секунд для эвакуации всех пассажиров. Я подчеркиваю — все пассажиры без исключения. Салон самолета, его планировка, количество выходов (включая аварийные), ширина проходов между креслами и т.д. должны соответствовать этому стандарту. 5 мая 37 человек были спасены из горящего суперджета в течение 55 секунд. Всех, кому удалось спастись. Авиакомпания «Аэрофлот» немедленно сообщила, что время эвакуации было превышено в полтора раза — на 55 секунд вместо 90. Нет, стандарт не был соблюден, когда более половины пассажиров сгорели заживо — их вполне могло быть в десять раз больше, если бы за девять секунд удалось спасти десять человек.
— Во время захода на посадку неисправность не позволила механизму крыла полностью освободиться», — сказал он, объясняя, почему была превышена посадочная скорость. Самолет «сорвался в занос». Он перепрыгнул через взлетную полосу. При последующем столкновении с взлетно-посадочной полосой стойки сломались, а двигатели раскрутились, вызвав пожар.
Роковой рейс: хроника катастрофы
Авиакатастрофа в Шереметьево произошла вечером 5 мая. Самолет Sukhoi Superjet 100, выполнявший рейс из Москвы в Мурманск, вернулся в аэропорт через полчаса и загорелся при посадке. За аварийной посадкой и спасением пассажиров наблюдали сотни людей в аэропорту. Запись, сделанная смартфонами, стала вирусной. В результате пожара погиб 41 человек.
Удар молнии
Самолет вылетел в 18:02 в направлении Мурманска. Он смог подняться на высоту не более двух тысяч метров и был вынужден вернуться в аэропорт только через 28 минут. По одной из версий, в самолет ударила молния (один из пассажиров сказал, что две молнии ударили в двигатель). Пилоты приняли решение прервать полет. Электронные системы отказали, и самолет был вынужден совершить посадку в ручном режиме. Кроме того, связь с авиадиспетчерами на земле была частично потеряна, и ее пришлось восстанавливать после нескольких попыток. Самолету пришлось приземлиться с полными топливными баками.
«Коза» на подиуме
Следователи подробно анализируют кадры аварийной посадки. Видео с разных ракурсов показывает, как самолет подпрыгнул в воздухе после первого контакта со взлетно-посадочной полосой.
Пилоты называют такую посадку «посадкой козла» и считают ее чрезвычайно опасной. Уже случалось, что совершенно исправные автомобили разбивались, переворачивались и вспыхивали после таких прыжков на взлетной полосе.
Андрей Краснопёров, лётчик-инструктор 1-го класса: «Первый раз, когда он коснулся взлётной полосы, он пролетел на высоте до десяти метров — это называется «козёл». В этом случае взлетно-посадочная полоса не ударилась о бетонную полосу и сломалась. Если бы это был удар молнии, самолет был бы выведен из строя. Возможно, они не смогли выдвинуть закрылки из-за отсутствия тяги, и произошла такая посадка. В случае «кочки», а это была настоящая «кочка», пилот должен дать 100 мощности (перевести двигатели во взлетный режим, работа на 100% — ред.) и выполнить второй заход».
Такие отскоки вызваны неправильно выбранной горизонтальной или вертикальной посадочной скоростью, иногда также сильными порывами ветра (так называемый сдвиг ветра у земли). Что еще хуже, пилоты в этот момент инстинктивно сильно толкают самолет к земле, что увеличивает силу второго удара. Невозможно точно сказать, как действовали пилоты Superjet, но видно, что они сломали задние стойки шасси самолета, а кожухи двигателей начали царапать бетон. Контакт между металлическим фюзеляжем и бетоном вызвал искру, и баки, заполненные парафином, вспыхнули.
Пожар и эвакуация
Задняя часть самолета была охвачена огнем еще до того, как самолет остановился. Судя по видеозаписям пассажиров, в салоне самолета ощущалась паника.
Видео выжившего пассажира SSJ-100.
«Все на выход!». Еще видео изнутри загоревшегося самолета Sukhoi superjet.
Опубликовано НТВ в воскресенье, 5 мая 2019 г.
Задние аварийные выходы были заблокированы огнем, и люди начали спасаться по надувным дорожкам через передние двери (одну из которых заклинило и не удалось открыть сразу).
По свидетельствам очевидцев, некоторые пассажиры успели упаковать свою ручную кладь во время эвакуации, хотя это строго запрещено правилами, так как секунды промедления могут стоить жизни.
Девять пострадавших были доставлены в больницу, трое из них в тяжелом состоянии. Они получили ожоги, рваные раны, повреждения верхних дыхательных путей, рук и ног. Один из пострадавших был госпитализирован с подозрением на сердечный приступ. По словам врачей, из-за шока пассажиры с трудом могут вспомнить детали.
ЧП с самолетами SSJ 100
В то же время травмы пока не привели к несчастным случаям. Единственная катастрофа SSJ 100 произошла во время испытательного полета в 2012 году из-за ошибки пилота. «Аэрофлот» является крупнейшим оператором SSJ 100, в его парке 50 самолетов (включая сгоревший самолет в Шереметьево). Источник в авиационной отрасли сообщил газете «Коммерсантъ», что разбившийся SSJ 100 (заводской номер 95135, регистрационный RA-89098) был построен на заводе в Комсомольске на Амуре и поставлен «Аэрофлоту» в сентябре 2017 года для немедленного использования. Это второй самолет, который авиакомпания приобрела по договору операционного лизинга с «ВЭБ-Лизингом», и 32-й. По его информации, до этого у самолета была только одна серьезная неисправность: В январе 2018 года закрылки не выпустились во время спуска. Но потом все наладилось. В остальном самолет, названный в честь башкирского поэта Мустая Карима, имел относительно небольшой налет (не более семи часов в сутки) и в основном выполнял короткие полеты продолжительностью не более двух часов.
По данным «Коммерсанта», на основании предварительного анализа обстоятельств аварии Росавиация может принять решение о временном ограничении эксплуатации SSJ 100, которое может быть принято уже 6 мая при наличии соответствующих оснований.
Александр Ланецкий, генеральный директор Friendly Avia Support, отмечает, что ситуация может негативно сказаться на репутации как авиакомпании, так и производителя SSJ 100, но рынок сделает свои выводы из расследования. Решение Росавиации о сокращении деятельности SSJ также послужит сигналом для отрасли, добавляет он.
Летчик-инструктор в эфире “Ъ FM” — о ЧП с самолетом в Шереметьево
Президент России Владимир Путин распорядился провести расследование причин воскресной катастрофы самолета SSJ в аэропорту Шереметьево. Дмитрий Песков, пресс-секретарь главы государства, объявил. «Президент дал все необходимые указания для проведения тщательного расследования причин аварии», — сказал он.
Иван Сафронов, Герман Костринский, Алексей Соковнин
Фотогалерея
Трагедия в Шереметьево
Пассажирский самолет SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из московского аэропорта Шереметьево в 18:03 рейсом SU 1492 Москва-Мурманск.
Самолет ненадолго запросил аварийную посадку и вернулся в Шереметьево в 18:30. Во время аварийной посадки SSJ 100 загорелся.
На борту находились 73 пассажира и пять членов экипажа.
Фото: Коммерсантъ / Роман Дорофеев / Купить фото
В результате пожара погиб 41 человек
Фото.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по обвинению в нарушении ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации и перевозки воздушных судов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Фото.
По данным Аэрофлота, причиной пожара стало возгорание двигателя после приземления самолета в Шереметьево. Авиакомпания заявила, что самолету пришлось вернуться в аэропорт назначения «по техническим причинам».
SSJ 100 традиционно считался проблемным самолетом в отрасли из-за частых неисправностей, в основном связанных с двигателями.
На момент катастрофы «Аэрофлот» был крупнейшим оператором SSJ 100 с парком из 50 самолетов (включая тот, который разбился в Шереметьево).
Для группы «Аэрофлот» это первая катастрофа с человеческими жертвами с 2008 года, когда Boeing 737 разбился в Перми.
«Ожоги не первой и не второй степени, они достаточно поверхностные, прогноз благоприятный», — сказала Вероника Скворцова в комментарии ТАСС.
Неудачная конструкция SSJ-100 как дополнительный фактор трагедии.
Сразу скажу, что мне очень нравится советский Ту-154М, который по классификации НАТО является неповрежденным. Поэтому поправьте себя, если вы читали материал об этом факте. Я буду сравнивать SSJ-100 с «Тушкой».
Я не буду делать никаких выводов. Я покажу только расположение двигателей и топливных баков этих двух самолетов. Только когда читатель посмотрит на этот макет, он все поймет.
Расположение баков и двигателей на SSJ-100
Расположение топливных баков и двигателей на ТУ-154М
На самолете Sukhoi Superjet 100 используется прямое расположение баков над двигателями. Это позволяет сэкономить на техническом обслуживании самолета и увеличить тягу самолета SSJ-100. TU-154 имеет совершенно другую систему. Мы опускаем особенность управления Тушкой. Просто посмотрите на планы. Теперь иди к своей машине. Посмотрите на топливный фильтр, который находится над коллектором автомобиля, или он установлен с другой стороны капота? На большинстве автомобилей топливная система и точки максимального нагрева находятся на противоположных сторонах двигателя. Это необходимо для предотвращения пожара в случае утечки из топливопровода, неисправности фильтра или аварии. Советские инженеры намеренно разместили двигатели самолета далеко от топливных баков, чтобы повысить безопасность при аварийных посадках. SSJ-100 не работает по этому принципу, а построен по образцу зарубежных моделей. Максимальная экономия при техническом обслуживании самолетов является приоритетом для компаний Boeing и Airbus.
Топливо из бака стало причиной пожара. Ярким примером этого является появление факира или огнетушителя, дышащего огнем во время огненного шоу.
Неудачное расположение двигателей SSJ-100
Следующее важное событие, повлиявшее на масштаб аварии в Сереметьево, — это двигатель. Точнее, его местоположение. Люди, которые меня понимают, теперь будут меня критиковать. Они скажут, что статья была написана другим любителем. Но нет. Я прекрасно знаю, что двигатели SSJ-100, находясь близко к земле, не собирают всю грязь со взлетной полосы. И если кто-то скажет вам, что двигатель «Сухого» работает как веник, пошлите знатока подальше. Пусть он изучит физику и движение вихря. Однако в данном случае такая договоренность была не в пользу SuperJet. Самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу аэропорта Шереметьево с полными баками и перегруженный. Если бы он успел опустошить баки, то сломанная часть передней стойки шасси могла бы не задеть двигатель. Но часть передней рамы сломалась. В сочетании с режимом аварийной посадки это привело к проникновению в двигатель SSJ-100, после чего начался пожар. Пилоты совершили жесткую посадку. За ударом передней стойки шасси последовал еще более тяжелый удар задней стойки шасси. Самолет поймал «козла», по терминологии пилотов. Затем последовал второй удар задней стойки шасси с удвоенной нагрузкой. Это приводит к тому, что стойки разрывают топливные баки, и горючая жидкость попадает прямо в раскаленные двигатели. Ветер переносит огонь в хвостовую часть SSJ-100, поэтому конструкторы «Туполева» разрабатывают бомбы с этими элементами. Такая ситуация невозможна с Ту-154М и была заморожена в связи с началом разработки SSJ-100 в 2005 году, проект Ту-334.
Схема расположения пассажиров лайнера SSJ-100 и фамилии погибших
Учитывая проблемы с электроникой, экипаж SSJ-100 действовал грамотно и пытался посадить самолет без каких-либо последствий. Сложность управления самолетом в ручном режиме и отсутствие практической подготовки пилотов в программе обучения, недостатки в электронике самолета и конструктивные особенности SuperJet 100 способствовали крушению:
- Нестабильность при ударе молнии и активация ручного управления в аварийной ситуации.
- Трудности в навигации и программировании, когда электронные системы не функционировали
- близкое расположение топлива и работающих двигателей
- низкое расположение авиационных двигателей
- отсутствие дублирующих систем управления (в данном случае механический сброс топлива)
- неадекватные системы электронного управления и стабилизации воздушного судна
- неадекватная система подготовки летного состава (пилоты не обучены посадке самолета в ручном режиме в достаточном объеме) (посадочные упражнения в тренажере и посадочные упражнения в реальной жизни — это разные вещи!)
- Стандартные меры для бортпроводников и членов экипажа
Чтобы снизить затраты и получить более высокую прибыль, авиакомпании заказывают у конструкторов не самые безопасные самолеты, а те, которые обладают наилучшими эксплуатационными характеристиками. В связи с этой тенденцией в настоящее время используются самолеты с подкрыльевыми двигателями. Они дешевле в обслуживании! Разрабатываются программные алгоритмы, позволяющие исключить из конструкции самолета механические средства управления, которые отказывают при определенных обстоятельствах. Например:
- Система защиты хвоста самолета Sukhoi Superjet 100 на взлетно-посадочной полосе,
- система сброса топлива SSJ-100,
- Таинственная система MCAS самолета Boeing 737 MAX 8.
Под давлением Партии зеленых современным самолетам запрещено сбрасывать топливо над городом даже в экстренных случаях. Число жертв можно было бы многократно сократить в тех случаях, когда самолет загорается при посадке. Самолеты не оборудованы механизмами для сброса топлива в аварийной ситуации, и SSJ-100, вероятно, их не имеет. Самолеты, безупречно зарекомендовавшие себя на протяжении десятилетий, списываются как устаревшие. Возьмем, к примеру, TU-154M. Вместо обычной модернизации предпринимаются попытки разработать новые самолеты, аналогичные тем, которые строятся за рубежом. Проекты, которые были полностью разработаны местными инженерами и готовы к производству, заморожены — ТУ-334. Ситуация затрагивает не только авиастроение, но и машиностроение, электронику, аэрокосмическую и другие отрасли. Бездумное копирование не способствует развитию. Теряется суть русской, советской разведки. Мало-помалу Россия втягивается в навязанную глобализацию и теряет свои корни.
В декабре 2018 года, спустя 13 лет, руководство страны приняло решение о возобновлении проекта ТУ-334, который ранее был заморожен. Эти два самолета были полностью сертифицированы и летали по крайней мере год в 2005 году. SSJ-100 был разработан только в том году. Руководители авиационной промышленности решили не запускать в производство уже готовый Ту-334. Они решили потратить миллиарды и построить копию Boeing и Airbus — в конце концов, иностранная продукция всегда лучше. Разве это не преступная халатность?
Итоговое решение Следственного Комитета России по трагедии в Шереметьево
По состоянию на 12 января 2020 года все исследовательские процедуры закрыты. Жалоб на поведение авиадиспетчеров и наземных служб нет. При эвакуации пассажиров ошибок не произошло. Разработка дополнительных инструкций для таких ситуаций не планируется, и никаких корректировок в подготовку авиационного персонала не вносится. На самолетах SSJ 100 дефектов обнаружено не было. Пилот самолета Денис Евдокимов решением Следственного комитета России был признан главным виновником крушения. Пилот, который содержится под стражей под свою ответственность, отрицает свою вину и вместе со своим адвокатом ознакомился с материалами дела.
Командир воздушного судна Денис Евдокимов (43 года) имеет 1400 часов налета на SSJ-100 и 6800 часов на других самолетах. Максим Кузнецов — второй пилот (36 лет) Более 3 лет в Аэрофлоте Татьяна Касаткина — бортпроводник Максим Моисеев — бортпроводник (умер) Ксения Фогель — бортпроводник.
Мнение автора статьи об авиа катастрофе случившейся 5 мая 2019 года
Классическое решение обвинить пилота. К сожалению, это стандартная процедура для такого рода ситуаций в России. Конечно, пилот несет ответственность за крушение, но не на 100%. Мы не должны забывать о первоначальных просчетах при проектировании самолета и повторяющихся проблемах, которые привели к многочисленным трагедиям SuperJet 100:
В процессе эксплуатации самолета регулярно происходят отказы гидравлики, электросистемы и даже отказы крыльев. Я думаю, что они, по крайней мере, пытаются поддержать имидж конструкторского бюро «Сухой» и российской авиационной промышленности. Особенно в свете появления нового самолета МС-21 от того же производителя. Очевидные недостатки конструкции SSJ-100 особенно бросаются в глаза на фоне авиакатастрофы в Казахстане (ознакомьтесь с фотографиями самолета и сравните расположение двигателей и топливных баков с SuperJet). Вот некоторые заявления авиакомпаний, которые отказались выполнять рейсы:
- Brussels Airlines отказалась от эксплуатации самолета в 2018 году из-за частых поломок (более 50% из них связаны с проблемами двигателя).
- В конце 2018 года к бельгийцам присоединилась ирландская авиакомпания CityJet с аналогичными требованиями.
- Мексиканская авиакомпания Interjet может поддерживать свои самолеты в рабочем состоянии только благодаря денежным вливаниям из России
Наиболее распространенные анализы SSJ 100 за 2013 и 2019 годы:
- С 2013 по 2015 год незапланированные посадки в аэропортах городов Хабаровск, Челябинск, Анапа, Кефлавик, Одесса (отказ двигателя) и дважды в Москве. Основной причиной было заклинивание хвостового оперения и проблемы с датчиками на крыле.
- В 2016 году аварийные посадки произошли в Якутске (5 декабря), Набережных Челнах (21 ноября), Владивостоке (3 сентября) и Омске (27 июля) из-за неисправных датчиков крыла, резонаторов шасси и других электронных сбоев,
- В 2018 г: Чрезвычайные ситуации в городах.