И вот наступил решающий момент — рождение и роды. У нас была определенная ситуация, мы находились под руководством главного врача, и в момент «х» в палату ворвались десять человек. Они столпились вокруг маски, а я тихо стоял рядом с ними. Я старался держаться на расстоянии, чтобы между мной и рожающей женой стоял хотя бы один человек.
Кувада: мужские роды от джунглей Южной Америки до кабинета психолога
Кувада, ритуальное переживание беременности мужчины и рождения его товарища, было описано антропологами прошлых веков как необычный ритуал отдаленных племен. Сегодня гендерные различия в нашем обществе уменьшились: участие мужчин на раннем этапе жизни ребенка уже не кажется странным. Одновременно с социальными изменениями распалась и старая антропологическая теория: было установлено, что различные варианты мужских родов совершенно неактуальны, а 40% мужчин в современных обществах испытывают физический дискомфорт и боль во время беременности и родов своей партнерши. Историк Даня Плешак рассматривает прошлое и настоящее деторождения у разных народов мира и объясняет, как менялись представления антропологов о «мужских родах».
Во втором сезоне замечательного британского сериала Fleabag главная героиня случайно встречает бывшего бойфренда. Он рассказывает ей, что недавно стал отцом, и начинает сетовать на то, какими трудными были роды, как долго он восстанавливался после них и как изменилось его восприятие своего тела. Героиня явно не верит своему бывшему и пытается остановить нелепый диалог. Однако если бы она была антропологом или психологом, она бы сразу поняла, что имеет дело с феноменом кувады.
La couvade
В антропологии кувада, мужские роды, означает ритуальные действия, которые мужчина совершает во время беременности и родов своей партнерши. Во время ритуала мужчина надолго меняет свой образ жизни, иногда имитируя поведение беременной женщины или роженицы.
Сам термин «кувад» происходит от французского couvade — «высиживание яиц». Происхождение термина объясняется тем, что подобный обычай долгое время существовал во Франции, особенно в баскских регионах страны. Распространение кувада не ограничивается Францией; подобную практику можно встретить в различных культурах по всему миру. В наше время обычай мужской беременности сохраняется среди индейцев Южной Америки и жителей Южной Азии.
Запреты и истязания
Более «мягкая» форма разговора состоит из запретов, налагаемых на отца. Самой мягкой формой кувады является та, которая запрещает отцу есть определенную пищу или заниматься определенной хозяйственной деятельностью. Например, мужчины в регионе Траванкор на юге Индии в течение семи дней после рождения ребенка едят только фрукты, а молодым отцам в Гренландии в течение нескольких недель не разрешалось работать или кататься на лодках. Если эти правила не соблюдаются, роды могут пройти неправильно и подвергнуть опасности жизнь роженицы и ребенка.
В других случаях мужчина должен был не только обеспечить безопасность женщины, но и облегчить некоторые родовые муки. Среди русских крестьян, например, существовал обычай, согласно которому муж во время родов развязывал все узлы на своей одежде, чтобы жена могла родить как можно быстрее. Еще более радикальной была практика в Смоленской губернии: перед родами муж вставал на пол или другое высокое место в доме, а повитуха обвязывала ниткой его гениталии. Когда женщина рожала во время схваток, акушерка тянула за него, чтобы пара чувствовала боль одновременно.
Боль можно причинить человеку не только физически, но и с помощью магических средств. Например, у старообрядцев-поповцев, живших в верховьях Камы, был обычай тайно надевать на мужчину пояс или другую одежду, пока его жена рожает. Таким образом, ощущения магически передавались мужчине, и он снимал часть боли, которую испытывала женщина.
Местные жители уверяли, что в некоторых случаях женщина вообще ничего не чувствовала, в то время как ее партнер катался по полу от боли.
Боль при родах могла быть перенесена на мужчину, который случайно проходил мимо вместо мужа. В 2000 году этнографы записали интервью с мужчиной, который остался на ночь в семье, где проходили роды:
«Я приехал из Верещагина, у нас квартира в Собури, отец зашел туда, це, и я сказал: «Я захожу». Их дочь начала рожать. И они заставили меня спать на половицах: «Иди и спи на половицах». До Верещагино было 20 км пешком, а оттуда еще 25 км по середине дороги. И когда я выходила ночью, шла, шла и ложилась спать, я уставала. Потом со мной что-то случилось, и все. Я соврал, у меня болел живот, вот и все. Я не могу сказать (смеется), и я продолжал бежать, пока она не родила! Она родила ребенка — вот и все, я почувствовал облегчение. Я встал утром — было шесть часов…. С Божьей помощью… а потом я убежал».
Как отмечает исследовательница, хозяйки рассказчика могли подмешать слабительное в еду, чтобы волшебным образом облегчить боль дочери. И они решили сделать это, потому что девушка была незамужней, а отец ребенка не присутствовал при родах.
Читайте также
Иногда мужчины просто симулировали сильную физическую боль во время родов и требовали, чтобы посторонние люди оказали им помощь. Например, эллинистический поэт Аполлоний Родосский описал обычаи жителей северного побережья Черного моря («Аргонавты», IV.1011-1014):
Герои поспешно двинулись через соседние земли тиверцев. Там, когда жена мужчины рожает ребенка, мужчины сами ложатся в свои постели, стонут и покрывают голову, а женщины заботятся о них, кормят их и готовят для них омовение, как это делается с женщинами, родившими ребенка.
Малиновский, основатель литургики, считал, что все ритуалы выполняют определенную функцию в обществе, удерживая его вместе и регулируя конфликты. В этом отношении функция кувады заключалась в создании более прочной связи между отцом и ребенком и подчеркивании законности их родства.
Томас Бити: удивительная история
Трейси Лагондино родилась в Гонолулу в 1974 году. Хотя Трейси участвовала в соревнованиях, она начала идентифицировать себя с мужским полом в возрасте 10 лет.
Когда Трейси исполнилось 23 года, она начала гормональную терапию (или мне лучше использовать местоимение «он»). В 2002 году Томас перенес операцию по изменению пола.
Однако женские репродуктивные органы в это время оставались нетронутыми. Время показало, что это было правильное решение.
В 2003 году Томас женился на девушке по имени Нэнси. К этому времени он уже был мужчиной по закону. Все его документы, включая свидетельство о рождении,
его водительские права, паспорт и т.д. указывали Томаса как мужчину. Таким образом, брак между ним и Нэнси был зарегистрирован как обычный гетеросексуальный брак.
Первый в истории беременный мужчина
У Нэнси уже были дети от первого брака. Но Томас также хотел детей. Его жена не могла забеременеть снова. Поэтому мужчина решил сам выносить ребенка. В его теле было все необходимое.
Томас использовал замороженную сперму, а его жена помогла непосредственно ввести ее в тело мужа. Бити забеременела и родила девочку.
Ей даже не пришлось делать кесарево сечение. Через год у Томаса родился еще один ребенок, а еще через год — третий. Сегодня мы постараемся рассказать вам, чем занимается этот человек сейчас.
Томас Бити в наше время
Конечно, в то время Томас имел дело с огромной волной ненависти и непонимания. Бити дал интервью Опре, в котором описал
как его высмеивали в различных клиниках. Он пришел сказать, что хочет завести ребенка, и ему посоветовали сначала побриться.
В конце концов Бити пришел к выводу, что он может иметь ребенка. В теле Томаса не было груди только для того, чтобы кормить ребенка. Но с этой проблемой сталкиваются и некоторые женщины, ставшие матерями.
На самом деле, Томас Бити далеко не первый трансгендер, родивший ребенка. В прошлом уже были подобные случаи. Просто Томас появился первым.
Более того, этот человек написал книгу о своей истории. Только Бити знает, сколько преследований и язвительных комментариев ему пришлось вынести.
Кстати, Томас окончательно избавился от своих женских гениталий в 2012 году. Примерно в это же время он развелся со своей женой Нэнси.
После судебного разбирательства дети остались с Томасом. А в 2016 году он снова женился. Новую жену нашего героя зовут Эмбер.
Сегодня этот человек живет со своей семьей в Финиксе. Он написал книгу о своей истории. Томас проводит много времени со своими детьми, а также пытается объяснить миру, что в его истории нет ничего оскорбительного.
Я думаю, мы оставим за вами право решать, как вы отреагируете на эту историю. Вывод пока таков: Томас Бити счастлив, и он добился этого сам.