На вопрос о том, какой возраст считается пожилым, ответить сложно, поскольку это зависит от многих факторов и особенностей человека. Чтобы понять, сколько лет должно быть человеку, чтобы считаться старым, нужно рассмотреть несколько показателей….
Старости не существует? Как меняются наши представления о пожилом возрасте
Что такое старость? Кажется, этим вопросом трудно кого-либо смутить: седые волосы, морщины, ностальгия и выход на пенсию. Однако ответ не прост и зависит от конкретной исторической эпохи, культуры и типа общества. Так когда же можно назвать себя старым — и что говорит об этом наука?
На фоне интереса к этой теме в связи с повышением пенсионного возраста ВЦИОМ решил узнать мнение россиян. Треть респондентов сказали, что старость начинается в 50-59 лет, а еще треть назвали возрастную группу 60-69 лет. Некоторые говорят, что это начинается после 30. Им противопоставляются оптимисты, которые считают, что 80 лет — это «фатальный предел».
Такая неоднозначная картина может быть объяснена тем, что существуют различные интерпретации термина «интерес». На отношение домохозяйств накладываются культурные различия: например, в обществах с низкой продолжительностью жизни старость — как последняя стадия перед смертью — наступает раньше.
Политика, с другой стороны, использует другой подход. Например, Министерство труда приравнивает определения «третий» и «пенсионный возраст»; Министерство здравоохранения опирается на положения ВОЗ и говорит о «третьем» и «четвертом» возрасте; социальные службы иногда используют во внутренних документах контринтуитивную фразу «возраст до выхода на пенсию»; а федеральные пилотные программы, следуя рекомендациям ООН, говорят об «активном старении».
Научные определения также широко варьируются. Для врачей, например, это «время упадка организма».
Калифорнийские ученые утверждают, что старение связано с сокращением выработки миелина, образующего оболочку нервных волокон и отвечающего за нормальное функционирование нейронов в мозге. Этот процесс начинается в 39 лет.
Психологи размышляют об одиночестве, депрессии, потере смысла жизни — и в то же время говорят, что у пожилых людей есть свои «козыри»: Мудрость, спокойное мышление, самоуважение. Помимо биологического возраста, существует также психологический возраст, который может не соответствовать биохимическим процессам в мозге, и границы возраста неясны.
Социальные дисциплины также не обошли стороной изучение этой темы: Какие социальные институты поддерживают устоявшиеся представления о старении, а какие, наоборот, пытаются их изменить? Как с возрастом меняются роли и положение людей в обществе?
Сама наука о старении — геронтология — включает в себя несколько конкурирующих подходов. Некоторые исследователи рассматривают его как негативное явление, другие — как позитивное, а третьи считают его чем-то неуникальным и отвергают идею старости как особой возрастной группы.
Наука о старости: основные теории
Термин «геронтология» был введен в начале двадцатого века. По некоторым данным, впервые он был использован известным русским врачом Ильей Ильичом Мечниковым и введен в научный обиход. Геронтология находится на стыке гериатрии (дисциплины, которая занимается биологическими и медицинскими аспектами проблемы) и социальных, культурных и психологических дисциплин.
Еще в Древнем Египте и Древней Греции люди пытались понять и осмыслить старость как этап перед смертью, время увядания тела и разума. Христианские философы и ученые монахи, вдохновленные библейскими рассказами о мудрых долгожителях Ветхого Завета, искали способы продлить молодость (об этом пишет Джон Морли, исследователь из Университета Сент-Луиса).
Но системный подход и интерес общественности к теме борьбы со старением пришел из США, вместе с… хлопьями Kellog’s Джона Харви Келлога и другими диетическими продуктами, ставшими популярными в середине XIX века.
Феномен старости стал предметом всестороннего научного исследования только в начале следующего века. Первой фундаментальной концепцией стала теория отстраненности американских геронтологов Элейн Камминг и Уильяма Генри, которую они описали в своей книге «Старение». Он основан на психологических исследованиях, проведенных в Канзасе. Камминг и Генри предположили, что пожилые люди делятся на подгруппы в зависимости от их жизнеспособности и рода занятий.
С возрастом социальная изоляция человека усиливается, а физико-психологические возможности — угасают. Соответственно, происходит разобществление — мы выключаемся из взаимодействий с другими людьми. Один из постулатов теории Камминг и Генри гласит, что старость — это кризисное и негативное состояние, причем со временем оно только усугубляется.
Нелепо утверждать, что проблемы со здоровьем увеличиваются с возрастом. Однако последующие поколения ученых поставили под сомнение основные постулаты теории компартментализации: Она слишком универсальна, и если мы будем следовать ей, то лишим людей возможности самим заботиться о своем социальном благополучии и благосостоянии.
В 1960-х годах Роберт Хэвигхерст, ученый-медик из Индианы, предложил альтернативную Каммингу и Генри «теорию деятельности». Для него старение — это результат институциональных условий, которые формируют социальную среду, обязанности, ожидания и потребности пожилых людей.
По мнению Хэвигхерста и его последователей, для человека важно поддерживать уровень активности, развитый во взрослом возрасте, во взаимодействии с другими людьми и социальными институтами. В этом случае старение может протекать без таких осложнений, как социальная изоляция или даже ухудшение здоровья.
Сторонники «теории непрерывности», которая похожа на только что рассмотренный подход, утверждают, что люди находят необходимые стратегии и адаптируются к новым обстоятельствам, продолжая делать те же вещи, заниматься той же деятельностью и взаимодействовать с теми же людьми, что и в начале жизни.
Теория угнетения против стереотипных представлений о «нормальной» старости
Но реальность, как это часто бывает, сложнее книжных планов и элегантных научных построений. Пожилые люди такие же разные, как и люди любого другого возраста. У них разные доходы, разные культуры, разные взгляды на жизнь и разные интересы. В большинстве случаев, однако, молодежь «почитается»: да, бабушек и дедушек нужно уважать и слушать, но даже в «традиционных» обществах молодых взрослых поощряют к действию, развитию и открытиям. С другой стороны, старость обычно рассматривается как начало слабости (по крайней мере, физической) и приближение смерти.
Классик социологической науки Джордж Мид критиковал стереотипы «правления большинства в толерантном меньшинстве» — молодость и старость являются лишь частным случаем этой «оппозиции». По его мнению, последнее может быть «беспроблемным», а иногда даже временем расцвета и успеха.
Нормативные теории и социальные представления о «правильном» и «неправильном» формируют образы «нормального» и «ненормального» старения.
Например, прыжки с парашютом, нежелание сидеть с внуком, путешествия в другие страны при седых висках могут считаться патологией — и подвергаться критике.
И наоборот, из-за продвижения идеологии «активной старости» нередки случаи, когда те же насмешки детей пенсионеров и их друзей заставляют кого-то сидеть дома, смотреть телевизор и ходить за помидорами. В обоих случаях критика и ощущение «неправильности» могут вызывать дискомфорт.
По этой причине межсекторальный подход становится сегодня все более популярным. В этом случае внимание исследователей сосредоточено на том, как проблемы одной социальной группы пересекаются и умножаются с проблемами другой.
Интерсекционалы» хотят изучить историю одноногой чернокожей лесбиянки — не как критику политкорректности, а как реальный пример того, как вдвойне трудно человеку с ограниченными возможностями быть членом этнического и/или сексуального меньшинства.
Интерсекционалы предлагают альтернативный взгляд на старение и стремятся отойти от стереотипов. Их исследования сосредоточены на пожилых людях из уязвимых групп.
Одна из них — женщины: бабушки и дедушки в нашем обществе имеют далеко не одинаковые позиции и могут играть совершенно разные роли. Или национальные меньшинства, живущие в ином культурном пространстве или в иных экономических и политических условиях.
Интерсекционалы объясняют, чем старение отличается от «типичного» опыта (обычно это опыт здорового мужчины среднего класса).