Почти без средств к существованию и в нищете, женщина решилась на трудный шаг. Она передала своего сына в приемную семью. Затем она отправилась искать свое место в столице Стокгольме.
Астрид Линдгрен
Автор, подаривший детям удивительно обаятельного персонажа Карлсона и милую, остроумную Пеппи Длинныйчулок, стал родным для всех детей в мире. Наверное, вряд ли найдется семья, которая не читала добрых и увлекательных книг Астрид Линдгрен. Шведская писательница как никто другой распутала клубок детской души и нашла к ней путь. Простыми словами она описала самые важные проблемы и страхи молодых людей и напомнила взрослым о том, что они когда-то знали, но забыли.
Астрид Анна Эмилия Эрикссон, полное имя автора до замужества, родилась в ноябре 1907 года в Несе, на ферме в Швеции. Детство автора прошло на ферме. Близость к природе, размеренный возраст «лошади и кабриолета» помогли раскрыть душу молодого шведа и развить его творческие способности.
Астрид Линдгрен
В доме Эрикссонов царили любовь и гармония. Родители Астрид познакомились на рынке, когда ее матери было 7 лет, а отцу — 13. Детская дружба переросла в симпатию, а затем и в любовь. У Самуэля Августа и Ханны было четверо детей: первый, сын Гуннар, и три дочери, старшей из которых была Астрид Анна Эмилия.
Астрид Линдгрен с родителями, братьями и сестрами.
Дети были окружены сельской жизнью и нетронутой природой. Дети помогали родителям по хозяйству, а в свободное время бродили по ферме в поисках приключений. По словам Астрид Линдгрен, в семье царила удивительно вежливая атмосфера: взрослые не стеснялись проявлять теплые чувства друг к другу и к детям, что было редкостью в сельских семьях.
Астрид Линдгрен в детстве
Маленькая Астрид Линдгрен любила слушать народные истории — сказки и легенды, которые часто рассказывали детям на ферме. Астрид, которая еще не научилась читать, впервые услышала рассказ о «книжках» в гостях у подруги. Его читала детям их мать на кухне. Очарованная, девочка слушала, погружалась в волшебный мир и надолго возвращалась в реальность. Вскоре Линдгрен научилась читать, и чтение навсегда стало ее любимым занятием. Уже в начальной школе будущая писательница проявила литературные способности, поэтому ее ласково называли Сельмой Лагерлёф (первый лауреат Нобелевской премии по литературе).
Астрид Линдгрен в молодости
После окончания школы 16-летний подросток устроился работать молодым журналистом в местный журнал. Два года спустя Линдгрен, беременная от женатого мужчины, покинула Вимерблу и отправилась в столицу, чтобы потерять себя в многомиллионном городе, где ее никто не знал. В Стокгольме Астрид Линдгрен получила образование секретаря и до рождения ребенка работала в Королевском автомобильном клубе.
Литература
Пять лет спустя Астрид Линдгрен, к тому времени уже замужняя, стала домохозяйкой. В 1941 году семья, в которой к тому времени было двое маленьких детей, переехала в квартиру в Стокгольме с видом на живописный парк Васа. Там она написала все свои произведения. Сначала Астрид Линдгрен работала секретарем, чтобы совершенствовать свое перо. Затем она начала писать рассказы и короткие путеводители для семейных и детских журналов.
Астрид Линдгрен в молодости
По словам рассказчика, первый герой детской приключенческой истории появился на свет благодаря маленькой Карин. Ее дочь, которая болела воспалением легких и уже привыкла к рассказам матери, попросила Астрид рассказать ей историю о Пеппи Длинныйчулок. Девушка придумала имя персонажа. Линдгрен исполнила свое желание и написала сказку. Он так понравился ее дочери, что мама распространила продолжение на десятки других вечеров.
В то время Астрид Линдгрен была в центре горячих дебатов о том, как воспитывать следующее поколение. Одна часть общества выступала за уважение к личности ребенка и необходимую свободу действий, а другая — за классическое, пуританское воспитание и ограничение свободы. Астрид стояла на «либеральной» стороне педагогики, что также определило характер ее Пеппи.
Астрид Линдгрен и Пеппи Длинныйчулок.
Каждая вторая короткая история о сумасшедшей женщине с рыжими волосами и разноцветными носками, которая любила свободу, требовала продолжения. В течение пяти лет короткие рассказы «выросли» в романы. Когда дочери Астрид Линдгрен исполнилось 10 лет, мама сделала ей подарок на день рождения: она проиллюстрировала рукопись нескольких рассказов о Пеппи и превратила их в книгу.
Линдгрен отнесла рукопись приключений рыжеволосого сорвиголовы в крупное шведское издательство Bonnierkoncernen, но там не спешили публиковать книгу, поскольку она выходила за рамки обычной детской литературы. После минутного раздумья Бонниерконцернен вернул рукопись Астрид. Автор была расстроена, но вскинула руки: она видела, какое впечатление произвела на ее дочь Пиппи, и была уверена, что продолжит писать для детей.
Сказки Астрид Линдгрен
В 1944 году шведский писатель узнал о конкурсе, организованном недавно основанным издательством Raben & Sjögren. Авторам было поручено написать книгу для девочек. Издатели обещали опубликовать три лучшие работы. Астрид Линдгрен представила свой рассказ «Бритт-Мари изливает свое сердце» и получила второй приз. Так началась ее карьера.
В следующем году Рабен и Шёгрен пригласили Астрид к себе на работу. Линдгрен с радостью приняла кафедру детской литературы и работала на этой должности до 1970 года, от которой отказалась, достигнув пенсионного возраста.
Книги Астрид Линдгрен
В 1945 году Рабен и Шёгрен опубликовали свою первую книгу о Пеппи, «Пеппи поселилась на вилле Хенне», которая стала счастливым годом для автора. История так понравилась молодым шведам, что книга была распродана в кратчайшие сроки. Вскоре эта работа была переведена на десятки языков и продана миллионными тиражами по всему миру. В 1946 и 1948 годах детская публика с нетерпением ждала продолжения этой истории.
Личная жизнь
Первый роман Астрид Линдгрен оказался несчастливым. Ее любовник — редактор журнала «Виммерби» Аксель Блюмберг — был женат. 18-летняя журналистка забеременела от мужчины на 30 лет старше ее, который переживал развод. И если бы на суде выяснилось, что Блюмберг изменял своей жене Оливии, его банковский счет был бы опустошен. Так беременная Астрид покинула город.
Молодая Астрид Линдгрен и ее сын.
Дания позволила сохранить имя биологического отца в тайне, поэтому молодая женщина родила мальчика Ларса в Копенгагене. До пяти лет Ларса воспитывали его приемные родители, Стивенсоны.
Астрид Линдгрен и ее муж
Астрид познакомилась с Нильсом Стуре Линдгреном в Стокгольме. После их брака в 1931 году у Линдгрен родился сын, а через 3 года она родила дочь Карин. Нильс усыновил Ларса и дал ему свою фамилию. Они были счастливы в браке 21 год.
Конечно, истории о Пеппи и Карлсоне — самые популярные сказки Астрид Линдгрен. Приключения этих героев являются самыми захватывающими и оригинальными для большинства детей. Но, как свидетельствуют отзывы, другие произведения из этого списка многих удовлетворяют больше.
Прекрасная юность
Астрид Линдгрен родилась в 1907 году на ферме Нэс недалеко от небольшого шведского городка Виммербю. Астрид была вторым ребенком в своей семье. У нее был старший брат и две младшие сестры. Ее родители работали фермерами. Дети часто помогали им по дому, в поле и в других сферах.
В своих мемуарах «Мои выдумки» Астрид вспоминает свое детство с теплотой и описывает его как счастливое. Она говорит, что выросла в любви и уважении. Она много играла со своими братьями и сестрами: ферма Няса была для нее страной невероятных приключений и фантазий.
Любовь к книгам пробудилась у Астрид в возрасте четырех лет: дочь одного из ее сослуживцев прочитала ей историю о великане Бам-Баме и фее Вирибунде. Волшебная история зажгла воображение будущего писателя. С тех пор она придумывает свои собственные истории и записывает их по мере своего роста.
Сочинения Астрид получили высокую оценку в школе. Когда ей было 13 лет, ее рассказ «На нашей ферме» был опубликован в газете «Виммербю». Окружающие уже предрекали ей большое писательское будущее и называли ее «Сельма Лагерлёф из Виммербю».
Сельма Лагерлёф — шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. Она наиболее известна по фильму «Чудесное путешествие Нильса и диких гусей».
Сама Астрид боялась сравнения с Лагерлёф и решила никогда не посвящать свою жизнь писательству. Однако в 1923 году она стала стажером в собственной газете Уиммерби, которая опубликовала ее историю. Ей было всего 16 лет. Она была первым молодым стажером в истории газеты.
Бунтующая душа
В 16 лет Астрид была прогрессивной девушкой. С детства ее считали «сорванцом»: она бегала по полям, играла и общалась с мальчиками и девочками. Уже тогда границы между полами были для нее подвижными.
Когда Астрид выросла, она приобщилась к культуре флэпперов — молодых эмансипированных женщин. В 1922 году французский писатель Виктор Маргерит опубликовал скандальный роман под названием «Холостячка». Это была история молодой женщины, которая, узнав, что ее муж ей изменяет, решила, что она тоже может позволить себе «свободную любовь». Главная героиня, Моник Лербье, стала примером для подражания для многих девушек 1920-х годов. Она была свободной и независимой, носила мужские костюмы, курила на людях, стригла волосы «под мальчика» и больше заботилась о своей карьере, чем о семье.
Астрид, которая интересовалась литературой и следила за модными тенденциями, также была увлечена Моникой Лербье. Она обрезала волосы и начала носить брюки. Она слушала джаз и по выходным ходила на танцы. Это было особенно смело для такого маленького патриархального городка, как Виммербю. В это же время Астрид начала отношения с Райнхольдом Бломбергом, главным редактором газеты. А в возрасте девятнадцати лет Астрид забеременела от него. Эта история оказала неизгладимое влияние на жизнь Астрид.
Детство кончилось
Рейнхольд был на 30 лет старше Астрид. Когда начались их отношения, он был женат, хотя больше не жил с женой. Развод уже был резким и болезненным — Райнхольд оставил жену одну с семью детьми. А роман с девятнадцатилетней Астрид может еще больше испортить его репутацию. О том, что Линдгрен родила от него первого ребенка, стало известно только в 2014 году.
Репутация самой Астрид пострадала из-за ее беременности. Для одинокой женщины родить ребенка в таком молодом возрасте — неслыханное дело. В это верили не только окружающие ее люди. Ее религиозная мать всегда осуждала незаконнорожденных детей незамужних молодых женщин. Не в силах больше выносить слухи и сплетни, Астрид покинула родной город. «Я чувствовала себя как в гнезде гадюк и решила уйти», — вспоминала она позже.
Астрид отправилась сначала в Стокгольм, а оттуда в Копенгаген. Она родила мальчика, которого назвала Лассе. У нее не было ни денег, ни дома, поэтому она отдала его в приемную семью. Она вернулась в Копенгаген и поступила в бизнес-школу. В 1929 году Астрид устроилась на работу секретарем в Королевскую автомобильную компанию, где познакомилась со Струве Линдгреном.
Струве был начальником Астрид. Они поженились в 1931 г. Они взяли Лассе из приемной семьи — Струве усыновил его. Астрид бросила работу, чтобы присматривать за сыном. А в 1934 году у пары родилась дочь Карин.
На протяжении всей жизни писательницу буквально осыпали наградами. Но самая известная и престижная медаль была вручена в 1958 году: медаль Ганса Христиана Андерсона, которая считается Нобелевской премией по детской литературе.
Литература
Только через пять лет Астрид вышла замуж, родила второго ребенка и стала домохозяйкой. В 1941 году семья Линдгрен переехала в собственную квартиру с видом на парк Васа. Именно здесь были созданы все ее работы. Работая секретарем, она делала первые попытки писать. Она начала писать короткие рассказы и путеводители, которые публиковались в детских и семейных журналах.
Появлением своего первого сказочного персонажа Астрид обязана своей дочери Карин. Девочка была больна пневмонией. Она так привыкла к тому, что мама каждый вечер рассказывала ей сказки, что не могла уснуть, поэтому попросила его рассказать ей о Пеппи Длинныйчулок. Карин сама придумала это странное имя для сказочного персонажа. Ее мать уважала свою дочь и вскоре рассказала ей новую историю. Ее дочери понравилась эта история, и мать продолжала рассказывать ее каждый вечер.
В те годы в стране шли дебаты о том, как правильно воспитывать молодое поколение. Одни выступали за либеральное образование, которое уважает ребенка и дает ему свободу, другие — за классическое образование и ограничение свободы. Линдгрен больше всего нравилась либеральная политика образования, которая также сформировала характер ее героини Пеппи Длинныйчулок.
После публикации очередного романа о маленькой сумасшедшей девочке что-то осталось недосказанным, и это что-то в итоге переросло в продолжение истории. Астрид писала о Пиппи в течение пяти лет, и за это время рассказы превратились в роман. На свой десятый день рождения Карин получила рукопись с несколькими иллюстрированными историями о Пиппи.
Астрид передала копию этой рукописи в Бонниерконцернен, одно из крупнейших шведских издательств. Однако издатели не спешили публиковать книгу, которая была написана в совершенно новом стиле и выходила за привычные рамки детских рассказов. После некоторого раздумья издатели отказались публиковать рукопись Линдгрен. Автор был разочарован, но не сдался полностью. Она уже видела, как отреагировала на эту историю ее дочь, и решила для себя, что эта книга будет не последней в ее творческой биографии.
В 1944 году только что основанное издательство «Рабен и Шёгрен» объявило конкурс на лучшую книгу для девочек. Они обещали, что три лучшие работы будут напечатаны. Линдгрен решила представить свою новую работу под названием Britt-Marie Pours Her Heart Out. Ее роман занял второе место.
В 1950-х годах Астрид завершила первую часть трилогии «Мой Мио, мой Мио! История сказочная и очень грустная. Главный герой — мальчик, чьи родители умерли. Дело в том, что проблема сиротства в те годы стояла очень остро, и после войны таких детей было очень много. Книга Линдгрен стала для этих детей лучом надежды, они поверили, что смогут преодолеть все трудности и что будущее будет счастливым.
Смерть
Астрид поразила череда смертей, которые каждый раз подрывали ее здоровье. Первым умер ее любимый муж. Это было в 1952 г. Девять лет спустя умерла ее мать, а в 1969 г. — отец. 1974 год принес новые трагедии — погибли ее брат и друзья детства. Но настоящее горе автора было еще впереди — в 1986 году в вечность ушел ее сын Ларс.
Линдгрен много времени уделяла размышлениям о тайне жизни и смерти. Ее родители были лютеранами и верили в вечную жизнь. Сама Астрид никогда не разделяла их взглядов. Она умерла 28 января 2002 года в возрасте 94 лет.
Память
- В год смерти Астрид шведское правительство учредило премию ее имени в размере 5 миллионов крон. Ежегодно присуждается лучшему автору детской книги. В 2016 году премия была присуждена британскому писателю Мону Розоффу.
- В 2015 году Швеция выпустила новую 20-кроновую банкноту с фотографией талантливого автора.
- Квартира в Стокгольме, в которой Астрид Линдгрен прожила 60 лет, в 2015 году стала музеем писательницы. В том году страна отмечала 108-ю годовщину со дня ее рождения.
- В музее хранится мемориальная доска, которую Астрид получила от Бориса Ельцина в 1997 году.
- Пеппи Длинныйчулок.
- Калле Бломквист
- Бюллербю
- Кати
- Карлссон
- Улица головорезов
- Мадикен
- Эмиль из Лённеберга
- Бритт-Мари раскрывает свое сердце
- Черстин и я
- Дорогая сестра
- Маленький Нильс Карлсон
- Мио, мой Мио
- Расмус Бродяга
- Мы находимся на острове Солткрофт
- Мои выдумки
- Братья Львиное Сердце
- Ронья, дочь разбойника
- Ассар — пузырь.
Ссылки
Для нас важна актуальная и точная информация. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter .
Дания позволила сохранить имя биологического отца в тайне, поэтому молодая женщина родила мальчика Ларса в Копенгагене. До пяти лет Ларса воспитывали его приемные родители, Стивенсоны.
Литературное творчество
После замужества и рождения детей Астрид Линдгрен работала домохозяйкой. Работа секретарем не была венцом ее мечты. Однако это была должность, которая позволила ей улучшить свои писательские навыки и дать толчок собственному развитию. В этот момент она задумалась о том, чтобы построить свою жизнь в литературе.
Творческая биография Астрид Линдгрен началась примерно в 1941 г. В ранние годы она писала короткие рассказы. Она составляла путеводители для детских журналов и семейных изданий.
Для самостоятельной, серьезной работы Линдгрену требовалось немного больше времени. И начало большой популярности стало почти случайным. Первый персонаж, созданный писательницей, Пеппи Длинныйчулок, родился, когда заболела ее дочь Линдгрен. Девочка, привыкшая к сказкам, попросила маму рассказать ей сказку.
Она сама придумала имя персонажа и взяла первое имя, которое пришло в голову. Линдгрен не стал медлить и тут же начал придумывать историю.
История так понравилась ее дочери, что было решено ее продолжить. Так однажды спонтанная сказка стала началом серьезного литературного произведения.
Помимо своей литературной деятельности, Линдгрен также известна своими социально-политическими обязательствами. Ее особенно волновали вопросы образования детей.
Астрид в молодости
В то время все шведское общество было разделено на два лагеря. Некоторые считали, что строгие методы устарели и недостойны новой исторической эпохи, и предлагали дать детям больше свободы. Другие выступали за меры жесткой экономии.
Сама автор принадлежала к «либеральному» лагерю, если можно так выразиться. Конечно, ее характер стал не только продуктом ее работы, но и образом, который она хотела донести до масс, чтобы выразить свои взгляды.
Это продолжалось почти пять лет. В конце концов, короткий рассказ превратился в целый цикл, а затем в роман. Женщина представила рукопись и отдала ее своей дочери. Она также сделала копию, которая отправилась в крупное шведское издательство Bonjerkoncern.
Издатель не был в восторге от работы Линдгрен: он признавал ее остроумие, но не верил, что такая книга может найти отклик в сердцах и умах детей. Тем более что характер Пеппи Длинныйчулок не соответствует тому представлению, которое сложилось у юных читателей о героине пьесы.
После некоторого рассмотрения издатель отправил рукопись обратно. Он отказался печатать его, потому что не хотел рисковать. Такой поворот событий опечалил автора. Никто не знает, как бы повернулась ситуация.
Но Линдгрен видела реакцию своей дочери, ее неподдельный интерес к историям. Она решила творить для детей, несмотря ни на что. Женщина не сдавалась и продолжала идти вперед.
Астрид Линдгрен в тридцатилетнем возрасте.
Ее серьезный литературный дебют состоялся в 1944 г. Женщина услышала, что новое издательство проводит конкурс на книгу для читательниц. Лучшие работы, как заверило ее руководство, будут опубликованы.
Линдгрен решила попробовать сама и написала рассказ под названием «Бритт-Мари изливает свое сердце». Работа произвела хорошее впечатление на жюри, и работе Линдгрена было присуждено второе место.
Смерть писательницы
Век знаменитого сказочника был долгим. Ее пережили многие родственники, включая брата, сына и мужа.
Личные трагедии преследовали женщину на протяжении многих лет, она постоянно думала о смерти человека, но ее нельзя было назвать религиозным человеком.
Сама Астрид Линдгрен умерла 28 января 2002 года в результате инфекционного заболевания. Осложнения. Она похоронена на местном кладбище в своем родном городе Уиммерби.
Астрид Линдгрен в возрасте 91 года
Личная жизнь
После рождения сына и переезда в Стокгольм автор встретила своего будущего мужа. Его звали Нильс Стуре Линдгрен. Пара поженилась в начале 1930-х годов и взяла Лассе из приемной семьи в 1931 году. Муж автора усыновил мальчика и дал ему свою фамилию.
Астрид и Нильс Стуре Линдгрен с приемным сыном Лассе.
Через три года родилась их дочь Карин. Линдгрен и ее муж прожили вместе до его смерти в 1952 году.
Одна из последних фотографий Астрид с мужем
Из неугомонной деревенской девчонки Астрид превратилась в женщину, к мнению которой прислушивались не только в Швеции, но и во всем мире. Она всю жизнь оставалась ребенком и отстаивала права детей, потому что твердо верила, что каждый ребенок должен быть услышан.
Цикл о Карлсоне: самая странная детская книга
Обложка первого издания книги Астрид Линдгрен «Карлсон на крыше» с иллюстрациями Элона Викланда. 1955 © Издательство Rabén & Sjögren
Обложка первого издания книги Астрид Линдгрен «Карлсон на крыше» снова летает. Иллюстрация Элона Викленда. 1962 © Издательство Rabén & Sjögren
Обложка первого издания книги Астрид Линдгрен «Карлсон на крыше снова непослушный», иллюстрация Элона Викланда. 1968 © Издательство Rabén & Sjögren. 1968 © Издательство Rabén & Sjögren.
Цикл «Карлсон» состоит из трех книг: «Ребенок и Карлсон на крыше» (1955), «Карлсон на крыше снова летает» (1962) и «Карлсон на крыше снова играет в шалости» (1968).
История появления Карлсона с каждым годом становится все более мифом. Шведские критики часто отмечали, что Астрид взяла свой характер у Мистера О’Мэлли из популярных в 1940-х годах комиксов американца Крокетта Джонсона. В ней мальчик по имени Барнаби Бакстер перед тем, как заснуть, получает неожиданный визит через окно от существа с розовыми стрекозиными крыльями, похожими на пропеллеры. Мистер О’Мэлли был ростом около 90 см и принадлежал к обществу эльфов, гоблинов, гномов и маленьких людей. Его палочкой была полувыкуренная гаванская сигара.
Обложка первого выпуска комикса Крокетта Джонсона «Барнаби для мистера О’Мэлли». 1944 г. Антик Хэй Редкие книги.
По другой версии, господин Лилионкваст, ангел смерти, послужил вдохновением для Карлссона в книге Астрид Линдгрен «В стране сумерек», опубликованной в книге «Малыш Нильс Карлсон» (1949). Господин Лиллионкваст — шведский аналог Оле Лукойе из одноименной сказки Андерсена. В книге Линдгрен он появляется перед больным мальчиком Гёраном и забирает его в Сумеречную страну, где «ничто больше не имеет значения». Гёран и Лильёнкваст летят над ночным Стокгольмом, как и Малыш и Карлсон вскоре после этого, только полет совсем не смешной. Более того, речь г-на Лилионкваста напоминает речь Карлсона (например, «это не имеет значения» эквивалентно «это ерунда, просто прозаическая вещь»).
Линдгрен не скрывала, что у семьи Свантесон был тот же адрес — 12 Vulkanusgatan — что и у ее собственной семьи, которая переехала туда в 1929 году.
Книги о Карлссоне были проиллюстрированы Илоном Викландом, шведским художником эстонского происхождения. На рынке в Париже она увидела толстяка, играющего на губной гармошке, который напомнил ей героя книги — рыжие волосы, клетчатая рубашка, синие брюки со скобками. Илона сделала набросок и показала его Астрид. Она подтвердила, что придуманный ею персонаж выглядел именно так
«Эмиль из Лённеберги»: книга о домашнем насилии
Летом 1962 года Астрид Линдгрен пыталась успокоить своего внука Карла Юхана и неожиданно задала ему вопрос: «Угадай, что однажды сделал Эмиль из Лоннеберги?». Так спонтанно родилась идея новой книги о приключениях маленького мальчика, который живет со своей семьей на ферме Катхульт в Смоланде (где выросла сама Астрид). Обо всех проделках Эмиля мы узнаем от его матери, которая осталась дома и записывает все происходящее в синюю тетрадь.
Обложка книги Астрид Линдгрен «Эмиль фон Лённеберг». 1963 © Издательство Rabén & Sjögren
Живой и любопытный Эмиль был одним из любимых персонажей Астрид Линдгрен. Истории основаны не только на детских шалостях Гуннар, но и на детских историях ее отца Самуэля Августа, а также ее сына, племянника и многочисленных внуков. Приключения Эмиля фон Лённеберга передают образ беззаботного детства на природе, которого, как неоднократно отмечала в письмах и интервью сама Астрид Линдгрен, так не хватает городским детям.
Датский писатель Йенс Андерсен видит центральный конфликт трилогии в борьбе за власть между Эмилем и его отцом: «Эта борьба возникает либо из страха отца, что сын его обгонит, либо из ненасытного желания сына доминировать над отцом….. Эта борьба обостряется, когда сын оказывается более умным, хитрым, гуманным и изобретательным, чем его отец. Каждый раз Эмиль избегает ударов отца благодаря матери, которая прячет его в сарае от наказания.
Астрид Линдгрен считала совершенно неприемлемым пороть детей. В 1978 году она была удостоена престижной Всемирной премии немецкой книжной торговли. В своей речи, которую она произнесла, автор хотела рассказать о насилии и издевательствах, особенно о домашнем насилии, от которого страдают дети. Человек, которого били в детстве, с большей вероятностью станет хулиганом и продолжит эту агрессию. Для того чтобы положить конец войнам и начать фундаментальные политические изменения в мире, мы должны начать с ребенка. Однако организаторы сочли речь провокационной и попросили Астрид сбавить тон. Она ответила, что в таком случае вообще не придет на церемонию награждения, после чего комитет изменил свое решение. В 1979 году в Швеции был принят закон, запрещающий телесные наказания детей.
Астрид Линдгрен получает премию мира немецкой книжной торговли. 1978 © astridlindgren.se
Астрид Линдгрен получила тысячи писем от детей и взрослых и постаралась ответить на каждое из них. В 1971 году 12-летняя девочка Сара написала ей письмо. Письмо начиналось с вопроса: «Хотели бы вы сделать меня счастливой?» и стало началом долгой, тайной переписки, которая была опубликована через несколько лет после смерти автора в книге под названием «Ваши письма, которые я храню под матрасом». 50-летняя разница в возрасте не смогла помешать этой дружбе и открытой дискуссии о любви, смерти, революции, свободе и Боге.
После смерти Астрид Линдгрен шведское правительство почти сразу же учредило мемориальную премию ее имени за заслуги в области детского чтения. Это первая премия в мире детской литературы после Нобелевской премии: 5 миллионов крон, или около полумиллиона евро.
Издательство узнало о компетентном авторе и вскоре решило продолжить сотрудничество. Руководство предложило ей должность редактора детской литературы. Астрид Линдгрен с радостью приняла это предложение. Она работала на своем посту до глубокой старости и не покидала его до глубокой старости.
Политическая активность
Однако после этого их супружеская жизнь не была спокойной. Накануне мировой войны Астрид показала, что хочет быть политически активной, к огорчению своего аполитичного мужа. Она поверила в себя и вдохновилась писать — так родилась Астрид Линдгрен, всемирно известная писательница.
Как житель нейтральной страны относился к вызовам цивилизации? Недавно опубликованные военные дневники автора, обнаруженные на чердаке в 2007 году, раскрывают ее мировоззрение. Астрид, как и большая часть образованного населения Швеции, считала, что ее стране угрожают «два дракона»: гитлеровский фашизм, поработивший Норвегию, и сталинский большевизм, напавший на Финляндию, чтобы «защитить русское население». Линдгрен видел спасение человечества в том, чтобы мир принял идеи социал-демократии. Он вступил в соответствующую партию.
Старт в большую литературу
Хотя ее первые рассказы были опубликованы в журналах и альманахах в 1930-х годах, сама шведка описывает начало своей карьеры еще в 1941 году, когда дочь Астрид Линдгрен Карен, заболевшая пневмонией, попросила мать рассказать ей перед сном истории о вымышленной девочке Пеппи Длинныйчулок. Интересно, что имя своей героине придумала девушка, перенесшая тепловой удар. Каждый вечер любящая мать рассказывала выздоравливающему ребенку новую историю о маленькой сказочной девочке. Она жила одна, была доброй и справедливой. Она любила приключения, и они случались с ней. Пеппи была физически очень крепкой и обладала сильным, стойким характером.
В результате появилась замечательная антология, опубликованная новым издательством «Raben und Schegren». Она принесла автору мировую известность.
Болдинская осень Линдгрен
Конец 1940-х и начало 1950-х годов были отмечены взрывом творчества. В этот период были написаны еще три книги о Пеппи, две книги о Панчи Стрит, три книги о Брит Марии (девочке-подростке), детективная история о Кали Бланквист, две сказки, сборник стихов, четыре сценические адаптации ее книг и два комикса.
Казалось, все шло замечательно. Но контраст с Астрид Линдгрен был велик. Каталог упомянутых работ буквально для каждой ниши нашел свой путь к читателю только после жаркой авторской полемики с литературным критиком. Это неудивительно, поскольку швед оттеснил бывшего литературного фаворита на второе место. Больше всего под огонь попали книги о Пеппи. Патриархальной Швеции было трудно принять новую педагогику, которая ставит в центр внимания ребенка, не взрослого, который проповедует, а самого ребенка, его вопросы и проблемы.
Примечательно, что она также родом из Швеции. Сама Линдгрен отвергла подобные сравнения, назвав их недостойными такого комплимента.
Творческая активность
В 1940-1950 гг. Линдгрен написала одновременно несколько книг, все они пользовались большой популярностью у читателей. История детектива Калла Блумквиста появилась в 1946 году, и с ее помощью она попыталась заменить жестокие триллеры. В 1954 году он обратился к проблеме одиноких детей в книге «Мио мой Мио».
Карин подала матери идею еще одной пьесы. Однажды она рассказала автору историю о пухленьком человечке, который влетел в комнату, когда девочка осталась одна. Он был счастлив, но спрятался за картиной, как только увидел взрослых. Так появилась книга о Карлсоне, который жил на крыше. В оригинальной версии истории этого человека звали Лилье Кварстен.
В 1968 году Московский театр сатиры поставил пьесу о Карлссоне. В это же время на телеэкранах появились анимационные фильмы о забавном персонаже. В 1969 году Королевский театр в Стокгольме начал ставить бессмертную пьесу Линдгрена, что было нетипично для того времени. После огромного успеха шведской постановки театры всего мира начали создавать свои собственные версии «Карлсона».
Автор стала известна во всем мире благодаря постановкам, основанным на ее книгах, но на ее родине, в Швеции, фильмы и телесериалы были очень популярны. Уже на Рождество 1947 года состоялась премьера киноверсии истории о Калле Блумквисте, а через два года вышел первый фильм «Пеппи Длинныйчулок», за которым последовали еще три. За 30 лет Хельбум снял 17 фильмов по книгам Линдгрен.
Общественная деятельность
В 1976 году Астрид написала открытое письмо в налоговые органы. Рассказ назывался «Помпезность Индонезии», в нем автор разоблачал варварскую политику правящей партии. Она всегда исправно платила налоги, но не хотела мириться с несправедливостью, когда ей приходилось уступать 102% своего дохода. После публикации статьи на первой странице газеты Expressen эта история вызвала большой резонанс, и в итоге закон был изменен в пользу налогоплательщиков.
Благодаря Линдгрен, Швеция стала первой страной, законодательно запретившей насилие над детьми. Она всегда отстаивала права слабых и беззащитных. В 1970-х годах она начала масштабную кампанию против жестокого обращения с животными. В результате в 1988 году был принят «Закон Линдгрена». Автор не был полностью удовлетворен, поскольку формулировка закона была неясной, а наказания были слишком мягкими.
У автора также были свои взгляды на размножение. Она старалась видеть в каждом ребенке личность со своими собственными чувствами и проблемами. Она интересовалась психологией и старалась описывать все ситуации с точки зрения детей.
Стоит отметить, что автор никогда не собиралась зарабатывать деньги своим трудом. Она писала в основном для себя, «чтобы развлечь ребенка в себе». Женщина отказалась сочинять что-либо для взрослых, она хотела сохранить спонтанность и простоту повествования. Астрид мечтала утешать детей и помогать им справляться с неприятными и болезненными ситуациями.
Другие достижения писательницы
В 1957 году Линдгрен была награждена премией за литературные достижения, став первым детским писателем, получившим эту премию. После этого она была награждена несколько раз, но больше всего ее ценили за две медали Х.К. Андерсена, которые она получила в 1958 и 1986 годах. Астрид была признана самым читаемым автором, и в центре Стокгольма до сих пор стоит памятник в ее честь. В 1950-1960 годах она регулярно выступала в радио- и телевизионных программах.
В 1997 году она была названа человеком года в Швеции, хотя восприняла эту награду крайне иронично. Все ее друзья умерли, а ее сын Ларс умер в 1986 г. Астрид осталась одна, она плохо видела и слышала, но старалась вести активную жизнь. Каждый год Линдгрен ездила за границу с дочерью, внуками и правнуками, продолжала давать интервью и отвечать на письма поклонников. Она помогала людям не только морально, но и материально.
Эта женщина никогда не хотела жить обычной, скучной жизнью на пенсии, а предпочитала наслаждаться последними днями своей жизни. Двадцать восьмого января 2002 года автор скончался. Посмертно она была номинирована на Нобелевскую премию.
За свою жизнь она написала более 80 произведений в различных жанрах, а ее книги были переведены на 91 язык. Она посвятила небольшой рассказ истории любви своих родителей, также были опубликованы автобиографические эссе. Однако большинство рассказов были адресованы юным читателям, поскольку автор считал, что все люди в той или иной степени являются детьми.