Женский русский народный костюм. Русский женский народный костюм

Наиболее распространенными цветами и оттенками сарафанов были темно-синий, зеленый, красный, голубой и темно-вишневый. Праздничные и свадебные наряды шились в основном из парчи или шелка, а повседневная одежда — из грубых тканей или сукна.

Русская одежда

Как точка и символ, русская одежда, особенно как элемент национальной культуры, выражает исповедальное, нравственное и художественное восприятие русского народа, истории, менталитета и системы ценностей.

Общие сведения о русском народном костюме можно найти в классических трудах известных историков, этнографов и фольклористов. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, И.Е. Забелин, П.А. Киреевский, Н.И. Костомаров и др.

История русского костюма

В историографии русского костюма существует давняя традиция. Русские костюмы исследуются с точки зрения российской истории, археологии, этнографии, гендерной и социальной истории. Исследователи русского костюма пришли к выводу, что благодаря воздействию природных факторов, а также в силу состояния быта и характера сельского труда, русские народные костюмы были приспособлены к жизни людей вплоть до 1. Костюм.

  • Функциональность. Русский костюм не сковывал движения, был легким, нежарким, но в то же время и достаточно теплым и долговечным, способным укрыть от непогоды.
  • Конструктивность. Удобная конструкция сарафана, рубахи, зипуна, понёвы практически не требовала разрезания ткани при крое изделия, при этом отходы ткани оставались минимальными. Минимальное количество швов не требовало от швеи высокого мастерства и сокращало время пошива.
  • Декоративность. Одежда была очень выразительная, яркая, украшенная элементами декора, с комбинациями тканей разного цвета и текстуры.

До XVII века типичным костюмом была длинная и свободная одежда. Близость к кочевым странам, политика самоуверенности Московского княжества после распада Золотой Орды, покорение Сибири, восстановление контактов с Крымом и Северным Кавказом — все эти события повлияли на материальную культуру русского народа. Одним из последствий стало формирование оригинального костюма, сочетающего в себе глубокие местные традиции и особенности Азии. На протяжении XVII-XVIII веков русский костюм претерпел значительные изменения, вызванные реформами Петра I и его предшественников2.

К концу существования Московского царства Россия была неоднородной страной. Традиционные костюмы подчеркивали этнические различия людей, живущих в России. Кроме того, были известны как европейские, так и азиатские костюмы. Главной особенностью русского костюма этого периода можно назвать расслоение. Одежда, которую они надевали друг на друга, создавала эффектный образ. На социальный статус владельца одежды указывало обилие украшений. Одежда украшалась так называемыми «фиксированными» орнаментами: шелковой вышивкой, коклюшками (золотой или серебряной нитью), бусами (плоскими серебряными проволочками, прикрепленными к ткани). Костюмы украшались жемчугом и жемчужными нитями.

Одежда иностранцев, путешественников, торговцев, военных и архитекторов, посещавших Россию, часто ложилась в основу новых форм, ставших русскими. Например, появление среди русской мужской одежды огурцов (одеяний, напоминающих мантии). Это связано с ужасным браком Ивана с Марией Томлуковной в 1561 году. Распространенный в России тегаляй (железный кафтан) также был монгольского происхождения. Эта одежда попала в Московию от турок. Известны и другие примеры заимствования Истландри.

Европейская («немецкая») одежда в допетровской России была известна как парадная и неформальная. Цыганки, кабаты, курта, туники и немецкие шляпы использовались придворными артистами и самим царевичем с 1630-х годов. Некоторые виды европейской одежды были доступны императорам, знати и придворным. Интерес к иностранной одежде был настолько велик, что в 1675 году царь издал указ, согласно которому «никто не должен одеваться или стричь волосы по иностранным обычаям…». Они также не носили иностранной одежды, кафтанов и шапок. Они не приказывали своим людям делать то же самое «2. Указ Алексея Михайловича о разграничении разрешенной «русской» и запрещенной «иностранной» одежды. Преемник царя Алексея Михайловича, царь Федор, не был сторонником многослойной одежды с длинными рукавами, принятой в третьей четверти XVII века, из-за практических трудностей. В 1681 году царь запретил использование традиционной русской одежды — окамбунии и цельнокроеной одежды. На смену им пришли другие формы, более практичные. «Старая одежда была длинной, пригодной для ношения дамами и бесполезной для службы и путешествий».3 Вместо нее были выданы короткие кафтаны по образцу современного польского платья царя Федора.

Читать еще:  Сериал «Игра престолов»: актеры и роли. Актеры и роли игры престолов

Материалы для одежды

Одежда изготавливалась из подручных тканей, таких как холст, лен и шерсть. Холст и полотно были льняными, а другой бумажной тканью. Крашеный холст назывался крашенина, а более плотная крашеная льняная ткань — кеза или кеза.

Широкое распространение получила клетчатая шерстяная ткань под названием понева. Меха, овчины и норка использовались для зимней одежды, а козьи, бараньи, коровьи и лошадиные шкуры — для обуви, ремней и чехлов. Богатая одежда шилась из привозных, преимущественно дорогих тканей. Шелковые ткани включали камку, тафту, шинку, атлас, паволок, айал, сатин и камиан. Бумажные материалы включают бязь, кумак, киндяк, миткар, салапат и атлас. Они родом из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии, Крыма, Турции и Кавказа. Шерстяные ткани импортировались в основном из Англии, Франции, Италии и Фландрии. Текстиль в основном импортировался, а меха добывались и в больших количествах экспортировались в Россию для утепления и украшения обильной одежды.

Славянские женщины часто прикрепляли к своим рубашкам молитвенные амулеты и символы заклинаний. Они искренне верили, что, убирая плоды земли, убирая жизнь ржи и пшеницы, они нарушают гармонию природы и вступают с ней в конфликт. Перед тем как зарезать животных или скосить траву, девушки всегда говорили: «Господи, прости нас».

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

женский русский народный головной убор

Разнообразие женских головных повязок было еще одной особенностью традиционной одежды. С его помощью все выглядело законченным и гармоничным.

Замужние женщины и незамужние девушки носили разные головные уборы. Они отличались не только покроем, но и количеством декоративных элементов и вышивки. Кроме того, незамужние девушки могли оставлять часть волос открытыми. Это было запрещено замужним женщинам.

Русский народный платок

русский народный платок

Платки были неотъемлемой частью народного костюма замужних женщин. Его надевали поверх хайка, который носили только по большим праздникам. Первой одеждой была тканая шаль, под которую надевали теплую шапку. Нижняя часть была подарена в качестве свадебного подарка, так как женщинам было очень прискорбно выходить после свадьбы с покрытой головой.

Русская народная женская рубаха

русская народная женская рубаха

Это было основой традиционной одежды. Хлопок и лен, а также более дорогой шелк обеспечивали комфорт при выполнении повседневных дел.

Мастера украшали их разнообразными вышивками, лентами, тесьмой, блестками и аппликациями. Часто вся грудь была украшена красивой вышивкой, дизайн и цвета которой варьировались от штата к штату.

Девушка в русском народном костюме была воплощением красоты, скромности и элегантности. Традиционный костюм молодых женщин в Древней Руси отличался разнообразием и яркими красками. Почти каждая деталь мундира была украшена оригинальной вышивкой и орнаментом.

Женский русский народный костюм

Народные костюмы русских отличались превосходной красотой, большей яркостью и эстетичностью и более роскошным убранством, чем мужские. А поскольку русская женщина всегда была олицетворением элегантности и грации, она была хранительницей домашнего очага и источником вдохновения и восхищения. Таким образом, даже одежда простых людей оставалась яркой и красивой, богато украшенной вышивкой.

Читать еще:  Эндрю Скотт поддержал однополые браки, но сам замуж не собирается. Эндрю скотт и его парень.

89aabbb13d8a55609e2526d7f0076b28.jpg

Традиционно более популярной и интересной была традиция сарафанного костюма. Как видно, основой костюма был сарафан — женская одежда, напоминающая платья, но без рукавов. Сохранились следующие варианты покроя русского женского национального воскресного платья:.

Туника (самый простой и более «прямой» вариант сарафана),.

Косоклинный — широкая надувная юбка,.

Прямой подсолнух — подсолнух, юбка которого из ткани с лямками и не вшита в швы, и

Прямые подсолнухи с кузовом в корзине были очень красивыми и элегантными подсолнухами и назывались «полуплатьями».

Они были популярны для пошива сарафанов. Они были хлопчатобумажными, льняными, ситцевыми и часто шерстяными. Знатные люди могли покупать роскошные ткани, такие как парча и шелк. Сарафаны были богато украшены вышивкой, кружевами и пуговицами. Очень красивые и эффектные нарядные сарафаны можно увидеть в разделе ‘Русские сарафаны’.

Сарафаны обязательно носили под сарафанами. Сарафан был основным платьем женщин, его носили всегда, но не в гостях. Дворяне могли купить «сшитые рубашки», или домашние рубашки.

DSC_5534.jpg

И крестьяне, и дворяне носили шубы, шинели, летние пальто и другую верхнюю одежду. Дворяне могли покупать шубы, которые представляли собой облегченные версии женских шуб с красивыми меховыми воротниками.

Одежда шилась в основном из белых и черных, коричневых, желтых, бурых и других тканей. Самым популярным цветом для праздников и нарядов был, конечно, красный — даже свадебные платья часто шили из красной «тонкой» ткани. А повседневная одежда была тщательно расшита и украшена. Церемониальная одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, жемчугом и другими драгоценностями.

Особенностью женских народных костюмов было разнообразие головных уборов. Например, помимо известного кокосника, существовали каракакса, китка, отипок (головная свадьба), изогнутая шапка «китка» или кика, которую по праздникам могли носить только замужние женщины. Кицка полностью закрывала волосы и была богато украшена.

Мужской русский народный костюм

Национальный костюм русских мужчин был гораздо менее впечатляющим, чем у женщин. Его основой была рубашка, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а дворяне — как нижнее белье.

Рубашки изготавливались с воротником (косовороткой) или без него из различных тканей. Одними из самых популярных были: — рубашка с воротником (косоворотка).

Смешно! Как и состоятельные женщины, знатные мужчины шили рубашки из шелка.

Рубашки могли быть простыми и не вычурными, но они были богато расшиты разноцветными нитями. Вы можете увидеть их в разделе «Русские рубашки». Мужская национальная одежда содержит лучшие образцы традиционной вышивки.

Помимо косоворотки, в повседневной жизни мужчины носили кортики, шаровары, лапти, гамаши, сапоги, лапти и узкие пояса.

Внешняя одежда и головные уборы были разнообразны. Некоторые из них, например, маленькие черепа из тафты, носили в церковные часы.

Детский русский народный костюм

Рубахи также были основой детских русских народных костюмов. И они верили, что первой рубашкой мальчика должна быть поношенная рубашка девочки его отца. Визуально детская одежда не отличалась друг от друга. Это были вышитые косоворотки.

Русский национальный костюм был действительно красочным нарядом, и каждая деталь означала что-то уникальное.

image.jpg

Костюмы никогда не надевались и были символическими. Ниже приводится лишь самое основное представление о его главных деталях

Даже повседневная, обыденная одежда была украшена вышивкой, поскольку вышивка служила своеобразным талисманом против злых сил. Не вышивали только вдовьи рубахи и сарафаны.

Интересно, что в образе алмаза всегда преобладала вышивка — она ассоциировалась у русских с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральный смысл.

Компенсация для замужних женщин и для служанок с одной головой была очень разной. Например, девушки украшали свои волосы лентами, гирляндами и платками, а замужние женщины полностью закрывали волосы на улице. Кокосник могли носить только замужние женщины во время праздников.

Читать еще:  Статусы про перемены в жизни. Все меняется в жизни.

Праздничные наряды включали до 20 нарядов (для женщин), а повседневные — до семи элементов.

Подробно познакомиться с особенностями русских костюмов можно в этом видео: https: //www.youtube.com/watch?v=g_mkyzvpsge.

Изначально они были элементами мужского гардероба, предназначенного для праздников. Длинные рукава изготавливались из дорогих тканей — шелка, бархата и блокеров. Дворяне передавали сарафан духовенству, которое затем забирало девушек.

Понева

Понева — широкая юбка — была неотъемлемым элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех панелей и была либо глухой, либо крылатой. Как правило, его длина зависела от длины женской рубашки. Подол был украшен узорами и вышивкой. В большинстве случаев понева изготавливалась из полушерстяной ткани с клетчатыми полосами.

Юбка надевалась поверх рубашки и оборачивалась вокруг талии, а через середину продевался шерстяной шнур. Обычно они надевали сверху фартук. На Руси для блудных девушек существовала традиция надевать поневу. Это означало, что девушка уже могла быть помолвлена.

В России было принято, чтобы нижнее белье женщины всегда было закрыто — существовала даже церемония закрытия новорожденных девочек. Они верили, что этот магический круг защищает их от злых духов, а пояс хранился в туалете. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда и значение слова «наглеть» — быть смелым, забывать о достоинстве. Шерстяные, льняные и хлопковые пояса ткались или переплетались. Иногда длина поясов достигала трех метров, и их носили незамужние девушки. Пояса с огромными геометрическими узорами носили те, кто уже был женат. По праздникам на них наматывали желтовато-красные пояса с косами и лентами.

Передник

Фартуки не только защищали одежду от загрязнения, но и украшали праздничный наряд, придавая ему законченный и монументальный вид. Фартук надевали поверх рубашки, солнечного платья или поневы. Она была украшена узорами, шелковыми лентами и декоративными вставками — ее края украшали кружева и оборки. Существовала традиция нанесения определенных символов на фартук. Такие символы можно использовать как книгу для чтения истории жизни женщины: создание семьи, количество и пол детей, умершие родственники.

Прическа зависела от возраста и семейного положения. Он заранее определил общую композицию костюма. Головной убор девушки был довольно простым, оставляя часть волос открытой. Они состояли из лент, бантов, гирлянд, тракторных венков и кучи платков.

Замужние женщины должны были полностью закрывать волосы головным убором. После свадьбы и церемонии «вязания» девушки надевали «кичкамолодуху». По старорусскому обычаю, поверх кисы надевали платок (убрус). После рождения первого ребенка они надевали высокий головной убор, похожий на рогатую «кицу» или лопату, как символ плодородия и способности иметь детей.

Кокошник был ритуальным головным покрывалом для замужних женщин. Выходя из дома, замужние женщины надевали кокку и кокошник, а дома обычно носили накидку и платок.

Красный

Этот цвет предпочитали использовать как в крестьянской, так и в аристократической одежде. Цвет огня и солнца, символ силы и плодородия. В традиционном русском костюме можно встретить до 33 оттенков красного цвета. Каждый оттенок имел свое название: мясник, заяц, красный, рыжий, кровавый, герменевтический или кумак.

Возраст пользователя можно определить по его одежде. Молодые девушки до рождения детей носили более яркую одежду. Наряды детей и пожилых людей имели посредственную палитру.

Женские костюмы изобиловали рисунками. Люди, животные, птицы, растения и геометрические фигуры были вплетены в декоративные элементы. Преобладали символы солнца, круги, кресты, алмазы, олени и птицы.

Оцените статью
Astero Studio