Неизвестная» Ивана Крамского. Почему это шедевр. Иван николаевич крамской неизвестная.

Речь идет о высочайшем мастерстве моделирования света и тени. Несмотря на темную одежду модели, иллюзия объема очевидна. Крамской умел работать с черным.

«Неизвестная» – кто изображён на самом загадочном полотне Крамского?

Эта картина стала одной из самых известных работ местных художников, и за рубежом ее часто называют «русской Джокондой». Иван Крамской написал свой шедевр в 1883 году и дал полотну название «Неизвестный», что придало портрету атмосферу таинственности.

Искусствоведы утверждают, что не сохранилось никаких документов, которые позволили бы установить личность человека, изображенного на знаменитой картине Крамского. Некоторые утверждают, что это коллективная картина, но принято считать, что женщина — это Неизвестная женщина. Как появился шедевр Крамского? А что известно о героине этой картины?

Из фотографа – в живописцы

Не все знают, что известный русский художник Иван Крамской изначально был фотографом. В Воронежской губернии, где он вырос, не было мастеров кисти, которые могли бы научить юного Крамского своему искусству. Талантливый молодой человек был вынужден найти работу в фотостудии. Иван не только фотографировал, но и ретушировал снимки акварелью.

Переехав в Санкт-Петербург, Крамской продолжил работать с «Фотошопом» и через некоторое время поступил в Академию художеств. Он стал одним из тех художников-революционеров, которые не хотели писать картины на мифологические темы, столь популярные в мире. Крамской был одним из тех художников, которые хотели сами выбирать себе темы. Кстати, он был одним из основателей передвижных выставок и стал главным идеологом товарищества передвижных художников.

Иван Николаевич Крамской «Неизвестная», 1833 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Иван Крамской Неизвестная женщина, 1833 г. Местонахождение.

Прекрасная «Неизвестная»

Среди картин Ивана Крамского выделяется «Неизвестная женщина». Художник отступил от своих принципов и не уточнил, чей портрет он пишет. На полотне перед нами — молодая женщина, проезжающая в открытой карете по Невскому проспекту; за ней — Александринский театр. Неизвестная — это все, что есть в столице. Ее голову украшает шляпа «Франциска» с перьями, а пальто с лентами и мехом явно стоит больших денег. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются дорогие кожаные перчатки, золотой браслет и носовой платок.

Читать еще:  Лучшие ноутбуки для учебы 2022. Хороший ноутбук для работы и учебы

На первый взгляд может показаться, что все эти черты доказывают принадлежность загадочной дамы к высшему обществу, но, взглянув на портрет, понимаешь, что это не обязательное условие. Возможно, эта женщина просто пыталась вписаться в общество, в котором оказалась по воле судьбы.

Это модное платье могло быть очень претенциозным или даже неуместным в то время. Дворяне того времени были не так богаты, как их предки, и поэтому не всегда могли позволить себе такие дорогие и модные вещи. Возможно, что одна только одежда Крамского была вызовом обществу.

Интересно, что у современников Крамского тоже было много вопросов по поводу дамского экипажа. Критик Стасов даже считал, что на картине изображена молодая дама в карете. В конце концов, в то время женщине было неприлично путешествовать одной в карете. Это было то, что могли позволить себе куртизанки или женщины, которых позже назвали суфражистками (как Толстой описал Анну Каренину).

Во взгляде девушки - надменность, достоинство и одновременно - глубокая печаль

Взгляд девушки полон высокомерия, достоинства и в то же время глубокой печали.

Он много путешествовал по России со своим главным фотографом, а когда однажды приехал в Санкт-Петербург, то решил остаться в этом замечательном городе и вскоре поступил в Академию художеств.

Главная претендентка на роль Неизвестной Крамского

Я придерживаюсь версии искусствоведа Ирины Чижовой, что это была княгиня Юрьевская. Она была… женой Александра II!

Но, возможно, она все еще была его любовницей (уже 14 лет) в то время, когда он начал писать портрет. Как самая известная наложница страны, она позволяла себе и модные платья, и яркие украшения.

Ирина Чижова утверждает, что однажды она наткнулась на иллюстрацию в одном из журналов того времени: Александр II сидит в карете. Рядом с ним сидела княгиня Юрьевская (до брака с императором она была княгиней Долгоруковой), одетая в то же платье, что и Неизвестная-Крамская.

Она могла стать женой Александра II только после смерти императрицы Марии Александровны. Они официально поженились менее чем за год до трагической гибели царя в результате взрыва террористической бомбы.

Читать еще:  В каком году чума. В каком году чума.

«Неизвестная» Ивана Крамского. Почему это шедевр

Фотография княгини Долгоруковой

Есть сведения, что царь заказал портрет своей возлюбленной только Крамскому. Однако, когда художник еще работал над портретом, заказчик умер.

Герцогиня Крамская была явно непопулярна при дворе. После ее восшествия на престол Александр III сделал все возможное, чтобы она навсегда покинула и Зимний дворец, и Россию.

Я уже писал в статье Ильи Репина о Садко, что Павел Третьяков ставил семейные ценности превыше всего. По этой причине он никогда бы не купил портрет наложницы. Неважно, насколько необычной может быть ее картина. После смерти своего создателя Неизвестная оказалась в Третьяковской галерее.

По одной из версий, она была красивой крестьянской девушкой, которая вышла замуж за богатого купца. Крамской был тайно влюблен в нее и поэтому пленил ее.

Есть и те, кто уверен, что это была родная дочь Крамского. Однако мне трудно поверить, что ее отец попросил бы свою дочь выдать себя за наложницу в трудное для нее время. В то время жених Софии Крамской разорвал помолвку, потому что влюбился в ее подругу. Хотя, да, есть общая черта в характеристиках.

Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери.

Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери. 1882 г. Киевская картинная галерея.

Есть и те, кто сомневается в высоком качестве одежды Неизвестной. Они утверждают, что на самом деле Неизвестный был одет по последнему слову техники и местами поношен (например, платок). Только теперь начался путь кокона. И ему даже удалось получить свои первые подарки в виде броши с пером и браслетов из дутого золота. А ее шляпка совсем не модная и не домашняя. Не то чтобы княгиня Юрьева могла родить больше.

Но кем бы она ни была, картина до сих пор у всех на устах. И не только потому, что личность героини точно не определена.

Главное послание Крамского

В 1840-х и 1860-х годах художников очень волновало положение женщин. Возможно, она вышла замуж за мужчину старше себя. И она была вынуждена продать все свое имущество в связи со смертью кормильца. Мы видели сцены, написанные и Пукиревым, и Федотовым.

«Неизвестная» Ивана Крамского. Почему это шедевр

Левый: Василий Пукирев. Василий Пукирев. 1863 г. Справа: Павел Федотов, «Вдовушка». Павел Павлович Котов, 1851 год.

Читать еще:  Снижаем цену кухни: как сэкономить. Как сэкономить на кухне.

Тема жертвоприношения очень интересовала русских художников. И они преобразовали свой опыт в послания для общества.

Василий Пукирев, например, так расстроил общество своим «Неравным браком», что пожилые мужчины отказывали в таких браках молодым, неимущим женщинам.

Ссылка на бесплатный курс

Иван Крамской продолжил свои размышления на тему положения женщин в обществе спустя 20 лет после «Неравного брака».

Однако он использует образ женщины, которая НЕ является жертвой, а уверена в себе и независима. А Крамской уже пытается найти ответы на другие вопросы.

Можно ли женщине нарушать правила? Имеет ли она право уверенно смотреть другим в глаза? Или единственным вариантом в таком положении для нее является чувство стыда?

«Неизвестная» Ивана Крамского. Почему это шедевр

Иван Крамской. Неизвестно. 1883. Галерея Третьякова.

Крамской показывает, как у женщины его времени формируется иное представление о себе. Она может уверенно и прямо смотреть на своих товарищей. У нее есть чувство собственного достоинства, даже если никто не хочет его признавать.

Взгляд на женщину в Западной Европе XIX века

В начале мы знакомимся с несколькими картинами, изображающими бедственное положение и уязвимость женщин.

Например, английский художник Редгрейв написал картину под названием «Изгой». В нем показано, как отец выгоняет свою дочь, посмевшую забеременеть и родить внебрачного ребенка.

Ричард Редгрейв. Изгой

Ричард Редгрейв. Изгой. 1851 г. Королевская академия искусств.

Но однажды в 1863 году публику удивила очень необычная картина Эдуарда Мане «Завтрак на лугу». Девушка простой добродетели, совершенно обнаженная, осмелилась уверенно смотреть в глаза представителям респектабельного общества.

В этих глазах нет стыда. Никакого стыда (в отличие от публики тех лет). И ни одной слезинки нет в ее глазах.

Мане. Завтрак на траве

Эдуард Мане. Завтрак на лугу. 1863 г. Музей д’Орсэ, Париж.

Как похожи были судьбы «Неизвестного» и «Завтрака на траве». Никто не хотел их покупать. Фотографии были очень необычными. Женщина с компромиссами, но уверенная в себе.

«Неизвестная» находилась в частных коллекциях до 1925 года. Пока она не попала в Третьяковскую галерею. Завтрак на траве» хранился в мастерской художника до самой его смерти. Только благодаря усилиям друзей Эдуарда Мане картина попала в Лувр в начале 20 века.

Оцените статью
Astero Studio