Аэрофобия: Что Это? (Как Победить Страх Авиаперелетов). Как не бояться летать.

Обязательно возьмите с собой в полет наушники и послушайте любимый плейлист или приятную музыку — это настроит вас на расслабленный лад и отвлечет от происходящего на борту. Кроме того, с любимым треком вам будет легче представить себе позитивное будущее и предсказать предстоящий путь.

«Первая ассоциация с самолетом — крушение». Психолог об аэрофобии и ее лечении

Боязнь полетов более распространена, чем другие страхи — например, каждый третий американец страдает от боязни полетов или боится летать. На практике этой проблеме не придается большого значения: Люди летают всего несколько раз в год, пьют, чтобы успокоить нервы, и продолжают дрожать при звуке убирающихся шасси, вместо того чтобы путешествовать с радостью. Хорошая новость заключается в том, что страх перед полетами легко устраняется. Плохая новость заключается в том, что большинство людей убеждены, что они принадлежат к небольшому проценту «неизлечимых» и что им ничто не поможет. Почему это не так в вашем случае и что мешает вам получать удовольствие от полетов, мы выяснили у психолога Сергея Лагуна.

— Это фобия — это вообще нормально?

— Именно. Вы не можете себе представить, сколько различных «фобий» нас окружает. Однако в остальном люди живут вполне благополучно, могут быть успешными и даже не признаются в своих страхах. Они просто избегают определенных вещей и объясняют их себе со здоровым страхом или сдержанностью. Например, «Я просто не люблю летать».

Сами по себе фобии не являются признаком психического расстройства. Напротив, именно так работает наша адаптивная система. Представьте себе человека, который ничего не боится — хотели бы вы иметь таких коллег и родственников?

Стыдиться своего страха перед полетами — все равно что скрывать больное горло или грипп. Мы не верим: «У меня болит горло, я слабый человек, никто не должен знать». А если у вас есть страх перед полетами, вы уверены, что будут новые знакомства, что вас уволят, что над вами будут смеяться. Все это, конечно, неправда.

Что касается потери свободы и ограничения жизни, то фобия — это ненормально. С этим можно и нужно бороться.

Читать еще:  Муж актрисы Юлии Майбороды. Юлия майборода фото горячие.

— Отличается ли страх перед полетами от других фобий? Скажем, в сравнении со страхом высоты.

— Страх высоты является врожденным. Предпосылки есть, но в остальном все происходит по той же схеме, что и с другими фобиями. Существует система жизнеобеспечения, система предупреждения об опасности — эмоциональный мозг, миндалина. Он работает по принципу «стимул — реакция». Когда мы видим что-то и воспринимаем объект или ситуацию как опасную, миндалина запоминает это восприятие, и в будущем возникает соответствующая ассоциация.

Происходит выброс адреналина и активизируются стрессовые системы: Мышцы рук и ног увеличиваются, пульс и дыхание учащаются, зрачки расширяются, а тело максимально мобилизуется. Так задумано природой, чтобы защитить нас, например, от дикой собаки.

Сама реакция организма является здоровой. В случае фобии, напротив, фобия провоцируется опасностью, которой еще не существует. Или даже просто мысль о такой ситуации. Мы боимся там, где нет причин для страха.

— Развивается ли страх полета из страха высоты или это просто страх падения?

— Люди не разбирают страх на составные части и не ищут причину — они просто боятся летать, вот и все. Но лечение разное. Если это клаустрофобия, ее нужно сначала вылечить. Страх высоты — это другой механизм преодоления. Приступы паники могут возникнуть в самолете или в любой другой точке мира.

Стереотипы и ассоциации

— Однако автомобильные аварии случаются гораздо чаще, но люди не отказываются от своих машин. Что такого особенного в страхе перед самолетами?

— Да, машины разбиваются каждый день, но мы продолжаем читать об этом и привыкать к этому. А самолет, самый безопасный вид транспорта, внезапно терпит крушение. Это нечто необычное: СМИ пишут трагические новости и показывают ужасные фотографии. В мозгу взрывается: «Самолет опасен».

Существуют даже весьма неявные ассоциации. Мы заходим в салон, видим испуганного пассажира — и все, мы тоже напуганы. Или турбулентность — это повседневное явление, но люди не знакомы с ним и боятся.

Есть такой термин — эвристическое восприятие. Это первое, что приходит на ум, когда мы слышим или говорим о чем-то. Когда речь заходит о самолетах, многие люди в первую очередь думают о крушении. Это происходит потому, что СМИ не сообщают об успешных полетах, которых каждый день десятки тысяч. В конце концов, это вполне нормально: самолет взлетел, достиг пункта назначения и приземлился.

Читать еще:  Лучшие игровые приставки для телевизора для детей – обзор 2021. Приставка для телевизора игровая

Простой пример того, как это работает. Возьмем Андрея — ему 25 лет, живет в Минске, любит учиться, дома у него порядок. Чем этот парень зарабатывает на жизнь: библиотекарь или водитель автобуса?

— Логично, что библиотекарь…

— Экономность и привлекательность книг, вероятно, им больше по душе.

— Итак, это эвристический метод. Это самая легкодоступная информация, которая первой приходит на ум. Оно самое яркое, самое тревожное, самое ассоциативное, но не всегда верное. Ему приписывали такие качества: человек, который любит читать, работает с книгами, бережно обращается с ними — фактически библиотекарь. Это ассоциация, которую мозг создает без усилий. А теперь аналитические затраты: сколько библиотек и сколько маршруток в Минске? Кого среди 25-летних мужчин больше: библиотекарей или водителей? То же самое относится и к самолетам. Первая мысль — самолеты разбиваются, все опасно. Никто не думает об успешных полетах. Оказывается, мы боимся летать, хотя вероятность того, что нас убьет упавший с крыши кубик льда, гораздо выше.

В домике

— Страх летать — это одно, но страх лететь на старом самолете неизвестной или «сомнительной» авиакомпании — это совсем другое. Это тоже случай боязни полетов или вполне обоснованный страх?

— Это механизм избегания: если нам приходится летать, мы выбираем дорогие авиакомпании с современными самолетами. Даже если нет разницы — существуют международные стандарты безопасности. Существует также защитное «защитное поведение», которое мы используем для того, чтобы чувствовать себя в безопасности: Употребление алкоголя перед полетом, держание за руки, сидение на «счастливом» месте, полет с определенным человеком («Я путешествую только с мужем»). В миндалине возникает ассоциация: «я спаслась только потому, что выпила перед полетом», «потому что летела с мужем» и так далее.

Мы только усиливаем иллюзию: мы понимаем, что самолет опасен, но находим свой собственный выход. Так же обстоит дело и с другими фобиями.

Некоторые люди убеждены, что они должны все контролировать. Они боятся неизвестности: Как летает самолет, что делают пилоты? Затем они начинают сами все изучать и задавать вопросы. На короткое время это помогает. Однако в конечном итоге преобладает глубоко укоренившееся убеждение: Жизнь опасна, может случиться беда, будущее неизвестно. Человек живет в постоянном страхе. И если, в редких случаях, что-то случается с ним или его близкими, карточный мир рушится — иллюзия безопасности пропадает.

Читать еще:  Идеальные пропорции женского тела. Девушка с идеальной фигурой

Необходимо осознать разницу между полезным опытом и пустым опытом. «Я попаду в аварию со своей машиной» — это ненужный страх. «Я собираюсь ездить на незнакомой машине, старой, давно не обслуживаемой, с неисправными тормозами» — это разумный довод. Но человек не может отличить одно от другого.

— Исчезнет ли страх перед полетами, если вы будете часто летать?

— Не всегда. Если вы прибегаете к защитному поведению — пьете перед полетом, выбираете «счастливое» место, потому что только это якобы гарантирует безопасность, — страх останется. Фобия укоренится, и человек разработает ритуал. И если вы ничего не будете делать, миндалина — система тревоги — постепенно успокоится, и вы привыкнете к полету.

— Пассажир нервничает перед полетом: получение багажа, страх задержаться в аэропорту или потерять документы, регистрация. Что вы можете сделать, чтобы уменьшить стресс?

— Это относится к паническому расстройству. Нормальная реакция на стресс — учащенное сердцебиение, учащенное дыхание — воспринимается как опасность. Представьте себе: Человек находится в бегах, в незнакомом месте, ищет выход на сушу — предрасположенность к панической атаке может легко проявиться в такой ситуации.

Первое средство — знать: «Все в порядке, я так реагирую на стресс, ничего плохого со мной не случится». Второй — расслабление (метод Джекобсона можно найти в Интернете). И брюшное дыхание — вдох короче выдоха. Но самое правильное отношение к стрессу — это принятие. Это терпимо. Это просто некоторые процессы в организме, не нужно с ними бороться. Тогда все пройдет легче и закончится быстрее.

Оцените статью
Astero Studio