В июне 1990 года в Олимпийском комплексе «Лужники» в Москве состоялся последний концерт Виктора Цоя и его группы. Кадры этого выступления позже были использованы в документальном фильме «Человек в черном».
Биография Виктора Цоя
Виктор Цой (1962-1990) — советский музыкант и актер, икона поколения перестройки. Он был основателем рок-группы «Кино», в которой пел и играл на гитаре, был композитором и автором текстов.
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года.
Его дед по отцовской линии, Максим Максимович Цой, был родом из Казахстана и имел корейское происхождение (его имя и фамилия по-корейски звучали как Сон Дын Цой). У него было 4 сына и дочь, поэтому родословная Виктора Цоя по отцовской линии очень длинная. Отец Виктора Цоя, Роберт Максимович, родился в 1938 году и всю жизнь проработал инженером.
Мать Виктора, Валентина Васильевна (в девичестве Гусева), родилась в Пушкине в 1937 году и работала школьным учителем физкультуры. После того как она встретила своего будущего мужа Роберта Цоя, прошло всего три дня, прежде чем молодой человек сделал ей предложение. Очень поспешный брак часто приводит к недолговечности, но с родителями Цоя дело обстояло иначе. Они прожили вместе около 40 лет.
Они жили по-разному, Роберт трижды покидал Валентину и трижды возвращался. Она ненавидела его, потом полюбила и снова простила. Они пережили несколько браков и разводов, а самым большим горем стала смерть их единственного сына.
В школе Виктор Чой учился плохо, учителя не считали его способным учеником, поэтому ему пришлось трижды менять школу. Но уже в раннем возрасте у ребенка проявилась склонность к рисованию. Когда его родители заметили это увлечение, они отправили Виктора в художественную школу, где он проучился три года.
Но в пятом классе интерес мальчика полностью переключился на музыку. Его родители, уезжавшие в отпуск, оставили ему сумму денег на проживание. Виктор пошел в магазин и почти на все деньги купил двенадцатиструнную гитару. Остальные деньги он потратил на лапшу, которую ел натощак, да так много, что ему стало плохо. С тех пор он решил больше никогда не есть беляш.
Юность
В подростковом возрасте вместе с Максимом Пашковым они создали музыкальную группу «Палата №6». Его музыкальными кумирами в то время были Михаил Боярский и Владимир Высоцкий.
После девятого класса Цой решил продолжить обучение в Серовском художественном училище в Ленинграде, где поступил на отделение рисования. Однако он так и не вернул себе страсть к изобразительному искусству и посвятил большую часть своего времени музыке. На втором курсе его исключили из школы за неуспеваемость.
Затем Виктор устроился работать на завод и повторно подал документы, чтобы учиться летом. На этот раз он решил освоить ремесло резьбы по дереву в Профессиональной художественно-реабилитационной средней школе № 61. Он не стал гравером в своей жизни, но часто вырезал маленькие китайские фигурки — нэцке.
Но где бы он ни учился и ни работал, музыка никогда не отпускала его, и со временем он понял, что это единственная профессия, которой он хочет посвятить свою жизнь. В конце 1981 года Виктор Цой вместе с Олегом Валинским и Алексеем Рыбиным основал рок-группу «Гарин и гиперболоиды». Через несколько месяцев группа была переименована в Kino.
Кинокомплекс, основанный Цоем, быстро стал популярным в ленинградских квартирах. Это были небольшие концерты, которые проводились в обычных квартирах. В непринужденной атмосфере художники тесно общались со зрителями. Когда они стали знаменитыми, Цой и Рыбин стали ездить в Москву на квартиры. Во время одной из таких поездок они играли на гитаре в электричке, и их услышал Борис Гребенщиков. С его помощью Кино стал членом знаменитого ленинградского рок-клуба.
Музыканты «Аквариума» и Борис Гребенщиков помогли группе «Кино» записать свой первый альбом под названием «45» (названный так потому, что продолжительность альбома составляла 45 минут).
В 1984 году состав «Кино» изменился, Рыбин и Валинский покинули группу, а на их место пришли новые музыканты:
- Юрий Каспарян играл на гитаре,
- Александр Титов на бас-гитаре,
- Георгий Гурьянов (Густав) играл на барабанах.
Новый состав группы записал свой второй альбом «Начальник Камчатки», по названию котельной, где Цой работал кочегаром. Помимо этой работы, Виктор освоил профессию спасателя и спасателя. Но это была просто запись в его трудовой книжке, как будто он где-то работал. Но смысл его жизни был только в музыке. Он писал, писал и писал песни. И это не были спекуляции на современных темах. Все музыкальные композиции Цоя легкие, немного романтичные, немного неформальные, но каждая из них ценна и правдива.
В 1984 году в Ленинграде состоялся второй рок-фестиваль, на котором «Кино» выступило и произвело фурор. На следующий год на том же фестивале группа подтвердила успех предыдущего года.
Музыканты группы Kino приступили к записи своего следующего альбома, который получил рабочее название «Night». Но работа затянулась, и вместо «Ночи» был выпущен другой кассетный альбом «Это не любовь», который имел невероятный успех по всему СССР.
Смерть и бессмертие
Летом 1990 года Цой и Каспарян работали над новым альбомом на акустической гитаре в своем доме отдыха под Юрмалой.
15 августа 1990 года около полудня Цой ехал на темно-синем «Москвиче» по латвийской дороге. Возле Тукумса, недалеко от Риги, автомобиль музыканта выехал на встречную полосу и столкнулся лоб в лоб с автобусом «Икарус». Согласно отчету, водитель автомобиля уснул за рулем от переутомления. Виктор Цой погиб мгновенно, водитель автобуса не пострадал.
Смерть певца вызвала шок по всей стране. 19 августа тысячи людей собрались на его похороны в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. Многие поклонники Цоя покончили жизнь самоубийством после его смерти.
Альбом, над которым Цой работал в Прибалтике, вышел зимой 1990 года и назывался «Черный альбом».
Для многих Виктор Цой является синонимом молодости, японских кассет, вареных джинсов или пирамид, похода в кинотеатр на фильм «Игла» в толпе, первой любви и брейк-данса на дискотеке, а также табличек на домах и автобусных остановках с надписью «Цой жив!». Но его песни поют и те, кто родился уже после смерти великого музыканта. И это само бессмертие….
В то же время песни Виктора Цоя очень мелодичны и просты в исполнении. Они всегда наравне с соседскими детьми и утонченными эстетами. Как только появлялся новый альбом «Кино», он сразу же попадал в массы — как отличная музыка для походов, пионерских лагерей и дворовых посиделок с портвейном.
Детство и юность
Виктор Цой родился летом 1962 года в семье научной и технической интеллигенции в Ленинграде. Его отец, Роберт Цой, был инженером, а мать, Валентина Васильевна, уроженка Ленинграда, была учителем физкультуры в школе. Цой Сон Дун (русское имя — Максим Максимович Цой), дед Виктора Цоя, выходец из Кореи, жил в Казахстане. Несмотря на свои восточные корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).
С детства мальчик интересовался рисованием, и чтобы развить его талант, родители отправили его в художественную школу, где он проучился 3 года. В школе он не мог порадовать родителей успехами, а учителя не видели в нем прилежного ученика, привлекающего внимание других детей.
Виктор Цой в детстве / ВКонтакте
Уже в пятом классе спектр интересов ученика резко изменился в сторону музыки. В то время у Цоя появилась его первая гитара, которую ему подарили родители. Отец показал ему несколько аккордов. Мальчик увлекся. Он создал свой собственный голос, часто исполняя песнопения в ванной комнате. Вместе со своими друзьями он собрал свою первую группу «Палата № 6».
Интерес подростка к музыке был велик: чтобы купить 12-струнную гитару, студент потратил все деньги, которые родители оставили ему на каникулы. На последние 3 рубля Цой купил «Беляш» и съел его натощак. Результат был предсказуем, и музыкант сделал из него единственный вывод, на который он мог надеяться: Никогда не ешьте беляши.
После девятого класса Виктор решил продолжить обучение в Ленинградском художественном училище имени В.А. Серова и стать художником-постановщиком. Однако его страсть к изобразительному искусству быстро угасла, так как большую часть его времени занимала музыка. Чой был исключен со второго курса за неуспеваемость.
Виктор работал на заводе, а затем устроился в художественно-реставрационную школу № 61, где освоил ремесло резьбы по дереву. После окончания учебы он некоторое время работал в мастерской при Екатерининском дворце.
Но все эти жизненные интересы не были для него главными. Музыка всегда была близка его сердцу, и со временем он понял, что это единственная профессия, которой он хочет посвятить свою жизнь.
Раннее творчество
Цой познакомился со своим коллегой по группе Алексеем Рыбиным в квартире Андрея Панова, лидера группы «Автоматические удовлетворители». Музыканты вместе ездили на подпольные концерты Артемия Троицкого в Москве. Виктор поддался на уговоры друзей и в конце 1981 года вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским основал рок-группу «Гарин и гиперболоиды».
Виктор Цой и Юрий Каспарян / ВКонтакте
Через несколько месяцев артисты переименовали группу в «Кино» и вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. С помощью Бориса Гребенщикова и музыкантов из его группы «Аквариум» новообразованная группа записала свой первый альбом «45». Название происходит от длины пластинок. Позже одна из песен альбома — «Восьмиклассница», героиней которой в оригинале была школьница по имени Дженни Яснец, — была включена в 100 лучших русских рок-песен 20 века по версии «Нашего радио».
Интересно, что Цой познакомился с Гребенщиковым, известным в молодежных кругах того времени музыкантом: Виктор и Борис встретились в электричке. У лидера группы Кино была с собой гитара, и он спел песню «Мои друзья» своей удивленной спутнице. Вокалист «Аквариума» решил принять участие в судьбе новой рок-группы.
Новый проект стал популярным в ленинградских квартирах. В непринужденной атмосфере слушатели находились в тесном контакте с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о принципах своей жизни, от которых он не хотел отступать.
На пике славы
Следующий альбом «Камчатский босс» — в честь названия котельной, где Виктор работал кочегаром — был записан в 1984 году в новом составе: Вместо Рыбина и Валинского в состав группы вошли гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов и барабанщик Георгий Гурьянов (Густав). В том же году «Кино» получило приз на втором Ленинградском рок-фестивале и оставило неизгладимое впечатление у зрителей.
В следующем году «Кино» повторило свой большой успех на фестивале, и музыканты решили записать альбом «Ночь», задуманный как новое слово в рок-музыке и полностью соответствующий последним тенденциям западных исполнителей. Работа над «Night» была отложена, и вместо этого музыканты записали кассетный альбом под названием «It’s Not Love».
В ноябре 1985 года в группе произошли очередные изменения: Игорь Тихомиров сменил Александра Титова на посту бас-гитариста. Этот состав оставался неизменным до конца существования группы.
1986 год стал годом, когда популярность Kino достигла своего пика. Секрет их популярности заключался в уникальном сочетании новых музыкальных открытий с простыми и живыми текстами Виктора Робертовича. Более того, песни рок-группы было легко играть на гитаре; этим группа была обязана тысячам «кинозрителей», которые пели композиции Чхве в каждом дворе.
В том же году группа представила публике альбом «Ночь» и дала новаторский концерт на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории. Альбомы «Кино» становились все более популярными, а новые музыкальные клипы группы смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.
Виктор Цой и группа «Кино» / ВКонтакте
После выхода альбома Band of Blood в 1988 году мания «Кино» вышла за пределы СССР: группа давала концерты во Франции, Дании и Италии, а их фотографии все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Год спустя Kino выпустили свой первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступили к работе над следующим альбомом.
Лучшие песни из «Звезды по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и Кино бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом для каждого нового поколения бывшего СССР.
В 1989 году концерты «Кино» состоялись во Франции и США.
В июне 1990 года в Олимпийском комплексе «Лужники» в Москве состоялся последний концерт Виктора Цоя и его группы. Кадры этого выступления позже были использованы в документальном фильме «Человек в черном».
«Kino» — последний альбом в дискографии группы. Песни «Cuckoo» и «Watch Yourself» стали самыми популярными композициями, которые впоследствии снова и снова исполнялись другими музыкантами и группами.
В 1976 году, еще учась в художественном колледже, Чхве создал свою первую музыкальную группу по мотивам одноименного рассказа Чехова: Палата номер 6. В 1979 году он записал свой единственный альбом под названием Elephant Moon, а в 1981 году группа распалась.
Детство и юность, семья
Виктор Цой вырос на юге Ленинграда. Его мать была учительницей гимнастики, отец — инженером корейского происхождения, кореец русского происхождения из Казахстана. Обычные советские люди. Так они воспитывали своего сына: пока он был хорошим человеком, остальное приложится само собой.
Он плохо учился в школе, но много читал, рисовал, чертил и играл на гитаре. Отец Вити подарил ему ее, когда ему было пять лет, и показал струны. Мальчик был очарован этим. Типичная история для СССР: какой ребенок не мечтал стать юным Высоцким?
После школы Виктор поступил в художественную школу, но сразу же бросил ее. Он учился в ремесленном училище, стал резчиком по дереву и работал сторожем в Царском Селе. Я уволился через несколько недель! «Я не хочу и не буду этого делать», — пробормотал он матери.
Валентина Васильевна терпела. Она знала темперамент своего сына и устала воспитывать его одна. Мой отец, Роберт Максимович, иногда приезжал жить к нам в семью. Вы влюбляетесь, уходите, возвращаетесь.
Музыка
Виктор научился играть на бас-гитаре в своей первой группе, Ward #b, но знаменитым он не стал. Он распустил группу и начал выступать сольно. Он играл с Pilgrims, присоединился к Zoo, подружился с панками Automatic Satisfiers (или просто AU), и группу открыл Артемий Троицкий, влиятельный молодой критик. Он не смог забронировать большие площадки, но организовал квартиры в двух столицах. В одном из них Цой познакомился с Борисом Гребенщиковым.
Директор «Аквариума» был небесной фигурой в советском парагосударстве. «Можно я спою для вас?» — обратился Виктор к БГ. «Только одна песня. Один из моих». И с придыханием он запел:
Гребенщиков слушал, не шелохнувшись. «Я был удивлен, как будто нашел алмаз в земле», — рассказывал он много лет спустя.
И для Виктора Цоя, и для группы «Кино» БГ был крестным отцом своей профессии. Он посоветовал им сменить длинное название «Гарин и Гиперболоиды» на короткое и простое, сделал группу членом Ленинградского рок-клуба и привел в студию Андрея Тропилло. Затем он помог записать дебютный альбом «45» и организовал совместный концерт «Кино» и «Аквариума» 19 февраля 1983 года.
«Хранители Камчатки», «Это не любовь», «Ночь», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце». Альбом каждой группы пересек страну, как «Аврора в Зимнем». СССР был в кармане кинотеатров, но Виктор Цой хотел большего. Через близких и дальних знакомых он вошел в контакт с Джоанной Стингрей, певицей, актрисой, журналисткой и продюсером из Лос-Анджелеса. «Мы играем рок в стиле Black Sabbath, The Beatles, Deep Purple, Joy Division, The Cure и The Smiths», — рекламирует свою группу Виктор. Конечно, музыкант льстит себе, но она заинтересована.
На ее руке Кино объездил Францию, Данию, Италию, Японию и Соединенные Штаты. Американские гастроли стали революционными в истории советской рок-музыки. После тура по США Министерство культуры само согласилось выпустить песни групп «Кино», «Алиса», «Аквариум» и «Странные игры». Последнее слово в продвижении группы было за Юрием Айзеншписом. Он организовал тур по всем стадионам и собрал на «Олимпийском» рекордное количество болельщиков — 70 000 человек. Они могли представить, как Виктор Чой поет для них в последний раз.
Нам кажется, что мы знаем Чоя, но мы ошибаемся. Вернее, мы наполовину знаем его как национальную рок-звезду. Но был ли Чой рок-звездой в истинном смысле этого слова?
Виктор Цой не пил, не принимал наркотики, занимался карате, не терял себя в шумных обществах, избегал поклонников, был аккуратен и точен. Он обожал Высоцкого, но также посещал концерты Валерия Леонтьева и спектакли Боярского. Если он слишком много думал, то мог попасть в лужу и промочить ноги. Он также часто спотыкался и терял равновесие при движении по прямой, за что получил прозвище «одноногий Хендрикс». И, наконец, его любовные отношения, вернее, их отсутствие.
Цой любил двух женщин — Марианну Родованскую и Наталью Разлогову. Как мог такой обычный, «нетрадиционный» музыкант стать кумиром нескольких поколений?
Киногруппа много экспериментировала. В песне «Every Night» есть мотивы регги, в песне «The Stars Will Stay Here» — джаза, легендарная «Mama Anarchy» сильно напоминает панк-рок, а весь альбом «Night» — классический пост-панк. Удивительное разнообразие!
В то же время песни Виктора Цоя очень мелодичны и просты в исполнении. Они всегда наравне с соседскими детьми и утонченными эстетами. Как только появлялся новый альбом «Кино», он сразу же попадал в массы — как отличная музыка для походов, пионерских лагерей и дворовых посиделок с портвейном.
Личная жизнь
Когда была основана компания Kino, ее руководителю было всего девятнадцать лет. Цой выбрал более абстрактное и характерное название. Затем музыкальная группа «Кино» может сменить направление. Такое имя не было обязательным. В начале восьмидесятых годов Виктор, возможно, не имел четкого представления о своей музыкальной карьере.
Кроме того, он был далек от освобождения. Затем на одной из вечеринок Чой встретил Мариану, девушку властную и решительную. Она не только стала его женой и матерью его единственного сына, но и сыграла важнейшую роль в его творческой биографии.
1985 год был сложным для Цоя, как в творческой, так и в личной жизни. Его популярность в родном городе немного упала. Он словно находился в тени ленинградских рокеров Бориса Гребенщикова и Майка Науменко. Но в 1986 году он получил предложение от режиссера Сергея Соловьева. Выстрел в «Асса» изменил его жизнь. В Москве Цой встретил свою новую любовь, после чего ушел из семьи. Женщиной, с которой Виктор Цой провел последние годы своей жизни, была Наталья Райлогова.
«Kino» — последний альбом в дискографии группы. Песни «Cuckoo» и «Watch Yourself» стали самыми популярными композициями, которые впоследствии снова и снова исполнялись другими музыкантами и группами.
Начало творческой деятельности
Виктор начал играть в группе в возрасте 13 лет — это была группа «Палата №6», которой руководил его одноклассник Максим Пашков. По воспоминаниям Пашкова, Виктор любил музыку, но поначалу не умел играть на гитаре. Втроем они пожертвовали деньги и купили ему бас-гитару в магазине подержанных вещей: они думали, что ему будет легче научиться играть, потому что «у нее всего четыре струны». Третий участник играл на пионерских барабанах, и вместе они играли хард-рок в стиле Оззи Осборна и Black Sabbath. Мальчики росли и очень быстро прогрессировали в своей игре.
В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали проводить много времени вместе и играли вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Svin. На рубеже 1970-х и 1980-х годов Свиньин считался «мастером панка Ленинграда», и в его квартире начала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую входили Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа стала известна за пределами Ленинграда и регулярно ездила в Москву на квартирники Артемия Троицкого.
Во время поездки в Москву, иногда на электричках с пересадками, Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени, заметил Цоя, поющего в вагоне. Позже он писал об этой встрече: «Когда вы слышите нужную и правильную песню, всегда возникает волнение первооткрывателя, нашедшего драгоценность или амфору бог знает какого века — у меня тоже было такое чувство в то время. Гребенщиков пообещал поддержку молодому музыканту и позже познакомил его с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными личностями.
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский создали новую группу «Гарин и гиперболоиды», которая осенью стала членом Ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, и группа сменила название на лаконичное «Кино».
Становление группы «Кино»
Найдя новое название, группа сразу же приступила к записи своего первого альбома. Немаловажную роль сыграло и покровительство БГ: именно он привел Виктора и его группу в студию Андрея Тропилло в Доме новой техники и «поделился» недостающими музыкантами из своей группы «Аквариум».
Работа над альбомом была завершена летом 1982 года. Общая продолжительность песен на нем составила 45 минут, что и дало ему название «45». Во время работы над альбомом группа сыграла свой первый электрический концерт на фестивале Ленинградского рок-клуба, где весь концерт был сыгран с помощью драм-машины, так как у «Кино» не было своего барабанщика.
Осенью того же года Кино записало несколько песен с барабанщиком Zoooo в студии Андрея Кускова, в том числе «Весна» и «Последний герой», но по неизвестным причинам эта запись была отвергнута Цоем и не распространялась.
19 февраля 1983 года состоялся большой совместный концерт «Кино» и «Аквариума», на котором были исполнены «Электропоезд», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». В это же время к основному составу группы присоединился Юрий Каспарян, а Алексей Рыбин вскоре после этого покинул группу.
После репетиций с новым гитаристом был записан альбом «46», который планировался как демо-запись будущего альбома «Начальник Камчатки», но постепенно стал распространяться среди слушателей как самостоятельный альбом. К сожалению, на некоторое время его музыкальная деятельность была прервана: в 1983 году Виктора призвали в армию, и, чтобы избежать призыва, певец предпринял попытку самоубийства и на полтора месяца попал в психиатрическую больницу города Пряжки.
После освобождения Цой написал песню «Транквилизатор», а весной 1984 года Кино выступил на втором фестивале рок-клуба, где был удостоен звания лауреата. Фестиваль открылся песней «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которая была выбрана как лучшая антивоенная песня. В это время, в 1984 году, к группе присоединился Георгий Гурьянов («Густав») в качестве барабанщика, бэк-вокалиста и аранжировщика.
Расцвет музыкальной карьеры
Летом 1984 года «Кино» приступило к записи альбома «Начальник Камчатки» на студии Андрея Тропилло «Антроп», и снова на помощь пришли Борис Гребенщиков и Сергей Курехин. Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник — бас-гитарист Игорь Тихомиров.
В 1985 году группа начала работу над альбомом «Night» в той же студии «Anthrop», но продвижение шло медленно: музыканты хотели найти новое звучание и новую технику игры. Виктор Цой оставил работу над этим альбомом на некоторое время, поэтому он переехал в студию Алексея Вишни и записал альбом «Это не любовь» меньше чем за неделю. Альбом «Night» был выпущен вскоре после этого, в январе 1986 года, и включал знаменитые песни «Saw the Night» и «Mama Anarchy». По предложению Андрея Тропилло поклонники ласково назвали этот альбом «Дворовая музыка» — музыка, которую «играют дети панков».
В том же 1986 году они начали работу над альбомом «Группа крови». Известная любительница рока Джоанна Стингрей, американская подруга музыкантов, привезла в Ленинград портативную четырехканальную домашнюю студию Yamaha MT 44, и музыканты поселились в доме Густава. Здесь, говорит Артемий Троицкий, «вся группа тусовалась, репетировала, рисовала и — время от времени — слушала и записывала новые песни».
В 1987 году вышел альбом «Group of Blood», и группа получила широкое признание и настоящую славу. Дав свои знаменитые концерты с «Аквариумом» и «Алисой» в Московском авиационном институте, «Кино» отправилось в триумфальное турне по России, Беларуси и Украине. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году у группы появился новый продюсер — Юрий Айзеншпис.
«Мне понравилось его творчество, понравилась его честность, его энергия, и с первых минут мне понравился сам писатель: спокойный, обстоятельный и дружелюбный», — вспоминает Айзеншпис. Новый продюсер начал организовывать многочисленные выступления на телевидении и записи: Популярность «Кино» быстро стала общенациональной, и родилось юношеское увлечение кино.
Альбом «The Last Hero» был записан во Франции в 1989 году. 24 июня 1990 года Виктор Цой и рок-группа «Кино» дали свой последний концерт на московском стадионе «Лужники», где впервые после Олимпийских игр 1980 года был зажжен Олимпийский огонь в честь этого события. После этого Цой и Каспарян поселились в своем коттедже под Юрмалой и начали работу над новым альбомом. Он был выпущен после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».
Творческое наследие музыканта снова и снова подхватывали другие группы. Константин Кинчев, лидер группы «Алиса», который когда-то дружил с Цоем, исполняет некоторые его песни на своих концертах.
Личная жизнь Виктора Цоя
Девушки регулярно выстраивались в очередь у порога популярного музыканта. И вскоре молодой человек встретил свою будущую жену. Они познакомились на одной из вечеринок, которые посещал музыкант.
Музыкант женился на Марьяне (Марианне) Цой, которая родила ему сына Александра. Александр Цой в будущем также стал рок-музыкантом. Александр был единственным ребенком Виктора Цоя, других детей у певца не было. Жена Цоя занималась всей финансовой деятельностью группы, помогала с концертными костюмами и организационными вопросами.
В 1987 году, во время съемок фильма «Асса», Виктор познакомился с Натальей Разлоговой, которая работала ассистентом режиссера. Между ними вспыхнул роман, и новые отношения в конечном итоге привели к распаду семьи.
Официально пара не разводилась. Вдова Виктора Цоя изучала японский язык в Санкт-Петербургском университете в 1999 году. Женщина увлеклась переводом с японского на английский.
Накануне нового тысячелетия у него диагностировали рак. После удаления опухоли в ее груди врачи обнаружили раковое образование в ее мозге. Когда она поняла, что больше ничего нельзя сделать, Марианна Цой отправилась домой умирать. Последние три месяца за ней ухаживали ее мать и ее муж Александр Аксенов, известный под сценическим псевдонимом Рикошет.
Гибель Цоя
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Он погиб в автокатастрофе на 35-м километре Латвийского шоссе между Слокой и Талси, недалеко от города Тукумс, когда возвращался с отдыха на Балтийском море. Его автомобиль столкнулся с пассажирским автобусом «Икарус», водитель которого не пострадал. По официальной версии, Чхве заснул из-за переутомления за рулем.
Смерть певца вызвала шок в стране. 19 августа 1990 года тысячи людей собрались на его похороны в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
На его могиле в Санкт-Петербурге всегда лежат свежие цветы и никогда не гаснут свечи. На том же кладбище недалеко от его могилы похоронены жена Виктора Марианна Цой и его мать Валентина Васильевна Цой.
После его смерти в разных странах мира были установлены многочисленные памятники музыканту. Одна из самых значительных скульптур, изображающая рок-певца, сидящего на мотоцикле, стоит в Санкт-Петербурге на Невском проспекте перед кинотеатром «Аврора».
В Кривоарбатском переулке в Москве стоит знаменитая «Стена Цоя», которую поклонники группы покрыли многочисленными надписями «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви к музыканту. Согласно записи в Википедии о биографии Чхве, поклонники его творчества даже оставляли сломанную сигарету в пепельнице на стене.
Памятник высотой 2 метра и шириной 30 сантиметров был также установлен на 35-м километре шоссе между Слокой и Талси, где произошла смертельная авария. Скульпторы выбрали одну из самых известных фотографий музыканта, на которой он изображен со скрещенными руками.
Скульптор Амиран Хабелашвили и художник Руслан Верещагин, создавшие памятник, решили навсегда запечатлеть знаменитые слова Цоя о смерти и любви из песни «Легенда»: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».
Виктор Цой был тихой, но несколько отстраненной личностью. В воспоминаниях Александра Титова говорится: «Он был человеком абсолютно осмотрительным, не умел показать себя, даже стеснялся в компании».
Творчество
В конце 1970-х — начале 1980-х годов началось общение Алексея Рыбина из любительской группы «Пилигримы» и Виктора Цоя, бас-гитариста группы «Палата № 6». Оба посещали Майка Науменко (Zoo) или Андрея Панова (Svin), в квартире которого репетировала панк-группа Automated Satisfiers.
Там прошли первые демонстрации Виктора Цоя. Получив некоторую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин отправились в Москву с группой Automated Satisfiers и играли панк-рок-метал в квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок Виктора Цоя обнаружил Борис Гребенщиков, который пел со своей группой в электропоезде. Он предложил помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Андрея Тропилло, Сергея Курёхина и других.
Первый альбом
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский создали группу «Гарин и гиперболоиды», которая уже осенью была принята в Ленинградский рок-клуб. Вскоре был нанят Валинский, и группа, переименованная в Kino, начала записывать свой первый альбом. «Кино» под руководством Бориса Гребенщикова записывалось в студии Андрея Тропилло в Доме новой техники; в записи участвовали все музыканты «Аквариума». Вскоре после этого Kino дали свой первый электрический концерт на фестивале в рок-клубе. На протяжении всего шоу работала драм-машина, а во время песни «Once upon a time you were a beatnik» БГ, Майк и Панкер появились за кулисами с гитарами. Летом 1982 года альбом был полностью закончен, его время звучания составило 45 минут, отсюда и название. Однако позже из окончательной версии была удалена песня «I’m Asphalt», которую можно найти в качестве бонус-трека на переиздании альбома «45». Альбом разошелся по всей стране, о группе заговорили, прошли квартирные концерты в Москве и Ленинграде. Осенью вместе с барабанщиком группы «Зоопарк» Кино они записали несколько песен в студии Кускова, в том числе «Весна» и «Последний герой», которые вошли в сборник «Неизвестные песни Виктора Цоя» (всего четыре выпуска).
Впоследствии альбом был отвергнут и не распространялся, так как Цой забрал его себе.
19 февраля 1983 года состоялся совместный электрический концерт «Кино» и «Аквариума», музыканты выступали в темном гриме и костюмах, усыпанных стразами. Так были выполнены «Электричка», «Троллейбус» и «Алюминийгуркен». Каспарян и Густав были приглашены для участия в основном составе. Весной из-за разногласий с Цоем ушел Алексей Рыбин. Саммер ходит на совместные репетиции с новым гитаристом. Затем Виктор Цой и Юрий Каспарян записали альбом «46», который изначально планировался как демо-запись «Вождя Камчатки». Алексей Вишня подарил альбом на кассете друзьям. Альбом «46» был широко распространен и считался полноценным альбомом. Осенью 1983 года Виктор Цой был помещен в психиатрическую больницу в Приязке, где пробыл полтора месяца, чтобы избежать призыва в армию. После освобождения из психиатрической больницы он написал песню «Tranquilizer». Весной он выступил на втором фестивале Рок-клуба, где «Кино» получило награду, а песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывавшая фестиваль, была названа лучшей антивоенной песней 1984 года.
Второй состав «Кино»
Летом 1984 года Андрей Тропилло приступил к записи альбома «Камчатский босс» на студии «Антроп», в которой наряду с Виктором участвовали БГ и Сергей Курёхин. Незадолго до этого КГБ, внимательно следивший за деятельностью рок-клуба с момента его создания, внес «Кино» в список самых идеологически вредных групп, источник не указан 278 дней, поэтому можно представить, какой успех имел альбом у слушателей после его выхода.
Мнения современников
После этой строчки Виктор Цой больше ничего не мог петь. Он все сказал. Просто и блестяще. Я до сих пор не понимаю смерти Цоя; думаю, он был лидером Белой труппы и, очевидно, не успел выполнить порученное ему задание. Он резко ушел. Я думаю, что, расслабившись на мгновение, он потерял контроль над собой и сделал брешь в энергетическом щите, так неожиданно, что у белых сил не было времени на реакцию, в то время как черные силы отреагировали мгновенно. Чой ушел, и Висоцкий тоже. 22
Слова Чхве о том, что Чхве был «лидером белых сил», развивает его исследовательница З. Кадиков в своей книге «По стопам Пророка Света. Расшифровка песен Виктора Цоя «23 :
Виктор Цой связывает этот высший мир с нашим земным.
Память
Песни Цоя и сегодня популярны среди молодежи. Считается, что смерть Цоя даже способствовала популярности кино, создав своего рода культ вокруг трагически погибшего героя24. Майк Науменко (который умер через год и 12 дней после Цоя) сказал в этом контексте: «В нашей стране желательно умереть, чтобы стать популярным навсегда». Звукорежиссер и продюсер Андрей Тропилло добавил, что Цой «умер вовремя», потому что его поздние работы были слабее ранних, а его дальнейшее творчество будет еще хуже25 .
В ежегодном голосовании журнала «Советский экран» Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года за исполнение роли Моро в фильме «Игла». 20
Краткая биография Виктора Цоя
Виктор Цой — легенда российской рок-музыки и голос целого поколения. Он погиб 15 августа 1990 года; по официальной версии, музыкант заснул за рулем и столкнулся с автобусом. Фанаты настолько не хотят верить в его смерть, что фраза «Цой не умер. Он просто вышел выкурить сигарету.
Биография Виктора Цоя:
Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года. Его отец, Роберт Максимович, был инженером. Его мать, Валентина Васильевна, работала учителем физкультуры. Дед Цоя, Максим Петрович (Цой Сон Дюн), был корейцем, который жил в Приморье до депортации в Казахстан в 1937 году.
С детства Виктор Цой любил живопись и музыку. Он учился в художественной школе и в 1977 году поступил в Ленинградское художественное училище имени Серова. В 1978 году он был исключен из Ленинградского художественного училища имени Серова. В 1978 году он был исключен из школы за плохую успеваемость и впоследствии устроился работать оператором перфоратора на заводе. Затем он учился в Ленинградском ВЦУ-61 по специальности «резчик по дереву».
Чтобы избежать призыва в армию, Чой провел полтора месяца в психиатрической больнице после окончания школы в 1983 году. После освобождения он написал песню Tranquiliser.
Позже он в разное время занимался реставрацией Екатерининского дворца, вырезал деревянные скульптуры для детских площадок, работал уборщиком в банях и нагревальщиком котельной.
В 1976 году, еще учась в художественном колледже, Чхве создал свою первую музыкальную группу по мотивам одноименного рассказа Чехова: Палата номер 6. В 1979 году он записал свой единственный альбом под названием Elephant Moon, а в 1981 году группа распалась.
В том же году Цой создал группу «Гарин и гиперболоиды» вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским. В начале 1982 года группа официально стала членом Ленинградского рок-клуба и вскоре после этого сменила название на «Кино». Позже в состав группы входили Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Александр Титов, Игорь Тихомиров и другие музыканты.
За свою карьеру музыканты записали 8 альбомов — «46» (1983), «Начальник Камчатки» (1984), «Это не любовь» (1985), «Ночь» (1986), «Группа крови» (1988), «Последний герой» (1989) и «Звезда по имени Солнце» (1989).
Цой был певцом и гитаристом, написавшим почти всю музыку и тексты. Во второй половине 1980-х годов, особенно после выхода альбома «Band of Blood», группа стала очень популярной в СССР, регулярно давая концерты и гастроли и неоднократно завоевывая призы на фестивалях Ленинградского рок-клуба. Кинематографические альбомы продавались миллионными тиражами, а гастрольные концерты собирали полные стадионы. Виктор Цой стал символом эпохи перестройки.
Песни Виктора Цоя вошли в первый сборник советской рок-музыки. В 1989 году «Кино» дал свой первый концерт за рубежом — в Копенгагене (Дания). В том же году музыканты отправились во Францию, где записали альбом «The Last Hero».
Чтобы иметь официальную работу, как это было необходимо в СССР, и избежать преследования за «дуракаваляние», Виктор Цой, как и многие другие люди, связанные с неформальным искусством, вынужден был искать не слишком обременительную должность.
Например, летом 1986 года он работал сторожем в туалете на проспекте Ветеранов, где ему приходилось убирать помещение. Работа требовала всего одного часа в день, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре — и это было неприятно.
Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя на работу кочегаром в котельную на «Камчатке», где они оба проработали до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты, такие как Александр Башлачев, Святослав Задерей, Андрей Машнин и другие. Это было также место, где люди встречались и давали неформальные концерты. Единственное, что нужно было делать, это время от времени подбрасывать уголь, и кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Чоя, «абсолютно свободным». Сегодня в котельной находится музей-клуб Виктора Цоя.
Биография В. Цоя по годам
Виктор Цой родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 21 июня 1962 года. Отец Виктора, кореец, работал инженером, мать, русская, была учителем физкультуры.
С ранних лет его тянуло к живописи, поэтому в 1974 году родители отправили его в художественную школу, где он учился до 1977 года. Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии основал группу «Палата №6».
Музыка также была одним из постоянных увлечений Виктора. Его родители подарили ему первую гитару в пятом классе.
В 1978 году Виктор Цой поступил в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова на отделение дизайна. В 1979 году он был исключен из школы «за неуспеваемость», затем работал на заводе и посещал вечернюю школу.
Позже он учился в техникуме резьбы по дереву (СПТУ № 61), после чего недолго работал в реставрационных мастерских Екатерининского дворца-музея в Пушкине Ленинградской области. Затем он работал резчиком по дереву в садоводческом предприятии.
В 1980 году Цой начал выступать с участниками группы «Автоматические удовлетворители» на концертах в Москве. В 1981 году он дебютировал на сцене в качестве бас-гитариста в кафе «Трюм» в Ленинграде.
Из этих концертов летом 1981 года образовалась группа «Гарин и гиперболоиды», в состав которой вошли Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Осенью 1981 года группа вступила в Ленинградский рок-клуб. После того, как Олег Валинский ушел в армию, группа была переименована в «Кино».
В 1982 году состоялся дебют группы «Кино» в Ленинградском рок-клубе, после чего был выпущен первый альбом группы, продюсером которого стал Борис Гребенщиков (глава «Аквариума»).
В феврале 1983 года «Кино» и «Аквариум» дали совместный концерт. После нескольких концертов в Ленинграде и Москве весной того же года Алексей Рыбин покинул «Кино» из-за разногласий с Виктором Цоем.
Весной 1984 года «Кино» выступило на втором фестивале Ленинградского рок-клуба и завоевало звание лауреата, а песня Виктора Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» была признана лучшей антивоенной песней.
В 1984 году был сформирован второй состав «Кино». Летом 1984 года группа записала альбом «Начальник Камчатки», позже последовали альбомы «Это не любовь» (1985) и «Ночь» (1986).
Весной 1985 года группа «Кино» завоевала приз третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба, а через год, на следующем, четвертом рок-фестивале, «Кино» получило приз за лучшие тексты песен.
В 1986 году «Кино» и «Аквариум» выступили в США, где записали альбом «Red Wave».
Осенью 1986 года Виктор Цой устроился инженером в знаменитую котельную «Камчатка». Он работал там до 1988 года.
Весной 1987 года состоялось их последнее выступление на фестивале Рок-клуба, где группа «Кино» получила награду «Творческая зрелость».
В 1988 году вышел альбом «Группа крови», а в конце 1989 года был записан «Звезда по имени Солнце» — первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии.
Помимо музыкальной деятельности, Виктор Цой был известен и своими кинопроектами. Он снялся в фильмах «Йа-Ха! (1986, режиссер Рашид Нугманов), «Конец каникул» (1986, режиссер Сергей Лысенко), «Рок» (1988, режиссер Алексей Учитель) и «Асса» (1987, режиссер Сергей Соловьев). В фильме Рашида Нугманова «Игла» (1988) Виктор Цой сыграл главную роль Моро.
Полная биография В. Р. Цоя
Виктор Цой — легендарный советский рок-музыкант, певец, гитарист и автор песен, основатель и вокалист культовой группы «Кино». Виктор Цой стал известен благодаря своим ролям в кино, снявшись в таких известных фильмах эпохи перестройки, как «Асса» и «Игла».
СЕМЬЯ И ДЕТСТВО
Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года. Его родителями были Валентина Васильевна, учительница физкультуры, и Роберт Максимович, инженер. Своей корейской фамилией и внешностью Виктор обязан деду по отцовской линии, корейцу, приехавшему в северную столицу из Казахстана. Виктор был единственным ребенком в семье. Семья Виктора Цоя: Тетя, отец, мать, бабушка и дедушка Чтение: Самые красивые женщины мира до и после пластической операции (фото) Он много читал с ранних лет, любил рисовать и лепить, а в пятом классе играл на гитаре. Когда мальчику было одиннадцать лет, его родители развелись. Отец ушел из семьи, но через год бывшие супруги снова сошлись. Однако у Виктора всегда были самые теплые отношения с матерью. «Я полностью доверяла ему… Мне самому было интересно, как формируются талантливые люди. Главное было помочь Вите раскрыться и развить свои способности», — писал он позже.
Помимо средней школы, Виктор посещал художественную школу с 1974 по 1977 год. По словам его учителя, у мальчика были большие способности, но он не хотел работать регулярно и добросовестно: «Если он хочет, он рисует, и рисует прекрасно, но если он не хочет, его нельзя заставить. Одна из картин Виктора Чоя После окончания восьмого класса в 1978 году Виктор посещал Серовскую школу живописи. Уделяя все больше времени урокам музыки и не имея желания рисовать предвыборные плакаты и вообще заниматься тем, что не приносило ему морального удовлетворения, Виктор бросил учебу и был исключен из школы за неуспеваемость.
В 1979 году молодой человек поступил в СГПТУ-61 и обучился ремеслу резьбы по дереву. В те же годы он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже серьезно заинтересовался творчеством Брюса Ли. Виктор начал заниматься карате и подражать своему кумиру.
НАЧАЛО ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ
Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником — это была группа «Палата №6», которой руководил его «одногруппник» Максим Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор любил музыку, но поначалу не умел играть на гитаре. Втроем они пожертвовали деньги и купили ему бас-гитару в магазине подержанных вещей: они думали, что ему будет легче научиться играть, потому что «у нее всего четыре струны». Третий участник играл на пионерских барабанах, и вместе они играли хард-рок в стиле Оззи Осборна и Black Sabbath. Мальчики росли и очень быстро прогрессировали в своей игре.
В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали проводить много времени вместе и играли вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Svin. На рубеже 1970-х и 1980-х годов Свиньин считался «мэтром панка в Ленинграде», и в его квартире начала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», состоявшая из Виктора Цоя и Алексея Рыбина. Благодаря многочисленным квартирным концертам группа стала известна за пределами Ленинграда и регулярно ездила на квартирники Артемия Троицкого в Москву.
Во время поездки в Москву, иногда на электричках с пересадками, Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени, заметил Цоя, поющего в вагоне. Позже он писал об этой встрече: «Когда вы слышите нужную и правильную песню, всегда возникает волнение первооткрывателя, нашедшего драгоценность или амфору бог знает какого века — у меня тоже было такое чувство в то время. Гребенщиков пообещал поддержку молодому музыканту и позже познакомил его с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными личностями.