Известно, что мужу Девы Марии было много лет. Он был очень стар, а она очень молода. Поэтому старец был доверен Деве Марии, чтобы сохранить ее чистоту и невинность.
Миф: христиане придумали безмужнее зачатие Иисуса, чтобы подчеркнуть важность Его личности
Все христиане с апостольских времен верят, что Господь Иисус родился «от Марии Девы и Духа Святого», не имея земного отца. Об этом говорится в Евангелии от Матфея:
Рождение Иисуса Христа произошло следующим образом: После обручения Его матери Марии с Иосифом, еще до того, как они заключили брачный завет, было открыто, что она имела Святого Духа в своем чреве. Но Иосиф, ее муж, который был праведен и не хотел огласки, хотел уволить ее тайно. Но когда он еще размышлял об этом, вот, Ангел Господень явился ему во сне и сказал ему: «Иосиф, сын Давидов, не бойся взять Марию в жены, ибо родившееся у нее от Духа Святого; она родит сына, и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет народ Свой от грехов его» (Мф. 1:18-21).
Об этом же свидетельствует и евангелист Лука:
В шестой месяц Бог послал ангела Гавриила в город Галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу по имени Иосиф из дома Давидова, имя которой было Мария. Ангел пришел к ней и сказал ей: «Рад я, благодатная женщина! Господь с тобою; благословенна ты между женщинами. Но когда она увидела его, ей стало стыдно за свои слова, и она задумалась, что это будет за прием. И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благоволение в очах Божиих, и вот, зачнешь и родишь Сына, Которого наречешь Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его, и будет царствовать в доме Иакова вовек, и царству его не будет конца. Но Мария сказала ангелу: «Как это будет, если Я не узнаю мужа Моего? Ангел ответил: «Дух Святой сойдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:26-35).
Неверующие считают, что это миф, созданный ранней церковью, чтобы подчеркнуть важность Иисуса.
Например, либеральный протестантский теолог начала двадцатого века Гарри Эмерсон Фосдик выразил эту мысль так: «Вера в непорочное зачатие как объяснение личности великого человека — довольно знакомый способ, с помощью которого в древности объясняли крайнюю исключительность.
Ранние христиане хотели привлечь внимание языческой общественности, представив им чудесно рожденного Иисуса — и, предположительно, именно так появилась история, которую последующие поколения христиан сами стали принимать за чистую монету.
А на самом деле?
Этот миф проистекает из того факта, что у ранних христиан были веские основания приписывать Иисусу незаконнорожденность. Как будто они решили устроить мозговой штурм, как лучше донести нового Мессию до народа. И тогда они придумали многообещающую маркетинговую идею объявить, что у Иисуса не было земного отца, и придумать всю эту историю о молодой еврейской женщине, которая забеременела перед свадьбой, после чего глубоко опечаленный, но великодушный жених решает тихо разорвать помолвку, но тут ему является ангел…..
Беда в том, что на самом деле это просто ужасная идея с точки зрения продвижения новой религии. Она очень неудобна с точки зрения взаимоотношений и с иудеями, и с язычниками.
Ее враги и насмешники видели в ней дар, и они с радостью цеплялись и продолжают цепляться за нее. Для традиционного общества это большой скандал — невеста беременна до брака и не от своего жениха. Святой Иосиф оказался чрезвычайно добрым и терпеливым человеком, который отказался опозорить Марию и всю ее семью на весь мир.
Конечно, людям, к которым обращались апостолы, часто не хватало его доброты, мудрости и, прежде всего, веры, и они относились к рассказам о непорочном зачатии Иисуса Христа* с грубой насмешкой. Неверующие всегда лучше знают, что произошло на самом деле, а христиане выставляют себя в невыгодном свете, когда рассказывают всю историю.
Благовещение, Константинополь, XII век; Трапезундское Евангелие, 1140-1160 гг.
Непорочное зачатие, таким образом, соответствует тому, что ученые называют «критерием досады». Этот критерий обусловлен тем, что люди стремятся представить себя в устной и письменной речи таким образом, чтобы их дело предстало в наиболее благоприятном свете, и избегают того, что может быть воспринято негативно или вызвать насмешки.
У первых христиан была только одна причина настаивать на таком неудобном повествовании, как непорочное зачатие Иисуса Христа — они знали, что это действительно произошло и что это важно.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал:
«Если внимательно изучить повествование евангелиста Матфея о рождении Господа нашего Иисуса Христа, то сразу становится очевидным, что евангелист приложил все усилия, чтобы ясно представить рождение Богочеловека от Девы без человеческого семени. Для этого евангелист объясняет, что дева, обрученная мужчине, не зная своего мужа, была зачата от Святого Духа; для этого евангелист приводит свидетельство ангела, явившегося Иосифу во сне и засвидетельствовавшего, что плод во чреве девы был от Святого Духа, Для этого евангелист приводит пророка, возвестившего, что дева зачнет и родит Сына, Спасителя мира; поэтому евангелист, говоря уже о рождении Богочеловека, показывает, что Мария родила его как девственница, так же как она родила как девственница.
Обстоятельства, касающиеся реальной личности Девы Марии, которые не были главной темой повествования евангелиста, оставлены им без ясного объяснения; — рассказ святого Луки о рождении Христа носит аналогичный характер. Святой Лука рассказывает, как Архангел Гавриил приходит к Божьей Матери и сообщает ей благую весть о зачатии и рождении Сына Божьего, и как Мария узнает Божью Матерь через действие Святого Духа.
Кому выгоден этот миф?
Этот миф — мы могли бы назвать его «мифом о рождении Святого Духа» — встречается не только в популярных статьях, но и в серьезных исследованиях. И это понятно: непорочное зачатие — это чудо, сверхъестественное вмешательство Бога, и если человек придерживается мировоззрения, в котором нет места Богу или его действиям в мире, он неизбежно будет отвергать любые доказательства такого сверхъестественного вмешательства. Он просто будет вынужден искать объяснение имеющимся свидетельствам, кроме самого прямого — чуда.
Либеральный протестантизм сыграл важную роль в развитии мифа: столкнувшись со все более скептической, материалистической культурной средой в XIX и XX веках, некоторые богословы сочли хорошей идеей адаптировать и как-то убрать под ковер библейские чудеса, которые — как и в древности — вызывали особые насмешки со стороны неверующих.
Но то, что материализм мог быть популярен, никак не доказывает его истинности, тезис «чудес не может быть, потому что не может быть никогда» — это просто заявление о своих мировоззренческих предпочтениях, за которым не стоит никаких доказательств.
Если мы верим в Бога и верим в воскресение Христа из мертвых — несомненно, сверхъестественное событие — у нас нет причин сомневаться в других сверхъестественных событиях, свидетелями которых были апостолы, особенно в непорочном зачатии Иисуса Христа.
* Непорочное зачатие Иисуса Христа — в русской языковой традиции термин «непорочное зачатие» используется для двух совершенно разных доктрин: непорочного зачатия Иисуса Христа и непорочного зачатия Девы Марии.
Эти два термина имеют совершенно разные значения — в случае непорочного зачатия Иисуса Христа речь идет о Его девственном зачатии от Святого Духа, а в случае непорочного зачатия Девы Марии — о католической доктрине, согласно которой Дева Мария родилась без первородного греха, то есть была абсолютно безгрешной. Православная церковь не разделяет это учение и считает его несовместимым с учением о спасении, установленным во времена Вселенских соборов.
В Евангелии от Луки Дева Мария сама называет Иисуса Христа своим Спасителем.
В большинстве других языков мира эти две доктрины имеют разные названия (например, на латыни «Virginalis conceptio» и «Immaculata conceptio»).