Дочь закрыла руками голову и лицо: почему родители отказываются от шлепков

Как правильно наказывать девочек розгами. Семейные традиции воспитания

Часто можно услышать от людей старшего поколения высказывания о том, что современная молодежь нуждается в строгости, и что методы воспитания должны включать и физические наказания. Однако как дети, так и взрослые зачастую не имеют представления о том, как именно осуществлялось данное наказание и какова была его цель.

Термин «сечь розгами» имеет однозначное значение и не подразумевает ничего двусмысленного. Это означает наносить удары связкой прутьев по мягким участкам тела. Обычно такой способ применялся в качестве наказания за различные провинности. Важно отметить, что эта процедура имела несколько целей. Во-первых, причиняемая физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием, тем самым препятствуя совершению новых проступков. Во-вторых, не менее важен и психологический аспект. Ощущение унижения и страха, особенно когда наказание происходило в присутствии других детей, таких, как одноклассники или товарищи по играм, оставляло сильный след и негативно влияло на самооценку ребенка.

Этот метод воспитания имел большую популярность в Англии. Здесь розгами наказывали как в домашних условиях, так и в учебных заведениях. Эта традиция сохранилась и в наши дни, но лишь в определенных общинах.

Существует заблуждение, что именно наша страна является изобретателем столь жестокого и даже варварского способа наказания. Однако это утверждение абсолютно ошибочно. Исследования историков показывают, что розги использовались во многих странах, включая развитые европейские государства.

Кроме того, этому способу даже было присвоено специальное латинское название — «флагелляция». Если проанализировать искусство различных стран, можно наткнуться на французскую гравюру, изображающую уютную гостиную. На рисунке глава семейства, расположившийся в кресле перед камином, читает Библию, в то время как его жена готовит розги для наказания их дочери. Десятилетняя девочка, находясь неподалеку, плачет и испытывает ужас перед ожидающим наказанием.

Исторические аспекты телесных наказаний

Исторически сложилось так, что физические наказания применялись на протяжении многих веков. Дети могли подвергаться подобным мерам не только за конкретные провинности, но и в качестве профилактики, иначе говоря, «чтобы неповадно было».

Если заглянуть в более древние времена, то выясняется, что женщины часто подвергались наказаниям за различные проступки. Например, в Древнем Египте они могли быть наказаны за прелюбодеяние. С распространением христианства в Европе физическое наказание женщин стало восприниматься как аморальный поступок, и его применение со временем пошло на убыль.

В Великобритании в тюрьмах розгами наказывали женщин. Процесс выглядел следующим образом: женщину приводили в специальную комнату для наказаний, где находилась длинная скамья с ремнями для связывания рук и ног. Виновной зачитывался приговор, подробно объясняющий причины наказания. После этого её заставляли лечь на скамью животом вниз и крепко связывали, так что она практически не могла двигаться. Затем начинался процесс наказания, сопровождаемый криками и просьбами о помощи. Наказывали в те времена жестоко, и многих женщин конвоировали обратно в их камеры в бессознательном состоянии.

При правлении королевы Елизаветы I исполнение наказаний происходило, как правило, публично. Флагелляция часто проходила во дворе тюрьмы на специально обустроенных платформах, однако площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать на этом зрелище.

Постулаты физического наказания детей

На данный момент допустимо ли физически наказывать детей за мелкие провинности — например, если они разбили вазу, уронили цветочный горшок, отобрали игрушку у другого малыша или сказали грубое слово?

Ю. К.: Независимо от того, насколько ужасным и оскорбительным может показаться поступок ребенка, родителям важно сохранять спокойствие и рассудительность, избегая эмоциональной реакции. Задача родителей — не разрушить у ребенка чувство защищенности и безопасности во время наказания. Основной посыл должен быть не «Ты плохой», а «Ты совершил плохой поступок». Чувствуете разницу?

В. Г.: Если вы все же решили дать ребенку легкий шлепок, начните с того, чтобы встать на его уровень: присядьте или опуститесь на колени, чтобы оказаться на одной высоте. После этого задумайтесь о том, как он может ответить вам в случае физического воздействия и как сможет отстоять свои интересы.

Самое пугающее для маленького человека – это отсутствие шанса сказать: «Так обращаться со мной невозможно, и меня нельзя трогать». Ни в коем случае не стоит перешагивать через границы насилия.

Как обстоит дело с психоэмоциональным состоянием ребенка во время наказания?

Ю. К.: Прежде всего, важно отметить, что страшнее всего для ребенка — это потеря чувства защищенности и безопасности. Это основополагающее чувство, создающее крепкий фундамент для успешного психического развития малыша. Можно провести аналогию со строительством дома: без прочного фундамента невозможно возвести стены и установить крышу.

В. Г.: Когда вы поднимаете руку на ребенка, начинается физиологический процесс – его тело напрягается, особенно анус и сфинктер. В такой ситуации возникает желание закрыться, спрятаться в каком-то безопасном месте. Этот ужас, на который направлено его внимание, блокирует чувства и создает проблемы в кровообращении, что может привести к гипоксии и нарушению способности адекватно реагировать на окружающий мир. В результате этого могут сердечно проявляться проблемы с задержкой развития.

Читать еще:  Письмо запорожцев турецкому султану. Пишет письмо турецкому султану

Какой возраст ребенка является наиболее уязвимым для физических наказаний, когда они могут привести к серьезным психическим нарушениям?

Ю. К.: В любом возрасте физические наказания вызывают значительный стресс. В возрасте до трех лет дети эмоционально очень сильно связаны с матерью, и если она причиняет им физическую боль, это непременно отражается на психоэмоциональном развитии. Но даже после трех лет любое физическое воздействие оставляет след в их психике. Такие наказания могут лишь заставить ребенка подчиняться и подстраиваться под желания родителей, но стоит помнить, что, покинув домашний очаг, он унесет с собой эту модель поведения: а перед кем он будет подчиняться после вас? Это большой вопрос!

Последствия физического наказания для детской психики

Как может отразиться на психике ребенка безобидный, на взгляд родителей, шлепок по губам или по попе, а также легкий удар ремнем?

Ю. К.: Каждый вид физического наказания, неважно, будет ли это удар, шлепок или резкое одергивание за руку, действует на ребенка одинаково негативно. Физические наказания, как правило, сравнимы с попыткой отремонтировать хрупкий механизм с помощью кувалды. Такие методы препятствуют нормальному психосексуальному развитию: естественные качества и таланты детей остаются неразвитыми. Это как сорвать незрелый апельсин с дерева и затем ожидать, что он окажется сладким.

В. Г.: Дети, которые постоянно ожидают физического наказания, не могут сосредоточиться, ни на занятиях, ни на играх.

Во время физических наказаний у ребенка может сформироваться стойкий страх перед родителями, который со временем перерастает в невроз, глубокую обиду и даже ненависть. На фоне этого эмоционального состояния ребенку бывает легче избегать общения с мамой и папой, проводить время в одиночестве или изолироваться от других детей. Такой ребенок с трудом адаптируется в обществе, будь то в детском саду или в школе.

Я работала с подростками в возрасте от 6 до 15 лет, которые испытывали ненависть к своим родителям. Они говорили: «Мне приходится это терпеть», «Я не знаю, когда это закончится», «Я хочу, чтобы меня просто перестали бить».

Мы вместе учимся открывать сердце для любви, нежности и заботы. Вытащить их из этого состояния очень сложно. В таких ситуациях родители часто сообщают, что их дети становятся замкнутыми и закрытыми. Но это не вина ребенка: с каждым ударом накапливается всё больше обиды, разрушается естественная связь с родными. В семьях, где присутствует насилие, взаимопонимание между членами семьи оказывается под угрозой.

Униженный ребенок часто остается одиноким. В таком состоянии ему легче попасть в неблагополучные компании, презирать полезные привычки или даже думать о самоуничтожении. Он будет пытаться найти свое место в окружающем мире. Изменить такое мировоззрение крайне тяжело, потому что то, чего им недостает в детстве, они чаще всего ищут в бесполезных удовольствиях.

Ребенок, который подвергался физическому насилию, выходит во взрослую жизнь с настороженностью ко многим вещам: к резким звукам, движениям и даже людям. Ему сложно завести дружбу, ему тяжело доверять, и такие проблемы могут проявляться и в его будущих отношениях с партнерами. Взрослые, кто в детстве подвергался насилию, могут столкнуться с комплексом неполноценности и низкой самооценкой, а также с правлением силы в своем окружении – либо они будут ощущать чью-то неизменную силу над собой, либо сами начнут применять свою силу в отношении тех, кто слабее – детей, своих партнеров.

Как физическое насилие влияет на восприятие личных границ?

Ю. К.: Если в семье не учитывают мнение ребенка, игнорируют его личные границы, а его эмоции и попытки сказать «нет» вызывают агрессию и раздражение у родителей, то и окружающий мир будет воспринимать ребенка в том же ключе. Например, в будущем его партнер может также применять к нему как физическое, так и психологическое насилие. Такие дети, став взрослыми, как правило, оказываются в отношениях с абьюзерами.

В. Г.: Если вы отшлепнули малыша в возрасте 1,5-2 лет, это значит, что вы позволили обращаться к его телу жестоко. Как только ребенок выйдет во внешний мир, он будет понимать, что к нему можно прикасаться грубо и жестоко, что в дальнейшем нарушает его границы неприкосновенности.

Исторический контекст физического наказания детей в России

В дореволюционной России телесные наказания были очень распространены и порой жестокими. Обсуждались лишь вопросы о допустимой степени жестокости при их применении.

Изборник 1076 года учит, что ребенка нужно воспитывать с самого раннего возраста, описывая, что «От биения сына своего не воздержайся». В XII веке в Повести об Акире Премудром говорилось: «Наказывай сына своего в юности его, и успокоит тебя в старости твоей». Духовник Ивана Грозного, просяпоп Сильвестр, рекомендовал: «Наказывай сына своего в юности его, и успокоит тебя в старости твоей. Не жалей за него, младенца бия: если жезлом накажешь его, он не погибнет, а наоборот, станет более здоровым, потому что казня его тело, ты избавляешь его душу от смерти.»

Читать еще:  Список 50 оригинальных подарков девушке на год отношений. Что подарить девушке на год

Сдвиги начались лишь в XIX веке. В 1858 году знаменитый хирург Николай Пирогов опубликовал статью «Нужно ли сечь детей?», в которой заявил, что физические наказания абсолютно непедагогичны. Такое мнение в то время выглядело революционно, и уже через год, в циркуляре по Киевскому учебному округу, Пирогов готов был смягчить свою позицию. Хотя он отвергал розги, он всё же считал, что полностью обойтись без них невозможно. Даже публичный критик существующей системы воспитания, Николай Добролюбов, высмеял этот циркуляр.

Телесные наказания продолжали применяться вплоть до начала XX века во многих приходских и сельских школах. Лишь случаи экстраординарной жестокости вызывали общественное осуждение или доводили дело до суда. В семейной жизни, конечно, побоев было много, и это стало нормой, так как они официально признавались методом воспитания.

В 1908 году русский врач и этнограф Дмитрий Жбанков провел опрос среди московских студентов. Из 324 опрошенных, 75 сообщили, что дома их наказывали розгами, а к 85 применялись другие методы – пощечины, порка вожжами или мокрой веревкой, а также заставляли стоять на голых коленях в углу на горохе. Ни один из опрошенных не осудил своих родителей, и даже пятеро из них заявили, что их следовало наказывать еще сильнее. Должно быть, стоит обратить внимание на то, что девочек наказывали реже, чем мальчиков.

В советские времена телесные наказания в школах были официально запрещены. Но это касалось лишь ритуальной порки, ведь подзатыльники и шлепки учителя и воспитатели продолжали раздавать довольно часто. Их применение в значительной мере зависело от конкретной ситуации: особенностей учебного заведения, социального статуса ученика и степени готовности родителей защищать своих детей.

Оценить масштабы применения физических наказаний в советских семьях весьма сложно, поскольку исследования в этой области менее часты. Однако одно из них, проведенное в конце 1980-х годов журналистом Николаем Филипповым, показывает, что среди семи с половиной тысяч детей в 15 городах страны 60% из них сообщили о применении телесных наказаний родителями. 86% отвечали утвердительно на вопрос о порке, 9% — о стоянии в углу на коленях на горохе, соли или кирпичах, 5% – о нанесении ударов по лицу и голове.

Естественно, что с учетом одобрения физических наказаний и их использования в России на протяжении веков, в настоящее время две трети родителей готовы прибегнуть к ним, а четверть хоть раз наказывали своих детей ремнем.

Научные исследования о влиянии телесных наказаний на детей

Ученые из Монреальского университета в Канаде провели исследование, обнаружив, что физическое насилие оказывает влияние на развитие мозга ребенка. Результаты исследования показали, что у детей, которые подвергались физическому насилию, увеличивается риск развития психических расстройств, что связано с уменьшением миндалевидного тела и префронтальной коры – ключевых участков мозга, ответственных за регуляцию тревожных и депрессивных переживаний.

Недавно было проведено еще одно исследование, касающееся шлепков. По результатам работы специалистов из Гарварда, опубликованным в журнале Child Development, даже легкие физические наказания могут вызвать изменения в структуре мозга, аналогичные тем, которые наблюдаются при крайне жестоком обращении. Это в свою очередь повышает риск развития депрессии, тревожных расстройств и различных поведенческих нарушений.

Клинический психолог Александра Меньшикова в интервью для Правмиру объясняет, что шлепки лишь активируют лимбическую систему – так называемый эмоциональный мозг. В результате ребенок будет чувствовать только страх – и ничего больше. В то время как во время объяснений задействуются и другие центры, поскольку наблюдается необходимость анализировать информацию, что и способствуют нормальному развитию мозга.

Кроме того, она отмечает, что родители, которые практикуют телесные наказания, зачастую чувствуют себя беспомощными – им сложно представить, что еще можно сделать. Это логично, так как из-за исторического наследия многие не знают альтернатив воспитания, а также испытывают стресс и загруженность. Отшлепать малыша гораздо проще и быстрее, чем часами объяснять одно и то же.

Тем не менее прогресс в этом вопросе все же очевиден: от 60% детей, подвергавшихся наказаниям в конце 80-х, мы пришли к 25% родителей, использующих физические наказания. Существуют женщины, которые, несмотря на традиционно установленные правила, отказываются от применения шлепков и делятся своими мыслями о том, как это изменило их жизнь.

Осознание ошибок и новое восприятие воспитания

Наказание всегда порождает порочный круг. Физическое насилие – это отражение вымещенной ненависти, и каждая новая порка лишь усиливает ненависть ребенка. В свою очередь, это накапливающаяся ненависть ведет к неисправимому поведению, за что его могут вновь наказывать. Повторные физические наказания лишь укрепляют ненависть, Inciting a more rebellion attitude toward authorities. Потому что когда нет любви, любое эмоциональное взаимодействие, даже порочное, начинает восприниматься как предостережение и отклик. В результате за отсутствия любви, ребенок начинает провоцировать родительский гнев, действуя неправильно, чтобы хоть как-то привлечь внимание и чувство эмоциональной близости.

Читать еще:  Диета Коко Шанель: как худеть с удовольствием. Коко шанель яндекс дзен блог.

Эффективность физического наказания

Бенджамин Спок, из книги «Ребёнок и уход за ним»:

Эффективность наказания необходимо проверить на его способности достигать нужного результата без побочных эффектов. Если наказание лишь ожесточает ребенка и после него он ведет себя еще более вызывающе – значит цель не достигнута. Если после физического воздействия у ребенка возникают страдания, то это достаточно сильный метод для него. Ребенок, случается, разбивает тарелку или рвет одежду. Если у него установлены хорошие отношения с родителями, он также огорчается, как и они, и в таком случае наказание не нужно. Если вы накричите на чадо, которое и так испытывает угрызения совести, это может привести к тому, что у него возникнет чувство вины, и он начнет спорить с вами.

У ребенка старше шести лет уже достаточно сформировано чувство справедливости, чтобы понять, что физическое наказание – это реальная мера, однако до этого возраста не следует заставлять ребенка оплачивать последствия своих действий, громогласно произнося: «Ты сам виноват, ведь я тебе говорила…» Вы ведь не хотите, чтобы у него возникло тяжелое чувство вины. Главная задача родителей – защищать ребенка от несчастных случаев, а не судить его жестко после того, как ошибка уже была совершена.

Память о боли на всю жизнь

Пермячка Софья Кошкина:

Я абсолютно уверена, что никогда не подниму руку на своего ребенка, независимо от обстоятельств. Многим трудно осознать, что чувствует маленькое существо, когда на него обрушивается не только гнев родителей (что само по себе уже является наказанием), но и физическая боль. Осознание этого будет следовать за ребенком на всю жизнь.

У меня была младшая сестра, которая никогда не подвергалась подобным наказаниям. Отец бил только меня. За мелкие провинности, например, за то, что во время прогулки с подругами я отошла немного дальше двора, или по причине усталости не успела убрать игрушки на ночь. Особенно обидно было, когда отец стал бить меня ремнем за то, что кто-то сломал его магнитофон. Я плакала и кричала, что это не я сделала, но он не слушал.

Иногда казалось, что он просто измывался надо мной: с особым удовольствием он сообщил, что его новый ремень будет не только бить сильнее предыдущего, но и сделан из более жесткой кожи, ожидая двойной порки. Один раз он так ударил меня, что на спине остались кровавые следы, и он сам испугался, поливая меня холодной водой, чтобы я пришла в себя. Но следы на коже проходят, в отличие от следов на душе.

В итоге мама не выдержала. Она подала на развод и требовала лишения его родительских прав. Я помню тот суд: пришли родственники, знакомые, соседи. Все переживали и были готовы подтвердить его жестокое отношение к нам.

Хотя эта история кажется далекой, отец лишился родительских прав 17 лет назад, и больше не живет с нами. Но есть одна вещь, о которой я до сих пор помню, — это обида и рана, которая остается в душе.

Испытав все эти ужасы, я, по собственному опыту, решила, что рядом со мной никогда не будет мужчины, способного поднять на меня руку или ударить моего ребенка.

Крики как форма взаимодействия

Журналист и блогер Анастасия Петрова:

Я считаю абсолютно неприемлемым любое насилие над детьми, будь то физическое или психологическое.

Нельзя шлепать детей, угрожать тем, что их отдадут в детский дом, или говорить: «Я тебя не люблю», «Ты мне больше не нужен». Это моё личное убеждение.

При этом я осознаю, что нужно как-то воздействовать на детей. Если в начале достаточно родительского авторитета, то позднее его может стать недостаточно. В таких случаях я стараюсь находить варианты мотивации – например, объясняю, что появление новой игрушки или поездка в парк будет возможна только в том случае, если работа по дому выполнена.

Однако универсальные рецепты воспита ним не существуют. У меня два сына, и они очень разные. Старший мотивирован на достижения, но если он не понимает, зачем ему это необходимо, он совершенно отказывается что-либо делать. Например, в такой ситуации я говорю: «Математика поможет тебе стать хорошим программистом, ты же этого хочешь?» – в этом есть стимул для него.

С младшим сыном всё иначе. Для него даже условие «подмети пол, и тогда поедем в парк» не срабатывает. Он воспринимает ситуацию эмоционально, поэтому мне нужно сказать: «Подмети пол, или я расстроюсь». Важно понимать своих детей и выбирать индивидуальный подход к каждому из них.

Что касается криков, то иногда на детей можно повышать голос, так как все мы живые существа. Дети должны понимать, до какой степени их поступок может меня огорчить. Но выражение гнева всегда должно иметь конструктивную форму. Например, допустимо сказать: «Почему ты не убрал портфель? Я же просила тебя убрать, в него залезла собака и погрызла учебники». Но при этом недопустимо оскорблять выражением типа «Ты — дебил, даже портфель не можешь убрать».

Оцените статью
Astero Studio