Александр Ширвиндт
Народный артист Александр Анатольевич Ширвиндт стал знаковой фигурой в глазах широкой аудитории, особенно среди людей, переживших советские времена. Несмотря на то что ему не всегда удавалось играть ролей первого плана, каждый его персонаж обладал уникальным обаянием и манерой, благодаря чему они надолго оставались в памяти зрителей. Многие фильмы с его участием охотно включаются в золотой фонд советского кинематографа. Его добрый друг и коллега Марк Захаров утверждал, что главной профессией Ширвиндта было просто быть самим собой — Ширвиндтом.
Александр Анатольевич появился на свет в Москве летом 1934 года. За столь необычную для русского уха фамилию он должен благодарить своего отца, Анатолия Густавовича (или Теодора Гдальевича) Ширвиндта, пруссака по происхождению, который был не только талантливым музыкантом, но и педагогом, а также скрипачом. Его мама, Раиса Самойловна, являлась еврейкой по национальности и окончила Вторую студию Московского художественного театра. Она потом трудилось в столичной филармонии.
Родители Ширвиндта надеялись на то, что их сын продолжит музыкальную традицию семьи и шагнет по стопам отца, поэтому в раннем возрасте он был направлен в музыкальную школу. Однако, к удивлению всех, у юного Александра не возникло желания развивать свои музыкальные способности, и после окончания пятого класса он был вынужден оставить обучение по причине нехватки способностей в музыке.
Выбор будущей профессии Александра Ширвиндта был сильнейшим образом обусловлен частыми визитами известных артистов эстрады и кино в их дом. Обсуждения с такими легендами как Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зелёная и Леонид Утёсов произвели на мальчика неизгладимое впечатление, и он загорелся мечтой стать актером.
После окончания престижной школы № 110, где учились дети соратников партийной номенклатуры, юный Ширвиндт подал документы в два учебных заведения: Театральное училище имени Щукина и Московский государственный университет. После успешной сдачи вступительных экзаменов он выбрал театральный институт, где попал на актерский курс Веры Львовой.
Театр
После завершения учебы Ширвиндт стал членом труппы Театра-студии киноактера, созданного специально для актеров кино, которые могли бы выступать на сцене в безделии между съемками. Это также открыло для него перспективу работы в кино.
На этой сцене артист отметился недолго, так как его привлекли подмостки Театра имени Ленинского комсомола, где он отработал целых 12 лет. Ему повезло работать с выдающимся режиссером Анатолием Эфросом, у которого он сыграл в таких известных постановках, как «Чайка», «104 страницы про любовь» и других. Высокий, статный Ширвиндт (ростом 183 см и весом 95 кг) быстро завоевал симпатию публики.
В дальнейшем актер проработал год в Драматическом театре на Малой Бронной, а затем присоединился к труппе Московского академического театра сатиры, который стал для него настоящим домом. Валентин Плучек, приглашая его, предложил исполнить роль графа Альмавивы в пьесе «Женитьба Фигаро».
Александр Анатольевич всегда утверждал, что, несмотря на множество ролей, ему никогда не удавалось ощутить настоящую страсть к лицедейству. По мере времени он стал осваивать и режиссерское ремесло, и его дебют в этой роли состоялся в 1970 году, когда он вместе с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!».
В 2000 году Ширвиндт стал художественным руководителем Театра сатиры. Он активно начал осваивать не только комедийный, но и классический материал, что привело к появлению постановок по произведениям Жана Ануя, Теннесси Уильямса, Михаила Булгакова.
Под его руководством коллектив театра достиг новых успехов и был признан лучшим по итогам гастролей в США в 2002 году. А в 2015 году театр стал одним из самых посещаемых, собрав более 2,5 миллионов зрителей за год.
В 2019 году Ширвиндт отметил свой юбилей — 85 лет. Однако, как это было его традицией, он не устраивал шумное празднование, а предпочел поехать на Валдай, чтобы порыбачить. Торжество он перенес на октябрь, чтобы совместить его с двумя важными датами: 95-летием Театра сатиры и 110-летием со дня рождения своего предшественника, режиссера Валентина Плучека.
К юбилею Андрея Миронова, который отмечался в начале марта 2021 года, был представлен спектакль «Театральный стриптиз». Режиссером этого спектакля стал Владимир Жуков.
Ширвиндт планировал изначально поставить пьесу с Михаилом Казаковым, пригласив в качестве молодого актера на роль Миронова. Однако основная задумка не была реализована по причинам, не связанным с артистами.
В конце сентября 2021 года Александр Анатольевич покинул пост художественного руководителя Театра сатиры, так как в тот момент истек срок его договора. Ширвиндт выразил желание продолжать сотрудничество с театром, и это желание сбывалося — в день назначения нового руководителя Сергея Газарова был объявлен общий сбор артистов, где Ширвиндта выбрали президентом театра. К тому же, он вернулся к сценической деятельности и принял участие в постановке «Где мы?!…».
Работа в театре
С 1957 по 1968 годы Ширвиндт работал в Московском театре имени Ленинского комсомола (сегодня — Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»). Он исполнял роли в таких спектаклях: «Когда цветет акация» по произведению Николая Винникова, «Фабричная девчонка» по пьесе Александра Володина, «Опасный возраст» по комедии Семена Нариньяни, «В день свадьбы» по произведению Виктора Розова, «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского, «Чайка» по произведению Антона Чехова и других.
С 1968 по 1970 годы он работал актером Московского драматического театра на Малой Бронной, участвуя в спектаклях: «Ромео и Джульетта» и «Как вам это понравится» по пьесам Уильяма Шекспира, «Счастливые дни несчастливого человека» по произведению Алексея Арбузова.
С 1970 года Ширвиндт стал частью Московского академического театра сатиры, где занялся как актерским мастерством, так и режиссерской деятельностью. Его работа на сцене включает роли в спектаклях: «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше, «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Бернарда Шоу, «Горе от ума» по комедии Александра Грибоедова, «Ревизор» по произведению Николая Гоголя, «Трехгрошовая опера» по пьесе Бертольта Брехта, «Счастливцев — Несчастливцев» по произведению Григория Горина и другие. В феврале 2018 года в Театре сатиры состоялась премьера спектакля-фантасмагории Родиона Овчинникова «Где мы…». В нем Ширвиндт сыграл роль пожилого клоуна Петра Зарайского.
Как режиссер он поставил более двадцати спектаклей, среди которых: «Проснись и пой!» по пьесе Миклоша Дярфаша (вместе с Марком Захаровым), «Недоросль» по комедии Дениса Фонвизина, «Страсти Черноморья» по произведению Фазиля Искандера, «Швейк, или Гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку, «Слишком женатый таксист» по комедии Рэя Куни, «Дураки» по пьесе Нила Саймона, «Брависсимо!» по произведению Рональда Харвуда «Квартет».
С 2000 по 2021 год Александр Ширвиндт возглавлял Театр сатиры, а с 16 ноября 2021 года стал его президентом.
Работа в кино
Кинокарьера Александра Ширвиндта началась с его дебюта в роли эстрадного певца Вадима Ухова в фильме Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» (1956). Среди наиболее известных его ролей можно выделить: Павлик в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975, режиссер Эльдар Рязанов), Альфред Шато-Жебюс в музыкальном фильме «Небесные ласточки» (1976, Леонид Квинихидзе), Харрис в комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (1979, Наум Бирман), Мясоедов в драме «Забытая мелодия для флейты» (1987, Эльдар Рязанов), Аркаша в комедии «Бабник» (1990, Анатолий Эйрамджан). В 2009 году он появился в роли джазового пианиста Александра Белых в музыкальном фильме Дмитрия Коробкина и Людмилы Гурченко «Пестрые сумерки». В общей сложности его фильмография включает более сорока фильмов, не считая фильмов-спектаклей.
В 1970-х годах Ширвиндт вел на Центральном телевидении несколько циклов передач, таких как «Семь нас и джаз», «Терем-теремок», «Театральные встречи», а в 1980-е годы — программу «Утренняя почта» вместе со своим другом и коллегой Михаилом Державиным.
Биография Александра Ширвиндта
Александр Ширвиндт — прославленный советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер и художественный руководитель Московского театра сатиры (по сентябрь 2021 года), Народный артист РСФСР (1989). Его фраза о том, что «Театр – это террариум единомышленников» стала крылатой. Ширвиндт, мастер второстепенных ролей, практически никогда не играл главные роли в кино, однако всегда умел украсить любой фильм своим присутствием. Зрители запомнили его как чрезвычайно харизматичного актера с уникальным стилем, импозантностью и тонким чувством юмора.
Александр Ширвиндт появился на свет в музыкальной семье, глубоко укорененной в интеллигентной культуре. Его отец, Анатолий Густавович, работал скрипачом в оркестре Большого театра и преподавал музыку, а мама, Раиса Самойловна, занимала должность редактора в Московской филармонии. Дедушка Александра, Густав Моисеевич, был врачом. Детство Александра прошло в атмосфере искусства, и хотя его родители гастролировали, он находился под присмотром бабушки. Начальное образование он получил в Пермской области, а затем продолжил учёбу в Москве. Помимо общеобразовательной школы, он имел музыкальное образование и занимался танцами. В доме Ширвиндтов часто бывали известные деятели искусств, и это вдохновило его на выбор карьеры актёра.
В 1951 году он поступил в Щукинское театральное училище, где учился на курсе Веры Константиновны Львовой. Уже во время учёбы у него предсказывали блестящее будущее в актерском искусстве. Дипломную работу Александра составили роли в спектаклях «Трудовой хлеб» и «Ночь ошибок», где он продемонстрировал свою выдающуюся игру.
Актерская карьера
После успешного окончания театрального училища Ширвиндта пригласили в труппу Государственного театра киноактера, и в это же время он начал сниматься на Мосфильме. Его дебютом стала роль второго плана в мелодраме с Георгием Вициным «Она вас любит». На деньги, заработанные с этого фильма, он приобрёл свой первый автомобиль «Победа». Позже актер перешел в театр имени Ленинского комсомола, где его первой ролью была работа в спектакле «Первая Конная». Ширвиндт быстро внедрился в труппу театра и принял участие во множестве спектаклей, таких как «До свидания, мальчики!», «Колесо счастья», «О Лермонтове». Значительный успех пришел к Ширвиндту после исполнения ролей Тригорина в «Чайке», Людовика в «Мольере», Гудериана в спектакле «Каждому своё». Именно с этих работ началась его звездная карьера на театральной сцене. В это же время актер продолжал активно сниматься в кино, сыграв запоминающиеся роли в музыкальной комедии «Приходите завтра» (1962) с Екатериной Савиновой и Анатолием Папановым в главных ролях, а также в мини-сериале «Майор Вихрь» (1967). В 1968 году Александр переходит в Московский драматический театр на Малой Бронной, где участвует в спектаклях «Ромео и Джульетта», «Счастливые дни несчастного человека» и многих других. Два года спустя он заключает контракт с Театром Сатиры, где затем сыграет более тридцати ролей. Одной из самых запоминающихся стала роль графа Альмавива в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которую позднее признавали лучшей в его театральной карьере. Среди его выдающихся спектаклей также «Обыкновенное чудо», «Дом, где разбиваются сердца», «Ревизор». Кроме сценической деятельности, в Театре Сатиры Ширвиндт начал заниматься режиссурой сначала в тандеме с Марком Захаровым и Андреем Мироновым, а затем и самостоятельно. Всего он поставил более двадцати спектаклей, включая «Молчи, грусть, молчи», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома» и «Недоросль». В этот период Ширвиндт также преподавал в театральном училище имени Щукина. Его учениками в разные годы стали такие известные актеры, как Андрей Миронов, Алла Демидова, Наталья Гундарева, Александр Пороховщиков, Мария Голубкина и Леонид Ярмольник. Ширвиндт также стал популярной фигурой на телевидении, представляя свои циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». Он также озвучивал несколько мультфильмов, таких как «Новый Аладдин», «Алиса в Стране Чудес» и «Пес в сапогах». Как умный человек и интересный рассказчик, Ширвиндт выпустил несколько книг, преимущественно мемуаров, в которых увлекательно повествует о знаковом времени отечественного кино и театра, а также делится своими яркими афоризмами.
Об устройстве мира
Сегодня молодежи живется непросто. В современных реалиях снова пытаются возродить нормы ГТО, создаются какие-то движения, подобные «Наши», «Ваши». Но все это не более чем попытки создать нечто вроде комсомола или хотя бы оазисы смысла. Именно оазисы! Тем не менее, глядя на умные, спокойные лица молодежи на этих сборищах, я не могу избавиться от ощущения недоверия. Не верю в бескорыстие этих движений. Сегодня они наши, завтра ваши, а послезавтра, не дай бог, окажутся в их руках. Полагаю, что люди, находящиеся на вершине, это тоже осознают и стараются поправить ситуацию, как бы им этого ни хотелось. Это не злой умысел, не стремление к узурпации власти, а необходимость. Может быть, я и ошибаюсь…
Я не помню случая ни в сатирической литературе, даже в самой великой, ни в театре, когда человек, сидящий в зале и видящий некую постановку, направленную против него или его поведения, признавал это и вносил изменения в себя. Он мог обидеться, рассердиться или сделать вид, что ничего не понял. Но никаких изменений — это ужас. Поэтому сатирическая направленность искусства всегда остается эфемерной в плане результата.
К сожалению, мы утратили мощный идеологический стержень, служивший опорой в бурном глобусе мира. А без идеологии, веры и точки зрения невозможно существовать. Мы наблюдаем в обществе разнобой из бессмысленной и пустой информации. Все смешано, перемешано. Мы надеемся, что само собой все устроится, но это не бывает по определению. Отсюда возникает наша постоянная потребность в сильной руке, в мессии.
Когда все дозволено, когда антицензура становится аморальной, мы можем непроизвольно тянуться к старым формам цензуры. В итоге начинаешь сомневаться, опасаясь, что это проявление старческого брюзжания. Подумав, приходишь к выводу: нет, я прав.
Каждая мысль и информация, которая передается через телевизор, газеты или интернет, должны заставлять человека размышлять, а не подменять одну точку зрения на другую. Если каждую минуту, каждую секунду вбивать одно и то же, человек рискует сойти с ума. Проводили такую пытку в Китае водой. Капля за каплей, как в той пытке. Так вот, любая пропаганда становится подобной этой пытке. И сейчас бывает сложно избежать этого потока информации.
Необходимо жить по совести, индивидуально. И по возможности стараться не колебаться под действием поколебательной линии партии. Я ни разу в своей жизни не состоял ни в одной политической партии. Но это не потому, что я такой правильный. Просто мне неинтересно коллективное мышление. Я предпочитаю думать самостоятельно.
Ширвиндт предчувствовал свою смерть
Александр Ширвиндт всегда умел сохранять связи и дружеские отношения с людьми. Даже в последние дни своей жизни, находясь в больнице, он продолжал общаться с теми, с кем начинал свою карьеру. Коллега Ширвиндта, Наталья Селезнева, вспоминает, что в последний миг он словно предчувствовал свою смерть.
В частных разговорах, которые часто затрагивали глубокие философские темы, Ширвиндт признавался, что у него больше нет сил на борьбу за жизнь. Его фраза на похоронах Михаила Державина о возможности вскоре встретиться стала огромным символом его предчувствия. И это не была единственная такая фраза.
Недавно меня спрашивали, почему я не пришел на очередное прощание. Я ответил, что у меня уже нет сил ходить на кладбища. Хочу оставить свою энергию для собственных похорон, — сказал он, шутя в своей манере в ответ на дерзкий вопрос.
Тем не менее, это предчувствие не мешало Ширвиндту каждый день бороться за место в театре и делать это так мастерски, что даже его коллеги не могли поверить в его стойкость.
Калейдоскоп молодых гениев
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!», реж. Эльдар Рязанов 1976 г.
На своем профессиональном пути Ширвиндту было чем гордиться, ведь легендарный Марк Захаров говорил о нем, что фамилия Ширвиндт — сама по себе профессия. Артист умел среди зрителей вызывать смех и слезы, даже когда ничего не говорил.
Его тонкий юмор первоначально был знаком только в профессии. Он проявился в капустниках в Доме актера. Именно тогда зародился замечательный творческий дуэт Ширвиндт — Державин. Данный тандем был настолько запоминающимся и убедительным, что телезрители искренне верили, что они и в жизни — закадычные друзья.
Ширвиндт имел дар делиться своим талантом. Благодаря ему в кинематографе стартовало множество выдающихся советских артистов. Как наставник, он всегда говорил о том, что благодаря его усилиям формировался калейдоскоп свежих гениев.
К сожалению, недавно я осознал, что после Этуша я самый старший педагог. Я преподаю с 1957 года. Таким образом, у меня есть свой калейдоскоп молодых гениев. Но приятно осознавать, что даже среди тех, с кем я соприкасался, КПД, я считаю, весьма значителен, — отмечал Александр Ширвиндт.
Колоссальный след Ширвиндт оставил и в области السينما. Хотя он и не любил обсуждать свои кинорол кем, у зрителей всегда была возможность комментировать его творчество. Актёрскую карьеру в кино он начал строить ещё со студенческих лет.
Его образ остроумного Павлика из «Иронии судьбы» был любим всеми женщинам Советского Союза. Не было сомнений, что он действительно является истинным английским джентльменом. Точно таким же спокойным, как сэр Харрис из «Трое в лодке, не считая собаки».
После выхода «Вокзала для двоих» образ пианиста Шурика активно обсуждали на пленумах Профсоюза ресторанных оркестров СССР. А его роль ловеласа в фильме «Бабник» была такой правдоподобной, что зрители, зная, что Ширвиндт всю жизнь был предан одной супруге, чуть ли не записали его в дамские угодники.
Единственное, чего, вероятно, не хватало Ширвиндту — это голливудской статуэтки «Оскар». Но и без этой блестящей награды он мог гордиться тем, что воплотил в жизнь множество желаний. Однако одна мечта так никогда и не сбылась. Отвечая на вопрос о своих желаниях, Ширвиндт с широкой улыбкой подчеркивал:
Хочется уснуть и проснуться через сто лет. Хотя бы на одно мгновение.
Последней работой Александра Ширвиндта стал спектакль «Где мы…?», в котором его герой действительно получает возможность заснуть, но на более короткий срок. Тем не менее зрители эту постановку так и не увидели, так как руководство Театра сатиры приняло решение о снятии спектакля с репертуара, заменив его другим проектом.
На такое решение театрального руководства обиделся другой ведущий артист спектакля, Александр Олешко, но ему вернуть постановку не удалось.