Все работы Анри Матисса, которые удалось собрать Делекторской, попали в российские музеи. Но когда она попросила разрешения вернуться домой, ей отказали…..
Он ее боготворил, она ему изменяла: странная и сложная история любви Сальвадора и Галы Дали
Известно, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Это подтверждает история любви Сальвадора Дали и его жены, без которой художник никогда бы не стал иконой современного искусства.
Канал о знаменитостях расскажет, как познакомилась пара и какими были их отношения. Вряд ли кто-то из нас позавидовал бы счастью гениального художника.
Как познакомились Сальвадор Дали и Гала?
Сальвадор Дали и Гала
Настоящее имя Галы — Елена Ивановна Дьяконова. Она родилась в Казани в 1894 году, но большую часть своей жизни провела за пределами родной страны.
В 1912 году Елена, которая почему-то хотела называться Галиной, лечилась от туберкулеза в Швейцарии. Там девушка познакомилась с наследником богатой семьи Полем Элюаром, за которого вышла замуж в 1917 году. Мужчина называл свою любимую жену Гала (с ударением на последний слог), посвящал ей свои стихи, считал ее своей музой и не уставал благодарить ее за рождение дочери Сесиль.
Еще будучи замужем за Элюаром, Гала начала проявлять себя как полигамная женщина. Она жила с мужем, но в то же время, не скрывая этого, встречалась с другими мужчинами. Среди поклонников привлекательной дамы были поэты, художники, режиссеры и другие творческие личности.
В 1929 году Гала познакомилась с Сальвадором Дали, который был на 10 лет моложе. Они полюбили друг друга с первого взгляда, и вскоре Гала развелась со своим законным мужем, оставив Элюара и его маленькую дочь, чтобы присоединиться к Дали в его рыбацком домике в Испании.
Семейная жизнь Дали
Сальвадор Дали и Гала
Гала и Сальвадор поженились в 1934 году, но женщина была музой для молодого любовника с самого первого дня. Артист искренне восхищался прекрасной Галой, восхваляя ее и даже называя «живой легендой» и «современной иконой».
И пока Сальвадор Дали писал свои картины, его жена активно их продавала. Гала стала агентом своего мужа, ведя переговоры с клиентами и организаторами выставок и настойчиво и порой агрессивно продвигая своего мужа на рынке искусства. Она была очень хороша в этом. Вскоре весь мир знал имя художника.
Дали сам подписал некоторые из своих картин своим именем и именем Галы, чтобы они и весь мир знали, что он чрезвычайно благодарен своей жене за ее помощь и поддержку.
Сальвадор увидел, как Гала вышла из машины, и забыл обо всем. В детстве ему подарили модную ручку с изображением красивой женщины в шубе в санях, на которые медленно падал пушистый снег. И вот эта женщина появилась в его доме.
Девочка из Казани
Происхождение будущей музы и фрейлины несколько неясно: ее мать Антонина Деулина в раннем возрасте вышла замуж за Ивана Дьяконова, а затем, овдовев, вышла замуж за адвоката Дмитрия Гомберга.
Именно здесь начинаются расхождения: Согласно одному источнику, Елена — дочь Ивана Дьяконова, как и ее братья, а Гомберг — ее отчим. По другим данным, мать девочки бросила мужа почти сразу после свадьбы и сбежала в Москву, где познакомилась с Дмитрием Гомбергом. Молодые люди жили как сожители, пока не умер законный муж Антонины, и тогда они поженились. Гомбергу пришлось усыновить всех четверых своих собственных детей, так как юридически они были детьми умершего Дьяконова. В Казани, где родилась Елена, пара жила некоторое время из-за работы Дмитрия. Но в столице Татарстана нет записи о рождении Елены Дьяконовой!
Однако ни одна из версий не вызывает удивления. Документы были утеряны. Вдовы с четырьмя детьми счастливы в браке. Однако в пользу отцовства адвоката говорит тот факт, что все его «пасынки и падчерицы» получили образование в очень хороших учебных заведениях, и он явно не тратит деньги на их благополучие.
Елена Дьяконова получила образование в знаменитой женской гимназии имени М. Г. Брюхоненко и познакомилась с Анастасией и Мариной Цветаевыми.
Анастасия даже написала описание своей подруги: «В полупустом классе за партой сидит стройная, ногастая девушка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. У нее узкое лицо и вьющаяся коса на конце волос. Необычные глаза: карие, узкие, немного китайского цвета. Темные, густые ресницы, такие длинные, что ее друзья говорили, что она может положить на них две спички. Против упрямства и некоторой застенчивости, которая делала движения резкими.
Девушка была отличницей, интересовалась иностранными языками, была серьезной и вдумчивой. Но она была не самым здоровым ребенком — часто и подолгу страдала от различных респираторных инфекций. Затем она заболела туберкулезом. Чтобы спасти свою падчерицу (или дочь?) от страшной болезни, Дмитрий Гомберг отправил ее в швейцарский санаторий Клавадель в 1912 году. В это же время отец молодого француза по имени Эжен-Эмиль-Поль Грандель отправил его в тот же санаторий, чтобы молодой человек смог вылечиться от туберкулеза, подумать о своем будущем и окончательно отказаться от написания стихов.
Муза поэта
Восемнадцатилетняя Елена и семнадцатилетний Евгений-Эмиль-Поль встретились и сразу же полюбили друг друга. Девушка была в восторге от таланта своего избранника и настоятельно рекомендовала ему не бросать писать стихи. Он не собирался делать это сам, но вера Елены вдохновила его.
Говорят, что молодой поэт нашел для нее имя, вошедшее в историю: Гала. И якобы она ответила ему взаимностью, и Эжен-Эмиль-Поль Грандель стал Полем Элюаром.
И здесь тоже есть запутанная история. Ведь, по некоторым данным, с ранних лет девочка хотела быть не Еленой, а Галиной. Многие современники, знавшие ее в подростковом возрасте, помнят, как она представлялась Галией или Галей. А ее французский поклонник сделал ударение на последний слог и назвал девушку Гала (что в переводе с французского означает «праздник»).
Родители молодого поэта не одобряли его любовь: Вокруг не так много красивых девушек — нет, ему нужна была русская девушка! Но они особо не жаловались, потому что сезон закончился, Павел и Гала уехали на родину, и все верили, что страсти скоро утихнут. Но это не так! Между двумя молодыми людьми велась оживленная переписка вплоть до приезда Гала в Париж в 1916 году. В то время ее возлюбленный еще служил в армии, но в 1917 году пара поженилась, а через год у них родилась дочь Сесиль.
Неласковая мать
Сама Гала позже свободно призналась, что дети «не очень-то ее интересовали». Но потом пришло материнство — и оно стало ее тяготить. Женщина хотела яркой и интересной жизни, блистать в кругу поэтов и художников, но вместо этого ей пришлось ухаживать за ребенком и переживать всевозможные интересные кризисы старости.
Поль Элюар любил свою дочь и везде брал ее с собой, но в тех редких случаях, когда он выходил один, его жена делала все, чтобы избавиться от ребенка: Она отдавала его няням, отправляла в сад, отправляла в свою комнату. Гала не только сердилась на то, что ей приходится играть с ребенком, но и старалась по возможности не оставаться с ней наедине. Элюар по-своему компенсировал эту скупость, беря Сесиль с собой везде, где бывала семья.
Интересная тема
«Ужасно скучно просто смотреть на новорожденного»: колонка об одиночестве, которое чувствует мать в компании своего ребенка
Он был в компании великих художников, общался с Луисом Бунюэлем, Ман Рэем, Максом Эрнстом, Марселем Дюшаном, Луи Арагоном и Рене Магриттом. Ее снимали известные фотографы. Пабло Пикассо нарисовал ее. Кстати, он единственный из друзей ее отца, кто не показался Сесиль скучным — девушка ходила с известным кубистом на боксерские матчи и позже иногда выбирала ту же компанию на отдыхе.
Когда Гала встретила Сальвадора Дали и ушла от него к своему мужу, отношения с дочерью распались навсегда. Конечно, изначально причины были чисто семейными: молодожены почти жили на улице и отчаянно нуждались в деньгах. У них не было возможности пригласить к себе молодую девушку.
Тогда Гала боялась, что материнство разрушит ее образ музы. Тогда ее наглый партнер и Сесиль не нашли бы общего языка. Так что Сесиль жила с отцом. Он хорошо ладил со своими партнершами, потому что они были очень добрыми и добросердечными женщинами, а она сама — почти большая девочка.
Тем не менее, Сесиль тоскует по своей потерянной матери, и когда Гала умирает, она пытается увидеть ее в последний раз. Медсестра не пустила женщину. Что об этом думала умирающая женщина, неизвестно, так как она не приходила в сознание. Гала не включила свою дочь в завещание, что Сесиль отрицала в суде.
Еще будучи замужем за Элюаром, Гала начала проявлять себя как полигамная женщина. Она жила с мужем, но в то же время, не скрывая этого, встречалась с другими мужчинами. Среди поклонников привлекательной дамы были поэты, художники, режиссеры и другие творческие личности.
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали Навоз, бекон, багет и омарСальвадор Дали (Сальвадор Доменек Фелипе Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь) (1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, кинорежиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Сальвадор Дали Страх перед половым актом родился от отцаСальвадор (Сальвадор Домен Фелипе Жасинт Дали и Домен, маркиз де Пуболь) (1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, кинорежиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали Военная формаСальвадор Дали (Сальвадор Доменек Фелипе Ясин Дали и Домонек, маркиз де Пуболь) (1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, кинорежиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Сальвадор Дали Подросток, владеющий маленьким рабомСальвадор Дали (Salvador Dome?nt Felipe Jaci?nt Dali и Dome?nt, Marquis de Poubol) (1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, кинорежиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали Крайняя плоть с хлебным мякишемСальвадор Дали (Сальвадор Домен Фелипе Хасин Дали-и-Домен, маркиз де Пуболь) (1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, кинорежиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма, который, по словам Хавьера
ДАЛИ САЛЬВАДОР Полное имя Сальвадор Феликс Хосинто (родился в 1904 — умер в 1989) был известным испанским художником, дизайнером и декоратором. Автор многочисленных картин. Работы Дали представлены во многих музеях Европы и США. Нет
Отношения между Галой и Дали не были обычными: художник боялся интимных отношений (и умер девственником), но его жена любила и ценила секс, поэтому принимала его на стороне. Тем не менее, они были вполне счастливой парой, поскольку Гала приносила своему мужу не только вдохновение, но и комиссионные.
Мадам Лидия
- Имя: Лидия Николаевна Делекторская
- Место рождения: Томск
- Годы жизни: 1910 — 1998
- Образование: Медицина
- Сотрудники: Анри Матисс
- Дата: 1932 — 1954 (до его смерти)
- Картины: «Портрет в голубом пальто» (1935), «Дама в голубом» (1937), «Одалиска. Голубая гармония» (1937), «Девушка в голубой блузке» (1939), «Интерьер с этрусской вазой» (1940) и другие.
22-летняя Лидия Делекторская пришла в дом Матисса, потому что прочитала объявление на автобусной остановке: художник искал сиделку для своей больной жены. Иммигрантка из России, она покинула свой родной город Томск в возрасте 13 лет. После смерти родителей знакомые привезли ее в Харбин, где она вышла замуж, а затем переехала во Францию. Но вскоре она развелась с мужем и отчаянно пыталась заработать на жизнь.
В это время Матиссу было уже 63 года. Вскоре художник понял, что белокурая, голубоглазая медсестра вполне может стать моделью для его картин. На этой основе они и объединились. «Все в ее внешности притягивает своей четкостью. Как-то не могу назвать это красотой, но Матисс рисовал ее с восхищением», — писал о Делекторской Даниил Гранин, который хорошо ее знал. Лидия позировала ему очень часто, но при этом успевала вести хозяйство, обеспечивать комфорт и быть его личным секретарем. Из благодарности он дарил ей картины дважды в год, чтобы она могла пережить уход друга.
Анри Матисс. Фото.
Лидия Николаевна была рядом с Матиссом 22 года — до последних дней его жизни. Художник и его модель обращались друг к другу только как «Ду». Матисс называл ее «мадам Лидия». «Когда мне становится скучно, — признался художник, — я пишу портрет мадам Лидии. Я знаю ее как свои пять пальцев».
— …Вам интересно, была ли я женой Матисса? спросила однажды Ольга Николаевна Паустовская: она дружила с автором и переводила его работы на французский язык. В материальном, физическом смысле этого слова — нет, но в духовном смысле — более чем да. Потому что я была «светом его очей» в течение двадцати лет, и это был мой единственный смысл существования.
Все работы Анри Матисса, которые удалось собрать Делекторской, попали в российские музеи. Но когда она попросила разрешения вернуться домой, ей отказали…..
Со своим любимым Ситтермайстером она была исключительно…
После смерти художника 3 ноября 1954 года Лидия Николаевна ушла из дома. Ее не пригласили на похороны Анри. Внук Матисса обидел женщину, назвав ее просто «человеком с зарплатой». Вторую половину своей жизни — 44 года — Делекторская прожила одна.
Он покончил жизнь самоубийством 6 марта 1998 года, оставив предсмертную записку: «Пожалуйста, положите рядом со мной рубашку Анри Матисса». Ему было 87 лет. В соответствии с ее завещанием урна с ее прахом была захоронена на кладбище села Павловск под Санкт-Петербургом.
В 1961 году картина Анри Матисса «Лодка», выставленная в Музее современного искусства в Нью-Йорке, висела вверх ногами в течение 47 дней. Картина была выставлена в галерее 17 октября, и только 3 декабря кто-то заметил ошибку.
Розы от Анны
- Имя: Анна Александровна Ахматова (Горенко).
- Место рождения: Одесса.
- Годы жизни: 1889 — 1966.
- Образование: Высшие курсы по истории и литературе.
- Ассоциированные: Амедео Модильяни.
- Знакомство: 1910 год.
- Живопись: серия картин с обнаженной натурой.
26-летний Амедео Модильяни впервые увидел Анну Ахматову в парижском кафе «Ротонда». Здесь, на Монмартре, изначально не очень успешный итальянский художник и скульптор растрачивает все деньги, которые прислала ему мать. У каждой няни есть в постели Амедео — уверяют, что почувствовать модель можно, только переспав с ней. За плечами Моди, как называли его друзья, были отношения с английской журналисткой и поэтессой Беатрис Хастингс, которые часто заканчивались ссорами. В пылу ссоры он схватил своего любовника за мужское достоинство и угрожал укусить его. Он пережил Амедео и отношения с моделью Симоне Тиро, которые произошли в пьяном угаре, когда женщина родила своему любовнику сына, она его не узнала.
Фото: Getty Images
В этой обстановке дама в красивом платье и большой шляпе с перьями выглядела для Моди как богиня. Анна Ахматова, 20 лет, и ее муж Николай Гумилев прилетели в Париж на медовый месяц. Но свадьба не стала препятствием для ее отношений с художником. Гумилев назвал Амедео «пьяным чудовищем». Через год Ахматова вернулась в Париж.
Они встречались всего несколько раз.
— Однажды, отправившись за Модильяни, она не застала его и решила подождать несколько минут. В руках она держала горсть красных роз. Окно над запертыми воротами студии было открыто. Ни с того ни с сего я начала забрасывать студию цветами», — вспоминает Ахматова. Ее поэма «Сероглазый король», как говорят, посвящена Моди.
Фото.
Художник создал 16 рисунков любимой россиянки в стиле ню. Лишь немногие из них сохранились до наших дней. Анна Андреевна всю жизнь носила один из листов в конверте — по ее словам, это было все ее состояние. «Все божественные элементы Модильяни светились сквозь некую темноту. Он не был похож ни на кого в мире», — написала она.
Обнаженная Ахматова в рисунках Модильяни.
После отъезда из Франции Ахматова долгое время не получала известий от своей далекой подруги. Затем она увидела некролог в журнале, из которого узнала, что Модильяни умер несколько лет назад и что он был великим художником 20-го века.
Амедео Модильяни был беден и страдал от алкоголизма и опиумной зависимости. В возрасте 33 лет он встретил 17-летнюю Жанну Эбутерн, но через два года она умерла. Жанна, которая была на девятом месяце беременности, упала из окна. Художник похоронен в скромной могиле на еврейском участке кладбища Пер-Лашез.