Шальвар-камиз; демократичная одежда мусульман Южной Азии

Очень распространено мнение, что национальной одеждой индийских женщин является сари – платье с раздельным верхом и тканью, которую наматывают вместо юбки и накидывают на плечо. Однако в Индии живет много разных народов со своими особенностями не только в религии и языке, но и в одежде. Одно из таких традиционных одеяний, ставших очень популярным, – шальвар-камиз. Оно особенно популярно у мусульман Индии и Пакистана. Модные бутики, ведущие дизайнеры не устают совершенствовать и демонстрировать публике красоту этого наряда, который сочетает в себе скромность и роскошь, простоту и величие.

Шальвар-камиз – демократичная одежда мусульман Южной Азии

Шальвар-камиз – это традиционная одежда мусульманских и других народов Индийского субконтинента. Она состоит из нескольких частей – широких брюк и длинной туники до колен и ниже, а также дупатты – длинного шарфа на шее, оба конца которого свисают на спине. За многовековое существование шальвар-камиз претерпел многочисленные изменения, и до сих пор остается одним из любимых и модных нарядов в регионе, сообщает Livemint.

Очень распространено мнение, что национальной одеждой индийских женщин является сари – платье с раздельным верхом и тканью, которую наматывают вместо юбки и накидывают на плечо. Однако в Индии живет много разных народов со своими особенностями не только в религии и языке, но и в одежде. Одно из таких традиционных одеяний, ставших очень популярным, – шальвар-камиз. Оно особенно популярно у мусульман Индии и Пакистана. Модные бутики, ведущие дизайнеры не устают совершенствовать и демонстрировать публике красоту этого наряда, который сочетает в себе скромность и роскошь, простоту и величие.

Шальвар-камиз настолько популярен, что его носят женщины всех возрастов. Он различается по ткани, цвету, качеству и крою. Традиционные шальвар-камизы имеют широкие штаны. Молодежь же зачастую предпочитает узкий вариант брюк, порой полностью обтягивающих как лосины. Длина может также варьироваться и быть чуть выше колена или доходить до щиколоток.

Мужчины, одетые в шальвар-камиз, в округе Читрал, Пакистан / Источник: wikipedia.org

Современные девушки нашли альтернативу шальвар-камизам и носят простые туники с джинсами или иными обтягивающими брюками. В них уже не прослеживается традиционный индийский колорит. Очень часто шальварами называют и другую одежду, рассказывает основатель бренда Sustain Анита Лал. По ее словам, стоит зайти в магазин и вам предложат шальвар-камиз, который на деле представляет собой разные элементы западной одежды, которые сочетают друг с другом. Это уже не единый наряд, а комбинация одежды по цвету, фактуре и вкусу человека.

Сегодня шальвар-камиз считается традиционным индийским нарядом. Однако есть мнение, что он не является исконно индуистским, а был привезен в Индию в XIII веке мусульманами. Вначале шальвар-камиз не был популярным, но спустя пять столетий появились изображения индийских женщин в этом наряде, на которых подол туники доходит почти до пят, а под ним можно увидеть широкие расклешенные брюки и длинные рукава.

Картинки по запросу анджелина джоли в пакистане

Анджелина Джоли в шальвар-камизе / Источник: haikudeck.com

Шальвар-камиз стал одеждой, которую носили дамы при дворе Моголов. Он имел несколько уровней и украшался рюшами.

С получением Индией независимости, шальвар-камиз стал ассоциироваться с феминизмом и пан-индийскими идеями. Женщины обратили свое внимание на Запад. Они пытались выглядеть по-европейски, стали учиться и работать, повысилась их занятость в общественных делах. При этом в отличие от сари, шальвар-камиз был более удобной формой одежды. Постепенно он менялся и становился более практичным для городской и активной жизни женщин. Наряды стали более приталенными, туники – короткими, брюки – прилегающими к телу.

Сегодня многие дизайнеры пытаются использовать традиционные мотивы в сочетании с современными тенденциями моды. Шальвар-камиз, несмотря на перемены, до сих пор не потерял своей актуальности и является одним из самых любимых и распространенных нарядов в Индии.

Лаура и Медни Аржиевы (в центре) на показе коллекции «Firdaws» сезона осень-зима 2010/2011.

Мусульманская мода?

По оценкам, объем рынка мусульманской одежды достигает 59 млн фунтов стерлингов по всему миру. Несмотря на спорность понятия «мусульманская мода» эксперты ожидают роста спроса на подобную одежду модных брендов.

2012 год. До смерти надоели дебаты о хиджабе, пишет Guardian. Почему женщины носят их? По принуждению? «Но я уверен, что у них есть прекрасные волосы!». Все эти разговоры не учитывают популярность хиджаба в моде. Считать, что хиджаб носят только как ограничение – смешно. Многие модники покрывают голову шалью от H&M с ярким леопардовым принтом, девушки носят платки, укладывая их слоями.

Бренды, которые избрали своей целевой аудиторией мусульманских женщин, носящих хиджаб, знают, что покупатель может быть очень взыскателен. Вся одежда должна быть рассмотрена. Обязательно надо понимать, как укладывать слои. Требования к одежде заставляют молодых мусульманок одевать на себя леггинсы, потом мини-юбку, а сверху платье. «Молодые мусульмане пытаются купить модную одежду в модных западных магазинах. Но из-за неподходящей длины и декольте они прибегают к ношению слоев из одежды, что очень жарко и неудобно в летнее время. Я создал бренд Barjis – чтобы восполнить этот пробел, создав практичную, высококачественную, скромную и модную дневную и вечернюю одежду для современных женщин. Осеннее-зимняя коллекция содержит, в частности, высокие воротники и платья, предназначенные для ношения поверх брюк», – говорит английский дизайнер Барджис Коган.

Надеясь одеть мусульманских женщин стильно, но с учетом их скромности, например, бренд Barjis старается соответствовать требованиям, но создавать интересную одежду. Минималистский стиль Barjis напоминает одежду бренда Studio компании Zara. В прошлом году макси-юбки и платья вошли в моду во многом благодаря весеннее-летней коллекции 2011 года Джил Сандер. Влияние Сандер до сих пор Highstreet ощущает до сих пор – улицы Англии наводнили макси-юбки. Узкие джинсы перешли в категорию классических, а в последнее время Prada и Chanel (коллекции осень-зима 2012) включают большое количество платьев-туник и длинных пальто, которые носят поверх брюк.

Вообще сам термин «мусульманская одежда» очень спорен. Как указывают дизайнеры Лаура и Медни Аржиевы, создающие одежду под брендом Laura-Medni Arzhieva, «мы разделены на множество наций и религий (христианство, мусульманство, буддизм и т.д.). Но не существует мусульманской и христианской моды. Есть определенный уровень строгости в одежде. В частности, согласно требованиям, предъявляемым правилами строгости к женщинам, принадлежащим мусульманской религии, у них должна быть прикрыта голова головным убором, закрыта ключица, локоть и голень (у некоторых длина юбки достигает щиколотки).

Читать еще:  Как носить поясную сумку и не вызывать дурных ассоциаций

Из коллекции «Firdaws» Лауры и Медни Аржиевых, осень-зима 2010/2011. Фотография Валентины Кузнецовой, ИА «РИА Мода»

Из коллекции «Firdaws» Лауры и Медни Аржиевых сезона осень-зима 2010/2011.

Фотография Валентины Кузнецовой, ИА «РИА Мода»

Впрочем, приверженцы мусульманской религии есть во всем мире, многие идут в ногу со временем, следят за модными тенденциями, хотят подчеркнуть свою индивидуальность, не отказываясь от религиозных канонов, прописанных в Коране, приобретая то, что предлагают мировые бренды. «Dress-code для каждой женщины в этой религии заключается в богобоязненности и скромности. Но скромность истолковывается по-разному. Скромность жительниц Нью-Йорка может быть неприемлема для жительницы Каира. Скромность жительницы Каира может быть неприемлема для жительницы Саудовской Аравии. Скромность жительницы Джидды в Саудовской Аравии может быть неприемлема для женщины из оазиса пустынной части этой страны. Эта разница в восприятии хорошо известна Богу. Он сотворил нас и предоставил право решать, какой должна быть скромность», – рассказывают дизайнеры.

Лаура и Медни Аржиевы на показе коллекции «Firdaws» сезона осень-зима 2010/2011. Фотография Валентины Кузнецовой, ИА «РИА Мода»

Лаура и Медни Аржиевы (в центре) на показе коллекции «Firdaws» сезона осень-зима 2010/2011.

Фотография Валентины Кузнецовой, ИА «РИА Мода»

Надо также понимать, отмечают Лаура и Медни Аржиевы, что у каждой нации есть свои истоки и истории костюма. Этому способствуют климатические условия, национальные традиции, семейные ценности, то есть свой уровень открытости и скромности женщин. Восточные женщины очень любят ювелирные украшения, роскошные наряды, с раннего утра наводят вечерний макияж и предпочитают носить все свои самые лучшие наряды ежедневно. Есть национальные костюмы. Например, в кавказском костюме (чеченском, ингушском, черкесском, осетинском, армянском, азербайджанском и т.д.) подчеркивается талия, надевается многослойная юбка в пол (несет в себе образ Лебедя).

Из коллекции «Firdaws» Лауры и Медни Аржиевых, осень-зима 2010/2011. Фотография Валентины Кузнецовой, ИА «РИА Мода»

Из коллекции «Firdaws» Лауры и Медни Аржиевых сезона осень-зима 2010/2011.

Фотография Валентины Кузнецовой, ИА «РИА Мода»

Источник вдохновения при создании подобных коллекций, предлагаемых мусульманским женщинам, у дизайнеров безграничен, так как существует многовековая историческая культура востока. Восток всегда манил западных путников и притягивал своей несравненной роскошью, магической музыкой и зажигательными танцами. Ткани и драгоценности везли на запад по шелковому пути из стран ближнего востока. Каллиграфия, орнамент, архитектура — это все в последствии повлияло на моду XXI века и дало направление и вдохновение для многих мировых дизайнеров: Chanel (коллекция Bambei и Paris –Vizantia), Dior, Versace, Ungaro, Etro и т.д. Бренд Laura & Medni также является оригинальным «новым» веяньем «Восточного» Кавказа.

Аналитик моды Татьяна Кулахметова более категорична. «Скажу сразу — никакой мусульманской моды не существует. То, что этим термином обычно называют, — адаптация современной одежды к требованиям религиозных канонов, в принципе чуждых моде. Мода — европейское явление, родившееся в недрах европейской цивилизации, боровшееся с христианскими догмами, и, в конце концов, распространившееся на значительную часть остального мира. Следует понимать, что мода – априори светское явление. Более того, та мода, которая сложилась к концу ХХ века, предполагает секуляризацию общества, его демократизацию, свободу циркулирования идей и плюрализм мнений».

Татьяна Кулахметова, аналитик моды. Фотография Валентины Кузнецовой, ИА «РИА Мода»

Татьяна Кулахметова, аналитик моды.

Фотография Валентины Кузнецовой, ИА «РИА Мода»

По словам эксперта, общество, в котором существует мода, должно быть достаточно пластично, чтобы воспринимать и распространять любые идеи. И только благодаря этому его свойству возможно существование того, что подразумевается под термином «исламская мода» — как одной из точек зрения на современную одежду. Между тем современная исламская одежда в некотором смысле предполагает как раз уход от ортодоксальности в религии и адаптацию под современные требования. Ведь традиционно в мусульманском мире место женщины дома. Ей не следует лишний раз выходить на улицу, работать и развлекаться вне дома. Но сегодня даже в странах традиционного ислама это становится все менее возможным. Отсюда потребность соблюсти правила религии и не выпасть за рамки светского общества. То есть мы имеем дело с компромиссом, а это плохая почва для развития либо религии, либо светского костюма, в конечном счете, одно возьмет верх над другим.

С другой стороны, рассказывает Татьяна Кулахметова, все больше женщин, исповедующих ислам, желают подчеркнуть это в своей одежде. Их не устраивает чрезмерная открытость западного общества, его нескромность, акцентирование сексуальной привлекательности, поэтому мусульманки хотят носить вещи закрытые, но не простые, а те, которые делают их привлекательными в глазах мужа, а затем и мусульманской общины. Обычно под этим подразумевается богатство тканей и их отделка традиционными или не очень узорами, определенные цвета. Казалось бы, что мешает мусульманкам выбрать в рамках обычной моды (с ее широчайшим предложением) наиболее закрытые вещи нужных цветов и носить их с платками, которые в изобилии предлагают как светские, так и религиозные промышленные компании? Необходимость акцентировать свою религиозную принадлежность через одежду не имеет ничего общего с модой. Это скорее демонстрация идеологии, желание подчеркнуть свою инаковость, встать в оппозицию к «плохому» светскому окружению. В рамках европейского общества такое поведение граничит с контркультурным, вроде поведения панков или хиппи.

В любом случае, напряженность в вопросах религиозного подхода к одежде свидетельствует о существенных подвижках в этой сфере, о том, что мы находимся в процессе заметных изменений, результат которых пока трудно предугадать.

Тем не менее, влияние мусульманской одежды заметно возрастает на мировых подиумах. «И это явление вполне закономерно, так как мода всегда отражает как настроения, царящие в обществе, так и картину экономического благосостояния той или иной страны, – подводит итог аналитик моды ИА «РИА Мода» Елена Лерман. – На такую одежду есть спрос, а дизайнеры всегда обращаются к своим потенциальным потребителям». Поэтому, например, указывает эксперт, был всплеск «русских» коллекций в начале 2000-х годов, когда богатые россияне массово скупали брендовые вещи в самых дорогих бутиках мира, а в Москве появились магазины и представительства всех мировых лидеров fashion-индустрии. Затем на подиумах появились «китайские» коллекции. И сегодня, в период экономического кризиса, когда только поставщики нефти и газа, особенно из арабских стран, не стеснены в средствах, дизайнеры обратили внимание на «романтику» традиционных мусульманских одежд.

Елена Лерман, аналитик моды, в украшениях марки Гульнары Каримовой. Фотография Натальи Лапиной (Бухониной), ИА «РИА Мода»

Елена Лерман, аналитик моды, в украшениях марки Гульнары Каримовой.

Фотография Натальи Лапиной (Бухониной), ИА «РИА Мода»

Действительно, мода – это еще и бизнес. Вне зависимости от взглядов, на подобную одежду есть несомненный спрос, и модные корпорации не могут его игнорировать. Поэтому рынок так называемой мусульманской одежды если не «взрывной», то достаточно перспективный. Как напоминает директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая, по данным исследований, количество мусульман в мире составляет около 1,6 млрд человек, и к 2030 году их количество по прогнозам вырастет до 2,2 млрд. Таким образом, среднегодовой прирост мусульман составит примерно 2% в долгосрочной перспективе. То есть мы имеем довольно стабильный, растущий рынок со своей спецификой. «Не думаю, что стоит ожидать взрывного роста спроса на модную одежду для мусульман, но спрос на качественные и красивые вещи в этом сегменте, на мой взгляд, будет устойчив», – указывает эксперт.

Мечеть Айя-София. Гравюра из книги Адриана Реланда «Verhandeling van de godsdienst der Mahometaanen». 1719 год Bibliotheek van het Vredespaleis / Wikimedia Commons

2. Кто такой Мухаммед

Пророк Мухаммед на горе Хира. Миниатюра из манускрипта Неби. Около 1595 года Bilkent University / Wikimedia Commons

Читать еще:  Лосины или леггинсы: в чем разница

Мухаммед ключевая фигура в истории ислама, последний пророк, или «пе­чать пророков». При упоминании его имени мусульмане обязательно добавля­ют фразу «Да благословит его Бог и приветствует». Основным источ­ником для реконструкции биографии Мухаммеда служит мусульманское пре­дание — Сунна (в переводе с арабского «пример», «образец»), представляющее собой собрание рассказов — хадисов — о словах и делах пророка. Существует несколько авторитетных собраний хадисов (VIII–XI веков), составители которых тщательно изучали историю устной передачи всех хадисов: цепочка передатчиков (от того или иного сподвижника Мухаммеда и далее) должна была быть непрерывной, а их биография безупречной.

Что же мы знаем о Мухаммеде? Он родился в 570 году в Мекке, городе на запа­де Аравийского полуострова, где находилось главное аравийское святилище — Кааба. Помимо главной местной святыни — черного камня  Согласно мусульманскому преданию, Адам получил этот камень от Бога, покидая рай. Изначально он был белым, но со временем почернел от челове­ческих грехов. (возможно, мете­оритного происхождения), инкрустированного в угол Каабы, — здесь почита­лись боги разных племен: Кааба была межплеменным культовым центром. Мухаммед рано осиротел, и его воспитанием занялся дядя — Абу Талиб. Первой женой Мухаммеда стала богатая вдова Хадиджа. Именно она и двоюродный брат Мухаммеда Али первыми признали его пророком и приняли ислам.

Около 610 года Мухаммед начал свою проповедь, призывая арабов отвергнуть ложных богов и поклоняться единому Богу. Он напоминал, что и к другим народам Бог посылал своих пророков — Авраама, Моисея, Иисуса, — а отверг­нувших их подвергал суровому наказанию. Однако проповедь не пользовалась успехом, и спустя 12 лет пророку вместе с немногочисленными сторонниками пришлось покинуть Мекку. Тогда он поселился в городе Ясриб, где у него уже было больше последователей. Переселение (араб. хиджра) положило начало мусульманскому летоисчислению (так, 2016 год — это 1437–1438 год по хидж­ре), а Ясриб сначала был переименован в Город пророка — Мадинат-ан-Наби, а потом просто в Город — Медина.

В Мекку Мухаммед вернулся через несколько лет в сопровождении многоты­сячного войска предводителем — религиозным и политическим — большой общины. Языческое святилище Кааба, очищенное от идолов, стало главной святыней ислама — и остается ей до сих пор. В 632 году, подчинив почти весь Аравийский полуостров, Мухаммед умер, не успев осуществить планы по даль­нейшему распространению новой религии. Этим занялись его последователи.

Несмотря на то, что современные показы женских нарядов, в которых выходят модели на подиум, и называют хиджабом или исламской одеждой, облачая такой показ одежды термином современной мусульманской моды, к Исламу такая "исламская мода" не имеет никакого отношения, если она не соответствует условиям, требуемых правилами и нормами Шариата.

Мусульманская мода и ее особенности

На современных показах мод периодически стали показываться модели мусульманской одежды, которые продвигаются даже такими известными брендами как Dolce & Gabbana, DKNY, Tommy Hilfiger, Zara и Mango. Причиной по которой дизайнеры обратили внимание на хиджаб является большой спрос и финансовая заинтересованность в реализации моделей на рынках Ближнего Востока. Итальянский дом моды Dolce & Gabbana выпустил целую коллекцию абай — традиционной женской одежды в ОАЭ, так как именно они пользуются спросом у представительниц слабого пола этой богатой арабской страны. Необходимо отметить, что большинство вещей из этих коллекций не являлись строгим соответствием нормам Шариата женской одежды, хотя и имели довольно свободный не обтягивающий фигуру фасон.

Какие бы не выпускались модные тренды женской одежды, для мусульманки остается самым важным критерием выбора — соответствие условиям Ислама, о которых пойдет речь ниже. Довольство Всевышнего Аллаха, богобоязненность, скромность — это самый важный приоритет, которым должна руководствоваться мусульманская девушка при моделировании своей внешности на улице среди людей. Модный образ и тенденции моды не должны сбивать мусульманку от правильного понимания целей в ее жизни, которыми являются спасение своей души в Судный День и вечная райская обитель.

Эталоном моды, стилем и образом жизни мусульманки являются жены Пророка Мухаммада ﷺ и праведные женщины, которые остались в исламской истории как образец добропорядочности, скромности, богобоязненности и благого нрава. Модная и стильная девушка, хотя и может выглядеть женственно, но никогда не станет примером праведной женщины, так как само понятие праведности лишено показухи и стремления угодить людям, выделяясь модной одеждой, обувью, украшениями или какими-либо аксессуарами.

Несмотря на то, что современные показы женских нарядов, в которых выходят модели на подиум, и называют хиджабом или исламской одеждой, облачая такой показ одежды термином современной мусульманской моды, к Исламу такая "исламская мода" не имеет никакого отношения, если она не соответствует условиям, требуемых правилами и нормами Шариата.

В России это была реакция на советский атеизм, потом российские мусульмане, особенно Кавказ, вписывались в общую парадигму мусульманской цивилизации. Я считаю, что это неизбежно и в каком-то плане нормально, только временами это принимает известные радикальные формы.

«Мужчины тоже носили покрывало»

В понедельник во Франции вступил в силу закон, запрещающий носить в публичных местах одежду, закрывающую лицо, в том числе иранскую паранджу, арабский никаб и бурку. Некоторые женщины, не желающие выходить на улицу с открытым лицом, попытались демонстрировать свой протест, явившись в традиционных одеждах на площадь перед собором Парижской Богоматери, но были задержаны полицией, поскольку организаторы не уведомили власти о готовящемся мероприятии. Кроме того, за появление в скрывающей лицо одежде каждой женщине грозит штраф в 150 евро.

Доктор исторических наук, заместитель председателя научного совета Московского Центра Карнеги, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко рассказал газете ВЗГЛЯД, как меняется в последние годы отношение мусульман к хиджабу в разных регионах мира и в российских мусульманских республиках.

ВЗГЛЯД: Алексей Всеволодович, что предписывает Коран женщинам в отношении одежды?

Алексей Малашенко: В Коране есть Сура «Женщина», там говорится о том, что надо носить покрывало – хиджаб. Нет такого, что обязательно нужно закрывать именно лицо. Кстати говоря, мужчины тоже носили покрывало. Это носит рекомендательный характер.

Читать еще:  Как правильно носить свитер

О ношении хиджаба говорится также в 33-й Суре «Ахзаб», там написано: «Покрывайтесь».

Есть несколько десятков терминов по всему мусульманскому и арабскому миру: полное покрывало, неполное покрывало, покрывало на лицо и т. д. Причем они называются по-разному не только в разных государствах, но и в отдельных регионах.

В последнее время платки стали носить больше, лицо стали закрывать больше. На Кавказе и в Центральной Азии все носят платки. Закрытые лица – это в первую очередь Афганистан, Персидский залив, Алжир, Йемен.

Даже в Турции, хотя, казалось бы, совсем светское государство, стали больше носить платки. Иногда там можно увидеть, когда на улице одна женщина идет с закрытым лицом, а другая здесь же идет в мини-юбке.

С чем связано то, что одни женщины носят платки, а другие полностью закрывают лицо? От чего это зависит?

Это зависит от традиции. Она даже не исламская, а скорее этнокультурная. Покрывала существовали и до ислама. Ислам их не придумал, он их санкционировал.

А вообще, по одной из версий, это делалось также, чтобы разграничить христиан и мусульман.

Есть ли какие-то организации или лидеры, настаивающие на том, что все женщины непременно должны закрывать лицо?

Настаивать, чтобы это было по всему мусульманскому миру, нереально. В Афганистане это распространено, когда были талибы и имарат Афганистан, это было фактически на государственном уровне.

Кстати говоря, некоторые медики считают, что, если у женщины закрыто лицо, это вредит ее здоровью, потому что там накапливается пыль. Есть и другое мнение – что закрытие лица ограждает от дурных, например, запахов.

Есть ли более или менее достоверные данные, что сами женщины думают об этом?

Это неизвестно. Нет единого однозначного мнения. Мне лично кажется, что подавляющее большинство женщин отнюдь не в восторге от этого. Когда я работал в Северной Африке и на Ближнем Востоке, мне рассказывали про некоторых женщин, что они в городе ходят как европейские дамы, а приезжая в родную деревню или в деревню к мужу, надевают на себя все это. Я лично видел, как две полностью закрытые дамы заходят в достаточно дорогое кафе или чайную и сбрасывают с себя эти покрывала: в более европеизированном обществе всем на это наплевать. Потом они выходят на улицу и опять на себя это надевают.

В целом в какой степени можно говорить о том, что женщины надевают хиджаб добровольно?

Это дело привычки. Безусловно, в сельской местности это более распространено, к этому приучают с самого начала. В городах меньше, под влиянием телевидения это падает.

Должен отметить, что сейчас распространяется такое явление, как ношение хиджаба из чувства протеста: «Мы исламские женщины, постольку поскольку мы приверженцы ислама, мы и должны так ходить, чтобы подтвердить нашу исламскую идентичность». Это некий исламский афеминизм: «Мы все равно будем ходить так, как положено».

А как обстоят дела в эмигрантской среде?

Там очень сильно все поляризируется. Есть женщины мусульманского происхождения, которые подчеркивают, что они ушли от этой традиции. А для других в последнее время это не только форма самоидентификации, но и форма протеста: «Мы гонимые мусульмане, мы будем показывать, что мы мусульмане».

В Иране, где за внешним видом женщин строго следят, наблюдается несколько иная форма протеста: ношение платка, сдвинутого назад, чтобы голова была открыта, насколько это возможно.

В Иране очень сложное общество. По исламской традиции платок должен полностью закрывать волосы. Чем дальше заходишь в европеизированные кварталы Тегерана, тем меньше закрытость платков.

А в Куме, например, женская либеральность выражается в цвете одежды. Темно-зеленый или бордовый цвет – это уже не черный.

Что наблюдается на этот счет в российских мусульманских республиках?

На Кавказе сейчас все это возрождается. Никаких покрывал там, конечно, никто не носит, потому что это слишком, но в платках ходят почти все. А уж про Чечню я вообще не говорю. Студентки, которые там первые надели платки, даже получили специальное поощрение от Рамзана Кадырова.

В Татарстане женщин, которые носят платки, больше, но все-таки Татарстан – достаточно европеизированная республика. Можно сказать, что в городах это в определенной степени мода, но это больше чем мода.

Где и в какой степени допускается, чтобы мусульманская женщина ходила полностью в европейской одежде?

Все-таки лучше бы ходить. По-разному, на самом деле. Когда я в 1972 году работал в Египте, там, по-моему, вообще никто никаких платков не носил – я имею в виду Каир, конечно. Женщины были одеты, скажем так, более чем откровенно, это было совершенно нормально. А вот уже в 90-е годы я специально провел эксперимент, посчитал на перекрестке – очень скоро число женщин в платках перевалило за сотню. По моим наблюдениям было видно, что 70% женщин ходят в платках.

С чем вы связываете такие перемены?

Прежде всего, это реисламизация мусульманского мира. В какое-то время был очень силен национализм, были даже какие-то либеральные тенденции. Но общая активизация ислама, активизация радикального ислама, противоречия, которые возникли между мусульманским миром и остальным миром, побудили людей искать более яркие формы религиозной самоидентификации. К этому, безусловно, добавляются конфликты и миграции.

В России это была реакция на советский атеизм, потом российские мусульмане, особенно Кавказ, вписывались в общую парадигму мусульманской цивилизации. Я считаю, что это неизбежно и в каком-то плане нормально, только временами это принимает известные радикальные формы.

Все разговоры о том, что религия кончится, несерьезны. Религия остается и политизируется.

Как вы думаете, будет ли такая тенденция продолжаться в обозримом будущем?

Это дойдет до какого-то определенного уровня и может вызвать обратную реакцию, протесты. По информации, которую я получаю из Чечни, далеко не все молодые дамы довольны тем, что от них требуют ношения платка и традиционной мусульманской одежды.

Пока что общая тенденция – люди хотят показывать всем остальным, что они не такие, как все.

Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир или Московского Центра Карнеги.

Оцените статью
Astero Studio
Добавить комментарий