Традиционная женская одежда казанских татар

Традиционная одежда касимовских татар в основе своей содержала типологически идентичные другим группам этноса виды нижней и верхней одежды, обуви. Спецификой отличался главным образом тастарный комплекс головного убора. Так, волосник — неотъемлемая часть тастарного комплекса, у касимовских татарок состоял из двух элементов: отдельно чепца и накосника-чехла — баш кием. В г.Касимове вместо волосника часто надевали и большой трикотажный калфак, наподобие девичьего казанско-татарского.

Традиционная женская одежда казанских татар

В целом женская одежда казанских татар и в середине XIX в. была более консолидирована в единые формы, хотя в ней имелись и заметные локальные особенности. Эти особенности чаще проявлялись у периферийных групп (пермских, чепецких и др.,) за счет иноэтнических влияний и сохранения в их костюме реликтовых форм, которые рано вышли из повседневного быта референтной группы. На периферии дольше функционировали архаические типы домотканой одежды, головных уборов, женских украшений. Так, древняя холщовая одежда — чыба даже в начале XX в. бытовала у казанских татар Сарапульского и Малмыжского уездов Вятской губернии и особенно у пермских. У периферийных групп казанских татар дольше сохранялась домотканая браная одежда, в том числе из красочной узорной ткани, орнаментированной в стиле «бабочка» — кубэлэк, чуплэм [8].

У татар мишарей для лямбирского комплекса была характерна туникообразная рубаха из пестряди в крупную клетку, нижний нагрудник также украшался аппликацией. Женщины поверх рубах часто надевали бустрык — камзол с короткими, до локтя, рукавами. Головной убор включал волосник-чепец с узким накосным чехлом и полотенцеобразный тастар, концы которого украшались «цветной переви-тью», нередко в сочетании с росписью. При повязывании один из наиболее украшенных концов тастара располагали на голове, а другой — на спине. Наиболее специфическим элементом лямбирского костюма являлась женская монетная шапочка на мягкой основе — кашпау, которую надевали поверх тастара. В лобной части шапочка-кашпау украшалась рядами коралловых бус, в височной — ушными подвесками из монет, спереди к кашпау прикреплялось шейное монетное ожерелье тамакча, а сзади — монетная цепочка, которая располагалась на орнаментированных концах тастара [4,5].

Основополагающие элементы женского комплекса одежды куз-нецко-хвалынских мишарей Саратовской губернии близки к уже опи санным. Специфика комплекса заключается в особенностях его декоративно-художественного оформления — применении высокохудожественного шитья золотом [11].

Наибольшей самобытностью отличался женский костюм так называемых цокающих сергачских мишарей, компактно проживавших в Сергачском уезде Нижегородской и Курмышском уезде Симбирской губернии. Туникообразная рубаха молодых женщин — юле кулмэк резко отличалась от рубах других групп мишарей красочной аппликацией — наличием ярких разноцветных матерчатых нашивок на груди, плечах, подоле. У пожилых женщин преобладало рубаха из белого холста с широким воланом на подоле и кумачным нагрудником. Головные уборы сергачских мишарок также весьма оригинальные, сохранились их возрастные особенности. Молодые женщины надевали волосник — башкигец в виде плотно облегающего голову капюшона; распущенная по спине лопасть волосника украшалась яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось специальное покрывало, часто в виде платка, сложенного на угол и завязанного на затылке. Основным элементом головного убора пожилых женщин был белый полотенцеобразный тастар, но в отличие от обычных тастаров с двумя пришивными, орнаментированными вышивкой или художественным тканьем концами он был с одним широким и длинными концом — тастар сапмасы, украшенным тканевой аппликацией [12].

Традиционная одежда касимовских татар в основе своей содержала типологически идентичные другим группам этноса виды нижней и верхней одежды, обуви. Спецификой отличался главным образом тастарный комплекс головного убора. Так, волосник — неотъемлемая часть тастарного комплекса, у касимовских татарок состоял из двух элементов: отдельно чепца и накосника-чехла — баш кием. В г.Касимове вместо волосника часто надевали и большой трикотажный калфак, наподобие девичьего казанско-татарского.

Народный костюм пермских татар нагайбачек по составу основных элементов — головных уборов, верхней и нижней одежды, обуви, украшений соответствует общей структуре костюма крещеных татарок Волго-Уральского региона в целом. Тем не менее о представляет собой оригинальную вариацию с радом специфических особенностей, сложившихся в особых социально-экономических условиях [13].

Фото костюма пермских татар

Рис. 1.5. Фото костюма пермских татар

Заметное влияние на традиционный костюм сибирских татар оказали богатые культурные традиции народов Средней Азии, проводниками которых были «бухарцы». Так, в их костюме наряду с казанско-татарскими широкое распространение получили среднеазиатские ювелирные украшения и аксессуары. Вызывают восхищение кожаные пояса с крупной металлической ювелирной работы пряжкой и накладными бляхами, всевозможные среднеазиатского типа женские ожерелья — амулеты «бозбанд», сканые и чеканные с чернью серьги, браслеты, уникальные шейные украшения [14-15].

Таким образом, в основе женского костюма казанских татар лежат видоизмененные древние тюркские формы. За счет набора предметов костюма и его многочисленных декоративных деталей складывалась достаточно многосложная, тяжеловесная структура, построенная на принципах «нанизывания», умножения деталей и декоративных эффектов [16]. История развития женского татарского костюма представлена в таблице 1.1.

Периоды развития ____________1____________ Вторая половина I тыс. н.э. (одежда древнетюркских каганатов)

Существует другая параллель — это практикующие мусульмане, те, кто принял ислам как норму жизни. Соответственно, носимая ими одежда имеет, скорее, общеисламские (зачастую арабские) корни. Обычно их костюм состоит из нижнего головного убора, рубахи свободного кроя (по колено или чуть ниже), иногда украшенной вышивкой по манжетам рукавов и горлышку, с разрезом посередине и длинными рукавами. Штаны из однотонной темной ткани, чаще всего широкие по крою, иногда чуть укороченные. При этом подобная одежда свойственна лишь небольшому количеству. Основная часть мужчин, посещающих мечеть, ограничиваются тем, что надевают лишь головной убор.

Как сшить татарский костюм. Татарский костюм

Татарский национальный женский костюм. Особенности и разновидности татарского национального костюма

Уйгуры и татары в национальных костюмах.Почтовая марка Казахстана, 2007 г.

Татарский национальный женский костюм. Особенности и разновидности татарского национального костюма 01

Казанские татары в национальных костюмах. 1862 г.

Татарский национальный костюм — традиционная одежда татар. Татарский костюм — собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар . На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам .

В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита . Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет , чекмень и казакин . В качестве верхней одежды часто надевался халат . Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили её, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.

Читать еще:  Как надевать и; носить бандаж для беременных

Среди мужских головных уборов особое место заняла тюбетейка .

Часть национальной интеллигенции в конце XIX — начале XX веков, следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески . Основным головным убором у женщин был калфак . Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы .

Мы принимаем заказы в любое удобное для вас время.

Татарин в национальном костюме

Авторская кукла мужчина в татарской одежде, модель 56. На ваш выбор два цвета камзола — вишневый и черный. Одежда для мужчин практична и незамысловата. Для удобства движений при работе — свободная рубашка. Для комфортной верховой езды — штаны с широким шагом. По праздникам мужчины одевались богато, но не крикливо, соблюдая меру в украшениях.
Костюм исторически достоверен и выполнен по реальным прототипам и образцам мужской праздничной одежды

Разработали и вручную изготовили куклу мужчину в национальном костюме в мастерской «Кукла в подарок», сделано в России, Москва. Реальный внешний вид куколки гарантированно совпадает с представленными фотографиями.

В пару к мужской кукле, идеально подходят по росту женские модели: Кукла в татарском костюме и Татарская кукла. Посмотрите, как выглядят они в паре: Сувенирные куклы и Текстильные куклы

Кукла Татарин в национальном костюме:

абсолютно новая;

ручная работа;

в наличии в Москве.

Голова и руки отлиты из фарфора, лицо расписано вручную акриловыми красками. Одежда сшита из атласа и текстиля. Руки крепятся на проволочном каркасе и немного сгибаются. Волосы нить х/б. Высота куклы 30 см.

Рекомендации по уходу за изделиями;

  • сухая чистка щеточкой с мягким ворсом. Стирать в воде нельзя, кукла расклеится;
  • наши куклу сувенирные, а не игровые. Не давайте играться маленьким детям. Головка и ручки куклы отлиты из фарфора, при падении она может разбиться и ребенок порежется. Родители, будьте осторожны!

Для жителей Москвы:

  • личная встреча в метро в пределах Кольцевой линии. Берете куклу в руки, осматриваете, потом оплачиваете наличными или Сбербанк Онлайн;
  • доставка курьером внутри МКАД до двери. Стоимость услуги 300 р.

​Для иногородних:

  • предоплата 100% на карту СБ с учетом стоимости перевозки. С наложенным платежом не работаем;
  • на ваше усмотрение Почта России или СДЭК. Мы отправляем куклы по всей России и в любую страну мира.

Ваши выгоды от покупки наших кукол:

  • авторская работа. Уникальный подарок, который не продается в магазинах;
  • рукодельное изделие качества люкс. Одна модель – один мастер;
  • минимальная цена изготовителя. Стоимость кукол от автора без торговых наценок;
  • всегда в наличии. Доставка в течение 24 часов, можно даже сегодня;
  • работаем без выходных и праздников.

Купить куклы можно любым способом:

  • оформляйте заказ на этой странице:
  • звоните +7 926 686-85-91;
  • пишите zakaz@kukla-v-podarok.ru

Мы принимаем заказы в любое удобное для вас время.

Получила сегодня заказанные пары кукол — татарин и башкиры. Спасибо за оперативность! (Прошла всего неделя с даты оплаты).

Ребячий восторг! Понравились нарядные этнографические костюмы. Продуман каждый элемент национальной одежды. Работа выполнена качественно, аккуратно, профессионально. Особая благодарность мастеру Ильиной Э.А. Хочется отметить, что куклы были тщательно упакованы, за это не стоит беспокоиться!

1941-1944: в ноябре 1941 в Крымских горах действовало 27 партизанских отрядов общей численностью более 3,4 тыс. человек, среди которых были и татары. На 15 января 1944 в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них русских — 1944, украинцев — 348, татар — 598. В ходе боевых действий против партизан было разрушено ок. 100 татарских сел [20] .

Ссылки

  • Крым и крымские татары — Портал крымских татар на Украине.
  • Милли Фирка — Национальная партия крымских татар — Политическая жизнь крымских татар на Украине.
  • Сайт на татарите в България — Сайт татар в Болгарии.
  • Центр информации и документации крымских татар — Портал по культуре и политическом развитии крымских татар.
  • Этнография народов Крыма: крымские татары — Сайт Таврического национального университета им. Вернадского.
  • Alem-i Medeniye — Сайт о культуре крымских татар на русском языке.
  • American Association of Crimean Turks interactive website — Сайт Американской ассоциации крымских татар.
  • Bizim Qırım Uluslararası Teşkilâtı — Информационный портал неправительственной организации Bizim Qırım крымских татар на английском и украинском и крымско-татарском языках.

Крымская татарка и мурза. Раскрашенная гравюра немецкого рисовальщика Х-Г.-Г. Гейслера (1770—1844), 1799—1801

Увеличить

Крымская татарка и мурза. Раскрашенная гравюра немецкого рисовальщика Х-Г.-Г. Гейслера (1770—1844), 1799—1801

  • Emel Kirim vakfi — Крыско-татарский сайт о Крыме.
  • International Committee for Crimea — Американский портал о политике и культуре крымских татар на английском языке.
  • Türkiye’deki Kırım Tatar Kültür ve Yardımlaşma Derneği — Турецкий сайт крымских татар о своей культуре.
  • Krimtatarenverein Deutschland — Сайт немецкого крымско-татарского общества.
  • Qirim Tatar Cultural Association of Canada — Сайт Ассоциации крымских татар в Канаде.
  • qirimtatar.info — Информативный портал крымских татар (на крымско-татарском языке).
  • Surgun: Deportation of Crimean Tatars (18 May 1944) — Собрание документов о депортации крымских татар в 1944 на английском языке.
  • Tatar.net — Crimean Tatar Internet Resourses — Портал крымских татар (на турецком языке).
  • TATAR.RO — DILDE, FIKIRDE, IŞTE BIRLIK — Сайт крымских татар в Румынии (на румынском языке).
  • Vatan Kirim — Сайт крымско-татарской диаспоры в Турции (на турецком языке).

Материалы электронных изданий

  • Калишевский М. Крымские татары: Прорыв на родину. Часть I , Часть II // Фергана.ру. 21.08.2009.
  • Романько О.В. Крымско-татарский политический коллаборационизм в годы Второй мировой войны // Единое Отечество.
  • Чуев С. Татарский коллаборационизм в Великой Отечественной войны // Обозреватель. № 5-6 (148-149). 2002
  • Янковский Г. Крымские татары и ногайцы в Турции (2007).
  • Abdulganiyev K. Development of the Crimean Tatar National Movement (2002).
  • Adyn Pn. Crimean Tatar Diaspora (23.06.2008)
  • Kirim tatarlari — глава из книги: Paksoy H.B. Turk Tariti, Toplumlarin mayasi, uygarlik. Izmir, 1997 (на турецком языке).

В женский наряд обязательно входил передник. У различных татарских субэтносов его назначение было различным. У татар Окско-Сурского междуречья передник использовался в рабочем костюме, а в районах Северного Приуралья и Предкамья его обязательно надевали во время праздников. Конечно внешний вид таких передников сильно отличался.

В изготовлении наряда использовалась разная ткань, это зависело от его назначения. Одежда для ежедневного использования изготавливалась из хб-полотна или сукна ручного производства. В качестве подкладки брали овчину или обыкновенную вату. Праздничные камзолы и сорочки изготавливались из шёлковой нити, парчи и шерстяного материала. Дополнялись они роскошной вышивкой и тесьмой. Меховые вставки представлены соболем, песцом или лисицей.

Читать еще:  Можно ли носить белую рубашку с джинсами. Мужская джинсовая рубашка: лучшие варианты и образы

Декоративные швы, характерные для татарской ткани:

  • Вразброс — толстые разноцветные нити формируют орнамент из полосок. Используются в изготовлении шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань — волокна накладываются на нити основы, полностью закрывая их. Характерный почерк такого стиля — ступенчатые зазоры.
  • Досочный — нити повторяются на изнаночной и лицевой стороне. Такое шитьё напоминает оригинальную вышивку.

Ключевое место в вышивке играет растительный орнамент. Это собирательный образ, в котором реализуются несуществующие в мире формы, цветы, листья и плоды. В узорах преобладает асимметрия, хотя она не нарушает естественности и равновесия. На характер растительных орнаментов повлияли традиции народов Передней и Малой Азии . Условно эти узоры делят на три категории:

  1. Степной — мак, гвоздика, тюльпаны, незабудки.
  2. Луговой — колокольчики, васильки, ромашки, шиповник.
  3. Садовый — хризантемы, георгины, астры, пионы, розы, нарциссы, ирисы.

Также в нарядах встречаются орнаменты в виде виноградной лозы и колосков, ягод, листьев пальм. Для татарской вышивки характерна полихромность — когда один и то же мотив выполняется разными цветами. Геометрическим узорам отводится второстепенная роль. Прежде всего, это меандры, волны, сердечки. Старинные татарские наряды иногда украшались арабской вязью.

Национальный костюм — это прекрасное наследие, которым гордится татарский народ. Народная одежда представляет не только эстетическую ценность, но и культурную: наряд может многое рассказать об обычаях и истории татар. Хотя он претерпел много изменений, его суть осталась неизменной — изящество, удобство и достоинство.

Традиционные костюмы народов России — это воплощение их индивидуальных особенностей. Каждый регион имеет свои отличия в фасоне, цветовой гамме и аксессуарах. Главными отличительными чертами татарской национальной одежды являются богатые полотна и изысканная фурнитура. Татары уделяют большое внимание своим традиционным нарядам и иногда используют их в современной жизни.

Костюм каждого народа имеет свою историю и формируется на протяжении многих веков. Хоть общие черты татарского костюма и были определены задолго до этого времени, тот наряд, который сегодня считается традиционным, татары сформировали в XVIII веке.

За основу традиционного наряда современные татары взяли наряд поволжских булгар и немного его модернизировали. Большую роль в этом процессе сыграла вера народа. Ислам не только внес свою лепту в формировании цвета и появлении новых штрихов в уже готовый костюм, но и дополнил наряды татар длинным распашным халатом.

В доисламский период, женщины в Волжской Булгарии были, как и мужчины, наездниками. Что отразилось и в их повседневной одежде. Они носили заправленные в штаны брюки и куртки «камзолы». Но, новая роль женщины в обществе отразилась и на их нарядах. «Тюркские» штаны сменились красивыми длинными платьями.

Очень большое значение в татарской культуре имеет традиционный орнамент. До принятия Ислама, татары использовали его узоры в виде стилизованных животных. Новое мировоззрение повлияло не только на культуру татар в целом, но и традиционный орнамент.

Животные все чаще стали заменяться растениями и цветами. Маки и тюльпаны, колокольчики и ромашки, георгины и хризантемы. По виду отображающихся цветов и растений можно понять, в каком регионе жил тот или иной мастер. Каждый мотив, используемый при изготовлении орнамента имеет свою трактовку. Сочетание узоров в таком орнаменте имеет важное значение.

Орнаментом украшали наиболее важные части рубашки. У женщин его можно встретить в районе груди. Считалось, что с помощью орнамента можно увеличить приток молока, и продлить период кормления грудью. Что, в свою очередь, поможет сделать детей крепкими и здоровыми.

Женский народный костюм

Традиционная одежда татарок состоит из рубахи с длинными рукавами с удлиненным низом. Рукава и низ рубахи декорировались красивыми воланами. Обязательным атрибутом женского наряда являются массивные украшения. Их размещали на груди, спине и в виде тяжелых сережек в ушах. Массивные серьги татарки носили, начиная с 3-летнего возраста и заканчивая в глубокой старости.

Поверх рубахи надевался камзол. Он мог быть изготовлен из однотонного или цветного бархата. Зимний вариант такого наряда дополнялся мехом, а летний – золотой тесьмой. Под рубаху обязательно надевались специальные нагрудники, которые закрывали вырез на груди.

Важной частью традиционного наряда женщины является головной убор. До брака девушки носили вязаные шапочки белого цвета. Замужние женщины поверх такого головного убора надевали платки или покрывала. Женщинам после свадьбы разрешали сменить белый калфак на головной убор, напоминающий тюбетейку. Татарские женщины показывали свое мастерство, украшая свой головной убор вышивкой золотыми нитями, бусинами и монетами.

Замужние женщины использовали в своем наряде покрывало. Применение этого аксессуара имеет языческие истоки. Считалось, что если покрыть волосы, то злые духи не смогут причинить вреда. Ислам видоизменил эту традицию, но смысл покрывать голову остался прежним. Женщины после свадьбы подвязывали такими покрывалами головной убор. В XIX веке на его смену пришел специальный головной платок.

Женские шаровары шились из однотонной ткани. И мужчины, и женщины носили чулки. Их вязали из шерстяных ниток или шили из самодельного сукна. Поверх таких чулок надевались кожаные сапоги (на праздники) или лапти (повседневная обувь).

Булгары очень хорошо научились обрабатывать кожу и шерсть. Изготовленные таким образом ткани очень высоко ценились на рынках Европы и Азии. Но, в XIX веке юфь и сафьян «булгарского изготовления» были заменены на фабричный товар. Это сильно отразилось на внешнем виде. Цветовая гамма стала менее яркой. Но, сама верхняя одежда стала более функциональной. Фабричная ткань выдерживала большие нагрузки, но не могла дать того, что давала ткань, произведенная с помощью ручных механизмов.

Татарские мужчины носили одежду, которые мало чем отличались от женского наряда. Да, они не были такими «живописными» и имели меньшую длину. Но, фасон мужской повседневной одежды, практически не отличался от женского наряда. Его основными элементами были широкая рубаха с воротником-стойкой и боковыми клиньями. Ее носили без пояса. В зависимости от времени года она могла быть шерстяной, шелковой или хлопковой.

Читать еще:  Что такое арафатка и как ее носить

Мужские шаровары шились из полосатой ткани. Покрой этой части костюма мало чем отличался от покроя штанов других тюркоязычных народов. Его еще называли «штаны широким шагом». Поверх рубахи надевался камзол. Он имел приталенный силуэт и запахивался на правый бок. Интересно, что вплоть до первой четверти XX века татары не носили нижней одежды. Рубахи и штаны надевались на голое тело.

Главным головным убором каждого мусульманина является тюбетейка. В зимнее время года, поверх нее мужчины надевали меховую или стеганую шапку. Она хорошо защищала от мороза и согревала голову. Такая шапка шилась из каракуля или шерсти куницы, бобра и соболя.

Важным атрибутом традиционной верхней мужской одежды был матерчатый пояс. Его изготавливали из самотканых или сшитых полотен. В музеях этнографии сегодня можно встретить такие пояса с богато украшенными пряжками из серебра. Хоть казанские татары и рано отказались от такого пояса, у сибирских и астраханских татар он был популярен вплоть до XX века.

В качестве обуви татары использовали национальные сапожки – ичиги. Их шили из сафьяна или юфти, дополняли различной вышивкой и подошвой из мягкой кожи. Кожаная обувь была доступна только зажиточным горожанам и представителям духовенства. В непогоду, при выходе из дому на ичиги надевали сапоги, а зимой полуваленки.

Украшения и аксессуары

Украшения — это важная часть татарского наряда. Женщины украшали свои наряды изделиями из серебра, яшмы, бирюзы и даже коралла. Суммарный вес всех украшений мог достигать шести килограмм. Казанские ювелиры даже освоили свою технику изготовления украшений – бугорчатую скань. С ее помощью они создавали кольца, серьги и тяжелые подвески. Которые широко использовались для украшения.

Многие украшения применялись не только для придания одежде художественной ценности, но и в виде оберега. От дурного сглаза защищала бирюза. Любовь и верность супругов можно было достичь, только при носке одинакового количества браслетов на обеих руках.

Самыми популярными украшениями женской национальной одежды татар были воротниковые и поясничные застежки и браслеты. Нагрудная перевязь, украшенная драгоценными камнями и ювелирными изделиями, собиралась с рождения девочки и до ее выхода замуж. В специальные кармашки такой перевязи прятали суры Корана, защищающие ее владелицу.

Мужчины в качестве украшений использовали перстни-печати, подтверждающие их личность.

Особенности свадебного (праздничного) наряда

Праздничная одежда татар отличается от повседневной. И мужской и женский праздничный костюм выглядит богаче и легче. Особенно ярко в этом плане заметны отличия в женской одежде. Он состоял из тонкой рубахи из шелка и расшитого золотом парчового камзола. Широкий подол рубахи украшался снизу яркими шелковыми лентами. И конечно весь наряд дополнялся особыми, «праздничными» украшениями. Вырез рубахи обшивался специальным орнаментом-цепочкой.

Историки, с помощью этнографических исследований, выяснили, что до XIX века мужской татарский национальный костюм состоял преимущественно из белых, красных, золотых, зеленых и черных тканей. Женщины предпочитали материалы розового, голубого и оранжевых расцветок. Но ближе к XX веку «колор» изменился. Чаще стали использоваться ткани фиолетовых, синих, желтых и красных тканей.

Особое место в палитре татарского костюма отведено зеленому цвету. Он считается знаком особого отличия и чтится всеми мусульманскими народами. Этот цвет символизирует райские сады и изобилие.

До появления фабричных тканей, элементы верхней одежды шились из самодельного сукна. Рубашки шили из холста. Их украшали нашивками и различной вышивкой. Самыми популярными тканями, используемыми в костюме, считаются хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые полотна.

Разновидности по регионам

Татары Волго-Уральского региона состоят из двух этносов: мишарей и казанских татар. У них есть отличия в языке и культуре. В их национальных костюмах также есть отличия. Мужской костюм мишарей и казанцев мало отличается. А вот в женском наряде отличия были более существенными. Здесь большое влияние отводилось тканевым аппликациям и всевозможным нашивкам.

Изначально рубахи казанских татарок и мишарок шились из домотканых материалов. Но, затем девушки-мишари стали больше использовать ситец. Этот материал видоизменил форму туники. Она стала более пышной, на плечах появились оборки.

В женский наряд обязательно входил передник. У различных татарских субэтносов его назначение было различным. У татар Окско-Сурского междуречья передник использовался в рабочем костюме, а в районах Северного Приуралья и Предкамья его обязательно надевали во время праздников. Конечно внешний вид таких передников сильно отличался.

Костюм крымских татар

Очень сильно отличается одежда крымских татар от казанских. Они первыми заменили шаровары на широкие юбки, которые подчеркивали фигуру женщины. Особое отношение у крымчан было к различным отверстиям в одежде. Они обрабатывались специальными узорами. Считалось, что они могли даже спасти жизнь своего владельцу.

В наряд крымской татарки входят широки и просторные рубахи, длинные изящные платья и кафтаны, которые традиционно окрашивались в малиновые и розовые цвета. Обязательным являлась носка шапочки из бархата, которые украшались монетками, золотыми и серебряными нитями.

Мужской костюм представителя этого народа представляет набор из рубахи с косым воротом, шаровар и тюбетейки. Поверх рубашки обязательно надевалась короткая безрукавка из бархатной ткани яркой расцветки. Такой наряд больше походил на одежду тюркских племен, тогда как в наряде казанских татар прослеживались европейские тенденции.

Современный татарский костюм

Сегодня в Татарстане редко встретишь человека в народной одежде. В быту используются лишь его отдельные элементы. Мужчины носят традиционные головные уборы, а женщины особым образом подвязывают головной платок.

Традиционные татарские наряды используются только во время народных гуляний и различных праздников. Сегодня татарки носят закрытые платья, которые отличаются наличием воротника стойки и пышными рукавами. А вот головной убор не меняется уже много времени.

Современный мужской народный костюм татар мало изменился. На праздниках можно встретить представителя этого народа в широких штанах, заправленных в сапоги. Рубахи и камзолы не претерпели изменения. Для народных гуляний выбирают одежду ярких расцветок, богато украшенную вышивкой.

Оцените статью
Astero Studio
Добавить комментарий