До какого возраста танцевала майя плисецкая

Как она стала Плисецкой. Было ли предопределено величие балерины?

Народная артистка СССР Майя Плисецкая в балете Александра Глазунова Раймонда.

В день юбилея выдающейся балерины Майи Плисецкой все обсуждают её величие в искусстве танца. Однако, действительно ли было предопределено её будущее величие? В жизни ей пришлось преодолеть множество препятствий и лишений.

В чём провинился отец?

Майя Плисецкая, будущая величайшая прима-балерина, появилась на свет в сердце Москвы 20 ноября 1925 года. С самого раннего возраста она проявляла непокорный характер, и родные говорили о ней: «Натура в деда». Её дедушка, Михаил Борисович Мессерер, был известным зубным врачом в столице, имел вёк от двух браков десять детей.

Её мать, актриса немого кино Рахиль Мессерер-Плисецкая, снялась в шести фильмах, где её имя указывалось как Ра Мессерер. Временами Рахиль брала с собой маленькую Майю на съемки. Однажды, когда её персонаж на экране погибал, маленькая девочка так горько плакала, что чуть не захлебнулась слезами. В тот момент, когда мать устремилась к ней, чтобы успокоить, Майя вскрикнула: «Тебя же убили!» Этот случай стал для неё первым уроком о реалистичности искусства.

Спустя какое-то время отец Михаил Плисецкий занимался внешней торговлей и был консулом СССР в Норвегии. В 1936 году семья вернулась в Москву. Майя успешно училась в Московском хореографическом училище, но в 1937 году произошло трагическое событие: Михаила арестовали как изменника Родины, а беременную Рахиль забрали в тюрьму, затем отправили в Акмолинский лагерь. Это время Майя позже считала самым драматичным в своей жизни, вспоминая: «Когда пришли за отцом, насилие во всех его проявлениях было реальностью, которую прожили мы. Меня охватила паранойя: я была вынуждена наблюдать за тем, как насильственно вводят в дом незнакомцев с ревущими голосами, и как они, осматривая каждый уголок, искали следы преступления». Воспоминания о тех днях остаются живыми в её памяти, а здание, где проходили обыск, хранит следы боли и страха.

Майя Плисецкая на лыжной прогулке. 1962 год.

Чтобы избежать попадания Майи в детский дом для детей «изменников Родины», её взяла к себе тётя, именуемая Суламифь Мессерер, которая была солисткой Большого театра. Её брата Александра забрал к себе дядя Асаф Мессерер. Суламифь и Асаф сделали всё возможное, чтобы облегчить наказание Рахили, в результате чего её вместе с грудным Азаром перевели на поселение в Чимкент, а в апреле 1941 года освободили.

Дату смерти отца — 7 января 1938 года — Майя узнала только в 1989 году, когда увидела справку о реабилитации Михаила Плисецкого, где эта информация была указана.

Галина Уланова: Природа дает мне силы

Педагог-хореограф Галина Уланова и балерина Майя Плисецкая во время репетиции, 1969.

Галина Уланова (1910-1998) была не только выдающейся балериной, но и педагогом, которая преподавала хореографию, среди прочих, и Майе Плисецкой.

Она отличалась закрытостью, и в редких интервью делилась тем, что черпает силы, отдыхая на природе. Ей особенно нравилось кататься на байдарке: «Я могла грести часами. Многие удивлялись, как мне это удается без усталости, да и управлять лодкой мне было легко. Я часто уплывала очень далеко, направляла её в камыши, где ложилась и подолгу смотрела в небо. Природа наполняет меня энергией», — говорила она.

Народная артистка СССР Г. Уланова в роли Джульетты в балете С. Прокофьева

Галина Уланова, народная артистка СССР, запомнилась своим мастерством исполнение роли Джульетты в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в 1952 году.

Читать еще:  В какой последовательности смотреть фильмы и сериалы MARVEL: полная хронология вселенной. Все мстители по порядку

Уланова продолжала показывать своё искусство до 50 лет, а зрители были поражены её грацией. Однако даже после завершения карьеры она постоянно работала с балетными классами, следила за своим образом жизни: отказывалась от жареной пищи и тяжелых блюд.

«Я и сейчас, прежде чем отправиться на занятия в Большой театр, ем только одно яблоко. А когда приезжаю, готовлю себе легкие овощи», — делилась она.

Дома Галина выполняла специальные упражнения со стулом, представляя его балетным станком, и носила обувь на высоких каблуках.

Агриппина Ваганова: Дисциплина и отдых

Ваганова в роли Эсмеральды, 1910.

Агриппина Ваганова (1879-1951) была известной артисткой Мариинского театра и строгим педагогом, в честь которой названа знаменитая балетная академия в Санкт-Петербурге. Она считала дисциплину основой искусства балета. Несмотря на свои природные физические недостатки, Ваганова смогла добиться выдающихся результатов во времена популярности Анны Павловой и Матильды Кшесинской.

Её книга «Основы классического танца», впервые опубликованная в 1934 году, остается одним из самых авторитетных учебников для балетных артистов. «Если мне ставят какую-либо программу, я не стремлюсь лишь выполнить, но и перевыполнить её», — писала она в предисловии. Она подчеркивала, что должна учитывать перегруженность своих учениц и стремиться не отрываться от реальной жизни. Если она замечала усталость, то могла проводить две недели с легкими упражнениями, чтобы сосредоточиться на восстановлении сил.

Педагог считала, что занятия балетом не должны прерываться даже в летний период, поскольку это может негативно отразиться на физической форме: «В теплое время года ученицы не тратят времени на разогрев ног, они уже готовы получать больше пользы», — отмечала она.

Первые выступления

Когда началась эвакуация, Майя вместе с матерью и братьями отправилась в Свердловск, где не было возможности заниматься балетом. Тем не менее, именно там она впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тёти Суламифь Мессерер. Говорят, чтобы достичь впечатляющей лебединой пластичности, она долго наблюдала за движениями этих великолепных птиц, стремясь запомнить их грацию и силу.

В 1942 году, после окончания эвакуации, осиротевшая семья Плисецких вернулась в Москву. А в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Она была принята в кордебалет Большого театра, но это не смущало её — ей удалось продемонстрировать свои способности, исполняя сольные номера на многих концертах, что и помогло москвичам оценить её талант.

Карьера в Большом театре

Вся жизнь Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, как и её личная жизнь: она не могла представить себя вне сцены и искусства. Вскоре ей стали доверять главные роли, и она постепенно продвигалась от одного женского персонажа к другому, захватывая сердца зрителей.

Свою карьеру в Большом театре она начала с исполнения Маши в «Щелкунчике», затем сыграла Мирту в «Жизели», первой феей Осени в «Золушке» и Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» она сначала была феей, но постепенно добилась исполнения роли Авроры. Неизгладимый след в памяти зрителей оставили её Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Со временем Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив на этом посту величественную Галину Уланову.

Среди других не менее значительных ролей, которые сыграла прославленная танцовщица, выделяются:

Легенда о любви;

Ромео и Джульетта;

Бахчисарайский фонтан и многие другие.

Понимая, какой труд требуется от танцовщиц, остро осознавая каждодневные изнуряющие тренировки, становится понятным, что Майя не всегда любила этот процесс. Она сама признавала, что гораздо больше любила сам танец, полагая, что в её постановках она не просто исполняла движения, но и реально переживала жизни своих героинь на сцене. Именно благодаря её таланту и природному артистизму Плисецкая могла долго сохранять форму без физических истощений, танцуя до 65 лет и выходя на сцену в 70.

Читать еще:  Лучшие блендеры 2022. Хороший блендер для дома

Майя Плисецкая прославилась не только как выдающаяся артистка, но и как успешный хореограф-постановщик. Она разработала множество спектаклей для Большого театра и играла в главных ролях в них. К сожалению, в конце 1980-х годов ей пришлось покинуть сцену, что было связано с конфликтом с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму совместно с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Как хореограф и балетмейстер, она сотрудничала с другими ведущими хореографами и режиссёрами, ставя такие известные балеты, как «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Она также работала руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета, сотрудничая с такими звездами, как Рудольф Нуриев, Ролан Пети, Михаил Барышников и Морис Бежар. К числу репертуара Плисецкой по специальному заказу относились спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих из этих постановок музыку написал её супруг, композитор Родион Щедрин.

Как умерла Майя Плисецкая

В последние годы жизни Майя Михайловна не выступала на сцене и посвятила своё время написанию мемуаров. В 2015 году Большой театр готовился к празднованию её девяностолетия. Однако она не дожила до этого значимого момента всего полгода: 2 мая Плисецкая ушла из жизни от инфаркта в Мюнхене. Она оставила завещание, в котором пожелала соединить свой прах с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеять их над Россией.

В 2016 году в сквере на Большой Дмитровке, который теперь носит её имя, был установлен памятник великой балерине.

Майя Плисецкая, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, кавалер трёх орденов Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», заслуженно считается одной из величайших балерин двадцатого века.

Признание и награды

Герой Социалистического Труда (19 ноября 1985 года) — за огромные заслуги в развитии советского хореографического искусства.

Полный кавалер ордена За заслуги перед Отечеством — одна из пяти женщин, наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской, Галиной Волчек и Валентиной Матвиенко.

Орден За заслуги перед Отечеством I степени (20 ноября 2005 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.

Орден За заслуги перед Отечеством II степени (18 ноября 2000 года) — за заслуги в сфере хореографического искусства.

Орден За заслуги перед Отечеством III степени (21 ноября 1995 года) — за заслуги в отечественной культуре и внесение значительного вклада в современное хореографическое искусство.

Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (9 ноября 2010 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.

Медведев Д.А. и Плисецкая М.М.

Три ордена Ленина (27 октября 1967, 25 мая 1976, 19 ноября 1985)

Заслуженная артистка РСФСР (1951).

Народная артистка РСФСР (1956).

Народная артистка СССР (1959).

Ленинская премия (1964).

Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977).

Орден Почётного легиона (Франция).

Кавалерский крест (1986).

Офицерский крест (2012).

Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).

Путин В.В. и Плисецкая М.М.

Большой Командорский крест ордена За заслуги перед Литвой (2003).

Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991).

Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса.

Читать еще:  Год без лета. Годы без лета в россии

Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005).

Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).

Ельцин Б.Н. и Плисецкая М.М.

Золотая медаль За заслуги в культуре Gloria Artis (Польша).

Медаль Про Финляндия (1968).

Медаль За доблестный труд, в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

Золотая медаль За заслуги перед искусством (Испания, 1991).

Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005).

Доктор Сорбонны (1985).

Почётный профессор Московского государственного университета (1993).

3-е место в опросе Человек года в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом Общественное мнение (2000).

Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008).

Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949).

Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962).

Премия Превосходная (1986, мэрия Парижа самой элегантной женщине года).

Премия Виа Кондотти (1989, Италия).

Премия Триумф (2000).

Премия Российский Национальный Олимп (2000).

Премия Национальная гордость России (2003).

Постановки, ученики и партии

Большой театр

21 ноября 1945 года — Золушка (Осень) первая исполнительница партии, музыка Ростислава Захарова;

29 января 1955 года — Шурале (Сюимбике) первая исполнительница партии в Большом театре, музыка Леонида Якобсона (Батыр — Юрий Кондратов);

1960 год — Конёк-Горбунок (Царь-девица) музыка Александра Радунского (Иванушка — Владимир Васильев, Царь — Александр Радунский);

1960 год — Хозяйка медной горы, Каменный цветок Юрия Григоровича (Данила — Николай Фадеечев);

1964 год — Жар-птица (Жар-птица);

30 марта 1965 года — Легенда о любви (Мехменэ Бану) первая исполнительница партии в Большом театре, постановка Юрия Григоровича (Ферхад — Марис Лиепа, Визирь — Александр Лавренюк, Ширин — Наталия Бессмертнова);

20 апреля 1967 год — Кармен-сюита (Кармен) первая исполнительница партии, музыка Альберто Алонсо (Хозе — Николай Фадеечев, Тореро — Сергей Радченко, Рок — Наталия Касаткина);

27 мая 1980 года — Чайка (Чайка, Нина Заречная) (Треплев — Александр Богатырёв) Балет Нанси Федра Сержа Лифаря.

Фильмография

1951 год — Большой концерт;

1953 год — Мастера русского балета, фильм-балет — Зарема, Бахчисарайский фонтан) (Мария — Галина Уланова, хан Гирей — Пётр Гусев);

1957 год — Лебединое озеро, кинофильм-балет;

1959 год — Хованщина, фильм-опера — Персидка;

1961 год — Конёк-Горбунок, фильм-балет — Царь-девица;

1967 год — Анна Каренина, режиссёр Александр Зархи — Бетси Тверская;

1969 год — Чайковский, сценарист и режиссёр Игорь Таланкин — Дезире Арто;

1969 год — Новогоднее похищение, фильм-концерт — балерина;

1974 год — Анна Каренина, фильм-балет — Анна Каренина;

1976 год — Фантазия, режиссёр Анатолий Эфрос — Полозова (Санин — Анатолий Бердышев);

1977 год — Болеро, Айседора (Поэзия танца) (телеэкранизация-балет);

1978 год — Кармен-сюита, фильм-балет, режиссёр Феликс Слидовкер — Кармен;

1987 год — Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая, документальный фильм (50 мин, режиссёр Борис Галантер);

2005 год — Ave Майя, документальный фильм (52 мин, режиссёр Никита Тихонов);

2005 год — Стихия по имени Майя, документальный фильм (два эпизода по 39 мин, режиссёр Никита Тихонов).

Мемуары

Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М.: Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7020-0903-7.

Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-045344-3.

Плисецкая М. Читая жизнь свою…. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-068256-0.

Оцените статью
Astero Studio