Кокошник (архитектура). Что располагалось в полукружиях кокошников.

Последняя российская императрица Александра Федоровна вышла замуж за Николая II в тиаре в форме кокошника. На сохранившихся фотографиях царской семьи головы великих княжон Романовых украшены скромными кокошниками.

Содержание

Кокошник (архитектура)

Пряслице (в архитектуре) — это полукруглое или ореховидное внешнее украшение в виде ложного закомария. Этимологически термин связан с названием традиционной русской женской прически — кокошник.

Кокошник широко использовался в русской сакральной архитектуре XVI и особенно XVII веков. В отличие от закомар, они имеют только декоративное значение (не соответствуют формам куполов). Они встречаются на стенах, на основаниях козырьков и барабанов куполов, в облицовке окон венков, покрывающих купола с уменьшающимися по высоте ступенями (одна над другой или «ведущими»).

Примеры

Малый собор Донского монастыря (Москва) — три яруса больших круглых арок украшают купола.

Арки с дугами в группах по три обеспечивают плавный переход от массивного тетверика к восьмерику, а еще два ряда арок с дугами продолжаются в своде церкви Пророка Ильи в Ярославле.

Церковь Николая Чудотворца в Посаде (Коломна) — Пять уровней сводов полностью закрывают купола снаружи.

Один из сводов Храма Христа Спасителя (Москва), вид с верхней галереи.

Ссылки

  • Архитектурные элементы
  • Архитектура храмов

Фонд Викимедиа. 2010.

Полезное

Смотреть что такое «Кокошник (архитектура)» в других словарях:

Кокошник — (головной убор) старинная женская прическа на Руси. Кокошник (архитектура) в русской архитектуре XVI-XVII веков: полукруглое или остроконечное завершение фасада, купола … Википедия

Кокошник — Декоративное завершение стен, куполов, фланкирующих барабанов церквей в виде профилированных арок, иногда с остроконечным завершением; элемент русской архитектуры Терминологический словарь зданий на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)….

Ступа (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ступа (значение). Запрос «Дагоба» перенаправляется сюда. Файл:Suburban2.jpg Строительство ступы по буддийским правилам … Википедия

Сала (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сала. Сала на железнодорожной станции Хуа Хин, Таиланд Сала (… Википедия

Аркада (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аркада. Аркада королевского замка на Вавеле (Кра … Википедия

Глава (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Глава (концепция). Купол собора аббатства Икалтон в штате Джорджия. Капитал в архи … Википедия

Маркиза (архитектура) — Маркиза в деревянном зодчестве Это статья об архитектурной форме. См. также карниз … Википедия

Небо (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Небо (значение) … Википедия

Парус (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Парус (значение). Парус Купол Парус, маятник (от фр. pendentif) Часть купола, элемент купольной конструкции, в которой переход от прямоугольного основания … Википедия

Лемх (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лемх (сельское хозяйство). Лемех — кровельный материал в виде небольших деревянных досок. В современном храмовом строительстве и в древнерусской архитектуре его использовали для покрытия куполов, бочек, … … … Википедия

В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «летние платья» с императорской талией и филигранными пуговицами спереди. Российские императрицы также одевались подобным образом.

Откуда взялся кокошник

Прежде всего, волосы женщины — это довольно устрашающий образ в славянской мифологии. Например, считалось, что распущенные волосы замужней женщины принесут несчастье ее семье и всей деревне. Поверье, запрещавшее женщине ходить «голой», положило начало всевозможным головным уборам, которые сменяли друг друга в зависимости от динамики торговли и культурного обмена в России. Со временем простые вуали и всевозможные «рогатые» головные уборы (венцы для незамужних женщин, кибалок и сорок для замужних) стали частью ритуальных привычек состоятельных русских женщин.

Происхождение этого этнического головного убора довольно туманно. Впервые его название (производное от слова «кокос» — «петух», от формы кокошник) упоминается только в XVII веке. Тем не менее, историки нашли описания головного убора в виде гребня и пластины в летописях Новгорода в X. Век. В России существует как минимум три версии появления головного убора. Первый и самый популярный — «византийский». С развитием торговли между странами, связанной с крестом и православием, дочери русских князей переняли византийские высокие прически, которые они начали носить еще в эллинистические времена. Однако две другие версии утверждают, что происхождение кокошника — монгольское или мордовское.

Кокошник: История «запретной женственности». Изображение № 2.

Откуда бы ни пришёл кокошник, на Руси он быстро ассимилировался, видоизменился и стал повсеместным явлением

Кокошник: История «запретной женственности». Изображение № 3.

Откуда бы ни пришла эта прическа, в России она была быстро ассимилирована, модифицирована и стала повсеместным явлением. Например, кокошник изначально был праздничным женским головным убором знати, который надевали на свадьбы, а в повседневной жизни он представлял собой его упрощенный вариант. Долгое время крестьянки носили платки и шубы — кокошник был для них неприступным. Однако со временем кокошники или их копии (головные уборы с высоким овалом) стали популярны в деревнях. Вид кокошников, их украшения и вышивка отличались в разных местах: В центральных областях России были кокошники в форме полумесяца (к которому мы все привыкли), на севере — цельного конуса, на юге — обоюдоострого конуса.

Кокошник был популярен повсеместно до европейских реформ Петра I. Император отменил его среди дворян и боярских княжон, и с тех пор кокошник имел лишь чисто церемониальное и символическое назначение, а привычка носить его сохранилась только в деревнях. Однако прическа имела и более современные дополнения: Екатерина II позировала в нем на парадных портретах, чтобы продемонстрировать свою близость к народу, а при Николае I, который ввел придворную женскую форму по образцу русского народного костюма, кокошник стал обязательной частью костюма. Последнее государственное появление кокошника можно отнести к 1903 году: Он предстал перед дамами во время костюмированного бала в честь 290-летия Дома Романовых, на котором высшее общество России предстало в костюмах допетровской Руси. Традиция носить традиционные костюмы даже по особым случаям широко распространена в семье Романовых.

Кокошник: История «запретной женственности». Изображение № 4.

Мистическое и социальное значение

Кокошник связан со многими ритуалами и, как принято в русской традиции, с мистическими суевериями. Кокошники для девушек и женщин отличались по конструкции: незамужняя девушка могла носить только гребень, не закрывая пробор и косу (для привлечения мужчин, конечно), а замужняя женщина была обязана носить кокошник с покрывалом — следы все той же дохристианской демонизации.

Еще одним обрядом, связанным с кокошником, был «обряд прощания с девственной красотой» после свадьбы: косы девушки заплетали в две косички, а голову покрывали кокошником с корсетом, свисающим до плеч, или платком, завязанным под подбородком. Таким образом, кокошник стал своеобразным индикатором социального статуса женщины.

Кокошник: История «запретной женственности». Изображение № 5.

Женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали

Кокошник: История «запретной женственности». Изображение № 6.

Кокошник надевали в праздничные дни, а в обычные дни носили повойник или похожие на него короны. На свадьбах, даже в сельской местности, семья невесты старалась купить ей головной убор из жемчуга, так как более дешевые варианты считались позором и дурным предзнаменованием. Если денег не было, у богатых соседей одалживали головной убор из бисера, который женщина носила до рождения первенца, а в продвинутых провинциях — до трех дней после свадьбы. Кокошник оставался в семье на протяжении многих поколений: он передавался от матери к жене сына или от старшей дочери к старшей дочери и был важной частью приданого. Уже после революции эмигрантки, многие из которых основали дома моды в Париже, привнесли элементы славянской моды в европейскую жизнь. Например, свадебный венок, напоминающий традиционный русский кокошник в форме полумесяца, стал популярен в 1920-х годах.

Читать еще:  Брат и сестра: как провести время вместе. Чем можно заняться с сестрой.

Кокошник: История «запретной женственности». Изображение № 7.

Значение вышивки

Головной убор обычно изготавливался кокошниками в городах или больших селах. Головные уборы продавались на ярмарках, а иногда изготавливались на заказ. Их делали из дорогой ткани, вышивали золотыми и серебряными нитями, бисером и разноцветными камнями на металлической раме, а затем рисовали на бересте. Кокошники были украшены жемчужными подвесками, спускавшимися спереди — они назывались подницами; в XVIII веке их могли позволить себе только очень богатые семьи. Каждая нить и узор имели свою причину: традиционно центр был символом плодородия, а по бокам изображались фигурки лебедей, символизирующие верность жене и семье.

Задняя часть была украшена деревом («древом жизни»), каждая ветвь которого представляла новое поколение, и на ветвях которого были размещены все виды флоры и фауны. Кокошник из Каргополя (Архангельская область) был расшит золотыми звездами, солнце обычно располагалось на «лицевой стороне», а небесные светила — по бокам. Тайные знаки также служили талисманами; женственность, с одной стороны, боялись русские, а с другой — сакрализировали.

Оно известно со времен Древней Руси (по крайней мере, с семнадцатого века, когда впервые было зафиксировано употребление этого слова). Однако точное время его возникновения неизвестно.

Что внутри храма

Внутри собор в основном полностью расписан фресками. Размещение отдельных сцен и изображений определяет канон. Если вы посмотрите на религиозные сцены на стенах, то легко увидите, что на центральном куполе изображен Иисус Христос. Рядом с ним на барабане (который представляет собой цилиндр, на котором построен купол) находятся пророки и апостолы. На парусах (сводах, на которых стоит барабан) изображены четыре евангелиста, авторы канонических Евангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Это связано с тем, что верхняя часть храма символизирует Царство Божье и небесный мир.

Нижняя часть храма — земная; в ней рассказываются истории из жизни Христа, о мучениках, святых и священниках. На западной стене, дальше от алтаря, у входа в церковь, изображены сцены Страшного суда. Они призваны напугать верующих и побудить их пойти по пути к святилищу, а точнее к иконостасу, который его перекрывает. Арка или часть алтаря представляет Деву Марию и апостолов, которые должны невидимо участвовать в Таинстве Святого Причастия.

Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге

Как читать иконостас

Иконостас — это многоярусная преграда из образов, отделяющая алтарь от остальной части церкви и символизирующая границу между земным и небесным миром. Когда мы сегодня находимся в церкви, то обычно видим пятиэтажный, иногда семиэтажный иконостас, тогда как в прошлом это была небольшая мраморная преграда. Их постепенное распространение стало исключительно российским явлением. В то же время каждый ряд имеет свое символическое значение.

В центре находятся Королевские ворота. На ней изображена сцена Благовещения, в которой архангел Гавриил сообщает Марии благую весть о скором рождении Христа, и образы четырех евангелистов. Врата символизируют вход в Царство Божье, ставший возможным благодаря евангелизации и пониманию Евангелия, написанного евангелистами.

Затем следуют ряды или ярусы иконостаса.

  • Местный — это первый ряд. Вот изображения по обе стороны от Королевских ворот. С правой стороны обычно располагается изображение Спасителя, а за ним — храмовый образ, то есть изображение святого или события, в честь которого назван храм. На левой стороне — изображение Богоматери с Младенцем, архангелов Михаила и Гавриила. Местный ряд указывает на прямой контакт с поклоняющимся, поскольку находится на уровне глаз, поэтому там также изображаются местночтимые святые.
  • Деисус (от греческого δέησις «молитва») образует второй ряд. В центре — Спаситель в силах, то есть Иисус Христос. Слева от него: Богородица, Архангел Михаил, апостол Петр, святой Иоанн Златоуст, святой Георгий Победоносец. Правильно: Иоанн Креститель, Архангел Гавриил, Апостол Павел, Василий Великий, Димитрий Солунский. В центре находятся главные фигуры: Христос и Богородица, а также Иоанн Креститель, к которому обращаются с двух сторон. Далее вниз отражаются Христос, архангелы, апостолы, святые, мученики и преподобные. Серия Deesis символизирует заступничество Божьей Матери и святых за человечество.
  • Серия «Пир» — третья. Он был добавлен к иконостасу в XIV веке и состоит из сюжетов, посвященных двенадцати великим праздникам, 12 самым важным праздникам после Пасхи. Это Рождество Богородицы, Вход Христа во храм, Благовещение, Вознесение, Рождение Христа, Вход (приход Христа в храм) и Богоявление, Преображение (явление Божественной сущности Христа трем ученикам), Вход Христа в Иерусалим, Вознесение, Праздник Святой Троицы и Праздник Воздвижения Креста Господня (праздник обретения креста, на котором был распят Христос). Эта последовательность символизирует историю Нового Завета, который пришел на смену Ветхому Завету.
  • Пророческая серия является четвертой. Он состоит из изображений ветхозаветных пророков, расположенных слева и справа от центрального изображения Мадонны Знамения (Богоматери с поднятыми руками в образе молящейся заступницы).
  • Пратоник — пятый ряд. Он был создан в шестнадцатом веке и изображает предков из Библии: Адам и Ева, Авель, Ной, Моисей и другие. В середине этой серии находится изображение Святой Троицы.
  • Последние символизируют ветхозаветную Церковь, находящуюся под защитой единого Бога Троицы.

Какие бывают храмы

Внешний вид церкви может выглядеть по-разному. Невозможно перечислить все типы церквей, построенных русскими архитекторами, потому что их очень много, поэтому мы ограничимся самыми известными типами.

Новгородская школа, XIII–XVI века

Церкви Великого Новгорода уникальны. Во-первых, они одни из самых древних, потому что пережили татаро-монгольское иго (монгольское войско так и не дошло до Новгорода), а во-вторых, здесь долгие годы сохранялись местные традиции без влияния Москвы.

Особенности храма в Новгороде:

  • Стены сделаны из камней разных размеров и даже разных рас. Отличным примером является церковь Петра и Павла в Кожевниках,
  • Церковь всегда небольшая, квадратная в плане, с трехкрылым завершением, то есть стены церкви снаружи выглядят как трехкрылое сооружение. Примером тому может служить церковь Федора Стратилата,
  • множество декоративных элементов на фасаде: кресты, панели, арки, полосы. Одним из примеров в этом смысле является Преображенская церковь на улице Ильина. В этой церкви до сих пор можно увидеть фрески знаменитого агиографа Феофана Грека.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Великом Новгороде

Церковь Федора Стратилата

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Великом Новгороде

Церковь Федора Стратилата

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Новгород долгое время отстаивал свою независимость, пока Москва не завоевала его силой оружия в конце XV века. С этого времени началась интенсивная перестройка города с типично московской кладкой, и с XVII века новгородская архитектура уже не отличалась от архитектуры других регионов России.

Значит ли это, что методы новгородской школы больше нигде не применялись? Не совсем. В начале 20 века, когда в моду вошел неорусский стиль архитектуры, архитектор Алексей Щусев построил в Москве Покровский собор, который стал центром Марфо-Мариинской лавры. Многие элементы этой церкви были заимствованы из новгородских и псковских церквей XII-XIV веков, например, прекрасный декор на фасаде, созданный скульптором Сергеем Коненковым.

Покровский собор, Марфо-Мариинская обитель

Этот головной убор напоминает мужскую шляпу, которая немного короче в верхней части и не имеет ободка, оставляя макушку головы открытой. Диадема высотой в несколько сантиметров, украшенная драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, не закрывая его.

Происхождение слова кокошник

Своим названием эта шапка обязана тому, что ее форма напоминает куриный гребень. Слово происходит от «петух» — так Роос называл курицу, петуха и петуха.

С.И. Ожегов в своем толковом словаре описывает значение этого слова следующим образом: «Раньше, особенно на севере России, праздничный женский костюм. Передняя часть нестриженая и высокая, а задняя часть завязывается лентами.

Есть ли в современной России праздник День кокошника

К сожалению, в России до сих пор нет такого праздника, как День кокошника. Но почти на каждом празднике присутствуют танцевальные и певческие коллективы в народных костюмах, и часто головы танцоров украшены кокошником. А еще кокошник — незаменимая часть костюма Белоснежки.

Читать еще:  15 кондитерских с самыми вкусными пирожными и сладостями. Десерты в ресторанах москвы.

Он также активно используется в домах моды. Она входит в коллекции лучших модельеров. Это французский дом моды «Огюст Боназ», всемирно известный Карл Лагерфельд и многие другие всемирно известные личности.

Соответствующую шапочку можно увидеть на головах героинь легендарных фильмов, особенно на голове королевы Амидалы (из серии «Звездные войны»). Этот элемент русского народного костюма стал очень популярен на Западе в 1930-х годах. Даже европейские королевы носили ее в качестве свадебной прически, а совсем недавно Меган Маркл, будущая жена принца Гарри, носила ее на своей свадьбе.

Бразильская певица Наталия Орейро также любит кокошник — символ России, которую она обожает.

Кокошник на Руси

Не стоит думать, что русские женщины и русские всегда были кокетливы. Эту праздничную прическу носят несколько раз в год. Кокошник украшал голову невесты во время свадебной церемонии, затем она прятала его в сундук, где ждала следующего праздника, и передавала дочерям по наследству.

Кто носил кокошник? Крестьянки, а также женщины среднего класса и аристократки. Прически разных сословий отличались только формой и материалом. Буржуа обычно носили головной убор, расшитый бисером, а аристократы — головной убор, расшитый золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

Когда к власти в России пришел Петр I, кокошник, как и другие виды народного костюма, стал украшением глаз. Жены и дочери бояр не имели права носить его, за исключением крестьянок, женщин из купеческих семей и мещан, а также жен священнослужителей.

Но потом история кокошника продолжилась. Царица Екатерина II чтила обычаи своих подданных и вернула моду на кокошник. Она стала носить русскую прическу, и постепенно кокошник стали носить и придворные дамы. Позже царь Николай I в преддверии Февральской революции 1917 года издал указ о том, что кокошник является необходимой женской одеждой.

Последняя российская императрица Александра Федоровна вышла замуж за Николая II в тиаре в форме кокошника. На сохранившихся фотографиях царской семьи головы великих княжон Романовых украшены скромными кокошниками.

Старинная прическа стоила очень дорого, до 300 рублей, что в 30 раз превышало цену дойной коровы.

К сожалению, в России до сих пор нет такого праздника, как День кокошника. Но почти на каждом празднике присутствуют танцевальные и певческие коллективы в народных костюмах, и часто головы танцоров украшены кокошником. А еще кокошник — незаменимая часть костюма Белоснежки.

Самшура, моршень и шишак

Наиболее распространенный вариант кокошника в России в XVIII и XIX веках часто назывался «шамшура» (от старославянского «шамшит» — «жать, сокрушать», а также «молчать») и носили его в основном женщины Вологодской и Архангельской губерний. Оттуда мода была перенесена в центральную Россию.

Основой самшура была «мятая», собранная воедино шапка. По праздникам ее делали выше и покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапки надевали шарф.

Княгиня Орлова-Давыдова

Княгиня Орлова-Давыдова. 1903.

Интересная вариация кокошника была модной среди псковских женщин — так называемый шишак, традиционная свадебная прическа. Шишки, украшавшие его, символизировали плодородие, и считалось, что число на шишке указывает на количество детей, которых родит женщина. «Детки» на лицевой стороне были вышиты на шишках и украшены бисером. Внизу также была тонкая сетка из бисера — «андернет». На свадьбе чишак покрывали белой, расшитой золотом тканью, которая передавалась из поколения в поколение как семейная реликвия. Такой кокошник можно было продать за немалую сумму, иногда до семи тысяч рублей серебром.

Одним из самых необычных сортов кокошника является кабочок, распространенный в Тверской губернии. Это был единственный праздничный наряд, поэтому его обязательно расшивали драгоценными камнями и золотой нитью, делали из шелка и бархата. Цилиндрический «каблук» был установлен на широком подоле, расшитом жемчугом. Художники часто писали портреты русских женщин на таком кокошнике.

Кокошники вышли из моды только к концу XIX века. Постепенно их заменили шали и шарфы.

Основой самшура была «мятая», собранная воедино шапка. По праздникам ее делали выше и покрывали лентой, расшитой камнями, а в обычные дни поверх шапки надевали шарф.

Спасители Земли русской

Войска талантливого полководца М.В. Скопина-Шуйского и Ф.И. Шереметева помогли решить осаду Троице-Сергиевой лавры, длившуюся почти полтора года (1608-1610). Русские не могли оставить самое важное святое место страны на осквернение глумливым неверным. Тридцати тысячам поляков противостояли всего две с половиной тысячи защитников православия и русской независимости. По преданию, сам Север Сергий и игумен Никон, последовавший за ним после его смерти, предстали перед осаждающими и окропили стены крепости святой водой. После этого донские казаки покинули лагерь Сапеги и Лисовского. И вот тут-то и пришла помощь.

Попытки захватить монастырь в 1618 году отрядами Лысовского и Владислава, отошедшими от Москвы, были отбиты. Гордые вельможи осознали тщетность своих попыток захватить русский престол и согласились подписать Деулинское перемирие. Только в 1634 году они заключили мир с Владиславом, который к тому времени уже был королем Польши. А через три года в Троице-Сергиевой лавре возвели прислоненную церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — строгую белую колонну, возвышающуюся над одной из крепостных стен.

Он был построен в 1635-37 годах стараниями монаха Александра Булатникова (ранее монаха Соловецкого монастыря) вместе с прилегающими приходами. Уникальный свод церкви возвышается над велосипедом, с замысловатым узором из арок и колонн вокруг узких окон. Восьмиугольная, как и скиния, украшенная фресками, изображающими батальные сцены, крыша послеапостольского храма возвышается. Церковь посвящена героической обороне монастыря. У подножия двускатной крыши находится полоса треугольных арок, фасады разделены по горизонтали и вертикали, а в нижней части имеются мансардные окна. Палаты собора и палаты наместника Лавры находятся во встроенных помещениях, а церковь Зосимы и Савватия служит храмом его дома.

Мало кто знает, что в словах Кузьмы Минина «Ничего не берегите, продавайте свои хозяйства, закладывайте жен и детей…» был непосредственный смысл. Жители старого торгового города на Волге не спешили тратить свои деньги. Поэтому Минин и его избранники ходили по домам богатых горожан и брали с собой их семьи, чтобы вести с ними переговоры. Деньги были немедленно собраны, и страна была спасена. После освобождения Москвы Кузьма Минин прожил недолго. Он умер в 1616 году и был похоронен на погосте приходской церкви. В 1631 году на месте Нижегородского кремля был построен Архангельский собор.

Он был построен как деревянная церковь князем Юрием Всеволодовичем при основании города в 1221 году, а затем как каменная церковь по образцу суздальских церквей. В течение четырех столетий он пришел в упадок. В 1628-31 годах собор был перестроен мастерами Лаврентием Семеновым и Антипом Константиновым по приказу царя Михаила Романова и в память о спасении Отечества. Вокруг здания нет галерей. Собор представляет собой трехнефную церковь с тремя пристройками, над южной из которых возвышается небольшая колокольня. Украшений немного: карниз четверика имеет ряд орнаментов, состоящих из чередующихся квадратных углублений — спинок. Над карнизом расположены три полукруглых перспективных четверика. В основании двускатной крыши находится ряд арок, опирающихся на карниз и облицованных еще одним очень распространенным простым каменным узором — выступами саккато.

Расцвет шатрового зодчества

Троицкая церковь в селе Голенищево, летней резиденции московских митрополитов, начиная с Киприана, современника Дмитрия Донского, была построена по проекту Антипы Константинова архитектором Ларионом Ушаковым. Церковь имеет один неф, но помимо главного нефа есть боковые нефы с двускатной крышей и отдельными арками. Каменный помост церкви, построенный в 1644-1645 годах, позже был покрыт железом. Двускатная крыша была снята во время реставрации в 1970 году и вновь установлена в 1990-х годах, но в целом эта историческая особенность не меняет облик старого здания. Скамья и колокольня были построены в 1660 году и реконструированы двести лет спустя, сохранив этот облик.

Читать еще:  Я справлюсь: истории сильных женщин. Сильные женщины в истории.

Глядя на покатые боковые приделы (которые, кстати, совсем не декоративны) и колокольню, окружающую основной объем, невольно воспринимаешь эту церковь как звено перехода к двух- и трехнефным храмам России, которым, как оказалось, не было уделено столько времени. Конечно, ни покровители, ни исполнители, как мы бы сказали сегодня, не были особенно заинтересованы в копировании более ранних, хотя и замечательных, образцов. И если в монастырях требования к зодчим в основе своей должны были соответствовать установленным правилам и принятой символике, то вельможи из высших семей, богатые купцы, не говоря уже о правителях, хотели видеть «свой» храм не похожим на другие.

Здесь не так много храмов для двух палаток. Первая достопримечательность — Святые ворота Фераподова монастыря (1649) с двумя небольшими церквями над ними — Богоявленской и Фераподовой. Здесь молился опальный патриарх Никон, а маленькая келья, где он жил, находится рядом с воротами. По жестокой иронии судьбы царский духовник Алексей Михайлович был сослан в монастырь, который является единственным комплексом зданий домонастырской церковной архитектуры. Патриарх преклонял колени перед иконами в двускатной церкви, и каждый день он проходил мимо другой двускатной церкви, полнобокой церкви Святого Мартиниана (1641) — и именно он изгнал фронтоны…

Ферапонтов Белозерский монастырь знаменит своими фресками Дионисия, которые долго рассматривают туристы, приплывающие сюда по воде и сначала посещающие Кирилло-Белозерский монастырь. В отличие от этого монастыря, который выдержал осаду польско-литовских войск, Ферапонтов монастырь в Белозерье был разграблен и в конце XVIII века разрушен. В начале XX века ему посчастливилось получить вторую жизнь — началась реставрация. Затем он был снова разрушен, восстановлен для домашнего использования, снова восстановлен и, наконец, передан церкви.

Святая дверь сохранилась в своем первоначальном виде. Идя по улице, вы видите две палатки, стоящие бок о бок, как будто у входа их встречают основатели двух соседних известных русских монастырей — Кирилловского и Ферапонтова.

Из суровой природы севера мы возвращаемся в праздничный Суздаль, словно созданный для туристов. Двухбашенные Святые ворота Ризоположенского монастыря были построены в 1688 году тремя местными мастерами — И. Маминым, А. Шмаковым и И. Грязновым. Белый и красный цвета придают конструкции изысканность. Арки ворот, как и в Фераподовом монастыре, разного размера, а само сооружение богато украшено каменными узорами и разноцветными изразцами.

Три шатра — кто больше?

Историки считают, что в прошлом существовало много церквей с тройными башнями, но некоторые из них были разрушены, а другие перестроены, в том числе и из-за никоновского запрета. Наиболее известны три церкви, сохранившие свои трехъярусные шпили: в Угличе, Вязьме и Москве. Также называют церковь иконы Владимирской Богоматери на Божедомке в Ярославле (1678) и колокольню Александро-Свирского монастыря, построенную в 1646 году в северном скиту.

Алексеевская обитель в Угличе была основана при поддержке митрополита Алексия и князя Дмитрия Донского еще в 1371 году на месте языческого святилища. В 1609 году всего шесть десятков монахов и 500 жителей Углича приняли участие в неравном бою с войсками Яна Сапеги в пределах деревянных городских стен. Непокорный монастырь был сожжен поляками вместе с его защитниками…..

В память о ней в 1628 году в восстановленном монастыре была построена трехэтажная церковь Успения Богородицы, прозванная «Тея» за свою захватывающую дух красоту. Основания восьмиугольников украшены рядами тростниковых арок, расположенных на разных уровнях. Еще один ряд окружает центральный восьмиугольник, слегка смещенный к западу, в котором к небу возвышается скиния. Однокомнатная столовая примыкает к храму, который стоит на высоком цоколе. Три арки содержат полосу арочных колонн. В церкви находится одна из самых почитаемых икон Углича — «Страж ворот» или «Неугасимая свеча». Во время никоновских преобразований церковь «Дивная» с монастырем должны были снести — но народ потребовал, чтобы сначала построили новую церковь. Строительство было намеренно отложено, и Успенская церковь сохранилась до наших дней. Тем не менее, у российских долгостроев есть некоторые преимущества.

Три палатки Одигитриевской церкви Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме выстроились в ряд. Пирамида из трех арочных полос служит основанием для восьмиугольных световых барабанов, которые почти посередине разделены декоративно узорчатыми фризами. Барабаны венчающих арок украшены фресками, в каменном убранстве храма щедро использованы многие элементы резного декора — стандартные колонны и фронтоны над ушками окон, аркатуры, небольшие города, фасад с нишами-ловушками….. К церкви примыкают боковые часовни, посвященные Иоанну Крестителю и Симеону, приемнику Божьему. Их головы на тонких барабанах поднимаются из таких же пирамид-коконов, а храм, связанный с ними, имеет пять арок.

Год, в который был построен храм, точно не определен. Говорят, что это были 1634, 1638 и даже 1673 годы, когда уже зарождался новый стиль русского декора. В 1812 году в Вязьме шли ожесточенные бои с отступающими, но наступающими французами, от которых пострадала церковь. Возможно, что некоторые элементы каменного декора были добавлены к архитектуре во время реконструкции. Церковь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается архитектурной жемчужиной Смоленска и всей России.

«Путинкой» — с ударением на второй слог — москвичи называли место, где находился двор переселенцев — здесь сходились дороги на Тверь и Димитров. Когда в 1649 году пожар уничтожил деревянную церковь Рождества Богородицы, царь Алексей Михайлович приказал построить на ее месте новую каменную церковь. Таким образом, в центре столицы появилась одна из самых красивых церквей России.

Не стоит думать, что русские женщины и русские всегда были кокетливы. Эту праздничную прическу носят несколько раз в год. Кокошник украшал голову невесты во время свадебной церемонии, затем она прятала его в сундук, где ждала следующего праздника, и передавала дочерям по наследству.

Жемчужным кокошничком, золотым позатыльничком

Жемчужный головной убор надевали невесте после свадьбы, она носила его до рождения первого ребенка, а после — только на торжества и по особым случаям.

Бедные семьи должны были заказать жемчужный головной убор, но носить его, скажем, в день свадьбы считалось позорным, и им приходилось одалживать «жемчужину» у соседей на время торжества.

В прошлом девы молились о свадьбе в день заступничества со словами: «Заступничество пресвятой девы, прошу покрыть мою богатую голову жемчужным кокошником, золотой лентой!».

В некоторых регионах кокошник носили жених и невеста всего три дня после свадьбы — это было характерно для регионов, где кокошник уже исчез и был заменен простыми платками или шапками.

Взгляд иностранца

Де Кюстин в 1839 году удивлялся: «Костюм русских придворных дам одновременно импозантен и старомоден. На голове у них украшение из дорогой ткани.

Этот головной убор напоминает мужскую шляпу, которая немного короче в верхней части и не имеет ободка, оставляя макушку головы открытой. Диадема высотой в несколько сантиметров, украшенная драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, не закрывая его.

Это древняя прическа, которая придает благородство и оригинальность внешнему виду женщины, прекрасно сочетается с красивыми лицами и делает некрасивые лица еще более некрасивыми. К сожалению, последние очень распространены в российском правосудии».

Авторские права

Связанные статьи

«Сорока», Олонецкая губ.Ошевенский погост, 1880г., ГИМ

Сарафан косоклинный, Тверская губ., конец XIXв., ГИМ

Портрет торопчанки с цветком

Узор на синем

Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские художественные промыслы» — это интернет-магазин индивидуальных и редких предметов, подарков и сувениров русского народного искусства. Мы предлагаем традиционное русское народное искусство и ремесла, выполненные лучшими художниками и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных произведений и уникальность каждого из них.

Оцените статью
Astero Studio