Николай Лебедев. Лебедев николай актер википедия.

«Когда я прощался, друг подарил мне амулет с изображением Николая Чудотворца и сказал, что он покровитель армии и освободит меня из плена. Но моя мама сказала: «Зачем тебе это нужно? Нелепо чего-то бояться, когда советская армия — самая сильная в мире». А амулет я оставил дома, потому что был уверен, что войны не будет».

Николай Лебедев

Николай Лебедев — человек героической судьбы и необычайно богатой биографии. Он был молодым человеком во время Великой Отечественной войны, большую часть которой провел в концентрационных лагерях. После заключения мира он посвятил свою жизнь искусству, сыграв более 60 ролей на сцене родного театра имени Моссовета, а также множество запоминающихся ролей на экране.

Николай Сергеевич Лебедев начал жизнь в Москве 15 декабря 1921 года. Будущий народный артист России соприкоснулся с закулисной атмосферой еще в детстве, в честь своих родителей. Мать Ксения Петровна работала кассиром в Театре Моссовета, а отец еще до революции продавал билеты на спектакли в театре «Эрмитаж» и был знаком с Александром Остушевым и другими театральными деятелями.

Поскольку сына не с кем было оставить, родители часто брали ребенка с собой. Поскольку он не хотел учиться, он слонялся по культурным учреждениям, общался с актерами, посещал с тетей кукольный театр, Третьяковскую галерею и кинотеатр «Унион» напротив своего дома.

Николай Лебедев в молодости

Николай Лебедев в молодости / Фото: Кино-Театр

В результате из-за плохой успеваемости и прогулов образование молодого театрального художника не заладилось, и он был исключен из школы после 9 класса. Подросток не растерялся и начал посещать театральную студию, так как на тот момент уже знал, кем хочет стать. Одновременно он посещал курсы для получения диплома о среднем образовании.

Накануне войны Лебедев вступил в молодежную труппу Нового театра, но был призван в армию и не смог продолжить учебу.

Годы Великой Отечественной войны

Но продолжить учебу он не смог — его призвали в армию. Актер пережил все ужасы войны в молодости и никогда не был в плену, из которого пытался бежать, иногда успешно.

Когда Вячеслав Молотов объявил по радио о начале войны, молодой человек боялся, что не успеет повоевать, но вскоре он отправился на фронт со своим полком и спел патриотическую песню. Перед тем как попасть на фронт, Лебедев был почти убит диверсантом, который не успел выстрелить в безоружного солдата. Позже он был ранен снарядом под Винницей, а во время эвакуации в Умань госпиталь был окружен немцами. Когда он попросил санитара наложить побольше бинтов, Лебедеву удалось перехитрить бдительность немецкого офицера и сбежать через колючую проволоку. Проникнув в соседний дом, мужчина переоделся перед ним и выдал себя за местного грязного фермера, выращивающего овощи.

Избежав смерти и плена, актер решил отправиться в Киев, где у него был знакомый. Стрелок не приехал в город — он встретил коллег, которые отправили коммуниста на бойню. Перед казнью Лебедев сказал офицеру по-немецки, что тот похож на его отца, и враг, видимо, обескураженный, заменил казнь принудительными работами.

В Австрии, где он был арестован, Николая снова приговорили к расстрелу за кусок кожи, который он украл с фабрики для ремонта своих сапог. Однако на этот раз приговор не был приведен в исполнение: в это же время появился советский самолет и распространил над городом листовки с изображением колонны немецких пленных в Москве. Лебедев снова выжил, но бесконечные допросы ни к чему не привели. В какой-то момент Николая Сергеевича на безупречном русском языке допрашивал офицер, работавший в Эрмитажном театре. От отчаяния пленный стал вспоминать имена игравших там актеров и с удивлением обнаружил, что у немца отнялись глаза, и Лебедеву вновь удалось избежать смерти.

Последние месяцы войны он провел в концентрационном лагере, не пытаясь бежать, зная, что русские рядом и скоро освободят его. После возвращения домой бывшего заключенного допрашивали, но в итоге отпустили.

В документальном фильме 2020 года «Николай Лебедев. Война без грима», который был приурочен ко Дню Победы. Сам ветеран, отвечая на вопрос о современных фильмах о войне, сказал, что это абсолютная лажа и что ему понравился только документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм».

«Война — это грязное, смертоносное дело с ужасными жертвами. Это не радостные крики «Ура! Мы победили!». Этого я боюсь больше всего. Мы были измучены и голодны. Вот что такое война», — поделился своими впечатлениями актер.

Театр и кино

После демобилизации бывший фронтовик поступил в Московскую школу театрального искусства, где его учили выдающиеся педагоги Виктор Станицын, Сергей Блинников и Михаил Кедров.

Бывший военный, он должен был продолжить свою карьеру во МХАТе, но поскольку Лебедев был заключенным, его не приняли. Однако Юрий Завадский с радостью принял ветерана в Театр имени Мосховета, где за 70 лет своей карьеры он сыграл десятки ролей в различных постановках классического и современного репертуара — от главных ролей до эпизодических. Вместе с Лебедевым блистали такие звезды, как Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт и Георгий Шсёнов.

Николай Лебедев в фильме «Вечный зов»

Николай Лебедев в фильме «Вечный зов» / Фото из фильма

Николай Лебедев дебютировал в кино в 1959 году в роли полковника Синицына в военной драме «Нормандия-Неман» совместного производства СССР и Франции. После этого его фильмография пополнилась главной ролью в фильме «Ровесник века», в котором Лебедев воплотил образ инженера-изобретателя Ивана Ермакова, прототипом которого стал директор автомобильного завода Иван Лихачев.

Затем бывшего фронтовика часто приглашали в кино, где ему приходилось играть в основном военных. Важной вехой в его кинокарьере стало появление в популярных криминальных фильмах «Инспектор уголовной милиции» и «Ежедневная криминальная милиция», которые привлекли миллионную аудиторию в Советском Союзе.

Читать еще:  Как изменился Стас Михайлов. Стас михайлов после пластики.

Актер и исполнитель Митрофан Савельев вспомнил 19-серийную военную драму «Вечный зов», снятую по роману Анатолия Иванова. В 1979 году Лебедев попал на съемки фильма Александра Митты «Экипаж», где сыграл эпизодическую роль профессора медицинской комиссии и имел возможность работать со своими коллегами Георгием Ззеновым, Анатолием Васильевым, Леонидом Филатовым и Александрой Яковлевной.

С возрастом Николай Сергеевич стал реже сниматься в кино и сосредоточил свое время и энергию на театральной сцене, где до последнего дня был одним из ведущих актеров.

Повзрослев, Николай не собирался отказываться от своей детской мечты. После школы он пытался покорить приемную комиссию ВГИКа, но потерпел неудачу. Не желая терять время, он был вынужден по настоянию родителей поступить на факультет журналистики. Сначала он учился в своем родном городе, а затем перевелся в Московский государственный университет.

Детские годы и начало войны

Николай Сергеевич — коренной москвич, родился 15 декабря 1921 г. Его мать работала в Театре имени Моссовета кассиром. Женщина часто брала с собой маленького Колю. Так что большую часть своего детства мальчик провел в театре. У его родителей не было возможности уделять много времени воспитанию сына. Время от времени мальчика оставляли одного. По этой причине Коля рос непослушным ребенком, плохо учился и часто прогуливал школу.

Легендарный советский актёр Николай Лебедев

Легендарный советский актер Николай Лебедев

В 9-м классе Лебедев был исключен из школы. К счастью, молодой человек не растерялся. Он сразу же подал заявление в театральную студию. Николай понял, что среднее образование необходимо, и записался в классы. Он окончил студию в 1940 году и решил продолжить актерскую карьеру. Лебедев вошел в труппу МТЮЗа. Однако в 1941 году его призвали на фронт.

«Когда я прощался, друг подарил мне амулет с изображением Николая Чудотворца и сказал, что он покровитель армии и освободит меня из плена. Но моя мама сказала: «Зачем тебе это нужно? Нелепо чего-то бояться, когда советская армия — самая сильная в мире». А амулет я оставил дома, потому что был уверен, что войны не будет».

Часть, в которой служил Николай, была отправлена на Украину. В августе молодой солдат попал в плен, из которого ему удалось бежать. Впоследствии Лебедев несколько раз попадал в немецкий плен, но каждый раз ему удавалось бежать.

Когда солдат попал в плен на фронте, его отправили в концентрационный лагерь. В биографии актера перечислены многие лагеря, включая Освенцим. После войны Лебедев вернулся в Москву.

Начало творческого пути

После возвращения домой Лебедев вернулся в Московский молодой театр. Через некоторое время он был переведен в Школу-студию МХАТ. Там Николай занимался с такими талантливыми педагогами, как Блинникова, Станицина и Кедрова, которые сразу распознали в юноше склонность к актерскому мастерству. Он мог бы стать студентом МХАТа, но пребывание в немецких концлагерях повлияло на жизнь молодого человека.

«Меня допрашивали 33 раза! И потом они преследовали меня много лет», — вспоминает Николай Сергеевич.

Солдат, попавших в плен, после войны сторонились. Благодаря Юрию Александровичу Заванскому, Лебедев все же смог построить актерскую карьеру. Режиссер отвел его в театр имени Моссовета. В первые годы у него были небольшие роли. Но он близко познакомился с такими известными художниками, как Ростислав Пляттом, Николай Мордвинов, Вера Марецкая и другими. Настоящий успех пришел к Лебедеву в советском кино.

Николай Лебедев в фильме «Евдокия»

В конце 1950-х годов молодой актер был частым гостем на «Мосфильме». Он надеялся, что его заметят и предложат роль. Лебедев может дебютировать в кино в романтической драме «Неотправленное письмо». Актер едва не умер, но на его место был принят Евгений Урбанский. После этого Николая пригласили сыграть главную роль в героическом фильме «Нормандия-Неман».

Кадр из фильма «Нормандия-Неман»

Кадр из фильма «Нормандия-Неман».

Этот фильм стал началом пути Лебедева в кино. Актера заметили, он получал приглашения от режиссеров. Следующим фильмом Николая Сергеевича стала новелла «Ровесник века». Однако настоящую известность актер получил после съемок в мелодраме «Евдокия». Роль Евдокима Чернышева стала его самым большим успехом.

Николай Лебедев в фильме «Ровесник века»

Николай Лебедев в книге «Век веков

Главную женскую роль в фильме сыграла Людмила Хитяева. Сюжет фильма вращается вокруг супружеской пары, Евдокии и Евдокима. В личной жизни пары наступил кризис, с которым они пытаются справиться.

«Признаюсь, я был немного влюблен. И это очень помогло мне в разработке моей роли. Одно дело — играть в любовь, и совсем другое — смотреть своему партнеру в глаза по-настоящему влюбленным», — делился воспоминаниями актер о съемках.

Хитяева и Николай Лебедев сыграли в фильме «Евдокия» настолько хорошо влюбленных друг в друга людей, что многие зрители не сомневались, что актеры знакомы в реальной жизни. Однако актер признался, что между ними были только дружеские и профессиональные отношения.

Кадр из фильма «Евдокия»

Кадр из фильма «Евдокия»

Очередной переломный момент в карьере Лебедева наступил в 1970-х годах. После долгого перерыва Николай вернулся в кино, но в основном снимался в небольших ролях. Актер снялся в билогии «Криминальный инспектор» и «Ежедневная криминальная инспекция». В 1980-е годы Лебедев все реже появлялся на экранах телевизоров. Когда он появлялся, то играл неразличимых персонажей. Актер появляется, например, в фильме «Праздник за ваш счет».

Всего в фильмографии Лебедева около 70 ролей. Николай Сергеевич давно не снимается в кино — годы дают о себе знать. Последний раз он появлялся на телеэкранах в 2006 году в спектакле «Король Лир». Но он по-прежнему является членом театральной группы Моссовета.

Создатель хитовых фильмов «Легенда №17» и «Экипаж» с 2021 года попробует себя в роли преподавателя. Режиссер был приглашен в Колледж кино и телевидения «Арка» для ведения курса для актеров и режиссеров. Лебедев обучит два десятка студентов основам кинопроизводства, написанию сценариев и общению со сценаристами и съемочной группой.

Отомстить Раневской хотели многие

Сама Книппер-Чехова вручила нам дипломы. Она пожала мне руку и торжественно вручила диплом об окончании Московской школы театрального искусства. Я имел пятерки по всем предметам, кроме одного — научного коммунизма (оценка «удовлетворительно») — и поэтому был очень расстроен. Но мама утешала меня: «Никому не нужны эти оценки, никто не будет на них смотреть, самый важный документ — диплом». А я был глупым и обвинительным, поэтому сразу же порвал приложение. Сейчас я очень жалею об этом, я мог бы похвастаться такими отметками.

Читать еще:  Аня Мун. Дочь виктора салтыкова анна.

Пришло время стажировки, и декан Московского театрального училища Радомысленский сказал: «Коля, мы бы хотели взять тебя во МХАТ, но ни один из театров, где есть правительственная ложа, не примет тебя с твоим прошлым — ты был военнопленным». Сам я домой не пошел. Тогда моя мама, которая работала кассиром в театре Моссовета, сказала: «Так что приходите к нам». Она была уважаемым человеком в театре, потому что не только распоряжалась билетами, но и выдавала зарплату, и вы всегда могли попросить у нее аванс в счет зарплаты. Ни моя мама, ни я не хотели работать в Театре Моссовета, но судьба распорядилась так, что я оказался там почти на 70 лет.

В то время там работали легендарные актрисы: легендарная Любовь Орлова, Вера Марецкая и Фаина Раневская. Помню, как Орлова удивила меня на первой репетиции. Мы были ее партнерами в фильме «Лиззи Маккей». Она играла американскую проститутку, а я — негра, которого героиня спасает от линчевания. И вот мы репетируем драматическую, психологически сложную сцену: я ищу убежище — на коленях перед Орловым, мой взгляд прикован к ее попе. И вдруг Любовь Петровна обращается к режиссеру Анисимовой-Вульф: «Ирина Сергеевна, скажите, правильно ли поставлен свет? И как мне теперь держать руку: так или так?». Для меня, выпускника Школы-студии МХАТ, это был шок. Как он мог думать об этом сейчас? Орлова на мгновение даже померкла в моих глазах. Она просто не учла тогда, что она актриса, прежде всего кино, и думала о свете, о композиции, о контексте…

Орлова держалась демократично и доброжелательно. Я помню, как встретил ее в красивом наряде. Я спросил ее: «Любовь Петровна, куда вы идете?». Она ответила: «Я иду к Вячеславу Молотову». Кстати, разрешение на постановку пьесы «Лиззи Маккей» о нравах «декадентского Запада» в Театре имени Моссовета дал сам Молотов; в Советском Союзе спектакль был запрещен.

Несмотря на всю свою популярность, Любовь Петровна не чувствует себя комфортно в театре. Вера Петровна Марецкая имела статус хозяйки, и как бывшая жена главного режиссера Юрия Завадского и мать его сына, она отвечала за все. Иногда Орловой приходилось плакать из-за Марецкой, не говоря уже обо всех остальных. Я помню, как однажды застал Любовь Петровну в минуту слабости. Накануне спектакля «Странная миссис Сэвидж» я увидел ее сидящей на диване в коридоре и плачущей. Я спросил: «Что с тобой случилось?». Оказалось, что она пригласила своих врачей на спектакль, сама купила для них хорошие места, и вдруг ей говорят: «Любовь Петровна, а вы не играете в следующем спектакле». Чуть позже Марецкая потребовала, чтобы роль досталась и ей, и стала играть миссис Сэвидж в переписке с Орловой. И в этот день Вера Петровна вдруг захотела сыграть саму себя, хотя текст был не ее.

«Несмотря на всю свою популярность, Любовь Петровна чувствует себя в театре неуютно. Вера Петровна Марецкая имела статус хозяйки» Любовь Орлова в роли Лиззи Маккей в постановке по Жану Полю Сартру. 1955 год.

Как Валентина Серова для Бунина пела

Еще одной замечательной женщиной нашего театра была Валентина Серова. Я помню свое первое впечатление о ней. Наш театр поехал на гастроли в Киев. Нас поселили не в гостинице, а в частных квартирах. Я жил в комнате, которую нам дали, а моя будущая жена Аня Касенкина, тоже актриса из «Моссовета», жила в соседней комнате, у нас с ней только-только завязались отношения. Неожиданно вечером приехала Валентина Серова со своим спутником и хозяином квартиры. Они уселись и пригласили нас к столу. Мы немного посидели все вместе, и вдруг Валентина Васильевна, положив голову на руку, начала петь: «Враги сожгли твой дом, хату». «. Настоящая женская песня, без какого-либо сопровождения. В то время не рекомендовалось петь эту песню, хотя она и не была запрещена. Только несколько человек спели ее. Выступление Серова было удивительно искренним, мы слушали его затаив дыхание.

Валентина Серова и моя жена Аня были очень похожи. Может быть, поэтому они сразу же подружились. Некоторые подробности о жизни Валентины я узнал от своей жены. Однажды она призналась Ане в этом: «Я по-настоящему полюбила Симонова только тогда, когда мы расстались». О своем первом муже, знаменитом летчике-испытателе Анатолии Серове, она сказала: «Когда он разбился, я не плакала на похоронах. Но когда я вошла в ванную, я увидела щетку, которой он брился, и у меня началась истерика». Серова играла в спектакле «История одной любви», а моя жена должна была играть ту же роль во втором составе. Аня, конечно, понимала, что играть ей вряд ли придется, так как ведущей дамой была Серова, и она «наживалась» на театре.

«Конечно, я влюбилась, но наше общение не выходило за рамки рабочих отношений. Я не знаю, были ли у нее чувства ко мне как к мужчине, но моя любовь Людмила Хитяева и Николай Лебедев в «Евдокии».

Читать еще:  Ксения Новикова: биография, творчества и личная жизнь певицы. Личная жизнь ксении новиковой

Но перед рижскими гастролями случилось ЧП: Серова заболела и потеряла голос. А все билеты «на Серова» были распроданы. Потом моей жене позвонило руководство: «Ты пойдешь играть, но «под Серова». Поехала и Валентина Васильевна, чтобы не было слухов (о ее пристрастии к выпивке уже было известно). Отмена выступления невозможна». И это то, что мы сделали. Моя жена играла спектакль, а Валентина все время сидела в гримерке, на всякий случай, если что-то случится. Вы не поверите, но зрители не заметили изменений! В финале мою жену встретили аплодисментами и еще большим успехом. Затем они начали делать программы и фотографии, чтобы получить ее автограф на сцене. Аня подхватила ее на руки и понесла в гримерку, где сидела Серова. Валентина расписалась, и автографы понесли в зал. Конечно, организаторы тура знали об изменениях, но держали язык за зубами. Главное, что зрители были довольны.

И вот однажды аккомпаниатор Серовой заболел. И мне пришлось его заменить. Я даже не видел шоу, потому что в то время много снимался. Роль огромная, выучить все реплики за один день было нереально. Поэтому я попросил хороший телесуфлер, и мы договорились, какой монолог я буду произносить в тот или иной момент на сцене, чтобы он знал, с какого места за кулисами я буду говорить. После этого я пошел домой и лег спать, чтобы сохранить ясную голову. В тот вечер все прошло хорошо, зрители ничего не заметили, но когда опустился последний занавес, меня начало трясти от напряжения и дикого страха. Серова пришла и говорит: «Пойдем ко мне домой». У нее была своя машина и свой шофер. Она тут же принесла откуда-то спиртное и вылила его в мою машину. Мы поднялись на второй этаж квартиры. Квартира выглядела неуютной и неопрятной, с большим старым шкафом и столом, но чего-то не хватало. Валентина достала полбутылки коньяка. Не удалось найти подходящую закуску. Мы пили вот так.

Не так страшен Стриженов…

В то же время продолжалась моя другая жизнь — жизнь режиссера. Я уже упоминал некоторые из своих фильмов. Я до сих пор жалею, что в какой-то момент обидел Татьяну Лиознову, режиссера «Евдокии». У нас были очень хорошие и доверительные отношения. После «Евдокии» Лиознова приступила к съемкам фильма «Они покорят небо». Она предложила мне роль во втором проекте. Я приехал на съемки на авиабазу в Монино и плохо встретил режиссера фильма. Я обиделся, отработал одну смену и не вышел на следующую. Это было подло с моей стороны, но в то время я, наверное, был в восторге от успеха «Евдокии». А Лиознова переняла мою роль у другого актера — Льва Золотухина. Конечно, я потом извинился перед ней. Я не знаю, простила ли она меня полностью. Но факт остается фактом: в свою киноэпопею «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Михайловна меня не пригласила.

Взять чужую роль и потерять свою — такое постоянно случается в мире актерского мастерства. В той же «Евдокии» я был утвержден после того, как выбор почти окончательно пал на другого актера — Виктора Авдюшко. Естественно, он был очень расстроен и, встретившись со мной в Доме кино, высказал мне свои претензии. Но по воле судьбы я снова играл «на его месте». Виктор уже начал сниматься в фильме «В мертвой петле», но был снят с роли из-за дисциплинарного проступка. На самом деле я не хотел браться за эту роль, потому что узнал, что персонажа играет Олег Стриженов. Я много слышал о нем, его описывали как грубого, высокомерного человека. Я знал свой взрывной характер и боялся, что могут возникнуть конфликты, если мы не поладим на работе. Тем не менее, я поехал в Киев, как и обещал. Меня сразу же отвезли на съемочную площадку, и съемки проходили в лесу. Мне сказали: «Они встретят тебя. Чтобы никому не мешать, я присел на ствол дерева на опушке. В этот момент они сделали перерыв. Мимо меня прошел режиссер фильма, потом режиссер Суламифь Цыбульник и главный оператор — никто не заметил и не остановился. Стриженов уходил последним, уверенной походкой. К моему большому удивлению, Олег остановился передо мной и сказал режиссеру и директрисе: «Звоните актеру». Тут же все бросились ко мне и позвали в отдельную хижину, где отдыхали и совещались начальники экипажей. С этого момента мое отношение к Олегу резко изменилось. И по сей день я благодарен ему за поддержку.

Получилось так, что я дважды украл роль Авдюшко, а однажды произошло обратное. Речь идет о фильме Юрия Чулюкина «И в Тихом океане». » — о революционерах. Мы с Чулюкиным как-то встретились в Доме кино, и он мне сказал: «Завтра я тебя позову на пробы, готовься играть роль Вершинина». И это одна из главных ролей в этом фильме. Но пробы так и не состоялись, а Вершинина, как выяснилось позже, сыграл Авдюшко. С этим фильмом съемки на натуре были очень сложными, Виктору пришлось войти в холодную воду. В результате Авдюшко заболел пневмонией и вскоре умер. После его смерти его вдова, которая дружила с одной из актрис нашего театра, выставила на продажу почти новую дубленку мужа. И я купил его. Как амулет или что-то в этом роде.

Мне уже 97 лет, но я очень живо и четко помню события тех далеких лет, особенно годы войны, травм и тюремного заключения. И конечно, я с благодарностью вспоминаю необыкновенных людей, с которыми мне посчастливилось встретиться и работать в театре и кино.

Оцените статью
Astero Studio