В апреле 2000 года врачи сказали ему, что он может прожить еще шесть месяцев. Удовлетворенный таким длительным сроком, Олег Николаевич планировал поставить «Сирано де Бержерака» и одновременно искал преемника на свою должность в постановке «Бориса Годунова». Но судьба распорядилась иначе, и через месяц, в мае 2000 года, его не стало.
Олег Николаевич Ефремов: фото, личная жизнь, рост, причина смерти
Молодые актеры Никита и Николай Ефремовы сегодня достаточно хорошо известны любителям кино. Внимательные зрители приходят в восторг от актерской игры неподражаемого отца, знаменитого русского художника Михаила Ефремова.
К сожалению, не многие молодые зрители знакомы с творчеством основателя этой театральной династии, актера и режиссера Олега Николаевича Ефремова. Благодаря его самоотверженной многолетней работе современный российский театр стал таким, каким его знают и ценят сегодня.
Семья Олега Ефремова
Будущий актер и режиссер родился в Москве в октябре 1927 года. Отец будущего актера — Николай Иванович Ефремов — работал бухгалтером, поэтому был довольно педантичен и воспитывал сына в строгости. Мать — Анна Дмитриевна Ефремова. Олег Ефремов провел большую часть своего детства в коммунальной квартире на Арбате.
Тяга к творчеству у Олега Николаевича была с детства. Только в самом начале она выражалась в различных преступлениях. В частности, его отец был направлен на строительство железнодорожной ветки под Воркутой. Работа была неплохая, и он взял с собой свою семью. Только в свободное время молодой Ефремов подружился с заключенными, работавшими на строительстве железной дороги, и вскоре заинтересовался их «веселыми делами» и попытался совершить несколько краж.
Его строгий отец вскоре обнаружил новое увлечение сына и перевел его обратно в Москву, чтобы избавить сына от дурной компании.
Увлечение театром
После возвращения в столицу Олег Николаевич Ефремов неожиданно заинтересовался театром. Он не одинок — почти все мальчики из его группы были сыты по горло театром после посещения театрального кружка в местном Доме пионеров. Благодаря дружбе с сыном легендарного автора «Мастера и Маргариты» и многими другими мальчиками, связанными с известными актерами, Олег Ефремов быстро нашел свой путь в театральный мир.
После окончания школы Олег и все его товарищи-актеры подали документы во МХАТ. Но только Ефремову повезло, и он попал.
Режиссерский дебют Олега Ефремова состоялся в 1955 году. Он поставил музыкальную комедию «Димка-невидимка» по сценарию Михаила Львовского и Вадима Коростылева. Режиссерская работа Евремова была высоко оценена. Спектакль был хорошо принят не только зрителями, но и самыми строгими театральными критиками.
Творческий путь
Ефремов сыграл более 20 ролей в детском театре и вскоре дебютировал в качестве режиссера. Метод Станиславского к тому времени устарел, но Олег Ефремов остался верен ему до конца. Актер нашел единомышленников среди студентов Школы-студии МХАТ. Из них он сформировал первую группу театра «Современник».
Новый театр подчеркнул актуальность и показал ее в современной и честной манере. В 1970 году сбылась мечта его юности — Ефремов был назначен художественным руководителем МХАТа имени Чехова в Москве. Как выяснилось позже, директор был вызван в качестве «кризисного менеджера». Олег Ефремов пытался перетянуть актеров на новую сцену, но согласился только Евгений Евстигнеев. Постепенно были привлечены другие актеры, такие как Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина.
Смоктуновский был близким другом Ефремова. После его ухода режиссер поставил еще только один спектакль. Через шесть лет он ушел и последовал за своим другом.
Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году в мелодраме «Первый эшелон». После успешного старта актера стали приглашать сниматься в фильмах каждый год. «Три тополя в Плуцкичах», «Война и мир», «Айболит-66», «Берегись автомобиля!». — был включен в список его фильмографии.
В 90-е годы Олег Ефремов практически не появлялся. Тем не менее, Ефремов принимал участие в запоминающихся кинопроектах.
Личная жизнь
Олег Ефремов славился своей эротикой и сам привлекал миллионы советских красавиц. Первой любовью актера была Таня Ростовцева. Девочка была на два года младше актера. Когда она выросла, то вышла замуж за Юрия Никулина.
В Школе-студии МХАТ Ефремов влюбился в актрису Ирину Скобцеву, но она предпочла другого. В конце концов, отвергнутый Ефремов женился на Лилии Толмачевой. Брак продлился шесть месяцев. Олег Николаевич не переживал из-за разлуки и сразу же влюбился в Маргариту Куприянову, которая играла с ним в спектакле.
Следующей музой режиссера стала Антонина Елисеева. Но их отношения так и не вышли на новый уровень. В 1955 году Галина Волчек, подруга актера, познакомила Ефремова с Ириной Марзук, внучкой полярного летчика. Женщина родила актеру дочь Анастасию. Олег Николаевич изменил своей жене. Все знали о его отношениях с Ниной Дорошиной. Ирина Марзук даже пыталась поговорить с Дорошиной, встретив ее в коридоре театра. Когда женщина поняла, что это не работает, она начала принимать предложения от других мужчин. А после того как Олег Ефремов ушел из семьи, Марзук хотела покончить с жизнью.
Ефремов и Дорошина несколько раз расставались и снова сходились. Актриса устала ждать, когда Олег Ефремов сделает первый шаг, и вышла замуж за Олега Даля. Затем Ефремов пришел на свадьбу жениха и невесты и объявил, что невеста его любит. Через два месяца Даль и Дорошина развелись.
Но Олег Ефремов не спешил жениться на полюбившейся ему художнице. Надежды на брак с артистом и Анастасией Вертинской. Актриса даже сделала ремонт в квартире Ефремова. Но замуж за Олега Николаевича она не вышла, вместо этого написав блестящие романы с Ириной Мирошниченко и Ией Саввиной.
Но в 1962 году Олег женился на Ефремовой. Его последней официальной женой была Алла Покровская, дочь театрального художника Бориса Покровского. От этого брака родился сын Михаил.
Михаил Ефремов пошел по стопам отца и выбрал театральную стезю. Его сын Никита также является актером театра и кино. Анастасия Ефремова работает в профсоюзе работников театра.
Алкогольная зависимость и смерть
Народный художник искал вдохновение на дне бутылки. Он прекрасно понимал, что вредная привычка может серьезно угрожать его здоровью. Его коллеги по сцене всячески пытались помочь своему знаменитому другу. В какой-то момент они даже обратились к гипнотизеру. Однако после лечения актер стал пить еще больше. У актера начались серьезные проблемы с дыханием.
По словам Людмилы Петрушевской, весь театр знал, что Олег Ефремов умирает. Но он не жаловался и, казалось, работал все усерднее и усерднее. Его дочь Анастасия Ефремова утверждает, что ее отец никогда не проходил никакого лечения. Как только актеру стало лучше, он бросил все и пошел в театр.
В мае 2000 года Олег Ефремов ушел из жизни. Он умер от рака легких. Руководство Московским Художественным театром имени Чехова перешло к Олегу Табакову. Ефремов был похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с Антоном Чеховым, в честь которого был назван МХТ, и Константином Станиславским, учениям которого он следовал.
Сделайте Chesnok своим источником новостей в Яндекс.Новостях или Google News. Подпишитесь на наш Telegram. Только самые важные новости!
У него болело сердце, легкие работали лишь на 20 процентов, а зрение ухудшалось. На съемках фильма, посвященного 100-летию МХАТа, Евремов выглядел тяжело больным. Все чаще он садился и с трудом мог пошевелиться. Они старались стрелять дублем, чтобы не утомлять мэра излишне.
Олег Ефремов в МХАТ им. Горького
В 1970 году Ефремов пришел в Московский театр имени Горького. Это был театр, пользовавшийся особым расположением партийного руководства, и это повышенное внимание стало большой нагрузкой для театра, особенно после смерти Василия Немировича-Данченко: вынужденные постоянно играть посредственные служебные спектакли, «рекомендованные» Главреперткомом, актеры теряли мастерство и нередко спивались.
Актерам «Современника», которые когда-то были задуманы как «свежая кровь» для МХАТа, он предложил сначала включить весь ансамбль в «Метрополь» в качестве автономного филиала. Члены труппы не верили, что в этом театре что-то может измениться. Лишь немногие, во главе с Евстигнеевым, последовали за Ефремовым. Только позже, когда они увидели реальные изменения, во МХАТ были привлечены некоторые другие «модернисты». Он пригласил Андрея Попова и Александра Калягина, привел Иннокентия Смоктуновского во МХАТ в 1976 году, переманил Олега Борисова из Театра балета в 1983 году и вернул в театр Татьяну Доронину, потому что и без нее огромный ансамбль продолжал расти.
Во МХАТе Олег Ефремов дебютировал — как режиссер и как актер (в роли Рыцаря печальной картины) — в 1971 году спектаклем Александра Володина «Дульсинея де Тобосская» по Володину.
В пьесе 1975 года «Протокол собрания» (во МХАТе она называлась «Собрание парткома») Ефремов сам сыграл главную роль — рабочего-идеалиста Потапова, которого бросают товарищи по работе, просто не верящие, что на этой стройке можно что-то изменить. В следующей пьесе, «Обратная связь», Ефремову удалось создать на сцене образ зеркальной ситуации, в которой «обратная связь» не работает, все каналы информации нарушены и, соответственно, все отношения — производственные и иные — искажены.
В 1981 году он поставил запрещенную пьесу Гельмана «Наедине со всеми» и снова взял на себя главную роль, вложив в своего дьявольски коварного героя весь опыт собственных долгих лет компромисса.
Чехов остался для Евремова драматургом, писавшим специально для художественного театра, как и на рубеже веков, но теперь для МХАТа: он повторил легендарные «Три сестры» В.И. Неровича-Данченко. После возрождения легендарных «Трех сестер» Немировича-Данченко, самого сильного театрального впечатления его юности, Ефремов поставил «Иванова» (1976) с Иннокентием Смоктуновским, «Чайку» (1980), одну из лучших своих постановок, которая до сих пор идет в МХАТе имени Чехова в Москве, и «Дядю Ваню» (1985), в которой он сыграл Астрова.
Следуя традиции МХАТа, он также поставил пьесу Горького «Последние», свою вторую постановку во МХАТе. Если не один, то с помощью приглашенных режиссеров Ефремов пополнял репертуар театра другими произведениями русской и зарубежной классики: Анатолий Эфрос поставил с ним «Тартюфа» Мольера, роман Льва Додина Салтыкова-Центрина «Господа Головлёвы» и «Кроткую» Ф.М. Достоевского. Для постановок он приглашал молодых, а затем и менее известных режиссеров МХАТа — Кама Гинкаса, Марка Розовского, Анатолия Васильева, Романа Виктюка, тем самым привнося в театр «свежую кровь».
Олег Ефремов считает, что выделение театра, которое произошло в 1987 году и привело к профсоюзному скандалу, было «самым гуманным, демократичным и современным решением», которое в 1990-е годы было бы принято как совершенно естественное. Как художественный руководитель, он не видел другого выхода — он предложил автономию двух театров, один из которых располагался на Камергерском, а другой — на улице Москвина. В то же время, по словам А. Смелянского, у него не было четкого плана сосуществования двух компаний, и он ожидал, по крайней мере, что это приведет к созданию двух компаний «Мхатр» в Москве. Однако автономия, принятая Генеральной Ассамблеей, в конечном итоге привела к полному доминированию секций.
Болезнь и смерть Олега Ефремова
Болезнь легких ограничила его трудоспособность. В 2000 году Олег Ефремов хотел поставить спектакль «Сирано де Бержерак» Эрнеста Ростана, который он поставил в театре «Современник» в 1964 году, но этот проект так и не осуществился.
Людмила Петрушевская вспоминала о последних днях Олега Николаевича: «Все вокруг знали, что он умирает. Он молчал, никогда, ни слова не произносил, не жаловался. Он никогда не говорил ни слова, никогда не говорил, никогда не произносил ни слова, никогда не говорил. Театр наблюдал за ним, врачи регулярно встречались, и следующая консультация должна была состояться на следующий день после его смерти. В остальном его жизнь протекала как обычно — без особых потрясений, как у любого простого смертного…, с той лишь разницей, что Олег Николаевич Ефремов поддерживал свое существование, дыша кислородом через постоянно укрепленные трубки — его легкие не функционировали должным образом. Повсюду с ним был этот прибор, аппарат, подключенный к его бедным, почти безжизненным органам дыхания. Непостижимо, как этот человек мог существовать. Постоянные боли в ноге, которую давно грозились ампутировать, затем язвы в кишечнике.
Он умер 24 мая 2000 года в Москве в своей квартире на Тверской улице, когда его театр был на гастролях в Тайване.
В день его кончины, по словам очевидца, к зданию на Чемберлен-лейн было невозможно подойти, так как оно было окружено морем цветов. 31 мая Олег Ефремов был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Константина Станиславского.
Олег Ефремов
Рост Олега Ефремова: 180 см.
Личная жизнь Олега Ефремова:
Первой женой Олега Ефремова была актриса Лилия Толмачева (они вместе снимались в фильме «Мост построен»). Брак был недолговечным, распался уже в 1952 году, но творческая связь осталась: Толмачева стала ведущей актрисой ефремовского «Современника».
Олег Ефремов и Лилия Толмачева
Во втором браке он был женат на актрисе и журналистке Ирине Мазурук (1936-1985). У них была одна дочь, Анастасия Ефремова, театральный критик, в настоящее время редактор журнала «Страстной бульвар ard 10», председатель Благотворительного фонда Олега Ефремова и директор театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство». Ее дочь Анастасия Ефремова — актриса Ольга Ефремова.
«У моей матери была репутация блестящей богемной женщины. Идея встречи этих двух совершенно разных людей принадлежит Галине Волчек. Она считала, что когда встречаются такие «игровые» люди, должна разгореться искра. Она полностью проигнорировала сложные характеры моих будущих родителей. Маме нужна была сильная страсть. Будучи близка с ним, она писала ему письма. В порыве страсти она даже перерезала себе вены. Среди женщин, которых любил мой отец, не было ни одной, которая могла бы принести ему мир и счастье. Кажется, только его брак с Аллой Покровской был счастливым временем для папы», — сказала мне Анастасия.
Олег Ефремов и Ирина Мазурук
Затем он женился на Алле Покровской, актрисе театра «Современник», дочери выдающегося оперного режиссера Бориса Покровского. От этого брака у нее родился сын, актер Михаил Ефремов. Старший сын Михаила, Никита Ефремов, также стал актером.
У него болело сердце, легкие работали лишь на 20 процентов, а зрение ухудшалось. На съемках фильма, посвященного 100-летию МХАТа, Евремов выглядел тяжело больным. Все чаще он садился и с трудом мог пошевелиться. Они старались стрелять дублем, чтобы не утомлять мэра излишне.
Неожиданный поворот
Как выяснилось, Дорошина подозревала, что Ефремов умер не от естественных причин. В своей переписке она писала подруге: «24 мая он не покончил жизнь самоубийством. 24 мая, 24 мая, 24 мая, 24 мая, 24 мая, 24 мая, 24 мая, актриса считала, что он покончил жизнь самоубийством. Возможно, она сделала это потому, что ее мучило состояние слабости.
То, что Олег Николаевич мог покончить жизнь самоубийством, категорически отрицает Анастасия, его дочь от брака с Ириной Мазурук. Она утверждает, что ее отец умер во сне, и не верит версии Доросины.
Но кто знает? Возможно, Доросина знала что-то, чем Ефремов не хотел делиться с семьей? Пролить свет на этот вопрос могла только сама Нина Михайловна, но она умерла в апреле 2018 года, оставив тайну в письмах своему бойфренду.
Конечно, Ефремову пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить славное имя этого театра, и вскоре к нему обратились его бывшие коллеги. Так что актеров во МХАТе было много, а ролей на всех не хватало. Было решено разделить этот театр. Одна из них — половинка, режиссер Олег Ефремов.
Фильмы
Кинокарьера в биографии известного театрального актера началась в 1955 году, когда он сыграл свою первую роль в фильме «Первый эшелон». Ефремов настолько вжился в роль, что режиссеры постоянно предлагали ему работу, так что фильмы с его участием выходили почти каждый год.
На сцене был сам Олег Ефремов, основатель и художественный руководитель «Современника». Он отвечал за постановки, молодых актеров и репертуар. Несмотря на свой плотный график, актер находил время для съемок. Ефремову удавалось сделать запоминающейся каждую роль, даже если он появлялся на экране только в одном эпизоде.
Чего стоит только один таксист Саша с картины «Три тополя на Плющихе». Его взгляд устремлен куда-то вдаль, а героиня Татьяны Дорониной поет знаменитую песню «Нежность», заслужившую «Оскар». Но Ефремов получил гораздо больше, чем статуэтки и награды: Его очень любили зрители.
Режиссер МХАТа
В 1970 году Олег Ефремов возглавил легендарную Школу-студию МХАТ. Можно ли было отказаться от такого предложения? Тем более что на него давили сверху, чтобы он принял положительное решение.
МХАТ в то время переживал кризис: ансамбль не был собран, постановки не были готовы, репертуар был неясен. Только сильный режиссер может поставить все на правильные рельсы. Олег Ефремов, похоже, был именно таким.
Когда он предложил своему ансамблю пойти с ним в новый театр, согласился только Евгений Евстигнеев. Чуть позже ему удалось привлечь к себе Иннокентия Смоктуновского, Татьяну Доронину и Александра Калягина. Вместе с ними выступали и молодые артисты. В итоге труппа охватила почти двести человек. Участие такого количества художников было невозможно. В результате лишь несколько десятков человек приняли участие в постановках, а остальные остались бездействовать.
Ефремов чувствовал себя как в террариуме. Никогда в жизни он не переживал столько драк и ссор. Во время встреч и репетиций режиссер выкурил несколько пачек сигарет. Из-за сильного волнения.
Наконец, в 1987 году он был вынужден принять трудное решение: разделить театр на две части. Многие обвиняли режиссера в том, что он убрал «creme de la creme» театра — лучший актерский состав ансамбля. Без единого слова Московский Художественный театр разделился на мужской и женский. Олег Ефремов забил головой в первом тайме, а Татьяна Доронина — во втором.
Театр «Ефремов», получивший название Московского Художественного театра имени Чехова, был сразу принят публикой, в то время как театру «Доронинский» пришлось нелегко. Черная кошка пробежала между двумя актерами, которые были близкими друзьями на протяжении многих лет.
Личная жизнь
Актер боролся с трудностями и неудачами двумя способами — забыть алкоголь и в любовных делах. Как говорили друзья, «он не мог устоять ни перед одной дамой под своим молчаливым взглядом». Официально у Ефремова было три жены, но в каждом браке он умудрялся одновременно писать романы.
Первая избранная жена. Лилия Толмачева терпела выходки и разврат своего мужа всего шесть месяцев. После этого она поняла, что ее возлюбленный был талантливым художником, но семейная жизнь была не для него. Как доказательство, Толмачева впоследствии стала ведущей актрисой «Модерна» и прекрасно ладила с бывшим мужем.
Со своей второй, политической женой Ириной Мазурук Ефремов прожил три года; в этом союзе родилась их дочь Анастасия. Разлука с ним далась Ирине нелегко: когда Олег ушел, женщина перерезала себе вены на запястьях и шее. До конца жизни он ходил с браслетами на руках и в одежде с высокими воротниками.
Простила ли его Анастасия? Он не только бросил ее и ее мать: когда она заболела раком, он даже не пришел на похороны! И он равнодушно отнесся к рождению своей внучки. По какой-то причине он поделился подробностями своих отношений с дочерью.
Его третья жена, Алла Покровская, прожила дольше, чем его предыдущие жены. Долгие годы она не обращала внимания на измены мужа и участвовала в воспитании их общего сына Миши. Но однажды ее терпение закончилось.
А как насчет увлеченности с другой стороны? Этого было очень много! Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Ирина Мирошниченко, Людмила Максакова. В список попала даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Ходят слухи, что их любовь не была взаимной. Но они не вдавались в подробности: говорить об отношениях с «железной леди советской культуры» было все еще небезопасно.
Пожалуй, самыми долгими и трагическими были отношения Олега Ефремова с актрисой Ниной Дорошиной. Они познакомились в 1955 году во время съемок фильма «Первый эшелон». Роман не продлился и десятилетия, он оборвался, а затем расцвел вновь. Несмотря на любовника, Дорошина даже вышла замуж — за актера Олега Даля. На одной свадьбе появился Ефремов и позволил себе отвратительный фарс. Он взял невесту на руки, улыбнулся и сказал: «А ты все равно любишь меня одного, моя дорогая».
После этого Нина и Олег, как говорят, оставались наедине в течение получаса. Несчастный Даль был вне себя от ярости. Но он любил, поэтому все закрывали на это глаза и все прощали. Но этот брак был обречен на провал. Например, отношения Дорошиной с Ефремовым.
Когда Олега Николаевича однажды спросили, почему он никогда не делал предложение актрисе, он ответил: «Женщина должна быть тылом. И она будет продолжать флиртовать.
В результате в последние годы жизни Евремов был предоставлен сам себе. «Ни у кого не может быть идеального брака с папой», — сказала Анастасия. Потому что каждая женщина заслуживает хотя бы немного внимания».
Он также был одинок в жизни. По словам родственников, даже когда Олег был рядом, он всегда был один. Какая жалость!
Ефремов и Дорошина несколько раз расставались и снова сходились. Актриса устала ждать, когда Олег Ефремов сделает первый шаг, и вышла замуж за Олега Даля. Затем Ефремов пришел на свадьбу жениха и невесты и объявил, что невеста его любит. Через два месяца Даль и Дорошина развелись.
Смерть
По словам сценариста и поэта Людмилы Петрушевской, все в театре знали, что Олег Николаевич умирает, хотя сам режиссер никогда не жаловался. На работе, дома и во время путешествий Ефремов пользовался аппаратом для поддержки дыхания. Его дочь рассказала, что отец никогда не заканчивал лечение — он прекращал его, как только чувствовал облегчение. И в больнице он не оставлял места для других, он постоянно работал. За год до смерти артист прочитал рассказ Чехова «Моя жизнь» для канала ATV.
Директор проекта Григорий Катаев позже поделился своими впечатлениями:
«Ефремов, который находится в центре этой работы, невероятно интересен и по-своему загадочен. Никакой ложной мимики, никаких актерских поз, никакого «заигрывания» с ролью или какого-либо хитро рассчитанного поведения. Интересен его открытый взгляд, мудрый тон, ефрейторская манера говорить и реагировать на свои мысли и чувства. Трудно оторвать взгляд от его лица.
Олег скончался в мае 2000 года. Причиной смерти был рак легких. Творческим наследием Ефремова считаются «Три сестры», но он также успел поставить «Сирано де Бержерак», который довел до логического завершения Николай Скорик. В течение следующих 18 лет Олег Табаков руководил Московским Художественным театром имени Чехова.
Основатель «Современника» похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила находится в так называемом Мхатовском некрополе, рядом с Антоном Чеховым, в честь которого назван театр, руководимый Ефремовым, и Константином Станиславским, чье искусство он почитал.
За годы, проведенные в этом театре, Ефремов поставил много интересных пьес. Среди них «Голый король» Шварца, «Креста нет!» по пьесе Тендрикова, легендарный спектакль «Сирано де Бержерак» и чеховская «Чайка», которую сам режиссер очень ценил.
Олег Ефремов — биография
Актер всю свою жизнь отдал служению искусству. Олег Ефремов сумел доказать, что он — первый среди первых и лучший среди лучших. Всю свою жизнь он старался быть совершенным, и ему это удалось. Ефремова нет в живых уже почти два десятилетия, но его творческое наследие продолжает служить людям. Его навсегда запомнят благодарные коллеги и поклонники, которые вспоминают все образы, созданные им за долгую творческую биографию.
Настоящую известность и популярность Олегу Ефремову принесли фильмы «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля» и «Гори, моя звезда».
Детство и юность
Олег Ефремов родился в Москве 1 октября 1927 года. Его родители — Николай Иванович и Анна Дмитриевна — были людьми не творческими. У них была большая коммунальная квартира в одном из жилых домов на Арбате. Олег с детства дружил с Александром Калужским, внуком знаменитого художника Василия Лузского, и с Сергеем Силовским, приемным сыном писателя Булгакова. Олег часто бывал в доме Сергея и каждый раз погружался в особую атмосферу творчества и интеллекта, царившую в этой семье. Он наслаждался общением с Булгаковым и запоминал все, что говорил великий писатель, не подозревая о предстоящем величии. В те годы Олег не был знаком с творчеством писателя, оно не было рассчитано на его детское понимание. Прошли годы, и произведения Булгакова стали основой репертуара основанного Ефремовым театра «Современник».
Когда Олег Ефремов пошел в школу, его семья переехала в Воркуту. Его отец был назначен бухгалтером ГУЛАГа, и мальчику с раннего возраста пришлось постоянно соприкасаться с непривычной жизнью в лагере.
Сцена привлекла Олега в юном возрасте. У мальчика был двоюродный брат, Георгий Меньшенин, с которым они постоянно играли в театр, сами делали бумажные куклы и изобретали элементарный реквизит.
В детстве Ефремов занимался в драматическом кружке Дома пионеров, руководителем которого была А.Г. Кудашова, в то время выпускница студии М. Чехова.
В 1945 году друг детства Олега Ефремова, Саша Калужский, уговорил его пройти прослушивание во МХАТе. Они отправились втроем, взяв с собой Сергея Силовского, но повезло только Ефремову. Как этот исхудавший восемнадцатилетний парень без актерского таланта обошел многочисленных конкурентов, чтобы стать студентом, остается загадкой. Но факт остается фактом: он с первой попытки был зачислен в студию Школы-студии МХАТ и попал к знаменитым педагогам — Михаилу Кедрову и Василию Топоркову. Его друзья в конкурсе не прошли, и Олег пообещал сыграть за них.
Олег Ефремов любил свою работу и чувствовал, что нашел свое призвание, свое место в жизни. Поэтому он полностью посвятил себя учебе и поклялся оставаться верным выбранному делу до конца. Вместе с другими первокурсниками он дал клятву, которую даже запечатал кровью, считая, что это свидетельствует о серьезности и важности клятвы. Олег Ефремов не нарушил своей клятвы — вся его жизнь была служением искусству.
Ефремов был прилежным учеником, и учеба давалась ему легко. На протяжении всей учебы он мечтал работать во МХАТе, но не кем-то другим, а художественным руководителем. После окончания школы пришло первое разочарование — для него не нашлось места в театре, даже вакансий не было. Олег не ожидал такой неудачи, но все же не пал духом. Ефремов устроился на работу в Центральный детский театр.
Театр
Театральная биография молодого актера начала складываться удачно буквально с первых дней. Он уже играл главного героя Володю Чернышова в первой постановке спектакля «Их друзья» и получил первые похвалы от зрителей. Игра Олега Ефремова была естественной и завораживающе искренней, так что зрителям казалось, что перед ними стоит не актер, а обычный мальчик.
Вскоре ЦДТ стал самым популярным театром столицы. Олег Ефремов принимал участие во многих спектаклях и снялся более чем в двух десятках ролей, носящих его имя. Он был мастером перевоплощения, поэтому очень органично входил в каждую роль. Он стал злодеем в спектакле «Борис Годунов» и дураком Иваном в постановке «Конек-Горбунок».
Режиссерский дебют Олега Ефремова состоялся в 1955 году. Он поставил музыкальную комедию «Димка-невидимка» по сценарию Михаила Львовского и Вадима Коростылева. Режиссерская работа Евремова была высоко оценена. Спектакль был хорошо принят не только зрителями, но и самыми строгими театральными критиками.
Еще будучи студентом, Евремов поклялся в верности методу знаменитого Станиславского и всегда следовал его правилам. Но времена изменились, и некоторые деятели искусства признали его немодным. Олег Ефремов с этим не согласился и поэтому решил собрать вокруг себя группу единомышленников. Это было несложно, ведь в то время он сам преподавал в школе-студии при Московском театре художников, и среди его учеников было много последователей именно этого метода. Так Олег Ефремов приобрел свою первую труппу, которая впоследствии стала называться театром «Современник».
Название театра было очень подходящим, поскольку в его репертуаре были постановки, затрагивающие актуальные проблемы того времени. Они ставили спектакли по произведениям Галича, Аксенова и даже опального Солженицына. Общение с публикой было очень живым и искренним, а в театре даже не использовался занавес.
Олег Ефремов был директором театра «Современник», но никогда не покидал сцену. Уникальная атмосфера этого театра исходила от него, и весь коллектив поддерживал его. В 1970 году Ефремов получил приглашение от МХАТа, который предложил ему должность художественного руководителя. Так исполнилась давняя мечта детства, которую он записал в своем студенческом дневнике.
В реальности не все выглядело так радужно и безмятежно, как в его студенческих мечтах. Московский Художественный театр находился в аварийном состоянии, и Евремову пришлось «оживить» театр. Он пригласил свою труппу в МХАТ, но все они отказались, кроме Евгения Евстигнеева. Прошло немного времени, и Евремову удалось вернуть театру былое величие. По приглашению Ефремова в компанию вошли Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина.
Театральный коллектив постепенно разросся до таких размеров, что многие актеры остались без работы — для них просто не хватало ролей. Тогда Ефремов выступил с предложением разделить театр, после чего стал директором МХТ имени Чехова в Москве.