Диета балерин: пять правил для сохранения стройности
Прима-балета Майя Плесецкая как-то пошутила, что главный секрет ее худобы заключается в простом правиле: «Не ешь!» Мы провели исследование, чтобы узнать, какими другими хитростями пользуются балерины, чтобы оставаться лёгкими, словно перышки.
Грация и элегантность профессиональных балерин — это результат не только многолетних напряженных тренировок, но и строго контролируемого рациона. Что же едят артисты балета, чтобы поддерживать свою физическую форму? Ужинают ли они после шести вечера? Позволяют себе сладости? Разберёмся вместе.
Поделиться:
Майя Плисецкая, известная прима балета, также заявляла, что ее секрет стройности очень прост — «Не жрать!». Но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, ведь всё же балерины строго регулируют количество потребляемых калорий. Например, Плисецкая, помимо отрешения от сахара, булочек и кофе, полностью исключала мясо, молочные продукты и яйца из своего рациона. В основном она питалась фруктами, овощами, крупами и рыбой.
Правило №1: Включите в рацион много сложных углеводов
Углеводы являются основным источником энергии для организма. В идеале вариант питания танцора балета должен содержать 20% белка, 25% полезных жиров и 55% сложных углеводов. Слишком низкое содержание углеводов в рационе может привести к головокружениям и обморокам у танцовщиц, что делает важным регулярное потребление таких злаков, как гречка, рис и овсянка.
Белки необходимы для восстановления и поддержания мышечной массы, а жиры выступают дополнительным источником энергии. Их недостаток может привести к тому, что организм начинает использовать мышечный белок в качестве топлива, когда запасы энергии истощаются.
Все почему-то думают, что балерины ничего не едят, но если обычный человек погружается в фитнес-шестичасового формата каждый день, он не просто испытает голод, а бросится на еду! — делится в интервью солистка Большого театра Ангелина Влашинец.
Чтобы не выходить за рамки допустимого, балерины предпочитают есть небольшими порциями. Суп обычно считается самостоятельным приемом пищи. Они также стараются избегать смешивания разных источников белка в одном приеме пищи, например, сочетать рыбу с мясом или молочными продуктами.
Жёсткий график работы артистов балета: иногда еда на бегу
Основу тренировочной программы балетного артиста составляет классическая танцевальная практика, обязательная для всех танцоров. Тренировка начинается с разминки, после которой выполняются классические экзерсисы у станка — плие, гран-плие, батман-тандю. Затем то же самое выполняется без станка, после чего следуют прыжки и вращения. Далее — репетиции, а затем выступления; иногда на неделе может быть до восьми спектаклей, включая оркестровые прогоны.
Помимо работы в Большом театре, я также занимаюсь хореографией с артистками художественной гимнастики. Мой опыт гимнастки в сочетании с педагогическим образованием позволяет мне видеть, что необходимо девушкам, и рекомендовать им аспекты из мира балета. Обычно я провожу 2-3 занятия в неделю и пытаюсь подстроить их под свой график. Бывает, что еду на занятия среди спектаклей, иногда даже в гриме. Работы действительно много, и времени часто не хватает. Иногда я могу поесть в метро или в такси, так как просто нет времени.
Способы формирования дисциплины: с раннего возраста в спорте
С четырёх лет я начала заниматься художественной гимнастикой, а в пять полностью переключилась на гимнастику. Утром я ходила в школу, а с двух до семи занималась спортом, каждый день, кроме воскресений. Это было тяжело, но меня это очень вдохновляло, так что я ни разу не пожалела. Я всегда чувствовала необходимую мотивацию и поддержку от родителей: мой папа был тренером по бейсболу, а мама всегда оказывала мне поддержку и слушала. Несмотря на множество тренировок, мне удавалось также участвовать в обычных детских акциях: ходить в кино, гулять в парке и встречаться с друзьями. В целом мое детство было довольно обычным: тренировки занимали много времени, но я не чувствовала себя скованной лишь этим. Такой ритм с ранних лет внушил мне дисциплину, и сейчас я не могу представить свою жизнь без тренировок.
У меня недостаточно три недели отдыха летом. Во время перерыва нет ни репетиций, ни тренировок. Я могу просто отдохнуть или отправиться на гастроли. За время своей работы я посетила такие страны, как Китай, Таиланд и Оман, а этим летом отправилась в Европу на заслуженный отдых. Я долго мечтала об этом: путешествие по Италии, Испании и Франции стало для меня замечательным подарком. Мне сейчас 22, и я ощутила, что самое время посетить эти страны.
В остальное время мой график очень напряжённый и непредсказуемый. Однако у нас есть три выходных после завершения марафона «Щелкунчик», 8, 9 и 10 января. А первого января — выходной день. После отпуска мне легко возвращаться в привычный график и форму. Во-первых, перерыв не слишком продолжителен, а во-вторых, если ты занимаешься этим всю жизнь, твое тело помнит всё, и привыкнуть к режиму достаточно просто. Возможно, дней через два может немного поболеть мускулатура, но скоро всё возвращается в норму.
Качаем не бицепс, а тазовое дно: как умный фитнес стал трендом
Балетное училище мы начинаем посещать еще в детстве, но в какой-то момент тело меняется. В переходный возраст иногда сложно контролировать свою фигуру, и, к сожалению, у балерин, которые не уделяют должного внимания своему рациону, могут возникать проблемы с весом. Это, конечно, имеет негативное влияние на их профессиональное развитие. Конечно, в театре нагрузки велике, и лишний вес зачастую уходит сам собой, но всё зависит от индивидуальных особенностей организма. Я сама всегда замечаю и чувствую, когда начинаю набирать вес. Это отражается на танце — например, на прыжках и работе с партнёром, ведь он может получить травму спины во время поддержек.
Елена Трушина
Следить за питанием имеет смысл не только танцовщицам. В мир балета приходят совсем юные, и как они вырастут, не всегда предсказать. Также никто не отменял гормональные изменения организма, поэтому каждый учебный год проходит отсев в академии. Тем, кто желает остаться в профессии, нужно соответствовать балетным стандартам — и тут начинается борьба за внешний вид, в основном через питание. Одним это дается легко, другим — крайне сложно. Даже человек, далекий от балета, замечает избыточный вес: ему становится тяжело двигаться и дышать. А когда речь идёт о балетных нагрузках, эти ощущения усиливаются в разы, и главное — теряется легкость движений, страдает техника исполнения и эмоциональная сторона.
Копченая свекла с сметаной из репы и красной икрой, 450 руб.
Гречневые чипсы с домашним сыром, маринованной репой и икрой из трюфеля, 550 руб.
Свежая спаржа с соусом из эстрагона, 890 руб.
В одном из интервью Людмила Ковалева, педагог, воспитавшая таких балерин, как Диана Вишнева, и прима-балерин Большого и Михайловского театров, а также Венской и Киевской оперы, признавала, что преподаватели в хореографических училищах могут по множеству признаков определить, кто, скорее всего, не будет страдать от лишнего веса, когда вырастет. Однако, важно отметить, что для взрослого человека важнее всего не предрасположенность, а баланс между конституцией тела, рационом питания и физическими нагрузками. Мария, Елена и Любовь делятся своими секретами, как поддерживать этот баланс, избегая стресса и напряженности.
Голубец в хрустящем тесте с мясом ягненка, 690 руб.
Котлета из карасей с картофельным пюре и щучьей икрой, 730 руб.
Трубочки с паштетом из печени трески и малиновым соусом, 420 руб.
У каждой балерины есть собственные принципы питания — каковы ваши?
КОЛЕБАНИЯ ИДЕАЛА
В 1830-е годы во Франции блистала балерина Тальони. Сначала ее считали совершенно непривлекательной: руки до колен, длинные ноги, шея как у жирафа, невысокая грудь. Но её сообразительный отец сумел обратить (казалось бы) недостатки дочери в новый эстетический идеал. Для балета «Сильфида» он создал тюники, которые придавали ей облик не женщины, а духа. Очень быстро танцовщицы до Тальони стали казаться публике приземлёнными и невыразительными.
Когда эпоха романтизма закончилась, стандарт красоты снова изменился. На рубеже XIX — XX века эталоном стал образ Кшесинской — с округлыми руками, пышной фигурой и чётко очерченной грудью. Тогда считалось, что худоба Павловой — это серьёзный изъян, и она даже вынужденно потребляла рыбий жир, веря, что он поможет ей поправиться.
Кшесинская, кстати, начала борьбу за укорочение юбок. Сначала балетные пачки прикрывали колени, но затем стали все короче. Эротизм вновь вошёл в балет: начали поднимать ноги выше и держать их дольше; к тому же развивалась техника вращений, так что за работать в длинной юбке становилось неудобно. Матильда Феликсовна сама сокращала свои сценические наряды, пока чиновник Императорских театров не проверял длину юбки и не вызывал на ковер. Однако, свои юбки она отстаивала, имея весомые связи.
Во времена Сталина на физическую форму танцовщиц обращали меньше внимания. Хрупкая Уланова, к примеру, всю жизнь оставалась в одном весе. Иная ситуация была с Семеновой, также прославленной балериной, которая иногда страдала от ожирения. Тем не менее, она была не менее великолепна. Наилучший период в её карьере пришёлся на 1930-е, когда она только что переехала из Петербурга в Москву и её супруг, педагог Семенов, держал её в строгости. Тогда её фигура и техника были идеальными. Но даже позже к её весу уже не проявляли внимания.
В Третьяковской галерее можно увидеть портрет балерины Лепешинской, написанный художником А. Герасимовым. Сначала странно, ведь такие крепкие балерины — и это было совершенно нормой. Это просто типаж — ширококостный: конечности и суставы были более массивными, но она была не толстая, а лишь мускулистая. В её танцах имелись практически акробатические элементы. В традиционных балетах, основывающихся на классической хореографии, такой стиль не был распространен, однако ей удавалось создать огромный концертный репертуар. Она исполняла то, что сейчас никто не делает — например, двойные сальто с прыжка или витки с середины сцены, что делало её выдающейся танцовщицей.
В 1930-1950-е годы в балете имела место тенденция к увлечению спортом. Суламифь Мессерер профессионально занималась плаванием, становясь чемпионкой Москвы или даже СССР. Мужчины прыгали с вышек и играли в волейбол. Классический танец обогащался спортивным азартом: женщины увеличивали количество и скорость вращений, а мужчины усложняли свои прыжки.
Типичным примером балета того времени является знаменитое па-де-де «Дианы и Актеона», поставленное Вагановой. На первый взгляд, это вполне классический танец без особых наворотов, но он достаточно сложен — не только для мужчин, но и для женщин. Это крайне трудное, тяжёлое произведение — это балетная «магнитка», работа на перегрузки и выполнение трудных заданий.
Следующим знаковым явлением в смене канонов балета стала Майя Плисецкая. К тому времени, когда она начала свою карьеру в 1940-х годах, на сцене уже блистали Лепешинская, Семенова, Уланова. Но Плисецкая представляла собой балерину совершенно нового типа. На фоне невысоких, крепковатых танцовщиц, её рост в 1.65 метра казался впечатляющим. Тогда она почти не следила за своим весом, даже если выглядела менее стройной среди конкуренток. Длинные ноги и руки, даже в школе она научилась эффективно использовать свои природные данные. Это требовало высокой координации: балерине нужно было сообразить, как распорядиться правильной длиной рук. Канонические позы требовали округлости, а её длина нередко создавала трудности. Но Плисецкая научилась использовать свои руки как главное средство выразительности.
ИНФАНТИЛИЗМ И АППЕТИТ
На Западе существует чёткое разделение между классическим балетом и современным танцем. Ни в одном из таких направлений не существует единого эталона, хотя система подготовки и отбора артистов значительно строгая, чем в России. В нашей стране хореографические училища ежегодно выпускают от двух до трёх классов. Попробуй исключить неуверенного ученика — дети плачут, родители поднимают шум, жалуются на потраченное время и тяжёлые нагрузки. В результате ученика на выпуске часто помещают в труппу, где ему не рады, как и он сам остаётся недоволен.
В школе Л’Опера Париж выпускают ежегодно лишь 10-12 человек, а в театр берут всего лишь два-три. Отсев там просто чудовищный, и его обсуждение не стоит. Остаются только те, кто действительно предан танцу, а фигура у всех изумительная. Кроме того, в театре постоянные квалификационные экзамены. Таким образом, в труппе нет лишнего контингента. В Л’Опера Париж работает 140 артистов, в Большом — 250, хотя репертуары театров почти идентичны.
На Западе, если кто-то решается стать воспитанником балетной школы, это человек сознательно делает выбор всегда идти в карьере, тогда как в России многие танцоры остаются в профессии благодаря родительскому давлению.
Тем не менее, среди исключений присутствует Светлана Лунькина, которую никто не приводил в балет против её воли, даже её родители этому противились. Но судьба оказалась иным — Светлана обнаружила своё призвание в балете. Сегодня её выделяют все именитые хореографы современности: Пьер Лакот создал для неё роль Аспиччии в «Дочери фараона», а у Ролана Пети она исполняла Пассакалью. К слову, в отношении питания: несмотря на свои 23 года, Светлана ест всё и в любых количествах, а весит всего 46 килограммов.
Её семья из Краснодарского края, где она проводит летние каникулы. Как известно, на Кубани к еде относятся с уважением. Она утверждает, что там действительно по-настоящему питается.
— А на завтрак, вероятно, каша? — спрашиваю я.
— Зачем? Я предпочитаю горячие блюда, например, мясо с рисом.
— Летом можно не вставать сразу на классы. Можно хорошо выспаться и проснуться к двенадцати — это отличное время для завтрака.
— В пять вечера — полдник. Обедаю раньше. И, конечно, у нас с семьёй всегда есть ужин за общим столом.
У Светланы действительно здоровый и рациональный подход к жизни, и мне очень нравится её прагматичность. И, более того, я уверена, что только прагматичные и трезвомыслящие личности, любящие не только танец, но жизнь во всей её разнообразии, способны добиваться успеха в балете.
Евгения ПЕТРОВА
На всех фотографиях:
- В СЕГОДНЯШНЕМ БАЛЕТЕ ПОПУЛЯРНЫ ДЕВУШКИ ДЛИННЫЕ И ТОЩИЕ, ПОХОЖИЕ НА МОДЕЛЕЙ. УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ АРТУРА ЛОПАТКИНА
- СВЕТЛАНА ЛУНЬКИНА, СОЛИСТКА БОЛЬШОГО ТЕАТРА — СОВРЕМЕННЫЙ ИДЕАЛ БАЛЕРИНЫ
- ЕКАТЕРИНА ГЕЛЬЦЕР — ТИПИЧНАЯ ТАНЦОВЩИЦА ПЕРИОДА XIX — XX ВЕКОВ
- ЛУЧШАЯ ЭПОХА МАРИНЫ СЕМЕНОВОЙ — 30-Е ГОДЫ. ОНА ТОЛЬКО ЧТО ПРИЕХАЛА ИЗ ПИТЕРА В МОСКВУ, И ЕЁ МУЖ, ПЕДАГОГ СЕМЕНОВ (ОДНОФАМИЛЕЦ), СОХРАНЯЛ ЕЁ В ЧУТЬ ТЕНДЕРНОМ БЛИЖЕ. В ТО ВРЕМЯ У НЕЁ БЫЛИ ИДЕАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНИКА
- ОЛЬГА ЛЕПЕШИНСКАЯ СТРОИЛА СВОЮ ХОРЕОГРАФИЮ НА АКРОБАТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ. У НЕЁ БЫЛ ОГРОМНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ПРОГРАММ. ОНА ИСПОЛНЯЛА ТО, ЧТО СЕЙЧАС НИКТО НЕ СДЕЛАЕТ, — ПРЫЖКИ С ДВОЙНЫМ РЫБЬИМ САЛЬТО, ПОЛЕТЫ С СЕРЕДИНЫ СЦЕНЫ
- ГАЛИНА УЛАНОВА — РОМАНТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЭПОХИ СТАЛИНА
- В МАТЕРИАЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТОГРАФИИ: ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА, ИЗ АРХИВА ОГОНЬКА, ИГОРЯ ЗАХАРКИНА, ФОТОТЕКА
Ритуалы перед выходом на сцену
Балерины, как и другие артисты, прекрасно осознают важность морального настроя перед спектаклем. У людей этой профессии есть свои обязательные ритуалы.
Те, кому сейчас за восемьдесят, прошли через уникальную школу; их наставниками были балерины, пережившие времена до советской эпохи. Например, они учили своих учениц дробному питанию, которое в те времена не имело широкой популярности.
Актриса Светлана Дружинина, которая не стала балериной только из-за травмы, рассказывает о рецепте, который она сохранила на протяжении всей своей жизни: «Еще балерины Императорского театра делились с нами: перед сном положите ложку мёда в стакан. При этом, говорили они, выбирайте ту самую, серебряную, которую подарили вам на первый зуб. Залейте ложку меда водой и выжмите пол-лимона. Подумайте, что это означает в конце 40-х: мед, серебряная ложка и лимон. Мы это так усвоили. И признаюсь, я и сейчас ношу с собой серебряную ложку из свадебного набора и маленькую баночку меда. И выжимаю пол-лимона в стакан воды с медом. Это мой закон!»
благодаря такому строгому соблюдению ритуалов, балеринам удается не только создать правильный настрой, но и воспитать полезные привычки на всю жизнь. Эти привычки в дальнейшем помогают сохранять молодость и здоровье в пожилом возрасте.
Соблюдают умеренность в собственном рационе
Многие женщины стремятся найти секрет идеального тела. У балерин, для которых физическая форма критично важна для карьеры, есть собственные хитрости в этом вопросе. Например, балерины рассматривают суп как отдельный прием пищи, а не как предшественник второго блюда.
При этом миф о том, что балерины ничего не едят, остаётся живучим. И хотя знаменитая Майя Плисецкая предлагала не есть слишком много, следует воспринимать её советы с некоторой осторожностью. Большинство балерин не столь радикально настроены и придерживаются правил здорового питания, ведь при огромных нагрузках голодная диета может привести к проблемам со здоровьем.
Екатерина Кухар описывает свой примерный рацион следующим образом:
«Я начинаю свой день со стакана воды с лимоном. Затем обязательно выпиваю чашечку свежезаваренного кофе с кардамоном и ем бутерброд, кусочек хлеба со злаками, поданный с икрой или твёрдым сыром. Завтрак, предвестник хорошего дня, завершает конфета. Обед у меня может быть самым разным, от спагетти Карбонара (если вечером у меня спектакль — нужно много углеводов) до лёгкого перекуса (если график слишком загружен). Из поисков до ужина я позволяю себе сухофрукты, пай, йогурты, черный шоколад.»
Такой подход к умеренности они сохраняют на протяжении всей своей жизни, что со временем становится секретом их великолепного внешнего вида.
В общем, балерины — это обычные женщины, которые отличаются лишь высоким уровнем самоконтроля и настойчивости в достижении своих целей. Постоянное движение, систематический уход за собой и любовь к жизни — это те качества, которым стоит поучиться у них.