Когда война закончилась, Айшет с некоторыми мусульманами отправился в Вышний Волочек. Там он поступил в музыкальную школу и нашел друзей, с которыми основал кукольный театр! Но через год Айшет отправила сына в Баку. Женщина была уверена, что там она получит лучшее образование.
Муслим Магомаев
Уникальный голос Муслима Магомаева — звонкий и чистый баритон — узнаваем для слушателей старшего и среднего поколений, родившихся и живших в СССР. Звезда оперы и эстрады и аристократ, он сумел превратить бриллиант своего таланта в настоящий драгоценный камень. Его слава на родине была сравнима с битломанией: его машину во время гастролей носили с собой фанаты, а женщины целовали ее, оставляя следы губной помады.
Муслим Магомаев родился в Баку 17 августа 1942 года. Его отец, Магомет Магомаев, погиб на фронте, не добившись победы через 15 дней. До войны он работал театральным художником.
Мать Муслима, Айшет Магомаева, была актрисой, использовавшей псевдоним Киншалова. В ее жилах текла турецкая, средиземноморская и русская кровь. Муслим считал себя азербайджанцем, а Россию — своей матерью. Его дедом был азербайджанский композитор Абдул-Муслим Магомаев, основоположник классической народной музыки.
После войны Муслим Магомаев с матерью уехал в Вышний Волочек, где актера постигла творческая судьба. Мальчик провел год в музыкальной школе, подружился с одноклассниками и заразил их идеей кукольного искусства. Он сам сделал кукол. Но Айсет отправила сына в Баку, где, по ее мнению, музыкально одаренный мальчик получит лучшее образование.
Муслим Магомаев и его мать в детстве / @muslim_tamara
В детстве Муслим Магомаев рос в семье своего дяди Джамала Муслимовича. Его мать переехала из Вышнего Волочка в Мурманск, где работала в местном драматическом театре. Она вышла замуж во второй раз, у Муслима были брат Юрий и сестра Татьяна.
В своем родном городе он с головой погрузился в музыку. Магомаев часами слушал «тропические» записи Энрико Карузо, Маттиа Баттистини и Титта Руффо.
По соседству с дядей жила семья известного азербайджанского певца Бюль-Бюля, и по утрам Муслим слушал, как поет звезда. Он подружился с сыном Бюль-Бюля — Поладом.
Успехи мальчика в музыкальной школе при Бакинской консерватории, куда его отправил дядя, были неполными; на уроках фортепиано, сольфеджио и хора Муслим получал лучшие оценки; по физике, химии и математике, однако, «он сдал», по словам Магомаева.
Виолончелист и педагог Владимир Аншелевич обнаружил одаренного ученика и взял его под свое крыло. Он показал молодому певцу, как нужно петь соло. Вскоре последовал опыт, который помог Муслиму Магомаеву спеть партию Фигаро в опере «Севильский цирюльник».
Певец оттачивал свое вокальное мастерство в Бакинской музыкальной школе. Его наставниками были Александр Милованов и концертмейстер Тамара Креттинген, которая присматривала за учеником в свободное время. Магомаев получил диплом в 1959 году.
Оперный театр
Свою творческую биографию художник начал в родном городе, в Бакинском культурном центре моряков. Семья Магомаева боялась за его голос и запретила ему появляться в зале, но 15-летний мальчик тайно вышел на сцену перед своей семьей и получил свои первые аплодисменты. Ему удалось избежать юношеских изменений в голосе.
В 1961 году Муслим Магомаев профессионально дебютировал в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Через год он спел «Бухенвальдский кнехт», и его талант был отмечен на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. В том же году он приобрел международную известность, выступив на Азербайджанском фестивале искусств в Кремлевском дворце съездов.
Муслим Магомаев — молодежи / ВКонтакте
Свой первый сольный концерт певец дал в 1963 году в Концертном зале имени Чайковского. Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова в Баку. В 1964 году он в течение двух лет стажировался в миланском театре «Ла Скала».
В середине 1960-х годов Муслим Магомедович гастролировал по городам Советского Союза с музыкальными спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Талантливую певицу пригласили выступать на сцене Большого театра, но она не захотела оставаться в рамках оперы.
В середине 1960-х годов певица гастролировала в Париже. Бруно Кокатрикс, директор знаменитой «Олимпии», восхитился его талантом и предложил ему годовой контракт. Магомаеву пророчили мировую известность, и он принял предложение. Но Министерство культуры СССР приняло решение: Азербайджанский певец был нужен для правительственных концертов.
В Париже он узнал, что на родине против него возбуждено уголовное дело. В поддержку ансамбля песни и пляски донских казаков певец выступил на концерте в Ростове-на-Дону перед 45 тысячами зрителей в конце 1960 года. Вместо запланированного взноса Магомаев провел на сцене более двух часов. Ему выплатили зарплату в три раза больше, утверждая, что в этом нет нарушения закона и что ставка была утверждена Министерством культуры.
О судебном преследовании певец был проинформирован ОБХСС во время своего концерта в «Олимпии». Не желая подвергать свою семью опасности, Муслим не поддался на уговоры эмигрантов и вернулся в СССР.
В конце концов, ему запретили выступать за пределами Азербайджана. Свободное время он использовал для того, чтобы окончить консерваторию в Баку и изучать пение. Позор закончился, когда председатель КГБ Юрий Андропов позвонил министру культуры Екатерине Фурцевой — Магомаев был приглашен на юбилейный концерт министерства.
Эстрадная музыка
В 1969 году Муслим Магомаев получил первую премию на международном фестивале в Сопоте; в Каннах на Международном фестивале звукозаписей и музыкальных изданий он был награжден Золотой пластинкой за миллионное распространение грампластинок. В 1973 году в репертуаре музыканта появился знаменитый хит «Мелодия» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Эта песня в исполнении Магомаева была первой, которую услышала Тамара Синявская.
Муслим Магометович дирижировал своим эстрадным симфоническим оркестром в течение 14 лет, начиная с 1975 года. До 1989 года он гастролировал с музыкантами по СССР и другим странам. Певец преуспел в популяризации современного западного влияния, которое в то время не одобрялось высшим руководством СССР. Первый хит The Beatles, Yesterday, был исполнен в Советском Союзе.
Песни, исполненные Муслимом Магометовичем на музыку Арно Бабаджаняна, занимают особое место в творчестве звезды. Композиции Best City of the Earth и Nocturne настолько живые и выразительные, что сразу запоминаются слушателям.
Бабаджанян был вдохновлен «Королевой красоты» Магомаева, шлаком ереванского конкурса красоты 1960-х годов. Композиция заняла первое место в конкурсе «Лучшая песня 1965 года».
Слова для трогательной песни «Синяя вечность» были написаны другом, Геннадием Козловским, который в 1971 году переехал в Москву и с 1979 года по предложению Магомаева работал директором Азербайджанского народного симфонического оркестра.
Иосиф Кобзон и Муслим Магомаев / @rns_online
Судьба некоторых гимнов в исполнении Магомаева оказалась непростой. Песня «Лучший город Земли» со словами Леонида Дербенева и музыкой Арно Бабаджаняна транслировалась по радио в течение месяца, но Никита Хрущев расценил песню как «развращающее влияние Запада» и со словами «Твист для Москвы? Запрещено!» приказал снять передачу с эфира. Песня была возобновлена вскоре после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК. В 2013 году, во время празднования 866-летия столицы, кляп Магомаева стал главной темой торжеств.
Песня «Нам не жить друг без друга» Александры Пахмутовой, исполненная Муслимом Магомаевым, и сегодня остается хитом. То же самое касается хитов 1970-х годов «Snow Is Falling» и «Golden Sun Ray». Последнюю композицию можно услышать в продолжении мультфильма «Бременские музыканты», где она представлена как серенада трубадура.
Последние годы своей жизни певец провел с любимой женщиной. Муслим Магомаев и Тамара Синявская часто проводили свой отпуск в Баку, жаря шампуры на берегу Каспийского моря. Весной и летом супруги жили на своей подмосковной даче, где разбили живописный сад и построили горку. Муслим Магометович рисовал, сочинял аранжировки и музыку.
Разобрал дорогущую скрипку, уходил петь на речку
Постепенно интерес мальчика к музыке возрастал. Его родственники заметили это и не остановили его. Они даже пытались научить его играть на скрипке. Однажды произошел забавный случай. Во время очередного урока мусульманин заперся в своей комнате и разбил инструмент. Деликатность момента заключается в том, что скрипка принадлежала мастеру из семьи Амати, известной традициями создания этого сложного инструмента.
Знаменитый баритон, ассоциирующийся с Магомаевым, начал развиваться в возрасте 14 лет. Сначала подросток стыдился своего голоса и даже ходил к близлежащей реке, чтобы репетировать и кричать под шум воды. Позже Магомаев сказал, что было трудно обучать пению. Не менее важен момент импровизации и творческого порыва. По его словам, добросовестность не играет большой роли в музыке.
Но мальчик не особенно любил школьную науку. Начинающему певцу нравилась только химия — его привлекала возможность экспериментировать.
Женился в 18 лет
Офелия Велиева, сокурсница, была первой женой певца. Родилась его единственная дочь Марина, которую они сначала решили назвать традиционным азербайджанским именем Джамиля. Несмотря на это, карьера певца постепенно пошла в гору, и пара была вынуждена развестись. Офелия понимала, что Муслиму нужно сосредоточиться на своем профессиональном будущем, и не возражала против развода.
Дочь певца сейчас живет в США, но поддерживает теплые отношения со своей семьей: и с матерью, и со второй женой артиста. Марина, однако, старается избегать внимания общественности. Исключение она сделала только в 2019 году, когда у нее взяли интервью для фильма, посвященного памяти ее отца.
Был знаменитым, но очень скромным
Магомаев, которого уже любили миллионы, оставался скромным и интеллигентным человеком и никогда не кичился своей популярностью. Более того, он никогда не использовал свое положение в корыстных целях, хотя имел большое количество полезных знакомств.
Интересно, что Магомаев в свое время был депутатом Верховного Совета СССР, но, как он позже признался, ему не нравилось законодательство и различные сессии. Однако в чем нельзя упрекнуть певца, так это в его щедрости. Ходят слухи (небезосновательные), что после своих концертов он устраивал пышные вечеринки в лучших отелях страны.
Виолончелист и педагог Владимир Аншелевич обнаружил одаренного ученика и взял его под свое крыло. Он показал молодому певцу, как нужно петь соло. Вскоре последовал опыт, который помог Муслиму Магомаеву спеть партию Фигаро в опере «Севильский цирюльник».
Музыкальное образование
Муслим начал увлекаться музыкой очень рано в своей жизни. В возрасте 3-4 лет он уже пытался самостоятельно подбирать мелодии на фортепиано. Когда он обнаружил свой талант, его взяли на работу учителем. Учительницу звали Валентина Купцова, от нее всегда пахло водкой, а в сумке лежала бутылка.
Свою первую мелодию Магомаев сочинил в пятилетнем возрасте; гораздо позже он вместе с поэтом-песенником Анатолием Гороховым создал на ее основе песню «Соловьиный час». Маленький мальчик предпочитал выбирать свои собственные мелодии, а не изучать мелодии других. Все это время у него было желание спрятать записки и сказать, что они потерялись, тогда Бах побежал к мальчикам во двор. Осознание того, что этот немецкий композитор действительно был гением, пришло гораздо позже.
В 1949 году Муслим начал учиться в элитной музыкальной школе — десятилетней школе, которая была при консерватории в Баку. В эту школу принимали только одаренных детей, и «блат» не помогал.
Общие вопросы Мусульманин не любил многого, но музыка — это нечто другое: он ее обожал. Через год он уже пел в хоре, в школе постигал основы композиции и игры на фортепиано, а дома слушал пластинки с оперными ариями знаменитостей того времени: Энрико Карузо, Титта Руффо, Бенджамино Джильи, Маттиа Баттистини.
Несравненная чистота и сила ее голоса, а также абсолютный музыкальный слух привлекли внимание виолончелиста консерватории В. Аншелевича, который занимался с Магомаевым и учил его пению.
С 1956 по 1959 год Муслим учился в музыкальной школе в Баку имени Асафа Зейналлы.
Творческий путь
Семья очень хотела, чтобы Муслим не потерял свой божественный голос в подростковом возрасте, и поэтому была против его первых выступлений на сцене. Но молодой человек не согласился и дал свой первый концерт в 15 лет на сцене Дома культуры моряков в Баку. Мусульманин избегал юношеских изменений в голосе.
Он дебютировал в 1961 году в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа, а затем отправился в турне по Закавказью.
Год спустя он был в составе делегации СССР в Хельсинки, где стал победителем Всемирного фестиваля молодежи, исполнив «Buchenwald’s Knoll».
В том же 1962 году в Кремлевском дворце съездов был проведен фестиваль азербайджанского искусства, на заключительном концерте которого пели мусульмане. После этого выступления он узнал о репутации межпрофсоюзной организации. Он начал эстрадную концертную карьеру, но это не помешало ему стать солистом Азербайджанского театра оперы и балета в 1963 году. С 1964 по 1965 год Муслим стажировался в театре «Ла Скала» в Милане, Италия.
После возвращения из Италии Магомаев и его партнерша Мария Биеску гастролировали по крупным городам Советского Союза со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Вскоре ему предложили место в Большом театре, но он отказался, поскольку молодой певец хотел большего, чем просто оперные выступления.
В 1966 и 1969 годах Муслим гастролировал в Париже, где с большим успехом выступал в знаменитом театре «Олимпия». После этих гастролей директор парижского театра предложил Магомаеву годовой контракт. Певец заинтересовался предложением, но советское Министерство культуры ему отказало. В Париже Муслиму даже предложили эмигрировать, но он отклонил предложение, потому что не мог представить себе жизнь вдали от дома.
Его пластинки разошлись тиражом более миллиона экземпляров, а в репертуаре были эстрадные песни и оперные арии, а также популярные хиты зарубежных композиторов и русские романсы. Его международные премии и награды чередовались с национальными:
- 1-я премия на Международном фестивале в Сопоте (1969),
- «Золотая пластинка» в Каннах на Международном фестивале граммофонов (1969 и 1970),
- Народный артист Азербайджанской ССР (1971),
- Народный артист СССР (1973).
В 1975 году Муслим основал государственный оркестр, Народный симфонический оркестр, с которым постоянно гастролировал. Театр хотел видеть и слышать Магомаева во всех уголках Советского Союза и далеко за его пределами. На его концертах во Франции, Иране, Болгарии, Канаде, Германии, Финляндии и Польше стадионы и концертные залы заполнялись тысячами. В течение 14 лет Муслим руководил основанным им оркестром.
В течение нескольких десятилетий ни один государственный концерт или телевизионная программа не обходились без Магомаева. Вся страна знала и пела его песни:
- «Азербайджан,
- «Колесо обозрения»,
- «Bella Ciao»,
- «Свадьба»,
- «Спасибо»,
- «Большое небо»,
- «Верните мне музыку»,
- «Мы не можем жить друг без друга»,
- «Мелодия»,
- «Лучший город мира»,
- «Королева красоты»,
- «Голос Земли».
Личная жизнь
Такой красивый молодой человек с уникальным голосом был невероятно популярен среди девушек. Когда Муслим женился в 1960 году, он женился на своей однокурснице по музыкальной консерватории, девушке по имени Офелия. У них родилась дочь Марина, но вскоре после этого их брак распался. Дочь унаследовала от отца музыкальный дар, но выбрала другую профессию. Сегодня Марина живет в США, а когда мусульманин был жив, она поддерживала теплые отношения с отцом.
Второй женой Магомаева была актриса Большого театра Тамара Синявская.
В 1972 году в Баку проходила Декада русского искусства, на которую была приглашена и молодая актриса Синявская. Там она познакомилась с Магомаевым, что оказалось судьбоносным. Она была замужем, и в ее семейной жизни ничего не должно было измениться, но вопреки здравому смыслу чувства взяли верх и над Тамарой, и над Муслимом — они не представляли жизни друг без друга. Они поженились в ноябре 1974 года и с тех пор были неразлучны.
Семейная жизнь не всегда была гладкой, они оба были знамениты, обладали сильными характерами и редко шли на уступки, но они все равно не могли найти в себе силы разойтись и жить отдельно. Этот роман был завершен только тогда, когда Муслим закончил свою концертную карьеру. Вместе они часто ездили в отпуск в Баку, место, где они впервые встретились, где наслаждались слякотью, Каспийским морем и друг другом.
Они жили на подмосковной даче, где разбили прекрасный сад с множеством альпийских горок и растений. Тамара ухаживала за садом, пока Муслим занимался любимым делом — писал, организовывал и рисовал.