В 13 лет юная Дункан начала профессионально заниматься танцами и музыкой, считая это своим призванием. В возрасте 18 лет она переехала в Чикаго, где смогла очаровать зрителей своими прекрасными танцами.
Айседора Дункан
Айседора Дункан была американской танцовщицей и основательницей свободного танца. Она стала звездой в Европе, где покоряла зрителей грацией, пластикой и естественностью своих движений. Однако в России она запомнилась многим как жена Сергея Есенина, брак с которым был недолговечным и несчастливым.
Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско, США, в мае 1877 года. Она родилась Дорой Анджелой и была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана, банкира, горного инженера и ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей. Сразу после рождения девочки глава семьи разорился, и семья некоторое время жила в нищете.
Родители Доры развелись еще до того, как ей исполнился год. Ее мать переехала с детьми в Окленд, где нашла работу швеи и учителя музыки. Средства семьи были ограничены, а времени на то, чтобы произвести на свет наследников, катастрофически не хватало. Поэтому было решено отправить младшую из дочерей, которой было всего пять лет, в школу, чтобы скрыть ее истинный возраст. Позже танцовщица вспоминала, что чувствовала себя чужой среди одноклассников, которые были намного старше ее. Учителя жаловались, что у девочки голова витает в облаках.
Учеба вскоре наскучила Дункан, и она бросила школу, но вся ее жизнь состояла из самообразования и чтения философских трактатов. Чтобы поддержать мать материально, Дора и ее старшая сестра Элизабет давали уроки танцев соседским детям. Сама она никогда не училась этому искусству; она танцевала так, как чувствовала, но ее природная ловкость делала ее движения очаровательными.
Танцы
Мечта о большой сцене привела Дункан в Чикаго, где она безуспешно прослушивалась в театрах. В 1896 году актриса присоединилась к труппе критика и драматурга Джона Огастина Дейли, с которым переехала в Нью-Йорк. Там юная танцовщица некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но быстро разочаровалась в балете.
Дора тоже недолго оставалась в танцевальной группе. В Америке она почувствовала, что ее не ценят, и переехала в Лондон. В британской столице танцовщица стала выступать в богатых домах, уже как Айседора. Небольшой заработок позволил танцовщице арендовать студию для занятий.
Айседора Дункан в танце / ВКонтакте
В это время Дункан вел светскую жизнь, посещая музеи и театры. Особенно его впечатлили греческие вазы и рельефы. Изображенные на них люди стали вдохновением для девушки, а их позы — основой для создания философии свободного танца. Она подчеркивала легкость и естественность движений. Ничто не должно ограничивать ее, поэтому Айседора появилась в свободной тунике и босиком. Именно поэтому ее прозвали «божественной сандалией».
Из Лондона Дункан отправилась в Париж на судьбоносную встречу с Лоис Фуллер. Они имели схожие взгляды на танец, предпочитая импровизацию жесткой системе повторяющихся движений, как в балете. По инициативе своего нового знакомого молодая танцовщица отправилась в европейское турне, которое позволило ей стать известной и завоевать множество поклонников своего таланта.
В последние годы жизни Исидоры концерты и гастроли стали частью ее жизни, но для нее выступления были лишь средством заработка. Она видела свое истинное предназначение в развитии философии свободного танца. В 1904 году она открыла свою первую школу танцев в Германии и еще одну в Париже, но вскоре они закрылись из-за начала Первой мировой войны.
Тем временем популярность Дункана продолжала расти. Газеты писали, что танец танцовщицы воплощает в себе силу прогресса, перемен, абстракции и освобождения, а ее фотографии, демонстрирующие «эволюционное развитие танца», в котором каждое движение возникает в органической последовательности из предыдущего, стали всемирно известными.
В июне 1912 года французский кутюрье Поль Пуаре организовал знаменитый вечер «La fête de Bacchus», повторение «Бахуса» Людовика XIV в Версале, в элегантном особняке на севере Франции. Дункан, одетая в греческое платье, созданное для нее хозяином вечера, танцевала на столах среди 300 гостей, выпивших за вечер 900 бутылок шампанского.
В СССР
Впервые Дункан посетила Россию в 1904 году и поразила публику своим выступлением. И Ольга Книппер-Чехова, и Всеволод Мейерхольд восторгались грациозной танцовщицей. Десять лет спустя она открыла в Санкт-Петербурге студию музыки и пластики движения, вдохновившись стилем танцовщицы.
В 1921 году политические симпатии Дункан привели ее обратно в Россию, теперь уже советскую. Нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский предложил открыть хореографическое училище в Москве и обещал финансовую поддержку. Однако в итоге Айседора оплачивала большую часть расходов на содержание заведения из собственных средств, испытывая при этом голод и домашние страдания.
Московская школа быстро выросла в размерах и приобрела популярность. Первое выступление школы состоялось в Большом театре в честь годовщины Октябрьской революции. Дункан и ее ученики представили танцевальную программу, включавшую танец «Варшавянка» под звуки польской революционной песни. Программа имела большой успех у зрителей.
Айседора недолго прожила в Советской России, но различные проблемы заставили ее покинуть страну и оставить руководство школой одной из своих учениц, Ирме. Школа продолжала работать до конца 1940-х годов.
Впервые Дункан посетила Россию в 1904 году и поразила публику своим выступлением. И Ольга Книппер-Чехова, и Всеволод Мейерхольд восторгались грациозной танцовщицей. Десять лет спустя она открыла в Санкт-Петербурге студию музыки и пластики движения, вдохновившись стилем танцовщицы.
Семья и раннее детство
Стоит отметить, что сама танцовщица была фаталисткой и считала, что ее судьба предопределена. Она остерегалась всевозможных суеверий и пророчеств, которые часто сбывались. Череда трудностей и нищеты подытоживает раннюю биографию Айседоры Дункан. Жизнь в то время была тяжелой. Будущий танцор родился в Сан-Франциско в 1877 году. Ее отец был банкиром, но это не принесло богатства его семье. Вскоре после рождения дочери он скрылся в неизвестном направлении со всеми деньгами своих вкладчиков. Ее мать была вынуждена одна воспитывать маленькую Айседору и двух ее старших братьев и сестер. Но женщина не сдавалась перед лицом жизненных трудностей и упорно трудилась, чтобы поставить своих детей на ноги. Она хотела не только кормить и одевать их, но и оплачивать их образование.
Сама Айседора была живым и энергичным ребенком, которому было трудно усидеть на месте. Она начала танцевать в возрасте 2 лет. А когда ей было 6 лет, девочка открыла импровизированную школу танцев, в которую приглашала всех детей из соседнего района. Все движения, которым она их учила, были изобретениями самой Исидоры. В возрасте 12 лет девочка начала брать деньги за уроки, чтобы поддержать свою мать. Но она плохо училась. В 13 лет она бросила школу, чтобы полностью посвятить себя танцам, музыке и другим видам искусства.
Любовь к танцу
В 1895 году она переехала со своей семьей в Чикаго, где начала представлять себя публике. Но успех пришел не сразу. В то время балерины были очень популярны. Но Айседора так и не научилась балету, потому что ее семья не могла позволить себе обувь. Позже она сказала, что ей это не понравилось, потому что в нем не было души. По ее мнению, балет — это последовательность заученных механических движений без жизни и страсти. Сама Айседора почти всегда танцевала босиком. Сначала публика скептически отнеслась к этому новшеству, но оно стало ее визитной карточкой.
Когда она танцевала, то черпала вдохновение в искусстве античности. Поэтому она пришла танцевать в легкой тунике на голое тело. Ее волосы всегда были разделены на пробор, а движения были хаотичными и простыми. Но ее чувственность понравилась публике, и девушка стала известна как «экзотическое чудо».
Ниже приведена фотография Айседоры Дункан, биография которой представлена в этой статье.
Первые успехи
Айседора танцевала в театрах и ночных клубах Чикаго и Нью-Йорка, но вскоре ей захотелось чего-то другого. В начале XX века она вместе с семьей переехала в Европу, где высшее общество вскоре было очаровано ее оригинальными танцами. Сначала она поселилась в Лондоне, где выступала в домах богатых семей и заработала большую сумму денег. Затем она переехала в Париж. Но краткая биография Айседоры Дункан была бы неполной без ее знакомства с другой знаменитой танцовщицей — Лой Фуллер, которая также приехала из Америки. Они разделяли одни и те же взгляды на танцы и поэтому быстро подружились. Именно Лой уговорил Айседору отправиться в европейское турне, которое впоследствии прославило ее на весь мир.
Описывая биографию Айседоры Дункан, невозможно не упомянуть о ее поездке в Грецию. Это произошло в 1903 году. Танцовщица всегда любила культуру античности и мечтала о путешествии в эту страну. В Греции на собственные средства она начала строительство храма, где будут проводиться занятия по танцам. Примечательно, что он до сих пор существует. Сама Айседора часто выступала в этом храме. На сцене ее окружал хор мальчиков в возрасте до 10 лет, которых она выбрала сама. С ними она совершила свое европейское турне. Дункан выступала в Лондоне и Париже, Вене и Берлине.
Получив заслуженное признание, Айседора решила поселиться в Германии, где купила виллу для себя и своей семьи. В 1904 году она основала под Берлином школу танцев для девочек, где обучала их основам своего оригинального танца.