Сальвадор Дали
Сальвадор Дали, достигший известности ещё при жизни, не только стал выдающимся художником, но и создал вокруг себя целый бренд, который приносил ему миллионы. Этот известный сюрреалист не был простым безумцем, а скорее гением эпатажа и провокации. Он охотно принимал разнообразные коммерческие предложения, включая участие в рекламных кампаний для шоколада и сотрудничество с журналом Playboy. Сам Дали не стеснялся своего прозвища Avida Dollars (жаждущий долларов) и искренне считал, что настоящая суть его профессии заключается в умении зарабатывать деньги.
Сальвадор Дали и Куси родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас, расположенном в каталанской части Испании, в обеспеченной семье нотариуса. Его родители уже понесли горькую утрату — старший сын Сальвадор умер в возрасте двух лет от воспаления мозга, что стало причиной решения родителям дать его второму ребенку то же имя. В испанском языке «Сальвадор» переводится как «Спаситель».
Мать Фелипе Доменек, с раннего возраста предавала своего сына нежности и заботе, в отличие от строгого отца, который придерживался более суровых методов воспитания. В результате, мальчик вырастал довольно капризным и своенравным. Узнав в пять лет о судьбе своего старшего брата, Дали стал ощущать себя неуютно, что в дальнейшем пагубно сказалось на его психоэмоциональном состоянии.
В 1908 году в семье Дали родилась дочь Ана Мария, которая позже стала близкой подругой её старшего брата. С раннего возраста Сальвадор был увлечен рисованием, и у него хорошо это получалось. Родители выделили ему отдельное место в подсобном помещении, где он мог проводить много времени за творчеством.
Живопись и скульптура
Первоначальные навыки живописи юный Дали освоил в муниципальной художественной школе под руководством известного испанского импрессиониста Рамона Пичо. В 1918 году в Фигерасе прошла его первая выставка, где были представлены пейзажи, созданные под влиянием живописной природы окрестностей родного города. В течение всей своей жизни Сальвадор оставался ярым патриотом Каталонии.
Одной из самых известных его работ является полотно «Постоянство памяти» (1931), на котором изображены жидкие часы, стекающие со стола на фоне песчаного пляжа. В настоящее время эта картина находится в Музее современного искусства в США и считается наиболее значимым произведением Дали. При активном участии его возлюбленной Галы, начались выставки работ Дали в различных городах Испании и также за границей, например, в Лондоне и Нью-Йорке.
Внимание к Дали проявил меценат виконт Шарль де Ноай, который дорого покупал его картины. На эти средства художник с Галой приобрели дом возле Порт-Льигата на побережье.
В 1929 году Сальвадор сделал важный шаг к будущей славе, поскольку присоединился к сюрреалистическому обществу. Однако даже среди своих единомышленников, таких как Андре Бретон, Жан Арп и Джорджо де Кирико, он оставался самобытной фигурой. Эксцентричный каталанец выглядел как белая воробейка, что стало причиной его конфликта с сюрреалистами после создания картины «Загадка Вильгельма Телля» (1933), в которой изображались абстрактные элементы и политические намеки.
Среди нескольких десятков полотен того времени, выставленных на выставках в Великобритании, США, Испании и Франции, следует отметить «Мягкую конструкцию с вареными бобами» и «Предчувствие гражданской войны». Эти работы были созданы накануне гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».
После поездки в Италию в 1936 году Дали стал восхищаться искусством итальянского Возрождения, что привело к включению черт академического стиля в его работы. В этот период созданы такие полотна, как «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда» и «Сон Испании».
Как творческая личность с бурным темпераментом, Дали испытывал непреодолимое влечение к военной форменной одежде. Вызвало недоумение его откровенное восхищение личностью Гитлера, которое отразилось в его работах и возмутило современников. Весьма характерным стало то, что накануне Второй мировой войны, он разорвал свои связи с французскими художниками и в 1940 году уехал в Америку. Уже находясь в Калифорнии, он написал картину «Лицо войны».
Детство
Сальвадор Дали родился в Фигерасе, Испания, 11 мая 1904 года. Его отец, Сальвадор Дали-и-Куси, был вместительным нотариусом, а мать, Фелипе Доменек, заботилась о дочерях. Дали стал вторым ребенком в семье; его старший брат с тем же именем ушел из жизни, когда ему было два года, умерев от воспаления мозга. Решив, что имя должно продолжаться в семействе, родители дали своему второму сыну аналогичное имя, которое переводится как «Спаситель».
Мать, страдавшая от утраты своего первого сына, была глубоко преданной маленькому черноглазому сыну. Соответственно, она окружала его любовью и заботой, тогда как строгий отец придерживался более суровых правил. Это противоречивое воспитание оставляло след: мальчик рос капризным и своенравным. В пять лет он узнал о судьбе своего старшего брата, и это открытие дало ему ощущение тревоги и нежелания осознавать свою вторичность в семье.
Вскоре после этого, когда ему исполнилось четыре года, в семье появилось ещё одно дитя — сестра Ана Мария, которая на долгое время стала ближайшей подругой Дали. Именно рисование завладело временем маленького мальчика, что позволило ему давать выход своей капризной натуре. Родители заметили, что рисование приносит ему успокоение, и вскоре ему выделили отдельную мастерскую в подсобном помещении для занятий.
Однако, несмотря на внимание матери, маленький Дали испытывал сильное потрясение и порой вынужденное чувство одиночества, что настраивало его на тревожные мысли. Однажды произошел случай, когда ожидание появления кометы Галлея привело его в состояние паники. Взрослые обсуждали ожидаемые события космического масштаба, и мальчик просто задыхался от ужаса. В попытках обратить на себя внимание, он толкнул свою сестру в панике.
Отец, возмущенный поведением сына, на некоторое время закрыл его в своем кабинете. Сальвадор отчаянно звал и просил освободить его, потому что ему было необходимо увидеть комету. Однако отец оказался непреклонен, и мальчик так и не смог увидеть её, после чего страх перед концом света остался с ним на всю жизнь.
Творчество
Отец Дали осознавал, что в семье растет необычный северный ребенок, который вряд ли станет продолжательным его нотариусом. Он отдал сына в муниципальную школу, в которую, как правило, записывали детей бедных слоев населения. Учитывая финансовое положение, у нотариуса были возможности обеспечить сына лучшим образованием в частной школе. Однако, учёба шла не самым лучшим образом, мальчик часто находился в центре конфликтов и дразнился одноклассниками. Однажды, когда ему было 16 лет, он прыгнул с лестницы таким образом, что его одноклассники испытали шок.
Несмотря на отсутствие жестокости, отец понимал, что его сын не обычный. Он нашел местного художника, чтобы тот обучал Сальвадора живописи. Первым его учителем стал Рамон Пичот. К четырнадцати годам в Фигерасе состоялась первая выставка юного живописца, на которой были представлены пейзажи родного края, к которому он сохранил любовь на протяжении всей жизни.
Первые картины молодого художника указывали на его интерес к так называемым «неакадемическим» стилям. Дали внимательно изучал методы импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Его следующим наставником стал профессор художественных искусств Хуан Нуньес, под чьим руководством он создал картины «Сумеречный старик», «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе». В это время художник увлекался европейским авангардом, поглощая труды Ницше и Фрейда, пройдя активно в местный журнал с публикациями своих коротких рассказов, комбинируя их с собственными графическими работами. Сальвадор приобрёл местную известность.
Но в 1921 году в жизни юноши произошла страшная утрата — его мать скончалась от рака груди, и ей было всего 47 лет. Это событие стало катастрофой для всей семьи. Отец оставался под тяжестью потери и это затронуло и несогласный характер молодого художника, который начал проявлять своё невосприимчивое поведение. Вскоре он поступил в Мадридскую Академию художеств, но его высокомерие не дало ему закончить полноценное образование.
Дали утверждал, что не признает авторитетов и вел себя вызывающе как в отношении однокурсников, так и преподавателей. Он считал себя более одаренным, чем его наставники. Такое поведение весьма быстро привело к его исключению из учебного заведения дважды. Однако в краткосрочном времени он также завел полезные знакомства.
Федерико Гарсиа Лорка, Луи Бунюэль и Пабло Пикассо стали близкими друзьями, оказавшими серьезное влияние на творческое развитие Дали. Связывало их не только стремление к искусству, но и предметы личных отношений. Так, например, Гарсиа Лорка явно нисколько не скрывал свою сексуальную ориентацию, одновременно вызывая мнения современников о том, что между ним и Сальвадором существуют любовные связи. Но сам Дали, несмотря на свою эксцентричность, не был гомосексуалистом.
ЛЮБОВЬ И ВДОХНОВЕНИЕ
В 1929 году Дали встретил Галу Элюар, которая стала его музой. Она была замужем за Полем Элюаром, известным французским поэтом XX века. Сразу между ними возникло сильное влечение, что привело к бурному роману. Гала покинула своего мужа в 1932 году. Эта женщина стала главной темой множества картин Дали, которые он создал на протяжении всей своей карьеры.
На момент их знакомства Дали проживал в Кадакесе, небольшом рыбацком городке на средиземноморском побережье. В 1930 году он купил услежку в Порт-Льигате – маленькую хижину без удобств.
В последующие годы пара неоднократно возвращалась в этот дом. Дали быстро становился известным (но скандальным) художником, и эта слава объяснялась не только его живописью, но и богатым воображением и умением шокировать публику. Не стоит забывать и о незаурядных способностях Галы, которая фактически выступала в роли менеджера Дали. В 1934 году она с успехом организовала несколько персональных выставок, которые прошли в Нью-Йорке, Барселоне и Лондоне.
Однажды на Международной сюрреалистической выставке в 1936 году, Дали поразил публику, выйдя на сцену в водолазном костюме и намереваясь провести лекцию. Хотя сначала публика с недоумением наблюдала за ним в полном молчании — звуки не доходили до неё через водолазный шлем — вскоре он начал задыхаться от недостатка воздуха. Дали стал отчаянно просить снять с него шлем, однако публика восприняла это как часть шоу и отреагировала смехом. К счастью, всё закончилось благополучно: шлем сняли вовремя.
Однако к концу 1960-х годов отношения Дали с Галой начали прохлаждаться. У обоих появились отдельные жизни: у неё было много молодых любовников, а у Дали возникла платоническая любовь к модели Аманде Лир. В итоге Гала настаивала на приобретении отдельного жилья. Как истинный эксцентрик, Дали купил для неё целый замок, где ему разрешалось посещать её лишь с предварительного письменного разрешения.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ
Многие соратники Дали по сюрреализму были недовольны его выходками, которые приводили к раздражению со стороны левых политических сил. Хотя в своей юности художник разделял анархические взгляды своего отца, со временем он стал симпатизировать правым политическим течениям. Например, он отказался выступить против генерала Франко, который стремился к установлению фашистской диктатуры.
В 1934 году Дали пригласили в парижскую квартиру Андре Бретона, где художника обвинили в антиреволюционной деятельности. Ему удалось отговориться тогда, но вскоре, в 1939 году, Бретон окончательно исключил его из организации сюрреалистов. На тот момент, и без этого его стиль уже переживал изменения. В 1937 году Дали совершил свою первую поездку в Италию, где был очарован произведениями мастеров Возрождения. Это привело к значительной традиционализации его стиля, хотя сюжеты по-прежнему оставались погружёнными в сюрреалистическую атмосферу.
Подобно многим художникам, Дали оставил Европу с началом Второй мировой войны и переехал в США, где жил в Нью-Йорке с 1940 по 1948 годы. В Америке его работы стали известны, а его успех был стремительным. Его персональная выставка открылась в Музее современного искусства в 1941 году и затем объехала крупнейшие города страны. В 1942 году вышла его автобиография «Моя тайная жизнь», которая мгновенно стала популярной. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Эти события положили начало для Андре Бретона, чтобы в дальнейшем сформулировать его язвительное слово — анаграмму имени, которая звучала как «Salvador Dali — Avida Dollars» (жаждущий долларов).
После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в портовом городке Порт-Льигат и часто наведывался в Париж и Нью-Йорк.
Его карьера продолжала стремительно развиваться. Огромные суммы денег, помимо картин, Дали зарабатывал в смежных областях: он экспериментировал с гобеленами, почтовыми марками и даже телевизионными появлениями. Одно из его появлений на телевидении стало легендарным, когда он закатил глаза и закричал в камеру: «Я сошел с ума, полностью сошел с ума от шоколадок Ланвин!» Он неоднократно устраивал выставки, которые пользовались огромным успехом. Примером могут служить масштабная выставка в Токио в 1964-65 годах и выставка в парижском Центре Помпиду в 1979 году. Выставка в Лондоне в 1980 году собрала рекордное количество зрителей — более 250 тысяч человек. Среди работ позднего периода особенно выделялись произведения Дали, посвященные религиозной тематике, так как со временем он стал набожным католиком.
Кем была жена Дали Гала
Основной женщиной в жизни Сальвадора Дали была Гала, чье полное имя — Елена Дьяконова. Она родилась в Казани и, после знакомства с французским поэтом Полем Элюаром, стала известна как Гала. В 1929 году, вместе с мужем, она посетила юного художника Дали в рыбацком городке Кадакесе. На тот момент Дали было 25, а Гале — 35 лет. Художник утверждал, что увидел свою идеал в девочке, когда ему подарили авторучку с ее портретом, обернутой в меха.
Чтобы произвести впечатление на своих гостей, Дали разорвал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и покрасил их синим цветом, натер тело странной смесью, а за ухо вставил цветок. Однако, увидев в окне Галю, он быстро привел себя в порядок и принял Элюаров без особого эпатажа.
Я сразу поняла, что он — гений, — записала позднее Гала в своих мемуарах «Жизнь, выдуманная ею самой».
Ради любви к Дали Гала оставила не только своего мужа, но и свою 11-летнюю дочь Сесиль.
В 1932 году Дали и Гала официально заключили брак. Художник часто восхвалял свою любимую и рисовал ее на своих картинах. Он посвятил ей десятки работ, среди которых «Мадонна из Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Галарина», «Христос-Гала» и «Атомная Леда». На полотнах изображена Гала с прямой осанкой, серьезным взглядом и легкой улыбкой. Она также часто являлась центральной фигурой в религиозных произведениях художника, что некоторые критики трактуют как фанатичное отношение Дали к жене.
Как Гала сделала из Дали миллионера
Гала взяла на себя финансовые дела Сальвадора. Поначалу пара жила в бедности, и Гала побуждала мужа создавать модели шляп, пепельниц, оформлять витрины и рекламировать товары.
Мы вышли из трудной ситуации благодаря стратегической ловкости Галы. Мы никуда не выходили, она сама шила себе платья, а я работал в сотни раз больше, чем обычный художник, — вспоминал Дали.
Гала описывала повседневные будни так: «Утром Сальвадор делает ошибки, а после обеда я исправляю их, разрывая легкомысленно подписанные им контракты». За несколько лет Гала превратила Дали из нищего испанского художника в мультимиллионера и звезду мирового масштаба.
Тем не менее, в прессе её часто называли Гала-чума. Журналисты утверждали, что беспомощный в социальном плане художник оказался под контролем жестокой и расчетливой женщины, стремящейся к успеху.
Гала ушла из жизни раньше Дали, в 1982 году. Несмотря на запрет на захоронение умерших в Испании из-за эпидемии чумы, Дали украл тело своей жены из больницы и вез 80 километров на заднем сиденье своей машины в свой замок в Пуболе. Однако на похоронах Галы Дали так и не появился.
Постоянство памяти (1944)
Одной из самых известных картин, написанных в США, является «Постоянство памяти», известная также под другими названиями — «Мягкие часы», «Утекающее время», «Течение времени».
Эта сюрреалистическая картина становится более понятной, если расшифровать ее символику. Стекающие часы олицетворяют отказ от линейного восприятия времени и напоминают о ускользающих мгновениях жизни художника. Такой образ пришел к нему в ассоциациях с сыром камамбер.
Спящая голова, находящаяся в центре, олицетворяет присутствие самого Дали в сюжете. Этот образ часто появляется и в других его работах.
Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944)
На этой картине Дали изобразил открытый Фрейдом тип связного сна, вызванного внешним раздражителем. Спящая женщина находится на грани двух миров и видит сны перед пробуждением. Море, окружение ее, символизирует погружение в мир подсознательного.
Корни этой картины заключаются в жужжании пчелы, которое реализуется в образе рычащих тигров. Жало пчелы становится ружьем со штыком, а образ слона вызывает ассоциации с эпизодом, описанным Фрейдом в его лекциях.
Творения Дали воспринимаются неоднозначно. Британский писатель Джордж Оруэлл описывал его как выдающегося рисовальщика и трудолюбивого человека, однако считал его произведения атакой на здравый смысл, приличия и саму жизнь.
Произведения Сальвадора Дали могут волновать или отталкивать; они могут шокировать своим подходом. Вне зависимости от мнений, они всегда привлекают внимание и способны вызвать сильные эмоции у зрителей, созерцающих его картины.