Почему люди неосознанно копируют поведение других людей
Вы слышали о животном, называемом хамелеоном? Если да, то вы, вероятно, знакомы с его поразительной способностью изменять свой цвет в зависимости от окружающей среды. Это уникальное свойство сделало хамелеона символом в учебниках по психологии, ведь человек тоже способен адаптироваться к условиям. Это явление стало известно как эффект хамелеона.
Эффект хамелеона заключает в себе бессознательную имитацию поз, манер, мимики и действий окружающих. Например, если вы проводите много времени с человеком, то можете заметить, что он начинает копировать ваше поведение, жесты и манеру говорить. Всем нам свойственно подражать друг другу — но почему это происходит и можно ли бороться с такими проявлениями?
Почему мы копируем других?
1. Психологическая потребность в принадлежности
Данное явление было исследовано в 1996 году учеными Таней Чартранд и Джоном Баргом, которые выявили, что наблюдение за поведением других людей увеличивает вероятность подражания. Копирование моделей и следование им автоматизирует процесс взаимодействия и положительно сказывается на качестве социальных отношений.
Также был замечен интересный момент: люди, обладающие чуткостью и восприимчивостью, гораздо чаще подражают другим. Однако те, кто не способны понимать эмоции людей, которых копируют, могут вызвать негативные реакции и показаться фальшивыми.
Фото: metamorworks / istockphoto.com
2. Социальные нормы и конформизм
Социальные нормы также играют восхитительную роль в том, что люди склонны подражать друг другу — это обеспечивает стабильность и улучшает чувство защищенности и уверенности в себе в социальном окружении.
Ещё одно важное понятие — конформизм, которое подразумевает изменения поведения или мнения под влиянием реального или предполагаемого давления со стороны других людей или группы. Наиболее известные исследования в этой области были проведены польским психологом Соломоном Ашем. Давайте подробнее рассмотрим один из его экспериментов.
Подражание в психологии
Несмотря на схожесть в некоторых чертах, подражание в психологии имеет свои уникальные характеристики, зависящие от возрастной категории. В детстве это проявляется в реакции ребенка на голос и движения взрослых, что служит основанием для формирования первичного контакта.
На этапе дошкольного возраста психологическое подражание углубляется и начинает охватывать смысловую структуру деятельности, становится важной частью связанных с возрастом действий, например, сюжетной игры. Сначала малыш копирует довольно очевидные элементы деятельности взрослых, а затем постепенно переходит к имитации поведения, отражающего смысл ситуации.
В подростковом возрасте подражание зачастую направлено на усвоение внешних характеристик, связанных с важными для подростка личностями или образами. А у взрослых подражание становится значимой частью обучения, являясь важным элементом различных профессиональных и личностных областей.
Согласно Зигмунду Фрейду, психологическое заражение и подражание рассматриваются как следствие процесса внушения.
Между понятиями психологического заражения и подражания имеется различие. Психическое заражение охватывает явления, касающиеся социально-психологических аспектов поведения. Здесь главенствующую роль играют механизмы имитации и суггестии. В этом контексте акцент сделан на эмоциональной составляющей. Психологическое подражание, наоборот, чаще связано с явлениями моды и коллективными страхами.
Феномен психологического заражения исследуется как один из способов динамического влияния на массы, особенно в отношении массовых психозов, культов и сект. С момента возникновения человечества данное явление проявляло себя по-разному — от спортивного азарта до колективных эмоций на различных церемониях.
Заражение представляется как непроизвольная и бессознательная подверженность различным эмоциональным состояниям. Это не означает, что человек сознательно следует какой-либо информации или шаблону поведения. Скорее, это передача определенного состояния или психологической атмосферы. Массовое эмоциональное состояние также воспринимается как механизм взаимного усиления эмоционального воздействия между людьми, находящимися в взаимодействии. Учётнимая осознанность от передачи поведения, индивид может неосознанно перенимать стиль и поведение других.
Исследователи также подчеркивают такое явление, как реакция заражения, которая зачастую проявляется на крупных мероприятиях, где эмоциональный фон усиливается благодаря цепной реакции. Этот феномен часто наблюдается в плохо организованных группах и толпах, действующих как катализаторы, способствующие усилению эмоционального состояния. Психологическая интерпретация заражения утверждает, что это неосознанное воздействие на психику человека, когда индивидуум подвергается различным психическим состояниям. Важно отметить, что это не просто сознательное принятие информации или установленных шаблонов поведения, а скорее подавление под влиянием общего состояния эмоций толпы.
Теория подражания Тарда
В области социальной психологии обсуждение теории подражания представляет собой множественный феномен, рассматриваемый в различных контекстах, от имитации конкретного индивида до воспроизведения норм, действующих в группе. Ключевыми видами подражания считаются конгруэнция (выполнение согласованных действий в группе), копирование (точное повторение действий других) и референтность (подражание или конгруэнция по отношению к людям, находящимся вне данного взаимодействия). Это психологическое явление было исследовано социологом Жаном Габриэлем Тардом.
Суть теории подражания Тарда может быть кратко изложена как базирующаяся на трех основных процессах: оппозиции, повторении (подражании) и адаптации. Соответственно, его теория включает социальные законы подражания, адаптации и оппозиции, при этом основное внимание уделяется закону повторения как ключевому. Тард рассматривал подражание как своего рода гипнотическое явление. Данная теория анализируется в контексте группового и межличностного взаимодействия, подчеркивая, что более низкие социальные слои склонны подражать более высоким.
Для Тарда процесс подражания был важным объяснительным принципом как на уровне личности, так и в общем социальном контексте. Он утверждал, что подражание является универсальным и стабильным социальным явлением, способствующим развитию государственного устройства, экономики, религии, языка и других аспектов жизни.
Социальное познание сфокусировано на понимании процесса подражания, который зависим как от внутренних, так и внешних факторов. Внешние аспекты, социальные, религиозные, экономические, политические, языковые и эстетические влияния, играют важную роль.
Тард утверждал, что основы личной и общественной жизни проявляются через процесс подражания. Это позволяет рассматривать социальные взаимодействия как отношения «учитель-ученик».
Интересно, что теория Тарда повлияла на его последователей, которые выделили три основных типа взаимодействий в обществе: взаимное подражание, соблюдение традиций и стремление к идеалу. Его теория анализирует подражание в контексте взаимодействия между людьми, охватывая не только действия отдельных индивидуумов, но и взаимодействия между ними, таким образом Тард указывает на необходимость восприятия общества как результата взаимодействий личных сознаний, которые передают информацию, убеждения, намерения и стремления.
Кого обычно копируют?
Люди чаще всего сосредотачиваются на подражании лидеру в своей группе или на харизматичных и интересных личностях, объясняет Ольга Романив. Подчиненные нередко имитируют модели поведения своих начальников, что помогает не только войти в их доверие, но и удовлетворить потребность в признании, что может ускорить карьерный рост.
«Студенты часто копируют поведение своих преподавателей, а влюбленные перенимают привычки и даже образ жизни друг друга. Когда человек вам искренне нравится — он становится отличным собеседником, интересным рассказчиком и обладает хорошим вкусом, поэтому инстинктивно хочется соответствовать ему и подражать,» — утверждает Ольга Романив, семейный психолог.
Тем не менее, привычка к подражанию может также свидетельствовать о заниженной самооценке. Подражающий человек может потерять осознание своей ценности и уникальности, начиная верить, что для достижения чего-то достаточно просто повторить чужой путь.
Кристина Дюран подчеркивает, что многие уверены, что идя по уже протоптанной дорожке, они получат аналогичный результат, что не всегда так.
«Никто точно не знает, сколько усилий было вложено успешными людьми, как они могли годами трудиться для достижения успеха,» — отмечает Кристина Дюран, психолог.
У детей повышенное желание подражать может также указывать на проблемы с самооценкой, говорит Дюран. Это чаще всего происходит, когда ребенок не ощущает достаточного внимания и любви от родителей, что приводит его к поиску недостающих эмоций у других.
Семейная поддержка в процессе взросления играет решающую роль для детей, подчеркивает специалист.
Что делать, если копируют вас?
Когда кто-то подражает вашему поведению, стилю одежды, прическе или манере говорить, это может означать, что этот человек видит в вас нечто особенно ценное. Однако, для самого объекта подражания подобное может вызывать недовольство и даже раздражение.
«Когда взрослый человек перенимает привычки других, он старается сделать это максимально незаметно. Однако те, у кого есть проблемы с самооценкой, могут копировать слишком открыто, не видя в этом ничего плохого: их поведение напоминает детское, когда они ищут себя,» — говорит Ольга Романив.
Если общаться с подражателем тяжело, важно обсудить с ним ситуацию, объяснить, что копируя другого, он теряет свою уникальность. Также стоит учитывать, что подражание не способствует настоящему сближению и не всегда улучшает личность человека.
Что такое эмоциональное заражение?
Эмоциональное заражение представляет собой психологическое явление, при котором состояние одного человека передается окружающим. Оно приводит к образованию эффекта подражания. Как отдельные личности, так и целые группы могут участвовать в эмоциональном заражении: например, существует явление, когда один вечно недовольный человек в коллективе портит настроение всем вокруг. Или наоборот, когда один начинает смеяться, и другие подхватывают смех.
По мнению американского психолога Элейн Хэтфилд, основной причиной эмоционального заражения является способность людей бессознательно подражать настроению, выражению лиц и движениям других, а также даже тембру голоса.
Чтобы убедиться в этом, можно провести простой эксперимент: попробуйте поздороваться с кем-то шепотом или, наоборот, прикрикнуть на человека, и скорее всего, он ответит вам тем же.
Неосознанно повторяя эмоции других, человек начинает испытывать аналогичные чувства. Процесс и называется заражением. Хэтфилд выделила две стадии этого процесса.
Этапы эмоционального заражения
1. Сначала происходит подражание: к примеру, если кто-то вам улыбнулся, вы, не задумываясь, ответите тем же;
2. После этого ваше настроение меняется. Например, искренняя улыбка может сделать вас счастливее, в то время как крики, слезы или агрессия служат противоположным результатом. Вы можете начать сопереживать другому, принимая его горе, либо испытать гнев на агрессивного человека.
Понятие эмоционального заражения схоже с эмпатией, однако различие в том, что заражение является непосредственной реакцией, когда человек просто копирует поведение другого, но при этом не обязательно разделяет его чувства.
Способность к эмоциональному заражению, как и к эмпатии, варьируется у разных людей, что зависит от их социоэмоциональных особенностей и близости к другим людям.
Как проявляется копирование?
- Подражающий человек не просто перенимает некоторые элементы вашего стиля, как например, детали одежды или повседневные привычки, но старается идеально повторить образ в целом. По мере появления чего-то нового в вашем гардеробе или жизни этот человек тут же устремляется в покупки аналогичных вещей.
- Копированию также подвержен ваш образ жизни; подражатель может начать посещать те же курсы или мероприятия, которыми вы интересовались до его подражания.
- Подражатель старается максимально приблизиться к вашей жизни, нередко проникая в ваше пространство, обращая внимание на ваши вещи и настраивая свою жизнь под ваш образ.
- Окружающие начинают замечать схожесть между вами, подражатель может использовать ваши любимые выражения или каждый раз подстраивать свою манеру общения под ваши повадки. В данном случае вас уже воспринимают как единое целое, что должно вас настораживать.
- Чему-то, чего подражатель не может достичь (например, если у вас есть дети, а у них нет, или если ваша подруга счастлива в браке, а она одинока), он может пытаться найти повод для обесценивания — например, ставить под сомнение ваше счастье.
- Подражатели искренне считают вас более удачным человеком (не осознавая этого), тем самым стремясь стать похожими на вас;
- Они могут испытывать зависть, желая забрать все ваши преимущества и стать такими же, как вы, с последующим потенциальным намерением избавиться от вас.
- Они не способны создавать что-то оригинальное и имеют сложности с восприятием своей индивидуальности; им легче просто скопировать ваш образ, нежели создать свой собственный.
- Вы для них выступаете авторитетом и являются объектом подражания — человек, обладающий отличными taste-ами и способный получить от жизни все наилучшее. Поэтому они стремятся быть рядом с вами и гордятся этим фактом. Такая мотивация считается наиболее безобидной, но встречается нечасто.
Как взаимодействовать с подражателем?
- Если подражатель не слишком настойчивый, вы можете просто оставить его без внимания и уменьшить общение с ним. Главное, чтобы ваше дистанцирование было заметно именно ему, а не окружающим. Если он не дурак, то поймет это.
- Если это ваш близкий друг, который делает это неосознанно, то обсудите с ним ситуацию. Например: «Ты заметил, что мы стали чересчур похожи в последнее время?» Если он отрицает, приведите конкретные примеры, чтобы показать, что это становится ненормальным.
- Если подражатель интересует вашу интеллектуальную собственность, например, ворует идеи или размышления, защититесь от этого, не показывая ему свои работы, прежде чем опубликовать их от своего имени в социальных сетях. Если заметите плагиат, не держите это в себе, а расскажите об этом своим друзьям и коллегам.
Каждому хочется сохранить свою индивидуальность, особенно по мере взросления. Оберегайте свои уникальные черты, ограничивая доступ для завистливых или неуверенных людей. Развивайте свои способности и щедро делитесь своим светом с миром, отстраняя подражателей и оставляя их наблюдателями на обочине вашего жизненного пути.