Вопрос психологу: почему люди верят в эзотерические практики?
Карты Таро, астрология, матрица судьбы, соционика — человечество обладает разнообразными верованиями, порой крайне далекими от научного подхода, лишь бы избежать принятия ответственности за свою жизнь. Признаемся честно, даже мы иногда не прочь пройти несколько увлекательных тестов, чтобы определить наш тип личности. В рамках нашего проекта, посвященного миру эзотериков и всего, что с этим связано, мы обратились к специалистам психологической платформы Alter, чтобы выяснить, кто чаще всего обращается к «подаркам от Вселенной», как функционирует магическое мышление, и каким образом можно идентифицировать псевдопсихологов.
Магическое мышление — это стремление и готовность человека верить в то, что его мысли или определенные символические действия каким-то образом влияют на события в окружающей действительности.
Подобное мышление свойственно как детям, так и невзрослевшим взрослым. Корни этого психологического явления, как и многих других, уходят в детство и связаны с концепцией детского всемогущества. В раннем возрасте, когда ребенок чувствует дискомфорт, его первая реакция — плач. На это сразу же реагирует мама, спешащая помочь. Это абсолютно правильный способ заботиться о младенце, который еще не умеет говорить — предугадать потребности и удовлетворять их.
Однако для малыша такая логика выглядит так: если я чего-то сильно хочу, то мне достаточно этого захотеть, и все произойдет само собой. Отсюда напрашивается вывод: «Я создаю свою реальность одним лишь желанием.»
К сожалению, во взрослой жизни все обстоит иначе: желания исполняются через действия. Однако это актуально только для тех, кто достаточно повзрослел и осознал, что жизнь требует усилий.
Сюда также следует отнести сказочную историю о Деде Морозе, который приносит подарки только тем детям, которые ведут себя хорошо. Эта история формирует у ребенка веру в чудеса и волшебство, однако часто она приносит и негативные последствия — пробуждает мысль о том, что события, которые не имеют связи друг с другом, на самом деле могут быть связаны
Тут допустим следующий пример: ребенок находит пятерки в школе, выполняет домашние дела, улаживает конфликты с сестрой — и в итоге получает в подарок желаемое. Иными словами, хорошо вести себя — значит, что-то получить в награду. Данный подход действительно оказывается весьма удобным для родителей в процессе воспитания.
Но, к сожалению, подобная логика продолжает чувствовать себя комфортно и среди взрослых, которые часто испытывают разочарование, когда все оказывается не так.
Взрослые порой говорят: «Я всегда был добрым, не обижал мух, почему же затем на меня свалились все беды?» Или: «Я всегда слушала маму, а хорошего мужчину никак не могу встретить!» Или, например: «Я же дважды пожертвовал в приют для собак! А где же рост зарплаты?» Порой людей расстраивает, что «денежная энергия» вдруг перестает двигаться.
Эти случаи происходят потому, что люди стремятся установить взаимосвязь между фактически несвязанными фактами, такими как их правильное поведение и реакции других людей.
На самом деле неприятности как раз случаются со всеми и могут быть совершенно случайными. Причин, по которым у человека нет отношений или работы, может быть множество и их стоит тщательно анализировать.
Магическое мышление тесно переплетается с эзотерическими практиками. Эзотерика, в свою очередь, нацелена на то, чтобы раскрыть истинные закономерности мироздания, и предполагает, что изучая и применяя эти законы в повседневной жизни, человек может влиять на свою судьбу, если будет правильно думать и выполнять необходимые ритуалы.
Почему в период личных и глобальных кризисов люди обращаются к магии и эзотерике?
В моменты кризиса уровень тревожности зачастую возрастает. Тревога отрывает человека от реальности, лишает устойчивости, он начинает искать пути возвращения к этой устойчивости.
Когда мир вдруг превращается в хаос, у людей появляется сильное желание восстановить порядок в своей жизни, чтобы сделать ее более предсказуемой. Предсказуемость, в свою очередь, помогает сокращать уровень тревоги. Она создает ощущение стабильности и силы: «Я контролирую свою жизнь». Именно поэтому в трудные времена так важно вернуть себе это ощущение. Появляется ощущение контроля, что позволяет еще больше уменьшить уровень тревоги. Поэтому люди, находящиеся в тревожной ситуации, склонны искать связи там, где их нет: например, проводить ритуалы, верить в приметы или предсказывать будущее различными способами, полагая, что «предупрежден — значит вооружен».
Однако стоит отметить, что контроль и предсказуемость в этом контексте являются лишь иллюзией. На самом деле человек способен влиять только на часть обстоятельств, и многим из них не всегда под силу рационально предугадать.
Магическое мышление: корни в детстве
Магическое мышление — это убеждение в том, что человек имеет возможность влиять на различные события и окружающую действительность с помощью своих мыслей, символических действий, ритуалов или слов, даже если отсутствуют логические или правдоподобные основания для этого. Выполнение этих обрядов дает человеку иллюзию контроля над происходящим, хотя реально оно ему не подвластно. Это позволяет людям облегчить внутреннюю тревогу, особенно в условиях неопределенности.
У корней магического мышления стоят первобытные времена, когда люди не обладали достаточным знанием о своем окружении и наделяли естественные явления и события (в особенности негативные) сверхъестественными свойствами. Племена стремились защитить себя от злых духов через различные ритуалы, пытаясь установить с ними благоприятные связи.
Некоторые из этих обрядов продолжают жить и обретать актуальность в нашей повседневной жизни. Например, мы можем видеть их в словоскладываемых пожеланиях типа «ни пуха ни пера», в поговорках, запретах на определенные слова или действия, а также в ритуалах против дурного глаза (скрестить пальцы за спиной, поплевать через плечо после встречи с черной кошкой и др.). Привороты, отвороты, различные формы колдовства также олицетворяют проявления магического мышления.
Магические установки формируются в раннем детстве, когда ребенок еще не умеет формировать понятия и мыслить аналитически. Это создаёт в нем веру в существование магии и сверхъестественного. Данный механизм поддерживается всеми знакомыми концепциями о всемогуществе, характерными для младенцев.
Психоаналитик Хайнц Кохут утверждает, что наличие таких фантазий является важным условием формирования здорового нарциссизма у детей. По мере взросления у них происходит процесс «деидеализации» образа всемогущего Я и родителя, когда иллюзии и фантазии начинают заменяться реальными фактами.
Однако иногда этот процесс нарушается, и тогда у взрослых людей можно наблюдать наклонность к магическому мышлению, которая может расти в течение жизни по различным причинам. К примеру, отсутствие знаний о реальных причинах происходящих событий ухудшает ситуацию.
Также магическое мышление может обостряться под воздействием сильного стресса. Такие ситуации часто возникают после профессиональных или личных неудач, когда у человека нет возможности реализовать свои идеи и планы. Потеря веры в собственные силы заставляет людей обращаться к чудесам и убегать от реальности в мир фантазий.
Всё к лучшему?
Магическое мышление включает не только страх перед черной кошкой или женщиной с пустыми ведрами. Если человек живет с убеждениями, что всё следует заслужить, помогая другим и ограничивая себя во всем, предполагая, что лишь так Вселенная отблагодарит его за доброту, это свидетельствует о наличии магических установок. Похожие мысли могут проявляться и в фразах типа: «Все, что ни делается, все к лучшему,» что также может указывать на склонность к магическому мышлению и скрытые внутренние конфликты.
Наиболее характерно, что подобные установки часто формируются в детстве. Есть мнение, что магическое мышление активизируется у детей, если они не имеют близких доверительных отношений с родителями или другими значимыми взрослыми. Эмоциональная изоляция может привести их к созданию своего внутреннего, вымышленного мира, который оказывается предпочтительнее реальности. Так же происходит с детьми, которые не ощущают безопасности в окружающем мире, что создает у них чувство беззащитности.
Вернемся к выражению «Все, что ни происходит, все к лучшему». Некоторые специалисты полагают, что это может быть признаком отрицания, защитного механизма, в котором также кроется архаическая логика: «Если я отвергаю это, то это не произойдет.» Избегая реальности и собственных чувств, человек стремится дистанцироваться от болезненных переживаний и, как следствие, ощущает ложное чувство безопасности и контроля над ситуацией. Так это может привести к серьезным последствиям для здоровья. Если игнорировать тревожные симптомы, связанные с физическим состоянием — полагая, что «если я не замечаю их, значит, они исчезнут сами собой» — можно легко упустить начало заболевания.
Магические установки также могут являться отражением трансгенерационной передачи.
— К примеру, бывает такое, что в ряде семей существует легенда о «венце безбрачия», из-за которого все женщины в роду несчастные, не могут выйти замуж или рожают детей вне брака, так как на них якобы лежит проклятие, — говорит наш преподаватель, психоаналитик Виталина Олеговна Чибис. — То есть предки бессознательно передают своим потомкам некоторые фантазии, и последующие поколения продлжает разыгрывать эти конфликты, повторяя проблемы, которые существовали в прошлом.
Экстерналы и интерналы: в чем различия
Локус контроля есть основание для определения уровня личной ответственности. Люди с интернальным типом мышления уверены в том, что все их достижения и неудачи зависят прежде всего от них самих, в то время как экстерналы объясняют их внешними обстоятельствами.
Вот классический пример, касающийся экзамена, описанный автором концепции локуса контроля Джулианом Роттером:
- Студент-интернал, проваливший экзамен: «Это моявина, я недостаточно времени посвятил подготовке.»
- Студент-экстернал, оказавшийся в той же ситуации: «Это вина преподавателя, он плохо объяснил материал.»
Там, где экстернал ищет виноватого, интернал возлагает вину на самого себя.
Кроме того, понятие локуса контроля связано с различными проявлениями личностного поведения — личной и рабочей эффективностью, самооценкой, агрессией, тревожностью и другими факторами. Так, среди экстерналов часто встречаются конфликтные и токсичные личности с повышенным уровнем тревожности. Напротив, интерналы характеризуются меньшей тревожностью и агрессивностью.
Особенности экстерналов
Люди с экстернальным типом локуса контроля считают, что другие должны им что-то, и в любой неприятной ситуации вся вина лежит на внешних факторах. Такие люди часто сталкиваются с черными полосами в судьбе, поскольку они уверены, что родились в неправильное время, в нестабильной семье, полагая, что для достижения успеха нужны связи, которых не было у их родителей, и они сами живут под проклятием.
Это и есть типичный пример магического мышления: верование в предопределенность судьбы, родовые проклятия и энергетических вампиров, которые могут негативно воздействовать на человека.
Типичные характеристики экстернала:
- Отсутствие ответственности. Экстерналы не считают нужным брать на себя ответственность за свои поступки, всегда перекладывая вину на других.
- Нетерпимость к чужим взглядам. Эти люди мало подвержены толерантности и с презрением относятся к представителям других культур и национальностей. Они ошибочно считают, что именно «приезжие» становятся причиной многих социальных проблем.
- Низкая популярность в обществе. Экстерналы часто не вызывают симпатии у окружающих, но могут занять лидерскую позицию при определенных обстоятельствах.
- Повышенная тревожность. Постоянный страх обмана или удара судьбы заставляет их постоянно беспокоиться и переживать.
- Конформизм. Экстерналы легко внушаемы, ими просто манипулировать, они могут легко изменять свое мнение под давлением окружающих.
- Агрессивность. Хотя агрессия экстерналов не направлена на всех, а лишь на тех, кого они считают виновными в своих проблемах, их неудачи окружают практически повсюду, что приводит к высокому уровню зависти и недовольства окружающих.
Как определить свой локус контроля
Джулиан Роттер разработал тест для определения локуса контроля, состоящий из 44 вопросов. Для получения результатов он использовал таблицы интернальности и подсчеты по 7 шкалам. Сейчас пройти тест Роттера можно в онлайн-формате.
Каждый человек имеет определенный локус контроля. Следует отметить, что чистые экстерналы и интерналы встречаются крайне редко. В большинстве случаев люди комбинируют обе модели в зависимости от ситуации.
Пройдя тест Роттера, вы сможете увидеть, где вам необходимо развивать свою интернальность или, наоборот, в каких аспектах снизить уровень ответственности и избавиться от нездорового самоконтроля. По сути, локус контроля должен быть внутренним: в каждой ситуации важно определить сфере своего влияния и действовать по своим возможностям, не стремясь контролировать обстоятельства, которые от вас не зависят.
Пример пройденного теста Роттера: в этом случае не помешало бы добавить интернальности в семейные взаимодействия.
Подводя итог, отмечаем, что магическое мышление затрагивает обе группы: и экстерналов, и интерналов. Для экстернала вера в влияние внешних обстоятельств становится абсолютной — он просто плывет по течению, не предпринимая попыток изменить свою жизнь. Интернал меньше подвержен магическому мышлению, но в послебыточной истерии иногда он тоже верит, что может оказать влияние на эти процессы с помощью ритуалов, полагая, что наряду с его усилиями другие факторы влияют на его жизнь.
В обоих случаях личность теряет связь с реальностью и не может здраво оценить ситуацию, чтобы предпринять рациональные шаги для решения своих проблем. Обычно люди с проявлениями магического мышления имеют невысокий уровень образования и не стремятся разобраться в происходящем вокруг, избегая анализа ситуации и логических выводов.
Некоторые эксперты относят магическое мышление к нарушениям эмоционального спектра, которые мешают социальной адаптации. Для преодоления магического мышления необходимо развивать критическое мышление.
Если у вас возникают трудности в избавлении от магического мышления или желания адаптировать свой локус контроля, стоит записаться на консультацию к психологу. Безусловно, порой очень хочется верить, что все наши желания могут исполнить высокие силы — достаточно просто попросить, проводить позитивные обряды или настраиваться на нужный лад. Но в реальности наша жизнь меняется не благодаря магическим действиям, а в силу наших собственных действий, основанных на реалистичной постановке целей и адекватной оценке своих возможностей.
Причины возникновения магифрении
Магифрения — это специфическое нарушение психических функций, когда в сознании человека начинают преобладать мысли и идеи мистического характера. Это психосоциальное явление, в возникновении которого как общественные изменения, так и личные психологические факторы играют значимую роль. Рассмотрим несколько причин, способствующих развитию магифрении:
- Стресс социальных изменений. Радикальные и масштабные изменения в социальной, политической или экономической сферах могут вызвать дезадаптацию как у отдельных одинаков, так и у всего общества в целом. Моментально случаи магифренического синдрома увеличиваются в период войн, протестов или снижения качества жизни.
- Экзистенциальный вакуум. В условиях, когда утрачиваются догматы материалистической идеологии, формируется ощущение отсутствия смысла жизни, так как пропадают долгосрочные цели, которые определяют ценность существования. Лишь поиски новой идеи располагают интерес к мистике и иррациональному.
- Переход от тоталитаризма к демократии. В условиях строгого контроля и регламентации социального поведения, предоставляемых властями, мышление людей оказывается под жестким влиянием структур управления. Демократия, напротив, предлагает свободу выбора, что может привести к возвращению к архаическим формам мышления.
- Личностные и психологические особенности. Возникновению состояния магифрении могут способствовать невротические защитные механизмы, зацикливание на тревожных переживаниях, а также истерические и зависимые личностные черты. Люди с низким уровнем интеллекта, неустойчивой самооценкой и слабыми аналитическими навыками чаще всего поддаются магическому и эзотерическому мышлению.
Патогенез магифрении
В качестве центрального компонента магифрении магическое мышление рассматривается на двух уровнях: психологическом и клиническом (психопатологическом). Когда псевдонаучные идеи возникают у психически здорового человека, они проявляют себя как стойкое заблуждение об окружающих процессах и объектах. Импульсом к появлению магического мышления часто становятся низкий уровень образования, недостаток научных знаний и психологическая безграмотность.
Патогенетическими факторами в психологической области магифрении являются акцентуированные черты характера, такие как внушаемость и мнительность, исходящие от окружения, в котором обсуждаются идеи мистики и магии. Обращение к псевдонаучным концепциям происходит под влиянием гадалок, астрологов и народных целителей.
С точки зрения клинической патологии, магифренический синдром представляет собой признак психопатологии. Он проявляется в составе сверхценных и бредоподобных идей, которые трудно корректируемы. Мистические представления, возникающие в сознании, развиваются на основе патологически нарушенной личности и обладают высокой эмоциональной насыщенностью. Чаще всего магифрения возникает в результате психического расстройства, чем под воздействием социальных или индивидуальных факторов.
Примечания
1 Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. М.: Джангар, 2010. 864 с.
2 Стоянова И.Я. Пралогические образования в норме и патологии: дис. . д-ра психол. наук. Томск, 2007. 303 с.
3 Субботский Е.В. Мир волшебного как стимулятор креативности у детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. матер. ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5–6 декабря 2012 г.). 2012.
4 Александрова Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: дис. . канд. психол. наук. Москва, 2004. 207 с.
5 Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адаптации личности // Ежегодник Российского психологического общества: Матер. 3-го Всероcс. съезда психологов (25–28 июня 2003 г.) в 8 т. СПб. 2003. Т. 5. С. 39–42.
6 Нелюбина А.С. Роль обыденных представлений в формировании внутренней картины болезни: дис. . канд. психол. наук. М., 2009. 243 с.
7 Нелюбина А.С. Роль обыденных представлений в формировании внутренней картины болезни: дис. . канд. психол. наук. Москва, 2009. 243 с.
8 Стоянова И.Я. Пралогические образования в норме и патологии: дис. . д-ра психол. наук. Томск, 2007. 303 с.
Литература
Стоянова И.Я., Семке В.Я., Бохан Н.А. Пралогические образования в адаптивнозащитной системе у больных с психическими расстройствами непсихотического спектра и в норме (психологическая модель). Томск: Иван Федоров, 2009. 134 с.
Субботский Е.В. Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки // Национальный психологический журнал. 2010. № 1(3). С. 42–47.
Eckblad M., Chapman J. Магическое мышление как индикатор шизотипического расстройства // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1983. Т. 51. № 2. С. 218–225.
Serban G. Тирания магического мышления. Н-Йорк: Dutton, 1982. 256 с.
Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Независимая фирма Класс, 1997. 288 с.
Субботский Е.В. Магическое мышление и вера в магию как резерв психического развития и обучения // Образование и саморазвитие. 2013. № 4. С. 211–216.
Субботский, Е.В. Развитие индивидуального сознания как предмет исследования экспериментальной психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 4. С. 90–102.
Субботский Е.В. Невидимая реальность: Сознание в зеркале магического мышления // Психолог. 2015. № 3. С. 33–67. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.3.14198
Lasarus R., Folkman S. Стресс, оценка и совладание. Нью-Йорк: Springer. Pub. Co., 1984.
Субботский Е.В. Феноменальное и рациональное в сознании: борьба за доминантность // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 5. С. 94–97.
Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Азбука. 2009. 416 с.
Friedland N., Keinan G., Regev Y. Контроль над неконтролируемым: влияние стресса на иллюзорный контроль // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. № 63. С. 923–931.
Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1984. 392 с.
Маклакова А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16–24.
Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Институт психологии РАН. 2010. 352 с.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–19.
Folkman S., Schaefer C., Lazarus R. Когнитивные процессы как медиаторы стресса и совладания // Human Stress and Cognition. V. Hamilton (Ed.). 1979. Глава 9. С. 265–298.
Lasarus R. Эмоции и межличностные отношения: к концептуализации эмоций и совладания с ними // Journal of Personality. 2006. Т. 74. №1. С. 9–43.
Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/54-belinskaya3.html (дата обращения: 24.01.2021).
Мак-Вльямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма Класс, 2015. 592 с.
Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования. 2011. № 3(17). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html (дата обращения: 24.01.2021).
Байрамова Э.Э., Ениколопов С.Н. Адаптация методики определения уровня магического мышления M. Экблада и Л.Дж. Чапмана на русскоязычной выборке // Психиатрия. 2016. № 1(69). С. 40–46.
Зейгарник Б.В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии // Вестник Московского университета. Серия. 14. Психология. 1981. № 2. С. 9–15.