Как прошло захватывающее и страшное событие: захват заложников в Театральном центре на Дубровке
Захват заложников в Москве стал полной неожиданностью как для самих террористов, так и для всего общества. Особенно удивительно было это событие в сердце России, где террористы без особых проблем взяли в плен 916 человек, вызвав ужас и шок среди граждан.
23 октября 2002 года произошло трагическое событие: террористы захватили зрителей, находившихся на представлении мюзикла «Норд-Ост», в Театральном центре на Дубровке. Хотя мюзикл вызывал разные мнения и мнозинство зрителей желало покинуть зал во время антракта, по стечению обстоятельств некоторые остались до конца, ожидая интересного момента — посадки самолета на сцену во втором акте.
Захват произошёл сразу после исполнения песни о летчиках, и в начале зрители, к сожалению, восприняли происшествие как акт театра. Террористы, возглавляемые Мовсаром Бараевым, вошли в зал в двух группах: одна группа поднялась на сцену, и кто-то из них немедленно выстрелил в потолок из автомата. В то же время другая группа вошла через центральный вход и быстро распределилась по залу среди зрителей. Многие террористы находились в состоянии возбуждения и даже эйфории. Светлана Губарева, заложница из Казахстана, впоследствии утверждала в интервью BBC, что «они не собирались нас убивать». Однако, это было далеко от правды: террористы чётко знали, что планировали — их целью была настоящая бойня.
В начале они позволили заложникам позвонить родным, чтобы сообщить о захвате, но вскоре отобрали мобильные телефоны и начали подготавливать зал к взрыву: по периметру зала, через каждые пять метров, были установлены взрывные устройства, в центре зала разместили баллоны с 152-миллиметровыми осколочно-фугасными снарядами, а свободные пространства заполнили поражающими элементами. Все это было сделано для того, чтобы, в случае детонации, ни один заложник не остался в живых. Бомбы были привязаны к опорам в зале, и целью было обрушить крышу на головы заложников.
В конце зрительного зала были размещены женщины-смертницы с поясами шахидов. Террористы продумали свою стратегию: смертницы расположены таким образом, чтобы взрывы перекрывали все пространство зрительного зала. Общая масса взрывчатки, приготовленной для подрыва, была эквивалентна 120 килограммам тротила.
Хроника событий
Сразу после получения информации о захвате к Театральному центру начали стягивать силы милиции и военные, и туда также прибыли бойцы спецподразделения «Альфа». Больницы были приведены в состояние повышенной готовности, и хирурги вместе с реаниматологами были вызваны для возможного оказания помощи. Планы использования нервно-паралитического газа как метода разрешения ситуации начали обсуждаться почти сразу. Переговоры с террористами начались только в 1:00 ночи. Основное их требование заключалось в остановке боевых действий в Чечне и выводе российских войск оттуда.
Тактика силовиков заключалась в том, чтобы тянуть время, поэтому на протяжении трех дней — до 6:30 26 октября — в переговоры с террористами вовлекали самых различных людей: от известного певца Иосифа Кобзона до врача Леонида Рошаля. Террористы настаивали на участии определённых журналистов и политиков, таких как Борис Немцов, Григорий Явлинский, Ирина Хакамада и Анна Политковская. В результате переговоров 20 человек смогли покинуть зал, среди которых оказались и дети, и иностранцы-мусульмане. Хотя террористы обещали отпустить американцев, оказавшихся на представлении, этого так и не произошло.
Несмотря на усиленную охрану, в театр смогли проникнуть три человека, как именно им это удалось, остается загадкой. Одной из них стала отчаянная девушка Ольга Романова. Жила она в соседнем здании, и в детстве часто посещала театральный центр, который раньше был Домом культуры. Она полностью знала местность и сумела миновать как ОМОН, так и террористов, подошла к Бараеву и потребовала освобождения заложников. Разговор был напряжённым, и в конечном итоге кто-то обвинил Ольгу в провокации, и её выгнали в сторожку, где она была убита очередью из автомата. Также потерял жизнь 35-летний военный юрист Константин Васильев, который пришел в театральный центр 25 октября, желая обменять себя на детей. Однако его тоже застрелили, ошибочно приняв за «лазутчика». Геннадий Влах, автокрановщик, в тот же день пытался пробраться в зал за сыном, безуспешно. Его также убили.
25 октября, в той ночи, когда охватило отчаяние, один из заложников, Дмитрий Грибков, не выдержал и с бутылкой колы бросился на одну из смертниц. Открывшие огонь террористы случайно попали в двух других заложников, один из которых погиб, а другой был ранен. На протяжении всех этих дней заложников держали в крайнем стрессе, лишая воды и еды. Планы террористов не принимали во внимание, что таким количеством людей нужно будет заниматься: их надо кормить, поить и предоставлять возможность посещать туалет. Ночью 26 октября Бараев объявил, что начинает убивать заложников.
Захват
Кровавые события произошли вечером 23 октября 2002 года. Во время второго акта мюзикла «Норд-Ост», который шёл в бывшем Дворце культуры Первого государственного подшипникового завода, группа из сорока вооруженных террористов, возглавляемых Мовсаром Бараевым, захватила здание. В этот момент в театре находилось 912 человек, среди которых было около ста школьников.
Боевики пришли не только с автоматами: среди зрителей находились террористки-смертницы с взрывчатыми устройствами, а также в зрительном зале и на сцене были закладные самодельные взрывные устройства.
В обмен на освобождение заложников террористы требовали от российских властей прекратить контртеррористическую операцию в Чечне.
Переговоры с террористами длились более двух суток. 24 октября в здание Театрального центра были допущены депутаты Госдумы Асламбек Аслаханов и Иосиф Кобзон. Процесс освещения ситуации шёл при участии съемочной группы одного из федеральных телеканалов и британских журналистов. Позднее, для оказания медицинской помощи заложникам и передачи им лекарств, в помещение был допущён известный детский хирург Леонид Рошаль.
С момента захвата до начала штурма из здания под разными предлогами или через побег удалось освободить местами около 60 пленников. Однако большинство оставшихся людей всё ещё находились в условиях безводия и голода.
40 минут штурма
Когда переговоры с террористами достигли идеального тупика, президент Путин принял решение начать спасательную операцию. Штурм начался рано утром 26 октября и продолжался в течение 40 минут. Во время нападения сотрудники ФСБ использовали газ.
В результате операции все террористы были уничтожены: 21 боевик, включая Бараева, и 19 смертниц, входивших в состав группы. После завершения захвата правоохранительные органы обнаружили на месте событий 15 автоматов, пистолеты, гранатометы, 25 поясов со взрывчаткой и две самодельные бомбы, каждая из которых содержала по 40 килограммов взрывчатки.
Спасли из плена 782 заложника, однако во время спецоперации и после неё в больницах погибло 125 человек. Пятеро заложников были убиты до начала штурма. Среди жертв были 10 детей, включая двух 13-летних артистов — Кристину Курбатову и Арсения Куриленко.
Причины смерти людей были разными: это и кислородное голодание, и обезвоживание, и дыхательные расстройства. В дальнейшем следствие установило, что применённый газ не стал непосредственной причиной гибели заложников.
28 октября 2002 года был объявлен траур по жертвам этой трагедии. Через год после событий был открыт памятный монумент с изображением трех взлетающих журавлей возле театра. А через десять лет был построен деревянный храм, который был завершён в 2015 году в каменном варианте.
Как проходили переговоры
Глава боевиков Мовсар Бараев настаивал на встрече с представителями власти. Первая попытка установить контакт с террористами была предпринята 24 октября, когда в здание центра пришел депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов.
До утра 26 октября с Бараевым вели переговоры:
- политики (Иосиф Кобзон, Григорий Явлинский, Ирина Хакамада),
- медики (специалисты Красного Креста, детский врач Леонид Рошаль и доктор Анвар Эль-Саид из Иордании),
- журналисты (Анна Политковская, Сергей Говорухин, британец Марк Франкетти, съемочная группа канала НТВ),
- глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков,
- бывший президент Ингушетии Руслан Аушев,
- певица Алла Пугачева.
Основной задачей переговорщиков было затянуть время, чтобы избежать жертв. В ходе этих встреч боевики согласились отпустить более 20 человек, однако в конечном итоге террористы объявили, что утром 26 октября начнут расстрел заложников.
Штурм с использованием газа
Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, так как главный зал не имел надёжных опор. Чтобы предотвратить массовые жертвы, было решено использовать нервно-паралитический газ.
Международный характер теракта: стали известны новые подробности дела о Crocus City Hall.
В ночь на 26 октября одна из групп спецназа проникла на первый этаж здания – в технические помещения, куда террористы не спускались из-за страха перед снайперами. Они сделали отверстия для доступа к системе вентиляции, а также установили видеокамеры. Специализированные группы силовиков, милиции, внутренних войск и бронетехника были стянуты к Театральному центру.
Штурм начался раньше запланированного срока. Ночью 26 октября один из заложников потерял контроль и бросился к смертнице, находившейся рядом с основной бомбой. В результате были убиты несколько человек: один заложник был расстрелян, и двое остальных пострадали, один из которых впоследствии скончался.
Получив информацию о жертвах среди заложников, Оперативный штаб принял решение начать штурм. Перед началом действия силовики применили усыпляющий газ. Когда эффект газа начал действовать, группы спецназа начали продвигаться с разных направлений.
В процессе штурма спецназовцы начали эвакуацию людей, выбивая стекла для доступа свежего воздуха. На тот момент многие заложники уже потеряли сознание из-за воздействия газа.
По данным ФСБ, к шести утра Театральный центр находился под контролем спецслужб, и практически все террористы, включая главаря Мовсара Бараева, были уничтожены.
Попутно МВД сообщило, что более 750 заложников были освобождены, но 67 человек погибли. Около 650 людей были госпитализированы с различной степенью отравления газом. Многие не смогли быть спасены, а некоторые остались инвалидами на всю жизнь.
Этой штуки хватит на три таких здания
Вдоль стен зрительного зала террористы разместили взрывчатку, а посреди зала и на балконе установили металлические баллоны, содержащие 152-миллиметровые осколочно-фугасные артиллерийские снаряды и другие поражающие элементы. Женщины-смертницы располагались шахматным порядком, создавая идеальную стратегию для осуществления атаки.
Самое опасное взрывное устройство находилось в партере, и Светлана Губарева вспоминает, как ей это внушало страх: «Эта бомба меня очень тревожила. Я постоянно на неё поглядывала, и тогда чеченка, сидевшая рядом, спросила: ‘Ты её боишься? Не бойся. Не думай, что тебе от неё достанется больше, чем кому-либо другому. Этой штуки хватит на три таких здания’…».
Террористы периодически патрулировали территорию, и людей мучил постоянный страх. Ксения Жаркова, также оказавшаяся там, делилась: «Я помню слова мамы из детства: ‘Когда тебе страшно, молись’. У меня была иконка, и я просто молилась.»
Дети поддерживали взрослых
Многие из заложников не спали и не ели, просто сидя и ожидая, находясь в состоянии оцепенения. Постоянные приступы страха заменялись редкими моментами надежды. Один из выживших описывал: «Один мужчина сошел с ума и неожиданно вскочил, пробегая по спинкам кресел, бросил пустую бутылку в террористку. В него выстрелили несколько раз, но попадали не в него, а в сидящих спокойно зрителей.»
Теперь же Сергей Будницкий, пришедший на спектакль с дочерью и её подружкой, рассказывал о том, как сам пытался поддержать девочек, уверяя их, что всё будет хорошо: «Мы просим друг друга не сдаваться. Я рассказывал детям, как готовили мюзикл, чтобы отвлечь их от нахлынувших переживаний».
Ольга Черняк также поделилась наблюдением, что дети в определенные моменты сами поддерживали взрослых, когда те поддавались панике.
Так Георгий Васильев, находившийся с двумя музыкантами, рассказывал о своей супруге и её муже: «У моего друга был украинский паспорт, у его жены — российский. Их считали иностранцами и обещали отпустить, но она всё время подталкивала его, чтобы отдал свой паспорт, тогда как он стоял на своем: ‘Я никуда не пойду без тебя’. К сожалению, в конечном итоге друг погиб.»
Уголовное дело и дальнейшие судебные процессы
По факту захвата Театрального центра на Дубровке прокуратура Москвы возбудила уголовное дело сразу в день события — 23 октября 2002 года. Террористов обвиняли в подготовке и осуществлении теракта и захвате заложников. Организаторами этого акта, по данным прокуратуры, являлись лидеры бандформирований — Шамиль Басаев, Хасан Закаев и Герихан Дудаев. В отношении женщин-терактов, принимавших участие в захвате, уголовное дело было прекращено из-за их гибели. Следствие установило, что некоторые из них стали смертницами и, руководствуясь талисманом-защитником, приходили убивать детей (так как зрители были в основном с детьми) по указанию своих отцов или старших братьев, получивших за это вознаграждение.
По поручению Шамиля Басаева за вербовку женщин-смертниц, их размещение и отбор мест для теракта отвечала Ясира (или Миси) Виталиева, работавшая поваром в его группе.
По информации ФСБ, во время подготовки к теракту предполагалось, помимо захвата заложников, также организовать взрыв начинённых взрывчаткой автомобилей в местах массового скопления мирных граждан. Эту акцию планировали провести 7 ноября 2002 года, в День согласия и примирения, однако, в страхе, что в этот день уровень охраны в городе будет повышен, организаторы решили осуществить её раньше.
Аресты и судебные разбирательства над выжившими при штурме театра на Дубровке организаторами и исполнителями террактов продолжались в течение нескольких лет в зависимости от их задержания.
Я не буду называть имена тех, кто устроил эту бойню в театре для детей. Все они либо были убиты во время теракта, либо сбежали, но впоследствии были пойманы и засуждены на длительные сроки, от 7 до 20 лет, в колониях строгого режима. На данный момент среди организаторов чудовищного теракта в живых остался только Закаев, который прятался в Лондоне. Недавно, как сообщалось на Первом телеканале, он заявил о создании армией Ичкерии, претендующей на военные действия с Россией в Украине. Остальные организаторы — Басаев и Яндарбиев — были уничтожены российскими спецслужбами.
После теракта на Дубровке бандподполье и его лидер — Аслан Масхадов — потеряли международную поддержку. 31 октября 2002 года американские власти резко осудили Масхадова, назвав его «испорченным товаром» за связи с террористами, и отозвали его легитимность. Он либо не хочет, либо не способен противостоять террористам — так комментировал действия Масхадова официальный представитель США. Большинство государств мира осудили теракт на Дубровке.
Память о трагедии
Судьба мюзикла «Норд-Ост» и его творцов после захвата на Дубровке сложилась трагически. Он был восстановлен на следующий год, но вскоре проект снова закрылся. В 2004 году авторы мюзикла создали гастрольную версию, которая была показана в двух сибирских городах России. Однако театр быстро разорвал контракты с создателями. В настоящее время Алексей Иващенко и Георгий Васильев представляют свои песни, но уже по отдельности.
На прошлой неделе региональная общественная организация «НОРД-ОСТ» провела день памяти о погибших на Дубровке. У здания театра горели лампады с зажжёнными свечами, а все желающие могли возложить цветы к мемориалу и большому баннеру с фотографиями жертв.
В настоящее время членами труппы создана и поддерживается концертная версия мюзикла с участием восьми актёров. Также существуют видеозаписи мюзикла и его концертных версий.
В Москве 26 октября почтили память жертв трагедии в Театральном центре на Дубровке: люди возложили цветы к мемориалу и, по традиции, запустили в небо 130 белых воздушных шаров.
Дополнительную информацию о истории города можно найти в нашем проекте «Исторический Петропавловск».