Кроме того, жена сына называлась невестой до рождения первого ребенка молодой пары. После рождения ребенка невеста становилась невестой.
«Снохачество». Постыдный обычай русских крестьян, при котором свёкр становился сожителем невестки сына
В XVIII и XIX веках у русских крестьян существовал отвратительный обычай, который сегодня кажется крайне странным и, мягко говоря, безумным. Идея заключалась в том, что отец всей семьи будет жить с невесткой своего сына. Церковь и общество осудили этот акт, но в течение столетия эта традиция была очень популярна в русских деревнях. Почему?
Странный и даже дикий обычай берет свое начало в начале XVIII века в некоторых губерниях царской России. Более 100 лет существовала практика тестя, но она была отвергнута церковью и осуждена обществом.
Сватовство — это практика, которая существовала в некоторых российских деревнях на протяжении столетия. Отец семейства вступал в половую связь, в основном с невесткой (дочерью) своего сына.
Причина 1. Служба в армии
Исследователи и историки до сих пор не совсем уверены, когда именно возник этот тип отношений и откуда он взялся, но первые случаи были зафиксированы в начале XVIII века. В целом, ученые называют несколько причин, которые способствовали возникновению этого странного обычая.
Первая причина, которая могла повлиять на появление свадебной церемонии, — служба в армии. В то время набор солдат составлял около 25 лет. 15-летнего мальчика выдали замуж в юном возрасте, и к 21 году он уже выполнил свой долг перед страной.
Невеста была практически не замужем, поэтому свекор без проблем жил с девушкой своего сына, как и невеста, о чем свидетельствуют этнографические записи.
Свекор предлагал молодой невесте подарки, хорошее обращение и деньги, поэтому невеста часто оказывалась в выгодном положении. Все было хорошо, несмотря на осуждение со стороны церкви и общества.
Причина 2. Отец — главный
Более того, некоторые этнографы в своих трудах говорят, что отец семьи был хозяином семьи, и они слушались его и делали то, что он им говорил. Сыновья в возрасте от 15 до 17 лет были еще неопытны и мало что понимали, поэтому юную невесту часто обманывали.
Психологические атаки, дорогие подарки или простое насилие — любые средства были приемлемы для отца семейства, чтобы закончить начатое. Сейчас это может показаться диким и странным, но таков был порядок вещей, и даже не 150 лет назад.
Другой причиной, которая могла стать основной для развития родственных связей, могли быть долгие часы работы, на которые уходили сыновья. В сельской местности было очень мало работы, поэтому дети часто уезжали в другие провинции, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи.
В России этот доход назывался «отходничеством». Это была сезонная работа крестьян, которая длилась несколько месяцев. В это время крестьяне «уходили» со своего места жительства в другие губернии на заработки.
Кроме того, жена сына называлась невестой до рождения первого ребенка молодой пары. После рождения ребенка невеста становилась невестой.
Непростая доля солдатки
Этот дикий обычай напоминал древнее язычество и вошел в обиход только в начале XVIII в. В некоторых губерниях России он просуществовал до XIX века. Историки часто расходятся во мнениях относительно происхождения этого обычая и не пришли к единому мнению. Однако большинство ученых склоняются к тому, что ответственность лежит на службе солдат.
Срок службы в царской армии в то время составлял 25 лет. Крестьянская девушка, вышедшая замуж в 17 или 18 лет, в 21 год могла быть одиноким солдатом. А потом в ее жизнь вошел свекор, который заменил ей мужа. В деревнях люди хорошо знали, как трудно молодой женщине, у которой, как правило, уже есть дети, оставаться одной. Сами женщины иногда были не против такого сожительства.
Однако чаще свекор заманивал невестку психологическим давлением, подарками или простым насилием. Отсутствие хорошо оплачиваемой работы в деревнях благоприятствовало невесте. Даже если молодой муж не шел в армию, он часто уезжал на заработки «длинного рубля». Иногда его не было в течение многих месяцев или даже лет. В течение этого времени жена могла жить с отцом своего мужа, не опасаясь последствий.
Этнограф Звонков считает, что свою роль сыграл обычай выдавать мальчиков замуж в возрасте 12 или 13 лет. В качестве невест выбирали девушек в возрасте 16-17 лет, которые уже могли самостоятельно вести хозяйство. Отцы, пользуясь неопытностью своих отпрысков, соблазняли молодых женщин и жили с ними.
Отношение общества, закона и церкви
Хотя практика сожительства не была редкостью, мужчины, которые жили со своими невестами, негативно оценивались обществом. И крестьяне, и духовенство не одобряли этого. Враждебность проявлялась по-разному. Чаще всего так называемой «невесте» отказывали в предоставлении слова на деревенских собраниях. Случалось также, что пьяница становился изгоем, и никто больше не хотел иметь с ним ничего общего. Единственными людьми в деревне, к которым относились хуже, были нищие, которые вообще считались людьми второго сорта.
Жены развратных глав семей также негативно относились к подобным отношениям. Но женщины в деревнях были очень зависимы от своих мужей и общественного мнения. Поэтому жены годами терпели такое поведение своих мужей. А расторгнуть церковный брак было очень сложно, и долгое время практика рождения детей в браке не входила в список законных оснований.
В сельских кругах близкородственное скрещивание приравнивалось к кровосмешению, так как жена сына принималась как полноправный член семьи. Это означало, что невеста состояла в родстве со своим свекром, даже если не по крови. На этом основании в конце XIX века православная церковь официально признала наказуемость таких отношений.
Почему исчезло снохачество
В 1880-х годах супружеский союз был добавлен в список оснований для развода наряду с супружеской изменой. Церковь, которая ранее противилась расторжению браков, теперь встала на сторону мужа, чьи права были так вероломно нарушены его собственным отцом. Прошения о разводе также принимались, если жена неверного мужа хотела развестись.
Но светские власти делали вид, что этого позорного явления не существует. Практика деторождения считалась своего рода прелюбодеянием, и такие дела очень редко передавались в суд. Поэтому можно с уверенностью сказать, что обычай исчез не из-за конфликта с законом. К концу 19 века это явление сошло на нет из-за изменений в военной службе и обществе.
14 июня 1888 года был принят закон «об изменении условий службы в армии и ополчении». Служба в царской армии была сокращена до 5 лет, после чего солдат должен был отслужить еще 13 лет в запасе. Образ жизни крестьян также изменился: Благосостояние крестьян немного выросло. В результате молодожены часто обзаводились собственным хозяйством и жили отдельно от родителей.
Русская православная церковь считает такое сожительство (инцест). В частности, по определению Русской православной церкви, межнациональное бракосочетание являлось одним из оснований для расторжения церковного брака.
Как боролись с грехом?
Хотя близкородственные браки не были редкостью в деревне, отношение к мужчинам, живущим со своими невестами, было негативным как в общине, так и в церкви. Мнение жениха, например, не было учтено на сельском сходе. Более того, кровосмесительный брак путали с инцестом, поскольку жена сына считалась полноправным членом семьи и, следовательно, прямым родственником свекра.
В начале 20 века Русская православная церковь установила, что, помимо прелюбодеяния, факт незаконного брака может быть аргументом для расторжения церковного брака.
Исчезновение снохачества
Не законы способствовали исчезновению добрачных браков. Хотя историк Оршанский приводит в своих трудах пример случая, когда тесть был лишен «болса» за двоеженство, это скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев жалобы женщин полностью игнорировались.
К счастью, это явление почти полностью исчезло к концу девятнадцатого и началу двадцатого века. В то время многие семьи жили отдельно от родителей, что, несомненно, создавало почти непреодолимое препятствие для развития снобизма.
Брак был частой темой в русской литературе и кино, особенно у Н. С. Лескова в рассказе «Жизнь женщины» и у М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон». Следовательно, особые отношения между невестой и свекром также подчеркиваются в адаптации этих произведений.
Трагедии в семьях
На зятьев обычно не обращали внимания, хотя в Российской империи они официально считались преступлением. Сыновья подчинялись своим отцам, а жены «болшаков» просто думали: «Пусть идет в свой хлев, а не к грязным девкам, которые приносят с собой дурные болезни».
Но случались и трагедии: например, в судебном деле калужанки Матрены и ее свекра Дмитрия. Матрена родила сына от своего свекра, но вскоре после родов тот забрал мальчика и закопал его живым в сарае. Иногда жаловались и «озабоченные» жены: Однажды парень, вернувшись с работы в Санкт-Петербурге, узнал, что у его жены есть сын от его отца. Молодой человек зарубил своих родителей топором и в итоге был приговорен к принудительным работам.
Практика отцовства не прекращалась вплоть до 20-го века: Изменился образ жизни крестьян, молодые пары могли уехать от родителей. Со временем девушки перестали бояться замужества: Теперь они знали, что «глава семьи» — отец мужа — не будет самым страшным зверем в округе.