«Матильда. Продолжение». Что стало с Кшесинской после свадьбы Николая II
Матильда Кшесинская, известная как любовница последнего русского императора, смогла сохранить своё влияние в императорском дворе, пройти через бурные события революции и даже спорить с новыми властями.
Разрыв с наследником не оказал на Матильду отрицательного влияния, и она продолжала выступать в таких постановках, как «Пахита», «Коппелия» и «Спящая красавица».
— Сезон 1895/96 года для меня был наполнен тоскливыми моментами. Душевные раны заживали очень медленно, и мысли постоянно возвращались к тем, дорогим моему сердцу воспоминаниям, терзая меня размышлениями о Николае и его новой жизни, — написала она в своих воспоминаниях.
Коронация Николая II состоялась в мае 1896 года, и, разумеется, на этом важном событии должна была выступать балетная труппа. Кшесинская ожидала танцевать, но неожиданно узнала, что её исключили из программы. Репетиции спектакля уже шли, главную роль выделили итальянской балерине Леньяни, а остальные роли были распределены среди других танцовщиц.
В тот момент она была в полном отчаянии и обратилась за помощью к великому князю Владимиру Александровичу, чувствуя, что только он сможет заступиться за неё и поймёт, как несправедливо и глубоко её оскорбили. Какова была реакция великого князя, она не знала, но результат был слишком быстрым, — делится Кшесинская в своей книге «Воспоминания».
В общем, исключение любовницы из коронационного представления было вполне ожидаемым. Против её выступления выступали практически все члены императорского двора, а Николай II предпочитал не вмешиваться в этот скандал. В конце концов, Матильда всё же смогла выступить в парадном спектакле во время коронации в Москве и тем самым продемонстрировать свои таланты.
Тем не менее, Кшесинская могла рассчитывать на поддержку Романовых. После разрыва с Николаем она соблазнила ещё троих представителей царской семьи: Сергея Михайловича, Владимира Александровича и даже его сына Андрея Владимировича. Таким образом, она смогла сохранить хорошую репутацию и карьеру благодаря их покровительству. Критики отмечали, что «Кшесинская хороша, как всегда».
Внебрачный сын
В своих воспоминаниях Матильда почти не упоминает о своём внебрачном ребенке. В 1901 году она узнала о своей беременности, а в июле 1902 года родила сына.
«Имя для мальчика было выбрано, но с отчеством возникли проблемы», — этот комментарий касается самой Кшесинской. Оба, Андрей Романов и князь Сергей Михайлович, были готовы признать ребенка как своего. Но первоначально ребёнка собирались записать как Сергеевича, однако по неясным причинам это решение изменили, и в письмах Матильды он упоминается как Андреевич. Имя для мальчика было выбрано в честь «деда» — Владимира. Чуть позже она задумалась о названии «Николай», но сочла, что это будет чрезмерно и воспринято с недоумением.
Внешность Матильды Кшесинской
Матильда не была классической красавицей, однако, это следует рассматривать в контексте тех идеалов, которые были распространены в её эпоху. Рост балерины составлял всего 153 см. Платья, сохранившиеся в музее Академии Русского балета Вагановой, говорят о её маленькой талии и широкой грудной клетке. У неё были крепкие, но короткие ноги, что позволило ей впервые среди российских балерин исполнить фуэте; ранее это удавалось исключительно итальянкам. Её выдающимся достижением были 32 фуэте подряд, что стало символом её мастерства.
После её успеха многие балерины начали внедрять этот трюк в свои выступления, усложняя его дополнительными двойными и тройными оборотами. Таким образом, Матильду помнят не только как выдающуюся балерину, но и как любимицу великих князей. Кроме того, её имя всплывает в разговоре о драгоценностях, якобы спрятанных во дворе её особняка на Большой Дворянской, которые она так и не смогла вывезти в Париж, когда бежала от революции. По оценкам, этот клад может стоить 200 миллионов долларов, и по российским законам, предметы, пролежавшие в земле сто лет, считаются собственностью земли. Это создает ожидание второй волны интереса к наследию Матильды.
Отношения Кшесинской с семьей Романовых
Большинство мужчин в жизни Матильды были из династии Романовых. Один из них стал её мужем, что позволило ей породниться с царской семьёй. Однако её самый громкий роман был с Николаем II. Для Матильды он навсегда оставался просто Ники. Николай был сильно влюблён и использовал все возможности для встреч с Кшесинской.
Все началось с обмена влюбленными взглядами, но в августе 1891 года цесаревич, не стесняясь, пришёл к юной Матильде, которая тогда жила с родителями. Такие любовные встречи в Петербурге того времени считались крайне недопустимыми, особенно для наследника престола. Николай снял ей особняк. В своих дневниковых записях Николай пишет: «Вечером я посетил М.К. и провел с ней лучший вечер, от которого до сих пор нахожусь под впечатлением».
В Российском государственном архиве хранятся воспоминания Кшесинской с её правкой текста. Она вычеркнула абзац о том, что однажды оказалась беременной от наследника. Матильда упоминала, что однажды, когда она ехала в санях, кони неожиданно рванули и она вылетела из упряжки, сильно травмировавшись. И если бы не этот случай, она вскоре стала бы матерью. Этот фрагмент не попал ни в одно её издание.
В дневниках Николая II читаем: «Чувствую себя, как в тумане. Надеюсь, что скорее пришлюсь к тебе» — это о Матильде. «Я собираюсь жениться на Алекс, я давно её люблю. Всё это время я не верил в свои чувства, не верил, что мечта сбудется» — это о его будущей супруге. Он также делал краткие записи о встречах с Кшесинской: «Посетил М.К. и провёл три чудесных часа». Позже, оказавшись в эмиграции, Матильда не скрывала свою обиду и ревность к сопернице. Непрерывно утверждала, что Николай искренне любил только её. В каждом письме к нему ощущается её растерянность: «Она не любит тебя и не будет. Никогда ты не будешь так счастлив».
Матильда до последнего призывала Николая не жениться на немецкой принцессе, но её призыв не был услышан. Николай попросил о последней встрече, и оба понимали, что всё уже решено. В воспоминаниях Матильда пишет: «Слезы душат меня, осталось так много недоговоренного. Мне казалось, что моя жизнь завершена». После этого они больше не встречались.
30 ноября 2017 Матильда Кшесинская. Подлинная история примы-балерины Мариинского театра
Создателям фильма «Матильда» удалось, так сказать, игнорировать множество увлекательных, неоднозначных и драматичных сюжетов, характерных для выбранной эпохи, а также пренебречь многими интересными и сложными личностями её героев. Личность киношной Матильды имеет мало общего с реальной, кроме имени и профессии. Её творческий путь свидетельствует не только о таланте, но и о несравненной силе духа и железной воле в достижении задуманного. В то же время нельзя не признать, что жизнь и карьера Кшесинской — как в России, так и в эмиграции — были плотно связаны с домом Романовых.
В апреле 1892 года будущий император Николай Александрович размышлял о своей любви к принцессе Алисе Гессенской и о природе чувств в целом, а в дневнике перечислял юношеские увлечения: …странное открытие — два одинаковых чувства реально могут сосуществовать в душе. На данный момент я несколько лет люблю Алису и надеюсь, что в будущем смогу жениться на ней. В последнюю зиму я увлекся Ольгой Долгорукой, но это вскоре прошло. Примерно с 1890 года моё внимание привлекла маленькая К., и это ощущение меня не оставляет, при этом я не забываю об Алекс!
Существует мнение, что эти записи вполне подтверждают порой влюбчивую натуру Николая, но он сам считал себя строгим судьёй и разборчивым в своих чувствах!
Дневниковые записи Ники являются уникальным источником, в которых он описывает не только свои свидания, но даже количество застреленных на охоте зайцев (различая русаков и беляков). Однако роман с Кшесинской вызвал небывалый интерес, вокруг него возникли скандалы и слухи, с последствиями, которые были важно для императорской династии. Но эти последствия намного отличались от тех, о которых обычно рассказывают в скорбных мелодрамах.
Матильда Кшесинская появилась на свет в 1872 году под Петербургом в семье артистов балета. Связь её семьи с российскими самодержцами началась гораздо раньше её рождения. В своих мемуарах балерина отметила, что её отец выступал перед Николаем I в 1835 году, и царь (как говорила Матильда, большой любитель мазурки) затем пригласил его выступить в Санкт-Петербурге наряду с другими исполнителями польских танцев.
После окончания Императорского театрального училища в 1890 году Кшесинскую приняли в балетную труппу Мариинского театра. Она познакомилась с наследником престола во время выпускного экзамена. За праздничным ужином Александр III шутливо предостерёг её и сына: «Только не слишком флиртуйте!»
Предостережение не подействовало: между наследником и обаятельной, весёлой балериной завязался роман. Изначально краткие и сдержанные записи Николая в дневнике 1890 года становятся гораздо более эмоциональными после его возвращения из восточного турне:
10 июля. Вторник. Бывал в театре, был на сцене.
Материалы по теме:
Гений русской свободы
Если нужна какая-либо историческая фигура, олицетворяющая все события, происходившие в России в 1917 году, от свержения монархии до прихода к власти большевиков.
Михаил Родзянко: вторая лицо в империи
Во время Февральской революции Михаил Владимирович Родзянко стал самым известным человеком в России: его имя стало символом свободы. Сам председатель Государственной думы также ощущал себя важной фигурой.
Пьяная революция
В контексте Великой российской революции есть много эпизодов, о которых в советский период предпочитали не упоминать. Создавался образ чистой народной революции, во главе которой стояли герои-подвижники.
Карьера балерины
Сразу после окончания училища Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Уже в своем первом сезоне ей доверили небольшие роли в 22 балетах и 21 опере. Коллеги вспоминали о ней как о невероятно трудолюбивой танцовщице, обладающей отцовским талантом к драматической выразительности. Она могла часами находиться у балетного станка, преодолевая боль и утомление.
В 1898 году прима начала брать уроки у выдающегося итальянского танцора Энрико Чеккетти. С его помощью ей удалось стать первой русской балериной, рискнувшей исполнить 32 фуэте подряд. Ранее подобное достигалось только для Пьерине Леньяни, с которой Матильда соперничала в течение многих лет. После шести лет, проведённых в театре, она была удостоена звания примы. Среди её репертуара были Фея Драже («Щелкунчик»), Одетта («Лебединое озеро»), Пахита, Эсмеральда, Аврора («Спящая красавица») и принцесса Аспиччия («Дочь фараона»). Её уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской школы балета. По сей день её имя ассоциируется с целой эпохой, золотым временем для русского балета.
Матильда Кшесинская и Николай II
Любовная история между Матильдой Кшесинской и Николаем II началась на званом ужине после её выпускного экзамена. Наследник престола, будучи очарованным хрупкой и воздушной балериной, получил полную поддержку от матери. Императрица Мария Федоровна, обращая внимание на то, что её сын до встречи с Кшесинской не проявлял интереса к женщинам, всячески поощряла его роман с Матильдой. Например, Николай брал деньги на подарки для возлюбленной из заранее созданного фонда. Среди подарков был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову. Сперва их встречали лишь изредка. Перед каждым спектаклем Матильда долго ждала у окна, надеясь увидеть, как её возлюбленный поднимается по ступеням, и когда он приходил, танцевала с огромным вдохновением. Весной 1891 года, после долгой разлуки (Николай был в Японии), наследник первым делом тайно покинул дворец и поспешил к Матильде. Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Кшесинской своему кузену, князю Сергею Михайловичу, который стал президентом Русского театрального общества. На протяжении нескольких лет он оставался верным другом и покровителем балерины.
Однако, у Николая, уже ставшего императором, сохранились чувства к своей бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за её карьерами и, по слухам, не без его поддержки Кшесинская получила статус примы Мариинского театра в 1896 году. В 1890 году Николай подарил ей изысканную бриллиантовую брошь с сапфиром на её бенефис. В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира, роды были крайне тяжелыми, и её с новорожденным спасли от смерти.
Чем очаровывала польская балерина Кшесинская мужчин дома Романовых
Жизнь этой женщины окружена слухами и легендами. Судьба примы-балерины российского Императорского театра Матильды Кшесинской продлилась почти век. За это время она сумела стать гениальной танцовщицей, светской львицей и искусной искусительницей.
Где появилась на свет и как строила карьеру балерины будущая пассия мужчин дома Романовых Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская, известная в детстве как Маля, родилась в августе 1872 года в Лигове, недалеко от Петербурга. В её семье было много детей: родной брат Иосиф, сестра Юлия, а также пятеро сводных братьев и сестёр от первого брака матери. Судьба Матильды в балете была предопределена давно, находясь под влиянием своего отца. Феликс Кшесинский, поляк по национальности, завоевал признание как солист Мариинского театра и прекрасно исполнял мазурку, а также как педагог. После окончании Императорского театрального училища в Мариинку пришли также Иосиф и Юлия, которую называли Кшесинской первой. Малю, отданную в балетный класс в три года, стали именовать Кшесинской второй.
Педагоги с юных лет отмечали талант Матильды и предсказывали ей великое будущее. Разделяя это мнение, Феликс Кшесинский много времени уделял развитию дарования своей младшей дочери.
Экзамен, определивший судьбу, или как юная балерина оказалась в объятиях наследника престола Николая Александровича
Достигнуть вершин славы исключительно благодаря таланту всегда было непросто. В России, как и везде, для блестящей карьеры на сцене необходимо было получить поддержку влиятельного покровителя. Матильда получила такой шанс в 1890 году, во время выпускного спектакля Петербургского балетного училища. По словам самой Кшесинской, именно этот вечер определил её судьбу. Почётными гостями мероприятия стали император Александр III с супругой, братьями и цесаревичем Николаем Александровичем. Государь осыпал 18-летнюю выпускницу комплиментами, предсказал, что она станет украшением и гордостью русского балета, и с гордостью посадил сына рядом с ней во время праздника.
Существует предположение, что монарх намеренно познакомил наследника с этим прекрасным существом, чтобы тот перед вступлением в брак узнал радости любви. Если это действительно так, его план удался: юноши и девушки ощутили сильное влечение друг к другу, которое вскоре переросло в пылкий роман. Влюбленные стали встречаться в шикарном особняке, который Николай сначала снял, а потом купил и подарил Матильде.