Однажды за ней в поезде едет мужчина по имени Гоша. Он начинает демонстрировать Кэтрин повадки альфа-самца. В ее глазах. Но на самом деле он недооценивает и унижает ее и наплевательски относится к ее границам.
«Гошу зрители не раскусили»: за что Баталов не любил героя фильма «Москва слезам не верит»
Георгий Иванович (также известный как Гоша, Жора и Гога) — весьма противоречивый персонаж популярной советской мелодрамы. Люди в интернете постоянно спорят о том, каким человеком на самом деле является этот загадочный «слесарь из электрички». Так неожиданно выясняется, что тех, кому не нравится персонаж Баталова — подавляющее большинство…
На «Дне рождения Гоши», фото из открытых источников.
Актеру Алексею Баталову пришлось бороться за роль Георгия Ивановича. Режиссер очень тщательно выбирал Гошу-Жору-Гогу из целого ряда уважаемых актеров. Одним из кандидатов, например, был Олег Ефремов. Актер вписался в образ незнакомца в кожаной куртке и шляпе, сидящего на скамейке в поезде. Ефремовская интерпретация Гоши, однако, была излишне театральной и напыщенной.
Такой мужчина вряд ли заинтересует Екатерину (Вера Алентова), решил Владимир Меньшов.
Ставка была сделана на Виталия Соломина, который также проходил пробы на роль Гоши. Актер уже был утвержден на роль, но ему пришлось объединиться с актрисой Натальей Сайко, которую режиссер видел в качестве главной героини.
Однако вскоре Сайко отказалась (по личным причинам) работать над «Москва слезам не верит», а после ее выбытия из игры и Соломин был снят.
«А вас, Штирлиц, я попрошу остаться»
Вячеслав Тихонов также может появляться на этой фотографии, фото из открытых источников.
Были реальные возможности сыграть Гошу и «Штирлица»-Вячеслава Тихонова. Однако актер не получил роль в фильме, поскольку уже появлялся на экране ранее — Меньшов опасался, что зрители увидят Георгия Ивановича и Максима Максимовича (Исаева).
Победителем «большого кастинга» в итоге стал Алексей Баталов, который на удивление не очень хотел играть Гошу. Главной причиной было то, что он ненавидел персонажа, которого ему приходилось воплощать на экране.
За что Баталов не любил своего героя
Гоша — «идеальный мужчина», фото из открытых источников.
Алексей Баталов позже поделился своим отношением к герою «Москва слезам не верит» в интервью. «Зрители Гоши не поняли его правильно», — сказал актер.
Баталов категорически опроверг тот факт, что слесарь НИИ Георгий Иванович — идеальный человек. «Вовсе нет, — сказал актер, — такие спутники могут дать неожиданный концерт через три дня после свадьбы и ударить бутылкой по голове жены».
Алексей Баталов обосновал свое мнение следующим образом.
- легкость, с которой его герой встретил незнакомца в электропоезде,
- Загадочный первый брак Гоши, который по каким-то причинам распался,
- готовность героя решать проблемы путем борьбы,
- решать личные проблемы традиционным русским способом.
«Как вы думаете, о чем мы будем говорить через десять лет?». — спрашивает его жена Катерина. А он отвечает: «Я думаю, мы будем говорить о том, как хорошо мы жили…».
Гоша, он же Гога…
«Завидный зять для нашей главной леди Екатерины. Она приехала из деревни, хотела выйти замуж за москвича, который предложил ей квартиру, и выдавала себя за дочь профессора, но теперь она мать-одиночка. Двадцать лет спустя она — директор завода и заместитель Моссовета. Она сильная женщина, которая устала и уже 20 лет хочет выйти замуж, — говорит Ольга.
Однажды за ней в поезде едет мужчина по имени Гоша. Он начинает демонстрировать Кэтрин повадки альфа-самца. В ее глазах. Но на самом деле он недооценивает и унижает ее и наплевательски относится к ее границам.
Он начинает свое представление, говоря ей, что у нее «внешность одинокой женщины», что она «не больше прораба», или, по крайней мере, как он говорит, «проталкивается профсоюзом». Другими словами, он сразу ставит ее на место и говорит, что ты многого не стоишь и поэтому должна радоваться, что с тобой трахаются, потому что ты привлекаешь внимание такого орла. И он начинает играть в эту игру.
Как только он входит в квартиру нового знакомого, первым делом, не снимая обуви, осматривает все помещение, оценивает самочувствие возлюбленной и тут же дает еще одну словесную оценку: «Я сделаю это.
Но он видит в этом свою силу. И он не «маменькин сынок», как отец ее дочери, и не женат, как ее любовник. Затем ее сознание заполняет романтический образ, и в фильме мы видим Гошу ее глазами. Она бредит, что видно из того, что, хотя она живет с ним, она не знает ни его фамилии, ни адреса.
Кэтрин не видит, как он щеголяет перед ней своим павлиньим хвостом, недооценивая ее. Его самооценка похожа на мыльный пузырь, который он надувает, но внутри пустота.
Постоянно хвалит себя, постоянно сравнивает себя со своими знакомыми и с самой Екатериной — когда Саша (дочь Екатерины) спрашивает его о заработках, он отвечает просто и прямо: «Больше, чем твоя мама», а затем, вроде бы скромно, заявляет: «Я разбираюсь в двигателях, как мало кто». Я тоже талантлив».
И вообще он слесарь — интеллектуал. Это то же самое, что, скажем, молочный хирург, сантехник-психолог, тракторист-балетный танцор.
Не интеллигент, а манипулятор
Как отмечает один из экспертов, Гоша — хороший предприниматель. Как и многие алкоголики, он точно знает, как заманить Кэтрин — изображая из себя более сильного человека. То есть, он притворяется более сильным.
Ну, слесарь не может быть сильнее менеджера. Насколько реалистична пара между слесарем и режиссером?
Через день после их встречи Гоша заявляет, что они будут жить вместе, не спрашивая мнения Екатерины. И на ее территории! То есть, она делает то, что хотела сделать в молодости с отцом своей дочери — улучшает свое финансовое положение за счет партнера. Помнишь, как она притворялась профессорской дочкой? А теперь Госса притворяется интеллектуалом. И он обязательно будет завидовать: «Здесь обо мне так хорошо отзываются, что у тебя, наверное, какой-то комплекс неполноценности. То есть, если проанализировать его поведение, то он ведет себя высокомерно и неотесанно. Но для Екатерины, а также для зрителей грубость и дерзость воспринимаются как проявление внутренней силы и лидерских качеств. И почему?
Потому что она влюблена, ей нравится быть «одураченной», и зрители видят Гошу через ее розовые очки! Поэтому она пока позволяет ему все, даже если он курит в ее постели. Это небольшая деталь, но она показывает, что в нем действительно нет ни малейшего намека на интеллектуальность.
Чем больше мужчина выставляет напоказ свой павлиний хвост, тем больше вероятность того, что он страдает от комплекса неполноценности. И его самый большой страх — оказаться проигравшим. Именно поэтому он так много внимания уделяет тому, что «женщина не должна зарабатывать больше мужчины», и так чутко реагирует на просьбу Кэтрин не вмешиваться в детские ссоры без ее ведома. Все лидерские качества, которые он проявил, будучи жестоким человеком, испаряются в одно мгновение, когда появляется человек, способный сравниться с ним — Родион, отец Саши. Родион работает на телевидении, у него более интересная работа, он зарабатывает гораздо больше Гоши, и Гоша тут же бросает его. А когда становится известно, что «учитель» на самом деле не учитель, а директор, то есть что у Екатерины зарплата и престиж выше, чем у него, он высовывает язык, как пятилетняя девочка, и уходит. Сначала буквально — из квартиры, потом еженедельные пьянки — чтобы справиться с травмой.
Это взрослое, зрелое поведение? Нет, это уход в детское поведение. Алкоголизм — это бегство от реальности, человек не может с этим справиться, это ребячество.
А того ли я ждала?
Так будет ли Катерина счастлива с Гошей? Мнение Ольги таково:
Финал, конечно, просто гениален: по просьбе рыдающей Катерины Гоша буквально желает и умоляет вернуться. То есть, Кэтрин вовлекается в игру «жертвы» и берет на себя роль «спасителя» ее и его отношений. В этот момент его пузырь самооценки снова надувается, и он соглашается. Но замечали ли вы, в каких условиях живет этот великолепный Гоза? Здесь ужасный беспорядок, на окнах нет даже занавесок, на полу разбросаны газеты и вещи. Я думаю, что он просто ищет удобную женщину, чтобы мыть ей ноги и пить воду.
По какой-то причине большинство зрителей думали, что он и Кэтрин останутся вместе и будут жить долго и счастливо. Однако в действительности для этого нет никаких условий. Гоша, мучимый своими комплексами, будет терзать и мучить Екатерину при каждой возможности побуянить. Жизнь с таким плодом превращается в ад, и мирского счастья быть не может. Вряд ли Владимир Меньшов не понимал, что представляет собой такой персонаж, как Гоша. Финал имеет открытую концовку — зрители сами решают, что будет дальше. Вот как они решают. Только в несколько ином направлении.
Почему я так уверен в этом? Давайте вернемся к названию фильма. «Москва слезам не верит». Слезы в психологии, в том числе один из методов манипуляции, меняют слово слезы на манипуляцию — «Москва не верит в манипуляции». Екатерина приехала в Москву и хотела завоевать ее путем манипуляций, но ей это не удалось. Она манипулировала собой, чтобы победить его. Это не Москва, считает она.
А Екатерина, если не прогонит Гошу в ближайшее время, прольет немало слез, если все еще будет находиться в Гошиной паутине.