Моющий раствор (200мл 3 % перекиси водорода, 5 г моющего
"Предстерилизационная очистка. Контрольные пробы"
Автор: Выхованчук Ольга Александровна
Должность: преподаватель ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за тяжелобольными
Учебное заведение: Филиал ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж" в городе Зея
Населённый пункт: Амурская область, город Зея
Наименование материала: методическая разработка практического занятия
Тема: "Предстерилизационная очистка. Контрольные пробы"
Дата публикации: 03.05.2018
Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение
Профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
Методическая разработка практического занятия
Тема: «Предстерилизационная очистка инструментов,
Профессиональный модуль ПМ.04.
Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больным
Составлена преподавателем филиала ГАУ АО ПОО
«Амурский медицинский колледж» в г. Зея
Рассмотрена на заседании МК
от «____» _____________2017 г.
Председатель МК __________
Зам. зав. филиала по УВР__________
«___» ______________ 2017 г.
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.
Тема: Предстерилизационная очистка инструментов, контрольные
Формировать профессиональные компетенции:
ПК 2.4. Соблюдать правила техники безопасности пользования
аппаратурой и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно –
ПК 2.5. Участвовать в проведении профилактики инфекционных
Формирование новых способов умственной деятельности, умение
логически мыслить, воспроизводить, излагать изученный материал,
анализировать, сравнивать, делать самостоятельный выбор.
Формирование новых умений и навыков.
Воспитание самостоятельности в работе.
Воспитывать лучшие черты личности (коммуникабельность, доброту,
аккуратность, дисциплинированность и др.)
3. Прививать любовь к своей профессии.
4. Формировать нормы медицинской этики и деонтологии.
5. Воспитывать у студентов чувство сопереживания и участия к
Развивать интерес к изучаемой теме.
Развивать умение работать в группе, принимать коллективные решения.
Развивать логическое (клиническое) мышление.
Формировать осознание процесса обучения.
Место проведения: кабинет доклинической практики
Основы микробиологии, вирусологии иммунологии
Гигиена с основами эпидемиологии
С.А. Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сестринского
Г.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова «Основы сестринского
К.Е.Давлицарова, С.Н.Миронова «Манипуляционная техника»
Г.И.Морозова «Основы сестринского дела» ситуационные задачи.
Атлас по манипуляционной технике
Технические средства обучения (ноутбук, телевизор, видеомагнитофон)
Фильм «Профилактика ВБИ – обработка инструментария»
Дезинфицирующие и антисептические средства
Инструментарий многократного использования
10.Мешки для отходов класса «А» и «Б»
11.Ситуационные задачи и ответы
12.Задания в тестовой форме и эталоны к ним.
После изучения темы студент должен знать:
цель предстерилизационной очистки
значимость предстерилизационной очистки инструментария
моющие средства, применяемые для предстерилизационной очистки
характеристика ручного и механического способов предстерилизационной
контроль качества предстерилизационной очистки путём проведения проб:
азопирамовой, амидопириновой, фенолфталеиновой, судановой
После изучения темы студент должен уметь:
— провести все этапы ОСТа 42-21-2-85
После изучения темы студент должен обладать общими
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
и осуществлять повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях смены технологий в
ОК11. Организовывать рабочее место с соблюдением требований
охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Проверяет готовность к занятию.
Готовятся к работе в группе.
Преподаватель сообщает тему,цель и
формируемые компетенции, план
Тема:Предстерилизационная очистка.
Примерные варианты ответа:«Хотели
расширить знания и уточнить вопросы,
которые возникли после прочтения
Создает условия для определения «
операционная медицинская сестра».
«Вы операционная медицинская сестра.
После операции Вы провели обработку
инструментариясогласно ОСТа 42-21-2-
85. Качество обработки инструментария
определяет старшая медицинская сестра.
После проведения амидопириновой
пробы она обнаружила на инструментах
сине-фиолетовое окрашивание. О чем
можно подумать? Ваша тактика.
определение «компетенция, этапы
2. Осмысление (размышление)
Преподаватель создает условия для
осознания и осмысления материала по
теме. Обучающиеся самостоятельно
А. Статистические данные по
Г. Этапы отраслевого стандарта
Д. Контрольные пробы на качество
Е. Контрольные пробы на качество
представляет этапы отраслевого
стандарта 42-21-2-85 и контрольные
пробы на качество обработки
инструментария и на качество
Преподаватель создает условия для
осознания и осмысления материала по
теме. «Предстерилизационная очистка.
Контрольные пробы» и контролирует
самостоятельную работу обучающихся
Задание «Изучить этапы обработки
инструментария, контрольные пробы на
качество обработки инструментария и на
качество стерилизации и решить
возникшую проблему после обработки
проблему и оформляют письменно в
рабочей тетради все этапы
обработки инструментария, виды
проб на качество обработки
инструментов и на стерильность
3. РЕФЛЕКСИЯ — (САМО — И ВЗАИМООЦЕНКА)
Преподаватель предлагает обучающимся
ответить на вопрос «Какую новую
информацию они получили после
Защита самостоятельной работы
Решение ситуационных задач
Преподаватель предлагает ответить на
вопросы эссе для рефлексии
Обучающиеся получают возможность
переосмыслить полученные сведения,
сравнить свое видение проблемы с
другими взглядами, приобретают опыт
критики, отстаивания своей позиции.
Преподаватель предлагает обучающимся
подвести итоги занятия, оценить свою
Обучающиеся дают оценку своей работе,
делятся впечатлением, высказывают свое
мнение о достижении цели занятия.
Преподаватель сообщает тему
следующего занятия, предлагает дома
Обучающиеся записывают домашнее
1. Давайте вспомним номер ОСТа.
2. На основании какого приказа проводится утилизация
4. Инструменты подвергают утилизации или нет
6. Какоедезсредство можно использовать в утилизации
7. Что делают с использованным шприцом
8. А что такое обеззараживание.
9. После дезинфекции что делают с разовым инструментарием
10. Что делают с инструментами многократного использования.
11. Какие растворы используют в дезинфекции
12. Что делают с инструментами после дезинфекции
13. Как называется второй этап ОСТа
15. Способы предстерилизационной очистки
16. Что включает в себя замачивание
17. Что включает в себя кипячение
18. Что дальше делают с инструментами.
19. Кто проводит пробы на качество обработки инструментария
20. Какие есть пробы на скрытую кровь
21. Какая проба считается универсальной.
22. Какие еще вы знаете пробы на качество обработки
23. Что будем делать если проба положительная, а если отрицательная
24. Стерилизация – это какой этап ОСТа
25. В каком отделении проводится стерилизация
26. Сколько зон выделяют в ЦСО и какие
27. Перечислите методы стерилизации
28. Что значит воздушный метод
29. Что значит паровой метод
30. Что используют в химическом методе
31. Какие существуют пробы на качество стерилизации
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ 42-21-2-85
СТЕРИЛИЗАЦИЯ И ДЕЗИНФЕКЦИЯ ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО
УТИЛИЗАЦИЯ – обезвреживание крови (для профилактики гепатита и
ВИЧ-инфекции) проводится согласно приказа № 408.
Дезинфекция разового инструментария проводится одномоментно.
После проведения дезинфекции разовый инструментарий подвергается
уничтожению (пакет желтого цвета, класс Б).
Инструментарий многократного использования подвергается
дальнейшей обработке согласно ОСТа 42-21-2-85.
Можно использовать один из растворов.
1.Кипячение в 2% содовом растворе -15 минут.
2.Замачивание в 3% хлорамине 1 час.
3.Замачивание в 4% перекиси водорода -1,5 часа.
4.Замачивание в 1,5%гипохлориде -1час.
По истечении времени весь инструментарий промывают проточной
2 ЭТАП – ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСТКА
Подвергаются все изделия с целью удаления белковых, жировых и
механических загрязнений, а так же остатков лекарственных веществ.
Различают два способа: замачивание и кипячение.
В замачивании используют один из растворов:
0,5% моющий раствор, температура 40 градусов – 15 минут
0,15%сегтабик температура 18 градусов – 30 минут
Моющий раствор (200мл 3 % перекиси водорода, 5 г моющего
средства, 795 мл воды), температура 50 градусов – 15 минут
Во время замачивания поддерживать температурный режим не
2% содовый раствор -15 минут
1,5% моющий раствор – 15 минут
В качестве моющего средства можно использовать следующие
порошки: Айна, Лотос, Биолот.
По истечении времени каждое изделие моют ершом или ватно-
марлевым тампоном в течение 30 секунд и ополаскивают проточной водой от
1 до 10 минут, в зависимости от моющего средства:
Затем весь инструментарий ополаскивают дистиллированной водой и
Перед следующим этапом проводят самоконтроль. Для исследования
берут 1% от всего обработанного инструментария.
— бензидиновая проба (самая чувствительная, реакцию читают в
течение 2 минут.При положительной реакции появится сине-зеленое
— Амидопириновая проба (при положительной реакции появиться
— Азопирамовая проба (универсальная, проводится на наличие
крови, хлорсодержащих, моющих средств, ржавчины и лекарственных
веществ). Если кровь осталась – то цвет реактива изменится на сине-
фиолетовый, бурое окрашивание свидетельствует о наличии
хлорсодержащих и ржавчины. О наличии моющих средств говорит
При положительной пробе — желтое окрашивание.
На остатки моющих веществ – фенолфталеиновая проба
При положительной пробе появится розовое окрашивание.
При положительной реакции весь инструментарий подвергается
повторной обработке, начиная с этапа дезинфекции. При отрицательных
пробах приступают к третьему этапу.
ВОЗДУШНЫЙ МЕТОД (сухожаровой шкаф)
При температуре 180 градусов – 1 час.
При температуре 200 градусов – 30 минут.
При температуре 120 градусов, давление 1,1 атм. – 45 минут.
При температуре 132 градуса, давление 2 атм. – 20 минут.
Проводится стерилизация 6% перекисью водорода. При
нагревании до 50 градусов – 3 часа. При комнатной температуре – 6
часов. Подвергаются изделий полимерных материалов, резины и
стекла. Изделия полностью погружаются в раствор, после чего
промываются стерильной дистиллированной водой двукратно.
Повторно использовать раствор для стерилизации нельзя. Срок
хранения инструментария в стерильной закрытой емкости трое суток.
Для того, чтобы проверить качественно ли проведена стерилизация,
используют химические тесты или индикаторы.
Автоклав 120 градусов – сера горючая, резорцин, бензойная кислота,
Автоклавы 132 градуса – индикаторная лента, мочевина
Сухожаровой шкаф – теомочевина, янтарная кислота, аскорбиновая
кислота, индикаторная лента
Пробы на качество обработки инструментария
1. Бензидиновая проба (самая чувствительная, реакцию читают в течение 2
минут. При положительной реакции появится сине-зеленое окрашивание).
2. Амидопириновая проба (при положительной реакции появиться сине-
3. Азопирамовая проба (универсальная, проводится на наличие крови,
хлорсодержащих, моющих средств, ржавчины и лекарственных веществ).
Если кровь осталась – то цвет реактива изменится на сине-фиолетовый, бурое
· Исходный раствор азопирама, приготовленный аптекой;
Журнал учета качества предстерилизационной обработки ф.366/у
Занесение результатов контроля остаточных количеств крови с помощью азопирамовой пробы.
Сфера применения:
Самоконтроль в ЛПУ проводится не реже 1 раза в неделю старшей сестрой отделения. Контролю подвергают 1% от одновременно обработанных изделий одного наименования, но не менее 3-5 единиц.
Дополнительная информация:
Наш магазин предоставляет любые способы оплаты:
Оплата наличными
Оплата наличными курьеру при получении заказа (для Москвы и Московской области) или в нашем пункте самовывоза.
Безналичный расчёт
Оплата по безналичному расчету для юридических и физических лиц. Обращаем ваше внимание, оплата счета производится покупателем в течение трех рабочих дней с момента его выставления.
Оплата через сайт (онлайн)
Оплата с помощью банковской карты на сайте после подтверждения заказа менеджером. Если вы хотите воспользоваться данным способом оплаты, то пожалуйста делайте заказ через корзину ( не в 1 клик ), это сэкономит время.
Комиссия с оплат online не взимается Оплата банковским переводом в любом отделении Сбербанка или другого банка по вашему выбору.
Обращаем ваше внимание на тот факт, что при оплате покупки банковским переводом получить товар может только лицо, которое осуществляло оплату или представитель этого лица, на основании доверенности.
Вы можете заказать доставку товара с помощью курьера, который прибудет по указанному адресу в будние дни и субботу с 10.00 до 19.00. Курьерская служба, после поступления товара на склад, свяжется с вами и предложит выбрать удобное время доставки. Уточнит адрес.
Вы вскрываете упаковку при курьере, осматриваете на целостность и соответствие указанной комплектации. После вы можете отказаться частично или полностью от покупки.
Стоимость доставки 350 руб.
Доставка бесплатна при заказе от 10000 рублей.
Доставка онлайн-заказов осуществляется только после того, как вы подтвердите заказ и согласуете детали доставки с нашим менеджером.
Если администратор не сможет дозвониться по указанному вами телефону в течение 24 часов с момента размещения заказа, ваш заказ будет аннулирован.
Поэтому если по каким-либо причинам в этот период времени вы не сможете принять звонок, пожалуйста, свяжитесь с нами по электронной почте info@hygienalab.ru указав в запросе номер вашего заказа.
Вы можете забрать товар в нашем магазине, после согласования с менеджером магазина!
Доставка по России
- Доставка заказов производится через сторонние транспортные компании (далее ТК). Вы можете выбрать любую удобную ТК, либо наши менеджеры подберут подходящий вариант.
- Доставка оформляется как до собственного терминала ТК, так и по определённому адресу, удобному для вас.
- Способы оплаты:
- Расчёт безналичным способом
- Оплата посредством банковской (пластиковой) карты online на сайте hygienalab.ru
- Детальную консультацию по условиям доставки и уточнение по стоимости вы можете получить у наших менеджеров.
- Необходима 100% предоплата стоимости заказа.
- Стоимость доставки до терминала ТК бесплатно по Москве
- Саму доставку оплачивает покупатель.
- После подтверждения состава заказа и условий доставки выставляется счет с указанием конечной суммы за товар и услугу доставки до офиса ТК.
- После зачисления полной суммы, товар направляется в транспортную компанию.
- После передачи в ТК оплаченного товара, вам высылается накладная с идентификатором (трек-номером) для отслеживания груза.
- Срок доставки варьируется и зависит от вашего региона и условий ТК. Проверить актуальный этап доставки заказа обычно возможно на сайте ТК с помощью идентификатора (трек-номера).
- При получении груза в местном филиале ТК вы самостоятельно осуществляете оплату за доставку товара.
- В случае, если вы отказываетесь от получения исправного товара (надлежащего качества), вам необходимо оплатить доставку и обратную отправку груза. На терминале ТК можно заполнить заявление в свободной форме на отказ от доставки.
Механизированную обработку инструментов проводят в машинах специального назначения: для игл, инструментов. Работу проводят по инструкциям, приложенным к аппаратам.
Учебно-методический комплекс «ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСТКА ИНСТРУМЕНТОВ»
учебно-методический материал на тему1. На изучение данной темы рабочей программой отводится 8 часов.
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа студента (всего)
2. Цели изучения данной темы
После изучения данной темы студент должен уметь:
- использовать защитную одежду (халат, маску, очки и щитки, перчатки, фартук) в практической деятельности;
- осуществлять предстерилизацинную очистку изделий медицинского назначения;
- готовить моющие комплексы;
- готовить растворы современных дезинфицирующих средств для проведения ПСО;
- осуществлять контроль качества ПСО;
- готовить азопирамовый реактив и рабочий раствор азопирама.
После изучения данной темы студент должен знать:
- понятие «предстерилизационная очистка»;
- этапы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения;
- моющие компексы;
- контроль качества предстерилизационной очистки (пробы на кровь, моющие средства, жир, хлорсодержащие средства);
- азопирамовая проба: реактивы, постановка, критерии оценки;
- нормативные документы, регламентирующие способы, режимы и средства предстерилизационной очистки.
Изучение данной темы способствует воспитанию:
- формирования ответственного отношения к труду;
- формированию способности адекватно оценивать ту или иную производственную ситуацию;
- чувства профессиональной гордости.
2.3. В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций , соответствующих основному виду профессиональной деятельности:
Решение проблем пациента посредством сестринского ухода
ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 7.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
2.5. Карта формирования и оценки освоения компетенций
Схема междисциплинарных связей
междисциплинарного курса, профессионального модуля
ПМ 01. «Диагностическая деятельность»
МДК 01.01. «Пропедевтика клинических дисциплин»
ПМ 02. «Лечебная деятельность»
МДК02.01. «Лечение пациентов терапевтического профиля», МДК «Лечение пациентов хирургического профиля», МДК 02.03. «Оказание акушерско-гинекологической помощи», МДК «Оказание лечебной помощи в травматологии».
Дисциплина «Основы патологии»
Применение лекарственных средств. Инъекции.
Уход за тяжелобольными. Профилактика пролежней.
- для изучения профессиональных модулей «Диагностическая деятельность», «Лечебная деятельность»;
- для изучения междисциплинарных курсов «Лечение пациентов терапевтического профиля», «Лечение пациентов хирургического профиля», «Оказание акушерско-гинекологической помощи», «Оказание лечебной помощи в травматологии»;
- для практической деятельности.
5. Темы и формы учебно-исследовательской работы студентов:
5.1. Рекомендуемые темы рефератов
5.2. Рекомендуемые мультимедийные презентации
«Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения».
6. Рекомендуемая литература
- Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии». – Ростов н/Д: Феникс, 2011
- Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
- Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
- Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
- Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практикум/ Т.П. Обуховец. – Изд.15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
- Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009.
- Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009.
- Чижа А.Г. «Манипуляции в сестринском деле». – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012
6.2. Дополнительные источники:
- Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2008
- Семина Н.А. Ковалева Е.П. Акимкин В.Г., Селькова Е.П., Храпунова И.А. «Профилактика внутрибольничного инфицирования медицинских работников» Практическое руководство Москва Издательство РАМН 2006г.
- Туркина Н.В., Филенко А. «Общий уход за больными». Учебник. Товарищество научных изданий КМК 2007
Методическая разработка лекционного занятия
Тема. Предстерилизационная очисткаинструментов
После изучения данной темы студент должен знать :
- понятие «предстерилизационная очистка»;
- этапы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения;
- моющие компексы;
- контроль качества предстерилизационной очистки (пробы на кровь, моющие средства, жир, хлорсодержащие средства);
- азопирамовая проба: реактивы, постановка, критерии оценки;
- нормативные документы, регламентирующие способы и средства предстерилизационной очистки.
Изучение данной темы способствует воспитанию:
- формирования ответственного отношения к труду;
- формированию способности адекватно оценивать ту или иную производственную ситуацию;
- чувства профессиональной гордости;
- этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.
В результате изучения данной темы на лекции у студента должны формироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Изучение данной темы на лекции способствует формированию следующих профессиональных компетенций , соответствующих основному виду профессиональной деятельности:
Решение проблем пациента посредством сестринского ухода
ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
Общее время занятия – 2 часа (90 минут).
Оснащение занятия : компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения».
Форма организации лекции : лекция подготовлена в монологическом варианте, с элементами беседы.
Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.
Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов.
Изложение нового материала
Дать определение понятия «предстерилизационная очистка». Рассказать о значимости предстерилизационной очистки инструментария многоразового использования, аппаратуры.
Создать мотив для изучения ПСО, активизировать познавательную деятельность студентов.
Рассказать о методиках проведения предстерилизационной очистки. Ручная и механизированная (ультразвуковые мойки) предстерилизационная очистка. Перечислить преимущества ультразвуковых моек, этапы предстерилизационной очистки.
Сформировать мотив для выработки умений правильно подготовить и применить моющие растворы для очистки мединструментария.
Дать представление о контроле качества предстерилизационной очистки. Рассказать о моющих комплексах для проведения предстерилизационной очистки, приготовление, критерии использование, дезинфицирующих средствах, применяемых для предстерилизационной очистки.
Рассказать об универсальной
Сформировать мотив для выработки умений правильно проводить этапы и контролькачества предстерилизационной очистки.
Подвести итоги, повторить основные положения лекции, ответить на вопросы студентов.
Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности медсестры.
Резерв времени преподавателя
Тема. Предстерилизационная очистка инструментов
- Понятие «предстерилизационная очистка».
- Методика проведения предстерилизацинной очистки.
- Моющие комплексы и дезинфицирующие средства.
- Контроль качества предстерилизационной очистки.
- Азопирамовая проба.
Обработка медицинских инструментов включает в себя дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию. Общие правила организации указанных процессов установлены «Методическими указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения» (МУ-287-113). Их утвердил Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ 30.12.1998 г. Кроме того, применяются утвержденные НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора методические пособия по применению конкретных дезинфицирующих средств.
Для инструментария, который соприкасается со слизистыми оболочками и ранами, в том числе операционными, одной дезинфекции недостаточно. Требуется стерилизация. Но перед этим проводят предстерилизационную обработку.
Предстерилизационной очистке подвергаются изделия многократного применения, подлежащие стерилизации. Предстерилизационная очистка осуществляется в качестве самостоятельного процесса после дезинфекции изделий или при совмещении с ней.
Ее цель – удаление с изделий медицинского назначения любых неорганических и органических загрязнений (включая белковые, жировые, механические и другие), в том числе остатков лекарственных препаратов, сопровождающееся снижением общей микробной контаминации для облегчения последующей стерилизации этих изделий.
Предстерилизационную очистку изделий осуществляют ручным или механизированным (в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к конкретному оборудованию) способами.
Предстерилизационную очистку ручным способом осуществляют, используя емкости из пластмасс, стекла или покрытых эмалью (без повреждений).
1) замачивание в моющем комплексе при полном погружении изделия – 15 минут при t°
2) мойка каждого изделия при помощи ерша, ватно-марлевого тампона или щетки в моющем комплексе – 0,5 минут,
3) ополаскивание проточной водой 5-10 минут;
4) ополаскивание дистиллированной водой – 0,5 минут;
5) сушка горячим воздухом в СЖШ при открытой дверце при температуре 80-85°С до полного исчезновения влаги.
При проведении предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения на последнем этапе – обязательное ополаскивание дистиллированной водой с последующей сушкой обработанных изделий горячим воздухом (85°С) до полного исчезновения влаги.
Механизированный способ ПСО
Механизированную обработку инструментов проводят в машинах специального назначения: для игл, инструментов. Работу проводят по инструкциям, приложенным к аппаратам.
Усовершенствование процесса ПСО изделий возможно за счет обработки изделий моющими или моюще-дезинфицирующими средствами в сочетании с ультразвуком. Это позволяет сократить трудоемкость и повысить качество обработки мединструментов. А также обеспечить охрану здоровья медицинских работников.
Преимущества ультразвуковых моек :
- минимальное применение ручного труда;
- снижение риска инфицирования;
- существенное снижение трудоемкости;
- улучшение качества очистки, в том числе труднодоступных участков изделий;
- повышение экологической чистоты процессов;
- щадящий режим воздействия, не допускающий повреждения инструментов.
При применении для предстерилизационной очистки растворов, содержащих 0,5% перекиси водорода и 0,5% моющего средства («Лотос», «Лотос-автомат», «Астра», «Маричка», «Прогресс»), а также 3% натрия двууглекислого (питьевая сода) не измененный по виду и цвету раствор можно использовать до 6 раз в течение рабочей смены с подогревом до 50°С.
При наличии у средства, наряду с моющими, также и антимикробных свойств (в том числе обязательно в отношении возбудителей парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции) предстерилизационная очистка изделий может быть совмещена с их дезинфекцией.
Сальваниос – концентрированный раствор. Средство активно в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая микобактерии туберкулеза), грибов рода Кандида и дерматофитов, вирусов (вирус гепатита В, ВИЧ-инфекций).
Применяется : для дезинфекции и предстерилизационной очистки, в том числе совмещенных в одном процессе, для дезинфекции изделий медицинского назначения из металлов, стекла, резины, пластмасс без предстерилизационной очистки, а также для совмещенного процесса дезинфекции с предстерилизационной очисткой изделий медицинского назначения (включая стоматологические инструменты, жесткие и гибкие эндоскопы и инструменты к ним). Препарат можно использовать для дезинфекции поверхностей в помещениях, жесткой мебели, сантехнического оборудования.
Состав : четвертичные аммонийные соединения, гуанидиновые производные и др. Срок активности рабочего раствора – 10 дней.
Петроксин – жидкий концентрат. Дезсредство обладает антимикробной активностью в отношении Гр+ и Гр- (включая микобактерии туберкулеза) микроорганизмов, вирусов (включая аденовирусы, вирусы гриппа, парагриппа, энтеровирусы, ротавирусы, вирус полиомиелита, вирусы энтеральных, парентеральных гепатитов, герпеса, атипичной пневмонии, птичьего гриппа, ВИЧ и других), грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневелых грибов, ВБИ, анаэробной инфекции, а также спорицидными свойствами.
Применяется : средство Петроксин предназначено для дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, жесткой мебели, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования, белья, посуды (в том числе лабораторной и одноразовой), резиновых ковриков, обуви из резин, пластика и других полимерных материалов, уборочного инвентаря, предметов ухода за больными, в инфекционных очагах при проведении текущей, заключительной и профилактической дезинфекции; средство предназначено для дезинфекции кувезов и приспособлений к ним, комплектующих деталей наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического оборудования;средство предназначено для дезинфекции, совмещенной с предстерилизационной очисткой, изделий медицинского назначения из коррозионно-стойких материалов (включая хирургические и стоматологические инструменты, в том числе вращающиеся, инструменты к эндоскопам) ручным и механизированным (в ультразвуковых установках любого типа) способами; средство предназначено для предстерилизационной очистки, не совмещенной с дезинфекцией, изделий медицинского назначения из коррозионно-стойких материалов (включая инструменты к эндоскопам, хирургические и стоматологические инструменты, в том числе вращающиеся, а также стоматологические материалы) ручным и механизированным (в ультразвуковых установках любого типа) способами.
Состав : Композиция: ЧАС+КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩЕЕ (перекись водорода, НУК, перборат, перкарбонат и др.). Срок активности рабочего раствора – 14 дней.
Контроль качества предстерилизационной очистки проводится постановкой следующих проб:
- амидопириновой – определяет качество обработки инструментов от крови;
- азопирамовой – на остатки крови, на хлорсодержащие окислители, ржавчину, лекарственные средства;
- фенолфталеиновой – на остатки моющего средства, в соответствии с действующими методическими документами и инструкциями по применению конкретных средств.
Контроль качества предстерилизационной очистки проводят в ЛПУ ежедневно, под руководством старшей медицинской сестры. Проверке подлежит 1% изделий от партии (одного наименования), но не менее трех единиц.
В случае положительной пробы всю группу изделий, из которой отбирали контроль, подвергают повторной очистке до получения отрицательных результатов.
Результаты контроля отражают в специальном журнале.
Самоконтроль проводят ежедневно, старшая медсестра – 1 раз в неделю, СЭС – 1 раз в квартал.
Азопирамовый реактив – 100 мл амидопирина, 1 мл солянокислого анилина смешать в сухой посуде и залить 96% этиловым спиртом до 1 литра. Готовый раствор может храниться в плотно закрытом флаконе в темном месте в холодильнике два месяца, при комнатной температуре 18-23 °С не более месяца. Умеренное пожелтение реактива в процессе хранения без выпадения осадка не снижает его рабочих качеств.
Приготовление рабочего раствора: непосредственно перед проверкой качества очистки готовят рабочий раствор, смешивая равные объемы «азопирама» и 3%-ного раствора перекиси водорода. Приготовленный раствор «азопирама» наносят на кровяное пятно. Если не позже чем через 1 минуту появляется фиолетовое окрашивание, переходящее затем в сиреневый цвет, реактив пригоден к употреблению, если окрашивание в течение 1 минуты не появляется, то реактивом пользоваться нельзя.
Методика постановки реакции. Рабочим раствором обрабатывают исследуемые изделия, протирают тампонами, смоченными реактивом, различные поверхности аппаратуры и оборудования, наносят несколько капель на исследуемый предмет. В присутствии следов крови менее чем через 1 минуту после контакта реактива с загрязненным участком появляется вначале фиолетовое окрашивание, затем быстро, в течение нескольких секунд, переходящее в розово-сиреневое. Буроватое окрашивание наблюдается при наличии на исследуемых предметах ржавчины, фиолетовое — при наличии хлорсодержащих окислителей.
04 1010 650 Д Производственная медицина 7 36 часов
Повышение квалификации
Открытие цикла, инструкторско-методическое занятие по работе
в программной оболочке We.study
Основная лекция. Характеристика системы санаторных объектов газовой отрасли, ее возможности в реабилитации работников ПАО «Газпром», в том числе переболевших COVID-19.
Самоподготовка. Электронный курс
Основная лекция. Технология РВЛ работников ПАО «Газпром» как платформа для разработки и реализации Единой программы РВЛ для работников ПАО «Газпром», переболевших COVID-19
Роль среднего медицинского персонала в обучении пациентов, переболевших COVID-19 по вопросам здорового образа жизни, правильного питания, сохранения физического и психоэмоционального здоровья, отказа от вредных привычек и самостоятельной реабилитации
Самоподготовка. Электронный курс
Основная лекция. Современные представления о «постковидном» синдроме. Основные принципы реабилитации пациентов, переболевших COVID-19.
Самоподготовка. Электронный курс
Блоковая лекция.
Основная лекция. «Единая программа РВЛ для работников ПАО «Газпром», переболевших COVID-19».
Блоковая лекция.
Блоковая лекция.
Самоподготовка. Электронный курс
Основная лекция. Содержание диагностического блока Единой программы РВЛ для работников ПАО «Газпром», переболевших COVID-19. Оценка результатов применения Программы.
Основная лекция. Содержание лечебно–восстановительного блока Единой программы РВЛ для работников ПАО «Газпром», переболевших COVID-19. Роль среднего медицинского персонала в его реализации.
Методы лечебной физкультуры и физотерапии в комплексной медицинсокй реабилитации пациентов, пререболевших COVID-19, на санаторно-курортном этапе.
Самоподготовка. Электронный курс
Основная лекция. Опыт применения Единой программы РВЛ для работников ПАО «Газпром», переболевших COVID-19, в ООО «Газпром трансгаз Москва».
Блоковая лекция.Круглый стол: ведомственная медицина – сегодня и завтра. Новые подходы к непрерывному медицинскому образованию.
Итоговый контроль знанийвнеплановая Производственная медицина 36 акад. часов
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для медицинских работников «Актуальные вопросы медицинской реабилитации пациентов, переболевших COVID-19, в условиях ведомственной медицины» предназначена для широкого круга врачей .
Целью программы является приобретение новых теоретических знаний и практических навыков в области постковидной реабилитации.
Длительность программы 36 акад. часов из которых 24 часа очного обучения в формате вебинаров и 12 часов — электронное обучение и итоговый контроль знаний.
Программа реализуется с применением ДОТ,внеплановая Производственная медицина 36 акад. часов
Развиваемые корпоративные компетенции:
медицинское обеспечение по направлению «Физиотерапия» (профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, психолого-педагогическая и организационно-управленческая деятельность)
повышение уровня теоретических и практических знаний, умений, навыков медицинской сестры, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в рамках специальности «Физиотерапия»
Развиваемые профессиональные компетенции в соответствии с профессиональным стандартом:
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации;
ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности;
организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств, исследований и процедур;
осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками диагностического и лечебного процессов;
сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами;
соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;
вести утвержденную медицинскую документацию;
оказывать помощь при неотложных состояниях и травмах;
участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций
04 1010 657 Д Производственная медицина 36 часов
Программа повышения квалификации «Сестринское дело в педиатрии» (для медицинских работников ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций) предназначена для обучения медицинских сестер, имеющих сертификат и (или) свидетельство об аккредитации по специальности «Сестринское дело в педиатрии».
Актуальность программы обусловлена необходимостью совершенствования медицинскими сестрами теоретических знаний и практических навыков для профессиональной деятельности, а также совершенствования профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.Целью обучения является развитие общих и профессиональных компетенций в области сестринского дела в педиатрии.
Программа повышения квалификации «Сестринское дело в педиатрии» (для медицинских работников ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций) разработана на основании профессионального стандарта «Медицинская сестра» (проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 ноября 2018 года)Развиваемые корпоративные компетенции:
04 1010 652 Д Производственная медицина 36 часов
Программа повышения квалификации «Операционное дело (операционные медицинские сестры)» для медицинских работников ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций разработана на основе Проекта профессионального стандарта «Медицинская сестра операционная». Актуальность программы обусловлена необходимостью непрерывного совершенствования теоретических знаний у специалистов со средним медицинским образованием, работающих по направлению «Операционное дело», поэтапное развитие компетенций специалиста, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в данной сфере, приобретение новых и совершенствования текущих профессиональных практических навыков, повышение общепрофессионального и узкопрофессиональных компетенций в условиях постоянного развития медицинских знаний технологий.
Объем программы составляет 36 часов, в том числе 24 часа очно-заочного обучения и 12 часов электронного обучения.
Целью обучения является развитие профессиональных компетенций в области операционного дела – квалифицированного сестринского обеспечения операционных вмешательств, в т.ч. эндоскопических операций, исследований и процедур в составе операционной бригады.04 1010 649 Д Производственная медицина 36 часов
Тема 1. Социально-гигиенические проблемы общественного здоровья.
Тема 1.1 Определение понятия, уровни общественного здоровья и факторы его характеризующие.
- Здоровье населения. Определение понятия. Здоровье индивидуальное и общественное. Охрана здоровья, система здравоохранения. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность. Определение «здоровья» экспертами ВОЗ и другими авторами. Физическое здоровье. Психическое здоровье. Социальное благополучие. Система показателей и критериев оценки здоровья населения.
- Медико-демографические показатели. Показатели заболеваемости. Показатели инвалидности. Показатели физического развития.
- Состояние здоровья сотрудников ПАО «Газпром» в динамике за последние 10 лет. Основные причины смертности и инвалидности.. Заболеваемость населения в различных возрастных группах в динамике за последние 10 лет.
Тема 1.2. Система охраны здоровья населения.
Организация охраны здоровья. Принципы охраны здоровья граждан РФ: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья, приоритет профилактических мер, доступность медико-социальной помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья. Охрана здоровья как система комплексных мер политического, экономического, культурного, санитарно-противоэпидемического, социального, научного и иного характера. Цель и задачи охраны здоровья граждан РФ.
Основные элементы системы охраны здоровья населения: общественное (государственное, муниципальное) и частное здравоохранение; служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора, система санаторно-курортного лечения и реабилитации; система медицинского страхования; система лекарственного обеспечения и др.
Номенклатура учреждений здравоохранения. Организация охраны здоровья в РФ: государственное регулирование в сфере охраны здоровья, организация медицинской помощи населению, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечение лекарственными средствами, управление в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования и саморегулирования.
Государственная политика в сфере охраны здоровья граждан в РФ: основные положения, цель и задачи, механизмы реализации. Демографическая политика народосбережения, развитие системы здравоохранения, физической культуры и спорта как основные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в сфере охраны здоровья. Механизмы реализации мероприятий в рамках охраны здоровья данной Концепции. Программно-целевой подход в решении комплексных проблем охраны здоровья граждан РФ.
Тема 1.3 Основы законодательства РФ в области здравоохранения.
Обеспечение профессиональной деятельности медицинской сестры.
Этика и деонтология в работе медицинской сестры.
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан — нормативно — правовые акты, создающие правовую основу охраны здоровья граждан в РФ. Система законодательства об охране здоровья граждан. Законы
профилактической направленности. Законы, защищающие права граждан и охрану здоровья. Надзорные законы, направленные на безопасные условия жизни. Законы, определяющие ответственность медицинских работников. Законы, регламентирующие деятельность системы здравоохранения. Законы, регулирующие финансирование здравоохранения. Законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности.
- Права граждан в системе обязательного медицинского страхования. Правовое обеспечение профессиональной медицинской деятельности. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников. Юридическая ответственность медицинских работников и организаций здравоохранения.
- Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере здравоохранения. Уголовная ответственность работников за профессиональные правонарушения. Дисциплинарная ответственность медицинских работников за профессиональные правонарушения. Административная ответственность медицинских работников и организаций здравоохранения.
- Система профессиональной подготовки и переподготовки медицинских кадров в Российской Федерации. Нормативные документы, регламентирующие подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских работников. Сестринские общественные объединения, ассоциации. Медицинское сотрудничество.
Тема 1.4 Основы страховой медицины.
Страховая медицина. Виды медицинского страхования, цели, задачи. Законодательные акты, инструкции, регламентирующие переход на страховую медицину. Концепции реформирования системы медицинского страхования. Организация работы среднего медицинского персонала в условиях бюджетно-страховой медицины.
Тема 2. Организация и участие медицинской сестры в лечебно- диагностическом процессе.
Тема 2.1 Организация сестринской деятельности в лечебно-диагностических подразделениях ОКДЦ ПАО «Газпром». Стандартизация в работе медицинской сестры.
Организация сестринской деятельности в лечебно-диагностический подразделениях ОКДЦ ПАО «Газпром». Стандартизация в работе медицинской сестры.
Тема 2.2 Качество и безопасность сестринской помощи в ОКДЦ ПАО «Газпром». Основы и принципы стандартных процедур
Определение «качество», «эффективность» медицинской помощи. Актуальность проблемы. Критерии качества сестринской помощи. Виды контроля качества медицинской помощи. Системы ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Цель контроля качества. Принципы организации экспертизы качества медицинской помощи. Совершенствование контроля качества медицинской помощи населению РФ. Контроль качества работы медицинской сестры. Протоколы стандартизированных планов ухода. Требования к их оформлению.
Принципы стандартной сестринской манипуляции: техника выполнения внутримышечных и внутривенных инъекций. Правила выписки и хранения лекарственных средств. Ведение учетной текущей документации в соответствии с регламентирующими инструктивными материалами. Правила хранения и использования ядовитых и наркотических лекарственных средств. Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в лечебно-профилактических учреждениях. Перечень наркотических лекарственных средств (извлечение из списка наркотических средств), подлежащих предметно-количественному учету. Лекарственные средства, подлежащие хранению в холодильнике. Лекарственные средства, несовместимые в одном шприце. Список медикаментов, необходимых для оказания экстренной помощи. Наборы лекарственных средств для оказания по синдромной неотложной помощи, порядок пополнения, учет, хранение и размещение. Алгоритм действия медицинской сестры в обращении с лекарственными средствами.
Тема 2.3. Вопросы инфекционной безопасности и инфекционного
контроля. Асептика. Антисептика.
Профилактика вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции. Этиология вирусных гепатитов. Эпидемиология вирусных гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи (А, Е). Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очагах гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи. Вирусные гепатиты с парентеральной передачей (В, дельта, С). Профилактика гепатита В и других посттрансфузионных гепатитов. Особенности профилактики профессионального заражения вирусными гепатитами. Контингенты, подлежащие обследованию на HBS-антиген.
Возбудитель ВИЧ-инфекции. Пути передачи. Причины роста. Патогенез, эпидемиология, клиника, профилактика, лечение. Правила работы с пациентами при подозрении на ВИЧ-инфекцию. Санитарно-просветительная работа. Основные регламентирующие документы, определяющие работу по профилактике ВИЧ-инфекции. Правила безопасности при работе с больными СПИДом. Предупреждение передачи ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов в ЛПУ, роль палатной медсестры. Роль медицинской сестры в профилактике наркоманий и токсикоманий. Особенности диспансерного наблюдения и лечения ВИЧ-инфицированных наркоманов, наркоманов с клиническими проявлениями ВИЧ-инфекции. Приказы, инструкции по профилактике наркоманий и токсикоманий.
Определение понятий инфекционная безопасность и инфекционный контроль. Цель инфекционного контроля в лечебно-профилактических учреждениях. Организация системы мероприятий по инфекционному контролю, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения. Система взаимодействия лечебно-профилактических учреждений с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля. Внутрибольничная инфекция. Определение ВБИ. Причины роста. Структура ВБИ. Характеристика и эпидемиологические особенности внутрибольничной инфекции. Наиболее часто встречающиеся возбудители внутрибольничной инфекции. Источники ВБИ. Пути и факторы передачи. Профилактика ВБИ. Роль медицинской сестры в профилактике внутрибольничной инфекции. Требования к санитарно-противоэпидемическому режиму в ЛПУ, регламентирующие приказы и инструкции. Понятие о дезинфекции. Дезинфекция I-этап обработки изделий медицинского назначения и предметов ухода за больными. Виды дезинфекции. Методы дезинфекции. Средства дезинфекции. Режимы дезинфекции.
Этапы обработки изделий медицинского назначения. Предстерилизационная очистка изделий. Последовательность их проведения. Приготовление моющего комплекса. Компоненты. Режимы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения с учетом вида моющего порошка, моющих средств. Совмещение I и II этапов обработки изделий медицинского назначения. Требования. Контроль качества предстерилизационной обработки изделий. Правила приготовления исходного и рабочего растворов при проведении азопирамовой пробы. Технология проведения контроля качества предстерилизационной очистки. Фенолфталеиновая проба. Техника проведения. Контроль качества пробы. Определение стерилизации, методы стерилизации. Режимы стерилизации. Виды контроля качества стерилизации. Особенности и требования к проведению химического контроля стерилизации. Требования к стерилизационным коробкам (биксам). Роль медицинской сестры в организации и проведении качественной обработки изделий медицинского назначения и предметов ухода за пациентами.
Тема 3. Неотложные состояния и ЧС в сестринской практике.
Определение понятий «чрезвычайная ситуация» и «катастрофа». Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Служба медицины катастроф как функциональное звено РСЧС: ее задачи и структура на федеральном, региональном и территориальном уровне. Основные принципы организации медицинского обеспечения населения при ЧС. Этапы медицинского обеспечения. Формирования экстренной медицинской помощи. Обязанности медицинских работников при чрезвычайных ситуациях в зависимости от фазы развития ЧС. Виды медицинской сортировки, характеристика сортировочных групп.
Определение понятия «терминальные состояния». Виды терминальных состояний. Определение понятия «сердечно-легочная реанимация». Показания и противопоказания к проведению реанимации. Методика сердечно-легочной реанимации. Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации. Дальнейшая тактика по отношению к больным, перенесшим реанимацию на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения.
Тема 4. Оптимизация затрат амбулаторно-поликлинической помощи в условиях ОКДЦ ПАО «Газпром».
Тема 4.1 Внедрение технологий бережливого производства. Методы и технологии.
Разновидности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Структура ОКДЦ. Назначение и взаимодействие структурных подразделений.
Информационная система медицинского учреждения. Материальное оснащение приемных отделений. Работа медицинской сестры приемного отделения. Правила и порядок приема больных, особенности приема тяжелобольных. Правила хранения документов и порядок извещения родственников о поступившем больном. Виды и средства транспортировки больного в отделение. Основы организации работы медсестры (палатной) терапевтического отделения. Лечебно-охранительный режим. Организация рабочего места (постовой палатной сестры). Основы делопроизводства. Юридическая защита и юридическая ответственность в деятельности медицинских работников. Дисциплинарная, административная, гражданско-правовая ответственность медицинских работников.
Тема 4.2 Организация рабочего места медицинской сестры с целью повышения производительности труда.
Понятие о стандартах и стандартизации в здравоохранении. Определение терминологии: стандартные планы, протокол, инструкция, стандарт процедуры. Цель стандартизации медицинских услуг, основные задачи в области стандартизации медицинских услуг. Основные принципы стандартизации. Структура системы комплексной стандартизации медицинских услуг. Нормативные документы.
Тема 4.3 Медицинская информатика. Применение компьютерных программ в сестринском деле (в условиях ОКДЦ ПАО «Газпром»).
Понятие информатики как средства общения с окружающим миром на современном этапе развития общества. Основные направления развития вычислительной техники и области ее применения. Понятие о медицинской информатике. Общие сведения о персональном компьютере: состав технических средств. Основные понятия о компьютерных сетях, система Интернет, телекоммуникационные системы передачи информации, дистанционная связь, мультимедийные программы. Основные направления использования компьютерных технологий в медицине. Автоматизация рабочих мест медицинского персонала.
Тема 4.4. Статистические показатели, их использование в здравоохранении.
Здоровье населения и методы его изучения. Статистика, ее значение для теории и практики медицины, фармации и здравоохранения.
Определение понятий «статистика», «статистические методы». Медицинская и санитарная статистика. Определение понятий, предмет изучения, функции и задачи. Применение статистических методов в социально-гигиенических и клинических исследованиях.
Статистические показатели, использование их в здравоохранении. Относительные величины: «интенсивные и экстенсивные показатели», «показатели соотношения», «показатели наглядности». Методика расчета. Стандартизация показателей. Методы стандартизации (прямой, косвенный, обратный).
Раздел 5.1 Сестринский процесс при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Тема 5.1.1 Сестринский процесс при ревматизме, пороках сердца и острой сердечно-сосудистой недостаточности.
АФО сердечно-сосудистой системы. Последовательность сбора информации у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Факторы, способствующие развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы, внешние признаки сердечной патологии, выявляемые при осмотре. Этиология, патогенез, диагностика ревматизма. Клиническая картина миокардитов, эндокардитов, перикардитов. Понятие о ревмокардите и панкардите. Принципы лечения и профилактики ревматизма. Диспансерный метод наблюдения. Причины приобретенных пороков сердца. Нарушение гемодинамики при пороках сердца. Симптомы декомпенсации. Настоящие, потенциальные и приоритетные проблемы пациентов с пороками сердца. Особенности диеты и принципы лечения. Профилактика.
Определение «острой сердечной недостаточности». Причины ОСН. Клинические варианты ОСН. Неотложная помощь. Отличительные признаки приступа сердечной астмы от приступа бронхиальной астмы. профилактика острой сердечно-сосудистой недостаточности. Формы острой сосудистой недостаточности. Определение, причины обморока, коллапса и шока. Клиническая картина различных форм острой сосудистой недостаточности.
Тема 5.1.2 Сестринский процесс при атеросклерозе, гипертонической болезни и хронической недостаточности кровообращения .
Атеросклероз. Факторы риска. Клинические формы. Особенности сестринского процесса. Проблемы пациентов, принципы диагностики и лечения. Профилактика атеросклероза.
Определение гипертонической болезни. Социальное и медицинское значение. Этиология, факторы риска. Современная классификация. Современные клинические проявления. Особенности течения у гериатрических больных. Возможные осложнения, тактика медсестры при гипертоническом кризе, мозговом инсульте. Особенности сестринского процесса при гипертонической болезни. Проблемы пациента. Особенности сестринского процесса у гериатрических больных. Современные принципы лечения. Роль диеты. Основные группы лекарственных препаратов, применяемых при гипертонической болезни.
Определение хронической недостаточности кровообращения. Сущность и стадии хронической недостаточности кровообращения (ХНК). Причины ХНК. Проявления хронической сердечной недостаточности (ХСН). Проблемы пациентов с ХСН. Принципы лечения. Основные группы лекарственных препаратов.
Тема 5.1.3 Сестринский процесс при ишемической болезни сердца.
Ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда). Определение. Социальное и медицинское значение. Этиология, факторы риска. Современная классификация. Клинические проявления приступа стенокардии, инфаркта миокарда. Варианты инфаркта миокарда. Особенности сестринского процесса при ИБС. Проблемы пациента. Тактика медсестры при приступе стенокардии, инфаркте миокарда. Принципы диагностики и лечения. Роль медсестры и семьи в физической и психологической реабилитации. Меры профилактики. Диспансерное наблюдение.
Тема 5.1.4 Техника электрокардиографии.
Раздел 5.2. Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.
Тема 5.2.1 Сестринский процесс при бронхитах, пневмониях и бронхиальной астме.
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Сестринский процесс при бронхитах, пневмониях и бронхиальной астме. Социальное значение заболеваний органов дыхания. Факторы, способствующие развитию дыхательной патологии. Основные клинические проявления. Возможные осложнения. Сестринский процесс. Выявление основных проблем пациентов и семьи. Особенности патологии органов дыхания у пожилых.
Принципы диагностики. Принципы современного лечения, реабилитации. Основные группы препаратов, применяемых при лечении болезней органов дыхания. Профилактика бронхитов, пневмоний и бронхиальной астмы.
Тема 5.2.2 Сестринский процесс при гнойных заболеваниях легких. Сестринский процесс при туберкулезе.
Сестринский процесс при абсцессе легкого, плеврите и бронхоэктатической болезни. Симптомы гнойных заболеваний легких, плевритов. Принципы диагностики и лечения. Варианты дренажных положений. Основные группы лекарственных препаратов. Профилактика гнойных заболеваний легких. Сестринский процесс при туберкулезе легких. Современная эпидемиология. Причины развития туберкулеза легких. Формы туберкулеза. Симптомы и проблемы пациента. Медико-социальные проблемы семьи, имеющей пациента с туберкулезом. Психологические особенности пациентов, страдающих туберкулезом. Особенности течения в пожилом и старческом возрасте. Возможные осложнения. Тактика медсестры. Принципы диагностики и лечения. Роль медсестры. Специфическая и неспецифическая профилактика. Реабилитация пациентов с туберкулезом.
Раздел 5.3 Сестринский процесс при патологии органов желудочно-кишечного тракта.
Тема 5.3.1 Сестринский процесс при патологии желудка и кишечника.
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Сестринский процесс при остром и хроническом гастрите, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, при болезнях кишечника. Социальное и медицинское значение. Определение. Этиология. Факторы риска. Причины. Современная классификация. Основные клинические проявления. Осложнения. Особенности сестринского процесса. Проблемы пациента. Тактика медсестры при осложнениях. Принципы диагностики. Роль медсестры в подготовке больных к лабораторным и инструментальным исследованиям. Принципы современного лечения. Особенности диетотерапии (лечебные столы №1, 2, 3, 4).
Тема 5.3.2 Сестринский процесс при заболеваниях печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.
Сестринский процесс при хронических холециститах, желчнокаменной болезни, хронических панкреатитах, хронических гепатитах, циррозе печени. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Социальное и медицинское значение. Определение. Этиология. Факторы риска. Причины. Современная классификация. Основные клинические проявления. Осложнения. Проблемы пациента. Тактика медсестры при осложнениях. Принципы диагностики. Роль медсестры в подготовке больных к лабораторным и инструментальным исследованиям. Принципы современного лечения. Особенности диетотерапии.
Раздел 5.4. Сестринский процесс при патологии почек.
Тема 5.4.1 Сестринский процесс при пиелонефритах, гломерулонефритах, мочекаменной болезни, хронической почечной недостаточности .
Анатомо-физиологические особенности органов почек. Сестринский процесс при остром и хроническом пиелонефрите, гломерулонефрите, хронической почечной недостаточности , мочекаменной болезни. Социальное и медицинское значение. Определение. Этиология. Причины, предрасполагающие факторы пиелонефритов, гломерулонефритов, хронической почечной недостаточности и мочекаменной болезни. Современная классификация. Основные клинические проявления. Осложнения, особенности сестринского процесса. Проблемы пациента. Тактика медсестры при осложнениях. Принципы диагностики. Роль медсестры в подготовке больных к лабораторным и инструментальным исследованиям. Принципы современного лечения. Особенности диетотерапии.
Раздел 5.5 Сестринский процесс при патологии крови.
Тема 5.5.1 Сестринский процесс при анемиях. Сестринский процесс при лейкозах.
Анатомо-физиологические особенности системы крови. Нормальные показатели клинического анализа крови. Сестринский процесс при анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах. Социальное и медицинское значение. Определение. Этиология. Факторы риска. Причины. Современная классификация. Основные клинические проявления. Роль медсестры в подготовке больных к лабораторным и инструментальным исследованиям. Принципы современного лечения. Особенности диетотерапии.
Раздел 5.6 Сестринский процесс при патологии костно-мышечной системы.
Тема 5.6.1 Сестринский процесс при ревматоидном артрите и деформирующем остеоартрозе .
Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы. Сестринский процесс при ревматоидном артрите, деформирующем остеоартрозе. Сбор информации (осмотр, пальпация суставов). Оценка функционального состояния суставов. Основные клинические проявления. Проблемы пациента. Настоящие, потенциальные и приобретенные. Современные принципы диагностики лечения, особенности реабилитации. Основные группы лекарственных препаратов и их механизм действия. Роль семьи в профилактике заболеваний и реабилитации. Особенности ЛФК и массажа при ревматоидном артрите и деформирующем остеоартрозе.
Компьютерное тестирование, зачет
041010 653 Д Производственная медицина 36 часов
Программа предназначена для медицинских работников со средним медицинским образованием, имеющим сертификат и (или) свидетельство об аккредитации по специальности «медицинская сестра-анестезист».
Программа повышения квалификации «Анестезиология и реаниматология современные амбулаторные технологии в практике медицинской сестры-анестезиста» для медицинских работников ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций предназначена для обучения специалистов, работающих в данной сфере медицины. Программа разработана с учетом требований, изложенных в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Минздрава России от 5 июня 1998 г. №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», Минздрава России от 3 августа 2012 г. №66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам», Минздрава России от 10 февраля 2016г. №83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием
Программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО).
Актуальность программы обусловлена необходимостью непрерывного совершенствования теоретических знаний у специалистов со средним медицинским образованием, работающих по направлению «Анестезиология и реаниматология», поэтапное развитие компетенций специалиста, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в данной сфере, приобретение новых и совершенствования текущих профессиональных практических навыков, повышение общепрофессионального и узкопрофессиональных компетенций в условиях постоянного развития медицинских знаний технологий.
Объем программы составляет 36 часов, в том числе 24 часа очно-заочного обучения и 12 часов электронного обучения.04 1010 643 Д Производственная медицина 7 000 36 часов
Программа повышения квалификации продолжительностью 36 (40) часов предназначена для специалистов хирургический отделений поликлиник и медико-санитарных частей, содержит современные данные , а также стационар-замещающие методики лечения хирургической патологии.
04 1010 639 Д Производственная медицина 10 000 36 часов
Программа повышения квалификации для фельдшеров продолжительностью 36 часов рассматривает нормативно-правовые документы в области оказания скорой и неотложной медицинской помощи, акцент сделан на особенностях оказания скорой медицинской помощи на объектах газовой промышленности в условиях удаленности и неблагоприятных климатических условий, .
04 1010 654 Д Производственная медицина 7 000 36 часов
Программа повышения квалификации продолжительностью 36 часов для медицинских сестер, работающих в амбулаториях, поликлиниках и медико-санитарных частях. Содержит современные данные по организации сестринского дела, делопроизводству, медицинской статистике, контролю качества оказания медицинской помощи, оказанию неотложной помощи, стационар-замещающих технологиях.
04 1010 653 Д Производственная медицина 36 часов
Программа повышения квалификации «Физиотерапия, современные технологии физиотерапевтической практики в работе среднего медицинского персонала» для медицинских работников ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций предназначена для обучения специалистов, имеющих сертификат и (или) свидетельство об аккредитации по специальности «медицинская сестра по физиотерапии».
Актуальность программы обусловлена необходимостью непрерывного совершенствования теоретических знаний у специалистов со средним медицинским образованием, работающих по направлению «Физиотерапия», поэтапное развитие компетенций специалиста, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в данной сфере, приобретение новых и совершенствования текущих профессиональных практических навыков, повышение общепрофессионального и узкопрофессиональных компетенций в условиях постоянного развития медицинских знаний технологий.
Объем программы составляет 36 часов, в том числе 32 часа очно-заочного обучения и 4 часов электронного обучения.
Программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО).
04 1010 655 Д Производственная медицина 36 часов
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Рентгенология (врачи), эффективные методики лучевой диагностики работников газовой промышленности», предназначена для обучения врачей, имеющих сертификат и (или) свидетельство об аккредитации по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия» и прошедших подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Рентгенология».
Актуальность программы обусловлена необходимостью совершенствования у врачей теоретических знаний и практических навыков для профессиональной деятельности, а также совершенствования профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, развития профессиональных компетенций врачей-рентгенологов.
Объем программы составляет 36 часов, в том числе 24 часа очного обучения, 12 часов электронного обучения и 2 часа итоговый контроль знаний.
Программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО).
Целью обучения является приобретение знаний и совершенствование практических навыков в области рентгенологии.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Рентгенология (врачи), эффективные методики лучевой диагностики работников газовой промышленности» (для медицинских работников ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций) разработана на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 г. № 160н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-рентгенолог»
04 1010 626 Д Производственная медицина 36 часов
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педиатрия (врачи), основы профилактической и лечебно-диагностической помощи детскому населению в амбулаторных условиях на современном этапе», предназначена для обучения врачей, имеющих сертификат и (или) свидетельство об аккредитации по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия» и прошедших подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Педиатрия».
Актуальность программы обусловлена необходимостью совершенствования у врачей теоретических знаний и практических навыков для профессиональной деятельности, а также совершенствования профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, развития профессиональных компетенций специалистов по педиатрии.
Объем программы составляет 36 часов, в том числе 24 часа очного обучения, 12 часов электронного обучения и 2 часа итоговый контроль знаний.
Программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ДОТ и ЭО).
Целью обучения является приобретение знаний и совершенствование практических навыков в области педиатрии.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Педиатрия (врачи), основы профилактической и лечебно-диагностической помощи детскому населению в амбулаторных условиях на современном этапе» (для медицинских работников ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций) разработана на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017 г. N 306н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый»
04 1010 622 Д Производственная медицина 36 часов
Программа повышения квалификации «Экспертиза временной нетрудоспособности» предназначена для обучения врачей-специалистов, осуществляющих амбулаторный прием и стационарное лечение пациентов в медицинских учреждениях ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций.
Актуальность программы обусловлена необходимостью совершенствования врачами теоретических знаний и практических навыков для профессиональной деятельности, а также совершенствования профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Производственная медицина 10 000 47 дней
Программа повышения квалификации, продолжительностью 36 акад.часов (24 часов — вебинары, 8 часов — электронное обучение, 4 часа — контроль знаний), нацелена на повышение профессионального уровня средних медицинских работников в рамках имеющейся квалификации, на совершенствование их теоретических знаний и практических навыков в области профилактики, диагностики и лечения коронавирусной инфекции COVID-19.
внеплановая Производственная медицина 3 500 10 дней
Программа повышения квалификации, продолжительностью 36 акад.часов (27 часов — вебинары, 8 часов — электронное обучение, 1 час — контроль знаний), нацелена на повышение профессионального уровня врачей в рамках имеющейся квалификации, на совершенствование их теоретических знаний и практических навыков в области профилактики, диагностики и лечения коронавирусной инфекции COVID-19.
внеплановая Производственная медицина 3 500 36 часов
Программа НМО продолжительностью 36 часов предусматривает совершенствование теоретических знаний и практических навыков у фельдшеров. Формат обучения дистанционный. Основной упор делается на современное состояние проблемы, роль и место фельдшера в системе оказания медицинской помощи пациентам в газовой отрасли.
04 1010 647 Д Производственная медицина 7 000 36
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация сестринского дела» (для медицинских работников ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций) разработана на основании профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела» (проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 ноября 2018 года), в части следующих обобщенных трудовых функций: Код Наименование Уровень (подуровень) квалификации № темы в учебно-тематическом плане Обобщенная трудовая функция: Участие в организации деятельности структурного подразделения медицинской организации Трудовая функция А/01.5 Организация ресурсного обеспечения подразделения медицинской организации А /02.5 Организация отдельных процессов деятельности структурного подразделения медицинской организации А/03.5 Организация работы среднего медицинского персонала структурного подразделения медицинской организации А/04.5 Контроль деятельности среднего медицинского персонала структурного подразделения медицинской организации А/05.5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме 5 4 А/06.5 Особенности организации и оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в условиях чрезвычайных ситуаций на до госпитальном периоде
04 1010 650 Д Производственная медицина 7 36 часов
Программа повышения квалификации продолжительностью 36 часов для руководителей медицинских подразделений содержит современные данные по организации работы, лекарственному обеспечению, мед. статистике и контролю качества оказания медицинской помощи
04 1010 618 Производственная медицина 32 000 1 неделя
23 1001 014 ВМ Управление персоналом 33 200 10 дней
04 1004 308 Современные информационные технологии 5 дней
04 1004 256 Современные информационные технологии 5 дней
04 0803 372 Проектирование, строительство и капитальный ремонт 5 дней
© 1995-2021 «Газпром корпоративный институт»
Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 23 июля 2018 года.
Регистрационный номер — 3523Источники
- http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=7516
- https://dpvolga.ru/kontrol-kachestva-predsterilizatsionnoj/
- https://nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/2015/11/06/uchebno-metodicheskiy-kompleks-predsterilizatsionnaya
- https://institute.gazprom.ru/education/uplevel/