Помимо высших наград России, она носит Голубую ленту Дании, Звезду ордена Слона и Звезду и Крест ордена Данеброга.
Валентин Серов «Портрет Николая 2»
Великий русский художник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Он хотел и рисовал, по его собственным словам, только счастливые или «радостные» картины. Несмотря на свою короткую жизнь (46 лет), художник написал большое количество портретов, пейзажей и этюдов. Работы Валентина Серова сегодня находятся в 25 российских музеях, 4 зарубежных музеях и частных коллекциях.
Уникальность художника неоспорима, отличительной чертой его характера была искренность. Он не знал соответствия с совестью, как говорил Репин, а Коровин называл Серова искателем правды. По словам А. Н. Бенуа, картины художника также полны правды, добра и искренности. Среди его многочисленных картин и рисунков — портреты семьи Романовых. Они хранятся в Государственном Русском музее и Третьяковской галерее.
Эта статья о картине Серова «Портрет Николая 2», на которой царь изображен в мундире полковника.
Заказ императора
Царь решил сделать подарок своей жене Александре Федоровне и заказал портрет самого себя. Как бы странно это ни звучало, но проект Серова провалился с самого начала. Отчаявшийся император сел за стол и сложил руки. В этот момент его взгляд и фигура приобрели то выражение, которое было нужно Серову.
Во время революции 1917 года рабочие, штурмовавшие дворец со штыками, сорвали портрет Николая II, но Серов (к счастью!) написал копию портрета сразу после оригинала. Сегодня полотно находится в Государственной Третьяковской галерее.
Первый год начала XX века
Портрет Николая 2″ был написан Серовым в начале сложного и бурного двадцатого века, в 1900 году. Художник так и не смог запечатлеть образ царя, потому что перед ним сидел не обычный человек с необыкновенными способностями, а Личность с большой буквы, несущая ответственность за русский народ. От поведения последнего императора России зависело и состояние всего мира.
Из таблицы видно, что последний император России был неординарной личностью. Валентин Серов «Портрет Николая 2» решил не писать для торжественных случаев. На полотне император изображен несколько уставшим после трудового дня. В его глазах светятся интеллект, спокойствие и грусть. Очевидно, он предчувствовал судьбу своей страны и своей семьи.
Сам художник был известен своим сильным темпераментом. Императрица, присутствовавшая на встречах, осмелилась дать портретисту совет, как написать лицо императора. Художник молча разложил для нее свои краски. Жест был выразительным, и императрица вышла из комнаты. Этот инцидент не лучшим образом отразился на отношениях между художником и императорской семьей.
Николай Александрович всячески пытался наладить отношения с художником, но тот якобы больше не общался. Известно, что многие модели боялись художника по этой причине и не всегда охотно позировали ему.
Помимо высших наград России, она носит Голубую ленту Дании, Звезду ордена Слона и Звезду и Крест ордена Данеброга.
File : Валентин А. Серов — Портрет Николая II (Третьяковская галерея).jpg
Это точная фотографическая репродукция двухмерного произведения общественного искусства. Само произведение искусства является общественным достоянием по следующей причине:
Дата/время | Изображение для предварительного просмотра | Размеры | Пользователь | Комментарий | |
---|---|---|---|---|---|
Текущий | 07:15, 19 января 2013 г. | 1,647 × 2,000 (2.74 МБ) | Botaurus (talk | contribs) | == > == > |title=> |description= |date= 1900 |medium= < |
Вы не можете перезаписать этот файл.
File usage on Commons
На следующей странице используется этот файл:
Этот файл используют следующие другие вики:
Этот файл содержит дополнительную информацию, например, метаданные Exif, которые могли быть добавлены цифровой камерой, сканером или программным обеспечением, использованным для его создания или оцифровки. Если файл был изменен по сравнению с исходным состоянием, некоторые детали, например, временная метка, могут не полностью совпадать с данными исходного файла. Временная метка точна настолько, насколько точны часы камеры, и может быть совершенно неверной.
Императрица обнаружила недостатки в лице своего мужа и потребовала переделать его, после чего художник взорвался, протянул ей палитру и сказал: «Почему бы вам самому не исправить это, Ваше Императорское Величество?». После этого случая Серов больше никогда не работал с Романовыми.
Бунтарский дух Валентина Серова: Художник, осмелившийся предложить императрице подправить портрет Николая II
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик один раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Непревзойденные портреты Валентина Серова (1865-1911) — словно зеркало, отражающее истинную личность экранного героя, в котором можно увидеть прошлое, узнать настоящее и даже заглянуть в будущее. Серов никогда не считал себя придворным художником, но он создал несколько замечательных портретов членов царской семьи. Когда однажды его попросили сделать еще один портрет русского царя Николая II, Серов сказал. И у такой резкой реакции была причина.
Моделирование портретов Серова было большим риском, поскольку он предъявлял высокие требования и к себе, и к модели. Его считали безжалостным художником: он работал медленно, не льстил своим объектам и изнурял их долгими сеансами. А если ему не нравилась его модель, он мог превратить портрет в скрытую карикатуру так, что клиент не замечал этого. А джентльмен мог просто отказаться, потому что не нашел ничего интересного в лице клиента. Но его кисть была желанной для многих, и аристократы все равно выстраивались в очередь, чтобы встретиться с ним.
Детство и развитие художника
В 1865 году в семье композитора и музыкального критика Александра и Валентины Серовых родился сын, ставший выдающимся художником. Вскоре он лишился отца и вырос в коммуне и интернате за границей. Мать Серова была первой женщиной-композитором в России и получала образование в Мюнхене, поэтому не могла уделять сыну достаточно внимания. Все свое время она посвящала музыке.
Еще живя в коммуне, мальчик проявил талант к рисованию. Вскоре, однако, он был закрыт, и Валентин был отправлен за границу жить с матерью. В возрасте девяти лет он начал учиться живописи у совсем юного Ильи Репина, который жил в Париже.
Будучи учеником гимназии, молодой Серов все еще находился под наблюдением Репина. А в свободное время молодой художник и его юный ученик вместе рисовали модели, ходили на этюды, зарисовывали античные статуи. В 1980-х годах они посетили Крым, побывали в бывшей Запорожской Сечи на Днепре, а также в Одессе и Киеве. Эта поездка оставила неизгладимое впечатление в памяти начинающего художника.
По возвращении 15-летний Серов стал вольным учеником благодаря просьбе Репина, а через год — студентом Академии художеств. Его наставником был П.П. Чистяков, который не мог удовлетвориться талантливым учеником. В 1886 году Серов принял окончательное решение покинуть академию.
Царь решил сделать подарок своей жене Александре Федоровне и заказал портрет самого себя. Как бы странно это ни звучало, но проект Серова провалился с самого начала. Отчаявшийся император сел за стол и сложил руки. В этот момент его взгляд и фигура приобрели то выражение, которое было нужно Серову.
История создания и судьба портрета Николая II
Портрет императора Николая II в мундире командира шотландских серых драгун, Эдинбург. Автор.
Весной 1900 года художник начал работу над портретом Николая II, только что взошедшего на престол, в мундире командира шотландских серых драгун. А когда он закончил работу, Серов предложил царю написать для императрицы «портрет его дома». Хотя Николас устал позировать для первого портрета, он согласился. После завершения работы над картиной великая княгиня Александра Федоровна высказала свое мнение и указала художнику на незаконченные части портрета ее мужа, которые необходимо было исправить. Серов сделал вид, что ничего не произошло, дал ей палитру и краски и сказал: «Хорошая идея: может быть, вы сами сможете это сделать, Ваше Императорское Величество?». Оскорбленная, императрица покинула дом, а царь остался молчать.
Портрет Николая II (1890). Третьяковская галерея. Автор: Валентин Серов.
Когда в начале 1902 года художнику предложили создать еще один портрет русского царя, Серов отказался: «Я больше не работаю в этом доме». Все попытки императора вернуть расположение непокорного художника были тщетны. «Это была совершенно немыслимая реакция для любого русского художника, но для Серова она была естественной: все, что он хотел сказать о царской семье, он уже сказал».
Выход императрицы Александры Федоровны с утренника (1901), Государственный Русский музей.
Современники говорили об этом печально известном портрете царя, что Серов был первым, кто признал слабость монарха. Мастер изобразил царя простым человеком, который уже тогда думал, будто предвидит все грядущие перемены в России.
«Серов передал бездарность царя, его неспособность руководить огромной страной, даже его недоумение перед этой огромной ответственностью, волею судьбы выпавшей на его долю. И царь становится жалким по человеческим причинам; даже проникаешься симпатией к этому маленькому человеку», — писали критики.
Портрет Николая II Отрывок (1890), автор: Валентин Серов, фото: artchive.ru
Каким был император на самом деле, трудно предположить, поскольку манипулирование фактами из биографии императора было выгодно многим. Одни говорили о нем как о благородном и кротком человеке, другие называли его Николаем Кровавым. Его правление было отмечено Первой мировой войной и двумя революциями, и в этих условиях вряд ли можно было оставаться мягким и нежным.
Но одно можно сказать точно: он не был мстительным человеком. Ведь ни его унижение императрицы, ни отказ работать при дворе, ни карикатуры после расстрела на демонстрации 1905 года в сатирическом журнале «Жупел» не привели к мести Серову. Николай продолжал высоко ценить Серова как художника.
Еще живя в коммуне, мальчик проявил талант к рисованию. Вскоре, однако, он был закрыт, и Валентин был отправлен за границу жить с матерью. В возрасте девяти лет он начал учиться живописи у совсем юного Ильи Репина, который жил в Париже.
Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)
В 1902 году, во время работы над очередным портретом Николая II, произошел инцидент, который положил конец отношениям между Серовым и династией Романовых. Императрица Александра Федоровна, которая хотела следить за ходом работы, решилась посоветоваться с Серовым (она сама была художником — брала уроки у немецкого живописца фон Каульбаха), и Серов, который был независимым человеком и не совсем простым характером, попросил ее закончить портрет за него. Императрица, покрытая ярко-красными пятнами, выбежала из комнаты. Портрет остался незавершенным. Все попытки императорской семьи восстановить дипломатические отношения с Серовым наталкивались на отказ художника. Когда Николай попытался обратиться к Серову через Сергея Дягилева, ему помешал Валентин Александрович: «Я больше не работаю в этом доме» — и сдержал свое слово. Таким образом, портрет Николая II в куртке офицера Преображенского полка стал последним завершенным портретом царя работы Серова.
После 1905 года неприязнь Серова к императорской семье возросла многократно: художник обвинил императора в событиях Кровавого воскресенья. Он считал, что его портрет предвещает будущие несчастья, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на выставке, Серов воскликнул: «А в уголке глаза — 1905 год!». А друг художника — Константин Коровин — писал об этом портрете: «Серов был первым художником, запечатлевшим и запечатлевшим на холсте мягкость, ум и в то же время слабость императора».
Однако в 1900 году Валентин Серов определенно испытывал симпатию к своему высокопоставленному образцу для подражания. Работая над этим портретом, Серов защищал Мамодова (Савва Иванович находился под следствием), и император немедленно распорядился отпустить его под домашний арест. Серов попросил Николая о финансовой поддержке журнала «Мир искусства», в чем тот, в свою очередь, не отказал. Серов пленил царя своей способностью принимать простое, но достойное поведение, которое, несомненно, было сильной стороной его обаяния.
Этим определяется композиция картины. Предназначенный в подарок императрице*, он лишен мужества и пафоса официальных портретов. Николай II в повседневной военной форме, его осанка (которая, кстати, сразу вызывает к жизни знаменитую «Девочку с персиками» Серова) не несет в себе ни самолюбования, ни высокомерия, а в глазах светится интеллект. Известный искусствовед Абрам Эфрос говорил, что Серов, «поглаживая кисти, писал спокойного ясного сновидца на погонах полковника».
В том же году Серов создал копию «Портрета в пиджаке». Однажды он отнес его в комнату, где заседали редакторы журнала «Мир искусства». «Посадив» нарисованного императора во главе стола, он ловко осветил портрет и чуть не довел Льва Бакста, Александра Бенуа и других коллег по журналу до коллективного сердечного приступа. Авторский экземпляр сейчас находится в Третьяковской галерее**.
Что касается первого портрета, опубликованного в
Оригинал был не так счастлив, как он. В 1917 году глаза «ясноглазого мечтателя» были вырезаны из оригинала штыком матросами, штурмовавшими Зимний дворец.
*Также в 1900 году вышел «Портрет царя Николая II в форме 2-го Королевского шотландского драгунского полка» Серова (Николай II был назначен шефом полка в 1896 году и приказал подарить портрет своим подопечным в Полковом музее в Эдинбурге).
Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени
Императрица Александра Федоровна покидает бдение. Не позднее 1901 года.
В девятнадцатом веке художники делали портретные рисунки в качестве этюдов для больших полотен. Но акварели и карандашные рисунки Валентина Серова — это самостоятельные произведения искусства.
Портрет Александры Федоровны написан в трех цветах — черном, белом и красном. Художник выстроил композицию картины таким образом, что зритель смотрит на нее снизу вверх, отчего императрица кажется еще более величественной. Она проходит мимо своих придворных и равнодушно возвращает им внимание. С помощью мягких линий Валентин Серов передал строгий и изысканный покрой ее платья и воздушный плащ, развевающийся на плечах. Вместо этого он изобразил окружающих ее людей подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица едва различимы, а фигуры угловаты.
Часто говорят, что Александра Федоровна, будучи иностранкой по происхождению, не имела хороших отношений с двором. На ритуальных мероприятиях императрица вела себя сдержанно: она стеснялась находиться в обществе незнакомых людей. Формальные мероприятия, однако, были обязательной частью придворной жизни. Об одном из них Николай II написал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем дворце начался дамский банкет — 550 дам! Моя дорогая Аликс была прекрасна в своем русском платье». Безмен в те времена был церемонией рукопожатия.
Фотография императрицы Александры Федоровны находится в Государственном Русском музее.
Заказ императора
Царь решил сделать подарок своей жене Александре Федоровне и заказал портрет самого себя. Как бы странно это ни звучало, но проект Серова провалился с самого начала. Отчаявшийся император сел за стол и сложил руки. В этот момент его взгляд и фигура приобрели то выражение, которое было нужно Серову.
Во время революции 1917 года рабочие, штурмовавшие дворец со штыками, сорвали портрет Николая II, но Серов (к счастью!) написал копию портрета сразу после оригинала. Сегодня картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Николай II в повседневной военной форме, в его позе (которая, кстати, сразу напоминает знаменитую «Девочку с персиками» Серова) нет самолюбования и высокомерия, а в глазах светится интеллект.
Валентин Серов: портреты
Подробнее Опубликовано 06.08.2018 14:38 Валентин Серов создал несколько сотен портретов, и каждый из них по-своему передавал характер натурщика.
Художник говорил: «Надо писать так, чтобы даже без лица портрет был похожим, единой фигурой». Серов овладел всеми техниками живописи и рисунка, включая графику. Его карандашные портреты стали настоящими произведениями искусства. Однако его творчество не ограничивалось жанром портрета; он также был мастером пейзажей, животных, исторических и мифологических сюжетов. В одной статье невозможно охватить весь спектр творчества В. Серова, поэтому мы ограничимся одним жанром портретной живописи.
Тайна холста. Как за портретом Ленина нашли изображение Николая II. Картины николай 2
Главная страницаКраскиКраски Николая 2
Илья Репин и Валентин Серов, Борис Кустодиев и Лауриц Туксен — многие художники имели честь писать Николая II. Взгляд на важнейшие этапы жизни последнего российского императора, отраженные в его портретах.
«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Николай II родился в Чарском Селе 18 мая 1868 года. Он получил хорошее домашнее образование по специально разработанной программе — изучал экономику, право, политическую историю, военное дело и языки.
Среди его учителей были композитор Цезарь Кюи, который также был большим знатоком строительства крепостей, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они только читали лекции наследника престола — профессора не имели права изучать предмет.
Тем не менее, Николай II прилежно учился. Так, Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Накануне своего выпуска, перед отъездом в лейб-гусарский полк, будущий император Николай II сумел обмануть любого оксфордского профессора, который за знание английского языка принял бы его за настоящего англичанина.
Пятнадцатилетний Николай II, еще не обязанный служить Отечеству, был написан Лаурицем Туксеном, художником при дворе его отца Александра III.
«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Ильи Репина (1894)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1894 году Николай II обвенчался со своей возлюбленной принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, впоследствии императрицей Александрой Федоровной, в Большой церкви Зимнего дворца. Свадьба была очень скромной.
По воспоминаниям Александры Федоровны, «церемония в церкви была очень похожа… на церемонию 1884 года (свадьба сестры Александры Федоровны Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича — прим. ред.)
), за исключением того, что в нашем случае оба отца не присутствовали — и это было просто ужасно: ни отцовского поцелуя, ни благословения. …Вы можете представить, что мы чувствовали. В один день мы оплакиваем потерю того, кого очень любили, а в другой — выходим замуж в сказочных платьях.
Вы не можете представить себе большего контраста, и все эти обстоятельства еще больше сблизили нас». А свадьба молодой пары была написана на холсте Ильей Репиным.
Союз Николая II и Александры Федоровны считался уникальным для людей их круга — настолько теплыми и искренними были их отношения.
Письменным доказательством их любви является переписка, которую вели Николай и Александра. Молитва за тебя — моя радость, когда мы в разлуке».
Я не могу привыкнуть к тому, что даже на короткое время остаюсь дома без тебя, хотя со мной наши пять сокровищ», — писала императрица своему мужу во время одной из долгих разлук.
«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Илья Репин рисовал царя несколько раз и создал «Парадный портрет Николая II» в 1895 году. Поскольку это произведение долгое время оставалось неизвестным, до наших дней дошли лишь скудные сведения. Император в полном мундире и с голубой лентой на плече был изображен в интерьерах Мариинского дворца.
В своих письмах Репин напомнил: «На прошлой неделе было проведено три заседания, а именно: в понедельник, 28 января, первое заседание, полтора часа, во вторник полтора часа и вчера полтора часа. В это время Адокольский возится, а Васудинский заканчивает медаль. Мы добираемся до дворца в час дня и раньше.
Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени
Императрица Александра Федоровна покидает бдение. Не позднее 1901 года.
В девятнадцатом веке художники делали портретные рисунки в качестве этюдов для больших полотен. Но акварели и карандашные рисунки Валентина Серова — это самостоятельные произведения искусства.
Портрет Александры Федоровны написан в трех цветах — черном, белом и красном. Художник выстроил композицию картины таким образом, что зритель смотрит на нее снизу вверх, отчего императрица кажется еще более величественной. Она проходит мимо своих придворных и равнодушно возвращает им внимание. С помощью мягких линий Валентин Серов передал строгий и изысканный покрой ее платья и воздушный плащ, развевающийся на плечах. Вместо этого он изобразил окружающих ее людей подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица едва различимы, а фигуры угловаты.
Часто говорят, что Александра Федоровна, будучи иностранкой по происхождению, не имела хороших отношений с двором. На ритуальных мероприятиях императрица вела себя сдержанно: она стеснялась находиться в обществе незнакомых людей. Формальные мероприятия, однако, были обязательной частью придворной жизни. Об одном из них Николай II написал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем дворце начался дамский банкет — 550 дам! Моя дорогая Аликс была прекрасна в своем русском платье». Безмен в те времена был церемонией рукопожатия.
Фотография императрицы Александры Федоровны находится в Государственном Русском музее.
Чтобы не чувствовать себя зависимым и сохранить свободу художественного выражения, Валентин Серов выделял очень мало денег на свои работы. Поэтому ему приходилось очень много работать. И хотя по своему живописному стилю Серов не был похож на придворного художника, в 1893 году ему было поручено написать портреты членов царской семьи.
Валентин Серов: портреты Романовых — Александра III, Николая II, Александры Федоровны и других
Художник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его клиентов были представители императорской династии Романовых — Серов написал более десяти портретов величественных личностей. Мы рекомендуем вам посмотреть на фотографии знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями императорской семьи.
Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве
Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893
Александр III сказал о портрете своего сына, написанном Валентином Серовым: «Мишенька такой яркий, как будто живой».
Художнику удалось запечатлеть кратчайший миг своего ускользающего детства. На картине мы видим, как Мишенька взрослеет, становится почти подростком. Он немного задумчив, но в его глазах все еще есть мечтательность детства.
На нем белый матросский костюм, мода конца XIX века. На рубеже веков их носили и тысячи простых мальчишек.
Эта картина является этюдом для группового портрета королевской семьи. Художник провел всего три сеанса, на которых ему позировали Михаил и его сестры Ксения и Ольга. Остальное пришлось заполнять по памяти. Такой подход был необычен для Серова: обычно он работал долго, по несколько месяцев за раз, уделяя пристальное внимание деталям.
Впервые групповой портрет был выставлен в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. Здесь были построены церковь и часовня в память о спасении королевской семьи во время железнодорожной аварии. Во время церемоний инаугурации в отдельном павильоне висел портрет семьи Александра III, но многие зрители приняли его за икону и перестали перекрещиваться.
Сегодня портрет Михаила Александровича находится в Государственном Русском музее.
Портрет великого князя Павла Александровича
Портрет великого князя Павла Александровича. 1897
Павел Александрович, шестой сын императора Александра II, служил генерал-адъютантом кавалерийского полка Зоологической гвардии. На картине изображен великий князь в полном обмундировании. Слуга держит лошадь герцога за поводья.
Серебряный цвет мундира принца, вороной черный цвет коня и его открытые «носки» создают на холсте странное взаимодействие вертикалей и горизонталей, белого и черного.
Взволнованная лошадь, переступающая с ноги на ногу, контрастирует с нарочитым спокойствием своего хозяина, который позирует художнику.
Центральное место в композиции занимает сверкающий золотом нагрудник Павла Александровича. Критики отметили мастерство Валентина Серова: художнику удалось передать детали пейзажа в отражении блестящих доспехов.
Его портрет был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
Портрет Александра III
Портрет Александра III 1899
Валентин Серов рисовал Александра III несколько раз. Его «Групповой портрет императорской семьи» 1893 года — единственная картина, которую он создал при жизни монарха. Портрет Александра III на картине 1899 года пришлось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на фотографии императорского фотографа Сергея Левицкого.
На картине Александр III выглядит величественным и благожелательным. Он изображен на фоне замка Фредериксборг в Копенгагене в форме почетного полковника Королевской датской лейб-гвардии. Император получил этот титул от короля Кристиана IX в 1879 году.
Тайна холста. Как за портретом Ленина нашли изображение Николая II. Картины николай 2
Главная страницаКраскиКраски Николая 2
Илья Репин и Валентин Серов, Борис Кустодиев и Лауриц Туксен — многие художники имели честь писать Николая II. Взгляд на важнейшие этапы жизни последнего российского императора, отраженные в его портретах.
«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Николай II родился в Чарском Селе 18 мая 1868 года. Он получил хорошее домашнее образование по специально разработанной программе — изучал экономику, право, политическую историю, военное дело и языки.
Среди его учителей были композитор Цезарь Кюи, который также был большим знатоком строительства крепостей, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они только читали лекции наследника престола — профессора не имели права изучать предмет.
Тем не менее, Николай II прилежно учился. Так, Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Накануне своего выпуска, перед отъездом в лейб-гусарский полк, будущий император Николай II сумел обмануть любого оксфордского профессора, который за знание английского языка принял бы его за настоящего англичанина.
Пятнадцатилетний Николай II, еще не обязанный служить Отечеству, был написан Лаурицем Туксеном, художником при дворе его отца Александра III.
«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Ильи Репина (1894)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1894 году Николай II обвенчался со своей возлюбленной принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, впоследствии императрицей Александрой Федоровной, в Большой церкви Зимнего дворца. Свадьба была очень скромной.
По воспоминаниям Александры Федоровны, «церемония в церкви была очень похожа… на церемонию 1884 года (свадьба сестры Александры Федоровны Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича — прим. ред.)
), за исключением того, что в нашем случае оба отца не присутствовали — и это было просто ужасно: ни отцовского поцелуя, ни благословения. …Вы можете представить, что мы чувствовали. В один день мы оплакиваем потерю того, кого очень любили, а в другой — выходим замуж в сказочных платьях.
Вы не можете представить себе большего контраста, и все эти обстоятельства еще больше сблизили нас». А свадьба молодой пары была написана на холсте Ильей Репиным.
Союз Николая II и Александры Федоровны считался уникальным для людей их круга — настолько теплыми и искренними были их отношения.
Письменным доказательством их любви является переписка, которую вели Николай и Александра. Молитва за тебя — моя радость, когда мы в разлуке».
Я не могу привыкнуть к тому, что даже на короткое время остаюсь дома без тебя, хотя со мной наши пять сокровищ», — писала императрица своему мужу во время одной из долгих разлук.
«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Илья Репин рисовал царя несколько раз и создал «Парадный портрет Николая II» в 1895 году. Поскольку это произведение долгое время оставалось неизвестным, до наших дней дошли лишь скудные сведения. Император в полном мундире и с голубой лентой на плече был изображен в интерьерах Мариинского дворца.
Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Валентина Серова. Time Out вспомнил восемь историй, стоящих за самыми важными работами художника.
Девочка с персиками. 1887
«Девушка» была написана в Абрамцеве, имении Мамодовых, друзей Серова. Художник вообще любил навещать своих знакомых и часто месяцами гостил в их поместьях. Во время долгой работы над этим портретом художник говорил: «В нашем веке то, что рисуют, жестоко и неприятно.
Я хочу, я хочу быть счастливой, и я буду рисовать только счастье».
Действительно, с полотна льется радость и свежесть, но героиня работы умерла от воспаления легких в возрасте 32 лет, что можно рассматривать как символ несчастливой судьбы многих заказчиков Серова, которые либо эмигрировали после революции, либо остались в послереволюционной России и жили в нищете.
Портрет княгини Ольги Орловой. 1911
Хотя Серов зарабатывал на жизнь своими портретами, он часто позволял себе иронично отзываться о своих моделях. Сарказм можно найти и в его портрете княгини Ольги Орловой, хозяйки самого модного салона в Санкт-Петербурге.
Современники считали ее гордой и узколобой женщиной, не отличавшейся ни особой красотой, ни высокими интеллектуальными качествами, и Серов разделял это мнение.
Принцессу в данном случае можно только пожалеть: помимо того, что она заплатила немалые деньги автору за нелестный портрет, так ей еще и пришлось уложить художника в 100 присестов.
Портрет работы А. И. Абрикосова. 1895 год.
Согласно официальной художественной критике, каждый хороший русский художник должен быть образцом скромности, честности и других высших моральных качеств. Серов, однако, не был таким скучным, каким его изображает Третьяковская галерея, и обладал завидным чувством юмора.
Его ученик Николай Ульянов, например, вспоминает, что известный бизнесмен и филантроп Абрикашов часто делал перерывы между фотосессиями и «шел завтракать в готическую столовую, где чувствовал запах еды и звон посуды, а потом выходил, чтобы научно поговорить о Рафаэле».
Затем Серов написал в письме герою следующее: «… Если вам все же придется иметь дело с нашим братом-художником, я советую вам действовать так, как принято в «хороших домах».
За ужином одни господа берут художника к себе за стол, а другие, более простые, отправляют его на кухню со слугами и не дают ему голодать.
Девушка в лучах солнца. 1888
Он мучил сотнями портретных сеансов не только нежеланных принцесс: героиня этой работы, двоюродная сестра Серова Мария Симонович, позировала для портрета более трех месяцев. «Сессии проходили утром и днем — весь день.
Мы работали с жаром, оба были одинаково увлечены — он успешным написанием, а я важностью своей миссии. … В начале четвертого месяца меня вдруг охватило нетерпение, и я побежал в Санкт-Петербург», — вспоминает он.
Энтузиазм Серова понятен: художнику было всего 22 года, когда был написан портрет, он только что вернулся из поездки в Италию и был переполнен «ощущением праздника жизни и света».