Благодаря знаменитой роли Жени Лукашина, актер сразу стал известен во всем СССР. Но в течение многих лет Мягкова раздражало, что везде, куда бы он ни приезжал на гастроли, люди подмигивали ему: «Вот тебе и алкоголик! «К сожалению, в Лукашине они увидели только алкоголика», — посетовал актер.
Андрей Мягков
Андрей Мягков — советский и российский актер, исполнитель главных ролей в знаменитых комедиях Эльдара Рязанова. Мягков признал свой драматический талант в советской классике. Мало кто знает, что Андрей Васильевич был не только талантливым художником, но и писателем, и портретистом.
Актер, давший жизнь киногерою Жене Лукашину и без которого уже немыслимо российское новогоднее телевидение, родился в Ленинграде в интеллигентной семье и является народным артистом РСФСР Андреем Мягковым.
Его мать Синаида Александровна работала инженером-механиком в Ленинградском полиграфическом университете, а отец Василий Дмитриевич, доктор технических наук, работал в том же университете заместителем директора по воспитательной работе до перехода в Технологический институт.
По настоянию отца Андрей после окончания школы поступил в Ленинградский химико-технологический институт, а после его окончания начал работать в Институте пластмасс.
Страна никогда бы не узнала актера Мягкова, если бы по чудесному стечению обстоятельств на любительский спектакль «Песня леса», в котором играл Андрей, не пришел профессор Школы-студии МХАТ.
Молодой человек настолько впечатлил его своим драматическим талантом, что он уговорил его показать его отборочной комиссии театрального факультета. Мягков легко сдал вступительные экзамены и был принят легендарным советским актером Василием Марковым. После окончания школы молодой актер был с радостью принят в московский театр «Современник».
Театр
Талантливый выпускник Школы-студии МХАТ Андрей Мягков почти сразу появился в главной роли на сцене «Современника». Актер сыграл роль дяди Федора Достоевского в спектакле «Дядюшкин сон». Среди зрителей оказался режиссер Элем Климов, которому так понравилась пьеса Мягкова, что он тут же предложил ему роль Сергея Чеснокова в своем фильме «Приключения зубного врача». Благодаря этому Мягков почти одновременно ушел из театра и дебютировал в кино.
Однако первые роли в кино не принесли актеру славы, и он продолжил проявлять свой драматический талант на театральной сцене. В молодости он сыграл Барона в драме Максима Горького «На земле», Редди в спектакле «Балалайкин и Ко» по сатире Михаила Салтыкова-Шедрина и много других интересных ролей.
В 1977 году, после того как «Ирония судьбы» или «Легкие птицы» произвели фурор во всем Советском Союзе, Мягков был приглашен в Московский театр имени Горького, который теперь называется Театром имени Чехова. Актер делил сцену с такими актерами, как Дмитрий Дюжев, Константин Хабенский и Ирина Мирошниченко.
Московские театральные зрители помнят Мягкова в спектаклях МХАТа как Зилова в «Утиной охоте», Репетилова в «Горе уму», Алагина в «Жемчужной Зинаиде» и многих других, но особенно блистательным он был в постановках по произведениям Чехова. За роль Кулигина Мягков получил две актерские награды: премию «Балтийский дом» и премию Константина Станиславского.
А в 2004 году Евгений Васильевич был удостоен известной театральной премии «Чайка» за лучший актерский дуэт с Аллой Покровской в спектакле «Мещане».
Во МХАТе Мягков реализовал себя и как режиссер. Он поставил фильмы «Спокойной ночи, мама» М. Нормана, «Осенний чарльстон» А. Менчелла и «Ретро» А. Галина. Последней работой знаменитого актера на сцене была роль Элвуда в пьесе «Белый кролик».
Фильмы
В 1973 году Андрей Мягков пришел пробоваться на роль Нестора Петровича в лирической комедии «Большая перемена». В резюме молодого актера уже был серьезный драматический фильм. Он воплотил характер Алеши Карамазова в фильме Ивана Пирева «Братья Карамазовы». Но в «Большую перемену» Мягкова не взяли.
В 1974 году Эльдар Рязанов задумал комедию о хирурге, который случайно приезжает в Ленинград под Новый год и встречает свою любовь. В 1968 году вместе с Эмилем Брагинским режиссер написал пьесу «Легкий пар», которая была показана при полном аншлаге во многих провинциальных кинотеатрах. Однако «Мосфильм» отклонил фильм из-за его антисоветской простоты. Но она была принята на Гостелерадио.
Первоначально в картине Жени Лукашина Рязанов выглядел Олегом Далем, но экранные пробы показали, что для Лукашина Даль был довольно мягким. Пробовали Андрея Миронова — тоже не подошел. Станислав Любшин и Петр Вельяминов также были отвергнуты.
Режиссер смутился, но тут его ассистент, давно знавший Мягкова, предложил роль Лукашина, тем более что внешние параметры актера соответствовали нужному типажу. При росте 175 сантиметров он весил не более 75 килограммов. Рязанов немного сомневался, учитывая серьезное драматическое амплуа актера, но все же согласился попробовать, и не ошибся.
Андрей Мягков и Барбара Брыльска (кадр из фильма «Ирония судьбы или легкая птица»).
«Первоначально показ фильма «Ирония судьбы» был запрещен на том основании, что он пропагандирует пьянство и супружескую измену, но вмешался сам Леонид Брызнев. Генеральному секретарю фильм понравился, и он лично дал согласие на его показ. Комедия Рязанова «Новогодняя ночь» была удостоена Государственной премии Советского Союза в 1977 году и с тех пор демонстрируется в России каждое 31 декабря.
Рязанову так понравилось работать с Мягковым, что в 1977 году он пригласил его на главную роль в «Служебный роман», ставший не менее популярным, чем «Ирония судьбы», а затем предложил ему главные роли в комедии «Гараж» и драме «Жестокий романс».
Популярный актер сыграл множество ролей, но ничто не смогло затмить славу Жени Лукашина и Анатолия Новосельцева. Андрей Мягков был удостоен Государственной премии СССР за роль Лукашина и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за роль Новосельцева.
Мягков неоднократно предлагал Рязанову снять продолжение фильма «Ирония судьбы» и даже написал собственный сценарий, но режиссер категорически отказался. Затем актер пришел к главе Первого канала Константину Эрнсту. Идея понравилась телевизионному продюсеру Мягкову. Таким образом, фильм «Ирония судьбы. Сиквел», режиссер Тимур Бекмамбетов. Однако от сценария, написанного Мягковым для нового фильма, почти ничего не осталось, но актер все равно снялся в продолжении самого важного фильма своей жизни.
Андрей Мягков в роли Новосельцева (кадр из сцены в фильме «Служебный роман»).
Андрей Мягков — заслуженный художник РСФСР с 1976 года и народный художник с 1986 года. В 2003 году актер был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большие заслуги в развитии отечественного искусства.
Власти и цензоры снова отклонили фильм, так как посчитали, что он пропагандирует прелюбодеяние и пьянство. По счастливой случайности, однако, фильм попал в руки самого генсека Брежнева, которому он очень понравился. Большой Босс приказал выпустить фильм от своего личного имени.
Детство и юность
Он родился в Ленинграде 8 июля 1938 года. Отец, Василий Дмитриевич, с 1935 по 1954 год был заместителем директора Полиграфического техникума и имел звание кандидата технических наук. В 1954 году он стал доцентом Технологического института. Мать Зинаида Александровна была инженером-механиком по профессии и работала со своим мужем с 1946 по 1968 год.
Родители видели будущее сына инженером, поэтому отец посоветовал ему после окончания школы учиться в Ленинградском химико-технологическом институте. Мягков окончил университет и буквально сразу же устроился на работу в Институт пластмасс. В институте была театральная студия, куда Андрей любил ходить в свободное время. Он даже не представлял, насколько радикально изменится его биография благодаря этому театру.
Вместе с другими единомышленниками-любителями Мягков принял участие в постановке «Лесной песни». На премьере спектакля присутствовал один из профессоров Школы-студии МХАТ, который был впечатлен игрой Андрея. Он признал его актерский талант и посоветовал скромному молодому человеку пройти прослушивание в приемной комиссии.
Андрей Мягков почти без напряжения сдал все вступительные экзамены и был принят студентом на актерский факультет МХАТа, в студию В. Маркова. Получив диплом, Андрей Мягков сразу же был переведен в театр «Современник».
Театральные подмостки
Мягкову не пришлось играть роли второго плана и ждать главной роли. Это произошло буквально сразу после его введения в труппу. Молодой актер получил роль дяди Фрости в фильме «Сон дяди Фрости». На премьере присутствовал режиссер Е. Климов, который был впечатлен молодым актером и предложил ему роль в своем фильме «Факт о зубном враче». Андрей согласился стать Сергеем Чесноковым и получил свою первую роль в кино.
К сожалению, его кинодебют не стал началом блестящей кинокарьеры, поэтому Мягков продолжал успешно работать на театральной сцене. Он принимал участие в многочисленных постановках, самыми интересными из которых были «На дне», «Баляйкин и Ко».
После большого успеха спектакля «Ирония судьбы» в 1977 году Андрей Мягков был приглашен в Московский театр имени Горького, который позже был переименован в Московский Художественный театр имени Чехова. Он остается верен этой сцене и по сей день, работая с такими известными актерами, как Дмитрий Дюжев, Константин Хабенский и Ирина Мирошниченко. Компанией руководит Олег Табаков.
Московским любителям театра нравится все, что делает Мягков. Премьеры его пьес никогда не собирали полные залы.
Его любимым автором остается Чехов, поэтому Мягков любит постановки его пьес.
Этот спектакль был очень хорошо принят: за роль Кулигина актер получил премию фестиваля «Балтийский дом» и премию Станиславского.
В 2004 году Андрей Мягков в партнерстве с Аллой Покровской поставил спектакль «Мещане». За эту роль он получил премию «Чайка».
Андрей Мягков — не только популярный актер, но и талантливый режиссер, поставивший множество спектаклей у себя на родине. На данный момент в фильмографии актера есть постановка «Белый кролик», в которой он играет Гудвина.
Могут быть знакомы
В 1973 году Мягков был приглашен на пробы для картины «Большой перелом», когда искали артиста на роль учителя Нестора Петровича. Ранее Андрей уже появлялся в драматической роли — в фильме «Братья Карамазовы», снятом режиссером Иваном Пырьевым. Но Мягков никогда не участвовал в этом проекте.
В 1974 году Рязанов решил снять фильм о молодом хирурге, который женится в Москве, но случайно оказывается в Ленинграде и встречает там свою судьбу. Пьеса «Покорились!», написанная Рязановым в 1968 году, шла в провинциальных театрах при полных залах. Киностудия «Мосфильм» отказалась снимать этот фильм, потому что сюжет был слишком прост и неинтересен. Но Гостелерадио с радостью приступило к съемкам.
На роль Лукашина пробовался Олег Даль, но его отвергли, потому что он был достаточно жестким, но его характер должен был быть мягче и легче. Он пригласил актеров Андрея Миронова, Станислава Любшина и Петра Вельяминова, но все они не подошли. Режиссер запаниковал, а его помощник нашел фотографию Мягкова и предложил его кандидатуру. Рязанов долго мучился сомнениями, ведь Мягков не был комедийным актером, но потом решил пригласить его на пробы. Как выяснилось позже, это не было ошибкой.
Когда фильм был снят, возникли бюрократические проволочки — его не допустили к прокату, потому что он пропагандировал пьянство и супружескую измену. Спасение пришло оттуда, откуда его никто не ждал. Комедия была представлена генсеку Брежневу, который остался очень доволен и с личного разрешения отправил ее для распространения. Фильм был удостоен Государственной премии СССР в 1977 году и демонстрировался каждый год в канун Нового года.
Режиссеру Рязанову нравилось работать с Андреем Мягковым, что он успешно продолжил в 1977 году, когда пригласил актера на главную роль в комедии «Служебный роман». Фильм также стал одним из его любимых, и несколько поколений зрителей до сих пор с удовольствием смотрят его. После этого Мягков снялся еще в двух работах Рязанова: «Гараж» и «Жестокий романс».
В фильмографии актера Андрея Мягкова много ролей, но лучшими остаются Лукашин и Новосельцев. За «Иронию судьбы» Мягков получил Государственную премию СССР, а за «Служебный роман» — Государственную премию РСФСР.
Андрей Мягков предложил снять популярное продолжение «Иронии судьбы», даже написал собственный сценарий, но получил однозначный отказ от Рязанова. С тем же предложением актер обратился к Константину Эрнсту, директору Первого канала. Эрнст перенял идею Мягковой для «Ура!». Сценарий был переписан, и Мягкову досталась роль отца главного героя, которую он сыграл с удовольствием.
В 1976 году Мягков был назван заслуженным художником РСФСР, а в 1986 году получил звание «Народный художник». В 2003 году был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV съезда РСФСР.
В 1977 году, после того как «Ирония судьбы» или «Легкие птицы» произвели фурор во всем Советском Союзе, Мягков был приглашен в Московский театр имени Горького, который теперь называется Театром имени Чехова. Актер делил сцену с такими актерами, как Дмитрий Дюжев, Константин Хабенский и Ирина Мирошниченко.
Творческий путь
Одним из первых спектаклей Мягкова в «Современнике» был «Дядюшкин сон». Выступление прошло с большим успехом. Мягков был в восторге от свободной атмосферы, которую с любовью культивировали Олег Ефремов и его молодые и талантливые сотрудники.
Позже Мягков сыграл и другие интересные роли на сцене театра «Современник». Самыми известными его постановками стали «Обыкновенная история», «На дне» и «Балайкин и Ко».
Помимо выступлений в театре «Современник» Мягков начал принимать участие в кинопроектах. Его первой ролью стала роль доктора Чеснокова в фильме «Приключения зубного врача» (1965). Режиссер Элем Климов был впечатлен работой Мягкова на сцене «Современника».
Он получил заметную роль — Алеши Карамазова — в фильме 1968 года «Братья Карамазовы» Ивана Пирева; его братья сыграли уже опытных Кирилла Лаврова и Михаила Ульянова.
Несмотря на несколько заметных проектов (Сердючка в «Старом доме» в 1969 году, Аркадий Гайдар в «Серебряных трубах» в 1970 году, Владимир Ленин в «Надежде» в 1972 году), Мягков во второй половине 1970-х годов оставался в основном театральным актером, снимаясь в постановках Олега Ефремова, Галины Волчек, Георгия Товстоногова.
По-настоящему известным он стал только после фильма «Ирония судьбы или Приятного аппетита» (1976), в котором он работал на съемочной площадке вместе с Александром Ширвиндтом и Барбарой Брыльской. Первоначально его роль исполняли одни из самых привлекательных актеров советского кино Андрей Миронов и Олег Даль. Но режиссер Эльдар Рязанов решил, что они не смогут достоверно сыграть неудачливого, неуверенного в себе Лукашина.
Благодаря знаменитой роли Жени Лукашина, актер сразу стал известен во всем СССР. Но в течение многих лет Мягкова раздражало, что везде, куда бы он ни приезжал на гастроли, люди подмигивали ему: «Вот тебе и алкоголик! «К сожалению, в Лукашине они увидели только алкоголика», — посетовал актер.
В 1976 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», а годом позже Лукашин получил Государственную премию СССР за ту же роль. Актер также получил важные награды за роль скромного служащего Анатолия Новосельцева в комедии «Служебный роман». Через три года он снова обратился к Рязанову в комедии «Гараж».
В 1977 году Ефремов ушел из «Современника», а Мягков с женой последовали за ним во МХАТ. Мягков, однолюб во всех смыслах этого слова, никогда не «предавал» местный театр и выходил на его сцену до 2008 года, причем дважды сыграл самого себя, поставив спектакли «Спокойной ночи, мама» в конце 80-х и «Ретро» в 2002 году.
Личная жизнь Андрея Мягкова
Андрей Мягков был женат на актрисе Анастасии Вознесенской с 1964 года. Девушка была его однокурсницей, и если пришедший в студию Школы-студии МХАТ актер был уже выпускником ленинградской «техноложки», старшим по курсу, то Настя — гораздо моложе. У обворожительной красавицы было много поклонников, но именно Мягкову удалось завоевать ее внимание — в основном благодаря своему прекрасному голосу.
Анастасия была не только одной из самых красивых девушек на курсе, но и одной из самых талантливых. После окончания учебы ее пригласил в «Современник» Олег Ефремов. Вознесенская согласилась, но при одном условии: она должна была взять Мягкова с собой в труппу. Пара проводила большую часть времени вместе, но затем, после роли в фильме «Майор Вихрь», карьера Анастасии пошла на взлет, в то время как ее муж мог рассчитывать только на роли массовых сцен. Но Мягков никогда не завидовал любимой работе и коллегам, только радовался их успехам.
После премьеры «Иронии судьбы» они поменялись местами, но чувства ничуть не угасли — несмотря на живой интерес зрителей к актеру, в их глазах они живут вместе с образом бесполезного, но дружелюбного и отзывчивого интеллектуала.
Мягков и Вознесенская были вместе до самой смерти актера в 2021 году. Единственное, о чем они жалели, так это об отсутствии детей — работа в театре и на съемочной площадке не позволяла им иметь детей:
В силу своей профессии у них не было своих детей. Собственная жизнь непроизвольно отходит на второй план, человек меньше думает о ней.
Андрей Мягков написал два криминальных романа, которые, по его собственным словам, он написал только потому, что его жене не хватало по-настоящему интересной и живой литературы. Один из них, криминальный роман «Синий всадник», даже вызвал интерес кинематографистов. В 2010 году Михаил Туманишвили снял телесериал по сценарию Мягкова «Сивый мерин» и обнаружил, что актер обладает прекрасным литературным талантом. Мягков также открыл в себе художественный талант и с энтузиазмом писал портреты своих бывших коллег по «Современнику».
Последние годы жизни и смерть
В последние годы Андрей Мягков вел затворнический образ жизни и почти не появлялся на экране — по его мнению, в современной России снималось очень мало хороших фильмов.
Он сделал исключение для сиквела «Иронии судьбы», в котором сыграл пожилого Женю Лукашина. Однако вскоре он пожалел об этом и раскритиковал фильм. Он также начал возмущаться традицией показывать фильм «Ирония судьбы» каждый Новый год.
18 февраля 2021 года СМИ сообщили о смерти 82-летнего актера. Он умер дома, скорее всего, от сердечной недостаточности.
Когда выяснилось, что он находится в таком же состоянии — из-за проблем с сердцем здоровье Андрея Мягкова было серьезно ослаблено, — его жена сделала все возможное, чтобы перевезти его в Германию для операции.
Личная жизнь
Актер был женат только один раз. Анастасия Вознесенская, жена Андрея Мягкова, познакомилась со своим будущим мужем в Театральном институте. В то время ей еще не исполнилось 18 лет. Пара поженилась чуть позже, в 1963 году.
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская в роли молодой пары
Несмотря на успешное окончание актерского факультета, жена артиста не смогла повторить его успех, о чем очень сожалела. Муж всячески пытался развеять беспокойство своей избранницы. И ему это удалось.
У супругов не было детей. Причиной тому был их напряженный график работы. Муж и жена посвятили все свои силы театру, кино и преподаванию.
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская в последние годы