Тупость или расстройство обучения? Что такое дислексия и дисграфия. Дислексией что это такое

Несомненно, без помощи родителей и их активного участия в процессе коррекции дислексии добиться результатов очень сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по методике, предложенной логопедом. Родители должны учитывать состояние своего ребенка и оказывать ему необходимую поддержку в работе в школе.

Тупость или расстройство обучения? Что такое дислексия и дисграфия

Даже у взрослых могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. И если ребенок плохо пишет «калужница» на бумаге, это не значит, что он глупый. Возможно, есть какие-то проблемы с обучением — эйнштейнианство, дислексия. В России, однако, такой диагноз считается гораздо более приятным.

Дислексию называют неспособностью к чтению, дислексию — неспособностью к письму (более развернутое описание можно найти в справочниках, но, учитывая тему статьи, мы предпочитаем минимализм и оставляем основные моменты). Эти проблемы затрагивают миллионы людей, которые сталкиваются с трудностями в процессе обучения, потому что существующая система образования не подходит для них.

В бывшем Советском Союзе такие диагнозы ставятся редко. Существует миф о том, что дети с дислексией и диспраксией просто умственно отсталые. В лучшем случае родители и учителя дают лень и плохую дисциплину. Даже врачи могут делать неуместные заявления и называть ребенка с подозрением на «задержку» в обучении, например (автор этих строк слышала такие разговоры о себе). В результате у людей с такими проблемами часто формируется ложное представление о себе.

Однажды я учился в школе с мальчиком, который в 15 лет едва мог произносить слова по буквам — все смеялись вместе с ним, включая учителя. Никто не думал, что ему нужна помощь. Не странно, что он вырос и стал немного хулиганом — он был немного хулиганом, но не хулиганом в том смысле, в каком он был в детстве.

Среднестатистическому человеку, легко усваивающему школьный материал, трудно представить, что такая проблема действительно существует и каковы ее масштабы. Он кажется далеким и почти бредовым. Однако если вы выйдете на улицу и присмотритесь к людям, которых считают «антисоциальными элементами», вы обнаружите несколько человек с подобными расстройствами и неврологическими проблемами (например, СДВГ). В нашей стране такие расстройства диагностируются лишь в незначительной степени, и, как правило, те, у кого они есть, не понимают, что с ними происходит, и часто переживают неудачи в своей жизни. Виновником здесь также является система образования, которая фокусируется только на «типичных» детях без «отклонений». Школы равнодушны к тем, кто не соответствует этим критериям. Некоторые опускаются на самое дно общества, поскольку не могут получить даже базового образования.

Человек с нарушениями обучаемости может иметь интеллект выше среднего и обладать талантами, недоступными другим. Однако если он не знает о своих особенностях и не понимает, как исправиться и привыкнуть к своим достижениям, он полн

— Повседневные трудности в учебе и исследованиях — Трудности при взаимодействии с обществом (окружающие могут считать таких людей умственно отсталыми) — Психологические проблемы (регулярные неудачи формируют низкую самооценку и часто приводят к депрессии).

Читать еще:  Чего-то хочу, сама не знаю чего. Хочу то, не знаю что. Не знаю что хочу

Перспективы этих людей часто не очень благоприятны: проблемы с карьерой, низкий доход и т.д. Поэтому важно узнать об их особенностях как можно раньше. Затем научитесь справляться с ними.

Как выглядит дислексия

Дислексия (от греч. Dis — «потеря чего-то, несогласие», lexis — «речь») характеризуется трудностями при чтении даже простых, знакомых слов. Чтение письменного текста требует больше времени и усилий, чем других текстов. Текст необходимо перепутать или прочитать в зеркале. Есть также трудности с обучением. Страдающие дислексией могут быть не в состоянии следить за словами или цифрами, которые они только что увидели в тексте.

Эта трудность в обучении может проявляться по-разному, но всегда как совокупность многих симптомов. В раннем возрасте дислексия может быть диагностирована, если ребенок

Со временем могут появиться и другие особенности. Человек испытывает трудности в развитии сложного языка, плохо говорит на новом языке и плохо понимает шутки. Взрослые с дислексией часто избегают чтения и нередко находят решения, в которых досадные навыки оказываются ненужными. Многие даже не подозревают о существовании проблемы.

Возможно, самым распространенным симптомом дислексии (греч. dis, «потеря чего-то, несоответствие», graphe, «письмо») является плохое письмо. Также часто встречаются ошибки, которые нельзя объяснить отсутствием знаний по грамматике.

Как выглядит дисграфия

Другими распространенными симптомами (как и при дислексии, ни один из них не является достаточным для постановки диагноза) являются

1) Несоответствие графических букв (люди пишут в ряд или прописными или строчными буквами) — 2) Некоторые слова обрываются, сливаются с другими словами или вообще «исчезают» — 3) Буквы часто сокращаются или путаются (особенно те, которые имеют похожие формы, такие как Р или b) 4) ) ненормальное движение и положение тела при письме — 5) трудности с переписыванием текста — 6) трудности с выражением мыслей на бумаге.

Причины трудностей с письмом при дислексии не очевидны. Они могут быть вызваны недостаточными двигательными навыками или антипатией к письму (как правило, люди не любят занятия, в которых они слабы).

Как это наблюдается при дислексии, сенсорные проблемы со звуками и буквами могут также влиять на письмо, затрудняя его различение. Во-первых, нередко оба заболевания возникают у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинского определения условий — а оно может отличаться в разных странах, системах, у разных врачей. Некоторые люди относят к достоинствам только проблемы, связанные, например, с плохим владением письменной речью.

Эти проблемы приводят к тому, что ребенок получает плохие оценки и попадает в разряд неприемлемых. По этой причине детей с дислексией часто называют ленивыми, с низким интеллектом и отсутствием мотивации. В конечном итоге это влияет на их личность и приводит к низкой самооценке у взрослых.

Дислексия обычно считается нейробиологическим расстройством, основанным на нарушении работы/недоразвитии отдельных участков коры головного мозга, в основном в левосторонней височной области головы. Автоматическое распознавание чтения слов. Это означает, что у людей с дислексией во время чтения информация обрабатывается в других областях мозга с помощью альтернативных адаптивных механизмов.

Патогенез

Существует несколько механизмов формирования дислексии.

Читать еще:  Как определить и развить сильные стороны своей личности. Как узнать себя лучше.

Сортировка основана на нарушении специфических механизмов чтения, в соответствии с которыми выделяются различные формы дислексии

  • Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл.
  • Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком).
  • Недостаточный словарный запас, что тормозит адекватное формирование навыка чтения.
  • Слабая способность к автоматизации навыков чтения, что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени.
  • Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку.
  • Нарушения концентрации внимания.
  • Астенизация /повышенная утомляемость ребенка.

Классификация

Вокальные/семантические/грамматические формы дислексии обусловлены недоразвитием речевых функций, а мнемические/визуальные/визуальные формы основаны на недоразвитии психических функций.

  • Фонематическая. Является следствием слабого развития процессов синтеза, анализа и восприятия фонетики. Ребенок при этой форме переставляет слоги местами (например, читает вместо «ток» «кот»). Встречается преимущественно у школьников младших классов.
  • Семантическая. Как правило, семантическая дислексия является следствием недостаточной сформированности синтеза слогов, непонимания синтаксических связей и скудности словарного запаса. Ребенок понимает слова в отдельности текста, соответственно он уловить смысл прочитанного не может.
  • Аграмматическая. Заключается в ошибках при составлении конструкций и проявляется неправильным использованием окончаний слов, времен и падежей (например, «белый чашка»).
  • Мнестическая. Обусловлена проблемами соотнесения буквы и звука/нарушениями слухоречевой памяти.
  • Оптическая. Характеризуется недостаточно сформированными зрительно-пространственными представлениями/ассоциациями —ребенок не может четко сфокусировать взгляд на читаемой строчке, что нарушает последовательность чтения или видит слово задом наперед или испытывает трудности в написании графически сходных букв (В-З, Д-Л и др.).
  • Тактильная. Характерна для людей со слабым зрением, которые для чтения используют азбуку Брайля.

Этиология дислексии является многофакторной и включает генетическую наследственность и факторы риска окружающей среды. Среди многочисленных причин дислексии были выявлены и другие.

Причины

Ниже перечислены основные причины дислексии.

  • Генетически обусловленные нарушения чтения. Установлено, что гены-кандидаты развития дислексии (DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319, C2orf3 и MRPL2) оказывают негативное влияние на регуляцию миграции нейронов, что вызывает изменение физиологически нормального морфогенеза коры мозга и приводит к нарушению на клеточном/сетевом уровнях соединений нейронов. Как следствие — нарушение процесса обучения, требующего своевременной, быстрой и точной интеграции нейронных систем.
  • Пре/перинатальная патология в анамнезе (нарушения структур мозга по гипоксическому типу) — предлежания плаценты, аномалии развития пуповины, преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода при затяжных родах, черепно-мозговые травмы при использовании методов механических родовспоможений, травмы в постнатальном периоде.
  • Токсическое воздействие (при алкоголизме матери, неконтролируемом приеме медикаментозных препаратов, болезнях роженицы ( диабет, нефропатия и др.), несовместимость крови плода/матери, ядерная желтуха новорожденных ).
  • Инфекционное воздействие на структуры головного мозга плода/ребенка при заболеваниях беременной или ребенка в постнатальный период ( нейроинфекция, корь, эпидемиологический паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные/вирусные инфекции).
  • Явное/латентное левшество.
  • Психотравмы в раннем детстве.
  • Социальные факторы в виде дефицита речевого общения, неблагоприятной речевой среды, окружение, билингвизм, раннее начало/высокий темп обучения, педагогическая запущенность.

Некоторые эксперты признают наследственность как фактор, предрасполагающий к дислексии. Если родственники родителей имеют исторические трудности с дислексией в чтении, письме и речи, то вероятность развития дислексии у ребенка очень высока.

Читать еще:  Как помочь маме по дому? Советы ребёнку. Что должна делать по дому мама.

Дислексия

Большинство исследователей, изучающих детскую дислексию, имеют опыт воздействия биологических патологических факторов, которые сводят к минимуму дисфункцию мозга.

Причины дислексии

Биологические факторы

В постнатальный период может начаться созревание и задержка в функционировании и работе дендритных структур, приводящая к дислексии.

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

Дислексия (алексия) при араксии, дизалурии и афазии связана с органическими поражениями в определенных областях мозга. В зарубежной литературе распространены теории о дислексии и дислексии у людей с часовым мышлением — генетической предрасположенности к нарушениям письма и чтения. Некоторые авторы связывают дислексию и диспраксию с явной и латентной левой рукой.

  • черепно-мозговая травма;
  • цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);
  • истощающие заболевания.

Наиболее важными социальными факторами дислексии являются дефекты речевого общения, госпитальный синдром, педагогическая запущенность, неблагоприятная языковая среда, двуязычие, раннее чтение и высокая скорость обучения. Основной предпосылкой детской дислексии является отсутствие устной речи — РТН или ЗПР.

Социальные факторы

В контроле и реализации чтения как психофизиологического процесса участвуют зрительный, разговорный и зрелищно-звуковой анализаторы. Процесс чтения включает в себя несколько этапов.

Патогенез

Нарушения последовательности и единства этих процессов составляют суть дислексии от псикинга.

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

С психологической точки зрения механизм дислексии обычно рассматривается как частичная задержка в развитии психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Дислексия характеризуется недостатками в формировании зрительного интеллекта, пространственной ориентации, мнемических процессов, вокального восприятия, лексической структуры звуков речи, координации зрительных или акустических движений, формировании внимания и эмоционально-аффективной сферы.

В зависимости от основных симптомов различают литеральную дислексию (связанную с трудностями в изучении определенных букв) и вербальную дислексию (связанную с трудностями в чтении слов).

Классификация

В зависимости от задействованного механизма принято различать следующие формы неспособности к чтению.

Фонетическая, семантическая и неявная дислексия связаны с недостатками в функционировании языка, в то время как мнемоническая, визуальная и тактильная дислексия связаны с недостатками в умственном функционировании.

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Оцените статью
Astero Studio