Что такое жёлтый билет? Жёлтый билет Дочь моя по жёлтому билету живёт
На протяжении последних десятилетий в общественном дискурсе активно обсуждается тема проституции. Как эффективно бороться с этим явлением и его сторонниками из правоохранительных органов? Что должно быть сделано, чтобы оградить общество от асоциальных элементов? Как правильно относиться к проституткам, среди которых можно встретить женщин, ставших жертвами обстоятельств? Каждый считает своим долгом высказаться по этому вопросу, даже те, кто лишь в мультфильмах встречал персонажей, олицетворяющих этот образ. Поляризация общественного мнения усиливается также многими актуальными событиями, такими как приближающийся гей-парад в Москве, но обсуждение гей-парадов — это совершенно отдельная тема.
Некоторые утверждают, что необходимо не бороться с проституцией, а легализовать её. По их мнению, количество заинтересованных в услугах проституток всё равно останется прежним. Легализация даёт возможность контролировать этот бизнес, получать налоги, не говоря уже о медицинских книжках и заключении трудовых договоров для женщин, занимающихся древнейшей профессией. Повышая качество работы, можно было бы в свою очередь поднять и цены, так что отчисления в бюджет также возрастут.
На фоне этого, на окраине Праги установлен необычный памятник, названный «Лавочка порока», который также добавляет к дискуссии о проституции.
В наше время в России многим сложно представить легализацию проституции, исходя из морально-этических соображений, и это вполне объяснимо. Как и в случае с алкоголем, табаком, наркотиками, азартными играми и другими средствами удовлетворения потребностей, это всегда будет камнем преткновения как минимум двух противоположных точек зрения.
Но всегда ли Россия избегала моральной распущенности, присущей известным улицам красных фонарей? Вернёмся к предшествующим абзацам, где я описывал проституцию как древнейшую профессию. Обычно это выражение употребляется в шутливом контексте, но в Российской Империи действительно существовали проститутки. Более того, их деятельность была полностью легализована, и каждая из работниц имела документ, разрешающий заниматься этой деятельностью!
Жёлтый билет — это тот документ, который позволял легально заниматься проституцией.
Жёлтый билет выдавался проституткам вместо традиционного паспорта. Согласитесь, нелегко было бы в наше время выдержать насмешки полицейских, рассматривающих подобный документ! Этот бюрократический атрибут состоял из восьми страниц, включал в себя медицинские пометки, правила надзора и инструкции для публичных женщин. На первой странице размещалось фото законной владелицы этого документа. Билет выдавался, когда порядочные девушки «попадались с поличным». Это не только приводило к конфискации паспорта, но и заставляло женщину постоянно находиться под надзором полиции, что делало её жизнь непростой и полной страха. Желтый билет также упоминается в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание», где Сонечка Мармеладова является его обладательницей, и этот факт в конечном итоге не смущал Раскольникова, хоть он и усомнился в нравственности такого существования.
Что это такое?
В царской России существовал период, когда проституция находилась под контролем государства и была полностью легализована. Публичные дома уплачивали налоги, а девушкам предоставлялся соответствующий документ вместо паспорта, который стали называть желтым билетом из-за его характерного цвета.
Обладательницы такого билета не имели права заниматься другими профессиями. Вернуть обычный паспорт было крайне сложно, даже если девушка решала оставить эту деятельность. Специальный документ обязывал регулярно проходить медицинские осмотры и числиться на учёте в полицейском участке.
В этом документе содержались сведения о здоровье, правила и вклеивалась фотография работницы.
Однако не все стремились получить такой документ. Нелегальные публичные дома и уличные проститутки тоже существовали, но с некоторыми рисками. Если их ловили на этом занятии, тогда паспорта принудительно заменяли на жёлтый билет.
Выражение «пойти по желтому билету» в те времена означало стать проституткой или человеком с легким поведением.
Историческая справка
Проституция, согласно многим источникам, считается древнейшей профессией. И в России она, безусловно, существовала, но не в самом развитом виде. Проблема проституции особенно обострилась со временем правления Петра I, который открыл «окно в Европу».
Тогда же началась официальная борьба государства с проституцией. В 1716 году был издан указ, запрещающий занимать блудом солдат в военных частях, что было направлено на сокращение распространения венерических заболеваний. Были введены строгие наказания для военных, которые пользовались услугами доступных женщин, а девушек, пойманных с поличным, отправляли в тюрьму.
Тем не менее, эти меры не приносили ожидаемого результата. К тому же, сам двор царя не отличался высокой моралью и не служил образцом для подражания.
До конца 19 века борьба с проституцией оставалась безуспешной, и позже состояние дел изменилось. Власти решили, что необходимо взять этот вопрос под контроль. В публичных домах появился свод официальных правил, а врачи и полицейские начали следить за состоянием девушек. Таким образом, проституция стала узаконенной деятельностью.
В публичных домах были строго регламентированы условия работы. Например, азартные игры были под запретом, однако играм на фортепьяно разрешалось существовать. Приблизительно три четверти дохода шли владельцам домов, а четверть получала работница.
Также регулировался и возраст проституток: официально начинать эту деятельность было можно только с 16 лет. Но с началом 20 века возрастная планка была поднята до 21 года. Однако на практике было много случаев, когда эти правила не соблюдались, и можно было встретить в борделях девушек, значительно моложе оговорённого возраста.
На рубеже веков в России действовало около 2500 официальных публичных домов, и более 15000 женщин работали по желтому билету. При этом также существовало такое же количество уличных проституток.
После революции началась активная борьба с мелкобуржуазным злом, несущим моральный вред обществу. В функционирующем социалистическом обществе не было места для женщин легкого поведения — проституция вновь исчезла в глубокое подполье.
Кто жил по жёлтому билету?
Женщины, ставшие проститутками, в основном происходили из беднейших слоёв населения. Часто это были крестьянки или провинциалки, приехавшие в город в поисках заработка. Некоторые не желали заниматься тяжёлым физическим трудом, но многие были обмануты, изнасилованы или оказались на грани бедности.
Среди девушек были нередки случаи, когда они работали как горничные и были совращены барином, или работницы фабрик, соблазнённые мастером. Оказавшись на улице с запятнанной репутацией, они не знали, куда обратиться. В таких случаях их поджидали «заботливые хозяйки», которые сначала прикармливали брошенных и предоставляли кров, а затем постепенно разъясняли, какую работу они предлагают. Часто у девушек не оставалось выбора, кроме как согласиться на подобное.
Иногда среди проституток встречались и интеллигентки или обедневшие дворянки. Высокая цена на услуги красивой и образованной женщины была обоснована тем, что таких девушек встретить было непросто.
Некоторые из них самостоятельно получали жёлтый билет, в то время как другие могли и не планировать задерживаться в этой профессии, но становились жертвами облавы или доноса со стороны квартирных хозяев.
Уличный промысел считался наименьшим из всех возможных. Туда уходили как новички, так и те, кто больше не мог работать в борделе. Женщины, утратившие привлекательность, заболевшие или имеющие физические дефекты, часто также оказывались на улице.
Желтый билет в «Преступлении и наказании»
Из исторических источников и классической литературы можно узнать о трагических судьбах девушек, оказавшихся в проституции по необходимости. Желтый билет в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» был у Сонечки Мармеладовой. Эта героиня образца положительного характера попала в трудные жизненные обстоятельства, и именно её документ был получен по доносу.
Несмотря на это, Раскольников смог полюбить её. Однако жизнь так не часто складывается.
Тем не менее, не у всех женщин, имевших жёлтый билет, жизнь протекала в страданиях. Некоторые из них даже радовались тому, что им не приходилось мучиться тяжелой работой на фабриках. Другие считали, что им повезло — дали кров, пищу, возможность носить красивую одежду и получать небольшой доход. И даже среди проституток были те, кто умудрялся находить положительные моменты в своей профессии.
Заменительный билет — данный документ, получавший неофициальное название жёлтый билет благодаря своему цвету, в Российской империи служил альтернативой паспорту и давал право легально заниматься проституцией.
Спасительная вера
Соня считает себя грешницей. Ей стыдно находиться в обществе порядочных женщин. Например, ей трудно усесться в присутствии матери и сестры Родиона Раскольникова, потому что она боится оскорбить их своим присутствием.
Раскольников утверждает, что в Соне соединяются две противоположные силы: позор её профессии и святые чувства. Главный герой впечатлён её поступками. Она справляется с тяжестями лишь благодаря вере в Бога, что помогает ей сохранить внутреннюю чистоту и не сойти с ума.
Эта девушка живёт не для себя, а ради других. Она готова совершить моральный грех, ведь деньги помогут её семье не умереть от голода.
Противоположности притягиваются
Образ Сони в романе контрастирует с образом Раскольникова. Соня соответствует христианским канонам, для неё все люди равны, а никто, по её мнению, не вправе отнимать чужую жизнь. Именно поэтому идея Раскольникова вызывает у неё глубокое презрение. Однако, несмотря на такие противоположные взгляды, Соня становится той, кто помогает ему восстановить душевное равновесие и принимает решение идти с ним в Сибирь на каторгу.
Сонечка, узнав о совершенном Раскольниковым преступлении, заставляет его признаться в содеянном и покаяться перед Богом. Пока он отбывает наказание, Соня работает там портнихой. Все заключенные уважают её, потому что чувствуют её любовь и сострадание к ним. Она никого не осуждает и прощает людям их грехи и ошибки, и для этого нужно действительно много доброты и великодушия.
В финале романа, благодаря Соне, Раскольников находит исцеление души и надеется на новую жизнь вместе с ней.