В 1970-х годах Рой Джонс описал свои эксперименты в книге. В 1981 году был выпущен фильм «Волна», а также опубликован роман, основанный на реальных событиях эксперимента.
Эксперимент Третья Волна
Эта статья будет интересна в основном тем, кто интересуется историей и психологией. Мы рассмотрим, почему жители Третьего рейха во время Второй мировой войны (1933-1945 гг.) так фанатично поддерживали нацистов во главе с Гитлером.
Потому что немцы лояльно относились к строительству концентрационных лагерей, массовым убийствам, антисемитизму, экспериментам над людьми и многим другим ужасным вещам.
Парадокс страшных событий заключается именно в том, что сами немцы не понимают последствий национал-социализма.
Однако после краха Третьего рейха немецкий народ осознал свои ужасные ошибки и устыдился всего зла, которое он совершил. Для того чтобы понять поведение немцев, в 1967 году в США был проведен необычный эксперимент под названием «Третья волна».
Идея эксперимента “Третья волна”
Этот уникальный эксперимент был проведен весной 1967 года в обычной школе в Пало-Альто, штат Калифорния. Участниками эксперимента были ученики десятого класса, т.е. школьникам было около 16 лет.
Родоначальником этой идеи был простой учитель истории Рон Джонс. Он хотел понять причины геноцида немцев в период национал-социализма. Эксперимент должен был длиться неделю.
С первого дня Рон Джонс установил строгие правила для студентов и взял на себя руководство неформальными молодежными группами. Удивительно, но никто из учеников — даже взрослые — не вмешивался в его действия.
Рон Джонс
По некоторым причинам, которые будут объяснены позже, эксперимент был остановлен на пять дней. Однако этого времени было достаточно, чтобы учительница показала ученикам, как легко они поддаются ее влиянию.
По его мнению, их беспрекословное повиновение ему в течение пяти дней ничем не отличалось от поведения немецких граждан по отношению к своему фюреру.
В качестве мысленного эксперимента “Третья волна”
Все началось однажды, когда Рон Джонс, один из его студентов, задал вопрос о Второй мировой войне. Студент хотел понять, почему немцы вели себя так, будто ничего не произошло, хотя они знали о концентрационных лагерях, пытках, запугивании и многом другом. Наконец, преподаватели решили проанализировать проблему и посвятили этому целую неделю.
Читайте также: 22 правдивых рассказа о беременности, которые показывают, насколько сложна жизнь женщины в это время
В понедельник
В понедельник Рон объяснил своим ученикам «силу подчинения». Затем он приказал им принять зависимое положение, так как это будет способствовать обучению. Затем он заставлял их несколько раз вставать, садиться в этой позе и выходить из класса, чтобы тут же вернуться, но уже спокойно.
Удивительно, но студенты охотно подчинились требованиям Роны. Когда Джонс начал призывать старшеклассников давать четкие и ясные ответы на вопросы, он снова не увидел сопротивления.
Более того, даже самые пассивные и ненавязчивые студенты стали проявлять инициативу в этом вопросе. Так закончился первый день эксперимента.
Во вторник
Во вторник студенты уже пришли на занятия с новыми правилами, и их так называемая «сила единства» была очевидна. По команде учителя они все вместе скандировали девиз: «Сила в единстве, сила в сообществе».
Эмоционально участники эксперимента не были взволнованы, особенно когда они начали замечать сильную групповую организацию.
После окончания урока Рон Джонсон показал своим ученикам новое приветствие, которое они должны были впредь передавать друг другу. Для этого мне нужно было согнуть правую руку и поднять ее к плечу.
Этот жест был назван «приветствием третьей волны». Все ученики приветствовали друг друга таким образом.
Среды
В среду еще 13 студентов вызвались участвовать. Затем Рон Джонс объявил о раздаче членских билетов.
На уроке учитель говорил о силе действия. То есть, когда вы соревнуетесь индивидуально, это часто может привести к низкой производительности, но когда вы работаете в команде, качество обучения намного выше.
Затем он попросил молодых людей создать баннер о работе «Третьей волны» и обсудить его с другими студентами. Все больше и больше студентов ожидали имени другого студента, которого они хотели бы видеть в своем классе.
Рон поручил трем студентам сообщать ему о тех, кто нарушает или даже критикует устав «Третьей волны». Удивительно, но около 20 человек откликнулись на призыв и вызвались «настучать» на своих сокурсников.
Один из студентов, обладающий низкими способностями к обучению, но сильным характером, сказал своему лидеру, что отныне он будет его телохранителем. В результате этот ученик начал ходить за Джонсом в школу, которую тот посещал.
Читайте также: Марокканская девушка родила одновременно девять детей, но сегодня ей разрешили сделать только одну фотографию — и на это есть причина
Похоже, что эксперимент оказался вполне успешным. Но три студентки, чьи знания не были востребованы в странном эксперименте, говорят со своими родителями о «третьей волне».
Тогда Рон звонил раввину, который обычно успокаивающе отвечал, что студенты просто заняты изучением немецкого типа личности. Раввин даже сказал, чтобы они попытались объяснить родителям ситуацию, на которую жалуются ученики.
Дискуссия в классе была посвящена силе действия. По словам Рона, у вас больше шансов научиться разочарованию, когда вы соревнуетесь индивидуально, но когда вы участвуете в групповой деятельности, обучение может быть гораздо более эффективным.
Первый день
Чтобы проиллюстрировать распространение фашизма, учитель истории Рон Джонс решил провести в своем классе яркий социальный эксперимент. Он начал первый день с самых элементарных мер: заставил студентов сидеть по своему расписанию и предупредил их, что будет следить за нарушениями дисциплины, приведя примеры того, как спортсмены, солдаты, ученые и все остальные, кто хочет добиться результатов в своей работе, нуждаются в строжайшей дисциплине.
Студентов проинструктировали сидеть внимательно, затем последовало «упражнение», в ходе которого они должны были молча войти и выйти из класса. Студентам понравилась игра, и даже обычно пассивные студенты присоединились к ней.
Джонс также объявил, что студенты должны быть предельно внимательны, когда задают или отвечают на вопрос. Ответ мог состоять не более чем из трех слов, но даже такое короткое сообщение каждый ученик должен был предварить словами «Мистер Джонс».
Второй день
Все ученики внимательно сидели за своими партами. Некоторые из них улыбались в предвкушении новой игры, но большинство были серьезны и готовы слушать оратора. Это то, что учитель ожидал от эксперимента.
Джонс объяснил студентам на понятном им уровне, что означает сила единства. Студенты шли за ним и с энтузиазмом кричали: «Сила дисциплины, сила сообщества!». А затем учительница, чей класс с каждой минутой становился все выше, попросила всех повторить жест приветствия, подняв правую руку на плечо и должным образом поклонившись (этот жест мы знаем по приветствию старших классов в Третьем рейхе). Джонс назвал это «салютом третьей волны». А с учениками других классов его ученики должны были вести себя как прежде, без приветствий.
Это учение было дружно принято одноклассниками, и они с радостью приветствовали друг друга несколько раз в день. Джонс подчеркнул, что студенты должны приветствовать друг друга таким образом и вне занятий.
Википедия:
Нацистское приветствие, приветствие Гитлера, партийное приветствие (Deutscher Gruß, Hitler salute) в Третьем рейхе заключалось в поднятии правой руки под углом около 45 градусов с вытянутой ладонью (полувытянутой у высших чинов и полностью вытянутой у капралов или перед начальством) и приветствии на немецком языке. Хайль Гитлер! — «Да здравствует Гитлер!»
Третий день
Новость об интересном эксперименте и необычном уроке привлекла учеников со всей школы: В класс к 30 студентам добавилось еще 13. Все студенты, включая новичков, продемонстрировали заметное улучшение академических навыков и энтузиазм по отношению к курсу.
В конце курса Джонс торжественно раздал всем карточки участия, и каждый участник получил свое особое задание. Одним из таких заданий, например, был дизайн баннера Третьей волны.
Учитель придавал большое значение тому, чтобы его последователи привлекали в движение новых людей. Ожидалось, что к концу дня волна будет насчитывать не менее 200 человек. Что удивило учителя, так это то, что задание сообщить о несоблюдении «правил игры» на следующий день было инициировано самими учениками. Двадцать человек стали добровольными информаторами.
Три девочки, которые не участвовали в выполнении конкретных заданий, пожаловались родителям, что им «не дали роли». Дома они должны были подробно рассказать о пройденных уроках. Родители, нормальные американцы, выросшие в демократическом режиме, были расстроены, и Джонсу позвонил местный раввин. Но преподаватель успокоил его, ответив, что он и группа повторно воспроизвели нацистский тип личности, чтобы объяснить студентам, что произошло до Второй мировой войны и какова была психология простых немцев в момент создания Третьего рейха.