Игорь Овечкин пытался стать профессиональным музыкантом, но дальше уровня ресторанного оркестра так и не продвинулся. В 1999 году он был арестован за торговлю наркотиками и умер в заключении. Предположительно, Овечкин был застрелен своим товарищем по заключению во время ссоры.
Захватили самолет, чтобы сбежать из СССР: история 7 братьев и 3 сестер Овечкиных
8 марта 1988 года пилот самолета, летевшего из Иркутска в Ленинград, получил записку от стюардессы: «Отправляйтесь в Англию (Лондон). Не спускайтесь. В противном случае самолет будет взорван. Вы находитесь под нашим контролем. Записка была написана братьями Овечкиными, которые решили угнать самолет и навсегда покинуть Советский Союз. Самому младшему из террористов было девять лет.
Нинель была сиротой — она выросла в детском доме, вышла замуж в 18 лет и через год родила своего первого ребенка. Почти сразу же она родила второго ребенка, но девочка умерла в возрасте шести месяцев. В последующие 23 года Нинель родила еще 10 детей и была награждена медалью «Мать-героиня».
Всего в семье Овечкиных было семь мальчиков и четыре девочки. Они жили в бедных условиях и пытались вести хозяйство и заниматься торговлей. Отец-шофер пил, был непослушным, бил жену и детей и регулярно устраивал в доме матчи по стрельбе. В 1984 году он умер от побоев, нанесенных ему старшими сыновьями. Расследование показало, что это была вынужденная самооборона, и никаких обвинений предъявлено не было.
Жизнь в этой семье ничем не отличалась бы от жизни в других расширенных семьях в СССР, но Овечкины сорвали джек-пот. Все началось с того, что их старшие братья Василий и Дмитрий стали барабанщиком и трубачом в пионерском отряде. После этого мама отправила их в музыкальный кружок при Дворце пионеров. После окончания школы она зачислила их в Иркутское областное музыкальное училище на отделение духовых инструментов. Остальные братья — Олег, Александр, Игорь, Михаил и Сергей — пошли по тому же пути.
«Семь Симеонов»
В конце 1983 года Владимир Романенко, начальник отдела, решил создать группу, состоящую из семи братьев. Он сказал, что талантливыми музыкантами были только Игорь и Михаил, но в то время семейные группы были популярны, и он решил попробовать. Название «Семь Симеонов» происходит из одноименной русской народной сказки и было придумано Василием. Он играл на барабанах, Дмитрий — на трубе, Олег — на саксофоне, Александр — на контрабасе, Игорь — на фортепиано, Михаил — на тромбоне, Сергей — на банджо. Менее чем через год репетиций «Овечкины» дебютировали на сцене Гнесинского училища в Москве. И они сразу же привлекли внимание зрителей.
Слева направо: Ольга, Татьяна, Олег, Нинель Сергеевна, держащая Ульяну и Сергея за плечи, Александр, Михаил, Дмитрий и Василий. Людмила и Игорь, держащий камеру, в этот момент отсутствуют (1985). Фото из семейного архива Людмилы Овечкиной, сделанное Игорем Овечкиным.
Вскоре «Симеоны» принимали участие в музыкальных конкурсах всех ассоциаций и давали концерты на джазовых фестивалях в Москве, Тбилиси и Риге. Об этом писали газеты, был снят документальный фильм, а иркутские власти выделили семье две двухкомнатные квартиры на Синюшиной горе и бюджетные места в Гнесинке для Василия, Дмитрия и Игоря (старшие поступили на третий курс). Но учеба не понравилась обеткинцам — через несколько месяцев все трое подали заявления об увольнении по семейным обстоятельствам и вернулись в Иркутск.
В 1985 году «Овечкины» прекратили сотрудничество с музыкальной школой, но без поддержки преподавателей уровень их выступлений снизился. Их все реже звали на серьезные концерты, гонорары почти не платили. Кроме того, дети становились старше, и публика теряла интерес к Симеонам. В 1987 году братья все же отправились на гастроли в Японию, где им предложили контракт. По словам Вениамина Рогалева, бывшего сотрудника отделения КГБ в Иркутске, в то время Овечкины обратились в посольство США и попросили политического убежища, но после выяснения причин им было отказано. Братья вернулись домой к матери и сестрам, которые участвовали в ансамбле в качестве художников по костюмам и гримеров. Но они не отказались от идеи покинуть страну. Позже на допросе Игорь скажет, что план похищения был разработан его братом Олегом вместе с матерью.
Два обреза в футляре контрабаса
В СССР попытки похищения происходили почти каждый год. Например, в 1970 году отец и сын Брашинские угнали рейс из Батуми в Сухуми и заставили пилотов приземлиться в Турции (во время нападения погибла стюардесса). А в 1973 году террорист потребовал проследовать по маршруту в Китай и взорвал бомбу в салоне самолета, в результате чего погиб 81 человек. Было создано Агентство воздушной безопасности, но проверки безопасности перед полетами все еще были недостаточно строгими.
После возвращения из Японии Овечкины начали продавать свои вещи, включая предметы, привезенные из-за границы. На вырученные деньги они купили у знакомых два ружья (якобы для охоты), из которых сделали дробовики. Они также соорудили самодельное взрывное устройство. Семья решила украсть самолет в феврале 1988 года. В том же месяце братья Овечкины провели испытательный полет, чтобы выяснить, как легче перевозить оружие на борту самолета.
Овечкины должны были выступать в Ленинграде, и по первоначальному плану они должны были сделать это не 8 марта, а через несколько дней после концерта, на обратном пути в Иркутск. Однако во время остановки в Кургане было решено изменить план.
На борту парома были пассажиры:
- Мать Нинель (51).
- Ольга (28 лет)
- Василий (26 лет)
- Дмитрий (24 года)
- Олег (21 год)
- Александр (19 лет)
- Игорь (17 лет)
- Татьяна (14 лет)
- Михаил (13 лет)
- Ульяна (10 лет)
- Сергей (9 лет)
Старшая дочь Людмила, 32 года, жила отдельно с мужем и детьми в Черемхово и не знала о планах.
8 марта 1988 года Овечкинским удалось тайно подняться на борт Ту-154 с двумя винтовками, 100 патронами и тремя самодельными взрывными устройствами, спрятанными в двухбасовом чемодане. Они увеличили чемодан так, что он уже не помещался под детектор проникновения в аэропорту. Семья была хорошо известна в городе; сотрудник не был бдителен и не заметил, что у чемодана было фальшивое дно. Овечкины прошли через службу безопасности и поместили «инструмент» в безопасное место в салоне самолета.
Но Овечкины не заглядывали так далеко. Выслушав моих сыновей, Нинель решила, что мы будем бороться за «счастливую жизнь на Западе», угнав самолет.
«Какие молодцы»
В одном из этих выпусков новостей была запомнившаяся история об удивительном музыкальном ансамбле, состоящем из семи братьев и сестер из многодетной семьи. У ансамбля было запоминающееся название — «Семь Симеонов».
Иногда, выходя из кинотеатра, зрители вспоминали не только фильм, но и братьев-музыкантов: «Смотрите, какие они молодцы! Они помогают матери по хозяйству, ходят в школу и занимаются музыкой!
В марте 1988 года новость была оглушительной: попытка вооруженного захвата пассажирского самолета за границей. В то время такие вещи считались необычными в Советском Союзе. Но еще более шокирующим было то, что кровожадные террористы оказались весьма респектабельными Семью Симеонами во главе с их матерью.
Нинель Сергеевна Овечкина потеряла отца на войне. Сразу после войны умерла и ее мать, поэтому девочку отправили в детский дом. Когда Нинель было 15 лет, ее забрал домой двоюродный брат. Она мечтала о собственном доме и большой семье, и в 20 лет вышла замуж за шофера Дмитрия Овечкина.
Он не был принцем на белом коне и любил выпить, но Нинель родила от него 12 детей. Трудное начало жизни сформировало в ней железный характер, благодаря которому она придерживалась целей, которые ставила перед собой.
Главой семьи был не ее муж, а она сама, Нинель. Она установила строгую дисциплину, приучила своих детей к труду и направляла их, никогда не поднимая руку и не повышая голос.
Со временем пристрастие отца семейства к алкоголю переросло в хронический алкоголизм, и отец терроризировал жену и детей с помощью ружья. В мае 1984 года Дмитрий Овечкин окончательно умер от побоев своих старших сыновей. Полиция пришла к выводу, что мальчики защищались от своего незаконного родителя и не превысили пределов допустимой самообороны. Дело было закрыто.
Семейный ансамбль
Это произошло почти сразу после первого выступления ансамбля «Семь Симеонов» в Москве. Он был сформирован в Иркутском областном музыкальном училище, куда Нинель взяла сначала старшего, а затем и младшего сыновей.
Преподаватели колледжа сочли идею семейного ансамбля интересной, и после нескольких месяцев занятий и репетиций «Семь Симеонов» были готовы к публичным выступлениям. Василий играл на барабанах, Дмитрий — на трубе, Олег — на саксофоне, Александр — на контрабасе, Игорь — на фортепиано, Михаил — на тромбоне, Сергей — на банджо.
Публика приняла «Симеона» с восторгом, ансамбль выиграл несколько конкурсов, а для иркутских властей он стал своеобразным визитом в город. Овечкиным дали две трехкомнатные квартиры в новом доме.
Тот факт, что мать талантливых художников уже много лет работает продавщицей в винном магазине, не упоминался в прессе. Но Нинель Сергеевна использовала статус матери-героини по-особому — в разгар антиалкогольной кампании она нелегально продавала водку. Полиция была прекрасно осведомлена об этом, но не осмелилась тронуть Мать семи симов.
Они хотели большего
Слава не сделала их миллионерами, но уровень жизни Овечкиных значительно вырос. Нинель, однако, хотела большего. В какой-то момент она пожаловалась журналистам, которые делали другой материал о братьях-музыкантах, — почему их изображают как «пару крестьян», а не как «художников»? Заболели и сами Симеоны — они отказались от возможности учиться в Гнесинке без экзаменов, потому что считали, что у них все хорошо.
Осенью 1987 года «Семь Симеонов» начали турне по Японии. Реальность капиталистического мира, как говорится, «снесла крышу». Особенно когда японцы заявили, что готовы подписать контракт с братьями, чтобы выступать там.
В 1987 году было чрезвычайно трудно, если не невозможно, получить разрешение на долгосрочное выступление в Японии. Братья Овечкины даже хотели остаться в стране и попросить убежища, но потом решили, что всей семье придется уехать на Запад.
Но что было бы, если бы Овечкины остались в Японии? Одного большого скандала было бы достаточно, чтобы они оставались в центре внимания общественности в течение нескольких лет. После этого было бы трудно — ребята были хорошими игроками-любителями, но не профессионалами. Учителя говорили, что только Игорь и Михаил обладают несомненным талантом и что их надо учить почти всему. Так что за границей Симеонов ждала не международная слава, а в лучшем случае роль ресторанной группы. Потому что, как говорится в старой шутке, есть большая разница между туризмом и иммиграцией.