Рождение ребенка и родильные обряды русской семьи
В данной работе Кызыл-оол Тана Солун-ооловна рассматривает такие важные темы, как обычаи и традиции русского народа, касающиеся рождения ребенка и родительских обрядов. Традиции русского народа можно понять более глубоко, изучая их исторические корни, ведь это позволяет очертить сложный комплекс народных обычаев, обнаружить их первоначальные основы и их материальные истоки, а также выявить их исторические функции.
Подписи к слайдам:
Рождение ребенка и родильные обряды русской семьи. Выполнила ученица 6 в класса МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла Кызыл-оол Тана Солун-ооловна. Руководитель: социальный педагог Ямбиль Елизавета Сюрюновна.
Введение. Культура народа формируется через совокупность знаний, идеалов и духовного опыта на протяжении веков. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, народные обычаи сформировали восприятие духовности, почитания предков, чувство единства и любви к природе и миру. Эти нравственные основание русского народа уходят корнями в глубокую древность. Осознание своих исторических и культурных корней формирует гордость за наследие своей Родины, пробуждает патриотизм, чувство долга и ответственности перед семьей и государством.
В своей работе я хочу обратиться к обычаям и традициям русского народа. Этот исторический подход к изучению обычаев позволяет более полно раскрыть их разнообразие, выявить основные элементы и понять их функции в обществе.
Тема исследования: Рождение ребенка и родильные обряды русской семьи. Обращение к духовным ценностям русской культуры актуально в современном обществе, поскольку обряд, традиция и обычай являются отличительными признаками каждого конкретного народа. В них переплетаются и отражаются все ключевые стороны жизни. Обряды и традиции служат мощным инструментом для национального воспитания и объединения народа. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что современное общество вновь обращается к своим истокам. Страна переживает духовный подъем и начинает искать утраченные ценности, пытаясь вспомнить утраченное и оказывается, что обряды и традиции направлены на сохранение вечных человеческих ценностей. Объектом исследования выступают электронные источники информации, а предметом – традиционные обряды, связанные с рождением ребенка в русской семье.
Цель работы: собрать, проанализировать и описать значение родильного обряда при рождении ребенка в русской семье, используя научные источники. Гипотеза: если изученная тема окажется полезной, она сможет принести пользу моему народу. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучение процесса рождения ребенка в русской семье;
2) анализ обрядов, связанных с новорожденным;
3) исследования методов, использованных в теме. Методы исследования: исследовательский, поисковый, описательный, беседа, подбор фотоматериалов. Новизна. Собранные мной материалы о рождении ребенка и родильных обрядах в русской семье ранее не исследовались. Практическая значимость работы заключается в том, что она будет использована в нашей школе на классных часах и служить наглядным пособием. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения и фотографии.
Глава 1. Обычаи, обряды и верования, связанные с беременностью. Обычаи и традиции любого народа – это его «приданое» при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает эту семью и совершенствует её.
1.1. Накануне появления ребенка. Забота о ребенке начинается задолго до его рождения. В русских обрядах издавна предпринимались усилия, чтобы защитить будущих матерей от возможных опасностей. Если муж отсутствовал, молодой женщине советовали обвязывать себя его поясом и на ночь укрываться чем-то из его одежды, чтобы получать защиту и силу от мужа. В последний месяц беременности женщине не рекомендовалось покидать дом, чтобы духи охраны могли всегда прийти к ней на помощь.
Почему повитуха запекала младенцев?
Повитухами часто становились вдовы, однако это не было обязательным, поскольку важнее всего был опыт в деторождении. Девица, хотя бы и престарелая, не могла быть повитухой. Как подруга, она не могла быть в помощь, если сама не проходила через трудности родов — это могло сказаться и на успехе родов. Изначально повитухи не имели специального образования. Только во второй половине XVIII века в России начали появляться повитухи, окончившие специализированные учебные заведения. Эти заведения подготавливает медицинский персонал для работы в сфере родовспоможения.
Сельская повитуха имела среднее медицинское образование, в то время как её коллега из города могла обладать высшим медицинским образом, фактически исполняя функции акушера-гинеколога.
Повитуха приглашалась на все сложные роды. Она перерезала и перевязывала пуповину, а также мыла и парила роженицу с новорожденным в бане, заботясь о них в первые дни. Она начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, подливала ей крещенскую воду и зажигала перед иконами свечу. Чтобы тело матери могло легче родить, расплетались волосы, в доме открывались двери и сундуки, развязывались узлы, открывались замки. Повитуха подбадривала роженицу, повторяя утешительные слова, что всё будет хорошо.
Удивительно, но часто на родах присутствовал и муж, что не воспринималось как нечто странное. У мужа была своя роль: он снимал с жены правый сапог, подавал ей воды, развязывал пояс и всячески помогал во время процесса. Существовала даже традиция, согласно которой мужчина должен был громко кричать вместо своей жены, тем самым отвлекая злых духов от усугубления процесса. Основную же работу выполняли именно женщины и повитуха. После рождения мать касалась рта младенца своей пяткой и произносила: Сама носила, сама приносила, сама починила, чтобы обеспечить спокойствие ребенку.
Сразу после появления младенца повитуха перерезала пуповину, перевязывала её и произносила заклинание, чтобы предотвратить появление грыжи, закусывая пупок трижды и сплевывая через левое плечо. Если новорожденный оказался мальчиком, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы он мог вырасти охотником и мастеровым, а если девочка — на веретене, чтобы она стала искусной рукодельницей. Пупок перевязывали льняной ниткой, сплетённой из волос матери и отца, иногда только матери.
Повитуха также разглаживала ручки, ножки и живот младенца. Если младенец родился недостаточно крепким, она могла даже отправить его в печь на символическое действие, чтобы «пропечь» его. Новорожденный помещался на широкую деревянную лопату при лёгком жаре, что символизировало процесс «готовки», помогая ему стать здоровым и сильным.
Восстановление после родов на Руси
Необходимо отметить, что повитуха заботилась о восстановлении матери после родов значительно больше, чем современные врачи. После родов принимался ритуал омовения матери и ребенка в бане. Там повитуха проводила послеродовой массаж, а новорожденного обмывали в особой воде, в которую добавляли соль, вымачивали яйцо и серебряную монету. В это время произносился текст: Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровья. Специалист по славянскому фольклору Б. Фрост отмечает, что в бане повитуха поправляет роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, восстанавливает матку, которая могла сместиться во время родов.
Речь о быстром возвращении матери к труду не шла. Женщина должна была полностью восстановиться, так как от этого зависело её здоровье и вероятность рождения следующих крепких детей. Бердинский в своей книге «Крестьянская цивилизация в России» пишет: После родов роженица кладется на пол на ржаную солому, где она пребывает целую неделю. Каждый день по дважды пар от бани, куда она приходит в самой изорванной одежде для показа своих трудностей в родах — чтобы избежать «уроков», от которых можно заболеть. Возвращаясь из бани, она должна опираться на плечо повитухи или мужа.
Краткая справка из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: Три дня, пока делаются роженице три бани, она обязана лежать в постели. После трёх дней, смотря по её состоянию здоровья, повитуха оставляет её в постели либо советует «похаживать помаленьку по избе, чтобы кровь не застаивалась». Некоторые женщины оставались в постели до пяти, даже до девяти дней, если было кем «обслуживать дом». Шесть недель рожавшая считалась полумертвой. А как ее обслуживают! Нечего совсем обременять кормление коровы в течение шести недель. Но это выполняется в больших семьях, где есть кому заменить.
Протирание дёсен младенца мякотью финика (ат-тахник)
Этот обряд также является желательным (сунна). Дёсны младенца протираются предварительно разжеванной мякотью спелого финика. Если фиников не оказалось, то можно использовать любую сладость: мёд, конфеты или сахар.
О важности этого обряда рассказывает история Абу Мусы, да будет довольным им Аллах: Когда у меня родился сын, я принёс его к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Он назвал его Ибрахимом и протёр ему десны мякотью финика.
Вероятно, смысл данного действия заключается в том, чтобы дать ребенку почувствовать в этой жизни сначала не горечь, а сладость – символ добрых переживаний и веры. Такие обряды лучше всего поручать людям, которые обладают добродетелью, честностью и благочестием.
Бритьё головы
На седьмой день после рождения ребенка принято (сунна) побрить волосы на его голове. После этого их следует взвесить и раздать бедным и нуждающимся соответствующее количество серебра по весу волос (или его денежный эквивалент). Затем волосы лучше закопать на чистом месте.
Смысл и цель бритья головы младенца заключаются в следующем:
- бритьё головы укрепляет волосы и кожу головы, одновременно улучшая зрение, обоняние и слух;
- раздача милостыни (садака) позволяет поддержать нуждающихся и проявляет социальную солидарность;
- бритьё волос на седьмой день после рождения символизирует очищение и следование примеру пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Анас, да будет довольным им Аллах, говорил: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел побрить волосы Хасану и Хусейну на седьмой день после рождения. После чего он взвесил их и соответствующее количество серебра раздал как милостыню.
Необходимо отметить, что в нашей религии запрещается стричь или брить только часть головы, оставив другую. Абдуллах ибн Умар, да будет довольным им Аллах, говорил: Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил брить часть головы.
Как 200 лет назад на Руси «доделывали» младенцев
Получайте на почту одну самую читаемую статью один раз в сутки. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Рождение ребенка с древних времен считалось чудом и даром Божьим. Однако одновременно новорожденный воспринимался как нечто нечистое и опасное, не принадлежащее этому миру. Поэтому он нуждался в особых ритуалах, которые позволяли бы «очеловечить» его, завершить процесс его формирования как полноценного члена общества.
Вся жизнь женщины на Руси фокусировалась на детях, так как многодетность считалась социальной нормой. Это было необходимо для обеспечения воспроизводства населения после эпидемий и войн, которые уносили жизни тысяч людей.
Поэтому православная церковь на протяжении веков формировала образ женщины как многодетной матери. Рожать следовало как можно чаще, хотя из десяти новорожденных зачастую лишь немногое выживало, поскольку многие умирали при родах или в младенчестве. В те времена говорили: «Бог дал — Бог взял!»
Таинство рождения
К родам наши предки подходили с соблюдением многих традиций, основанных на древних поверьях. Считалось, что ребенок, появляясь на свет, «переходит из мира мертвых в мир живых».
Беременные деревенские женщины зачастую до последних моментов продолжали работать, и рожать им приходилось как в поле, так и в доме. На помощь приходили бабки-повитухи. Как правило, женщины рожали вне жилых помещений, чаще всего в бане или хлеву. Чтобы тело женщины легче раскрылось, расплетались косы, открывались сундуки и двери. Роженицам, как правило, помогали опытные бабки.
Существовала также вера в то, что таинство рождения ребенка никто не должен видеть. Однако, согласно славянским обычаям, мужу разрешалось находиться рядом при сложных родах, нуждающихся в его поддержке. Его роль состояла в том, чтобы отвлечь злых духов, следует кричать и стонать вместо жены. Во время схваток женщина должна проявлять активность и рожать, стоя на коленях или корточках.
Повитуха принимала младенца, перерезала и перевязывала пуповину, обмывала и «подправляла» новорожденного, а затем оставалась с ним в течение нескольких дней, пока мать не восстановилась.
Наречение имени
Выбор имени для ребенка имеет большое значение среди иудеев, так как считается, что имя влияет на характер и судьбу обладателя. Обычно родители выбирают имена в честь близких родственников, чаще всего умерших. В частности, среди ашкеназских евреев (к которым относятся многие европейцы) не принято давать имени живущему человеку.
Существует также обычай называть детей в честь великих праведников и известных раввинов. Имена сыновьям и дочерям дает отец, как правило, во время чтения Торы в синагоге.
Девочке дается имя, когда её отца (впервые после рождения дочери) вызывают к Торе – в ближайший понедельник, четверг или субботу. После чтения Торы за благополучие роженицы и новорожденного читается специальная молитва «Ми шеберах».
Пидьон абен: выкуп первенца
Существует также другой ритуал, связанный с рождением мальчика и соблюдаемый религиозными евреями и в современности. Это ~пидьон абен~ (дословно – выкуп сына), который совершается на 31-й день после рождения в семье первенца мужского пола. Этот обряд, наряду с обрезанием, является заповедью, смысл которой объясняется событиями библейских времён. Согласно преданию, Исход евреев из Древнего Египта был предшествован десятью казнями, которые обрушились на египтян за отказ фараона освободить народ Израиля. В результате десятой казни погибли все первенцы среди египтян, но еврейские первенцы были пощажены Всевышним. В знак благодарности Богу и исполнения завета: «Посвяти Мне каждого первенца, открывающего всякую утробу среди сынов Израиля – человека и скота, – Мне они принадлежат!» совершается обряд пидьон абен.
Согласно еврейскому закону, первенцем считается первый рожденный мальчик у своей матери. Это касается только тех случаев, когда он появился на свет естественным путём и при условии, что у неё не было выкидышей, превышающих 40 дней.
Суть церемонии заключается в том, что отец первенца символически выкупает его у коэна (священника) за серебряные монеты весом около 100 граммов. Купюры не подходят для этого обряда. Если обряд выкупа первенца не был произведен вовремя, его можно выполнить в любое время. Пока мальчику не исполнится 13 лет, эта обязанность лежит на его отце. Позднее она переходит к самому невыкупленному. Еврейская традиция не только допускает первенцам возможность выкупить самих себя в любом возрасте, но также очень приветствует этот шаг.