Трагическая жизнь страдающей поэтессы, Сильвии Плат
Сильно повлиявшая на развитие жанра «исповедальной» поэзии, Сильвия Плат считается одной из самых талантливых и почитаемых поэтесс XX века.
Её наибольшую известность принесли две высоко оценённые поэтические сборники: Колосс и другие стихотворения (вышедший в 1960 году) и Ариэль (изданный в 1965 году). Также она написала проницательный полуна autobiographical роман, Под стеклянным колпаком. Писательство Плат – это откровенное выражение тех демонов, с которыми она старалась справиться.
К моменту, когда она ушла из жизни в возрасте 30 лет, её творчество уже завоевало горячую любовь литературной аудитории. В последующие годы её произведения привлекли множество читателей, которые в её стихотворениях нашли подлинное отражение крайних эмоций, которые многие писатели считают слишком личными: отчаяние, насилие и навязчивую одержимость смертью.
В рецензии на книгу в New York Times современная соратница Плат, Джойс Кэрол Оутс, охарактеризовала её как “одну из самых известных и противоречивых поэтесс послевоенной эпохи, пишущих на английском языке.” Немногие, кто знаком с её творчеством, с этим не согласятся.
Начало жизни
Сильвия Плат родилась 27 октября 1932 года в Бостоне, штат Массачусетс, в семье Отто Эмиля и Аурелии Шобер Плат.
Её отец, уроженец Германии, был известным энтомологом и профессором биологии в Бостонском университете. Мать Сильвии была второй генерацией американки австрийского происхождения и преподавала немецкий и английский языки в старшей школе.
27 апреля 1935 года, когда Сильвии было два с половиной года, в семье родился её брат Уоррен. В следующем году семья переехала в Уинтроп, штат Массачусетс. Это место было недалеко от того, где жил её дедушка с бабушкой и матерь, в районе, который называют Пойнт Ширли, откуда и происходила мама Сильвии. Это место часто упоминается в её стихах.
Почему имя талантливой поэтессы стало символом психического расстройства: Сильвия Плат
Подписывайтесь на нашу почтовую рассылку и получайте один раз в день самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Сильвия прожила очень короткую, но чрезвычайно насыщенную и полную ярких событий жизнь. После себя она оставила двоих детей, талантливые и глубокие стихи, искренний автобиографический роман и откровенные дневники, которые вела до самого конца. Поэтесса определила, когда наступит её последний день. Спустя несколько лет после её смерти психиатр Джеймс К. Кауфман назвал её именем нервное расстройство депрессивного типа с суицидальными наклонностями среди женщин-поэтесс, именем структуру какого он назвал синдромом Сильвии Плат.
Детство великой поэтессы
На солнечном октябрьском дне 1932 года, а именно, 27 числа, в Бостоне, в семье энтомолога Отто Плата и медсестры Аурелии Плат родилась долгожданная дочь – Сильвия. Через три года у них появился сын по имени Уоррен, после чего семья переехала в Уинтроп.
Отец Сильвии был известным ученым, который всю свою жизнь изучал пчел. Он переехал в Америку в подростковом возрасте из Германии. Мать Сильвии, позже также работавшая в университете в качестве машинистки и библиотекаря, также преподавала английский и немецкий языки в средней школе в Бруклине.
Маленькая Сильвия испытывала безмерную любовь к своему отцу, хотя он не уделял много времени детям, злоупотребляя наукой и своими обязанностями. Дети постепенно воспитывались в строгой атмосфере. Восемь лет спустя после её рождения, её отец скончался во время операции по ампутации стопы, вызванной диабетом, что стало громадным шоком для девочки, вероятно, став впоследствии одной из причин её депрессий. Позже поэтесса создала стихотворение под названием «Папочка», в котором обсудила свои чувства к отцу в зрелом возрасте.
Сильвия была послушной девочкой, стремившейся сделать своих родителей счастливыми, что находило отражение в её успехах в школе. Она рано научилась говорить и уже в восемь лет её стихотворение было опубликовано в бостонском издании. Кроме поэзии, она также продемонстрировала таланты в живописи и игре на пианино и альте.
Психологические кризисы и творческие взлеты
Сильвия всегда отличалась перфекционизмом и училась с выдающимися результатами, однако её скромность мешала ей взаимодействовать со сверстниками. У неё часто возникали депрессивные состояния; она делилась с матерью своими мыслями о смерти и порезах, которые наносила себе на ноги. В итоге её мать приняла решение о лечении Сильвии в психиатрической клинике, где в те времена депрессии и другие психические заболевания подвергались лечению с помощью электрошоковой терапии.
После лечения Сильвия вновь проявила свои таланты и выиграла стипендию для обучения в колледже. Учаясь там, она пережила настоящий творческий подъем, написав более четырёхсот стихотворений. Этот талант был замечен, и её стихи начали активно публиковаться. Она стала редактором издания колледжа, где училась.
В 1953 году Сильвию и других девушек пригласили на три месяца в Нью-Йорк, в редакцию популярного журнала «Мадемуазель.» Однако жизнь в Нью-Йорке истощила её физически, эмоционально и творчески. Она испытывала трудности со сном, чтением и написанием, что привело к серьёзной депрессии. Записи в дневниках Сильвии, а также её автобиографический роман свидетельствуют о том, что в этом городе она пережила попытку изнасилования.
Личная жизнь
Сильвия Плат встретила поэта Теда Хьюза 25 февраля 1956 года на вечеринке в Кембридже. Не прошло и полугода, как они поженились (16 июня).
1 апреля 1960 года у них родилась дочь Фрида. В феврале 1961 года Плат потеряла вторую беременность из-за выкидыша. В письме к своему врачу она отметила, что за два дня до этой трагедии Тед её сильно избил. Сын Николас появился на свет 17 января 1962 года.
На первый взгляд, личная жизнь Плат и Хьюза выглядела счастливой, однако в сентябре 1962 года она закончилась из-за измены поэта.
Творчество
Всего лишь восемь лет ей было, когда первое стихотворение Сильвии было опубликовано на страницах Boston Herald. С этого момента имя этой девочки стало часто появляться в литературных колонках и regional журналах.
При анализе творчества Сильвии Плат необходимо принимать во внимание тот факт, что она страдала от клинической депрессии и неоднократно лечилась в психиатрических учреждениях. Врачи, с которыми обсуждала своё состояние поэтесса, помогли раскрыть её потенциал, и это способствовало тому, что Плат начала воспринимать себя как серьёзного автора.
Расцвет её творчества пришелся на конец её жизни — 1960-1963 годы. На её счету было всего две книги: сборник Колосс и другие стихи (1960) и автобиографический роман Под стеклянным колпаком (1963), который изначально публиковался под псевдонимом Виктория Лукас.
Под стеклянным колпаком описывает события лета 1953 года — времени, когда Плат впервые пыталась покончить с собой. А истинное имя автора этой книги было раскрыто лишь в 1971 году, когда её мать и Тед Хьюз выступили против того, чтобы убрать псевдоним.
Всего библиография Сильвии Плат включает 9 поэтических сборников, 2 романа, 4 детских произведения, а также сотни писем, дневниковых записей и переводов французской лирики. Часть её литературного наследия уничтожил Тед Хьюз, который унаследовал всё её имущество после её смерти.
Сильвию Плат часто называют прародительницей исповедальной поэзии. В произведениях этого жанра личные переживания играют центральную роль. Темы смерти, потери ребёнка, жестокость мужа и отношения с родителями, которые мучили и расстраивали поэтессу, находили своё выражение в стихотворной форме.
Сборник Ариэль (1965) стал знаковым для феминисток того времени. Стихотворения, собранные в этом издании, отражали женскую мудрость, гнев и двойственное отношение к окружающему миру. Решительныестроки Сильвии Плат, даже не желая того, пробуждали боевой дух не только у активисток феминизма, но и у обычных домохозяек, любящих матерей и нежных жён.
Стоит отметить, что после смерти Сильвии Плат именно феминистки обвинили Теда Хьюза в преждевременной смерти поэтессы. Они утверждали, что его жестокость и равнодушие довели супругу до самоубийства.
Сильвия произошла из семьи Отто Эмиля Плата, профессора биологии и немецкого языка Бостонского университета. Когда ей было восемь лет, её отец скончался. Её детство прошло среди родственников матери, которая была вынуждена много работать, чтобы прокормить детей после потери супруга.
После окончания школы будущая писательница поступила в колледж имени Смит по рекомендациям писательницы Оливии Хиггинс Проут. В это время она активно рассылала свои произведения в различные молодёжные издания. В 1950 году, во время летних каникул, после завершения третьего курса колледжа Плат выиграла первое место в конкурсе рассказов, организованном журналом Мадемуазель. Эта победа предоставила ей возможность на месяц поехать в Нью-Йорк и пройти стажировку в редакции этого издания.
Поездка, которая обязывала карьерный подъем, вдохновение и успех, обернулась крахом. Вернувшись из Нью-Йорка, Сильвия была в подавленном эмоциональном состоянии. Её ожидания не оправдались, и она не смогла поступить в Гарвард. Продолжить обучение в колледже имени Смит также оказалось невозможным — на это не было средств.
Плат потеряла мотивацию. Она больше не видела смысла в учебе и коммуникации с другими людьми. Девушка впала в тяжёлую депрессию, преодолеть которую ей помогла коллега по литературному жанру Оливия Проут. В результате Сильвию направили в психиатрическую лечебницу. В 1954 году ей удалось вернуться в колледж, и она поступила на одногодичный литературный курс в Гарварде.
Успешно окончив колледж, Плат продолжила своё обучение в Кембридже, где встретила свою трагическую любовь — британского поэта Теда Хьюза. Она вышла за него замуж и прожила с ним до своей смерти. В дальнейшем Хьюза обвинили в том, что он стал причиной смерти Сильвии.
Супруги жили в США, но когда Плат забеременела в 1959 году, Хьюз настоял на том, чтобы они переехали в Англию. Семья обосновалась в пригороде Лондона, Примроуз-Хилл. Сильвия была погружена в семейные обязанности, которые возросли с рождением дочери. Этот период стал одним из самых продуктивных в её творческой карьере, она написала множество стихотворений и подписала контракты с издательствами. Тем не менее, отношения с мужем начали ухудшаться — ни совместные поездки, ни перемены места жительства не помогали улучшить ситуацию. В конце концов, Сильвия решила развестись.
Измена мужа стала критическим моментом в жизни Плат. В её стихах всё чаще появлялись элементы, касающиеся смерти. Несмотря на продолжение написания, её произведения начали публиковать с настороженностью, и их приём отошёл от прежнего восторга. Эмоциональное состояние писательницы вновь ухудшилось — она осталась одна со своими размышлениями и двумя детьми.
Плат не получила облегчения от антидепрессантов, которые ей выписали врачи. Сильвия всё глубже погружалась в свой душевный кризис. 11 февраля 1963 года поэтесса была найдена мёртвой в своей лондонской квартире: она приняла смертельную дозу снотворного и включила газ, что привело к её смерти от угарного газа.
Творческое наследие
Ключевым произведением Сильвии Плат стал её автобиографический роман Под стеклянным колпаком. Позже он был назван откровением и женской версией романа Над пропастью во ржи. Однако при жизни автора книга не получила должного признания, так как в США её считали слишком интимной. Мать поэтессы настаивала на том, чтобы это произведение не увидело свет. Лишь после её смерти роман получил настоящую известность.
- Пересекая воду;
- Колосс;
- Зимние деревья.
Её творчество было высоко оценено после смерти; Плат была удостоена Пулитцеровской премии. Первое издание романа вышло под псевдонимом Виктория Лукас, в 1966 году переиздание состоялось под настоящим именем автора.
Сильвия Скарлетт
Сильвия Скарлетт — несомненно, это было неудачное начинание, поскольку это был наш первый совместный проект. Сценарий написан Комптоном Маккензи. Во время съёмок я часто задавалась вопросом, что думает о нас Кьюкор. Этот проект почему-то давил на меня.
Любовница в Елисейском дворце: Валери Жискар д’Эстен и Сильвия Кристель
Валери Жискар д’Эстен был самым молодым членом кабинета министров во время правления генерала де Голля и славился своей выдающейся способностью запоминать и анализировать ключевые цифры.
Ей было 29 лет, когда она решила начать новую жизнь и запустила собственный кондитерский бренд, покинув работу детского воспитателя.