Пытался помочь дочери и уничтожил её
Американский бизнесмен и политик, посол США в Великобритании, религиозный католик с ирландскими корнями Джо Кеннеди и его супруга Роуз стали родителями девяти детей. На многочисленных семейных фотографиях клана Кеннеди все они выглядели счастливыми и улыбчивыми — истинное воплощение гордости и радости родителей. Их отец вдохновлял детей, говоря: «Как стрелы, выпущенные опытным лучником, вы должны быть нацелены на успех. Только успех.» Это была сильная идея, которая пронизывала их воспитание.
Среди детей была и Розмари. Она была так же привлекательна, как её сёстры и братья, смеясь заразительно. Однако она отличалась от них. Розмари стала «скелетом в шкафу», самой страшной тайной и постоянным источником стыда для Джо Кеннеди — её умственное развитие было затруднено.
Рождение Розмари
Джо Кеннеди отсутствовал, когда начались роды у его жены. Врач обещал прибыть вовремя, но из-за пандемии испанки, которая в то время бушевала в Бостоне, он задержался. Медсестра, ответственно находившаяся рядом с Роуз, от страха или неопытности приняла ужасное решение — задержать роды в ожидании врача. Когда Розмари была готова к рождению, она силой удерживала ребёнка в родовых путях, буквально пытаясь вернуть головку назад. В итоге она удерживала малышку в таком состоянии два часа.
Последствия выяснили позже: девочка получила тягу кислородного голодания. Почему медсестра поступила так, остаётся загадкой — почему Роуз, уже опытная мать, не воспротивилась этому, также непонятно. При рождении Розмари была очаровательной, но вскоре родители заметили, что её развитие проходит не так, как у обычных детей. Огромная доза кислородного голодания во время родов привела к умственной отсталости — так сделали выводы врачи.
Потрясённые родители сделали всё возможное, чтобы помочь Розмари и одновременно скрыть её недуг от окружающих. Пока девочка была маленькой, им это удавалось, но с возрастом она стала переживать учащённые приступы агрессии, превращаясь из тихой и нежной девочки в кого-то грубого и опасного. Однажды она напала на пожилую женщину, что потребовало значительных усилий, чтобы её сдержать. Ситуация начала выходить из-под контроля.
Мать старалась найти заведение, где её особенная дочь могла бы учиться в соответствии с её возможностями, но в то время не существовало таких учреждений для 18-летней девушки с умственными отклонениями. В конечном итоге родители, следуя своим католическим убеждениям, отправили Розмари в монастырь. Однако оттуда она регулярно убегала по ночам, посещала бары и знакомилась с сомнительными мужчинами. Её гипертрофированная, неконтролируемая сексуальность стала последней каплей в чаше терпения родителей.
Почему родная сестра президента Кеннеди большую часть жизни провела в закрытой клинике: Пропавшая Розмари
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Большая семья президента Джона Кеннеди отличалась не только своей великолепной репутацией, но и присутствием в ней тёмных секретов. Одной из таких тайн стала история Розмари — старшей сестры президента. Долгие годы её историю скрывали от общественности, однако, когда Джон стал президентом, о его сестре узнали люди по всему миру.
Раннее детство Розмари
Розмари Кеннеди родилась в 1918 году, став третьим ребёнком в семье Кеннеди. С самого начала её жизни окружали забота и любовь, но вскоре родители начали замечать отклонения в её развитии. Она потихоньку начала ползать и ходить значительно позже своих сверстников. Кроме того, она довольно поздно начала говорить.
Джозеф Кеннеди и Роуз были крайне обеспокоены состоянием своей дочери и незамедлительно обратились к наиболее квалифицированным врачам. Специалисты медицины обследовали Розмари и уверили родителей, что с девочкой всё в порядке — достаточно немного подождать, и она обязательно догонит своих сверстников в развитии.
Ошибка врачей и неверный диагноз Розмари Кеннеди
Однако врачи ошиблись; чуда не произошло. Розмари так и не смогла наверстать своих ровесников. Например, читать и писать она начала лишь после 11 лет. В итоге врачам пришлось установить диагноз — умственная отсталость.
Тем не менее, современные специалисты предполагают, что у Розмари могла быть проблема, которая мешала ей воспринимать информацию через чтение и письмо. Если бы врачи более детально изучили её состояние, возможно, у девочки был бы шанс на лучшее будущее. Как бы там ни было, судьба Розмари оказалась нежелательной и печальной.
Реакция светского общества на Розмари
Первый официальный выход в свет состоялся, когда Розмари исполнилось 20 лет — это был бал для дебютанток. Она была одета в лёгкое платье светлого оттенка, обрамлённое ландышами, что подчеркивало её невинность и красоту. Стоит отметить, что светское общество тепло приняло Розмари. Её красота была признана исключительной, а улыбка — обаятельной и искренней. Люди восхищались ею и принимали как равную. Когда возникала тема о её умственной отсталости, многие шутливо указывали, что, возможно, она не читает достаточно, что совершенно не умаляет её обаяния. В то время Розмари Кеннеди была принята в высоком свете, но впереди её ожидали ужасные испытания.
Жизнь в монастыре, побеги и истерики Розмари
Из-за умственного отставания Розмари крайне сложно давалась учёба. Её исключали практически из всех престижных учебных учреждений. О специализированных заведениях семья Кеннеди отказалась думать ещё в раннем детстве Розмари. Однако с возрастом девочке становилось всё сложнее осваивать материал, и после 20 лет у неё начались приступы искренней истерики и агрессии.
Лондон — новый этап
Когда Джозеф Кеннеди получил важное назначение в Лондоне, реальная угроза нависла над Розмари. Главе семейства не хотелось рисковать своей репутацией: странная дочь могла быть милой и тихой, но могла и резко впасть в мрачную депрессию или устроить истерику, в ходе которой могла бы поранить себя или окружающих. Она путала право и лево, не могла правильно держать нож и вилку, а навыки чтения и письма у неё полностью не заладились. Эти синдромы, возможно, указывали на дислексию и другие трудности в развитии, обусловленные полученной родовой травмой, однако тогда таких диагнозов не существовало. Странных детей осуждали и помещали в закрытые пансионаты, лишая шанса на социализацию.
Тем не менее, Роза Кеннеди была верующей католичкой и не могла отказаться от своего родного ребёнка. На свой страх и риск Розмари взяли с собой в Лондон. Там она расцвела, наслаждаясь возможностью быть красивой на посольских приемах. Ей нравилось, когда старшие братья, по просьбе матери, танцевали с ней.
Возможно, в Лондоне у девочки был шанс, если не развиваться наравне с братьями и сёстрами, то хотя бы быть частью общества. Но Вторая Мировая война внесла свои коррективы.
Джозеф Кеннеди с семьёй срочно вернулись в Соединённые Штаты, и у Розмари дела пошли не очень хорошо. Девушка стала страдать от резких перепадов настроения, истерик и неконтролируемых попыток причинить вред себе и окружающим, что происходило всё чаще. Между тем дела Джозефа на политической арене начали стремительно развиваться, и наличие такой дочери было нежелательно для положительного имиджа всей семьи.
Универсальное средство — лоботомия
В 1941 году 23-летней Розмари Кеннеди провели насильную лоботомию. Это вмешательство, в те времена считавшееся универсальным средством для лечения странного поведения, несмотря на отсутствие явных медицинских показаний, стало фатальным для Розмари. После операции она превратилась из тихой и нежной девушки в немощного инвалида: она не могла самостоятельно заботиться о себе, ходить или говорить, её уровень развития упал до уровня двухлетнего ребёнка. Однако теперь социальному и медийному положению клана Кеннеди уже ничего не угрожало.
Юнис Кеннеди, родившаяся в 1921 году, была сильной и быстро развивающейся девочкой — её рождение стало настоящим подарком родителей после серии неудачных беременностей Розы.
Юнис добилась успехов как в учёбе, так и в спорте. По всей видимости, она могла бы стать выдающейся теннисисткой, но оба её брата, Джон и Роберт, начали свои блестящие карьеры на политическом фронте, и Юнис активно влилась в семейное дело. Она занимала важные посты в предвыборной кампании Джона Кеннеди и работала в штабе её брата Роберта. Но, несомненно, она никогда не забывала о судьбе своей старшей сестры Розмари — Юнис была очень привязана к ней, несмотря на её странности.
Юнис Кеннеди первой задумалась о том, что люди с отклонениями в развитии вовсе не являются отщепенцами, а просто индивидуумами с особыми потребностями. Она прекрасно осознавала: если бы не ошибка неопытной медсестры, жизнь её сестры была бы совершенно иной.
Сестра президента
Несмотря на то что Нобелевскую премию за разработку лоботомии получил Мониш, в печальной истории этой хирургической практики более известен американец Уолтер Фримен.
В декабре 1942 года Фримен совместно с нейрохирургом Джеймсом Уоттсом опубликовал подробный отчёт о 136 лоботомиях, проведённых на психиатрических пациентах, страдающих шизофренией, депрессией, манией и шизотипическими расстройствами.
Из всех пациентов, подвергнутых операции, трое скончались, ещё восемь умерли вскоре после вмешательства. Однако абсолютное большинство (98 человек) показали значительные улучшения. Фримен в восторженных тонах описывал, как его метод изменял жизни его пациентов, делая их счастливыми, и как они рассыпались в благодарностях перед «спасителем».
В то же время, далеко не всё было столь радужно: одной из известных жертв лоботомии стала младшая сестра 35-го президента США Джона Ф. Кеннеди — Розмари.
К 23 годам качество речи и чтения Розмари стало критически низким, её инфантильность и вспыльчивость лишь подчеркивали различия с её талантливыми братьями и сёстрами. Поскольку у Розмари Кеннеди наблюдались замедления в развитии — безусловно ограничивающие, но не отменяющие нормальную жизнь, её отец настоял на решении о проведении лоботомии. Это решение было абсолютно необоснованным, поскольку не было явных показаний (таких как шизофрения или депрессивные расстройства), но Фримен, для которого неспокойные состояния были словно «приговором», задним числом причислил к ним Розмари.
Процедура проводилась по всем стандартам (лоботомия выполнялась под местной анестезией с необходимостью поддерживать пациента в сознании), однако её результат оказался откровенно трагичным. Уровень интеллекта Розмари значительно упал (по оценкам, до уровня двухлетнего ребёнка), наряду с потерей способности ходить и управлять движениями рук.
Старшая чета Кеннеди поместила Розмари в частную психиатрическую больницу, где её заново учили ходить. Тем не менее, состояние пациентки значительно не улучшилось: она провела всю оставшуюся активную жизнь в клинике, и скончалась в возрасте 86 лет от естественных причин.
Не смотря на успешные публикуемые отчеты, Фримен продолжал проводить лоботомии. В 1948 году он решился усовершенствовать метод, используя более агрессивные подходы.
Нож для колки льда
В 1948 году Фримен, практически не имея хирургического образования, начал экспериментировать с глубокой лоботомией — он считал, что необходимо проникать глубже в мозг для повышения эффективности операции. При этом лейкотомы, используемые во время операций, иногда ломались в голове пациента, что побудило Фримена применить нож для колки льда. Он вонзал его в глазницу с такой целью, чтобы достичь лобных долей.
Таким образом, Фримен разработал новый инструмент для лоботомии — орбитокласт, который, по сути, представлял собой тот же нож для колки льда, вводимый в глазницу ударами молотка. Метод с помощью орбитокласта не требовал вскрытия черепа буром и фактически проводился «вслепую», поскольку регулировать можно было лишь угол набора и глубину.
Орбитокласт не только повысил риски, но и сделало процедуру более популярной: с 1949 по 1952 год в США проводилось порядка пяти тысяч лоботомий ежегодно.
Фримен активно продвигал свой метод, начиная с 1950 года, когда он отказался сотрудничать с Джеймсом Уоттсом после разногласий по поводу опасности его усовершенствованного метода. Он сам проводил операции, путешествуя по стране на специальном автомобиле, посвящённом лоботомиям.
Фримен производил операции без перчаток и хирургической маски в самых разнообразных условиях. Несмотря на пугающий уровень смертности среди его пациентов, который достигал 15%, он продолжал проводить свои вмешательства, игнорируя даже увеличивающийся процент инвалидов как психически, так и физически.
Среди пациентов Фримена было 19 детей, один из которых был всего лишь четырёх лет. В последний раз Фримен использовал орбитокласт в 1967 году, когда одна из его пациенток, Хелен Мортенсен, скончалась во время третьей лоботомии от кровоизлияния в мозг.
Фримен был отстранён от хирургической практики и провёл последние пять лет жизни, обходя своих «пациентов», чтобы проверить их состояние.
Дневники Розмари Кеннеди
Когда Розмари научилась читать и писать, она начала вести дневник, в который документировала свои впечатления. В подростковом возрасте она описывала людей, с которыми встречалась, танцы и концерты, которые посещала. Она даже упомянула о своём визите в Белый дом, когда у власти находился Рузвельт.
После назначения её отца послом США в Великобритании она переехала в Лондон. С ней в это время были сестра Кэтлин и мать. Они возвратились в Соединённые Штаты в 1940 году, и Юнис заметила некоторые изменения в состоянии Розмари по возвращении.
Розмари не проявляла никакого прогресса; напротив, казалось, что она отступает. В 22 года она становилась всё более раздражительной и трудной.
— Юнис Кеннеди
Почему была принята решение о лоботомии?
В 1941 году Джозеф Кеннеди организовал процедуру, считая, что лоботомия поможет успокоить Розмари, поскольку у неё развивались резкие перепады настроения. В то время эта операция считалась относительно новой, и многие искренне верили, что такое лечение окажет позитивное воздействие.
К сожалению, после проведения операции Розмари осталась навсегда недееспособной и больше не могла заботиться о себе. Архиепископ Кушинг порекомендовал поместить Розмари в школу для детей с особыми потребностями святой Колетты в Джефферсоне, штат Висконсин, где она провела остаток своих дней. Розмари скончалась 7 января 2005 года в возрасте 86 лет. (Источник: Библиотека JFK)
Одна мысль о том, что случилось с Розмари Кеннеди после лоботомии?
Это было худшее решение, которое можно было принять. Невежество! Проблемы есть у всех. Им просто было стыдно, потому что у Розмари были трудности, и они не хотели, чтобы их проблемы стали темой для обсуждения в обществе. В то время многие знали слишком мало о подобных состояниях. Чёрт! Мне жаль, что она родилась в этой семье.