Учитель может сказать ученику во время перерыва, готов ли он к уроку. Иногда он просто берет на себя задачу и идет с ребенком в ресурсную зону. Или он может сказать: «Петя активно работает в классе, но не более 20 минут.
Наблюдение детей с особенностями развития
Около 5% младенцев во всем мире рождаются с уродствами. Отсутствие адекватного акушерского и неонатального ухода во время «трудных родов» может привести к ситуации, когда мозг ребенка подвергается негативному воздействию, вызывая ряд дальнейших патологий и особенностей развития. Серьезная черепно-мозговая травма, серьезная психологическая травма в любом возрасте — еще одно препятствие для здорового развития взаимодействия ребенка с внешним миром.
Современная медицина делает все возможное, чтобы помочь детям и их родителям максимально скорректировать патологию и ее последствия, адаптироваться и вести полноценную жизнь.
Международный опыт показывает, что во многих случаях помочь детям возможно, но помочь могут абсолютное внимание, безусловная любовь и вера родителей в успех терапии, а также высочайшая компетентность специалистов, ухаживающих за ребенком. Интенсивная работа семьи и психотерапевта может буквально творить чудеса.
Найти врача по направлению Наблюдение детей с особенностями развития
Программы
В 2011 году Американская академия педиатрии (AAP) по медицинскому наблюдению за детьми с синдромом Дауна разработала руководство, описывающее контролируемый по возрасту распорядок дня для детей с синдромом Дауна. Цель — диагностировать со-институты на ранней стадии.
Определение болезни. Причины заболевания
Умственная отсталость (УО) или олигофрения — это состояние, характеризующееся снижением психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики, приводящее к социальным порокам.
Это происходит в возрасте до трех лет, когда ребенок должен развиваться, но из-за внешних или внутренних условий этого не происходит. Развитие ребенка останавливается на более низком психическом уровне. 5 6
Уши возникают под воздействием следующих факторов
- наследственных, генетических, хромосомных — врождённые нарушения обмена веществ, синдром Дауна, Тернера, Клайнфельтера и другие;
- внешних вредных внутриутробных — сифилис, грипп, алкогольное поражение;
- послеродовых — асфиксия, черепно-мозговая травма, инфекции.
Широкий спектр причин ОА делает невозможным выделение конкретного патогенного паттерна. Однако во всех этих случаях необратимое повреждение мозга может произойти в результате различных механизмов, раннего недоразвития, аномальных структур или опухолей мозга.
Распространенность патологии колеблется от 0,3% до 3% в разных странах. Из них на долю пациентов с легким ОА приходится около 70-90%, на долю пациентов с умеренным и тяжелым ОА — 10-30% и только 0,1% страдают очень тяжелым ОА. 7
Если вы заметили похожие симптомы, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Симптомы умственной отсталости (олигофрении)
Вы должны знать, что ИП — это не просто состояние душевной слабости. Это сложная психопатология, включающая
- недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое;
- недостаточность абстрактного мышления — конкретизация, неспособность к обобщению;
- нарушения внимания и памяти — повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память;
- проблемы с речью;
- трудности с обучаемостью;
- проблемы социализации.
Нередко у пациентов с ОА, особенно в тяжелых случаях, наблюдаются психотические симптомы, депрессивные расстройства, эпилептические припадки и симптомы поражения реберных костей.
Конечно, основным критерием диагностики является интеллект (оцениваемый, например, по IQ или тесту Вехслера), но важно оценить все аспекты развития ребенка с помощью теста GNOM — нейропсихологического диагностического теста для детей, разработанного K.L. (Печора, Е.Л., Фрухт и Г.В. Пантюхина). 2 8
Патогенез умственной отсталости (олигофрении)
Интеллект — это очень чувствительная психическая функция, для формирования которой требуется участие всего мозга. Различные факторы могут влиять на формирование высших функций мозга и, следовательно, ставят и связывают с патогенностью психических расстройств. Эти патогенные механизмы можно разделить на две группы
- Эндогенные причины :
- изменение наследственных структур (мутации) — наиболее частые причины УО. Встречаются генные мутации (изменяется внутренняя структура генов) и хромосомные мутации (изменяется структура хромосом). К таким видоизменениям относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180°);
Чем раньше и серьезнее повреждение роста мозга, где вышеперечисленные патогенные факторы проявляются раньше и серьезнее, тем серьезнее степень IQ.
— Когда у ребенка что-то не получается, он может сильно расстроиться и вести себя неприемлемым для окружающих образом. Придя в класс, мальчик-аутист начал швыряться книгами, карандашами. Зная его идиосинкразию, его одноклассники реагировали соответствующим образом. Его одноклассники встали и собрали предметы. Затем учитель удалил ребенка из класса.
Что собой представляет умственная отсталость легкой формы
Умственная отсталость, олигофренический синдром — это относительное, внутриутробное, постнатальное или раннее заболевание мозга или центральной нервной системы, вызывающее задержку в умственном, языковом, моторном или сенсорном развитии.
Диагноз и инвалидность отсутствуют, поскольку до определенного возраста дети с легкой патологией физически развиваются в пределах нормы и учатся заботиться о себе самостоятельно.
При отсутствии совместной добычи ребенок будет иметь нормальный внешний вид. Первые симптомы появляются в возрасте двух-трех лет, когда становится понятно, что разум и социальные навыки передаются очень медленно. Проще говоря, в определенном возрасте дети чувствуют себя «как дома» и им трудно выражать свои мысли.
Чем легкая форма отличается от других видов УО
Выявить раннее начало ИЭ сложнее. Дети в возрасте 0-3 лет с таким диагнозом не сильно отстают от своих сверстников, за исключением речи, поведенческих странностей. Если очевидно, что ребенок не в состоянии выполнить учебную программу, проблема начинается со школьного обучения. Учиться, запоминать и логически мыслить трудно.
Классификация умственной отсталости легкой формы
Традиционно этот диагноз называют «олигофренией» и выделяют три формы нарушения. Согласно МКБ-9, к ним относятся
- Дебильность – слабая УО.
- Имбецильность – средняя степень слабоумия.
- Идиотия – тяжелый тип отставания, при которой речь и мышление почти отсутствуют.
Современная Международная классификация болезней (МКБ-10) выделяет четыре состояния и различает уровни интеллекта при легкой умственной отсталости.
- Легкая УО – интеллект 50-70 баллов IQ, развитие достигает возраста 9-12 лет.
- Умеренная – 35-49 IQ, что соответствует 6-9 годам.
- Тяжелая – 20-34 IQ, 3-6 лет.
- Глубокая – до 20 IQ, до 3 лет.
IQ-Q может меняться с возрастом.
Особенности кодирования заболевания по МКБ-10
Эта информация о родителях носит чисто информационный характер и не является полезной ни для них самих, ни для их детей. Информация о специалистах — это комбинация цифр и букв, используемая врачами для маркировки медицинских папок особых пациентов.
- УО легкой степени тяжести (F70);
- УО умеренная (F71);
- УО тяжелая (F72);
- УО глубокая (F73);
- F7*.0 – отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения;
- F7*.1 – значительные отклонения;
- F7*.8 – другие особенности;
- F7*.9 – нарушения не определены.
Существует также различие между F78 (другая МКБ) и F79 (неопределенная МКБ). В основном это используется для дифференциальной диагностики и, в любом случае, когда этиология заболевания не очевидна или была приобретена медленно в течение жизни, например, в результате травмы.
Если характер патологии известен, используется пятая цифра кодирования.
- F7х.х1 – перинатальная, постнатальная инфекция: краснуха, сифилис, токсоплазмоз, абсцесс мозга, энцефалит; токсикоз при беременности, желтуха, свинцовое отравление;
- F7х.х2 – травма, например, механическая или гипоксия/асфиксия при родах или сразу же после;
- F7х.х3 – фенилкетонурия;
- F7х.х4 – хромосомные нарушения – синдром Дауна, Клайнфельтера, Шершевского-Тернера, Марфана, Лоуренса и т. п.;
- F7х.х5 – гипертиреоз;
- F7х.х6 – гипотиреоз;
- F7х.х7 – недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии;
- F7х.х8 – иные уточненные причины: нарушения обмена веществ, роста, питания, врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.;
- F7х.х9 – обусловленная неуточненными причинами, обычно так кодируют злоупотребление алкоголем, наркотиками в период беременности.
Причины возникновения лёгкой формы умственной отсталости
Проведению таких диагностик уделяется большое внимание в медицине. Важно не только отметить симптомы, но и понять, как они формируются, поскольку долгое время они рассматривались как «стигма», которая потенциально может разрушить жизнь пациента.
- Одним из главных факторов УО (65%) остается пока неуточненный семейный анамнез обоих родителей, когда о наследственных рисках рождения ребенка с УО узнают только после диагностики (синдром Мартина-Белл).
- Вторичной причиной можно назвать отсутствие культуры планирования беременности, когда о зачатии становится известно только к концу первого или началу второго триместра. За это время мать успевает переболеть вирусом или инфекцией, которые негативно сказываются на формировании головного мозга плода.
- На третьем месте — безответственность матери и нежелание проводить комплексную диагностику на ранних стадиях беременности, особенно если в истории имеются венерические заболевания, злоупотребление алкоголем, наркотиками.
- Ситуационное слабоумие может быть спровоцировано халатностью родителей к развитию и уходу за ребенком в раннем возрасте. В этом случае речь идет о педагогической запущенности. Нередко она перерастает в патопсихологическую форму пограничной умственной отсталости, когда страдают внимание, память, познавательные функции. Такое состояние требует серьезной медицинской коррекции.
- Травматическое слабоумие – механическое поражение лобно-базальных, фронтальных отделов головного мозга. Ушиб головы в младенчестве без надлежащего медицинского обследования, может привести к недоразвитию психомоторных функций.
- Умственная отсталость на фоне шизофрении проявляется регрессом или остановкой психического развития, в частности может пропасть речь из-за нарушения мышления. Постановка основного диагноза происходит в 12-15 лет, но до этого возраста дифференциально устанавливается именно олигофрения.
Признаки, симптомы и проявления болезни
Легкие формы ОА трудно диагностировать. В раннем возрасте до трех лет это состояние можно заподозрить только при наличии в анамнезе перинатальных или генетических и хромосомных аномалий.
Проявления до 1 года
Младенцы обычно растут физически и физически. На подозрение на ОА могут указывать косвенные признаки.
- отсутствие зрительного контакта с близкими, следящих движений;
- внезапная без видимой причины перемена настроения, резкий спонтанный крик, плач;
- длительная манифестация врожденных рефлексов;
- заторможенность, пассивность, недоразвитие хватательных движений, нежелание сидеть, ползать, ходить;
- отсутствие попыток звукоподражания.
Проявления с 1 до 3 лет
Дифференциальная диагностика умственной отсталости в этом возрасте — умственная отсталость может характеризоваться несколькими признаками. Например:.
- заметным отставанием речи;
- трудностями коммуникации со взрослыми и сверстниками;
- внезапными приступами агрессии или заторможенности, замкнутости;
- проблемами с самообслуживанием, гигиеной;
- кратковременной механической памятью;
- нарушение инстинкта самосохранения;
- дисфункция вестибулярного аппарата – крупная моторика.
Наиболее распространенными признаками являются задержка речи (СДВГ), отсутствие страха и проблемы с двигательной функцией. Одновременное присутствие этих трех симптомов позволяет выявить легкую умственную отсталость до школьного возраста и провести раннюю коррекцию и лечение. К сожалению, большинство родителей не хотят видеть и признавать проблемы у своих детей, которые требуют профессионального вмешательства. Они намеренно скрывают их; они не обращают на них внимания.
Бытовые признаки УО в возрасте 3 лет
Независимо от мнения родственников, именно в «переходные» моменты между ясельным и дошкольным возрастом дети должны обладать набором навыков и умений. Если этого не происходит, то это 100% повод обратиться к невропатологам и нейропсихологам.
- Отсутствует связная речь короткими предложениями, ребенок редко обращается к взрослым сам, предпочитает ждать, когда ему зададут вопрос, отвечает односложно. В речи есть большое количество несвязных звуков, сопряженных с жестами: мычание, кивание, простейшие слоги, показывание рукой.
- Ребенок не может освоить навыки катания на велосипеде, качелях, забывает, что нужно держаться. Испытывает сложности с самостоятельным одеванием. При падениях вперед не подставляет руки, не сгибает колени: «летит солдатиком». Нарушение сенсорных моторных функций может также проявляться сложностями в глотании твердой пищи.
- Отсутствуют сюжетные игры, элементы фантазирования. Ребенок не в состоянии ответить на простые вопросы: «Куда едет машина? Как зовут твою куклу? Сколько пальцев на руках?». Дети с легкой степенью УО часто не проявляют интереса к мультфильмам, игрушкам, кроме интерактивных.
- Заметны поведенческие особенности: импульсивность, склонность к самоповреждению, несдержанность, отсутствие собственных эмоций, расстройство личности. Ребенок смеется только если это делают окружающие, плачет с «сухими глазами», имитируя всхлипывания, не умеет себя сдерживать, контролировать, сообразно возрасту: визжит, протяжно кричит, падает на пол, в ответ на ограничения.
- Проявляются первые трудности с обучением: ребенок не может запомнить цвета, формы, простейший счет, застегнуть пуговицы, выбрать заданный предмет, картинку.
- Редко, но имеет место нарушение привязанности: ребенок может легко идти на контакт с абсолютно незнакомыми людьми, даже маргинальной внешности. Или наоборот: категорически не контактирует ни с кем, кроме самых близких, включая сверстников.
- Заметны сложности со вторичной гигиеной: грязь на коже, одежде не вызывает дискомфорта, отсутствует потребность вытереть нос или рот, вытряхнуть из обуви песок. При нормальном развитии ребенок старается самостоятельно избавиться от памперсов в возрасте 1,5 лет. Если к трем годам приучение к горшку не наступило – это повод для обращения к врачу.