Если вы еще не нашли девушку, с которой хотелось бы поговорить или встретиться, можно воспользоваться приложением LOFT, созданным для серьезных мужчин и привлекательных женщин. Пользователям приложения обеспечены: честные знакомства, проверенная информация, безопасность, конфиденциальность и экономия времени. Скачивайте приложение для iOS или Android и общайтесь в свое удовольствие!
О чем поговорить с девушкой по телефону – 10 тем для разговора
Телефон — неотъемлемая часть жизни каждого современного человека. С его помощью можно познакомиться либо поговорить после мимолетной встречи, длительной переписки. При этом телефонный разговор отличается от других видов общения.
В сравнении с личной встречей отсутствует кинестетика, не видно мимики и жестов. Это явный недостаток, ведь невербальные сигналы и тактильные ощущения не менее важны при общении, чем слова — они передают настроение собеседника, его отношение к происходящему. Следовательно, во время телефонного разговора всю смысловую нагрузку несет именно речь, поэтому важно следить за каждым сказанным словом.
Преимущество перед перепиской — слышны интонации, благодаря которым можно передать свое отношение к собеседнику, эмоциональный настрой. Однако отсутствует время для тщательного обдумывания фраз.
Но злоупотреблять разговорами по телефону не следует, лучше поскорее встретиться. В противном случае насыщение друг другом может наступить еще до встречи.
Первый — вы боитесь показаться неинтересным.
с малознакомым человеком? Инструкция The Breakfast
Умение завязать и поддержать беседу с новым человеком — навык, который точно пригодится профессионалу любой сферы и любой квалификации: и молодому сотруднику, который пытается влиться в новый коллектив, и опытному руководителю, налаживающему горизонтальные связи. По нашей просьбе основательницы неромантического приложения для знакомств The Breakfast составили инструкцию о том, как сделать первый разговор с новым человеком продуктивным, интересным и комфортным для обоих собеседников.
Пандемийные реалии исключили из нашей жизни возможность невзначай познакомиться с кем-то новым, и это сильно обеспокоило бизнес-экспертов. Forbes, New York Times, Fast Company и другие авторитетные издания за последние полгода выпустили целый ряд материалов с советами по нетворкингу в эпоху работы из дома. С эффективностью предложенных ими методов можно поспорить, но то, что теперь нужны новые способы заводить знакомства, — неоспоримый факт. Один из таких способов предложили Елизавета Орешкина и Этери Санеблидзе, создав приложение The Breakfast, которое раз в сутки подбирает пользователю собеседника для совместного завтрака. Оказавшись за одним столиком, вы с собеседником час, два (а может, и все четыре) знакомитесь, общаетесь, делитесь опытом. По словами создательниц, нетворкинг для сервиса — не самоцель, но «полезные» знакомства с интересными людьми самых разных профессий здесь заводятся сами собой. Приложением пользуются художники, маркетологи, дизайнеры, визажисты, режиссеры, журналисты и даже некоторые герои The Blueprint.
Однако оказаться за одним столом с малознакомым человеком — это не только многообещающее приключение, но и немного ночной кошмар. О чем стоит говорить, о чем не стоит, и главное — как избежать неловких пауз? Елизавета и Этери поделились самыми важными советами.
Не относитесь к знакомствам чересчур прагматично
Первый и принципиально важный пункт. Сейчас часто говорят о знакомствах как о чем-то, что может принести конкретную пользу — найти новую работу, договориться о сотрудничестве. Такой прагматизм на самом деле сильно портит опыт первого общения, потому что вынуждает воспринимать другого человека как инструмент, чтобы улучшить качество своей жизни. Важно понимать, что не каждая встреча должна быть судьбоносной и не каждое знакомство должно как-то кардинально изменить вашу жизнь.
Если страшно заговорить с новым человеком, поймите причину страха
Если страшно заговорить с новым человеком, поймите причину страха
Рассмотрим два самых распространенных случая.
Второй случай — вы боитесь, что скучным окажется собеседник.
Первый — вы боитесь показаться неинтересным.
Ирландская писательница Рут Берк более всего у нас известна одной своей фразой: Only boring people get bored — «Только скучным людям бывает скучно». Вряд ли в совершенно незнакомом человеке не найдется хоть чего-то, что может вас заинтересовать. Если собеседник кажется вам неинтересным, может быть, это вы не проявили достаточно терпения и любопытства, чтобы докопаться до интересного? Разговор с новым человеком напоминает танец: вы сделали шаг — другой человек сделал встречный. Иногда вам придется сделать два шага, прежде чем собеседник пойдет навстречу. Но чаще всего оно того стоит. Помните, что другой человек тоже может испытывать неловкость, страх, волнение перед встречей с вами. Если вы это чувствуете, постарайтесь помочь ему, создать для него такие условия и атмосферу, чтобы он мог расслабиться и вы оба получили удовольствие от общения.
Неуверенность в себе часто мешает в разговоре с незнакомым человеком, потому что вы все время следите за тем, чтобы хорошо выглядеть со стороны. Попробуйте сфокусироваться не на себе и своих страхах, а на том, чтобы узнать человека как можно лучше — слушайте и задавайте вопросы, которые возникают по ходу. Это поможет меньше думать о себе и перестать себя оценивать.
При этом Путин назвал проблему расширения НАТО чувствительной с точки зрения безопасности россиян вещью. А до этого отношения с Альянсом были вполне приемлемыми, напомнил российский президент.
Путин о встрече с Зеленским: мы соседи, и у нас есть темы для разговора с Украиной
Президент Украины Владимир Зеленский призвал Россию обсуждать вопросы международной безопасности. Но желания говорить о Донбассе у Киева нет, отметил президент России Владимир Путин в эксклюзивном интервью автору и ведущему программы "Москва. Кремль. Путин" Павлу Зарубину.
Мы – соседи, констатировал в эфире телеканала "Россия" Владимир Путин. Нам, по мнению российского президента, всегда есть, о чем поговорить. И гораздо важнее говорить об отношениях России и Украины, чем о международной безопасности.
Футболисты украинской сборной выйдут на поле в играх чемпионата Европы по футболы с картой Крыма.
"Вас это задело?", – поинтересовался у главы российского государства Павел Зарубин.
"Нет. Здесь нет никакой новизны. Позиция Киева известна, она не вяжется с выбором жителей Крыма и Севастополя, – ответил Путин. – Демократия – это власть народа. Народ пришел на референдум, проголосовал, выразил свое мнение. Но украинские власти это не признают, это их позиция".
Что касается разговора Зеленского с Байденом, то каждый понимает так, как считает нужным, то, что говорят другие люди, пояснил Путин. И окрик из Вашингтона о том, что в Киеве Байдена не так поняли ничего не значит. Возможно, это просто для того, чтобы не портить фон для переговоров в Женеве.
"Были две волны расширения НАТО на восток. И они были тогда, когда не было ни Крыма, ни Донбасса. Отношения с США были нормальными, ровными. Но позиция России игнорировалась, просто наплевали на российские интересы в условиях хороших отношений", – напомнил Путин истоки возникновения между Россией и Западом.
При этом Путин отметил, что геополитические интересы Вашингтон ставит выше отношений с другими странами. Пример тому, "Северный поток-2" и отношения с Германией. США полностью игнорируют интересы других участников международного общения. Вводили санкции против трубопровода, отказались от этого только тогда, когда неизбежность окончания строительства уже стала очевидной.
При этом Путин назвал проблему расширения НАТО чувствительной с точки зрения безопасности россиян вещью. А до этого отношения с Альянсом были вполне приемлемыми, напомнил российский президент.
"Мы говорим о красных линиях, –напомнил Путин. – С Польшей и Румынией США договорились о размещении комплексов ПРО в этих странах".
Но на эти комплексы, продолжил президент России могут устанавливаться атакующие ракеты. Время их подлета – менее 15 минут. Это равносильно размещению советских ракет на Кубе во время Карибского кризиса.
"Если Украина войдет в НАТО, то подлетное время ракет от Харькова или Днепра до Москвы уменьшится до 7-10 минут. Если бы Россия разместила ракеты на южной границе Канады или северной границе Мексики, то как бы США к этому отнеслись?" – задал риторический вопрос Владимир Путин.
О чем договаривались Зеленский с Байденом, мы не знаем, отметил Путин. Был ли разговор о вступлении и гарантиях для НАТО или нет, но окрик из Вашингтона Киеву – ничего не значит. Потому что США ставят свои интересы выше безопасности других стран, намекнул Путин.
Причём делаем это добровольно и даже с радостью. Что такое синдром вагонного попутчика? Разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой.
Какие есть темы для разговора
3 важных преимущества попутных грузоперевозок Backloading
3 важных преимущества попутных грузоперевозок
Предстоит перевозка грузов? Конечно, хочется сэкономить? Тогда обращайте внимание на попутные грузоперевозки (Backloading)
Он или она? Известно, кто чаще разбивает авто в тотал
Исследование составили страховщики, подсчитавшие ущерб по каско у водителей обоих полов.
Правила выезда детей за границу собираются упростить
Компромисс между родителями о поездке на отдых можно будет заключить заочно. Разведённым родителям больше не придётся перед каждой поездкой за границу писать нотариальное согласие на выезд ребёнка
Синдром вагонного попутчика. Почему мы рассказываем свои тайны совершенно незнакомым людям?
Причём делаем это добровольно и даже с радостью. Что такое синдром вагонного попутчика? Разбираемся вместе с психологом Екатериной Пятковой.
– Синдром вагонного попутчика – это когда вы вдруг начинаете рассказывать незнакомому человеку, который путешествует рядом с вами, очень личные и сокровенные вещи, – говорит Екатерина Пяткова.
Костромская взаимопомощь: попутчики против автобусов
Недавнее повышение платы за проезд в общественном транспорте возымело несколько неожиданные последствия: костромичи вспомнили про традиции взаимопомощи.
Пятница, 13-е: приметы и риск ДТП. Мужчины или женщины — кто чаще попадает в аварии
Мужчины или женщины — кто чаще попадает в аварии в пятницу, 13-го, и стоит ли обращать внимание на суеверия, связанные у автомобилистов с этим днем?
Эксперты рассказали, кто чаще попадает в аварию в пятницу 13-го. Оказалось, что для мужчин этот день является более несчастливым — участниками аварий они становятся втрое чаще представительниц прекрасного пола. У женщин частота ДТП в этот день составляет 3,6%, у мужчин — 9,6%.
Социальный карпулинг планируют запустить в Подмосковье
В Минтрансе Подмосковья предлагают разработать мобильное приложение, с помощью которого жители удалённых жилых районов закажут «социальную машину» до остановок общественного транспорта.
Дорожные покрытия из мусора — это уже не миф. Российским ученым удалось из отходов создать новый, прочный, самозалечивающийся материал для строительства дорожного полотна.
Прочный материал для строительства дорог из отходов создали ученые Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Новая битумно-полимерная композиция обладает хорошей адгезией и упруго-прочностными характеристиками, а также повышенной стойкостью к различным погодным условиям
Особенности доставки сборных грузов
Система доставки товаров охватывает практически весь мир. Сегодня человек может сделать покупку на китайском или, например, американском сайте, получив заказ через определенное время. Конечно, каждое направление доставки имеет свою специфику.
Аварий с пьяными водителями стало меньше на 7%. Меньше стало погибших и пострадавших в таких авариях, свидетельствует статистика ГИБДД.
Итоги 2020 года ГИБДД пока не подвела, но за 11 месяцев прошедшего года произошло почти 13,8 тыс. ДТП с водителями, находившимися в состоянии опьянения, при этом за аналогичный период 2019-го таких аварий было 14,8 тыс. (- 7%), статистику ведомства проанализировало агентство ТАСС.
Определены худшие попутчики
Дурно пахнущие люди возглавили список самых неприятных попутчиков.
Против такого соседства высказались 27% респондентов. 21% опрошенных не нравится, когда попутчики находятся в состоянии алкогольного опьянения.
12% водителей поют в пробках — исследование
22% водителей используют вынужденное ожидание в пробках для звонков близким или по работе. Среди других занятий — прослушивание аудиокниг и подкастов (14% и 7% соответственно). 6% россиян признались, что очень злятся.
Обман и развод при поиске попутчиков. Мошенники добрались до совместных поездок.
Мошенники добрались до совместных поездок. Мы боремся, но и вы будьте аккуратнее. Ниже приведены примеры КАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ.
Узнайте, попадет ли жена в ДТП? Многое зависит от имени!
Страховая компания «Согласие» подсчитала, как часто попадают в ДТП женщины-водители.Самыми аварийными оказались Елены, а наименее убыточными — Валентины.
В Москве и Московской области запустят социальный карпулинг. Что это такое?
По данным «Известий», в Москве и Московской области будет внедрён новый тип пассажирских перевозок. Речь идёт о социальном карпулинге — это совместная перевозка пассажиров на частных автомобилях, курсирующих между остановками общественного транспорта и удаленными жилыми районами.
В каких городах водители самые вежливые — исследование
Оказалось, что водители и пешеходы по-разному оценивают культуру участников дорожного движения.
5 трендов экономики совместного потребления (sharing economy) и как они влияют на государство, бизнес и экономику
Sharing Economy — это модель, в которой вместо приобретения товаров или услуг люди арендуют их или обмениваются друг с другом.
Где в России самые хорошие дороги — мнение водителей. Меньше всего претензий к дорожному порытию у жителей Северного Кавказа.
С помощью опроса удалось выяснить, как водители оценивают качество дорог и транспортной инфраструктуры в регионе проживания.
Как говориться мем смешной,ситуация страшная
Выбираем интересные места для путешествий по России в 2021г. Это стоит посмотреть. Идея №6. Долина гейзеров, Камчатский край
Долина гейзеров — это одно из самых крупных в мире полей с подземными горячими источниками. 90 гейзеров и 110 термальных источников на четырёх квадратных километрах. То и дело ввысь взмывают многометровые горячие фонтаны. Удивительное по красоте зрелище!
Практика показывает, что многие дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативного общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевое общение на личностные темы. А в некоторых случаях у детей до 5 лет преобладает непосредственное, эмоциональное общение, характерное для младенцев. Конечно, поведение дошкольников при этом совсем не похоже на младенческое. Но в сущности своей отношение ко взрослому и общение с ним у старшего дошкольника может быть таким же, как у младенца. Например, ребенок стремится только к физическому контакту со взрослым — целует его, замирает от блаженства, когда мама гладит его по головке, и т. п. При этом любой содержательный разговор или даже совместная игра вызывают его смущение, замкнутость, а порой и отказ от общения. Единственное, что ему нужно, — это внимание и доброжелательность взрослого. Такой тип общения нормален для младенца 2-6 месяцев, но если он становится основным для пятилетнего ребенка — это уже тревожный симптом, свидетельствующий о серьезном отставании в развитии.
О чём разговаривать с дошкольником
Появление и развитие речи резко увеличивает возможности малыша.
Во-первых, расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с малознакомыми людьми; с помощью речи он начинает обращаться и к сверстникам.
Во-вторых, резко во время игр и самостоятельной деятельности повышается речевая активность ребенка. Начиная с 2-3 лет малыш ничего не может делать молча. Собственная речь теперь часто сопровождает предметные действия. Например, ребенок констатирует падение или перемещение игрушек ("мишка упал", "мячик укатился"), комментирует свои действия с кубиками ("домик большой не сломается"), подгоняет лошадку ("скорей поехали") и т. п. Он что-то бормочет, когда играет, и постоянно разговаривает сам с собой. Такая речь для себя сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста — до 5-6 лет. На первый взгляд она бессмысленна и ничего не значит, а просто констатирует действия ребенка. Однако подобная речевая фиксация имеет огромное значение для становления мышления маленького ребенка. Она свидетельствует о том, что малыш уже думает с помощью слов и что речь становится средством мышления.
В-третьих, значительно возрастает интерес ребенка к речи взрослых. Дети уже могут слушать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые непосредственно к ним не обращены. На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов и любит слушать их в исполнении взрослых. Дети этого возраста легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка и что с ним уже можно разговаривать. А вот как и о чем — зависит от возраста и интересов дошкольника.
В первые годы жизни общение непосредственно связано с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придает речи форму диалога, т. е. прямых ответов на вопросы взрослых или вопросов и обращений к ним. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослым, которая еще не отделена от конкретной ситуации взаимодействия. Малыш говорит о том, что можно увидеть, потрогать, рассмотреть, что находится рядом с ним, перед его глазами. Дети сообщают о том, что видят, что делают, что хотят. Например:
— Смотри, что у меня есть!
— Вот какая башня получилась!
— Дай мне вон ту машинку!
— Давай в кубики играть!
Все эти высказывания детей 2-4 лет отражают тот мир, в котором живет и действует маленький ребенок. Они адресуются взрослым и, естественно, вызывают их ответ. Но взрослый не только отвечает на вопросы и предложения малыша. Взрослый открывает перед ребенком мир.
Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее, чем мир маленького ребенка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, но и необъятное множество других явлений, предметов и вопросов: его работа, знакомые люди, прочитанные книги, его прошлый опыт, планы на будущее, его знания и умения и многое, многое другое. И вот хочет того взрослый или нет, специально или случайно, но он постоянно открывает ребенку свой сложный, огромный и пока еще невидимый малышу мир — с прошлым и будущим, с причинами и следствиями, с добром и злом. А происходит это только через речевое общение с ребенком. Другого пути познания мира у маленького человека нет.
В самом деле, ни один телевизор, ни одна картинка не может показать ребенку, что такое время, что такое вчера или завтра. А мы постоянно об этом говорим даже самым маленьким детям.
Вот типичный пример такой ситуации. Гуляя с бабушкой в песочнице, трехлетняя Варя построила большую башню из песка, а потом прибежала собачка и раскопала ее. Девочка удивилась, расстроилась, но быстро забыла этот случай и занялась чем-то другим. Так, наверное, эта собачка и не вспомнилась бы Варе, если бы на другой день за обедом бабушка вдруг не сказала: "А помнишь, какую мы вчера башню построили, а потом собачка прибежала и ее развалила. " И сразу перед глазами девочки возникла вчерашняя история. Варя как бы еще раз прожила ее, представила то, чего не видит сейчас, а что было раньше, в прошлом.
Гораздо чаще мы открываем перед ребенком будущее время. "Вот сейчас покушаем, оденемся и гулять на площадку пойдем", — говорит мама, и малыш уже весь устремляется в будущее, пусть даже очень простое и близкое.
Напоминая детям события их недавнего прошлого и приоткрывая перед ними их близкое будущее, мы как бы растягиваем их жизнь во времени, выводя ее за пределы настоящего момента. Правда, ребенок еще долго путает значение самих слов "вчера" и "завтра" и строит смешные фразы типа: "Завтра я был у бабушки" или: "Вчера пойду к врачу", но все-таки именно так он начинает постигать течение своего личного времени.
Точно так же малыш осваивает отдаленное пространство. Не только через перемещение в нем и не через свое реальное присутствие в разных точках планеты, но через рассказы взрослых и их, пусть даже частичное, понимание.
Постепенно через речевое общение со взрослыми расширяется и углубляется мир маленького ребенка. Однако первоначально ни долго слушать, ни тем более сообщать малыш еще не может. Такое общение представляет собой диалог, в котором инициатива принадлежит старшему: он что-то рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это только кажется, потому что вдруг тот же ребенок начинает задавать необыкновенно умные и глубоко содержательные вопросы.
В дошкольном возрасте, начиная примерно с 3 лет, предметом общения ребенка со взрослым могут стать явления и события, которые нельзя увидеть здесь и сейчас. Например, разговор о дожде, когда светит солнце; о птицах, которые улетели в далекие страны; об устройстве машины и пр. Все эти предметы и явления нельзя увидеть глазами и почувствовать руками, однако через общение со взрослым они становятся вполне реальными и значимыми для ребенка. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным.
Вполне очевидно, что внеситуативное общение существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника. Явным свидетельством появления у ребенка этого вида общения служат его вопросы, адресованные взрослому. В возрасте 4-5 лет дети буквально начинают засыпать взрослого самыми разными вопросами: кто этот столб поставил? Как снег на небо попадает? Почему здесь лужа? И т. д. и т. п. Данный возраст так и называют иногда "возрастом вопросов" или "возрастом почемучек". Необузданное детское любопытство было неоднократно воспето в песнях и стихах, достаточно вспомнить "Почемучка, почемучка, милый мой" или "Сто тысяч почему". Подобные вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. Детей интересует все: почему медведи не носят бусы и брошки? Почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба? Из чего делают бумагу? Кто в черешни косточки положил? И пр. Ответы на них может дать лишь взрослый.
Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Вопросы пятилетнего ребенка поражают взрослого своей неожиданностью. А порой вопросы малышей не только вызывают умиление взрослых, но и ставят последних в тупик, потому что простые, однозначные ответы на них, доступные детскому пониманию, просто невозможны. Интересно, однако, что детям в этом возрасте вовсе не обязательно давать научные обоснования всех их "почему?", да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает. Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.
В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому в ответах нельзя искажать действительность и допускать в сознание ребенка все объясняющие мистические силы. Несмотря на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное, чтобы взрослый, отвечая на вопросы детей, обратил внимание на их интересы. Дошкольник постоянно совершает своеобразные открытия, которыми он охотно делится с взрослым: "А правда, что мандарин — сын апельсина", "Мам, посмотри, улитка устала и нектар собирает, как пчелки!", "Хомяки, наверное, сделаны из мышек". Эти наивные выводы свидетельствуют о том, что ум ребенка напряженно работает, обобщая и анализируя окружающий мир. Общаясь с дошкольником, родители обязательно должны поддерживать и стимулировать его познавательные интересы, поскольку именно в них проявляется познавательная потребность и активность ребенка — основа всех умственных и творческих способностей.
Однако со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно делать, что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо — эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников (6-7 лет). И ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше родители постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно делать, а что делать нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в 6-7 лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей.
Это стремление конечно же должны поддерживать родители. Нужно чаще разговаривать с детьми об их отношениях между собой, давать оценку их поступкам, обсуждать моральный смысл их действий и действий других людей, в том числе героев литературных произведений. Со старшими дошкольниками уже можно говорить о человеческих переживаниях и эмоциональных состояниях: когда нам бывает страшно, обидно, тревожно или весело, радостно, интересно, когда мы гордимся или стесняемся, чувствуем себя виноватыми или уверены в своей правоте. Безусловно, подобные разговоры не должны носить абстрактно-назидательный характер, а органично включаться в собственную жизнь ребенка или в чтение книжек. Такое общение помогает усвоению моральных норм, расширяет представления о людях, способствует не только социальному, но и душевному развитию дошкольника.
Мы описали возможности каждого возраста, отражающие нормальный ход развития ребенка. Но это лишь общая, усредненная возрастная последовательность. В реальной же жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков развития речевого общения. Отклонение от них на незначительные сроки (полгода или год) не должны внушать опасений.
Практика показывает, что многие дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативного общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевое общение на личностные темы. А в некоторых случаях у детей до 5 лет преобладает непосредственное, эмоциональное общение, характерное для младенцев. Конечно, поведение дошкольников при этом совсем не похоже на младенческое. Но в сущности своей отношение ко взрослому и общение с ним у старшего дошкольника может быть таким же, как у младенца. Например, ребенок стремится только к физическому контакту со взрослым — целует его, замирает от блаженства, когда мама гладит его по головке, и т. п. При этом любой содержательный разговор или даже совместная игра вызывают его смущение, замкнутость, а порой и отказ от общения. Единственное, что ему нужно, — это внимание и доброжелательность взрослого. Такой тип общения нормален для младенца 2-6 месяцев, но если он становится основным для пятилетнего ребенка — это уже тревожный симптом, свидетельствующий о серьезном отставании в развитии.
Обычно оно вызвано тем, что дети в раннем возрасте недополучили необходимого им личностного, эмоционального общения со взрослым. Подобное отставание, как правило, наблюдается в детских домах. В нормальных же условиях воспитания это явление встречается довольно редко. А вот застревание на уровне ситуативного общения до конца дошкольного возраста в последнее время стало типичным явлением. Оно заключается в том, что дети хотят играть только со взрослым, их волнует лишь то, какие игрушки разрешит взять сегодня мама, какую игру им предложит. При этом они избегают любого разговора на познавательные и личностные темы: не задают никаких вопросов, скучают, когда рассказываешь им что-то новое, не любят смотреть книжки. Такое поведение естественно для ребенка от 1 года до 3 лет, но если оно сохраняется у 5-6-летних детей, это должно вызывать тревогу и опасения взрослых. Если до шестилетнего возраста интересы ребенка ограничиваются предметными действиями и играми, а личные высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии его речевого общения со взрослым.
В то же время в некоторых, достаточно редких случаях развитие общения ребенка опережает его возраст. Например, отдельные дети уже в 3-4 года проявляют интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любят и могут разговаривать о том, как надо себя вести, стремятся действовать по правилу. Такое опережение, однако, тоже далеко не всегда благоприятно. В тех случаях, когда личностное общение возникает сразу после делового, период познавательного общения оказывается пропущенным, а значит, у ребенка не формируются познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения.
Правильный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждого этапа речевого общения в соответствующем возрасте.
Как научить ребенка речевому общению
Но что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 5-6 лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить малыша общаться со взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер таких занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако существует и общий принцип организации занятий. Это опережающая инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому. Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто делать ребенку замечания или демонстрировать более совершенные и пока недоступные ему виды общения, а вести его за собой, включать его в это общение.
Общение людей всегда имеет два разных, но связанных между собой аспекта — собственную инициативностъ и чувствительность к партнеру, другими словами, человек должен строить собственное высказывание и уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнера. Если хотя бы одна из этих сторон отсутствует в общении, оно разрушается и превращается в нечто иное. Например, если человек постоянно стремится высказаться сам, продемонстрировать себя, настоять на своем и совершенно не слышит своих собеседников (что достаточно часто встречается и у детей, и у взрослых), — это похоже, скорее, на сольное выступление или на приказание, но никак не на общение. Если же один из партнеров предпочитает слушать, соглашаться, подчиняться и при этом практически не высказывается сам, — это тоже не общение, а управление и подчинение собеседнику. И только наличие собственной инициативы (значит, своего мнения, отношения, своих суждений) и умение слышать и отвечать партнеру составляют способность к диалогу, к общению. Эту драгоценную, но довольно редкую способность нужно воспитывать, начиная с детства.
Такой вид общения возможен только в том случае, когда родитель знает и понимает уже существующие интересы и представления дошкольника, а также опирается на достигнутый им уровень развития. Понятно, что общение может происходить по разным поводам и иметь разное содержание. "Обучение общению" лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т. е. с того, что ему интересно. Это могут быть совместные игры, которые особенно нравятся ребенку и которые он сам выбирает: подвижные игры, игры с правилами и пр. Взрослый должен лишь выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх дети ощущают радость от совместной деятельности с мамой или папой, чувствуют себя включенными в общее занятие. В ходе игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и т. д.
Например, после игры в "кошки-мышки" можно спросить детей, чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет, рассказать о диких кошках. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные книжки с картинками (о животных, растениях, машинах), которых сейчас великое множество. Важно, чтобы родители не просто сообщали интересные сведения, а старались включить ребенка в разговор. Для этого нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить их на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Одним словом, взрослый должен поощрять любую познавательную активность со стороны детей, любые проявления любознательности: хвалить за интересные вопросы и обязательно отвечать на них, поддерживать все активные высказывания, касающиеся основной темы разговора. Такая беседа с рассматриванием картинок может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от интереса самих детей. Желательно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора оставалась постоянной. Задача подобных занятий — не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выступать в роли учителя и выбирать слишком сложные и малодоступные детям вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самим детям и о которых у них уже есть собственные представления и знания, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.
Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только наглядный иллюстративный материал (книжки, картинки), но и прошлый опыт ребенка. Вовлечение своих впечатлений в беседу со взрослым обычно начинает сам ребенок. Разглядывая, например, картинки, дети любят вспоминать, где они видели таких зверей или птиц, куда они ходили с родителями и пр. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался от основной темы разговора и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.
По-другому происходит формирование личностного общения. Здесь важно создать атмосферу близости, доверия, открытости друг другу. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил или спел песенку. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности, но не навязывая его как единственное и не подавляя инициативу детей. В дальнейшем умение высказывать и обосновывать свое мнение, сравнивать себя с другими нужно наполнять личностным содержанием.
Разговор на личностные темы желательно начинать с чтения и обсуждения книжек о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут служить рассказы для детей Л. Толстого, Л. Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Детям дошкольного возраста очень важно дать ценностные ориентиры для правильного отношения к человеческим качествам и поступкам. Именно в дошкольном возрасте они могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро — это доброта, помощь, сочувствие, а зло — это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.
К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно применить определенные этические характеристики. Например, человек-паук, черепашки-ниндзя, покемоны, с одной стороны, вполне привлекательны, с другой — они все-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Произведения подобного рода не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения.
Для личностного общения лучше выбирать традиционные классические произведения, где позитивные и негативные персонажи четко разделены. После прочтения такой книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на вопросы, взрослый должен высказать свое мнение и обосновать его. Важно, чтобы ребенок все же попытался сам осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей: спросить, например, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с ребятами можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках. При этом сам взрослый не только спрашивает ребенка, но становится активным участником разговора: высказывает свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывает о себе, о своих знакомых.
Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется в поведении ребенка — в его взгляде в глаза, в сосредоточенности на словах взрослого, в ответах на все вопросы и высказывания старшего собеседника. Отталкиваясь от конкретных историй, описанных в книжках, можно перевести разговор на самые общие человеческие темы. Важно, как мы уже говорили, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Это особенно трудно сделать во время занятий с 5-6-летними детьми. Ведь если в предыдущем случае выбранная тема разговора удерживалась наглядным материалом (картинками, иллюстрациями), то в беседах на личностные темы, подобной наглядной опоры нет и быть не может. Поэтому нужно заранее продумать и приготовить именно такие личностные темы, которые обязательно связаны с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и т. п.), о различных профессиях взрослых и о тех качествах и умениях, которые требуют профессии врача, учителя, артиста. Продолжительность беседы должен определять сам ребенок. Если вы почувствуете, что он тяготится разговором и ему не интересно, лучше прекратить занятие или перевести его в игру.
Формирование личностного общения может включаться в повседневную жизнь ребенка, в его игру, занятия, общение с друзьями. Но для этого важно постоянно обращать внимание дошкольника на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал), что будешь делать потом и т. д. Задавая подобные вопросы, взрослый дает возможность ребенку заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения. Значение этих вопросов (и конечно же ответов) состоит даже не в том, что они выявляют какие-то уже сложившиеся отношения и намерения, а в том, что такие вопросы заставляют дошкольника задуматься о себе, сформулировать, а значит, во многом и сформировать собственное отношение, намерение, действие.
Итак, мы рассказали о возможных и проверенных на практике способах формирования наиболее сложных для дошкольников видов общения со взрослыми. Описанные приемы, разумеется, не являются единственно возможными, поскольку каждый раз приходится учитывать поведение конкретного ребенка, его отношение к предыдущим занятиям, особенности его характера. Хотелось бы лишь еще раз подчеркнуть важность общения ребенка со взрослым.
Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А если ребенок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы так или иначе связаны с отношениями детей и взрослых, а значит, с общением между ними. Если родители хорошо понимают ребенка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные "сеансы" общения. Ведь говорить о чем-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не потребуется много времени, нужно лишь внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Многие наши обвинения и требования возникают в результате того, что мы, родители, плохо представляем психологию малыша и думаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых. Однако все это далеко не так. Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.
Источники
- https://loft-app.ru/blog/dlya-muzhchin/o-chem-pogovorit-s-devushkoi-po-telefonu-10-tem-dlya-razgovora
- https://theblueprint.ru/culture/industry/pravila-razgovora
- https://smotrim.ru/article/2573262
- https://poputti.com/news/samye-populyarnye-temy-razgovorov-v-poezdkakh/
- https://edu.tatar.ru/aviastroit/page85744.htm/page1689457.htm