10 Увлекательных фактов о Прекрасной эпохе
Французское выражение Belle Époque стало употребляться в ретроспективе после ужасов Первой мировой войны — это термин ностальгии по более простому времени мира, процветания и прогресса.
В начале Прекрасной эпохи Франция восстанавливала свои силы после сокрушительного поражения в франко-прусской войне. Эта война стала катастрофой: за всего лишь 9 месяцев Франция понесла потери в 138 871 убитого, 143 000 раненых и 474 414 захваченных в плен — суммарно это было более шести раз больше, чем потери у прусской армии.
После франко-прусской войны Париж вновь столкнулся с трагедией — Коммуной, коротким, но кровопролитным внутренним конфликтом между радикальными революционерами и французским правительством. Эти события принесли новые ужасы и большие потери, и оценки составляют от 7 000 до 20 000 убитых «коммунистов».
Между Парижской Коммуной и обстрелами Парижа германской тяжелой артиллерией город оказался в достаточно плачевном состоянии к моменту подписания перемирия.
На исходе Прекрасной эпохи вновь начинали витать ветры войны. На этот раз всё будет в тысячу раз хуже.
Посмотрев на разрушения — ад на земле — становится легко представить, как каждый французский солдат, дрожащий в грязи окопной войны, отчаянно пытается сохранить в памяти далекое и уютное время —Belle Époque.
Это было глобальное явление
Похожие периоды экономического роста происходили в Британии в конце викторианской и эдвардианской эпох, в Германии при кайзерах Вильгельме I и II в период Германского Рейха, в России под управлением Александра III и Николая II, в Соединенных Штатах во время Позолоченного века, а также в Мексике во времена Порфириато.
Недвижимость Ваддасдона в Баккингемшире, построенная между 1874 и 1889 годами австрийско-британским банкиром и евреем бароном Фердинандом де Ротшильдом, олицетворяет изобилие аристократии той эпохи.
Русские аристократы наслаждались вальсом до утра на роскошных балах в Санкт-Петербурге.
Порфириато — это период, когда Порфирио Диас был президентом Мексики с 1876 по 1911 год. Он продвигал порядок и прогресс, что способствовало модернизации экономики и привлечению иностранных инвестиций. Порфириато закончилось в 1910 году с началом Мексиканской революции.
Позолоченный век в США был периодом стремительного экономического роста — эпохой, когда каждый мог стать потенциальным Андрю Карнеги, и американцы, достигшие успеха, праздновали это как никогда раньше.
Очарование Прекрасной эпохи: Интригующие факты о конце XIX — начале ХХ веков
Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте один раз в день одну из самых читаемых статей. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Прекрасная эпоха — период конца XIX-начала ХХ веков, когда Европа восстанавливалась после франко-прусской войны, и люди наслаждались непринужденным ощущением свободы после кровопролитных сражений. Belle Époque стала временем расцвета экономики, науки и искусства.
Belle Époque — эпоха мира и спокойствия
Прекрасная эпоха, или Belle Époque, охватывает последние десятилетия XIX века до 1914 года. Этот термин возник уже после Первой мировой войны, выражая ностальгию по времени мира, процветания и прогресса.
Стремительный экономический рост во многих странах
Экономический рост в Прекрасную эпоху отмечался не только в Великобритании, Франции и Германии. В Соединенных Штатах конец XIX — начало ХХ века называли Позолоченным веком, и к 1900 году доход на душу населения в этой стране превышал германский и французский вдвое.
Бал в Санкт-Петербургском Дворянском собрании в честь 300-летия династии Романовых 23 февраля 1913 года. Эта картина, созданная Д. Кардовским в 1915 году, дает представление о великолепии тех лет.
В Российской империи это время известно как Серебряный век. В Великобритании данная эпоха также ассоциируется с викторианским периодом, который выделялся блеском высшего класса на фоне бедности низших слоев общества. В это время страна стала самой крупной и богатой колониальной империей в мире.
Резкое увеличение городского населения
Одной из знаковых картин этого время является Бульвар Монмартр, написанная Камилем Писсарро в 1897 году.
С 1872 по 1911 годы население Парижа увеличилось на 64%. К моменту начала Первой мировой войны в столице Франции было больше жителей, чем сейчас. С аналогичной ситуацией сталкивались и крупные американские города: с 1870 по 1900 годы численность населения Нью-Йорка увеличилась в 2,5 раза, а в Чикаго за тот же период произошло десятикратное увеличение.
На снимке — одна из улиц Чикаго около 1900 года, что показывает, как стремительно росли города во время Прекрасной эпохи.
Время прогресса
На Всемирных выставках в Париже в 1878, 1889 и 1900 годах были представлены достижения Франции после поражения в франко-прусской войне. На выставке 1878 года в садах Трокадеро демонстрировалась полноразмерная голова Статуи Свободы перед её отправкой в Соединенные Штаты.
Да здравствует рождение архитектурных чудес
Подписывайтесь и получайте свежие статьи на свой почтовый ящик
Пожалуйста, проверьте свой почтовый ящик, чтобы активировать подписку
В результате бесконечного строительства и перестройки Париж во время Прекрасной эпохи стал хозяином двух знаковых международных выставок: Всемирной выставки 1889 и 1900 года. Многие из достопримечательностей города были возведены для этих двух ярмарок и продолжают восхищать местных жителей и туристов по сей день. Примеры таких достопримечательностей — Понт Александра III, Гранд Пале, Пети Пале и Гара д’Orsay. Но, возможно, самой выдающейся из всех была Эйфелева башня, любимый символ французской столицы. Называемая Железной дамой, Эйфелева башня стала гвоздем программы на Всемирной выставке 1889 года и на некоторое время считалась самым высоким сооружением в мире. Хотя некоторые интеллектуалы критиковали её эстетические качества, Эйфелева башня в конце концов стала символом парижского и французского достоинства.
Еще одним важным инфраструктурным прорывом периода Прекрасной эпохи стал парижский Метро, сокращенно от Метрополитен. Строительство этой системы метро началось в 1890 году, а над её общим дизайном и планированием работал известный инженер Жан-Батист Берлиер. С момента своего открытия в начале XX века, Метро стало известным благодаря своим уникальным входам, богато украшенным элементами стиля Арт Нуво. Эти фееричные входы, ознаменовавшие смелость и противоречивость архитектуры того времени, включали сложные детали, такие как декоративные кованные элементы и полые картуши. Их разработал знаменитый французский архитектор и дизайнер Эктор Гимар, и эти изумительные входы по сей день остаются охраняемыми историческими памятниками. В настоящее время в Париже сохранилось около 86 таких шедевров.
Инновационные художественные движения
В духе новаторства и экспериментов, Прекрасная эпоха стала временем значительных изменений в искусстве. До 1870-х годов большинство художников придерживались консервативных стилей, предпочитаемых Академией изящных искусств. Эта организация предпочтительно принимала работы, затрагивающие традиционные темы, такие как религия и история. Тем не менее, группа художников объединилась, чтобы выразить своё недовольство такой жесткой интерпретацией искусства. Они популяризировали нестандартную манеру письма и изображали повседневные сцены, став известными как Импрессионисты. В их ряды входили теперь уже знаменитые художники, такие как Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Камиль Писсарро. Это движение впоследствии оказало влияние на художников, создающих новые стили, такие как Постимпрессионизм и Фовизм.
С середины 1880-х годов постимпрессионистские художники, такие как Поль Сезанн и Винсент Ван Гог, продолжали раздвигать границы художественной свободы. Их работы, отличающиеся смелыми мазками, искажёнными формами и стилистической абстракцией, определили период перед началом XX века. В 1900-х годах начались новые авангардные художественные стили, такие как Модернизм, а также Кубизм, основанный знаковым художником Пабло Пикассо. Это время также совпадало с популяризацией иллюстраций и плакатов, чаще всего используемых для рекламы культурных мероприятий. Плакаты, оформленные яркими цветами и элементами Арт Нуво, формировали дух эпохи Прекрасной эпохи. Одним из самых известных имён в этой области иллюстративного искусства был Анри де Тулуз-Лотрек, постимпрессионистский художник, чьи работы украшали кафе, кабаре и другие места ночной жизни в конце века Парижа.
Политика
Годы с франко-прусской войны до Первой мировой войны характеризовались необычной политической стабильностью в Западной и Центральной Европе. Хотя напряжённость между Францией и Германией сохранялась из-за потери Францией Эльзаса-Лотарингии в 1871 году, целый ряд дипломатических конференций помогал устранять споры, угрожающие общественному миру: Берлинский конгресс в 1878 году, Берлинская Конго конференция в 1884 году и Альгесирская конференция в 1906 году. Для многих европейцев в эпоху Belle Époque транснациональные, классовые связи стали столь же важны, как и национальная идентичность, особенно среди аристократии. Представитель высшего класса мог путешествовать по значительной части Западной Европы без паспорта и даже проживать за границей с минимальным уровнем бюрократии. Важно отметить, что такие события, как Первая мировая война, массовый транспорт, распространение грамотности и различные вопросы гражданства изменили эти реалии.
На протяжении Belle Époque сохранялась сословная структура, обеспечивающая дешёвую рабочую силу. Подземная железная дорога Парижского метрополитена, наряду с омнибусами и трамваями, обеспечивала транспортировку трудового населения, включая тех слуг, которые не жили в богатых центрах городов. Одним из последствий этого был пригородный рост, из-за которого рабочие и обеспеченные сословия начинали жить на значительном расстоянии друг от друга.
Заголовок газеты, озаглавленный открытым письмом Эмиля Золя к французскому правительству и народу, осуждающим обращение с капитаном Альфредом Дрейфусом во время Дела Дрейфуса.
Тем временем международное рабочее движение также переструктурировалось и укрепило паневропейские классовые идентичности среди тех классов, труд которым обеспечивал Прекрасную эпоху. Наиболее известной транснациональной социалистической организацией стал Второй интернационал. В это время различные анархисты также активно действовали. Политические убийства и попытки покушений были редки во Франции (в отличие от России), но имели место некоторые известные исключения, в том числе убийство президента Марии Франсуа Сади Карно в 1894 году. В 1893 году произошёл взрыв в палате депутатов Франции, что привело к ранениям, но не к死亡.< на самом деле, террористические акты против мирных граждан также имели место в 1894 году, устроенные Эмилем Анри, убившим посетителя кафе и ранившим нескольких других.
Во время Прекрасной эпохи Франция пользовалась относительной политической стабильностью. Внезапная смерть президента Феликса Фора во время своего нахождения в офисе стала для страны неожиданностью, но не привела к дестабилизации правительства. Наиболее серьёзной политической проблемой, с которой столкнулась страна в этот период, было Дело Дрейфуса. Капитан Альфред Дрейфус был без оснований признан виновным в измене, в результате чего возникали фальсифицированные доказательства со стороны представителей французского правительства. Антисемитизм, направленный на Дрейфуса и терпимый в обществе, стал центральной темой скандала и судебного разбирательства, последовавшего за этим. Обсуждение по поводу Дела Дрейфуса разгорелось с новой силой после публикации J’Accuse…!, открытого письма известного писателя Эмиля Золя, осуждающего коррупцию правительства и французский антисемитизм. Это дело поглотило интерес французов на несколько лет и стало объектом широкого массового освещения в газетах.
Наука и техника
Управляемый Flyer: первый продолжительный полет с управляемым самолетом (1903 год).
Прекрасная эпоха стала временем большого научного и технологического прогресса в Европе и вообще в мире. Изобретения Второй индустриальной революции начали широко применяться в эту эпоху, включая усовершенствование легкосплавных, бесшумных повозок в различных модных формах. В конце свой эпохи эти повозки начали заменять автомобили, которые в свои первые десятилетия использовались исключительно состоятельными слоями общества. Французские производители автомобилей, такие как Peugeot, стали пионерами в создании повозок. Эдуар Мишлен изобрел съемные пневматические шины для велосипедов и автомобилей в 1890-х годах. На протяжении этой эпохи также были изобретены скутеры и мопеды.
Некоторые французские изобретатели запатентовали продукты с долговременным воздействием на современное общество. После того как телефон присоединился к телеграфу как средство быстрого общения, французский изобретатель Эдуард Белин разработал бельину, или проволочный фотограф, для передачи фотографий по телефону. Электрическое освещение постепенно заменяло газовое освещение, также в этом периоде были изобретены неоновые лампы во Франции.
Франция была лидером в ранних технологиях кино. Цинематограф был изобретен во Франции Леоном Були и использовался братьями Огюстом и Луи Люмьером, которые провели первые в мире кинопоказы. Братья Люмьер также внесли множество других нововведений в кинематограф. Именно в этот период были разработаны кинофильмы, хотя они не начали приобретать широкую популярность до Первой мировой войны.
Несмотря на то что самолет оставался интересным экспериментом, Франция была лидером в авиации. В 1910 году во Франции была создана первая в мире национальная авиаполк. Два французских изобретателя, Луи Бреже и Поль Корню, проводили независимые эксперименты с первыми летающими вертолетами в 1907 году.
Анри Беккерель открыл радиоактивность в 1896 году, работая с фосфоресцирующими материалами. Его работа подтвердила и объяснила ранее сделанные наблюдения в отношении урановых солей, выполненные Абелем Нипсом де Сент-Виктором в 1857 году.
В эту эпоху биологи и врачи начали осознанно разбираться в теории микробов, что явилось основой для основания бактериологии. Луи Пастер, безусловно, стал самым известным ученым во Франции в то время. Он разработал пастеризацию и вакцину против бешенства. Математик и физик Анри Пуанкаре внес важный вклад в чистую и прикладную математику, а также написал книги для широкой аудитории на математические и научные темы. Мария Склодовская-Кюри работала во Франции и была удостоена Нобелевской премии по физике в 1903 году и Нобелевской премии по химии в 1911 году. Физик Габриэль Липпман изобрел интегральную фотографию, которая используется до сих пор.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ФОТОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Технологические новшества сыграли ключевую роль в эволюции Прекрасной эпохи.
Фотография, в частности, стала искусством само по себе. Фотографы исследовали новые техники и экспериментировали со светом и композициями.
Знаменитые фотографы, такие как Анри Картье-Брессон, запечатлели моменты повседневной жизни с уникальным взглядом, фиксируя мимолетные моменты навсегда.
Однако Прекрасная эпоха была не только периодом художественного великолепия; она также отражала социальные изменения в происходящей действительности. Женщины начали отстаивать свои права и свою роль в обществе. Искусство отражало эту трансформацию, художники, такие как Берт Мори, оспаривали традиционные нормы, изображая интимные сцены из жизни женщин.
ДЛОЛГОВРЕМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ
Хотя эпоха Прекрасной эпохи давно прошла, её влияние по-прежнему видно в нашей современной культуре.
Оптимизм, стремление к экспериментам и поиск красоты и инноваций — это ценности, которые до сих пор резонируют с нами. Наследие Прекрасной эпохи продолжает жить в искусстве, моде и даже в нашем менталитете.
Прекрасная эпоха стала временем необычайного художественного и культурного буйства, когда мир переживал эпохальные преобразования.
Основные художественные направления Прекрасной эпохи, таким образом, позволили искусству открываться новым перспективам, культурный обмен происходил на глобальном уровне, а технологические новшества открывали двери к новым формам выражения.
В эпоху, отмеченную социальными изменениями и безудержным оптимизмом, Прекрасная эпоха продолжает светить как маяк вдохновения для современных художников и мыслителей. Через память этой золотой эпохи мы можем продолжать развивать свою креативность и стремиться к прекрасному и новому, так же как это делали те, кто жил в те волшебные времена.
Я приглашаю вас подробнее изучить работы и истории той эпохи и вдохновиться смелым и новаторским духом Прекрасной эпохи. Её наследие живо и готово направлять нас на нашем художественном и культурном пути.