Еще во время учебы в театральной школе в Лодзи Брыльска начала сниматься в кино. Вначале это были небольшие роли и равнодушные фильмы. Самым заметным можно считать фильм «Ее обычный день» (1963), поскольку в нем у нее была первая важная роль.
Надя из «Иронии судьбы» и еще 2 советские героини, которые вызывают недоумение у иностранцев
Особенности национального кино, сложные для понимания иностранными зрителями.
В этот раз я обсуждал со своими иностранными друзьями три фильма «Ирония судьбы или легкая пара», «Москва слезам не верит» и «Служебный роман». Мне было интересно, как отреагируют на сюжет те, кто не вырос на этих фильмах. Насколько советские героини были бы понятны иностранному зрителю. Это была интересная дискуссия, тем более что у российских зрителей на протяжении многих лет было несколько иное восприятие киногероев.
Надя Шевелева из «Иронии судьбы или с легким паром»
Изначально концепция фильма была не очень понятна иностранцам. Как объяснить англичанке, что она может принять свою квартиру за чужую, даже будучи пьяной? И как голландка может понять, что она может открыть дверь чужого дома своим ключом? Даже шведы, которые любят магазины IKEA, удивляются, как две разные семьи могут иметь совершенно одинаковые предметы обстановки.
Интересно, что сюжет озадачил иностранцев задолго до появления главной героини Нади, о которой я хотел с ними поговорить. В отличие от Ипполита, которого мучил один вопрос — зачем персонаж Мягкова полез в ванну, — моих знакомых, посмотревших фильм, удивили другие моменты. Я поделюсь с вами основными моментами:
- Почему 36-летний Лукашин живет с матерью?
- Как Галя может быть с мужчиной три года и не жить с ним?
- Почему взрослый мужчина рассказывает о своей жене и ее отношениях с его матерью?
Мы смотрим любимый новогодний фильм с закрытыми глазами и с нетерпением ждем каждого нового предложения. У иностранцев нет эмоциональной привязанности к советскому кино. Вот почему первый человек, которого я встретил, посмотрев фильм «Ирония судьбы»? сразу же заявили мне, что фильм полон эйджизма и дискриминирует женщин.
«Главной героине всего 34 года, а она уже считается отработанным продуктом. Она выходит замуж за своего жениха только от отчаяния. Главная героиня использует ее как последний шанс», — поделилась со мной одна англичанка, которая вышла замуж в 39 лет и родила дочь в 41 год.
Если вы помните сюжет, то на самом деле это сама Зения говорит Наде: «Тридцать четыре? Семьи по-прежнему нет. Ну, у меня не получилось. Не повезло. Это случается».
Еще более непонятным был образ Лукашина, который за несколько часов стал для Нади романтически привлекательным героем.
«О какой любви может идти речь, когда женщина видит такое поведение со стороны мужчины. Она учительница, здравомыслящий человек — и вот незнакомец, который разрушает серьезные отношения и причиняет боль еще двум людям в течение нескольких часов. Наверное, автор хотел написать новогоднюю сказку, потому что трудно поверить, что их роман реален», — сказал знакомый кореец.
Большинство отзывов касались роли Жени Лукашина, Надя вызывала у большинства лишь улыбки. Забавно, что никто не хотел верить в любовь с первого взгляда главных героев. И один друг сказал мне, что если бы они сняли продолжение, то персонажи точно бы переехали. Как будто это правда, но я умолчал о второй части фильма.
Катя Тихомирова и ее подруги из «Москва слезам не верит»
В отличие от «Иронии судьбы…», «Москва слезам не верит» не вызвала такого сильного непонимания у иностранок. Некоторые из моих знакомых даже признались, что подобная история могла бы произойти и в их странах. В нем рассказывалось о судьбе Кати, женщины, которую бросил беременный муж, но которая нашла в себе силы вырастить дочь и построить собственную карьеру. Из фабричной работницы она стала кинорежиссером. Образ главного героя, конечно, вызывал уважение только у моих спутников. Но ее друзья были совсем другим делом.
Один знакомый голландец объяснил мне, почему тема поиска мужчин была так важна в фильме.
«Одна из трех подруг в фильме ищет мужчину. Он не ищет любви, он ищет мужа — хоккеиста, случайного парня из химчистки. Он ищет умных мужчин в библиотеке, а потом вдовцов на кладбище. Почему она так одержима мужчинами? Почему она всегда не делает что-то для себя?».
Вопрос о хаотичной личной жизни главной героини по ошибке поднимает менеджер клуба, который искренне удивляется, что Катерина, как руководитель завода, не замужем, и тут же пытается найти ей потенциального мужа.
Но общее неодобрение всех иностранных знакомых женского пола, посмотревших фильм, вызвала фраза главного героя Гоши: «За меня решают все и вся, на том простом основании, что я мужчина».
«Мне трудно представить, что человек, которого я знаю, думает подобным образом. И говорить это вслух — просто оскорбительно для любой женщины», — уверенно заявила мне подруга.
Главный герой, как мы помним, даже извинился перед героем после этой фразы. А весь разговор начался с того, что Катерина попросила Гошу не вмешиваться в образование дочери без ее ведома. Ситуация и то, как она разговаривала с любимой женщиной, смущали иностранных зрителей.
Но история о предполагаемых отношениях между директором завода и слесарем ее не удивила.
«Женщина может принимать больше, чем мужчина, и для мужчины также нормально принимать больше. Так как же вы можете говорить, что это не семья? И мне интересно, как они будут продолжать строить отношения, если для него так важно быть героем? Попросил бы он ее остановиться?» — задал риторический вопрос ее знакомый.
История о непривлекательной женщине, которая под влиянием любви превращается в красавицу, хорошо знакома зарубежным зрителям. Подобный сюжет часто встречается в мировом кинематографе. Служебный роман также изображен очень реалистично и понятен всем без исключения.
Почему Женя и Надя из «Иронии судьбы» в итоге разошлись?
История Жени Лукашина и Нади Шевелевой из «Иронии судьбы, или Я принял хорошую ванну! (1975) знаком каждому (а те, кто еще не знает, рано или поздно узнают).
Не будет спойлером напомнить вам, что фильм заканчивается их воссоединением.
В 2007 году вышла книга «Ирония судьбы. Сиквел» был выпущен. Из этого стало ясно, что союз двух влюбленных продлился недолго и распался так же быстро, как и возник. Женя и Надя разошлись и вернулись к тем, с кем изначально собирались строить жизнь — Гале и Ипполиту соответственно.
Женя с Галей и Надя с Ипполитом
KinoBugle.ru предлагает теорию, которая логично объясняет, почему герои так и не остались вместе.
Александр Шебанов на своем YouTube-канале «Эпизоды» предположил, что причиной разрыва могла стать беременность Нади от Ипполита, о которой он не знал.
Фильм 1975 года заканчивается тем, что Надя приезжает к Лукашину в Москву и остается с ним.
Если эта теория верна, то через некоторое время Надя понимает, что беременна, и сообщает об этом Зении. Он не может принять эту ситуацию и уходит от нее. Севелева возвращается в Ленинград, где ее прощает и принимает Ипполит.
Из «Преемственности» мы узнаем, что Лукашин впоследствии сожалел об этом расставании. У Нади и Ипполита родилась дочь.
Хотя Женя любил Надю, он все равно женился на Гале. У них родился сын, но они развелись.
Костя был сыном Жени и Гали, а Надя — дочерью Ипполита и Нади.
«Он влюбился там (в Ленинграде) и женился на твоей очаровательной маме, с которой, к сожалению, вскоре развелся, потому что продолжал любить ленинградку», — так описывал события между фильмами Павлик, друг Лукашина по бане.
В пользу этой теории говорит фраза, сказанная Ипполитом старшему Лукашину, который приехал в Петербург за сыном:
Ипполит назвал Зению неудачницей.
Под этой «птичкой» Ипполит как бы говорит: «Ты мог бы вырастить эту девочку как свою собственную и быть рядом с любимой женщиной. Но ты отдал ее добровольно».
Эта теория прекрасно объясняет кажущийся абсурдным поворот сюжета, связанный с расставанием главных героев.
Но при внимательном рассмотрении можно увидеть другое, еще более правдоподобное объяснение.
На самом деле беременна была не Надя, а Галя!
Посмотрите на начало первого фильма.
Подтверждение цифрами
Выбор актеров для сиквела также говорит в пользу того, что Галя беременна.
Елизавета Боярская, сыгравшая дочь Нади и Ипполита, родилась в 1985 году — через 10 лет после событий первой части.
На момент съемок ей было 22 года. Ее возраст соответствует возрасту актрисы. Это можно утверждать с уверенностью, поскольку на одной из рамок «преемственности» на стене петербургской квартиры изображена шкала зрелости ребенка.
Если девушка родилась в 1980-х годах, она выросла в 1990-х, и высота на двери относится к этому времени.
Но Константин Хабенский родился в 1972 году и явно выглядит старше Боярской. Костя Лукашин, которого играет Хабенский, идеально подходит для человека, родившегося в 1975 году.
Хабенскому было 35 лет, когда вышел фильм «Продолжение». Он выглядит довольно старым, 32 года, но не 22.
Точки над i
Оказывается, после приезда в Москву Надя недолго жила у Жени.
Галя рассказала ей о своей беременности, Женя вернулся к ней, и в том же году у них родился сын Костя.
Надя снова сошлась с Ипполитом в родном городе, и через 10 лет у них родилась дочь.
Считаете ли вы это правдоподобным объяснением разлуки между Надей и Зеней?
Чтобы у женщины хватило сил выйти из этого треугольника, она должна осознать многие вещи. Прежде всего, что избранница с кольцом лишь использует его и ничего не изменит в его жизни.
Первые роли
Еще во время учебы в театральной школе в Лодзи Брыльска начала сниматься в кино. Вначале это были небольшие роли и равнодушные фильмы. Самым заметным можно считать фильм «Ее обычный день» (1963), поскольку в нем у нее была первая важная роль.
Актриса начала рассказывать о том времени, когда вышла драма Ежи Кавалеровича «Фараон» (1966) и она снималась почти обнаженной в небольшой роли жрицы и наложницы Рамзеса. Ей было стыдно, но желание добиться успеха было сильнее стыда. Позже она поняла, что не было причин скрывать эту красоту. Брыльска получала предложения от режиссеров сняться в том или ином смелом фильме, а от фотографов — на обнаженные снимки.
Актриса согласилась на роль главной героини Евы в драматическом фильме «Бумеранг» (1966), потому что была достаточно чиста.
Вскоре последовали предложения от иностранных режиссеров из ГДР и Югославии, которые обещали высокие гонорары. Брыльска не могла отказаться. В 1968 году вышел вестерн DEFA «Следы сокола» с красавцем Гойко Митичем в роли резвого сокола, а годом позже — сиквел «Белые волки». В обоих фильмах Брыльска сыграла американку Кэтрин Эмерсон. После этого фильма она стала примером для подражания для многих женщин.
После фильма Ежи Гофмана «Пан Влодыовский» (1969) критики писали, что от Брыльской невозможно оторвать глаз в исторических костюмах, в которых она была хороша в роли Кристины Дрохоюшки.
Пиком популярности актрисы на демократическом Западе стала ее главная роль в фильме Романа Залуски «Анатомия любви» (1972). Исследуя тонкости любви и неверности главных героев, режиссер раскрыл диапазон их нулевого опыта и показал подробности их личной жизни. В советском прокате фильм был сильно урезан. Но благодаря ей Эльдар Рязанов нашел актрису для своего будущего киношедевра «Ирония судьбы или Приятного аппетита».
Могут быть знакомы
На роль Нади Шевелевой претендовали все знаменитые красавицы Советского Союза. Среди них Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова. Рязанов почти утвердил Алису Фрейндлих, когда вдруг увидел портрет польской актрисы над кроватью своего сына и вспомнил «Анатомию любви». Выяснилось также, что Барбара Брильска недавно снималась в фильме Александра Зарки «Города и годы» и неплохо говорит по-русски. Они нашли номер актрисы в Варшаве, Рязанов позвонил ей, уговорил пройти пробы и был очень рад, когда ее приняли.
Съемки прошли быстро — два месяца. Брыльска очень ответственно относится к процессу, всегда приходила на съемки заранее, подробно разбирала сцену и спрашивала то же самое у других.
Наличие чувства юмора тоже не помешает. По воспоминаниям членов экипажа, Света однажды зачем-то заглянула в раздевалку, где переодевалась Брыльска. Когда он увидел раздетую актрису, он был ошеломлен и уставился на нее. Ничуть не смутившись, он ответил: «Закройте дверь, иначе вы не сможете посмотреть на его жену!».
Фильм был показан в первой программе Центрального телевидения 1 января 1976 года. 7 февраля фильм был повторно показан по многочисленным просьбам зрителей. Российский зритель уже не мог представить себе празднование Нового года без этого фильма.
В 1977 году команда фильма получила Государственную кинопремию СССР. Барбара Брыльска стала первой польской актрисой, получившей эту награду. «За нее пела Пугачева, я сказала, и она получила приз», — с иронией сказала Валентина Талызина, воплотившая голос польской звезды.
Большой успех Брыльской в Советском Союзе вернул ее в Польшу — ее почти не приглашали сниматься в кино. В то же время ее отношения с мужем испортились. В ее жизни темный этап закончился страшной трагедией: ее 20-летняя дочь, актриса, погибла в автокатастрофе. Барбара пристрастилась к антидепрессантам и полностью потеряла интерес к жизни. Почти три года она не выходила из дома и плакала целыми днями. Актрису спас ее сын, ради которого она привела себя в порядок.
После паузы
В начале 2000 года Брыльска начала выступать на театральной сцене и приняла участие в постановке режиссера Романа Мархолиа «Квартет» в Центре оперного пения Галины Вишневской. Год спустя она вернулась в российское кино и откликнулась на художественный проект Романа Качанова «Даун Хаус».
В сиквеле «Ирония судьбы», снятом режиссером Тимуром Бекмабетовым в 2007 году, она с удовольствием сыграла мать нынешней Нади. И хотя в фильме явно не хватает крутизны 1970-х годов, Брыльска была все такой же очаровательной и впечатляющей в своей взрослой жизни.
В 2008 году актриса посетила съемочную площадку сериала «Адмиралъ», в котором она играла няню.
В октябре 2010 года, во время визита министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова в Польшу, Барбара Брыльска была награждена дипломом за заслуги во взаимопонимании и сближении между обществами Польши и России.
В 2014 году, когда начался конфликт в Крыму и на востоке Украины, она поддержала Украину вместе с известными деятелями польского театра и кино.
После этого в СМИ появились разговоры о том, что актриса получила статус персоны нон грата. Но, возможно, это были лишь слухи, ведь летом 2014 года Барбара Брыльска приехала в Россию и сыграла роль феи в музыкальном фильме-сказке «Тайна черных принцесс». Это был последний фильм, вошедший в ее фильмографию.
Зении казалось, что Надя изменила его, но в итоге они вместе танцевали свой бессознательный невротический танец, в котором она — Венера в мехах и идеал, муза и королева, доминирующая и безутешно вздыхающая одновременно, и тем самым она и ее непостижимость погружают мужчину в этот бессознательный процесс.
Судьба без иронии
Чтобы у женщины хватило сил выйти из этого треугольника, она должна осознать многие вещи. Прежде всего, что избранница с кольцом лишь использует его и ничего не изменит в его жизни.
Ей нужно перестать видеть себя в роли жертвы, понять, что ситуация зависит только от нее, и осознать свою потребность в свободном мужчине. Пока мысли и чувства женщины поглощены ее «супругом», шансы встретить нового спутника жизни минимальны. Мужчины чувствуют, когда женщина кому-то принадлежит, и инстинктивно избегают ее.
Но Надя Шевелева добилась успеха. Она смогла измениться и найти в себе силы расстаться со своим женатым партнером. На вопрос Лукашина «Любите ли вы его по-прежнему?» она решительно отвечает: «Нет».
И сразу после этого расставания на горизонте появляется одинокий Ипполит, с которым, как следует из разговора между героями, она встречается меньше года.
И снова на выбор новой невесты влияет тоска девушки, которой не хватает тепла и заботы отца.
Новый избранник старше, ему 40 лет, серьезный, ответственный и любящий. Он встречает Надю с некоторой снисходительностью.
— Вы беспечны… Заткнись… ты бомж…. он не мог прийти ко мне домой…. странно, что ты вообще его заметил. Что здесь происходит? — Ипполит просит Надю уйти. Она отвечает с улыбкой и соглашается с ним.
Очевидно, что Ипполита и Надю связывают отношения отца и дочери.
— У женщины в этих отношениях есть возможность быть слабой. Она никогда не борется за лидерство, а охотно оставляет его мужчине. Рядом с такими женщинами мужчина может чувствовать себя сильным», — говорит психолог Игорь Нефёдов.
Именно эти качества Нади привлекли Женю Лукашина, которого тоже воспитывала мать. И она всегда старалась держать жизнь своего сына под контролем.
Возможно, именно поэтому он изначально выбрал Галию в качестве своей невесты — жизнь с ней обещала повторение той модели отношений, которую он знал в детстве.
Но когда он оказывается в одной квартире с Надей, у него появляется возможность почувствовать себя в очень необычной роли — роли плохого мальчика, который может позволить себе ослушаться. В результате поведение Лукашина меняется, как он сам признается. Он замечает, что рядом с Надей чувствует себя иначе — смелее, решительнее. «Я чувствую себя человеком, который может добиться всего! Видите ли, во мне дремлет некая сила, которая сейчас пробуждается. Наверное, потому что я встретил вас», — говорит Лукашин.
Неудивительно, что он решает остаться с Надей.
— Вообще, большинство маменькиных сынков, к которым, наверное, относится и Женя Лукашин, выбирают женщин, похожих на своих матерей. Но иногда они стараются избегать модели родительской семьи. А мальчик, выросший в семье, где всем заправляла мама, может стремиться стать абсолютным главой семьи», — объясняет психолог.
Но он сможет добиться успеха, только если встретит женщину, которая готова отдать ему лидерство. Именно это и произошло с героями этого фильма, получившего признание национальной аудитории.
— Конечно, такие события редко происходят в реальной жизни. Немногим сыновьям, воспитанным властными матерями, удается вырваться из-под их влияния и стать независимыми. Лишь немногим из «дочерей не-отца» удается самостоятельно справиться с комплексом неполноценности. Но фильм показывает, что это возможно», — говорит психолог.
Самое главное — признать себя и поверить в свои силы. Тогда у вас есть шанс изменить свою судьбу и встретить именно того человека, с которым вы действительно хотите провести свою жизнь.