На покромку и по-бабьи: как русские женщины повязывали косынку. Русская девушка в платке.

Путь женщины. Способ, при котором концы платка перекрещивались под подбородком, а затем стягивались сзади, использовался замужними женщинами. Они подчеркивали свой социальный статус: жена и муж, хранительница очага, глава семьи.

На покромку и по-бабьи: как русские женщины повязывали косынку

В России вернулась мода на головные платки и шарфы, которые в конце двадцатого века были вытеснены со страниц глянцевых журналов и подиумов как безнадежный пережиток прошлого. Современные красавицы считают яркий шелковый платок, повязанный на голове, особенно элегантным. Правда, не все знают, как носить платок, поскольку некоторые женщины связывают концы вместе на затылке (как бандану), другие — под подбородком.

Как их носили

Эта особенность одежды может не только украсить свою обладательницу, но и защитить ее от ветра и дождя. Именно с этой целью женщины в Древней Руси покрывали голову льняными платками, часто с различными вышивками. Такой платок назывался «убрус». Обычно его завязывали под подбородком.

В своей книге «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX — начале XX века. В своей книге «Народные костюмы русских, украинцев и белорусов в XIX и начале XX века» Гали Маслова (1904-1991), историк с докторской степенью, перечислила несколько способов ношения платков и шарфов, которые были приняты у восточных славян с древних времен.

1. 1. т.е. накидывание шарфа на голову, не завязывая концы, а просто перекрещивая их на груди. Русские горожане XVII века носили платки именно таким образом. Этот метод сохранился до двадцатого века только для толстых шерстяных шарфов, используемых зимой. Интересно, что даже невесты и покойники не повязывают платки во время ритуальных церемоний, а лишь покрывают голову изнутри наружу.

2. шейный платок. Платок носили как древний головной платок, связывая концы под подбородком. Этим занимались женщины из старообрядческих семей в Архангельской, Владимирской, Олонецкой, Нижегородской и Костромской губерниях. Этот способ ношения платка они называли «путь Богородицы», потому что на некоторых старинных иконах пелена Богородицы прикреплена именно таким образом. Но многие жители Поволжья, не являющиеся старообрядцами, также носили платок на голове.

3. путь торговца. Концы платка связывают вместе спереди, над лбом. Если вы внимательно посмотрите на знаменитую картину жены торговца чаем известного русского художника Бориса Кустодиева (1878-1927), то заметите, что шелковый платок молодой красавицы элегантно повязан поперек лба. Узел настолько точен, что края платка похожи на распустившиеся цветы. Многие женщины-торговцы носили головные платки таким образом.

Читать еще:  Что такое куртка-парка и с чем её можно комбинировать. Парки что это такое.

4. девственница. Узел завязывается под подбородком. Российский и советский ученый Дмитрий Константинович Зеленин (1878-1954) в своей книге «Этнография восточных славян» описал этот способ ношения платка как наиболее популярный среди женщин в первой половине двадцатого века. По словам этнографа, оно было заимствовано у немцев и лишь недавно пришло в нашу страну «через поляков». В большинстве российских губерний девушки и невесты носили головные платки именно таким образом.

5-я жена. Замужние женщины обычно скрещивали концы платка под подбородком, а затем завязывали их на затылке, чтобы подчеркнуть свой статус.

6. с узлом на затылке. В некоторых регионах центральной и южной России замужнюю женщину узнавали по платку с узлом на затылке.

С древних времен

Однако существует множество способов завязывания шали. Известный этнограф Зеленин сообщает, что у славянского племени кривичей, живших в VIII-X веках на верхней Волге и в устье Западной Двины, женщины перекрещивали концы платков у подбородка, а затем завязывали их в узел на макушке головы. Можно подумать, что все они страдали от зубной боли.

По словам ученого, красавицы могли защищаться от простуды, мороза и ветра, надевая таким образом шарфы.

Согласно поверью, сила женщины заключается в ее волосах. Поэтому в Древней Руси женщин, которые ходили с непокрытой головой, всегда считали настоящими ведьмами. Женщин боялись, потому что суеверные люди считали, что без волос они могут наводить сглаз и развращать людей. Они также верили, что ведьмы могут навредить женщине через ее волосы. Поэтому жители Древней Руси тщательно прятали свои косы под различные головные уборы и платки, чтобы ни один волосок не упал на улицу.

С возникновением христианства эта традиция укрепилась, поскольку религиозные лидеры запретили женщинам входить в церкви с непокрытой головой.

В начале праздника девушки в полной неподвижности демонстрировали такие ленты перед своими односельчанами: парни, не смевшие прикоснуться к возлюбленным, бросали в ленту орехи, меломакароны и другие лакомства. Дорогой девушке пришлось вынести несколько килограммов таких подношений на своей голове.

История русских платков — первые модели

Традиция покрывать волосы родилась очень давно. Предшественником современного головного платка является убрус или косынка. Это был кусок ткани, который носили замужние женщины поверх головного убора. Его богато украшали вышивкой и надевали вокруг головы, завязывая мягкую шапочку. Концы завязывались узлом или закреплялись булавками. Разновидности:

  • Из белой, красной парчи или атласа — носили состоятельные женщины.
  • Белый или вышитый лен — разновидность, которую носили простые крестьянки.
  • Плотная ткань, обычно льняная, с крупным украшением каймы.
Читать еще:  С чем носить кожаный плащ: 20 стильных фото образов. Кожаный плащ с чем носить.

Незамужние девушки носили русскую одежду на голове, но без подбрюшья, прямо в волосах.

Обязательный предмет

В XIX веке этот предмет женского гардероба распространился по всей стране, а репутация его блеска достигла Европы. Красивый, светящийся аксессуар носили дамы всех возрастов — от маленьких девочек до пожилых женщин. Изменение стиля, который она носит:

  • Первоначально его повязывали поверх шляпы с помощью ремня.
  • Затем его завязывали на голове разными способами — узлами назад, вверх.
  • Узел на подбородке, вариант немецкой культуры, распространился очень быстро.

Национальный аксессуар стал не только дополнением к гардеробу, но и самостоятельным украшением, повседневным платьем, праздничным нарядом. Большое влияние на популярность аксессуара в русском фольклорном стиле оказала православная вера, так как женщины должны были покрывать волосы.

Шаль в русском стиле

История русских платков и шалей — начало производства

До XIX века все аксессуары оставались безымянными, их изготавливали местные мастера. Первым известным автором был Д. Родионов.

В начале века были изготовлены первые шарфы. До нас дошли сведения о крепостных фабриках:

  • Хозяйка Елисеева (Воронеж).
  • Платки Колокольцова — помещик Д. Колокольцов (Воронеж).
  • Merlin Landlady — продукция была популярна благодаря своему высокому качеству и долговечности.

Колыбель русского платочного дизайна — Павловский Посад, расцвет которого пришелся на середину XIX века, производил уникальные узоры с замысловатыми орнаментами. Была создана фабрика по производству печатных рисунков из шелка и других тканей.

В 1865 году началось производство набивных ситцевых и шерстяных экземпляров. Только с началом использования анилиновых красителей (19 век) возник неповторимый образ «драгоценностей Павлова». Теперь модели получали выразительные, светящиеся оттенки, которых трудно было добиться с помощью натуральных красителей.

Яркий русский платок

6. с узлом на затылке. В некоторых регионах центральной и южной России замужнюю женщину узнавали по платку с узлом на затылке.

Что можно было узнать о русской женщине по её платку

Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Сегодня платки и шарфы снова вошли в моду. Женщины любят использовать этот аксессуар, не задумываясь о том, как они его носили. Они завязывают платок так, чтобы было удобно и красиво. Кто-то делает из него косынку, кто-то любит завязывать шарф под подбородком. И действительно, в Древней Руси этот головной убор мог многое сказать о женщине — от ее семейного положения до социального статуса.

Читать еще:  Романтический стиль в одежде для женщин: платья, блузки, юбки, костюм, пальто. Стиль романтический в одежде.

Откуда взялась традиция ношения головного платка и какое отношение к ней имеют волосы?

Входить в храм с непокрытой головой женщине запрещено. /Фото: r.penzainform.ru

По народным поверьям, истинная сила женщины кроется в ее волосах. Женщину, которая ходила с непокрытой головой, могли назвать ведьмой, и люди старались избегать ее. Она могла напустить на себя злобный вид или произнести заклинание. А простые крестьянки должны были покрывать свои волосы, чтобы злая сила не могла творить зло через них. Поэтому женщины носили платки и шарфы и тщательно скрывали свои косы.

Эти аксессуары были связаны разными способами. Например, у племени кривичей, живших в верховьях Волги в VIII-X веках, женщины перекрещивали концы своих кос под подбородком и завязывали их в узел на макушке головы. Исследователи считают, что этот метод помогал дамам прятаться от течений и холода. Для защиты от непогоды женщины носили убрус — вышитую ткань, которую клали под подбородок.

После введения христианства традиция ношения головного платка стала еще более выраженной, поскольку обнаженной женщине не разрешалось входить в церковь.

Платок был обернут вокруг края, головой вниз, как горничная или как носили платки русские женщины.

Платок на покромку носили во многих губерниях. /Фото: img-fotki.yandex.ru

Существовали различные способы ношения платка или шарфа, но можно перечислить самые важные из них.

Платок. Тот же вариант, что и убрус — шарф закреплялся под подбородком булавкой. Этим методом пользовались жительницы Архангельской, Владимирской, Костромской и других губерний, в основном из семей палеомерологов. Это называлось «носить по-богородицки». Жители Поволжья также часто носили головные платки, хотя они не имели никакого отношения к старообрядцам.

Шарф. На самом деле, здесь никто не завязывал шарф, а просто накидывали его на голову и скрещивали концы над грудью. Его носили женщины города в 17 веке. Кроме того, шаль обычно надевали невесты и покойники во время церемоний.

Коммерческий стиль. В этом случае концы шарфа завязывались поперек лба. Они старались сделать красивый и аккуратный узел, напоминающий цветок. Это преследовало две цели — сделать шарф плотно и крепко завязанным и добавить украшение. Купцы обычно использовали этот комбинированный вариант.

Путь женщины. Способ, при котором концы платка перекрещивались под подбородком, а затем стягивались сзади, использовался замужними женщинами. Они подчеркивали свой социальный статус: жена и муж, хранительница очага, глава семьи.

Девичий. Девушки завязывали шарф узлом под подбородком. Эта версия была очень популярна в первой половине 20-го века. Почти во всех провинциях молодые девушки и девочки, желающие выйти замуж, носили головные платки таким образом.

Оцените статью
Astero Studio