Где и как сейчас живет Агафья Лыкова: координаты на карте, биография отшельницы, свежие новости. Агафья лыкова где живет.

ТАСС разыскал Антона по просьбе самой Агафьи, которая во время одного из визитов журналиста пожаловалась, что друг по переписке не навещает ее. Так человек оказался в Горной Шории, Таштагольском районе Кузбасса, который на протяжении многих лет был самой популярной отправной точкой для экспедиций в поселок Лыков.

В сердце тайги. Как в Советском Союзе семья три десятилетия прожила в глухом лесу без контакта с цивилизацией

В 1980-е годы в Советском Союзе, пожалуй, не было более известной семьи, чем эта. Об этом регулярно писали газеты, издавались книги, снимались телевизионные репортажи и документальные фильмы. Вся страна увлеченно следила за жизнью и судьбой Лыковых, отшельников, обнаруженных геологами в дикой и безлюдной тайге Хакасии. Бежав от цивилизации в 1937 году, они десятилетиями жили без контактов с внешним миром, в то время как началась и закончилась Вторая мировая война, взрывались атомные бомбы, человек летал в космос и высаживался на Луну. Из шести человек, выбравших уединение на склонах Западного Саяна, сегодня жива только одна — Агафья Лыкова. Она отказалась ехать в «глубинку» и осталась верна своей хижине, расположенной в 250 километрах от ближайшего населенного пункта. 76-летняя Агафья по-прежнему регулярно появляется в новостях, а видеозаписи ее последних поездок в скит часто набирают миллионы просмотров на YouTube. Феномен самых известных в Советском Союзе отшельников, переселяющихся в тайгу, чтобы жить в лишениях наедине с дикой природой, обсуждается в onliner.

«Наше прибытие явно заметили. Низкая дверь открылась со скрипом. И появилась фигура старика, как в сказке. Босиком. На его теле была надета рваная рубашка. Он также носил залатанные брюки и нечесаную бороду. Волосы на голове. Тревожный, очень осторожный взгляд. И нерешительность. Старик молча смотрел на нас, покачиваясь с одной ноги на другую, как будто земля вдруг стала горячей. Мы тоже молчали. Мы тоже молчали. На минуту мы замолчали. Мы должны были что-то сказать, — сказал я:

— Здравствуй, дедушка! Мы здесь, чтобы навестить вас.

Старик ответил не сразу. Он обернулся, посмотрел назад, коснулся рукой ленты на стене, и наконец мы услышали мягкий, нерешительный голос:

— «Входите, если вы пришли. «

Так геолог Галина Письменская описала свою первую встречу с Лыковыми 15 июня 1978 года. Место действия — крутой берег реки Еринат, притока Большого Абакана. Горная Хакасия, отдаленный уголок Западного Саяна, недалеко от границы с Алтаем и Тувой.

Здесь, в месте, где на сотни километров не было или не должно было быть человеческой жизни, было обнаружено месторождение железной руды. Летом 1978 года он решил отправить группу геологов, чтобы более детально изучить возможные месторождения на берегах Большого Абакана. Во время поиска подходящего места для своего лагеря пилоты вертолетов заметили нечто очень странное. На берегу реки Геринат, недалеко от устья Абакана, пилоты увидели огород, затем поляну и, наконец, полуразрушенную почерневшую избушку, погруженную в землю. Ничего из этого не было отмечено на более подробных картах.

Кемпинг геологов был обнаружен всего в 15 километрах от загадочного объекта. Группа из четырех человек во главе с Галиной Письменской быстро отправилась на встречу с потенциальными соседями. Их мотивацией было не только понятное любопытство к обстоятельствам. В безлюдной тайге можно было найти кого угодно, поэтому Письменская взяла с собой на всякий случай пистолет, который ей дали.

Часовенные

Строго говоря, судьба Лыковых была как необычной для широкой публики, так и типичной для той среды, к которой они принадлежали. Они были старообрядцами, то есть решительно отвергали церковные реформы середины семнадцатого века. Многие палеомерологические движения стремились свести к минимуму контакты с государством, рассматривая его (в его пост-реформационной форме) как сатанинское отродье. Симфония старообрядческой капеллы, к которой принадлежали Лыковы, была одной из таких групп. Лишившись священников в XIX веке из-за репрессий императора Николая I, они заменили их мирянами из своей среды, и отныне службы проводились в тайных (часто домашних) часовнях (отсюда и название). У приходских священников не было причин доверять режиму, который даже забрал их собственных священников, и поэтому они предпочитали жить в изолированных общинах, сами по себе.

Так предки Лыковых впервые переселились в Горный Алтай. Они были очень счастливы там. Правительство было далеко, оно почти не беспокоилось, а для трудолюбивых непьющих (а такими были почти все палеополиты) места хватало. Когда к власти пришли большевики, все изменилось.

В отличие от предыдущего правительства, которое в конце концов примирилось с отдельными старообрядцами, большевикам не нужны были такие автономные общины, которые жили по своим правилам и были объединены религиозным авторитетом. В начале 1930-х годов новая политика дошла до Горного Алтая. Во время коллективизации они пытались объединить старообрядческие общины в фермерские хозяйства. Некоторые из них приняли неизбежное и согласились жить по-новому, другие же восприняли это как очередную волну привычных гонений на «истинных христиан». Лыковы были лишь одним из них. Пытаясь избавиться от «сатанинской» силы, они стали продвигаться все глубже и глубже в тайгу, но возникшее противостояние привело к открытому конфликту.

На земле, где укрылись Лыковы, Советский Союз создал Алтайский заповедник. Попытка выселить семью («браконьеров»!) с земли, объявленной заповедником, закончилась стрельбой. Так погиб брат Карпа Лыкова Евдоким, а сам Карп был уверен, что новая власть тоже от дьявола и не даст им спокойной жизни. В 1937 году, после очередного визита сотрудников НКВД на их дачу в Алтайском, старший Лыков решает увезти жену, сына Савина и дочь Наталью еще глубже в тайгу.

Стремясь избавиться от нежелательных соседей, семья постепенно уходила все дальше и дальше в дикие, безлюдные места, и только в начале 1940-х годов они наконец поселились на берегу реки Еринат. Место для нового, не алтайского, а сагоского поселка было выбрано тщательно. Карп Лыков построил дом высоко на довольно крутом склоне холма, недалеко от ручья, но в месте, защищенном от ветра и, что более важно, неотличимом от реки. Отсюда может происходить нежелательный контакт с внешним миром.

Многие источники утверждают, что геологи в 1978 году были первыми людьми, которых Лыков встретил с тех пор, как начал свою одиссею в 1937 году. Это неправда. В августе 1940 года их пути снова пересеклись с сотрудниками Алтайского природного парка. Их мольбы вернуться в мир и даже обещания работать юристами в структурах заповедника не возымели действия. Старообрядцы оставили только одно укрытие, чтобы продвинуться дальше в тайгу (в этот момент они обосновались в Джеринате). В 1945 году миссия военных инспекторов встретилась с семьей, у которой за это время родилось двое детей, Дмитрий и Агафья. От них Лыковы узнали о войне с «немцами», в которой глава семьи обвинил Петра I, их (и всех палеоамериканцев) главного врага («Это уже второй раз после Первой мировой войны, и все немцы. Проклятие на Питере. Он спал с ними. Едак. «) и о победе Советского Союза. По возвращении в «великую страну» землемеры, естественно, сообщили о неожиданной встрече и даже организовали несколько рейдов в поисках Лыковых, но семье удалось скрыться и остаться незамеченной. Затем они снова постепенно канули в Лету, и только в 1978 году, спустя тридцать лет, к всеобщему удивлению, их снова обнаружили с воздуха.

Без хлеба и соли

«Стены и при лучине были темны: многолетняя копоть света не отражала. Низкий потолок тоже был угольно-темным. Горизонтально под потолком висели шесты для сушки одежды. Вровень с ними вдоль стен тянулись полки, уставленные берестяной посудой с сушеной картошкой и кедровыми орехами. Внизу вдоль стен тянулись широкие лавки. На них, как можно было понять по каким-то лохмотьям, спали и можно было теперь сидеть. Слева от входа главное место было занято печью из дикого камня. > В центре жилища стоял небольшой стол с вырезанным на нем топором. Это было все. Но там было слишком тесно. Размер конуры был примерно два на три метра, и можно было только догадываться, как шесть взрослых особей обоих полов жили в ней годами. Василий Песков так описал «главный дом» Лыковых, который был похож на баню, врытую в землю. Особый интерес представляет образ жизни отшельника, который сложился за последние три десятилетия и в настоящее время хорошо изучен.

Главной проблемой выживания оставалась еда. Лыков получил его из двух источников. Первым источником была тайга, которая не была затронута человеком и окружала лагерь кочевников. Грибы, дикие ягоды (малина, ежевика, лесные ягоды), травы и, в меньшей степени, рыба были хорошим дополнением к рациону, но это были сезонные продукты. Охота была не столь эффективной. По религиозным причинам отшельникам разрешалось есть только копытных животных (медведей есть нельзя, у них есть ноги) и делать ловчие ямы на своих тропах. Со временем олени, маралы и кабарга, научились избегать их все больше и больше, и мясо стало очень редким гостем на столе Лыковых. Однако самым важным продуктом тайги были кедровые орехи. Время созревания было самым важным в году, потому что тогда можно было создать стратегический запас скоропортящегося продукта, который выручал в голодные зимы.

Читать еще:  40 идей недорогих подарков подруге на 8 марта. Что подарить на 8 марта подруге.

Многие старообрядцы, в том числе и прихожане, к которым принадлежали Лыковы, считали картофель «бесовским ростовщическим растением», которое даже было введено в Россию главным врагом всего сущего — Петром I. Но в то же время во многих изолированных скитах старообрядцев, разбросанных по безлюдной тайге, картофель был самым важным фактором их выживания. Лыковы не были исключением. Основу их рациона составлял картофель, хотя он и был греховным. Они ели их жареными (только в шкурке), сушили и делали из них «хлеб» — толстый черный блин из смеси сушеного картофеля, горсти конопляных семян и двух-трех горстей тертой ржи. Когда другие запасы заканчивались, он часто был единственным блюдом в меню, пока не начинался сезон грибов и ягод.

Лыковы не знали ни настоящего хлеба, ни соли, с помощью которой можно было бы дольше сохранить пищу. Они выращивали рожь в своем саду, но ее хватало только на картофельный хлеб и ржаную кашу во время больших религиозных праздников. Лук, репа, горох и конопля росли на одном огороде. Последние использовались для изготовления одежды, которая производилась на примитивном ткацком станке, привезенном из «большой страны» в 1930-х годах. Вскоре после этого они научились плести из кожи убитых животных.

Как показала жизнь, картофель был настолько важен для их выживания, что для того, чтобы заработать на жизнь, им требовались двухгодичные поставки. Одна долгая зима 1961 года, ровно 60 лет назад, когда снег выпал в июне, привела к потере урожая. Картофель собирали только на семена, рожь замерзла, таежная горчица тоже пострадала, а прошлогодние запасы были быстро израсходованы. В тот страшный год ликовцы питались соломой, корой, березовыми почками и кожей, но не все пережили голод. Младший член семьи, Агафья, рассказывала: «Моя мама не смогла выдержать пост. Рыбачить было невозможно — вода была слишком большой. Мы не заботились о скоте, не могли охотиться. Мы перемалывали корни подорожника и питались листьями шиповника». Так Акулина Лыкова умерла от голода в 1961 году, оставив Карпа без жены, а его четверых детей — без матери.

В 1990 году, вскоре после смерти отца, Лыкова временно переехала в старый меровитский монастырь, где стала монахиней. Но ее жизнь в монастыре продолжалась недолго. Она вернулась в скит, заявив, что у нее проблемы со здоровьем и она не согласна с другими верующими.

Координаты и местонахождение на карте

Лыкова Заимка находится в центре карты с координатами 52°0100 северной широты и 88°4000 восточной долготы.

Там, в глухом лесу, стоят три не очень большие хижины, и в этих хижинах живет старый отшельник. Место расположено на строго охраняемой территории Хакасского государственного природного заповедника, в комплексе «Заимка Лыкова».

Жилище бабушки-отшельницы является своего рода местной достопримечательностью. Это происходит потому, что многие не хотят видеть, как бабушка справляется с повседневными задачами трудной жизни в тайге. Многие из них хотели бы сделать что-нибудь, чтобы помочь старой женщине в ее работе. Однако это нелегко.

Как добраться

Есть три пути к жилью Лыкова.

Туда можно добраться на лодке по реке Большой Абакан. Вы можете спросить у инспекторов заповедника, как туда добраться. Есть две сложности: высокая цена (180 000 — 300 000 рублей) и физические требования. Вы должны быть физически здоровы, так как некоторые части маршрута вам придется пройти пешком.

Из Таштагола также можно улететь на вертолете. Это самый простой способ добраться до дома Лыковых, а все крупное и тяжелое можно доставить туда и на вертолете. Но все зависит от связей. И не многие могут сказать это о себе.

Ведь туда можно добраться пешком с южного берега Телецкого озера. Это самый сложный и опасный способ добраться до дома Лыковых, поскольку для его использования требуется разрешение на посещение двух строго охраняемых природных парков. Это не всегда легкая задача.

Самый простой путь от водораздела вниз в долину Еринат лежит через проход, где находится Ракетный осколок. Чтобы воспользоваться этим маршрутом, необходимо пройти обучение и иметь проводника.

Биография старушки отшельницы

Где и как сейчас живет Агафья Лыкова: координаты на карте, биография отшельницы, свежие новости

Родители Агафьи были старообрядцами Капелльской конференции, Лыковыми, которые бежали в труднодоступные районы сибирской тайги во времена советских гонений на веру. Ее отца звали Карп Осипович, а мать — Акулина Карповна.

С конца 1930-х годов ликийцы были полностью изолированы от остального человечества. После 1946 года они переехали на берега Абакана, притока Ерината.

Кроме родителей, у Агафьи Лыковой было два брата и сестра. Ее братьями были Савин, родившийся около 1926 г., и Дмитрий, родившийся около 1940 г. Ее сестру звали Наталья. Она родилась примерно в 1936 году.

Сама Агафья, родившаяся в 1944 году, как уже говорилось, была младшим ребенком у своих родителей. Однако Агафья была самой образованной в семье, и поэтому на нее возлагалась работа по дому.

Акулина Карповна, мать семейства, умерла в 1961 году. Семья Лыковых открылась для остального человечества в 1978 году. В том же году их хижину нашли геологи, исследующие Сибирский регион. Когда это произошло, семья Лыковых состояла из пяти человек.

Где и как сейчас живет Агафья Лыкова: координаты на карте, биография отшельницы, свежие новости

В середине осени 1981 года умер Дмитрий Лыков, брат Агафьи. В декабре того же года умер Савин, старший из ее братьев. Через десять дней умерла и Наталья, сестра Агафьи.

Семь лет Агафья жила одна со своим отцом, Карпом Осиповичем. Она умерла 16 февраля 1988 года, после чего обратилась к своим родственникам, с которыми так и не смогла найти общий язык.

В 1990 году пожилая женщина отправилась в монастырь для старообрядцев, принадлежащий часовне Согласия, и прошла там обряд «оккультизма», то есть надела привычку, чтобы стать монахиней. Но, прожив в монастыре несколько месяцев, Агафья Лыкова решила вернуться домой. Она объяснила это проблемами со здоровьем и идеологическими разногласиями с монахинями.

С того дня она почти никогда не покидала скит, который принадлежал ее семье, а теперь и ей самой. На протяжении многих лет эта женщина, ведущая затворнический образ жизни, принимала у себя журналистов, путешественников, писателей и священнослужителей различных конфессий.

Кроме того, с ней жили послушницы из монастыря и волонтеры, которые помогали старушке по хозяйству. Бабушка переписывалась с местными властями, к которым она часто обращалась за помощью.

Аман Гумирович Тулеев, бывший губернатор соседней Кемеровской области, несколько раз организовывал передачу вещей старушки и медицинскую помощь. В 2011 году глава Русской православной церкви митрополит-отшельник Корнилий (Титов) написал ей письмо с просьбой присоединиться к церкви. Он выполнил просьбу пожилой женщины.

В конце прошлой осени в гости к бабушке Агафье приехал ее новоявленный племянник Антон Лыков.

В избе, среди полок с одеждой и различной утварью, она устроила отдельный, аккуратный и опрятный уголок для икон и святых книг. Агафья кладет Евангелие в железном переплете на полку, обложкой вперед, и аккуратно прикрывает край книги чистой тканью, чтобы на ней не скапливалась пыль.

krest-staivt-a-g.jpg

Агафья Лыкова и Андрей Гришаков. Фото из архива А. Гришакова

Я знаю ее восемь лет и считаю себя подругой Агафьи Лыковой, о которой слышала с детства. Я стараюсь посещать Агафью почти каждый год, чаще всего весной и осенью. Я сажаю и выкапываю картофель — он занимает почти всю площадь огорода старообрядца. Он сажает их в изобилии. Возможно, это напоминание о голоде, который семья пережила в 60-70-е годы прошлого века.

Такая странная дружба

Андрею 42 года, а Агафье Карповне 74 года. Между ними существует разрыв в несколько исторических эпох. Режиссер родом из XXI века, а отшельник — из раскольничьей России XVII века. Как признается Гришаков, иногда ему кажется, что он общается не с бабушкой, а с маленькой девочкой.

«Мы идем по тропинке. Агафья стоит впереди, я стою за ней с фотоаппаратом. Она вдруг поворачивается и говорит своим певучим, молитвенным голосом: «Андре-джи-джи-джи-джи! Look what b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b-b!» Она действительно удивляется окружающему миру, как маленькая девочка. И это то, чему мы должны у нее научиться, вернее, то, что мы уже потеряли», — говорит Гришаков.

Самое продолжительное свидание Андрея Гришакова с Агафьей Лыковой длилось три недели. Он несколько раз строил с ней забор для ловли. Каждую осень отшельница полностью перекрывает реку Еринат: она ставит в ней шесты и палки и натягивает сеть, чтобы можно было ловить рыбу, которую затем вылавливает и завязывает на долгую зиму. В одиночку Агафье требуется неделя, чтобы построить такие плотины, но с двумя людьми это можно сделать за три дня.

Читать еще:  Как правильно тратить деньги: советы и техники для оптимизации расходов. Как тратить деньги правильно.

Каждую осень смотритель помогает собирать сосновые шишки и ремонтировать сараи — хранилища для продуктов. Их регулярно уничтожают медведи или скунсы. В 2016 году она также начала устанавливать для себя спутниковый телефон. Андрей не только помогает инспекторам Хакасского заповедника, но и пытается организовать доставку продуктов, лекарств и, прежде всего, связь с внешним миром. Теперь многое зависит от него. Как и у рок-звезды, у старухи-затворницы есть враги и поклонники. Одни видят в ней «нищую пенсионерку», другие мечтают как-то разделить судьбу этой уникальной женщины и поблагодарить ее за пример храбрости и мужества. Агафья остается в долгу и пишет благодарственные письма на старославянском языке.

pismo_2.jpg

Из архива А. Гришакова

«Глубокий поклон от Агафьи Евгении Николаевне и Виктору Андреевичу. Благодарю Тебя, Христос, за дары.

От Адама лета семь тысяч пятьсот восемнадцать.

Река Еринат».

Иногда в этом принимают участие те, кто называет себя старообрядцами, новообрядцами, раскольниками и просто искателями душ. Однако, осознав все трудности, они уехали так же быстро, как и приехали.

Андрей стал ее самым близким сиделкой: она подарила ему множество семейных реликвий и делилась с ним по ночам своими самыми личными вещами. А три года назад она подарила ему сувенир для своей дочери — корзинку с ягодами ручной работы.

Видео из архива Андрея Гришакова:

А вот уникальное письмо, которое Агафья написала в 1980-х годах своим старым друзьям, которые всегда поддерживали ее в трудные времена.

Из архива А. Гришакова

pismo_1.jpg

Из архива А. Гришакова

«Господь Иисус Христос, Сын Божий, помилуй нас. Аминь.

Глубокий поклон Игорю Павловичу, Николаю Петровичу, Эльвире Викторовне. Желаю вам крепкого здоровья. Прежде всего, духовное спасение и процветание.

Позвольте мне рассказать вам кое-что о себе: Слава Богу, я еще жив, но не очень здоров. Я получил ваши письма. Я благодарю вас за теплые слова и добрые пожелания. То же самое относится и к вам.

Весна холодная. Погода штормовая, после ветра идет снег и сильный дождь. Большое наводнение было необычным, многие большие леса были смыты в реку. Помощников нет, погода холодная, погода холодная. Мы не можем начать сев. Мы поедем с Андреем Гришаковым под дождем на посадочную землю и будем копать.

Нам нужны лекарства, мази. Раны заживают. Теперь есть три маленьких козленка: два козленка и один козленок. Ваши дети — желанные гости. Я бы очень хотел вас увидеть, я помню, как вы к нам приезжали. Доброе утро. До свидания.

От Адама в лето семь тысяч пятьсот двадцать второе».

Надо сказать, что у отшельницы всегда больше всего проблем с сеном. Небольшие островки травы в тайге находятся в низинах рек, где сено сохнет с трудом, а сил для его скашивания не хватает. Но она не сдается: С козами можно разговаривать, и им не так одиноко в заснеженной тайге, а молоко — это еда и лекарство.

Видео из архива Андрея Гришакова:

«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь…»

11 ноября губернатор Кемеровской области Сергей Чивилев посетил скит Агафьи Лыковой, самой известной отшельницы России.

Поводом для визита стал пост Андрея Гришакова на его странице в Facebook о тревожном телефонном звонке отшельника.

Именно здесь отшельница Агафья Лыкова, биография которой описана во многих научных журналах, провела все сознательные годы своей жизни. Суровый климат и изоляция от внешнего мира заставили ее и ее семью разработать методы выживания.

Духовность и затворничество Агафьи

В возрасте пяти лет Агафья прошла обряд крещения, который существовал до раскола церкви в XVII веке, а также изучила церковные уставы того времени. Единственным способом для женщины сохранить душу и тело было уединение на природе и отказ от цивилизации. Агафья Карповна Лыкова не ела картофель, хотя старообрядцы запрещали его употребление. Хотя она чтит законы духовенства и считает, что без духовенства жизнь прекратится и все человечество исчезнет с лица земли.

Суровая жизнь в таежном лесу, среди гор и рек, укрепила ее веру в Бога. Основными продуктами питания отшельницы являются ягоды, грибы, зерно и овощи, которые она выращивает в своем саду. В ее меню также входит рыба собственного вылова и мясо местных животных. Отец научил ее охотиться на животных и оставил ей старое охотничье ружье.

Способ выращивания и консервирования ее продукции передается в семье Лыковых из поколения в поколение. Свою одежду Агафья изготавливает вручную из пряжи, которую она плетет из волокон конопли. Именно она ткала и обеспечивала всех одеждой, особенно после смерти матери. Вы живете вдали от удобств цивилизации и вынуждены полагаться только на собственные силы, чтобы позаботиться о себе.

У бабушки Агафьи есть козы, куры, собака и даже две кошки. Несмотря на свой уединенный образ жизни, она с радостью принимает подарки от охотников и различных туристов, которые посещают старушку в тайге. Из всех современных удобств в ее доме есть механические часы и термометр.

Личная жизнь Агафьи Лыковой

Ее личная жизнь не сложилась, она так и не вышла замуж и не родила детей. В 1990-х годах она дала обет безбрачия в старообрядческом монастыре. Она вернулась в свою хижину после того, как год не жила в монастыре из-за несогласия со священниками церкви. Долгое время живя в одиночестве посреди тайги, она не привыкла к людям, поэтому блага цивилизации были ей чужды.

Год от года Агафье становится все труднее вести хозяйство в одиночку, поэтому отшельница с радостью принимает помощь чиновников, которые с ней общаются, а также рыбаков и охотников, которые бродят по окрестностям. Несмотря на все трудности жизни в тайге, Лыкова не хочет покидать свой дом.

Агафья Лыкова сейчас

По поручению бывшего губернатора Кемеровской области Амана Тулеева врачи внимательно следят за состоянием здоровья Агафьи Карповны и по первому требованию приходят ей на помощь. Во время беседы с участковым женщину дважды доставляли в Горячий Ключ и дважды осматривали в городской больнице, где она проходила профилактические медицинские осмотры. Даже поездка на поезде в гости к родственникам не заставила ее отказаться от жизни в глухой тайге, где каждый день начинается и заканчивается молитвой.

В 1997 году Аман Тулеев посетил дом семьи пожилых верующих и с тех пор активно занимается с оставшейся пожилой женщиной. Узнав о трагической гибели братьев и сестры Агафьи, врачи запретили посещать их дом без специального разрешения. Главные помощники старушки — единомышленники-старообрядцы со всей страны. Они приходят, чтобы помочь ей в повседневной жизни и обрести духовность.

По словам гостей, посетивших дом Агафьи, она здорова и находится в хорошем расположении духа в конце 2019 года. Она ведет хозяйство и постоянно молится по старым молитвенникам, оставшимся ей от родителей. У таежного отшельника также есть спутниковый телефон, любезно предоставленный местными властями, для связи с внешним миром.

Впервые женщина воспользовалась им в декабре 1918 года, когда в Министерство по чрезвычайным ситуациям поступил звонок с просьбой помочь найти пищу для нее и ее животных. Уже на следующий день все необходимое было доставлено, и Сергей Чивилев (губернатор Кемеровской области) лично вылетел в Агафью вместе с Владимиром Макутой (глава Таштагольского района), чтобы проконтролировать доставку продуктов и кормов для животных. Во время этого визита чиновники подарили ей щенка. Врач, летевший с чиновниками, осмотрел его и сказал, что причин для беспокойства нет.

Мы следим за судьбой таежной отшельницы Агафьи Карповны Лыковой и будем следить за развитием ее биографии на нашем сайте.

Помимо картофеля, в меню Лыковых был и ячмень, который они вырастили из одного колоса кукурузы, чудом найденного у Акулины. Четыре года семья выращивала ячмень, не съев ни одного зерна, и только на пятый год они сварили первую кашу.

Кресты и люди

Антон принес подарки для своей родственницы — три метра ткани и теплый шарф. Но особенно Агафья радуется церковным свечам. Есть фонари, есть бензиновый генератор, можно зажечь электрическую лампу, но свечи не простые и имеют для нее сакральный смысл.

В избе, среди полок с одеждой и различной утварью, она устроила отдельный, аккуратный и опрятный уголок для икон и святых книг. Агафья кладет Евангелие в железном переплете на полку, обложкой вперед, и аккуратно прикрывает край книги чистой тканью, чтобы на ней не скапливалась пыль.

Лыкова экономна в своих движениях и эмоциях: Она ходит не медленно, как это принято, а уверенно. Она не повышает голос, не жалуется и не смеется вслух, а лишь улыбается детской, наивной и по-особенному беззаботной улыбкой.

Пока в избе устанавливают окна, Агафья показывает Антону свое хозяйство, рассказывает об иконах, выбрасывает священные книги и ведет его на могилу Карпа Осиповича. Отец таежной семьи похоронен недалеко от дома под простым деревянным крестом, почерневшим от времени.

Читать еще:  10 простых советов, как выбрать утюг для дома недорогой но хороший. Выбираем утюг для дома

Похожий восьмиугольный православный крест был недавно обнаружен Лыковой, «когда закончилась вода», на большом камне на дне небольшой и чистой реки Еринат, в нескольких десятках метров от приюта.

Темно-серый камень с белыми прожилками в форме креста, и никто не может вспомнить, чтобы видел его здесь раньше. Когда Агафью спрашивают, считает ли она это чудом, знаком Божьим, случайным капризом природы или чем-то еще, она просто улыбается и переводит разговор на другую тему: «Ну, у моего медведя в эти дни щеки порозовели. После посредничества она сразу же вернулась домой. А сейчас уже идет снег.

И так продолжается ее жизнь: она ждет медведя после заступничества и встречает раннюю зиму, выращивает картофель и заготавливает сено для коз, носит воду из реки, прядет шерсть, работает на ткацком станке и делает много других необходимых вещей вдали от человеческого общества, наедине с собой. Не все готовы это делать.

Это не один физически сильный и здоровый человек, а их много», — говорит Владимир Макута, который несколько раз посещал Агафью и видел многих ее помощников: Одно дело — провести там день или неделю. Но чтобы жить там, нужно иметь сильную веру. И не у всех это есть.

Антон провел с Агафьей всего несколько часов, но после возвращения долго думал, стоит ли туда ехать. Не столько для того, чтобы испытать веру, сколько для того, чтобы найти в отшельнике духовного наставника. Кто знает, возможно, это не последний полет в ретрит в жизни Антона. При необходимости мы передадим ему контакты пилотов.

Алексей Стрелец

Государственный комитет РФ по печати регистрационный номер 033247 выдан 2 апреля 1999 года.

Андрей Гришаков — телеведущий, кинорежиссер, член Красноярского регионального отделения Русского географического общества. По словам писателя Василия Пескова, его называют главным летописцем жизни Агафьи Лыковой: Он дружит с Геро-Пистиной уже восемь лет и по первому ее зову приезжает к ней в тайгу.

Агафья Лыкова сейчас

Как уже упоминалось выше, до недавнего времени начинающие писатели, журналисты, чиновники и просто любопытные регулярно посещали Лыкову. Кроме того, женщину неоднократно осматривали врачи, и ее здоровье в целом оценивалось как очень хорошее.

Агафья Лыкова и Василий Песков

Сейчас Агафья поддерживает связь с внешним миром через спутниковый телефон и регулярно обращается за помощью, когда она в ней нуждается. У нее есть бензиновый генератор, но она редко им пользуется.

Агафья Лыкова

Лыкова держит кур и коз, у нее есть кошки и собака. Отшельница выращивает картофель, морковь и огурцы и печет собственный хлеб, чего Лыковы не могли себе позволить в полной изоляции. Пока позволяло здоровье, Агафья охотилась со старым отцовским ружьем, а также ловила рыбу.

Агафья Лыкова и её коза

У женщины доброкачественная опухоль, но она не хочет делать операцию, потому что не верит в традиционную медицину и лечится народными методами. Врачи теперь настаивают на том, что отшельницу не следует посещать без необходимости, так как с возрастом ее здоровье ослабевает, и любая болезнь из внешнего мира может ее убить.

Агафья Лыкова в новом доме

В 2020 году для женщины был построен новый дом, так как старый совсем обветшал. У Агафьи пока нет никаких документов, но она и не хочет их оформлять.

Несколько лет назад родственники пытались уговорить ее уехать подальше, но теперь, зная непростой характер отшельницы, они больше не пытаются ее уговаривать, а просто интересуются, как у нее дела, и посылают ей подарки. Родственники могут приходить поодиночке, как показывает пример Антона.

Лучины вместо ламп

Дмитрий Писаренко, АиФ: Денис, как сейчас Агафья поддерживает связь с внешним миром? Вы предупредили ее о своем визите?

Денис Терехов: Нет, у него есть спутниковый телефон, но связь только односторонняя. Она может позвонить сама только в экстренных случаях, поэтому ей разрешили взять телефон. Но она делает это очень редко — для нее это испытание.

Губернатор Кузбасса подарил Агафье Лыковой щенка, которого она назвала Цветочком.

— Что вы имеете в виду? Трудно ли набрать номер?

— Хотя Агафья Карповна не является православной старообрядкой, она старается не прикасаться ни к чему из внешнего мира. Включая телефон. Например, когда мы записывали с ней интервью, она не разрешила нам повесить микрофон с петличкой. Она даже не пользуется спичками: просто поддерживает огонь, пока делает это на кухне. Она зажигает ольху вместо ламп. Конечно, электричества нет.

— А кому он звонит в экстренных случаях?

— Часть леса, где он живет (так называемая избушка Лыковых), относится к Хакасскому заповеднику. Есть люди, которые хорошо его знают и регулярно навещают. Один из сотрудников прилетел с нами и первым заговорил с ней. Затем она сказала: «Это хорошие, поговорите с ними».

Примерно раз в месяц ее кто-нибудь навещает. Это могут быть инспекторы заповедников, геологи, представители правительства, люди, которым небезразлична ее судьба. У нее также есть крестник, Николай, сын геолога Ерофея Седова, который жил по соседству с ней, но умер несколько лет назад. Он помогает ей по хозяйству, заготавливает сено и рубит дрова на зиму.

— Что такое домашнее хозяйство?

— Козы, куры, кошки, собаки. Она сама печет хлеб (муку ей привозят), она дала нам две буханки на время поездки. Она собирает ягоды и орехи. В ее саду растут картофель, огурцы, помидоры и морковь (хотя в некоторых старых странах есть картофель строго запрещено). Еще она любит арбузы, но в тайге их не вырастить, поэтому их ей тоже привозят.

Сейчас Агафье 74 года (хотя Википедия говорит о 75), но она по-прежнему ведет хозяйство одна.

Как живет сейчас отшельница Агафья Лыкова

Как живет сейчас отшельница Агафья Лыкова

Доверчива, как ребёнок

— Как ее здоровье? Она на что-то жалуется?

— У нее опухоль на груди. К счастью, она является доброкачественной. Ее доставили на материк для обследования и лечения. Она прожила там две недели, а затем попросила вернуть ее в коттедж, потому что не могла пить местную воду. И воздух был ей не по душе. Она родилась в тайге, и ее организм другой, он не приспособлен к городской жизни, у нее другой бактериальный баланс. Поэтому тех, кто посещает ее, просят не прикасаться к ней и не обнимать ее. Это может причинить ей вред.

Она не позволяет никому видеться с ней и не доверяет врачам, поэтому трудно оценить состояние ее здоровья. Она использует конопляное молоко в качестве лекарства.

— Но.

— Это традиционный рецепт для облегчения боли, который используется в народной медицине на протяжении веков. В этих широтах конопля просто не вызревает до своего, скажем так, «наркотического эффекта».

— Что знает Агафья об окружающем ее мире, о политической ситуации в нем?

— Они приносят ей газеты, но это религиозные издания. Например, «Старообрядец». Я не видел ни одной светской газеты или журнала с ее участием.

Ее не интересуют ни политика, ни современные технологии. Она убеждена, что технологии вредны и опасны. Возможно, она имеет поверхностное представление о том, что происходит в мире, благодаря тому, что ей рассказывает ее собственный крестник Николас, но она видит это через призму благочестивой веры. Она говорит, что дьявол испортил мир и все в нем, включая медицину. Вот почему они не будут лечить вас в больницах, несмотря ни на что. «Вера была испорчена, настоятельницы стали выходить замуж, а монахи жениться», — сказал он.

О чем бы вы ее ни спросили, она всегда возвращается к теме веры. Если вы спросите ее о распорядке дня, она ответит, что просыпается и молится Богу. Она невероятно верна. Я понял, что для нее Бог — это как старый друг, который живет рядом, на другой стороне леса. Для нее он очень осязаем и конкретен, как будто она чувствует его физическое присутствие.

Агафья Карповна считает себя монахиней. Кстати, старообрядцы относятся к ней так же. Раз в год ее навещает отец Игорь (Мыльников), настоятель старообрядческого храма иконы «Всех скорбящих Радость» в Новокузнецке. Он — ее исповедник. Ее также посетил митрополит Корнилий, предстоятель Русской православной церкви старого календаря.

Второе, о чем она продолжает «рассказывать», это то, что она так хотела остаться девственницей, полностью отдать себя Богу, но ее обесчестили и не дали ей сохранить девственность. С объектом обращаются мягко, но создается впечатление, что в течение жизни ее неоднократно насиловали. И ей всегда удается вставить слово, что очень важно для нее. Она невероятно открытый и доверчивый человек. Как ребенок.

— У вас создается впечатление, что она нуждается в постоянном уходе? Я имею в виду, что люди, которые прилетают раз в месяц, никогда не знают, найдут ли они ее живой.

— Да, она сама сказала, что ей нужен помощник. Она работала, а Агафья молилась. У нее не хватало времени на молитву, потому что работа на ферме отнимала у нее много сил.

Оцените статью
Astero Studio