Ирина Александровна Антонова — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, действительный член Российской академии художеств Ирина Александровна Антонова родилась в Москве 20 марта 1922 года. С 1929 по 1933 год она жила со своими родителями в … Энциклопедия новостей
Биография
С 1929 по 1933 год она жила с родителями в Германии.
Во время Второй мировой войны она получила образование медсестры и работала в госпитале.
В 1945 году она окончила Московский государственный университет и поступила в аспирантуру Государственного музея изобразительных искусств им. Область ее научных исследований — искусство итальянского Возрождения.
С февраля 1961 года она является директором Государственного музея изобразительных искусств им. В этом качестве Антонова инициировала и организовывала важные международные выставки, такие как Москва-Париж, Москва-Берлин, Россия-Италия, Модильяни, Тернер, Пикассо и многие другие1 .
Он является автором более 100 публикаций (каталоги, статьи, альбомы, телевизионные программы, сценарии к научно-популярным фильмам). В течение многих лет он преподавал в Институте истории искусств МГУ, Московском государственном университете, Институте кино, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Институте восточных языков в Париже.
Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2011 года).
В 2012 году он был включен в список полномочных представителей кандидата в президенты Владимира Путина.
Семья
Отец Ирины Антоновой, корабельный электрик Александр Александрович Антонов, был активным участником Октябрьской революции, а после революции — директором Института экспериментального стекла.
Мать — Ида Михайловна (ур. Розенблюм) окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.
Муж Ирины Антоновой Евсей Иосифович Ротенберг (18.07.1920-15.10.2011), доктор искусствоведения, автор важных работ по классическому искусству Западной Европы, возглавлял отдел классического искусства Института искусствоведческих знаний. Их единственный сын Борис родился в 1954 году 2 3 .
Академические звания и степени
-
Член Российской академии образования, отделение образования и культуры (1989),
- Действительный член Российской академии художеств (2001, член-корреспондент с 1997),
- Член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
- Почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета
Награды
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из трех женщин, вместе с Майей Плисецкой и Галиной Виснефской):
-
I степени (6 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие музейной тематики, сохранение и популяризацию национального и мирового культурного наследия 4
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20 марта 2002 года) — за выдающийся вклад в развитие национальной культуры 5
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 марта 1997 года) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в сохранение национального культурного наследия России 6
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 февраля 2012 года) — за большой вклад в развитие национальной культуры и многолетнюю общественную деятельность 7.
- Удостоен Государственной премии Российской Федерации (1995) (Франция).
- Командор Ордена искусств и литературы (Франция),
- Бригадный генерал ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (7 декабря 2000 года) 8.
- Общественная премия «Сокровище Отечества» 9.
- Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии экономики и предпринимательства 10 в 2001 году.
И это сработало! Советские люди готовы были стоять в очереди по семь часов, лишь бы увидеть улыбку Моны Лизы. Это считалось чудом. За полтора месяца около 300 тысяч человек посетили экскурсию по картине….. Это был последний зарубежный тур шедевра эпохи Возрождения из Лувра в Париже.
Директор музея
За время работы в Государственном музее изобразительных искусств Ирина Александровна доросла до должности старшего научного сотрудника. В 1961 году она заняла пост директора. Непросто было руководить Пушкинским музеем в период партийного идеологического застоя.
Ирина Антонова в молодости / ВКонтакте
Несмотря на цензуру, новый режиссер был смелым и новаторским. Она начала организовывать выставки западноевропейских художников, в том числе Анри Матисса. Она также начала организовывать музыкальные вечера. На этих вечерах звучали произведения композиторов, творчество которых не вызывало недовольства партии: Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского и Альфреда Шнитке. В 1960-х годах д-р Антонова ввела в практику чтение по методу Виппер-Снаппера.
В начале 1970-х годов Антонова провела полную реорганизацию выставок и залов. В этот период были организованы беспрецедентные для того времени выставки — в одном зале выставлялись как русские, так и зарубежные работы. Были выставлены забытые картины из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, хранившиеся в запасниках.
Вскоре художественный критик установил тесные контакты с западными культурными центрами. В конце 1970-х годов картины нью-йоркских художников впервые были выставлены в здании Государственного музея изобразительных искусств.
Период перестройки в стране совпал с расцветом музея. Организованные им выставки «Россия — Италия», «Пикассо», «Москва — Париж» и «Модильяни» приобрели всемирную известность. Впервые в СССР были выставлены картины Казимира Малевича и Василия Кандинского. Среди посетителей Государственного музея изобразительных искусств были такие выдающиеся личности, как король и королева Нидерландов, Джон Рокфеллер, Хуан Карлос и Франсуа Миттеран.
Ирина Александровна постоянно придумывала что-то новое, чтобы привлечь публику. Сюда входили вечера, на которых не только выставлялись картины, но и звучала живая классическая музыка. Фестиваль «Декабрьские вечера» был очень интересной композицией.
Приверженность и любовь директора к искусству привели к значительным изменениям: появлению частных коллекций, созданию новых музеев и детского центра в помещении Государственного музея изобразительных искусств.
Владимир Путин и Ирина Антонова / ВКонтакте
В 2011 году Антонова стала членом Общественной палаты РФ, а годом позже вошла в список доверенных лиц Владимира Путина. В возрасте 91 года Ирина Александровна стала возглавлять государственные музеи страны, но проработала в этой должности всего 3 месяца.
Кульминация карьеры Антоновой наступила, когда ей пришла в голову идея восстановить в столице Музей нового западного искусства, разрушенный в 1948 году. С точки зрения лауреата двух российских государственных премий, здесь должны быть представлены экспонаты Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств. Это предложение привело к конфликту среди экспертов, и вскоре Ирина Александровна была снята с должности. Бывший директор Пушкинского музея является президентом Государственного музея изобразительных искусств с 2013 года. Свидетельство о назначении подписал министр культуры Владимир Мединский.
Книги
За свою творческую карьеру Ирина выпустила более 100 публикаций различного характера, включая каталоги выставок, статьи и сценарии для популярных научно-фантастических фильмов. Она также читала лекции в Московском государственном университете, Институте восточных языков в Париже и других учебных заведениях. Ее научная деятельность была признана — в 1979 году она была удостоена звания художника РСФСР, а в 1989 году получила звание академика РАО.
Одним из самых ярких моментов в наследии директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина стала ее книга «Диалоги об искусстве. Пятое измерение». Публикация содержит материалы из авторской программы, выходившей на канале «Культура» с 2002 по 2020 год.
Книга «Воспоминания. Орбита судьбы», опубликованный после смерти Ирины Антоновой. Он основан на расшифровках устных рассказов директора Пушкинского музея о ее собственной биографии, а также на редких фотографиях, связанных с ее работой в Пушкинском музее.
Личная жизнь
Муж Ирины, Евсей Иосифович Ротенберг, также был известным художником. Он умер в 2011 году, к тому времени пара прожила вместе 64 года и стала необычайно близка. В интервью об их личной жизни Антонова сказала, что они с мужем прошли через все законы и условия отношений и сумели достичь фантастического взаимопонимания и доверия.
Ирина Антонова и Евсей Ротенберг / ВКонтакте
Даже болезнь их единственного сына Бориса Ротенберга была не трагедией, разделившей их, а общим горем, которое укрепило их любовь. Слишком часто, говорит директор Пушкинского музея, мужчина уходит из семьи, когда в ней появляется ребенок с проблемами. Но Евсей Иосифович оставался рядом с ним, проживая и переживая этот трудный путь вместе с женой. И его последними словами на смертном одре была фраза:
Антонова никогда не раскрывала диагноз своего сына и долгое время не упоминала эту тему в интервью. Он был одаренным мальчиком, который рос до шести лет: интересовался музыкой и литературой, читал наизусть классику. Затем у него начали развиваться психологические проблемы. Мать Бориса Ротенберга тщетно пыталась вылечить своего наследника и смиренно надеялась, что в жизнь ее сына войдет человек, который будет ухаживать за ним в инвалидном кресле.
Когда началась война, Ирина окончила курсы медсестер и весной 1942 года в звании унтер-офицера поступила на работу в госпиталь на Красной Пресне.
Карьера
Почти весь год директор музея посвятила работе, хотя в годы застоя столкнулась со многими трудностями. В те годы от искусства требовалось только прославлять идеи Коммунистической партии Советского Союза. Поэтому ей приходилось прилагать большие усилия не только для управления музеем, но и для организации выставок. К сожалению, цензура не была отменена.
В 1960-е годы требовалась определенная смелость и новаторские качества, чтобы продвигать современное западное искусство, которое не только не приветствовалось Советами, но и полностью отвергалось. Антонова осмелилась бросить вызов Екатерине Фурцевой, министру культуры СССР, и пойти против политики КПСС, и организовала выставки современного искусства — Матисса, Тишлера. Она способствовала организации музыкальных вечеров в музее, на которых исполнялись произведения композиторов Снетке, Стравинского и Рахманинова, чьи произведения были отвергнуты советскими властями.
В 1960-е годы у Ирины возникла идея такого культурного события, как Випперовские чтения, в честь своего учителя и бывшего директора Пушкинского музея Б.Р. Виппера.
В 1970-х годах Антонова начала полную переделку залов и экспозиций своего детища.
Кульминацией ее усилий стала выставка картин советских и зарубежных художников в одном зале музея. У посетителей музея была уникальная возможность сравнить произведения разных школ искусства и сделать собственные выводы.
В 1974 году по настоянию директора была проведена ревизия всех запасников музея и изъяты все картины зарубежных художников, ранее находившиеся в частных коллекциях Ивана Морозова и Шухина. Десятилетиями они находились в запасниках, и только благодаря Антоновой были перенесены в отремонтированные залы на первом этаже музея.
В конце 1970-х годов Пушкинский музей начал тесно сотрудничать с западными выставками и музеями. Антонова много работала над тем, чтобы крупнейшие музеи мира, такие как Метрополитен в Нью-Йорке, могли представить советским посетителям картины важных художников.
В 1980-х и 1990-х годах Пушкинский музей вышел на совершенно новый уровень. Сейчас здесь проходят выставки мирового масштаба. Выставка «Москва-Париж» приобрела статус события 20-го века, впервые показав картины Кандинского и Малевича, художников, которые долгое время были запрещены в Советском Союзе.
Ирина Антонова часто сопровождала экспонаты из своего музея в разные страны. Эти поездки расширили ее кругозор и помогли ей подружиться со многими известными людьми. Многие знаменитости также посещали ее музей: Антонова организовывала экскурсии в Пушкинский музей для Рокфеллера, Миттерана, Хуана Карлоса, Ширака, Оппенгеймера, короля и королевы Нидерландов.
Антонова стремилась привлечь в музей как можно больше посетителей, поэтому постоянно придумывала новые мероприятия, чтобы заинтересовать публику. Именно она создала связь между музыкой и искусством, которая позже привела к «Декабрьским вечерам» с пианистом Рихтером.
Заслуги
Ирина Антонова является автором более ста публикаций и внесла важный вклад в культурное наследие России. Эти преимущества не остались незамеченными. Награждена орденами Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» и Трудового Красного Знамени. Он также является кавалером итальянского ордена «За заслуги» и французского ордена командоров искусств и литературы. Он является действительным членом Мадридской академии и Российской академии.
Помимо работы в музее, Антонова преподавала в Институте восточных языков в Париже и читала лекции по истории искусств в Московском государственном университете и Институте кино.
В течение двенадцати лет она была вице-президентом Совета музеев ЮНЕСКО, а в настоящее время является его почетным членом.
Несмотря на свой преклонный возраст, Антонова часто посещает концерты, театральные и цирковые представления. Посещение культурных мероприятий дважды в неделю — это привычка, которую родители привили ей с раннего возраста. Ей также нравится водить машину, которую она называет крепостью.
Ссылки
Для нас важно, чтобы информация была актуальной и правильной. Если вы заметите какие-либо ошибки или неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter .
С февраля 1961 года она является директором Государственного музея изобразительных искусств им. В этом качестве Антонова инициировала и организовывала важные международные выставки, такие как Москва-Париж, Москва-Берлин, Россия-Италия, Модильяни, Тернер, Пикассо и многие другие1 .
Увидеть «Джоконду»
Панно, художники, ухоженный двор, новые объекты, превратившие Волхонку в музейную улицу, — все это, конечно, важно. Но самым важным остаются выставки, фестивали и образовательные программы, которые придали музею узнаваемое «выражение другого человека» и воспитали поколения искусствоведов и людей, которые никогда не забудут уроки Ирины Антоновой.
В мае 1971 года в Москве с размахом прошла Генеральная конференция ИКОМ (Международного совета музеев). В то время в СССР много говорили о деэскалации в мире — и контакты с зарубежными коллегами были приоритетными. Однако потребовалась определенная инициатива и талант, чтобы это стало чем-то большим, чем просто представление. По предложению Ирины 18 мая, день открытия конференции, был объявлен Международным днем музеев. Он отмечается сегодня. Прежде всего, жизнь музея стала более интернациональной.
Екатерина Фурчева, министр культуры СССР, выступает на открытии картины Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы». 1974
Когда в 1974 году Антонова узнала, что знаменитая картина Леонардо да Винчи «Джоконда» выставляется в Японии, она решила привезти шедевр в Москву: «Я страстно хотела, чтобы наша страна увидела его. Она подала эту идею министру культуры СССР Екатерине Фурцевой — и та ответила слегка высокомерным, но оскорбительным тоном: «В меня влюблен французский посол. Давайте попробуем — может, ему удастся убедить себя…».
И это сработало! Советские люди готовы были стоять в очереди по семь часов, лишь бы увидеть улыбку Моны Лизы. Это считалось чудом. За полтора месяца около 300 тысяч человек посетили экскурсию по картине….. Это был последний зарубежный тур шедевра эпохи Возрождения из Лувра в Париже.
Марина Лосак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, о продаже цифрового искусства, выставке мумий и перепланировке помещений.
«Декабрьские вечера»
Она не умела работать аккуратно и комфортно, следуя академическим стереотипам и давно установленным стандартам. И Самым удивительным проектом Антоновой были, конечно, «Декабрьские ночи» — как и все остальное, что было создано в помещении музея в сотрудничестве со Святославом Рихтером. Пианист стал постоянным посетителем музея уже в 1949 году. Он и Ирина Александровна родились в один день — правда, в разные годы. Из смущения Антонова никогда не рассказывала ему об этом совпадении. Рихтер случайно обнаружил ее за два года до своей смерти — и возмущенно поздравил ее: «Как это возможно? Ты приносишь мне в этот день цветы, подарки и поздравления, и все! Как вы могли это скрыть?»
В 1981 году у них возникла идея организовать первый в музее фестиваль музыки и живописи, посвятив его русской культуре XIX и начала XX века. Название предложила Антонова: Дары волхвов. Он соответствовал рождественскому настроению, даже название улицы Волхонка. Но Рихтер покачал головой: «Они нас не поймут». Название фестиваля было простым — «Декабрьские вечера». В Белом зале музея на Волхонке каждую зиму собиралась вся Москва. Галина Уланова, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Васильев, Олег Табаков были среди зрителей в узком зале…
Во многом первый фестиваль Рихтера привлек внимание публики к Николаю Метнеру, полузабытому композитору, последнему романтику русской музыки, эмигрировавшему из Советской России в 1921 году. С тех пор такие вечера проходят каждый год — и каждый раз это живое исследование родства музыки, живописи, театра и поэзии, склонностей и увлечений мастеров, которые служили и служат ему.
Ирина Александровна Антонова и Святослав Теофилович Рихтер. 1985
Для тех, кто смог присутствовать на этих торжествах, воспоминания останутся навсегда. И дело было не в престиже — ни Рихтер, ни Антонова не были ценителями «светской жизни». Они просто показали, что вся наша жизнь полна искусства — стоит только присмотреться, научиться слушать и видеть. Когда-нибудь история «Декабрьских вечеров» будет написана — и мы откроем эту книгу как самую точную летопись нашей культурной жизни, ее легенд, ее взлетов и падений.
Кто был судьей для музея, для Антоновой? «Мы не можем до конца проникнуть в великую музыку, в великое исполнение. Мы не можем быть одинаковыми. Но в тот момент, когда мы слушаем его и наслаждаемся им, в каком-то смысле мы одинаковы. Это самое большое счастье. Рихтер знал, как вызвать это у слушателя. Он умел не только сделать искусство доступным, но и приблизить его. Он обладал магической силой убеждения. И это можно сказать не только о Рихтере. Ирина Антонова, вероятно, сыграла не менее важную роль в музейной культуре, чем Святослав Теофилович в музыкальной.
Антоновой удалось раскрыть первоначальный смысл этого музея, который был задуман как беспрецедентный культурный центр, где все — от «греческого» фасада главного здания до акцентов экскурсоводов — погружает посетителей в историю искусства.
Реабилитация авангарда
Директор музея не раз приветствовал «могучих» в своих стенах. В 1981 году престарелый Леонид Брежнев посетил впечатляющую выставку Париж-Москва и, по воспоминаниям Ирины Александровны, «терпеливо разглядывал весь авангард, потом увидел картину Ленина работы Ерасимова, попросил стул и сел перед ней. Потому что он был доволен знакомым, это было трогательно». Эпизод забавный, но главным эффектом выставки стало возрождение русского и советского авангарда, о существовании которого раньше лучше было не говорить. Сам Генеральный секретарь оставил благожелательную запись в гостевой книге выставки. После этого «сложные художники» и «революционное искусство» были прославлены как национальные сокровища. Не менее известными были выставки Амедео Модильяни, Марка Шагала и других.
Выставка «Империя чувств. От Франсуа Буше до Жана-Батиста Грёза» посвящена непристойному искусству 18 века.
«Наиболее распространенное понимание этого высказывания заключается в том, что жить нужно не только практической деятельностью, но и осознанием красоты в каких-то других категориях. Любовь к искусству помогает расширить представление о красоте и тем самым обогащает жизнь», — пояснил он.
Западное искусство в массы
Люди, хорошо знавшие ее, говорили, что все свободное время она проводила в музее. И работа ее была нелегкой — в 1960-е годы, после кратковременной оттепели, во всех сферах жизни, особенно в культуре, наблюдался застой. Поэтому Ирине Антоновой, директору Пушкинского музея, требовалось определенное мужество, чтобы организовывать выставки западного искусства в реакционном Советском Союзе и преодолевать бюрократические и цензурные препятствия.
То, что она начала в 1960-х годах, сегодня считается новаторским и смелым, потому что Антоновой удалось привезти в Советский Союз лучшие произведения современного западного искусства, которые не вписывались в модель министра культуры Фурцевой и политику коммунистической партии. Тем не менее, в Пушкинском музее были выставлены работы Матисса и Тишлера и звучала музыка Шнитке, Стравинского и Рахманинова.
Именно в это время начались знаменитые Випперовские чтения, посвященные бывшему научному руководителю и наставнику музея Борису Робертовичу Випперу.
Музей преображается
При Ирине Александровне Антоновой Пушкинский музей стал тем культурным учреждением, которое мы знаем сегодня. По ее настоянию была проведена полная реорганизация выставок и залов.
В музее всегда проводились уникальные выставки, например, когда в одном зале выставлялись работы отечественных и зарубежных портретистов. Это дало посетителям уникальную возможность сравнить себя с Ренуаром и Серовым.
Именно Ирина Александровна Антонова настояла на том, чтобы работы западноевропейских художников из коллекций меценатов Ивана Морозова и Щукина были выставлены на всеобщее обозрение в 1974 году. В конце 1970-х годов началось сотрудничество между Пушкинским музеем и Метрополитен-музеем в Нью-Йорке.
В 1981 году вместе с известным российским композитором Святославом Рихтером он организовал фестиваль живописи и музыки «Декабрьские вечера». С тех пор он проводится каждый год, и Антонова остается его бессменным директором.
В годы перестройки и в современной России
Согласно биографии Ирины Антоновой, перестройка была трудным временем, так как на страну обрушились бедствия, и сфера культуры получала деньги в последнюю очередь. В то же время ей удалось поднять Пушкинский музей на принципиально новый уровень. Так, выставка «Москва-Париж» была объявлена событием века, поскольку на ней впервые в СССР были показаны работы Казимира Малевича, Кандинского и других художников, которые долгие годы были запрещены в Советском Союзе.
В 1996 году искусствовед Ирина Антонова оказалась в центре крупного скандала со своей выставкой «Золото Трои», на которой были представлены находки Генриха Шлимана с археологических раскопок.
В то время многие западные и даже местные деятели культуры обвиняли, что правда о так называемом «Золоте Трои», тайно вывезенном из Германии в 1945 году, до сих пор замалчивается. Позже Советский Союз неоднократно заявлял, что не имеет никакого отношения к утраченным артефактам. Теперь они извлечены из музейного хранилища и выставлены на всеобщее обозрение. Сама Антонова считала, что это признак открытости нового российского правительства и его готовности к любым переговорам.